Э. П. Р. Иконография Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лнмься и[...]а бо о см Г[...]д помощьника», слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский). Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Хранившаяся в Киево-Печерской лавре еще в XIX в., она считается пропавшей во время Второй мировой войны 1144 . Святыня описана киевским митрополитом Евгением Болховитиновым в 1825 г. 1145 Это была икона, как тогда полагали, «греческого письма», на кипарисовой доске, горизонтального формата, размером 9 на 6 с половиной вершков (около 29x40 см, что соответствует размеру сохранившихся до наших дней реплик, о которых будет сказано ниже). По сторонам ложа Богоматери были изображены небольшие компактные группы апостолов, за ложем – Христос с душой Богоматери, по сторонам его фигуры – два летящих ангела. Судя по сохранившимся репликам, в передней стенке ложа Богоматери, в левой его части, была серебряная дверца (в репликах иногда она изображалась средствами живописи, а иногда делалась из настоящего металла). Лаврская святыня была покрыта роскошным золотым окладом, украшенным крупными бриллиантами и другими камнями. Икона висела в Успенской церкви над центром иконостаса – над царскими вратами, на двух шелковых шнурах, и могла, по необходимости, опускаться и вновь подниматься. Празднование в честь «Успения Киево-Печерского» совершается не только 15 августа – на Успение, но и 3 мая, в день памяти преподобного Феодосия Печерского , и в этом обстоятельстве содержится намек на связь иконы с древнейшим периодом истории Киево-Печерского монастыря, с XI веком. Как показал И. Карабинов , в Киево-Печерском монастыре самой чтимой «наместной» иконой было не «Успение», а другой образ, с фигурой Богоматери с младенцем на престоле 1146 . Одно из воспроизведений «наместного» образа видят в миниатюре начала XII в. в Кодексе Гертруды (Чивидале, Национальный археологический музей), а другой – в иконе XIII в. «Богоматерь Свенская» (ГТГ). Поскольку до наших дней не дошло ни само древнее «Успение», ни письменные свидетельства о его существовании в XI в., а сохранившиеся реплики относятся лишь к XVII в. и более позднему времени, то исследователи поставили вопрос о том, правомерно ли видеть в этих репликах отражение древнейшего памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киккская-Милостивая, по преданию писана святым Евангелистом Лукой; с древних времён и доселе на половину закрыта пеленой, от верхнего левого угла и до правого нижнего, так что лика Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может видеть. Находится на о. Кипре, в Киккской обители; копия в Флорищевой пустыни, Владимирской епархии. Празднование 15 Ноября и 26 Декабря. Кипрская, явилась 2 Июня 392г. на месте, где погребён праведный Лазарь: копия в Москве, в Успенском соборе и в церкви святого Николая в Голутвине. Празднование 20 Апреля, 9 Июля и в день Сошествия Святого Духа. Кипрская (другая: по сторонам Богоматери два Ангела с ветвями в руках, а пред Нею коленопреклонённые – преподобный Потапий и мученица Фотиния), Февраль 16, Апрель 20, в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской епархии; дана преподобным Сергием его ученику Савве, игумену монастыря Стромынского (бывшего); прославилась с 1841г. Июля 9. Кипяжская, Апрель 20. Киево-Братская, см. Братская. Киево-Печерская (Успение), данная в Константинополе Царицей Небесной строителям Церкви Печерской, 1073г., находится над царскими вратами лавры Киево-Печерской. «Спасена ли чудотворная икона»? спросил Пётр Великий, узнав о пожаре Лавры в 1718г. – «Если спасена икона, то спасена и Лавра». Пред святой иконой, каждую среду, исключая праздников, пред литургией, соборно отправляют Акафист Успению Божьей Матери, при многочисленном стечении народа (Русский Паломник 1888, стр. 389). Киево-Печерская (Божья Матерь с преподобным Антонием и Феодосием), 1085, Мая 3, в Печерской Лавре; в Московском Кремле, в Печерской часовне. Подобны ей: Свенская, Псково-Печерская, Ярославская-Печерская. Киево-Скорбященская, см. Всех скорбящих Радость. Козельщанская,1881, Февраль 21, в селе Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в Рождество-Богородицкой общежительной женской обители (Русский Паломник 1886, стр. 242). Список с неё в Москве, в церкви Казанской Божьей Матери, что у Калужских ворот, называется Неисчерпаемая Благодать. Богоматерь изображена в поясном виде, сидящей у стола, с Богомладенцем на коленях; на столе стоит чашка и лежит лжица, как бы в знамение того, что Богоматерь есть чаша, черплющая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

См. Киевский Патерик. Ныне она находится в главном храме Киево-Печерской Лавры над царскими вратами и ежедневно между раннею и позднею литургией опускается для Богомольцев; бесчисленное множество поклонников свидетельствует о всеобщем и благоговейном почитании этой иконы. Празднество Свенско-Печерской иконе Богоматери Икона находится в Свенском монастыре, что в 2-х верстах от г. Брянска, Орловской епархии. Икона сия принесена в 1283 г. князю Брянскому, Роману Михаиловичу, который лишился зрения и, услышав о чудесных исцелениях от чудотворного образа Печерской Богоматери, послал в Киево-Печерский монастырь милостыню и просьбу прислать ему список с той иконы. По совету с братией, архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекой Десной со священником. Во время плытия провожавшие св. икону должны были провести ночь в реке Свене. Вставши по утру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы; но её не нашли в лодке, а обрели на горе против реки Свины или Свены стоящей на дубе между ветвями. Об этом явлении иконы, от которого она стала называться Свенской, возвестили князю Роману. Он со священным собором отправился пеший туда, где стояла икона. Во время пути князь, достигнув того места, где ныне стоит Свенский монастырь, воздохнув из глубины сердца со слезами, сказал: «о пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и твой чудотворный образ, елико и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому твоему и созижду храм и обитель, идеже ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собой небольшую тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко воззвал: «Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» – в ту же минуту князь стал видеть более прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону Богоматери. Епископ снял; с благоговением прикладывались к ней, целовали её и отслужили молебен, после которого князь сам со всеми бывшими начал своими руками рубить деревья; вскоре сооружён был храм во имя Успения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антонию и Феодосию Печерским . Она и доныне находится в Киевской лавре, в соборной церкви над Царскими вратами, в богато украшенном окладе. По имени храма, созданного в Киеве над пещерами, икона называется Киево-Печерской, по месту же первоначального ее явления – Влахернской, и прославлена многими чудесами 572 . Ежегодное празднование этой иконе совершается с 1085 года, когда она была принесена в Киев 573 . Примеч. Император Петр Великий питал особенное благоговение к Киево-Печерской иконе Богоматери и перед этою иконою воссылал благодарные молитвы за Полтавскую победу. Говорят, что, получив известие о пожаре, опустошившем лавру Киево-Печерскую, Петр Великий прежде всего спросил, спасена ли чудотворная икона 574 . Дни Свенской иконы Богоматери 3 (16) мая В 1288 году черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесных исцелениях от Печерского чудотворного образа Богоматери, послал в Печерский монастырь милостыню и прошение отпустить сию чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братией архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие св. икону должны были провести ночь в реке Свене. Вставши по утру, они пошли в лодку помолиться пред иконой Богородицы; но ее не нашли в лодке, а обрели на горе против реки Свины, или Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом явлении иконы, от которого она стала называться Свенскою, возвестили князю Роману. Он со священным собором отправился пеший туда, где стояла икона. Во время пути князь, достигнув того места, где ныне стоит Свенский монастырь, вздохнув из глубины сердца со слезами, сказал: «О, пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ, елико и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собою небольшую тропинку и велел поставить тут крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Одигитрия. Фрагмент Впрочем, мы не намереваемся давать широкий показ специфических особенностей " умного делания " в иконописи; нет, у нас задача менее масштабная и более конкретная – обозначить тот концептуальный прием в древней живописи, о котором мы и ведем здесь речь. А для этого следует обратить внимание на такие иконы: 1) " Богоматерь " из Хиландарского монастыря, что на Афоне, 1260 г.; при значительных утратах красочного слоя, богословская разработка обоих ликов просматривается очень хорошо; 2) " Богоматерь Психосотрия " из Охрида, начало XIV века; живопись находится в отличном состоянии, а посему не составляет труда заметить то, что нас интересует; 3) " Богоматерь с младенцем " из Византийского музея в Афинах, начало XIV века: своеобразная рисовальная манера мастера все-таки легко позволяет находить искомое; 4) " Богоматерь Умиление " из церкви монастыря в Дечанах, 1350 год: не может быть и речи о " недостаточном мастерстве иконописца " – его уверенная рука очевидна; 5) " Богоматерь Одигитрия " из национального музея в Белграде, XIV век: классический образчик по нашей проблеме, удивительно тонко написан лик Богородицы, вся икона отличается виртуозным письмом. Список, может быть, безусловно, продолжен. Несмотря на византийское происхождение данного приема, с ним (о чем и поведал список) были хорошо знакомы балканские иконописцы. Знали его и древнерусские художники. Подтверждением чему является не только уже знакомая нам Одигитрия из Московского кремля, но и " Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими " , ок. 1288 г.: глядя на икону, отпадают всякие сомнения в богословской осведомленности киевского живописца. Тем не менее, русские изографы в подавляющем большинстве такое новшество на вооружение не взяли. Если говорить о новгородцах и псковичах, например, то и они не явились исключением: во множестве просмотренных нами памятников лики Богомладенца и Его Матери написаны с одинаковой или почти одинаковой физиогномической " фактурой " . В чем же причина отказа от " новшества " русских мастеров? У нас не было античности. Это первое. Второе: слишком малый исторический период – 400–500 лет! – пролегал между язычеством и " золотым веком " русской иконописи, всякие поползновения в сторону некрасивости Богомладенца могли быть истолкованы как своеобразный " комплимент " " темному прошлому " . У греков же означенный прием появился через 900 (!) лет после не принятия даже, а провозглашения христианства государственной религией.

http://pravoslavie.ru/154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Вутиванская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 2 мая), чудотворная; сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке. В. и. восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к В. и. являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения В. и. сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.; 164×134) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве и «Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» (XIX в., ЦАК МДА); на гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв. кн. Александра Невского во Владимире (воспроизведение в кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Рус. лит. об иконах Пресв. Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53), и др. Лит.: Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы, с показанием времени, когда оныя случились, и мест, где сии Св. иконы находятся, в какие числа бывают празднества им, и по какому случаю оныя установлены, собр. из разных ист. книг. М., 1846. 32; Изображение икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями. М., 1848 (ил. на с. 9), 18532; Поселянин. Богоматерь. С. 261; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 212, 213. Д. А. Зайцева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161035.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Вутиванская " О путанице Путивльской, Вутиванской и Молченской икон - http://pravicon.com/info-4085 Путивльская (с ангелами, старинная): http://pravicon.com/icon-278 Вутиванская: http://pravicon.com/icon-489 Путивльская (с лестницей, 19-20 век): http://pravicon.com/icon-4179 Молченская: http://pravicon.com/icon-199 Молченская (с предстоящим): http://pravicon.com/icon-4073 Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Вутиванская ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Чудотворная ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке. Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения Вутиванской иконы сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» [...] Описание иконы Вутиванская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты)

http://pravicon.com/icon-489

Икона Свенской Богоматери представляет Божию Матерь, по типу Печерской иконы, с Младенцем, благословляющим перед Собою, и святыми Антонием и Феодосием в предстоянии. Предание сообщает, что икона эта переслана были из Киева в Брянск и чудесно явилась князю Роману Михайловичу в 1288г. Так как помимо нее имеется несколько икон типа Печерской чудотворной, которая была исполнена чудесной мозаикой в Киеве, по Патерику, то всякое заключение о принадлежности иконы Алипию, хотя и в виде списка, совершенно исключается (см. цветн. илл. 3). Алипий. Богоматерь на престоле с предстоящими свв. Антонием и Феодосием (Свенская Богоматерь). ГТГ Икона московского Успенского собора, известная под названием Предста Царица или Царь Царем, представляет Спасителя по образу Великого Архиерея, в крещатом саккосе, с омофором, в митре и с жезлом, благословляющего двуперстно; по правую сторону Его Божия Матерь в венце и в «ризах преиспещренных», воздевая руки; слева Предтеча во власянице, со свитком. Переписана в самом начале XVIII в. иконописцем Кириллом Улановым. Но самая тема изображения Спаса Великим Архиереем и равно тема представления Его в этом образе с Иоанном Предтечей появилась только в позднегреческом искусстве не ранее 2-й половины XIV в., и потому только этой эпохой должна быть определена эта икона. Правда, возможно, что под перепиской Уланова откроется даже изображение Спаса Вседержителя в Деисусе с предстоящими. Мы точно ничего не знаем о работах Алипия, а затем и дальше слышим в летописях только о призыве греков (или т. н. греков, т. е. болгар и сербов, в качестве иконописцев, знакомых с греческим языком) иконников для исполнения стенных росписей как в Киев, так и в Суздальскую область, и даже в отдаленный Новгород. Эти постоянные вызовы и приходы в XII и XIII вв. свидетельствуют об очевидном факте, что иконопись в течение долгого времени не могла настолько обосноваться в России, чтобы образовались свои мастерские и началось преемство мастеров. С другой стороны, нельзя отрицать наличие в Киевской Руси высокой культуры, допускавшей существование там таких утонченных художеств, как мастерства перегородчатой эмали, финифти и ценины, ювелирного искусства и т.п., чему непреложным свидетельством являются сохранившиеся произведения искусства. Ввиду этого факта отсутствие киевских памятников иконописи объясняется, конечно, запустением южной России со времени монголов, в то же время не только Новгород, но даже и разоренная татарами Суздальская область смогли сохранить у себя древнейшие памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Но вернемся к иконе Явления Богоматери Захарии Чету. Если рассматривать ее с искусствоведческой точки зрения, то на первый взгляд эта икона ставит нас в тупик. Дело в том, что такие изображения Богоматери - в полный рост, на троне, с Младенцем Ииусом на лоне, с предстоящими Ей в полный рост святыми (в данном случае Филиппом и Ипатием) не известны нигде, кроме как в Киеве! Речь идет о Печерской иконе Божией Матери, утраченной ныне. Она находилась в алтаре Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Но ее ранние списки, такие как Свенская чудотворная икона (не позднее 1288 г.), известны. На образе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец, благословляющий обеими руками. Справа от трона стоит преподобный Феодосий Печерский, а слева - преподобный Антоний Печерский. Где находится Киев, а где Кострома? Логично задаться вопросом: какая тут может быть связь? Не будем пока отвечать на этот вопрос. Удивимся и пойдем дальше - разбираться с «фамилией» Захарии - «Чет». Какая-то странная «фамилия». Чтобы разобраться в этом, вначале вспомним о том, что родовые прозвания (которые мы называем сейчас «фамилией») сформировались в России только в XV-XVII веках. А у крестьян и того позже - в XIX-XX веках. Долгое время прозвище или отчество каждого конкретного человека так и оставалось только за ним, то есть фактически у каждого нового потомка была своя фамилия. Иногда отчества превращались в дедичества (это когда внук именуется по деду), а потом дедичества превращались в фамилии. Кроме того, известно такое явление как чередование фамилий, то есть, условно, у деда фамилия «Петров», у сына «Антонов», а у внука опять «Петров». Или так: старший сын носил фамилию отца, а потомки младших сыновей носили другие фамилии - у каждого своя... Как видите, разобраться в отечественных родословных подчас нелегко. К чему я все это? К тому, что теперь будет проще понять: в XIII-XV веках предки и потомки Захарии чередовали две фамилии: «Чет» и «Зерно» (или «Зерновы»). Затем, когда у правнука Захарии Чета Ивана родились дети - Федор, прозванный Сабур и Иван, прозванный Годун - от них пошли фамилии Сабуровых и Годуновых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010