Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Вотяков с супругой. Фотография. Нач. ХХ в. Тимофеевич Вотяков (5.11.1881, дер. Вотяково Чистопольского у. Казанской губ.- 18.06.1931, Чистопольский р-н, Татарская АССР), сщмч. (пам. 5 июня, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. В 1899 г. окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения. В 1899-1901 гг. посещал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 г. выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном уч-ще. В 1903 г. вновь слушал лекции на учительских педагогических курсах в Казани и сдал экзамен на звание псаломщика. В том же году назначен псаломщиком в храм свт. Николая в с. Жукотине Чистопольского у. 14 сент. 1906 г. рукоположен во диакона и назначен к Входо-Иерусалимской ц. царёвококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря . Совмещал диаконское служение с преподавательской деятельностью. С 1 окт. 1907 по 1 сент. 1910 г. М. служил законоучителем в Медведевском земском уч-ще и одновременно с 1 окт. 1907 по 1 дек. 1910 г. был законоучителем и учителем пения (с 10 февр. 1909) в Берёзовском земском уч-ще. С 1 сент. по 1 дек. 1910 г. он был законоучителем Медведевского уч-ща Мин-ва народного просвещения. В 1911 г. М. выдержал испытание на получение сана священника. В 1914 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровского храма в с. Кумья Козьмодемьянского у. В 1919 г. был переведен в храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены в с. Кулакове Козьмодемьянского у. Приход был бедным, а во время гражданской войны совсем обнищал. М. со своей большой семьей терпел тяжелые лишения. В 1923 г. храм в с. Кулакове закрыли и М. назначили в Покровский храм в с. Сарсасы. Здесь он был возведен в сан протоиерея. В 1929 г. М. арестовали по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через неск.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

р. Приют был открыт 26 сент. 1875 г. в отдельном здании при епархиальном жен. уч-ще. В том же году при семинарской церкви И. учредил братство Св. Креста по образцу саратовского, преследовавшее те же цели - благотворительность и борьбу с расколом. При Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери пустыни он основал ремесленную школу на 40 чел. «для поступления тех детей духовенства, которые оказались бы неспособны к прохождению наук в училищах»; ок. 1875 г. в Серафимовом Дивеевском монастыре организовал литографскую мастерскую; в епархиальном жен. уч-ще учредил 2 именные стипендии, за что получил благодарность императора. 12 сент. 1876 г. в отдельном 4-этажном доме при Нижегородской ДС епископ открыл 1-е в России общежитие для «своекоштных» воспитанников, прежде проживавших на частных квартирах. При этом 108 из 288 учащихся были поселены в нем бесплатно. Как и в Саратове, основным источником средств для устройства благотворительных и просветительных учреждений стал свечной завод, доходы которого существенно повысились. Др. источником финансирования стали добровольные пожертвования, прежде всего самого преосвященного. 14 февр. 1877 г. И. получил звание почетного члена СПбДА, 14 февр. (по др. сведениям, 27 марта) того же года возведен в сан архиепископа, а 8 дек. определен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии и члена Святейшего Синода. Проявив себя как тонкий дипломат, И. быстро изучил груз. язык и дозволил использовать его во время богослужения. Он также добился открытия при Тифлисской ДС кафедры груз. языка, увеличил содержание учащимся и с целью помощи беднейшим воспитанникам организовал в 1880 г. братство ап. Андрея Первозванного. По ходатайству И. преподавание груз. языка стало обязательным во всех духовных школах Грузии и разрешено в светских. Благодаря И. в 1879 г. в Тифлис из Мцхеты (мон-рь Самтавро) было перенесено жен. епархиальное уч-ще с приютом для малолетних сирот духовенства. На его благоустройство И. пожертвовал 40 тыс. р., а затем на протяжении всего пребывания в Грузии отдавал все свое жалованье по званию экзарха в пользу уч-ща.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Славянская и Херсонская епархия, к-рую окормлял архиеп. Евгений (Булгарис), учреждена в 1775 г. на территории Новороссийской и Азовской губерний. Сюда переселились греки, принимавшие участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и в Орловском восстании (т. н. албанское войско). В указе Святейшему Синоду имп. Екатерина II Алексеевна отметила, что эта часть населения не знает рус. языка, но исповедует Православие. Поэтому для управления епархией был необходим епископ, к-рый владел бы греч. языком и смог бы помочь своим соотечественникам закрепиться на новых землях. Кроме того, от епископа этой кафедры правительство ожидало помощи в консолидации населения в крае. Архиеп. Евгений (Булгарис) приехал в епархию из С.-Петербурга 23 окт. 1776 г., его резиденцией был назначен полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь , куда в кон. 1776 г. прибыл и Н. Сразу после приезда Н. принялся за изучение рус. языка, без знания к-рого не представлял своего пастырского служения, и, по сообщениям биографов, уже через год владел им довольно свободно. В мае 1777 г. архиеп. Евгений назначил Н. инспектором всех епархиальных школ. До приезда архиеп. Евгения в Славянской епархии существовали лишь начальные школы грамотности. 24 янв. 1777 г. архиеп. Евгений повелел своему администратору, архим. Феоктисту (Мочульскому) , устроить при Крестовоздвиженском монастыре архиерейскую школу для 10 мальчиков, умеющих писать и читать, и обучать их основам латыни и к.-л. другого языка, краткому катехизису, арифметике, географии и истории, а в февр. 1777 г. направил в Синод прошение о необходимости открыть семинарию. В марте гр. К. Г. Разумовский по просьбе иерарха пожертвовал принадлежавший ему обветшалый дом, в к-ром было устроено епархиальное уч-ще (отделка заняла более года). Ответ от Синода на прошение не последовал, и архиеп. Евгений решил действовать самостоятельно: 27 нояб. 1778 г. он открыл уч-ще в новом здании, внес собственные средства на его расширение и призвал к пожертвованиям духовенство и население епархии. В мае 1777 г. уч-ще возглавил Н., под руководством к-рого детей обучали канцелярист консистории Григорий Богуновский и бывш. учитель Крутицкой семинарии Петр Станиславский. Первым куратором уч-ща был гражданин Полтавы бунчуковый товарищ П. Ф. Паскевич. Это было всесословное учебное заведение, куда принимали не только детей духовенства.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

116 В приложении к брошюре «Правда о земле» далее следовало: «Клевета эта была пущена какой-то тёмной личностью, проживающей в Париже, под фамилией Череп-Спиридовича, и потом официально опровергнута русским правительством, но Синод не смущаясь снова подтвердил эту ложь и разослал по всем церквам для прочтения». Изложенное Свенцицким соответствует действительности. 118 К тому же склонялся М. А. Новосёлов и 17 января 1905 писал: «За отсутствием у нас, к сожалению, истинного русского органа приходится изобретать другие способы проведения в сознание общества трезвых идей» (ОР РГБ. Ф. 265, к. 195, ед. хр. 26, л. 1). 119 17 февраля пристав 1-го уч. Мещанской части препроводил в Московское охранное отделение экземпляр воззвания к православным христианам, «обнаруженный наклеенным в 3 часа ночи на фасаде дома Рождественского монастыря по 4-й Мещанской улице». В этот день листовку находили приставы по всей Москве: на телефонном столбе по ул. Красноказарменной напротив Московского военного училища (3 уч. Лефортовской ч.); на заборе владения Лиснера по ул. Кузнецкой (1 уч. Пятницкой ч.); в 6 ч. 20 минут на заборе владения Генералова по Лялину пер. (2 уч. Яузской ч.); на ограде храма Вознесения по ул. Вознесенской и стене д. Озеровой по ул. Гороховской (1 уч. Басманной ч.); в 5.00 в Болвановском пер. на заборе д. Бахрушина, а в 6.30 на заборе владения Трофимова по Шморовой наб. (2 уч. Пятницкой ч.); на Шаболовке и Малой Серпуховской (2 уч. Якиманской ч.); в 8 утра на воротах д. Герасимова по ул. Александровской (3 уч. Сущёвской ч.); на ограде храма свт. Николая в Курницком пер.; на улицах Сущёвской и 3-й Мещанской (ГАРФ. Ф. 63, оп. 25, д. 30, т. 4 (1), л. 18–75). Таким образом, документы обличают подхваченную Е. В. Ивановой клевету мемуариста: «Клеили где придётся, – где меньше было риска быть захваченными в укромных местах» (Вишняк. С. 99). 120 «Причина переживаемой нами смуты заключается не в ослаблении государственного начала, а наоборот, в чрезмерном развитии этого начала и в запоздании с его стороны уступок в пользу законных требований начал личного и общественного» (Завитневич В. О восстановлении соборности в Русской Церкви//Церковный вестник. 1905. 7 апреля. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

27 Карпук Д.А. Учение о Церкви в системе догматического богословия профессора СПбДА Александра Львовича Катанского //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. Т. 22. С. 341–346. 28 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1893–1894 уч. год. СПб., 1894. С. 109–110. 31 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1893–1894 уч. год. СПб., 1894. С. 216. 33 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1894–1895 уч. год. СПб., 1908. С. 76. 36 Владимир (Сабодан), архиеп. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. Дисс. … магистра богословия. Загорск: МДА, 1979. С. 164. 37 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1894–1895 уч. год. СПб., 1908. С. 72–73. 38 Цит. по: Пальмов И., проф. Памяти Владимира Ивановича Ламанского ( † 19 ноября 1914 г.)//Церковный вестник, 1914. 49. Стлб. 1485. 39 См. краткий анализ данной работы Е.П. Аквилонова: Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 61–63. 40 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1898–99 уч.г. СПб., 1905. С. 150–167. 42 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1896–97 уч.г. СПб., 1897. С. 132–147. 43 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1898–1899 уч. г. СПб., 1905. С. 148–149. 45 Магистерский коллоквиум в нашей академии и завершение учебного года//Церковный вестник, 1899. 24. Стлб. 887–898. 46 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1904–1905 уч. год. СПб., 1905. С. 279–318. 49 От «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Известия и заметки//Церковный вестник, 1904. 7. Стлб. 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Содействовал митр. Амвросий и учреждению сельских уч-щ. В 1806 г. в уездах Новгородской губ. было открыто 110 сельских уч-щ, при этом местные священнослужители принимали на себя безвозмездно учительские должности, а нек-рые даже уступали под уч-ща собственные дома. Однако такие школы, как правило, не переживали своих основателей. При создании сети духовных уч-щ Синод озаботился только снабжением их печатными учебниками, письменными принадлежностями, мебелью и установил жалованье наставникам. Помещения приходилось изыскивать на местах. В лучшем случае это были средневек. кельи (Новгород, Ст. Русса, Тихвин, Кириллов), чаще - обывательские дома. Первое в епархии здание, предназначенное для ДУ, начал строить в 1818 г. настоятель Преображенского мон-ря в Ст. Руссе, однако переезд в него уч-ща состоялся лишь в 1829 г. В Боровичах «редкое в то время в уездных городах величественное здание училища» было сдано в эксплуатацию в 1859 г., а дело о постройке тянулось 15 лет ( Веселов М. Историческая записка о Боровичском духовном училище//Новгородские ЕВ. 1897. 11. С. 663-681; 12. С. 741-756). Училищная реформа 1867-1869 гг. выявила, что требованиям не соответствуют помещения Новгородского ДУ (Лихудовский корпус). Митр. Исидор предоставил для уч-ща территорию Житного двора в Кремле и профинансировал за счет средств архиерейского дома строительство нового здания с общежитием на 90 чел. (1878, архит. А. И. Борщов). В 1882 г. ревизор И. К. Зинченко способствовал закрытию Тихвинского ДУ, на благоустройство к-рого денег не нашлось. В 1890 г. для Старорусского ДУ возвели массивный 3-этажный корпус на территории Преображенского мон-ря, а в 1892 г. училищу передали малую монастырскую ц. в честь Рождества Христова, переосвятив ее во имя святых Кирилла и Мефодия ( Ядрышников В. А. Архитектура Ст. Руссы XII - нач. XX в. М.; СПб., 2010. С. 103, 367). Архиеп. Феогност добился восстановления Тихвинского ДУ (открыто с нач. 1899/1900 уч. г.) и сделал все возможное для скорейшего строительства для него, равно как и для Белозерского и Кирилловского духовных уч-щ, каменных зданий, отвечавших их потребностям (при этом Кирилловское ДУ было вынесено из Кириллова Белозерского мон-ря в город).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

После упразднения Абхазского (Западногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в 1814 г. и перехода Церкви в Зап. Грузии в ведение РПЦ духовные уч-ща были закрыты, преподавание сохранилось в церковноприходских школах, обучение протекало на груз. языке. По решению Синода в янв. 1821 г. в Кутаисе, а позже в Сенаки и Озургетах открылись окружные духовные уч-ща, где обучали на русском языке. Выпускники продолжали учебу в Тифлисской ДС (подробнее см. в ст. Имеретинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ). Кутаисское ДУ стало 1-м учебным заведением, открытым российскими властями на территории Имерети, а также самым крупным в Кутаисе. Оно просуществовало до 1918 г. В 1831 г. здесь учились 100 учеников, в 1890/91 уч. г.- 386, в 1892/93 уч. г.- 430, в 1900/01 уч. г.- 557. В уч-ще воспитывались такие известные общественные деятели Грузии, как историк Ф. Жордания , филолог М. С. Келенджеридзе, педагог Л. Г. Боцвадзе, сщмч. Симеон (Мчедлидзе) , еп. Батумско-Шемокмедский Нестор (Кубанеишвили), нобелевский лауреат писатель Г. Т. Робакидзе, поэты Г. В. Табидзе и Т. Ю. Табидзе и др. К. д. с. в XIX - нач. XX в. Идея основания семинарии в юрисдикции Имеретинской епархии появилась в нач. 30-х гг. XIX в.: инициаторами выступили члены правления восстановленной незадолго до этого Тифлисской ДС, считавшие, что одна семинария не сможет полностью обеспечить духовными кадрами епархии Зап. Грузии. Доклад по этому вопросу был представлен экзарху Грузии митр. Ионе (Василевскому (Васильевскому)) ; 1 окт. 1821 - 5 марта 1832), но Синод отказал в открытии К. д. с. по причине нехватки средств и кадров. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. духовенство Зап. Грузии под рук. еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) вернулось к вопросу об открытии в Грузии еще одной семинарии. В 1867 г. свт. Гавриил отправил обер-прокурору Синода гр. Д. А. Толстому прошение, в к-ром обосновывал необходимость открытия ДС в Кутаисе удаленностью Зап. Грузии от Тифлиса, разницей в климате между Зап. и Вост. Грузией, бедностью значительной части западногруз. духовенства, не имевшего возможности столь далеко посылать детей для получения образования (НЦРГ. Ф. 33 (М. Келенджеридзе). Д. 102). Толстой внимательно отнесся к ходатайству, однако на заседании Синода 6 окт. 1867 г. его было решено отклонить ввиду недостаточности средств. Свт. Гавриил приступил к сбору денежных пожертвований: в сент. 1871 г. в Кутаисе было проведено епархиальное собрание, на к-ром было принято решение обязать имеретинское духовенство ежегодно собирать и жертвовать в фонд семинарии 13 тыс. р. Кроме того, по настоянию свт. Гавриила вносить определенные суммы в фонд обязывались еп. Гурийский Гавриил (Туския) и еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) (последний - 2 тыс. р. ежегодно). В 1872 г. в Кутаисском коммерческом банке был открыт специальный счет. Первую сумму в 1 тыс. р. внес свт. Гавриил, высказавший намерение ежегодно жертвовать в фонд 100 р.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Афанасия (Пархомовича) . В 1911 г. при семинарии открылось Макарьевское церковное древлехранилище для «собрания и хранения древних церковно-исторических памятников Донской епархии, как вещественных, так и письменных, в видах лучшаго сбережения их» (Донские ЕВ. 1911. С. 456). Указом Синода от 29 февр. 1868 г. всем епархиальным управлениям предлагалось устроить при жен. мон-рях учебные заведения для девочек, преимущественно духовного звания. В Усть-Медведицком жен. мон-ре такое уч-ще уже было создано в 1867 г. В 1871 г. уч-ще открылось в старочеркасском Ефремовском мон-ре. В 1889 г. в Новочеркасске начало работу Донское епархиальное жен. училище, с окт. 1894 г. размещавшееся в специально построенном 3-этажном каменном здании. Лучшие 6 воспитанниц уч-ща получали стипендии архиеп. Макария (Миролюбова) и архиеп. Афанасия (Пархомовича), войскового старшины П. З. Макарова и его жены В. И. Макаровой. В 1915 г. архиеп. Митрофан утвердил устав Богородично-Введенского братства вспомоществования нуждающимся воспитанницам епархиального жен. уч-ща, председателем братства стал Аксайский еп. Ермоген (Максимов) . В том же году архиеп. Митрофан утвердил также устав Покровского братства при Новочеркасском ДУ, целью к-рого было «оказывать материальное вспомоществование воспитанникам Новочеркасского духовного училища и содействовать их религиозно-нравственному воспитанию» (Там же. 1916. 40/41. С. 603). В кон. XIX в. в обл. Войска Донского действовало 397 церковноприходских школ и 486 школ грамоты, в к-рых обучалось 33 316 чел. (Памятная книжка области Войска Донского на 1900 г. Новочеркасск, 1900. Стат. данные. С. 14). Наряду с церковноприходскими на Дону были открыты и церковно-учительские школы, готовившие учителей начальных уч-щ всех разрядов. На содержание церковных народных школ Донской епархии в 1901 г. было израсходовано более 310 тыс. р. В апр. 1904 г. в Новочеркасске начал работать Донской епархиальный церковно-исторический комитет (официально открыт 15 окт. 1904). Его председателем был избран инспектор ДС А.

http://pravenc.ru/text/178954.html

В епархии при М. действовали 6 средних духовных учебных заведений: Минская ДС, Минское, Пинское и Слуцкое муж. духовные училища, Минское и Паричское жен. училища, в к-рых в нач. ХХ в. насчитывалось от 104 до 224 учащихся. Осенью 1899 г. праздновался 50-летний юбилей Пинского ДУ. 18 янв. 1904 г. началась деятельность братства Казанской иконы Божией Матери при церкви Пинского ДУ. Члены братства оказывали материальную помощь воспитанникам уч-ща. В 1901 г. при Паричском училище по инициативе ее начальницы выпускницы Смольного ин-та Е. Н. Бибиковой (урожд. Набокова; 1837-1902) была построена образцовая школа, в которой воспитанницы готовились к преподавательской деятельности. 8 февр. 1901 г. было открыто Об-во вспомоществования нуждавшимся воспитанницам, девочкам из бедных семей. С сент. 1907 г. в Паричском уч-ще по благословению М. начали проводить экзамены для желавших получить звание учительницы одноклассной церковноприходской школы. С осени 1909 г. начала действовать воскресная школа, а также было осуществлено преобразование образцовой церковноприходской школы из женской в смешанную. Указами Синода от 26 мая 1909 г. было принято решение об открытии при уч-ще 7-го, дополнительного педагогического класса для выпускниц, окончивших не более 2 лет назад полный, 6-летний курс в епархиальных жен. уч-щах духовного ведомства, 4 июня 1910 г.- об открытии 8-го, дополнительного класса с отд-нием словесности. В 1909/10 уч. г. были окончены работы по капитальному ремонту церкви. Однако во всех учебных заведениях отмечалась нехватка средств. В период Первой русской революции, вечером 14 февр. 1905 г., в Минской ДС произошел бунт. Недовольство учеников вызвали исключение воспитанника за плохое поведение и ограничение отпуска семинаристов в город, что связывали с политикой ректора архим. Николая (Орлова) (он объезжал Минск на лошади, высматривая самовольно гулявших учеников). Семинаристы с камнями и палками разгромили канцелярию, квартиры инспектора и ректора, в здании ДС начался пожар. Ок. 23 ч. к семинарии прибыли М., ректор, губернатор и полицмейстер. После водворения порядка из семинарии исключили ок. 100 чел., учеба прервалась на 3 месяца. В др. учебном заведении, Пинском ДУ, в качестве меры наказания семинаристов за проступки использовался карцер.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010