Архимандрит отпустил икону на лодке рекой Десной со священником. Во время плавания, провожавшие св. икону должны были ночевать на берегу реки Свены. Когда встали поутру, то не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе против реки Свины, или Свены, стоит она на дубу между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и во всё время пути с сокрушением сердца и со слезами молился Пресвятой Богородице словами: «О Премилосердая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ!» и обещал построить храм и обитель. В ту же минуту князь узрел пред собой тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, опять молился. В это время он стал видеть ещё лучше, увидел икону и велел снять её с дерева. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали её. Был отслужен молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружён храм во имя Успения Богоматери. Князь скоро устроил тут и монастырь и щедро одарил его деньгами, а чудотворную икону украсил золотом и серебром; и тогда же, в память явления иконы на реке Свене, установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. Заступлением Божией Матери по молитвам пред Её Свенской иконой не один раз получал защиту Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и вскоре получено было известие, что неприятельские войска, направленные на Брянск, возвращены назад. Тогда, в благодарность за это избавление, жители Брянска в 1815 г. устроили на Свенскую икону золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святой иконой 17 августа. Свенской иконой совершено много исцелений. Жители Брянска очень чтут её и во всех важных случаях своей жизни усердно молятся пред нею. Она писана преподобным Киево-Печерским Алипием, который учился иконописанию у византийских живописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери — 3 мая. Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари — Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами. Как прежде, так и ныне у чудотворной Свенской иконы Богоматери совершаются чудеса и подаются исцеления тем, кто прибегает к сему чудотворному образу Богородицы с верой в помощь Царицы Небесной. Из многочисленных чудес мы приведем только самые примечательные и поразительные. Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбить и разорить ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству. Невидимая сила поразила нападавших слепотой, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимой. Паника их была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители. В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили ее постройку. Однажды, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартиниан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри ее все остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери.

http://pravicon.com/info-1379

Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы. Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке.

http://sobory.ru/article/?object=00662

Ответов: 5. Последний ответ: Здравствуйте Animaisa. Большое Вам спасибо за такую подробную информацию,вопросов и сомнений не осталось. Теперь с удовольствием ее реставрирую, правда принадлежит семье моей супруги. Жаль только что бабушка передав по поколению не рассказала о ней [...] Добавлено на опознание: 2013-03-02 17:55:29 Владелец: izergil77 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать икону,какого она века.Внизу написано СВ,ТРОИЦА,над женщиной которая стоит за дверьми плохо читаемо написано Сара,а над коленопреклоным персонажем тоже есть надпись,но она не читаема.Заранее спасибо. Ответов: 2. Последний ответ: Так и есть, конечно, не шедевр Рублева, а больше иллюстрация для детской книжки. Впрочем, кому что нравится, так как Троица Рублева и Гостеприимство Авраама сосуществовали как параллельные направления, объединяемые одним названием Троица Ветхозаветн [...] Добавлено на опознание: 2013-03-01 21:42:52 Владелец: olia955 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона состоит из 3-х досок. Досталась от пробабушки (Брянская обл.) Помогите, пожалуйста, опознать икону и определить возраст. Ответов: 5. Последний ответ: Для начала вспомним, что есть две разные иконы Богоматери: Киево-Печерская и Свенская (Печерская). первая из них была не рукотворной, а именно ,,явленной,, потому ка к сама собой явилась на стене алтаря монахам Киево-Печерской Лавры (и когда из уст [...] Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:31:52 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите определить возраст иконы. Ответов: 4. Последний ответ: По такому фото трудно судить, похоже на 19 в. Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:28:45 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: икона Богородицы " Всех Скорбящих радость " Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:26:01 Владелец: timpson1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Воскресение Христово очень редкой в нашее время иконографии. Я нечто подобное видел вживую в старой заброшенной церкви Владимирской области (http://pravicon.com/image-16838).

http://pravicon.com/unknown/71

Богородица и Христос, сидящие на сияющем золотом престоле, вторят его очертаниям как контуром, объёмом, так и положением в пространстве. Эта соотнесённость логична, так как Богородица возведена на престол и Сама есть Престол Христов, «яко имущая державу непобедимую», а Её Божественный Сын, Вседержитель мира, являет «Троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное» 133 . Фигура Божией Матери оказывается окружённой единой Божественной природой, которую образуют в общем ритмическом движении блистающие золотом художественные образы Престола и Христа. Несмотря на то, что облачения Богородицы отличны по цвету, вся Она являет совершенную обоженность, которая подчёркивается Её Богоподобием и центральным местоположением в замкнутом золотом пространстве. Бог воплотился для того, чтобы человек стал Богом, говорят отцы, и Пресвятая Богородица это исполнила. Земное возвысилось до Небесного, Небесное родилось от земного, и мистический круг замкнулся. «Они словно колесо в колесе ( Иез.1:16 ) " 134 – так определил преподобный Максим Исповедник это взаимодействие и взаимоотражение преображенного тварного мира и Божественного. В казалось бы неподвижном престольном образе живёт постоянное взаимодействие сфер земных и небесных. Икона Божией Матери Свенская Печерская Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты. Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить её художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошёл до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и её отсутствие придаёт всей композиции несколько странный незавершённый вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который ввёл в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно. Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители. Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий. Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской). Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

http://pravoslavie.ru/1917.html

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили. Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. • Одна из известных икон, написанных прп. Алипием — икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

Икона Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного ПЕЧЕРСКОГО образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу. Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть. После благ[...] Описание иконы Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь. Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди[...]

http://pravicon.com/icon-290

Молитва пред иконой, именуемой «Успение (Киево-Печерская)» Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верой и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими. Твоею небесной радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, и зде без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцы воспоем Тя и Предвечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь. Печерская икона Эта чудотворная икона сама собой образовалась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры на стене алтаря в 1085 году. В Патерике печерском о явлении её повествуется так: «Иконописцы принялись за дело – украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимой силой изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ; вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, то вдруг из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе к образу Спасителя и там скрылся. Через несколько времени голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам святых, и сел за чудотворной местной иконой Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но ни за иконой, ни за занавесью не могли найти его. Вдруг голубь опять вылетел из уст Богоматери в алтаре и полетел кверху к образу Спасителя. Бывшие вверху хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы. Свенская-Печерская икона Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав об исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Киево-Печерских Антония и Феодосия, он послал в Печерский монастырь жертву и вместе просил отпустить чудотворную икону к нему в Брянск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В середине XV века создаются две редакции Киево-Печерского патерика: первая и вторая Кассиановские, названные так по имени их создателя – уставщика Киево-Печерского монастыря, «крилошанина» Кассиана. Вторая Кассиановская редакция оказала самое сильное влияние на все последующие изменения текста. После этого было создано еще несколько редакций Патерика, из которых нужно отметить его первое издание на польском языке, вышедшее в типографии Киево-Печерского монастыря в 1635 году. Эта редакция была создана сподвижником митрополита Петра Могилы, Киевским митрополитом Сильвестром Косовым. Она появилась в очень сложной межконфессиональной обстановке на Украине и была направлена на то, чтобы утвердить святость печерских подвижников, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Текст Патерика в редакции 1635 года был довольно сильно сокращен и изменен. Печерская (Свенская) икона Божией Матери В русле древней традиции была выдержана последняя редакция, представленная изданием на церковнославянском языке 1661 года. Произошло это при настоятеле монастыря Иннокентии Гизеле, который, по-видимому, принимал большое участие в создании редакции. В дальнейшем происходили незначительные изменения текста, связанные с синодальной правкой XVIII века, когда некоторые спорные с богословской точки зрения моменты были исключены из Патерика. Все последующие правки текста Патерика были связаны с изменениями, происходившими в церковнославянском языке. Иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке, также отражают историю почитания Киево-Печерских святых. Их древнейшую иконографию представляют многочисленные списки с иконы конца XIII века Богоматери Печерской (Свенской) (хранится в Государственной Третьяковской галерее). На этой иконе преподобные Антоний и Феодосий Печерские предстоят восседающей на троне Богоматери. По преданию, в 1288 году, по просьбе ослепшего черниговского князя Романа, чтимая икона была принесена ему из Киево-Печерского монастыря. Получив чудесное исцеление, князь в память этого события основал на реке Свене, близ города Брянска, монастырь, главной святыней которого и стала эта икона. По названию монастыря она получила второе название – Свенская.

http://pravoslavie.ru/591.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010