Иоанн (Доброзраков), Калининский (Тверской) архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Томский еп. Порфирий (Соколовский) , Оренбургский еп. Антоний (Радонежский), Омский еп. Григорий (Полетаев) , Вологодский еп. Алексий (Соболев), Енисейский еп. Евфимий (Счастнев), Горийский еп. Вениамин (Барнуков), Курский еп. Михаил (Лузин) , миссионеры архим. Петр (Каменский) , прот. Стефан Ландышев и прот. Василий Вербицкий , богослов проф. прот. Александр Ветелев, богослов, литургист, историк Церкви проф. А. Л. Катанский . В 1799 г. вместо духовных гимназий было учреждено Нижегородское уездное ДУ (также именовалось Сергиевским). Оно располагалось в комплексе построек (3-этажный главный корпус возведен в 1872) на углу Сергиевского пер. и Сергиевской ул., напротив Сергиевской ц. При уч-ще имелось общежитие для воспитанников (на углу Ильинской ул. и Успенского пер.). С 1867 г. действовали фундаментальная и ученическая б-ки. В 1885 г. в уч-ще было 6 преподавателей и 337 учащихся. Среди выпускников Нижегородского ДУ - профессор догматического богословия СПбДА прот. П. И. Лепорский ; в 1880-1881 гг. латинский язык преподавал буд. профессор КазДА прот. Н. П. Виноградов . Арзамасское ДУ было открыто в 1815 г. при арзамасском Преображенском мон-ре. Однако первоначально оно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым даже к приходскому ДУ. Статус приходского оно приобрело в сент. 1822 г., а во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. было преобразовано в уездное. С 80-х гг. XIX в. здание уч-ща располагалось на углу Сальниковой (ныне ул. Карла Маркса) и Алексеевской (ныне ул. Свободы) улиц. При уч-ще имелась фундаментальная б-ка. Среди выпускников - патриарх Сергий, педагог В. П. Вахтеров. Печерское ДУ было учреждено в 1822 г. в нижегородском Вознесенском Печерском мон-ре; имело статус уездного. В 1855 г. в уч-ще насчитывалось 3 преподавателя и 770 учащихся. После открытия в 1849 г. Лысковского ДУ число учеников Печерского ДУ существенно сократилось (в нояб. 1849 их было 99, в 1-м классе училось лишь 5 чел.), поскольку духовенство Васильского (Васильсурского), Княгининского и части Макарьевского уездов получило возможность отправлять своих детей в ближайшее Лысковское ДУ.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Указом Святейшего Синода от 24 февр. 1824 г. «для единообразного соединения в порядке с гражданским управлением и по причине отдаленности Енисейского духовенства от Тобольска» к Иркутской епархии отчислены приходы на территории Енисейской губ. (Енисейские ЕВ. 1885. 2. С. 29-30). В 1834 г. они были переданы вновь учрежденной Томской и Енисейской епархии (выделена из состава Тобольской епархии). В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. были открыты новые образовательные учреждения: Красноярское малое народное уч-ще в трапезной Воскресенского собора (считалось крупнейшей в Сибири общеобразовательной школой - до 100 учащихся обоего пола), 1 окт. 1820 г.- 2-классное духовно-приходское уч-ще при енисейском Спасском мон-ре на базе рус. духовной школы (по др. сведениям, на базе существовавшего с 1803 одноклассного уч-ща). В 1-й класс было принято 15 учеников, во 2-й - 10. В 1823 г. в пристройке к надвратной церкви мон-ря открыли бурсу,в 1827 г. для нее было построено здание, уч-ще стало уездным. В 1856 г. ДУ было переведено из Енисейска в Красноярск, где в 20-40-х гг. XIX в. действовало одноклассное всесословное приходское уч-ще. В 1824-1843 гг. на территории епархии пребывал сосланный в работы на Боготольский винокуренный завод св. прав. Сибирский Даниил Ачинский , подвизавшийся затем в келье в дер. Зерцалы Ачинского окр. и почитавшийся сибиряками. С янв. 1843 г. старец жил в Иверской обители Енисейска по приглашению своей духовной дочери игум. Евгении (Стариковой). Перед смертью св. Даниила исповедал прот. В. Д. Касьянов, составивший его Житие. 1861-1917 гг. 25 мая 1861 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении Енисейской и Красноярской епархии с кафедрой в Красноярске (выделена из состава Томской и Енисейской епархии). Первый еп. Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) прибыл в Красноярск 5 янв. 1862 г. В состав Енисейской духовной консистории вошли 7 чел.: благочинный красноярских церквей кафедральный прот. В. Касьянов, настоятель енисейского Спасского мон-ря архим. Афанасий, ключарь кафедрального собора, благочинный сельских церквей А. Угрюмов и священники красноярских церквей. К 1863 г. епархия была разделена на 14 благочиннических округов. На момент учреждения в ней насчитывалось 170 правосл. церквей (100 каменных, 70 деревянных), 182 часовни (5 каменных, 177 деревянных). Дальнейший рост численности населения губернии (с 1861 по 1916 - почти в 3 раза) сопровождался увеличением количества приходов (к 1916 почти в 2 раза).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

11 июня 1866 г. М. отслужил литургию в храме уч-ща и затем принимал у 12 воспитанниц выпускные экзамены, к-рые прошли успешно. На следующий день состоялись торжества по случаю 1-го выпуска Паричского уч-ща, на к-рых М. произнес речь. По его предложению в программу обучения добавили уроки медицины и гигиены. В 1866/67 уч. г. занятия во всех классах уч-ща были согласованы с программой Царскосельского жен. ДУ и ориентированы на высокий уровень развития воспитанниц. 6-8 мая 1867 г. в Паричах М. возглавил проверку знаний воспитанниц, 40 из к-рых были переведены в Минское уч-ще. Здание Минского уч-ща для девиц духовного звания начали строить только в 1865 г. на месте древнего мужского минского Вознесенского мон-ря на Троицкой горе. 14 апр. 1865 г. заложили фундамент для каменной Вознесенской «Белой» ц. (строилась при участии архитекторов Вылежинского и Н. М. Чагина; не сохр.). 9 мая 1865 г. был освящен участок земли для буд. уч-ща, в июле того же года заложен фундамент для главного каменного 2-этажного корпуса. Руководил работами подрядчик-строитель купец А. А. Свечников († после 1890), минский городской голова, почетный блюститель Минской ДС, староста мещанской управы, член минского Николаевского братства, староста минского Екатерининского собора и построенного на пожертвования надворного советника С. Д. Воронина и др. лиц Покровского храма дер. Крупцы (1856-1857, не сохр.). В июле 1856 г. М. совершил закладку церкви. Архиерей разрешил использовать для постройки материал от старой деревянной Воскресенской ц. Минска. В 1861 г. Свечников украсил чудотворную Крупецкую икону Божией Матери (утрачена) серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и пожертвовал для нее бронзовый киот. 8 нояб. 1867 г., в день своих именин, М. освятил принадлежащие женскому училищу храм в честь Вознесения Господня и сам учебный корпус с 3 классами, приемным и рекреационным залами, квартирами начальницы уч-ща и 5 воспитательниц, столовой и больницей, спальнями учениц, кухней, кладовой и помещениями для прислуги. В своей речи он «вспоминал трогательную историю, как православные жители Минска в неравной борьбе с латинством истощали свои нравственные и материальные силы» ( Рункевич. 1893. С. 95-96). Общее число учениц составляло 60 чел., в 1869 г.- 90. Комплекс, строительство к-рого было завершено в 1870 г., не сохранился, церковь разрушена в 30-х (?) гг. XX в. Одновременно М. являлся попечителем Жировичского жен. народного уч-ща.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) , к-рый в 1875 г. пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. В 1882 г. член Учебного комитета при Синоде И. К. Зинченко инспектировал Деревяницкое и Державинское (в Званском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре) жен. духовные уч-ща Новгородской епархии. По его докладу и ходатайству митр. Исидора 10 авг. 1883 г. уч-ща в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных жен. уч-щ. Курс Державинского училища стал соответствовать 3 низшим классам, курс Деревяницкого - 3 высшим классам епархиальных жен. училищ. С сент. 1882 г. и до кончины 5 июля 1911 г. инспектором классов состоял свящ. Арсений Вихров. На средства митр. Исидора за оградой Д. м. для уч-ща был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором в сослужении архиеп. Ярославского Ионафана (Руднева) и еп. Старорусского Анастасия (Добрадина) 12 авг. 1884). К 1892 г. при Д. м. насчитывалось 68 воспитанниц; 40 из них содержались за счет мон-ря, 28 - на именные стипендии. В 1888 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея мон. Серафима, в 1889-1894 гг.- мон. Флорентия. В 1890 г. экономка уч-ща и казначея Д. м. мон. Серафима была переведена в новоустроенный Косинский Никольский мон-рь близ Ст. Руссы. С 12 июля 1894 г. Д. м. и уч-щем управляла казначея Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря мон. Измарагда (Михайлова Ираида Клавдиевна), с 13 янв. 1909 г.- настоятельница Званского мон-ря игум. Нина (Тимофеева Надежда Тимофеевна). 21 сент. 1892 г. в Д. м. совершал литургию прот. св. Иоанн Кронштадтский . В 1905 г. съезд духовенства Новгородской епархии постановил ходатайствовать о соединении Званского и Деревяницкого уч-щ в с. Деревяницы при непременном условии закрытия обители. Постановление реализовано не было, и епархиальное училище продолжало соседствовать с Д. м. до 1917/18 уч. г., когда оно было закрыто. А. К. Галкин Экономическое положение В XVII в. Д. м. принадлежали вотчины в Обонежской, Водской и Бежецкой пятинах - в погостах Андреевском Грузинском, Деревяницком и Прокофьевском Бельском ( Кадыкин.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Болг. община Неврокопа вела упорную борьбу с греч. духовенством за церковную независимость и право преподавания на болг. языке. В 1862 г. в городе было открыто училище, в к-ром преподавал болгарин Т. Ненов, в 1867 г.- уч-ще для девочек ( Ванчев Й. Новобългарската просвета в Македония през Възраждането. София, 1982. С. 70-76). Митр. Драмский Агафангел (Гаврилидис) выделил болгарам половину здания городского уч-ща, но после протестов местных греков и влахов уч-ще закрыл. Тогда болгары пригрозили принятием унии и митрополит разрешил возобновить работу болг. уч-ща, в к-ром стал преподавать А. Божков. На болг. культурное возрождение в Неврокопе влияли болг. общины в Пловдиве и Татар-Пазарджике (ныне Пазарджик), к-рые предоставляли лит-ру и присылали учителей. После учреждения в 1870 г. Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ) в 1872 г. болг. общины в Неврокопе и Мелнике избрали свящ. Харитона кандидатом в митрополиты и направили его в К-поль к Болгарскому экзарху для хиротонии, но из-за противодействия османских властей этот кандидат был назначен архиерейским наместником в Берковице. Согласно изданной в 1878 г. в Стамбуле статистике, в Неврокопе в 1873 г. жили 3800 мужчин-мусульман и тысяча правосл. мужчин (Македония и Одринско: Статистика на населението от 1873 г. София, 1995. С. 124-125). После русско-тур. войны 1877-1878 гг. Неврокоп остался в составе Османской империи. Большинство его жителей составляли турки, насчитывалось 600-700 болг. семейств, работе болг. уч-ща противостояли греч. церковные власти. В городе действовали 2 церкви: греч. общины и болгарской. Желание болг. общины построить еще один храм встретило сопротивление греч. митрополита. В 1882 г. Н. е. как самостоятельная была отделена от Филиппийской, Драмской и Зихнийской епархии и соединена с Разлогским окр., относившимся к Самоковской епархии . До возведения Н. е. в ранг митрополии ею управляли епископы Игнатий (1882-1884) и Хрисанф (1885-1888), потом - болгарин Григорий (1891-1895). С помощью Экзархата в 1881 г. в Н. е. открылся 1-й прогимназический класс в метохе Рильского мон-ря, в 1-й год в нем учились 30 чел. В 1883/84 уч. г. стал функционировать 2-й прогимназический класс, а со следующего года - 2 уч-ща: начальное имело 4 отд-ния (ок. 40 учеников), а центральное - 4 отд-ния, 2 класса (100 учеников, было 3 учителя).

http://pravenc.ru/text/2564820.html

В окт. этого года Воронежский еп. Феофилакт распорядился провести перепись детей донских священно- и церковнослужителей в возрасте от 7 до 15 лет для обучения их при архиерейском доме, а также описать хлеб, принадлежащий духовным лицам, чтобы затем вытребовать его 30-ю часть на содержание семинарии. Войсковая канцелярия через Военную коллегию добилась отмены этого распоряжения и получила право не принудительного, а добровольного обучения детей духовенства в Воронеже. Через 20 лет свт. Тихон Задонский, открывший ДС в Воронеже, потребовал от войсковой канцелярии выбрать необходимое число сыновей духовенства от 10 до 16 лет, умеющих читать и писать по-славянски, и либо прислать их в Воронеж вместе с платой за обучение, либо открыть семинарию в Черкасске. Только через год, потратив много сил, епископ добился учреждения в столице казачества уч-ща за счет донского духовенства. В Главном народном уч-ще, или Донском главном уч-ще, в 1799 г. училось 120 чел., в 1801 г.- 134, в 1802 г.- 224, в 1803 г.- 244 чел., в 1805 г. оно было преобразовано в Черкасскую муж. гимназию. В 1803 г. открылись народные уч-ща в ст-цах Усть-Медведицкой, Нижнечирской, приходские уч-ща в ст-це Аксайской и в слободе Мачеха. Во исполнение решения Синода от 25 янв. 1821 г. об укреплении духовного образования были созданы 2 уездных уч-ща: в ст-це Зотовской (1821) и в Новочеркасске (1821) с приходскими уч-щами при них. Однако и эти учебные заведения не давали надлежащей богословской подготовки для служения в Церкви. Здание духовного училища в Новочеркасске. Фотография. 2005 г. Здание духовного училища в Новочеркасске. Фотография. 2005 г. 1 окт. 1868 г. состоялось открытие Новочеркасской (Донской) ДС, в 1883 г. переехавшей в собственное здание (архит. А. А. Ященко), в этом же году была освящена во имя ап. Иоанна Богослова домовая церковь семинарии. В 1888 г. при ДС начало работу Иоанно-Богословское об-во вспомоществования нуждающимся воспитанникам. Воспитанники Новочеркасской ДС оказались замешанными в революционных событиях 1905-1907 гг., порядок в семинарии был восстановлен благодаря усилиям архиеп.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Архиеп. Никанор (Бровкович) после вступления на Херсонско-Одесскую кафедру в 1883 г. совершил объезд епархии. Самыми бедными приходами оказались церкви Одесского у., где было много нем. колоний, правосл. храмы здесь приобрели черты протестантских кирх. Архиепископ распорядился построить колокольни при тех храмах, где их не было, преобразовать молитвенные дома в полноценные храмы. К 1887 г. в Одессе и предместьях имелось 2 благочиннических округа (Херсонско-Одесская епархия была разделена на 30 округов). В 1-е Одесское благочиние входили церкви: Михаило-Архангельская при жен. мон-ре, греч. Троицкая, Покровская, Сретенская, Успенская, кладбищенская Всехсвятская, Петропавловская, Михаило-Архангельская на Молдаванке, Входоиерусалимская, Александровский молитвенный дом, Казанская, Крестовоздвиженская, Рождество-Богородичная в Нов. Слободке, Рождество-Богородичная на Усатовых Хуторах, Вознесенская на Нерубайских Хуторах, Покровская в Гниляковой Балке, Георгиевская и Крестовоздвиженская в с. Дальник, Успенская в с. Татарка (ныне Прилиманское), Воскресенская на Ср. Фонтане, Троицкий молитвенный дом в с. Кривая Балка, Пантелеимоновский молитвенный дом на Куяльницком лимане. Второе Одесское благочиние включало церкви: Николаевскую карантинную, Александро-Невскую университетскую, Александрийскую институтскую, Рождества Христова больничную, Михайловскую при Михаило-Семеновском сиротском заведении, Благовещенскую при Одесском жен. благотворительном об-ве, Скорбященскую при Стурдзовской богадельне сердобольных сестер, Александровскую при тюремном замке, Георгиевскую при юнкерском уч-ще, Михайловскую при приюте Гладкова, Кирилло-Мефодиевскую при ДУ, Александро-Невскую при коммерческом уч-ще, Александро-Невскую при реальном уч-ще, Покровскую в доме гр. М. М. Толстого, Николаевскую при городском сиротском доме, Димитриевскую при епархиальном жен. уч-ще. В Одесском у. имелись благочиннические округа: Маякский, Севериновский, Очаковский. К 1894 г. в Одесском градоначальстве числилось 12 приходов, в Одесском у.- 53 прихода.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В 1817 г. в Ливнах образовано 4-летнее духовное уч-ще-интернат, располагавшееся в перестроенных помещениях, а с 1902 г. в специально построенном 2-этажном здании. На 1-м этаже уч-ща находились учительская, классы, актовый зал и домовая церковь во имя свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, с колокольней на чердаке. На 2-м этаже располагались спальни, в подвале - столовая и хозяйственные помещения. В 1917 г. уч-ще было закрыто. С 1885 г. при жен. мон-ре во имя равноап. Марии Магдалины в с. Никольском совр. Должанского р-на существовало уч-ще для девочек, закрытое после 1917 г. К 1915 г. в 16 двухклассных, в 706 одноклассных церковноприходских школах, в 5 церковных школах грамоты, а также в 3 церковных школах для взрослых обучались 47 933 чел.; в 8 второклассных церковно-учительских школах обучались 360 чел. (Ведомости за 1914 г.//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по Ведомству правосл. исповедания за 1914 г. Пг., 1916. С. 118-119). Церковно-общественные учреждения, миссионерство, церковная благотворительность В кон. XIX в. в епархии открыт ряд церковно-просветительских и научных обществ и братств. 28 февр. 1876 г. в Мценске организовано Братство в память сщмч. Кукши, 1-м председателем которого стал военный врач Н. В. Уточкин. 2 марта 1887 г. при орловском кафедральном Петропавловском соборе учреждено Петропавловское братство. В 1899 г. открыт орловский отдел Имп. Палестинского православного общества , в том же году Орёл посетил председатель об-ва вел. кн. Сергей Александрович. В 1884 г. начала действовать Орловская губ. ученая архивная комиссия, церковная тематика в ее работе была выделена в самостоятельное направление. 18 июля 1900 г. имп. мч. Николай II Александрович в ответ на ходатайство Орловского еп. Никанора (Каменского ; впосл. архиепископ) распорядился учредить Орловский церковно-археологический комитет (ОЦАК) и проект его правил. Необходимость появления ОЦАК выявилась в ходе работы Орловской губ. ученой архивной комиссии. 28 сент. того же года состоялось торжественное открытие ОЦАК, его 1-м председателем тогда же был избран свящ.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

При содействии российского консула в Бейруте Базили (1839-1853) М. обратился за помощью к Синоду РПЦ (Письмо к А. Н. Муравьеву, 13 янв. 1842 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 7-8 об.), и в бейрутское консульство стали поступать средства из России на организацию школ для православных арабов в Сирии. Так, на 3 тыс. р., пожалованных имп. Николаем I в 1842 г., в февр. 1843 г. было открыто уч-ще в Дамаске. Всего на нач. 40-х гг. XIX в. действовали 3 уч-ща: в Дамаске, Бейруте и Триполи. Эти школы, насчитывавшие по 200-300 учеников, содержались за счет пожертвований, доходов Патриархии и с нач. 40-х гг. за счет субсидий от России и Иерусалимской Церкви. Двухступенчатое образование включало на начальном уровне араб. грамоту, на продвинутом - иностранные языки, основы философии, географии и арифметики. Видной фигурой в окружении патриарха был свящ. Юсуф аль-Хаддад (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), фактически возглавлявший Дамасское уч-ще. Им был выполнен араб. перевод (с греч. версии) «Катехизиса» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), на основе к-рого велось преподавание в православных и даже в униат. школах Сирии. При финансовой поддержке России была воссоздана правосл. типография в Бейруте (1842), приступившая к печатанию богослужебной лит-ры на араб. языке. Чувствуя заинтересованность российского правительства в делах ближневост. Православия, М. в 1843 г. выдвинул проект открытия на средства России еще 6 уч-щ, реализовать к-рый до начала Крымской войны так и не удалось. Тем не менее в 1846-1847 гг. при Патриархии были учреждены семинария и женское уч-ще, которым руководили монахини из Сайднаи. В 1843-1844 гг. Сирию и Палестину посетил представитель российского МИД и Синода архим. Порфирий (Успенский). С 1847 по 1854 г. он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме . Российские представители Базили и архим. Порфирий теснейшим образом взаимодействовали с М., выступая посредниками между АПЦ и Россией. Православным Сирии поступала финансовая помощь от российских властей, частных благотворителей.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Служебное возвышение игумена Макария давало ему большую свободу действий и более окрыляло его инициативу. 29 июня 1883 года игумен Макарий был возведен в сан архимандрита и потом назначен начальником Алтайской миссии, а 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бийского. Епископ Бийский Под руководством архимандрита Макария Миссия достигла расцвета: за 7 лет (с кон. 1883 до кон. 1890) число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тыс. до 22,8 тыс. чел., были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей. Особым вкладом архимандрита Макария в дело просвещения народов Алтая стала организация системы школьного образования. Так, если к 1883 г. на территории миссии действовало 20 миссионерских школ (центральное Улалинское уч-ще и 19 школ грамоты), в к-рых обучались 529 детей, то к кон. 1890 г. в 33 миссионерских школах (одно- и 2-классные церковноприходские школы, 2-классные школы и более 10 школ грамоты) обучались ок. 1 тыс. чел. Для подготовки сотрудников из числа коренных жителей Алтая требовалось учреждение миссионерского уч-ща по типу средних учебных заведений. В этих целях в 1883-1884 гг. Улалинское уч-ще было переведено в Бийск и преобразовано в миссионерское катехизаторское уч-ще, которое стало готовить для миссии псаломщиков, катехизаторов, учителей, переводчиков. В нем обучались как алтайцы, так и представители др. тюркских племен Сибири, казахи, а в дальнейшем и остяки (селькупы) из Нарымского края. Лучшие из воспитанников удостаивались священного сана. Архимандрит Макарий уделял уч-щу много внимания, лично вникал в малейшие подробности училищной жизни. Большое значение Макарий (Невский) придавал благотворительной деятельности. Благотворительными учреждениями на Алтае являлись пансион при Бийском училище, Чемальский детский приют в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Улалинские больница и аптека. Одним из важных начинаний архимандрита Макария на Бийской кафедре стала организация приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся жителям Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010