Исх. 15:6–7 . Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. Десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси противных. В сих словах Господь изображается под видом воителя, дающего знать врагам Своим крепость десной руки Своей, нещадно поражающей их. Под множеством славы, которою Господь стер сопротивных, разумеется множество, или неистощимый запас славной, неодолимой силы Его. Исх. 15:8 . Послал еси гнев Твой, пояде я, яко стеблие, и духом ярости Твоея расступися вода. Огустеша, яко стена воды, огустеша и волны посреде моря. Гнев Божий на Египтян представляется под образом пламени пожирающего стеблие, – солому. Можно впрочем и в буквальном смысле понимать это место, если взять во внимание молнии, блиставшие из туч, или из облачного столпа, и разившие Египтян (см выше гл. XIV, ст. 24) – Духом ярости Твоея расступися вода. Воды Чермного моря расступились для спасения Евреев и для погубления Египтян. В отношении к последним воды расступились по действию ярости, т.е. сильного гнева Божия. Ветер, разделивший море, называется здесь человекообразно духом, т.е. дыханием этой ярости. Господь во гневе Своем на Египтян дунул на воды, – и оне расступились для того, чтоб завлечь их на осушенное морское дно, и здесь, как бы в западне, всех погубить. – Огустеша, яко стена, воды, расступившиеся воды приняли вид сгустившегося молока и образовали подобие стен посреди моря. Исх. 15:9 . Рече враг: гнав постигну, разделю корысть, исполню душу мою, убию мечем моим, господствовати будет рука моя. В сих словах изображается мстительность и корыстолюбие фараона. Он мечтал не только возвратить господство над мнимыми беглецами посредством кровопролития, но и обогатиться вместе с своими сподвижниками добычею от них и ею исполнити душу свою, т.е. насытить алчность свою к корысти. Исх. 15:10 . Послал еси духа Твоего, покры я море, погрязоша яко олово в воде зельней. Послан еси духа Твоего, покры я море. Одного дуновения или мановения Твоего достаточно было, чтобы стены вод морских, между которыми безопасно прошли Израильтяне, обрушились на Египтян и покрыли их, чтобы они потонули, как свинец в воде зельней, – бурной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Первая часть заканчивается приемом у Настасьи Филипповны. Мотив денег вводится рассказом Фердыщенко о самом дурном поступке: он украл три рубля у знакомых; в краже обвинили служанку и выгнали. Особенных угрызений совести он ни тогда, ни потом не чувствовал. И рассказчик заключает: «Мне вот все кажется, что на свете гораздо более воров, чем неворов, и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл». Этой низменно–шутовской исповедью подготовляется эффект катастрофы. Рогожин приезжает купить Настасью Филипповну: в руках его «большая пачка бумаги, крепко и плотно завернутая в «Биржевые ведомости» и обвязанная туго–натуго со всех сторон и два раза накрест бечевкой, вроде тех, которыми обвязывают сахарные головы». Он предлагает сначала 18 тысяч, потом надбавляет до сорока и, наконец, доходит до ста. В трагическом аукционе пачка — сто тысяч — играет главную роль. Настасья Филипповна возвращает слово Гане и срамит его. Мотив корыстолюбия связывается с мотивом преступности. Служение мамоне приводит к человекоубийству. «Нет, теперь я верю, — говорит она, — что этакой за деньги зарежет! Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели. Сам ребенок, а уж лезет в ростовщики. А то намотает на бритву шелку, закрепит да тихонько сзади и зарежет приятеля, как барана, как я читала недавно». Настасья Филипповна ссылается на дело купца Мазурина, убившего ювелира Калмыкова. Снова вторгается в роман уголовная хроника. Свое апокалиптическое видение мира автор строит на фактах «текущего момента». Героиня швыряет в огонь пачку со ста тыся–чами и бросает вызов Гане: вытащи деньги из огня и они — твои. Эффект этой сцены заключается в контрасте между бескорыстием хозяйки и алчностью ее гостей. Она вызывает не только Ганю, но весь «проклятый» мир, поклоняющйся золотому тельцу. Происходит смятение: Лебедев «вопит и ползет в камин», Фердыщенко предлагает «выхватить зубами одну только тысячу»; Ганя падает в обморок. В эту вакханалию золота вступает и князь: он предлагает свою руку героине, заявляя, что получил наследство, что он тоже миллионер.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

По прошествии семи субботних годов, пятидесятый год был годом юбилейным. Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник очищения. Все предписания о субботнем годе прилагались также и к нему, даже более, все рабы еврейского происхождения отпускались на волю со всеми своими семействами, тогда как в субботний год рабы получали свободу только единолично; долги отпускались вполне; должники, проданные в рабство, становились свободными; недвижимая земельная наследственная собственность, почему-либо утраченная, возвращалась прежним владельцам без всякой платы и вознаграждения ( Лeb. XXV, 8–55 ст.). Название года юбилеем происходит от еврейского слова, имеющего значение звука, производимая трубою, которым возвещалось наступление знаменательного и радостного времени сего года. Распоряжениями юбилейного года, как и субботнего, достигались очень важные благодетельные последствия для общественной, религиозной и нравственной жизни еврейского народа. Возвращение земельных участков прежним владельцам должно было внушать евреям ту мысль, что земля Обетованная собственно принадлежит Богу и они не имеют права самовластно распоряжаться ею. Вместе с этим оно препятствовало скоплению богатства в одних руках владетелей во вред другим, подавляя таким образом у них алчность и корыстолюбие; им также удерживалось различие между коленами и сохранялось от смешения то из них, из которого должен был произойти Спаситель мира. Дарованием же прав свободного состояния в год юбилея указывалось евреям, что все они одинаково принадлежат Господу Богу и должны с любовью, уважением и благожеланием относиться друг к другу, как дети одного и того же отца ( Лeb. XXV, 35–55 ст.). В таинственном смысле субботний и юбилейный годы предуказывали наступление того благодатного времени, когда придет обетованный Спаситель мира, освободит все человечество от рабства греху и диаволу, возвратит людям утраченное ими в раю блаженное отечество и голосом евангельского благовестия о Своих великих делах огласит чрез апостолов всю землю (Ис. LXI, 1–2 ст.; Лyk. IV, 17–22 ст.). Значение левитского служения, по объяснению св. Апостола Павла в послании к евреям

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Корень нашего сребролюбия кроется в том, что деньгами мы пытаемся заменить надежду на Бога, уверенность в Его заботе о нас. Отказавшись от веры в Бога, мы утратили не только смысл жизни и смерти. Мы потеряли знание о том, что мы не одиноки и что мы кому-то нужны. Из детей Небесного Отца мы превратились в бездомных сирот, которые вынуждены идти на все, чтобы выжить. Свой страх перед жизнью, свою неуверенность в будущем, свои комплексы и нереализованные мечты мы компенсируем деньгами. Кроме того, этот грех связан и с гордыней, когда, идя по жизни, человек надеется исключительно на свои автономные силы. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения, – предостерегает апостол Павел ( 1Тим. 6, 17 ). «Сребролюбие внушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других [все] необходимое», – говорил авва Евагрий. В раннехристианской аскетической письменности этому пороку уделялось большое значение. Порок корыстолюбия включал в себя довольно широкий спектр значений: «жадность», «лихоимство», «любостяжание», «ненасытимость», берущих свои истоки в учении Нового Завета. По наблюдениям аввы Евагрия, впадая в какой-либо порок, особенно плотского характера, человек постепенно свыкается с ним; приобретенная страсть при отсутствии сопротивления начинает разрастаться, набирая все большую силу вплоть до разрушения личности: «Как неудержимо течение реки, так ненасытна алчность неправедного мужа». Принципиальная ненасытимость плотских желаний обременяет душу излишними попечениями, направленными на удовлетворение страстей. В результате Царство Небесное, как цель жизни человека, подменяется многими малыми преходящими задачами, целью решения которых становится удовлетворение множества постоянно сменяющих друг друга желаний и потребностей. «Алчущий материальных благ поглощается многими заботами, а держащийся за них впадает в горькие скорби» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он сочетал в одной картине свежие краски добродетельной страсти, владычествующей прелестью очарования своего в сердцах невинных, с мрачными красками угрюмой и кровожаднейшей мести, и хитрость злобной старости с доверчивою смелостию добродетельной молодости» 66 . В 1807 г., когда уже приближалась война России с Наполеоном, Озеров в трагедии «Димитрий Донской» воскресил борьбу России с Мамаем и знаменитую Куликовскую битву. Вот содержание этой трагедии. В шатре великого князя Московского происходит совещание всех князей, собравшихся на битву с Мамаем. Все князья советуют Димитрию не принимать посла Мамая, приславшего с требованием дани; только старый князь Белозерский, боясь поражения, советует заплатить дань Мамаю, чтобы сохранить мир и спокойствие в России. На такой совет Димитрий отвечает: Ах! лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестной! Так предки мыслили, так мыслить будем мы. Прошли те времена, как робкие умы В Татарах видели орудие небесно, Чему противиться безумно и невместно. Но в наши дни и честь и самой веры глас Против мучителей вооружают нас. Сей глас вещает нам, сей веры глас заветный, Что павшему в бою венец готов бессмертный, Что в радость райскую чрез гроб вступает он. О Сергий, пастырь душ, кого сограждан стон Толико раз смущал среди молитв пустынных, Толико слез извлек на участь неповинных, О ты, который нам, священною рукой Явив, благословил сей предлежащий бой! Из той обители, где дни ведешь смиренны, Внуши мои слова: тобою вдохновенны, Они воспламенят Российския сердца Искать свободы здесь, иль райскаго венца! Так лучше жить престать, иль вовсе не родиться, Чем племенах чужих под иго покориться, Чем званьем данников корыстолюбью льстить. Сим рабством ли беды мы можем отвратить? Кто платит дань, тот слаб; кто слабый дух являет, Тот алчность наглую к обиде призывает 67 . Однако ж он приказал привести посла Мамая и на его гордую речь, исполненную угроз, сказал: .... Чудный крепостью и справедливый Бог Поможет нам сотреть гордыни вашей рог; Поможет нам отмстить убийства, расхищенья, Пожары, грабежи, все роды истребленья, Которые от вас Россия пренесла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

5 Скверноприбытчеством – использованием в приобретении чего-либо скверных (неправедных, нечестных) средств. 6 Мшелоимством – взяточничеством, корыстолюбием (продажностью). 7 Ревнованием – ревностью, подозрительностью (недоверчивостью). 8 Памятозлобием – злопамятностью. 9 Лихоимством – алчностью (в приобретении чего-либо). 10 Чувствы – чувствами. 11 Грехи – грехами. 12 Душевными вкупе и телесными – как душевными, так и телесными. 13 Имиже Тебе – которыми Тебя. 14 Прогневах – прогневал. 15 Ближняго моего онеправдовах – несправедливо поступил с моим ближним. 16 Винна себе Тебе Богу моему представляю – я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим. 17 Имею волю каятися – имею желание принести покаяние. 18 Точию... помози ми – только... помоги мне! 19 Прешедшая же согрешения моя – прежде бывшие (прошлые) мои согрешения. 20 Яже изглаголах – которые высказал, исповедал, открыл.   Когда отходишь ко сну, произноси: В ру€це Твои€, Го€споди Иису€се Христе€, Бо€же мой, предаю€ дух мой: Ты же мя благослови€, Ты мя поми€луй и живо€т ве€чный да€руй ми. Ами€нь.   Молитвы разные Молитва Иисусова Го€споди, Иису€се Христе€, Сы€не Бо€жий, поми€луй мя гре€шнаго.   Молитва св. Ефрема Сирина Го€споди и Влады€ко живота€ моего€, дух пра€здности 1 , уны€ния 2 , любонача€лия 3 и праздносло€вия не даждь ми. Дух же целому€дрия 4 , смиренному€дрия 5 , терпе€ния и любве€ да€руй ми, рабу€ Твоему€. Ей, г о€споди, Царю€, да€руй ми зре€ти 6 моя€ прегреше€ния и не осужда€ти бра€та моего€, я€ко благослове€н еси€ во ве€ки веко€в. Ами€нь. 1 Дух праздности – праздное состояние духа, не занятого Господом. Ср. Мф. 12, 44: Тогда (нечистый дух) говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его (т. е. душу человека) незанятым, выметенным и убранным. 2 Уныния – удрученного состояния духа, беспечности, бездействия в деле спасения. 3 Любоначалия – желания быть начальствующим. 4 Целомудрия – чистоты помыслов и чистоты телесной, благоразумия и непорочности. 5 Смиренномудрия – добродетели, противоположной гордости. Св. Василий Великий говорит, что в отношении к людям «смиренномудрие имеет тот, кто считает всех превосходнейшими себя самого». По отношению к Богу «смиренномудрие», по словам св. Исаака Сирина, «состоит в том, чтобы, имея в сокровенности нечто, достойное гордости, не гордиться этим, и в помысле своем вменять это в прах».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Араб спит с протянутыми двумя руками. Если бы у него их было десять, он бы все их протянул – был бы тем (по исповеданию), кто больше ему даст, и до тех пор, пока другой не даст больше”» («Новые поборники...». С. 49–51). Что касается храмов у арабов, «то если они и пришли в плачевный будто бы вид, это уж никак не по вине патриархии, а в виду явной и недобросовестной беспечности самих туземцев, которые не хотят содержать ни священников, ни храма. А между тем на всем Православном Востоке, кто же, как не сама паства, содержит архиереев, духовенство, богадельни и больницы? На каком же основании для туземцев Палестины все эти учреждения должна содержать патриархия?» (С. 124). Аноним не находит также оснований возлагать попечения о школах для арабов на палестинскую иерархию. «В то время, – говорит он, – как “поборники Православия” осуждают патриархию в недостаточном устройстве школ в Палестине, Православное Палестинское общество в седьмом отчете признает, что для местного населения школы, как женские, так и мужские, не составляют сознательной потребности. Это, скорее, для них предметы роскоши или подражания. Чтобы школа действительно приносила пользу, безусловно, необходима здоровая народная литература, которая могла бы питать вышедшее из школы поколение. Такой литературы на арабском языке не существует; отсюда понятно, что раз выйдя из школы, ученик скоро забывает все то, чему он в ней учился. Ввиду такого положения, собственно, потребности в школе нет» (С. 67). Автор доказывает, что и сами арабы равнодушны к школе: даже богатые между ними не дадут денег ни для устройства школы, ни для ее поддержания, а детей своих они без всякого смущения отдают в какой-нибудь французский пансион в Бейруте или еще где-нибудь. Наконец, укажем то, под каким углом зрения смотрят два разбираемых нами автора на отношения греческой иерархии к русским паломникам и русским деятелям в Палестине. Г-н Соловьев в отношениях греческой иерархии усматривает корыстолюбие, алчность, недоброжелательство и стремление стать посреди дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

б) «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб а не господин. Для него легче отдать кому-либо часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из закопанного золота. Он с такой же заботливостью хранит свое сокровище, как будто ему строго запретил кто даже дотрагиваться до этого клада, и бережет свое, как чужое» 206 . в) «Ростовщик проводит время в праздности и ненасытной алчности; ему неизвестны – ни труд земледелия, на заботы о торговле. Он сидит на одном месте, питая домашних зверей; хочет, чтобы и незасеянная, и необработанная земля произращала ему плод. Вместо плуга у него перо, вместо поля – бумага, вместо семян –чернила, вместо дождя – плодотворное время, неприметно возвращающее стяжания его. Серп у него – взыскание долга, а гумно – тот дом, в котором он вымогает последнее имущество у несчастных, как зерна из снопов. Он смотрит на все, как на свою собственность; желает, чтобы люди подвергались нуждам и бедствиям, только бы в крайности прибегали к нему... Сборщиков и поверенных своих следит так же, как коршуны следят воинские ряды и сражения. Он всюду носит свой кошелек, и показывает беднякам, как приманку, дабы они, нудимые бедностью, бросились к нему и, схватив приманку, попали на уду корыстолюбца... Все раздает нуждающимся, но не из человеколюбия, а из сребролюбия» 207 . «Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрелости, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собой приходит к концу; но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможности пресыщения... Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость; потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и умалением, больший и большии возжигает огонь» 208 . «Есть телесная болезнь... весьма мучительная, называемая у врачей ненасытностью (вулимиа) когда человек, принимая множество пиши, не перестает чувствовать голод... Сребролюбие есть ненасытность души, которая поглощает много, но никогда не удовлетворяется и постоянно мучится желанием» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Гордыня, изощренная гордыня, состоит в том, чтобы воздерживаться от действия, дабы не подвергаться критике. Величайшее смирение проявляет Бог, когда творит мир, который ни на йоту не прибавит Ему славы, а затем творит и род человеческий, дабы тот критиковал Его же творение; и если остались в творении Божьем некие недоделки, оправдывающие, хотя бы внешне, такого рода критику, то смирение Господа тем лишь возвеличено. И стало быть, Дон Кихот, когда ринулся действовать и обрек себя на риск терпеть от людей насмешки за свои деяния, явил в чистейшем виде образчик истинного смирения, хотя обманчивая видимость может натолкнуть нас и на иные толкования. И властью смирения он увлек за собой Санчо, преобразив его любостяжание в честолюбие, а жажду золота в жажду славы — единственно верное средство излечить ближнего от алчности и любостяжания. Затем Дон Кихот раздобыл деньги: «одно он продал, другое заложил, с большим для себя убытком» — и тем самым исполнил совет толстяка трактирщика. Был наш Рыцарь безумцем рассудительным, — не существом вымышленным, как полагают светские маловеры, а человеком из плоти и крови, из тех, кому надо было и есть, и пить, и спать; и умереть. Подготовил Санчо в путь осла и дорожные сумки, а Дон Кихот — сорочки и прочее, и вот «однажды ночью оба они, никем не замеченные, выехали из деревни, причем Санчо не попрощался даже с женой и детьми, а Дон Кихот — со своей экономкой и племянницей»: оба, как и подобает мужчинам, одним рывком освободились от уз грешной плоти. Второй раз выезжает Рыцарь в мир — и снова под покровом темноты; и снова никто его не видит. Но теперь он больше не один — он взял с собой в путь Человечество. В пути вели они беседу, и Санчо напомнил своему господину про остров. Недоброхоты и в этом усматривают очередное проявление корыстолюбия Санчо, — их послушать, он хозяину своему служил лишь из корысти, — и они не замечают, что в том случае, когда человек в здравом разуме повинуется безумцу, больше кихотизма, чем в том случае, когда безумец повинуется собственному безумию. Вера заразительна; а вера Дон Кихота так сильна и пламенна, что вливается в душу тому, кто любит нашего Рыцаря, и полнит ее до краев, а притом не идет на убыль и у самого Дон Кихота — напротив, прибывает и прибывает. Но таково свойство живой веры: вера прибывает, когда изливается на других; по мере того как ею делятся с ближними, ее становится все больше. Ибо вера, если живая она и истинная, не что иное, как любовь!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=828...

Вот что между прочим говорится о сем у одного из наших толковников: «жребий служения Иуды был жребием свидетельствования сторонника врагов Иисуса и предателя Учителя своего. Если бы одни только верные свидетельствовали о высокой чистоте жизни Господа, Его учения и намерений, то в них можно было бы видеть друзей и соучастников. Враги Господа кроме Иуды не могли желать лучшего свидетеля на суде, но даже и ценою золота ничего не извлекли для себя от корыстолюбивого предателя и по необходимости должны были подкупать других лжесвидетелей» (см. у Протоиерея Полотебнова, стр. 42 и 43). Замечательно выражение об Апостольском служении, как жребий. Это выражение заимствовано из обычая Евреев решать некоторые дела метанием жребия (так, напр., об одежде Иисуса Христа метали жребий: ( Мф.27:35 )). Жребий по-гречески зовется κλρος, посему и все причисленные к священному служению называются «клириками», а совокупность их – «клиром». 52 Сообщение Апостола о смерти Иуды очень характерно. Он не говорит об общеизвестном удавлении Иуды ( Мф.27:5 ), но сообщает, что он низринулся (с дерева, на котором повесился), причем у него (еще живого) расселось чрево и оттуда выпали внутренности. Этот смертный ужас, конечно, должен был поразить слушателей страхом ужаса, хотя многие из них и знали это. Обращая затем внимание на алчность Иуды, Апостол как бы самому Иуде приписывает приобретение на 30 серебренников (около 45 рублей), полученных им за предательство, земли, причем цену называет «неправедною мздою», потому что продают то, что принадлежит кому по праву. А здесь раб продал Владыку, лукавый ученик – Божественного Учителя. Нехорошею мзду эту нашли и Еврейские начальники, а потому, когда Иуда бросил им ее, сказавши, что он предал им неповинного, то они не могли взять ее, чтобы положить в церковную сумму, хотя говорили только, что это невозможно потому, что «эта цена крови» ( Мф.27:6–7 ), умалчивая о том, какая эта кровь, и зная хорошо, что эта кровь действительно была неповинная. 53 Упоминание об общеизвестности всего этого Иерусалимлянам Апостол может быть делает для успокоения умов верующих, смущавшихся предательством Иуды, ибо все дело это, взятое в целости, ясно Доказывает, что гнусный изменник потерпел достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010