«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

http://pravoslavie.ru/1917.html

Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/1887.html

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святит. Николая, обретенная Прокопием в развалинах мон., и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из мон. для поклонения в с. Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии. Свенский Успенский , 3 кл., общ., в 3 в. от г. Брянска, при р. Десне, против р. Свены, или Свины. Основан в 1288 г. кн. Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта св. икона, написанная пр. Алипием (см. 17 авг.), и испрошенная кн. Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по р. Десне в г. Брянск, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против р. Свены, где на следующий день и была обретена сопровождавшими ее; здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление кн. Роман. Богоматерь на этой св. иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленах Богомладенцем и с предстоящим по сторонам трона препп. Антонием и Феодосием Печерскими . С того времени и поныне св. икона пребывает в Свенском мон., прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась св. икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен в 1749 – 1756 г. по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 авг., в память избавления г. Брянска от нашествия неприятеля в 1812 г., совершается с чудотворной иконой крестный ход из мон. в город и вокруг города, a 15 авг. из города в мон. При соборном храме в особом здании находится келия, в которой в 1709 г. жил имп. Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При мон. школа и странноприимный дом. В. Троицкий , 3 кл., в г. Ельце. Существовал в 1-й пол. XVII в.; в 1775 г. пришел в ветхость, и иноки были переведены в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Богоматерь Печерская (Свенская). Россия. 1288 (?) . ГТГ Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление. Иконы Божией Матери «Умиления» Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля Богоматерь Донская. Конец XIV в. ГТГ. Иконы, изображающие взаимное ласкание Богоматери и Младенца, носят название «Умиления» 175 . В отличие от торжественности и строгой величавости икон Божией Матери Одигитрии, где подчеркивается Божество Отрока Христа, иконы «Умиления» полны естественного человеческого чувства, материнской любви и нежности. Здесь более, чем в Одигитрии, выражен человеческий аспект Богоматеринства и Боговочеловечения, сильнее подчеркнуто то, что человечество Богоматери есть и человечество Ее Сына, от которого Она неотделима по Его рождению. Икона «Умиление» – образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей неизбежность этих открытых Ей заранее страданий (...и Тебе Самой оружие пройдет душу... – Лк.2:35 ). Сам Младенец здесь Тот же, что и на иконах Одигитрии, Отрок Эммануил, в тех же одеждах, своей разделкой указывающих на Его предвечное Божество. Но здесь проявлениями Его чисто человеческих чувств, испугом, нежностью, а также Его жестами подчеркивается Его человечество. Редкий в Византии, тип Умиления получил на русской почве чрезвычайно широкое распространение, став одной из главных тем русской иконописи, стремление которой к выражению просветленного человеческого чувства как бы находит свое олицетворение в образе Умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

в апсидном полукружии была выполнена мозаика с изображением восседающей на троне Богородицы и имп. фамилии в составе Льва I, его жены Верины и дочери Ариадны, держащей на руках малолетнего буд. имп. Льва II. В средневизант. период на этом месте в конхе апсиды, по-видимому, находился др. образ - Богоматерь «Оранта». Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Святой видел, как, встав у алтаря, Она сняла с Себя мафорий и распростерла его над стоящими людьми. В честь этого чуда в XII в. на Руси был установлен праздник Покрова Богородицы и была создана соответствующая иконография, по-видимому принятая и в К-поле: ок. 1392 г. рус. паломнику дьяку Александру показывали во В. икону Богоматери, к-рую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся». Справа от алтаря, на юж. стене Агия-Сорос, находился т. н. епискепсис, под к-рым понимают либо реликварий с мафорием, либо образ Божией Матери. Перед ним император в дни посещения В. возжигал свечи и преклонял колени. Согласно трактату «О церемониях византийского двора» (X в.), множество икон украшало священную купальню ц. Богородицы. Над фиалом, в конхе вост. стены, располагался серебряный образ Богоматери на троне с Младенцем перед чревом. Возможно, Ее облик сохранился в иконографии Богородицы «Печерская» («Свенская») (1288, ГТГ), отдаленном списке со влахернской иконы. Рядом находилась мраморная икона Божией Матери, причем из рук Богородицы струями изливалась вода ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Всего вероятнее, что это был образ «Оранта», подобный тому, что находится в наст. время в Археологическом музее Стамбула. Известен ряд визант. монет XI в. с изображением Богоматери «Оранта» и эпитетом «Влахернитисса». М. Н. Бутырский Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя Этот храм был одним из главных пунктов к-польской системы стационального богослужения . Помимо повседневных служб он был местом совершения Божественной литургии Патриархом и его клиром во время Богородичных праздников .

http://pravenc.ru/text/155035.html

Как значится в монастырской описи, дска иконы липовая; она склеена шелковою материею. Размер иконы вершк. О перенесении ее из Киева в «Сказании о зачатии Пресв. Влад. нашея Богородицы и Великих чудотворцев Преп. Отец наших Антония и Феодосия Печерских Свенскаго монастыря во граде Брянске, – пять поприщ от града на низ Десни реки», –повествуется следующее. Князь Черниговский Роман Михаилович, находясь в 1288 году в Брянске, лишился зрения. Слыша исцелениях совершаемых от чудотворного образа Богоматери в Печерском монастыре, князь отправил туда милостыню с просьбою прислать к нему этот образ. Архимандрит Печерский, «сотворив совет с братиею», отпустил с посланными священника с чудотворною иконою. Они плыли к Брянску рекою Десною и, когда поравнялись с устьем реки Свены, – «ста ладия на едином месте среди реки Десны, гребцы же не могуще прейти ни в гору, ни вниз»; но лишь только иноки с иконою решились направиться в реку Свену, лодка немедленно поплыла. Принужденные провести ночь на правом берегу реки, они утром пошли к лодке помолиться перед иконою, но там ее не оказалось. «Посланный же со дружиною начаша скорбети, и слезы излияти, и начаша искати по горам, и по дебрем и по пустыни. И приехавше за Десну реку против Свини реки, и поидоша по горам, и обретоша Пресвятыя Богородицы чудотворный образ стоящ на дубе велицем межи ветвами». Не дерзая снять иконы они решились послать к князю Роману с известием о случившемся. Вестник застал его в постели. «Услышав от вестника таковое чудо, князь великий, скоро воспрянув со одра своего, с радостию великою, и пролия слезы, и повеле вскоре по всем Божиим церквам звонити по всему граду и собратися собору всему, епископу, и архимандритам, и игуменом, и священником, и диаконам, и всему народу града того от мала и до велика и окрест всем людем живущим». К месту, где находилась икона, направилась процессия «со свещами и с кандилы». Недалеко от иконы князь в горячей молитве об исцелении дал обет: «Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель, идеже ты возлюбила еси место...» Вдруг глаза его, прежде ничего не видевшие, открылись, и он увидел тропинку, на которой велел в ту же минуту поставить крест. «И по ся времена, – замечает составитель «Сказания», – на том месте крест»... Пришли наконец к тому месту, где находилась икона. Князь долго и здесь молился пред нею и, по силе молитвы, яснее и яснее становилось его зрение, так что он увидел и икону. Епископ, бывший тогда во главе духовенства, снял ее и поднес к князю, который лобызал ее со слезами благодарности и отслужил молебен Богоматери. «По отпении же молебна, нача сам князь великий Роман Михаилович своима рукама на храм Божий Пречистой Богородицы древа рубити и всем людем повеле такожде...» состроил церковь и монастырь. «И оттоле болей нача монастырь строитись, и чудотворную икону, украсив, обложил (князь) златом единым и сребром».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

73 Известная копия с Нямецкой св. иконы находится также в слободе Михайловке, Богучарского у., Воронежской губ. Она была прислана сюда в 1846 г. местным помещиком И. Д. Чертковым в благословение крестьянам Михайловки. Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукой и держащим в левой руке свиток; главы Их увенчаны коронами. 74 Известные списки с Печерской св. иконы Богоматери находятся: в Успенском соборе г. Казани, в Москве, в Кремлевской Печерской часовне, в соборной церкви г. Балахны, Нижегородской губ., в слободе Каменке, Новгородсеверского у., Чернигов. губ., в селе Богородском, Любимского у., Ярославской губ. (прославившийся в 1823 г. чудесным исцелением больной женщины); см. также о Свенском мон. Орловской еп. 75 Известные списки с Руденской святой иконы находятся: в с. Крылатском, Москов. губ., в с. Бубнах, Лубенского у., Полтав. губ., в Покровском храме зашт. г. Алешек, Лебединского у., Харьков. губ. (по преданию, принесенный в Харьковские приделы из Подольской стороны в 1692 г.), в с. Олишевке, Козелецкого у., Черниг. губ. 76 Эту св. икону Божией Матери следует отличать от пользующейся тоже большим почитанием в Вильне иконы, которая известна под наименованием – Виленская Остробрамская и находится там в часовне Острых ворот. По преданию, Остробрамская икона была привезена около 1363 г. из взятого литовским кн. Ольгердом г. Корсуня в г. Вильну и вскоре была поставлена в новоустроенном Виленском Св.-Троицком мон. По другому преданию, эта св. икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства. Существует и третье предание, повествующее, что эта св. икона чудесно явилась 14 апр. 1431 г. на городских воротах, называемых «Острыми». Во всяком случае, несомненно, что в этом году она находилась в часовне близ Троицкой церкви в остром конце города и именовалась Корсунской, а отсюда в 1498 г. была перенесена в часовню, устроенную в башне над «Острыми» воротами, отчего и стала называться «Островратской», а потом «Остробрамской» (по-польски, острые ворота – «остра брама»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия: но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком ок. 1662 г. Мощи пр. Филиппа покоятся под спудом, в храме обители его 148 . В тот же день св. муч. Мирона Св. Мирон, пресвитер из Ахаии, схвачен был в день Рождества Христова во время священнослужения, пытан был железом и огнем, и наконец обезглавлен 251 года, в гонение Декия. Празднество Свенскому образу Пресв. Богородицы Заступлению Богоматери ради ее Свенской иконы приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители его и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося ее о заступлении города, и вскоре утешились вестию, что войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от разорения, жители его в 1815 году устроили на чудотворную Свенскую икону Богоматери золотую ризу с вещами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа. 142 Моление Богоматери и Предтечи пред Спасителем называлось по-гречески δεησις, а у поздних русских Деисус. 143 Послание Поликарпа по рукописи. Пожар, истребивший ростовскую деревянную соборную церковь , был в 1160 г. (Никон. л. 2, 191. Собр. л. VII, 314, см. о св. Леонтие мая 23). В 1695 г. м. Иосиф украсил Алимпиеву икону драгоценною серебряною ризою; по бокам ризы 7 черневых изображений с надписями. Над 6 изображением слова: «князь Владимир мономах сию святую икону посла во град Ростов в построенную им каменною церковь ». Над 7-м: «по временя ж оная каменная церковь в Ростве падеся, святая же икона пребысть невредима, обретена в плинфах». Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. 20. 144 Patericon w Kiowe 1635 р. 89. Ркп. святцы: «преп. отец наш иерей Алипий иконописец преставися в л. 6600 (1092 г.) мес. августа в 17 д.» 145 Опис. К. лавры стр. 105. 289. 293. У Кольнофойского 11. «Святый инок Алипий лежит в гробе против церкви» (Введения Богородицы во храм). 147 Древние святыни велик. Ростова соч. гр. Толстого стр. 21. 22. М. 1849. Иванчина – Писарева Спасоандроннков монастырь стр. 19. 82. М. 1842 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ответов: 5. Последний ответ: Здравствуйте Animaisa. Большое Вам спасибо за такую подробную информацию,вопросов и сомнений не осталось. Теперь с удовольствием ее реставрирую, правда принадлежит семье моей супруги. Жаль только что бабушка передав по поколению не рассказала о ней [...] Добавлено на опознание: 2013-03-02 17:55:29 Владелец: izergil77 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать икону,какого она века.Внизу написано СВ,ТРОИЦА,над женщиной которая стоит за дверьми плохо читаемо написано Сара,а над коленопреклоным персонажем тоже есть надпись,но она не читаема.Заранее спасибо. Ответов: 2. Последний ответ: Так и есть, конечно, не шедевр Рублева, а больше иллюстрация для детской книжки. Впрочем, кому что нравится, так как Троица Рублева и Гостеприимство Авраама сосуществовали как параллельные направления, объединяемые одним названием Троица Ветхозаветн [...] Добавлено на опознание: 2013-03-01 21:42:52 Владелец: olia955 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона состоит из 3-х досок. Досталась от пробабушки (Брянская обл.) Помогите, пожалуйста, опознать икону и определить возраст. Ответов: 5. Последний ответ: Для начала вспомним, что есть две разные иконы Богоматери: Киево-Печерская и Свенская (Печерская). первая из них была не рукотворной, а именно ,,явленной,, потому ка к сама собой явилась на стене алтаря монахам Киево-Печерской Лавры (и когда из уст [...] Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:31:52 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите определить возраст иконы. Ответов: 4. Последний ответ: По такому фото трудно судить, похоже на 19 в. Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:28:45 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: икона Богородицы " Всех Скорбящих радость " Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:26:01 Владелец: timpson1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Воскресение Христово очень редкой в нашее время иконографии. Я нечто подобное видел вживую в старой заброшенной церкви Владимирской области (http://pravicon.com/image-16838).

http://pravicon.com/unknown/71

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010