В 1852 г. открылось Костромское попечительство о бедных духовного звания, оно действовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г. В 1875 г. в Ипатиевском мон-ре была устроена богадельня (дом призрения) для престарелых священно- и церковнослужителей на 12-15 чел. Средства на ее создание пожертвовал митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , уроженец Костромского края, в связи с чем богадельне присвоили его имя. Учебно-духовные заведения во 2-й пол. XIX - нач. XX в. В 1866 г. епархия за 20 тыс. р. приобрела в Костроме 3-этажное здание товарищества «Новая костромская льняная мануфактура» и 3 примыкавших к ней каменных дома на ул. В. Набережная (с 1925 - ул. 1 Мая) для Костромской ДС. Постепенно здесь был обустроен целый семинарский городок. В 1878 г. на верхнем этаже общежительного корпуса состоялось освящение ц. в честь Сретения Господня (семинарский храм до 1918). Начальный этап женского духовного образования в епархии связан с именем Е. П. Шиповой (1796-1883), уроженки Солигаличского у., представительницы правосл. дворянского рода. В 1845 г. по ее прошению последовало Высочайшее разрешение на открытие 2-го подобного заведения в стране - уч-ща для девиц духовного звания в Солигаличе. Уч-ще работало в городе с осени 1846 до 1848 г. и было переведено в Ярославль. В 80-х гг. XIX в. духовенство епархии начало сбор средств для создания своего епархиального жен. уч-ща, открытие к-рого состоялось 9 сент. 1901 г. В 1912 г. здесь обучалось 640 учениц. С сер. 80-х гг. XIX в. в епархии начала формироваться сеть церковноприходских школ. В 1888 г. таких школ насчитывалось 98, в 1892 г.- 118, в 1897 г.- 224, в 1905 г.- 337, в 1913 г.- 355, в 1916 г.- 360. В 1913 г. в церковноприходских школах обучалось 16 676 детей (10 386 мальчиков и 6290 девочек). Такие школы открывались и при монастырях: в 1888 г.- при Богородицко-Игрицком, в 1892 г.- при Николо-Бабаевском, в 1913 г.- при Ипатиевском. В 1887 г. образцовая церковноприходская школа для мальчиков появилась при Костромской ДС, с 1906 г. образцовая церковноприходская школа для девочек работала при Епархиальном жен. уч-ще. 1914-1917 гг.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

С 1893 г. жил в Москве. В 1895-1901 гг. дирижер Русского хорового об-ва (РХО), в 1899-1906 гг.- Русской частной оперы С. И. Мамонтова и Оперного театра С. И. Зимина, а с 1925 г.- Большого театра. Под рук. И.-И. 9 марта 1913 г. силами соединенных хоров РХО, Московской консерватории и Синодального уч-ща церковного пения было осуществлено 1-е в Москве исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха. С 1893 г. профессор, в 1905-1918 гг. директор, в 1919-1922 гг. ректор Московской консерватории; преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. По приглашению С. В. Смоленского преподавал в Синодальном уч-ще (1894-1896), был членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще (1916-1917). В числе учеников И.-И.- известные музыканты Д. И. Аракишвили , А. М. Баланчивадзе, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, З. П. Палиашвили , Ю. С. Сахновский и др. В 1924-1925 гг. ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории. Имя И.-И. в 1924 г. присвоено муз. уч-щу, в 1996 г.- образованному на его основе Музыкально-педагогическому ин-ту в Москве, а также муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине. В своих муз. произведениях И.-И. опирался на традиции рус. классики, его творчество отличается жанровым многообразием: он - автор 6 опер, 2 симфоний, увертюры «Яр-Хмель» (ор. 1, 1881), 6 оркестровых сюит, в т. ч. «Кавказских эскизов» (op. 10, 1895), симфонической поэмы «Мцыри» (op. 54, 1924) и др. сочинений для оркестра, ряда кантат, в т. ч. «Коронационной приветственной кантаты» для детского хора на слова В. Буслаева (ор. 12, 1895), музыки к исторической пьесе В. М. Гончарова «Ермак Тимофеевич» (op. 50) для голоса, хора и оркестра, камерной музыки, свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, свыше 100 сочинений для голоса и фортепиано. К духовной музыке И.-И. обратился в кон. 90-х гг. XIX в. под влиянием Смоленского (см. письмо И.-И. Смоленскому от 12 апр. 1902 г.: РГИА. Ф. 1119. 137. Л. 4-5). Тяготея к циклическим формам, создал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (18 номеров, в т. ч. причастный стих «Утвердися сердце мое во мне» на текст 1 Цар 2. 1-10) и «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (12 номеров, 1904; гл. обр. неизменяемые песнопения, за исключением «Господи, воззвах» и степенн, к-рые также являются авторскими сочинениями), а также жанровые циклы «Два запричастных стиха» и «Пять херувимских песней».

http://pravenc.ru/text/673803.html

С. 282-285). 2 окт. 1874 г. Д. был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. По его мнению, причиной перевода стало распространение штундизма в нем. колониях Херсонской губ. Одесская паства намеревалась обратиться с просьбой к Александру II (пребывавшему в Ливадии) оставить Д. в епархии, но он был против ходатайства, к-рое могло привести к его увольнению на покой. 30 нояб. 1874 г. Д. прибыл в Ярославль. За короткое время в Ярославле 17 раз посетил ДС, 12 янв. 1875 г. освятил новоустроенный семинарский храм свт. Димитрия Ростовского. При Д. было устроено новое ДУ в Ростове. В Ярославле отметил 25-летие служения на епископской кафедре, прошедшее по его желанию без особых торжеств, отмеченное учреждением стипендий его имени в гимназии и ДС. Из-за ухудшения состояния здоровья подал прошение о перемещении в Волынскую епархию. 26 апр. 1876 г. назначен архиепископом Волынским и Житомирским, настоятелем Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . Прибыл в Житомир 10 июня. Постепенно все дела по управлению епархией передал викариям - епископам Острожским (до 23 апр. 1879 Иустину (Охотину) , затем Виталию (Гречулевичу) ), сосредоточив внимание на духовно-учебных заведениях. Устроил общежитие при ДС в Кременце, открыл ДС и жен. епархиальное уч-ще в Житомире . По ходатайству Д. новое здание получило Клеванское ДУ. В окт. 1881 г. было открыто Волынское жен. епархиальное уч-ще в Кременце, основано 3-классное Дерманское учебно-ремесленное уч-ще для мальчиков. Заботясь об улучшении положения духовенства, Д. ходатайствовал перед министром гос. имуществ об увеличении церковных наделов из казенных земель, мн. сельским причтам был отпущен лес для постройки домов. По инициативе Д. введена выборность благочинных и членов благочиннических съездов. Уже после оставления Волынской кафедры участвовал в 1883 г. в торжествах по случаю 50-летия присвоения Почаевскому мон-рю статуса лавры. 20 февр. 1882 г. вновь возглавил Херсонскую епархию, 8 апр. прибыл в Одессу. После кончины митр. Макария (Булгакова) был в числе кандидатов на Московскую кафедру, но вслед. нежелания Д. это перемещение не состоялось. К дню коронации имп. Александра III (15 мая 1883) отправил ему копию с Касперовской иконы Божией Матери (хранилась в Гатчинском дворце).

http://pravenc.ru/text/178167.html

Осенью 1837 - зимой 1838 г. в Одессе была эпидемия чумы. Храмы были закрыты, а город объявлен на карантинном положении. Духовенство получило предписание ходить по домам для ободрения «к благодушному перенесению всех карантинных предосторожностей». Архиеп. Гавриил посетил главный очаг эпидемии - Молдаванку, беседовал с жителями, выделил 100 р. для раздачи нуждавшимся. При архиеп. Гаврииле в 1841 г. был основан одесский во имя архангела Михаила женский монастырь - 1-я жен. обитель в Херсонско-Таврической епархии. Мон-рь получил от архиерея земельный участок, ранее отведенный для строительства архиерейского дома. В 1844 г. при мон-ре открылось 1-е в епархии девичье уч-ще для сирот епархиального духовенства. В 1849 г. Херсонско-Таврический архиеп. св. Иннокентий (Борисов) поручил проводить во всех одесских храмах катехизические беседы, со временем ставшие регулярными. Он благословил совершать ежегодно крестный ход в память основания Одессы из Михаило-Архангельского женского мон-ря к центру города, а также крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери . В 1853-1859 гг. существовало Одесское викариатство Херсонской епархии, викарный епископ находился в Херсоне. 16 нояб. 1859 г. была образована Таврическая и Симферопольская епархия, отделенная от Херсонской, которая получила название «Херсонская и Одесская» (вик-ство стало называться Новомиргородским ). В 1860 г. в Одессе началось издание «Херсонских епархиальных ведомостей» , 1-м редактором стал кафедральный прот. Иоанн Знаменский. В янв. 1875 г. был оформлен новый порядок деления епархии на благочиннические округа. В Одесском у. насчитывалось 4 округа. 25 апр. 1877 г. на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Платон (Городецкий). Он учредил в Одессе епархиальное Свято-Андреевское братство, призванное бороться с сектантством и неверием. В 1882 г. братство начало проводить религиозно-нравственные чтения в одесской семинарской церкви, в 1883 г. такие же чтения проходили на вокзале Одесской железной дороги. В 1878 г. на базе существовавшего при одесском Михаило-Архангельском жен. мон-ре воспитательного заведения для детей и сирот духовенства Херсонской епархии открылось Одесское епархиальное жен. уч-ще. Здание для него было построено в 1876 г., в 1885 г. освящена училищная церковь, в 1894 г. появился больничный корпус. При уч-ще была организована церковноприходская школа. В 1882 г. в училище числилось 295 воспитанниц, в 1894 г.- 302 воспитанницы.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород - 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра-краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца красильной фабрики. В 6 лет освоил церковнослав. грамоту по Псалтири и Часослову, полюбил духовные стихи, к-рые рассказывала бабушка. Учился в 1876 г. в Ильинском (Ямском) уч-ще, в 1877-1879 гг. в Нижегородском слободском Кунавинском начальном уч-ще, где обратил на себя внимание Нижегородского еп. Хрисанфа (Ретивцева) , похвалившего его за хорошее знание Псалтири и житий святых. Не окончил уч-ще, т. к. семья разорилась, был отдан «в люди», служил у разных лиц, в т. ч. в иконной лавке и иконописной мастерской И. Я. Салабановой. В 1885-1887 гг. в Казани работал пекарем, познакомился с оппозиционно настроенными студентами, народниками и марксистами, посещал кружки самообразования, читал и распространял подпольную лит-ру. В результате духовного кризиса, ощутив «усталость души, едкую плесень в сердце» (ПСС. Т. 16. С. 80), 12 дек. 1887 г. попытался покончить с собой, выстрелив в грудь из пистолета. В предсмертной записке просил «взрезать» его останки, чтобы узнать, «какой черт» сидел в нем «за последнее время». Решением Казанской духовной консистории от 13 янв. 1888 г. за попытку самоубийства на Г. была наложена епитимия с отлучением от св. Таинств на 7 лет (по др. данным, на 4 года). Прот. Петропавловского собора Казани Петр Малов должен был провести с ним увещательную беседу, но юноша отказался, заявив, что «повесится на воротах монастырской ограды», если его не оставят в покое. М. Горький. Фотография. 1896 г. М. Горький. Фотография. 1896 г. В 1888 г., после неудачной попытки вести революционную пропаганду среди крестьян с. Красновидова под Казанью, странствовал по Моздокской степи. Вернулся в Н. Новгород, в 1889-1890 гг. работал письмоводителем, написал первое произведение - поэму «Песнь старого дуба», в к-рой заявил: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».

http://pravenc.ru/text/166283.html

В 1788 г. семинария была переведена в г. Тамбов. В 1808-1821 гг. при К. м. действовало уч-ще для детей духовенства («русская школа»), предназначавшаяся для подготовки причетников епархии. В «русской школе» обучалось более 70 учеников. 2 сент. 1822 г. в одном из монастырских корпусов открылось духовное уездно-приходское уч-ще, переведенное в сент. 1837 г. в 2-этажный гостиный дом вне ограды, а в окт. 1839 г.- в г. Н. Ломов. В 1846-1861 гг. при К. м. действовало уч-ще для «служительских детей», в к-ром преподавались рус. и слав. грамматика, чтение и чистописание, краткая Свящ. история и краткий катехизис. Святыни и реликвии Обретенная Казанская икона («живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше онаго»; 41/2×33/4 вершка) находилась в иконостасе Казанской ц., по левую сторону от царских врат. Икона была вставлена в раму с изображениями чудес и украшена сребропозлащенной ризой (весом 35 золотников). В 1700 г. образ, прежде называвшийся «явленным», вследствие прошения граждан В. Ломова и Н. Ломова по грамоте царя Петра I стал именоваться «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Т. 5. С. 173; Евпсихий (Горенко). 1891. С. 20). В 1856 г. на пожертвования благотворителей г. Н. Ломов на ризу сделана серебряная корона с бриллиантами. В 1859 г. для иконы устроен серебряный киот, украшенный серебряными позолоченными накладными «арабесками» с драгоценными камнями и со стразами. По молитвам перед обретенным Казанским образом происходило множество чудес и исцелений, в т. ч. от слепоты, болезни ног, часть из них (между 1684 и 1700) зафиксирована в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. ( Романова. 2006). Во время эпидемий холеры Казанскую икону носили по окрестным селам. Так, 5 авг. 1871 г., когда образ принесли в с. Поим, «жители села, среди которых было немало и раскольников, со слезами на глазах встретили икону далеко за околицей и попеременно несли на своих руках до православного храма, где все вместе преклонили пред ней свои колена» ( Дворжанский.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

В том же году начала работать типография. В 1756 г. число учеников достигло 100 чел., а еще через 2 года их было уже ок. 200. На начальной ступени обучение вели Неофит Кавсокаливит и Панайотис Палама. Вскоре место Неофита занял иерод. Киприан. По нек-рым сведениям, в уч-ще преподавал прп. Афанасий Паросский . Однако деятельность Евгения Булгариса стала вызывать недовольство афонских старцев и Патриарха Кирилла V, к-рый в то время находился на покое и проживал на А. 16 февр. 1759 г. Булгарис был вынужден покинуть школу. Афонскую академию возглавил Николай Зерзулис, до этого преподававший математику в Патриаршей школе в К-поле. Со временем академия начала приходить в упадок, количество учеников уменьшилось, и спустя 2 года Зерзулис и Палама оставили ее. В 1769 г. по приглашению жившего на покое на Св. Горе Патриарха Серафима II в академию приехал иером. Кирилл, но вскоре уехал обратно. С 1782 г. здесь преподавали выходцы с Крита иерод. Киприан и его брат Иоанн. Занимавший тогда Патриарший престол Гавриил IV старался материально помогать академии. В 1799 г. Афонская академия прекратила свою деятельность. Патриарх Каллиник V также пытался собрать деньги на ее восстановление, но безуспешно. В 1813 и 1842 гг. предпринимались попытки возобновления духовного образования в Карее. В 1930 г. Афониада была восстановлена как Афонская священническая школа (Ιερατικ Σχολ), среднее учебное заведение типа гимназии. До 1940 г. оно работало в одном из зданий скита ап. Андрея (Серая) под началом архим. Иоакима Ивирского, а затем архим. Афанасия Пантократорского. Наконец, в 1953/54 учебном году в странноприимном корпусе Андреевского скита (близ Кареи) открылось Афонское церковное уч-ще (Αθωνις Εκκλησιαστικ Σχολ), в 1972 г. преобразованное в академию с 6-летним периодом обучения. Основной целью обновленной Афониады является «достойное священства всестороннее образование святогорских монахов в согласии с духом Православной Церкви и древнего святогорского монашества». Уч-ще является учреждением афонских мон-рей и действует под надзором Свящ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Одобрения заслужила ее работа и от обер-прокурора Синода Д. А. Толстого , в 1873 г. посетившего семинарию. 22 июня 1864 г. в Каменец-Подольске на пожертвования различных лиц, в т. ч. и Л., было открыто уч-ще для «девиц духовного звания» - дочерей священнослужителей. Впосл. Л. пожертвовал на стипендии ученицам 1 тыс. р. В 1866 г. епископ указал на необходимость благоустройства частного жен. училища, основанного в 1862 г. в Тульчине на средства прот. В. В. Гречулевича (впосл. еп. Могилёвский Виталий). В 1869 г. оно было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще. При Л. были открыты муж. школы грамотности при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца , Бершадском и Головчинском мон-рях и женские - при винницком Браиловском во имя Св. Троицы и немировском во имя Св. Троицы монастырях ; несмотря на противодействие сельских властей католич. вероисповедания, было организовано много церковноприходских русских правосл. школ. В 1873 г. в этих школах обучалось 19 818 чел. обоего пола. Л. учредил должность наблюдателей при таких школах, для которых 20 июля 1864 г. была составлена инструкция. При Л. священнослужители перестали зависеть от землевладельцев-католиков. В 1865 г. духовенству было назначено содержание за счет 65 тыс. р., отпущенных в качестве пособия из процентного сбора с помещичьих имений. К кон. 60-х гг. XIX в. причтам Юго-Западного края увеличено содержание: сельским священникам назначено до 300 р., городским - по 400 р., псаломщикам - по 100 р., дьячкам - по 50 р. При помощи светских властей Л. активно боролся с «духом прозелитизма и полонизма», т. е. с влиянием католич. Церкви. Ему удалось добиться закрытия мон-рей - кармелитского, собор к-рого был передан в 1867 г. для устройства правосл. церкви, и визитантского, на территории к-рого разместилось жен. уч-ще (1864), а также 3 костелов, 8 каплиц, 2 общин сестер милосердия. 5 июня 1866 г. прекратила существование 400-летняя римско-католич. Каменецкая епископия. В 1870 г. Л. учредил благочиннические советы. Допуская, что духовенству лучше известны кандидаты на должности благочинных, он разрешил выборы благочинных священнослужителями.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Карп Эльб. Фотография. Нач. XX в. Карпович Эльб (5.02.1869, дер. Оло Феллинского у. Лифляндской губ.- 24.09.1937, Ленинград), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), прот. Из семьи правосл. крестьян-эстонцев. После окончания Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) 3 окт. 1889 г. назначен псаломщиком к Георгиевской ц. в г. Балтийский Порт (ныне Палдиски, Эстония). Одновременно преподавал Закон Божий в церковноприходском уч-ще и русский язык в мореходном уч-ще Балтийского Порта. 14 янв. 1896 г. рукоположен во диакона. 28 июня того же года переведен на диаконскую должность в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Преподавал Закон Божий в Пюхтицком 2-классном церковноприходском училище. 14 дек. 1899 г. переведен в С.-Петербург диаконом правосл. эст. прихода, к-рый тогда размещался в малоколоменском Воскресенском храме. Стал ближайшим помощником настоятеля прихода свящ. Павла Кульбуша (впосл. Ревельский еп. сщмч. Платон ). Одновременно с этим был законоучителем в эст. церковноприходской школе на Екатерининском канале. С 1900 г. также преподавал Закон Божий в 4-классном Коломенском жен. начальном училище С.-Петербурга, а с 1902 г.- в Коломенском 2-классном уч-ще. Участвовал в деятельности эст. Исидоровского братства. Читал лекции для взрослых прихожан по житиям святых, разъяснению догматов веры, истории Российского гос-ва, описанию земель и народов, трезвому образу жизни, воспитанию детей. С 25 февр. 1903 г. был делопроизводителем и членом комиссии по построению для эст. прихода С.-Петербурга храма во имя св. Исидора Юрьевского, фактически являлся главным распорядителем всех строительных работ. После освящения Исидоровского храма в 1907 г. служил там диаконом. В 1911 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1914 г. получил приглашение быть преподавателем в образцовом приюте барона Штиглица.

http://pravenc.ru/text/1681127.html

Крестный ход в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Болгария. Фотография. 20-е гг. XX в. Впервые на болг. землях общественное празднование дня памяти равноапостольных братьев К. и Мефодия 11 мая состоялось в 1851 г. в епархиальном уч-ще в Пловдиве по инициативе преподавателя Н. Герова , к-рый также предложил назвать это учебное заведение в честь слав. просветителей ( Плачков И. П. Празникът на бълг. възраждание: Из един разговор с Н. Геров//Бълг. сбирка. София, 1894. Кн. 1. С. 54-56). 11 мая 1857 г. торжественная литургия была отслужена в болг. храме в К-поле, а 329 «Цариградского вестника» (от 18 мая 1857) с опубликованной в нем проповедью, произнесенной на этой службе, был распространен по всей Болгарии. С каждым годом число болг. населенных пунктов, где ежегодно или иногда отмечался этот день, возрастало (1857 - Шумен и, вероятно, Лом; 1858 - Велес, Видин, Калофер, Карлово, Копривштица, Русе, Свиштов, Скопье, Сопот, София, Стара-Загора и Чирпан; 1859 - Горна-Джумая (ныне Благоевград), Габрово, Елена, Казанлык, Клисура, Татар-Пазарджик (ныне Пазарджик), Панагюриште, Сливен, Эски-Джумая (ныне Тырговиште), Ямбол и др.; 1860 - Кюстендил, Нова-Загора, Самоков, Севлиево, Хаджиоглу-Пазарджик (ныне Добрич) и др.) и к 1878 г. достигло 135. За этот период в 32 болг. периодических изданиях («Цариградский вестник», «Македония», «Век», «Прогресс» (Напредък), «Стара планина», «Народность», «Дунайская заря», «Гайда», «Училище», «Независимост», «Право» и др.) было опубликовано ок. 430 статей о К. и Мефодии ( Чолаков Г. Делото на св. Кирил и Методий на страниците на в. «Право»//Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий. 1989. Т. 1. С. 265-270). Этот день назывался «второй Пасхой» и отмечался даже, как писали, более «торжественно» (България. 1859. Бр. 9, 11; 1860. Бр. 62, 63). Праздничные мероприятия начинались с литургии, после к-рой шествие направлялось в местное учебное заведение, б-ку (Бухарест, 1867, Плоешти, 1870, Александрия, 1872) или в мастерские (швейный цех в Котеле в 1860). Во время шествия участники (прежде всего учащиеся) несли иконы равноапостольных К. и Мефодия, по окончании - служили молебен. В некоторых учебных заведениях в этот день проходили экзамены (Севлиево, 1861, Видин, 1867 и др.), освящались новые храмы, в т. ч. и во имя слав. первоучителей (Варна, 1865, Бухарест, 1869, Кюстендже (ныне Констанца, Румыния), 1872), открывались учебные заведения (Варна, 1862, Бобошево, 1871, Черна-Вода, 1870, Лясковец (Главное уч-ще, 1871, Богословское уч-ще, 1874)). На службу 11 мая в болг. храм в К-поле приезжали болгары как из К-поля, так и из Болгарии, Фракии и Македонии (Македония. 1867. Бр. 24 от 13 мая). В 1866 г. в с. Родосто (ныне Текирдаг, Турция) гильдия болг. ткачей объявила 11 мая своим патрональным праздником. В 1867 г. в этот день в Софии прошел съезд 25 каази (уездных правителей).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010