Прокопий пришёл сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем. В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным. Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок. Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря. В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора. Свенский Свято-Успенский монастырь – мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области, один из древнейших русских монастырей. Основан в 1288 году Брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь, внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконойПечерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили. Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. • Одна из известных икон, написанных прп. Алипием — икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

Перенесённые из Византии идеалы аскезы утвердились в Киевской Руси не позднее середины XI века, когда был основан впоследствии знаменитый Печерский монастырь. К указанному времени восточнохристианская иконопись успела выработать образ монаха-подвижника, о чём дают наглядное представление, в частности, миниатюры лицевых рукописей “Лествицы” преподобного Иоанна Лествичника 28 , а также иконы, сохранившиеся в монастыре святой Екатерины на Синае 29 . Обычно монах одет в хитон и короткую мантию с краями, скреплёнными пряжкой на груди, либо в схиму, с куколем-капюшоном на голове. Монастырские предания, зафиксированные в сказаниях Киево-Пе­чер­ского патерика 30 , говорят об исключительно сильном воздействии Афона и Константинополя на богослужебный и бытовой уклад, что, как выясняется, нашло отражение и в сакральном искусстве, развивавшемся в стенах этой обители 31 . И в течение последующего времени монастырям средневековой Руси принадлежала исключительная роль в формировании иконографии Преподобных, совершавших в них свой молитвенный подвиг 32 . Сохранившаяся икона Богоматери Печерской из Свенского монастыря, написанная около 1288 года, воспроизводит утраченный оригинал второй половины XI века с изображением предстоящих Богоматери с младенцем Христом преподобных Антония и Феодосия Печерских. В сущности это разновидность монастырского ктиторского портрета, позже осмысленного как моленный образ 33 . По-видимому, к упомянутому оригиналу относится память об эпизоде, когда прибывшие в Печерский монастырь из Константинополя “писци иконнии” требуют от игумена показать им изображения незадолго до того скончавшихся подвижников, и “тогда игумен изнесе пред всеми иконе ею”. Антоний представлен глубоким старцем с просветлённым лицом, Феодосий — средних лет с волевым лицом человек, сломленный тяжёлой болезнью. Позже все эти индивидуальные портретные черты должны бесследно исчезнуть в иконописном схематизме, признающем лишь идеальную типологию. Надо заметить, что память преподобного Феодосия, скончавшегося 3 мая 1074 года, праздновали в монастыре уже вскоре после его смерти; в 1091 году его мощи перенесены из пещер в притвор Успенского собора, а в 1108 году состоялась канонизация. Время канонизации преподобного Антония остаётся неизвестным, но факт его почитания в XIII веке не оставляет никаких сомнений. Большинство Печерских подвижников, живших до монголо-татарского нашествия, были причислены к лику святых лишь в 1643 году, и, вероятно, тогда выполнены их изображения, воспроизведённые затем в гравюрах, помещённых в вышедшем из печати в 1661 году “Патерике Печерском”. Это уже плод иконописного творчества мастеров XVII века, знакомых с ренессансным европейским искусством.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

В композицию, естественно, включены и пророки. Их образы, словно две лозы с листами пророчеств, поднимаются к Христу – вершине всех обетований. Но центр иконы занимает Богородица, потому что Ею Христова слава явлена миру и Ей поют: «радуйся, колеснице Солнца Славы» (из стихиры Субботы Акафиста). Пророческие образы Богоматери представляет не Она Сама, как в иконах Иерусалимская, Донская, Владимирская, «Знамение», Свенская Печерская и других, а пророки. У каждого в руках изображение ветхозаветного символа Богородицы, на котором в синем медальоне 143 запечатлена также икона Воплощение. Эти символы – Аввакум с горой, Иезекииль с вратами, Иеремия с каменной Скрижалью Завета, Иаков с лествицей, Аарон с цветущим жезлом, Гедеон с руном, Моисей с горящей купиной, Даниил с горой, Давид с ковчегом, Исаия с клещами. Внизу – коленопреклонённый Валаам, указывающий на звезду. На иконе словно свит словесный венок Богородице, возносящийся до Небес. В России особо почитались московские списки «Похвалы Богородицы». Один из них стоял в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другой – в церкви Похвалы Богоматери у Каменного моста. «Неопалимая Купина» По Преданию, эта иконография имеет синайское происхождение. В России она известна с XVII века, но широкое распространение получила в XVIII веке 144 . Переполненная символическими знаками и аллегориями многосюжетная иконография «неопалимой Купины», на первый взгляд, кажется сложной и часто сопровождается пояснительными надписями. В центре иконы в золотом овале Богородица с лествицей в руках и маленькой палатой с изображением Христа. Центральный образ положен на пересечение зеленого вогнутого прямоугольника и красного ромба с вытянутыми углами в виде восьмиконечной звезды. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Прорись Читается эта икона, однако, просто. Богородица – Лествица, соединившая Небо и землю, и Палата Преукрашенная, и Храм Божества. Вокруг Неё нередко можно увидеть одно или два кольца Небесных сил: красные херувимы и синие серафимы, потому что Она «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». По учению Церкви, Силы Небесные не смеют не только прикасаться к Богу, но даже взирать на Него, а Божия Матерь приняла всего Бога и не опалилась. Зеленый вогнуты прямоугольник и красный ромб обозначают творение в двух его качествах – тленном (ветхом) и пресуществленном Божественным огнем, каким оно было явлено Моисею в пламени и зелени таинственного куста Неопалимой Купины. На зелёном прямоугольнике аллегорически изображены стихии, знаки тварной жизни земли, а на красном – символы четырех Евангелистов 145 , как образ Евангельской проповеди во всех концах земли.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Прав. Саввы 13, 45, 23. Нифонт, стр.179. Памятн.126, изд. Калайдовичем. М. 1821. Св. Крест ставили и особо; таков каменный крест, устроенный в 1224 г. и найденный в Юрьево-Польском Соборее; крест сей четвероконечный. 15 Нестор по древ. тек.50. Известны: а) в Нижегородском Благовещенском монастыре Корсунский образ Божией Матери, надписанный, как говорит Греч.надпись, в 993 г. (см. Востокова Опис. Рум. м.220); б) в Московском Успенском Соборе Иерусалимская Икона Богоматери, перенесенная из Иерусалима в 455 г. в Константинополь, а отселе в 898 г. в Херсон, взятая в Россию Владимиром. (Снегирева. Опис. Моск. древн. 11, л.6). 16 Прибывавшие из Константинополя художники для создания Печерского храма принесли мощи 7 мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Аникия, Анфы, Иакова и Феодора (Симон). О множестве мощей, собранных к тому времени в Константинополь из мест, захваченных Магометанами, см. Du Cangii Constant. Christ, lib. 3, с.14. Также путешествия Стефана и других Русских в Царьград (изд. Сахарова, 1836 г.). 18 Киев. летоп. о 1154 г. другия свед. у Арцыбышева, 1,169, 177. Снегирева. Москов.древ., примеч. к опис. Успен. Соб., стр.2. Никон. 2, 210. Радзив. и Воскр. у Арцыб. 193. 19 Новгор. лет. 1, 2 и 3. 1170 г. Псков. стр.5. Новгород. 1. «Победи я кн.Роман с Новгородцы силою крестного и Св.Богородицею и молитвами благовернаго владыки Илии (Иоанна).... Февр. в 25 д.», и пр.Новгор.3 прямо говорит о Св.иконе и прибавляет: «И до сего дни та Св.Богородицына икона чудодействует и цельбы дарует». О сем событии в ркп. жиии Св.Иоанна в сбор. Сергиевской Лавры у Румянцева, По летоп. видно, что в 1355 г. построен был в Новгор. храм Знамения Пресв.Богородицы. (Карамз. т.4, пр.390), т.е., прежде открытия мощей Св.Иоанна. Чудесное событие увековечено и тем, что изображалось на печати Новгород. Архиепископа. 20 Кром помянутых знамениты еще иконы Богоматери: Смоленская Одигитрии с 1026 г., Черниговская с 1060 г., Купятицкая с 1180 г., Миражская с 1198 г., Свенская с 1208 г. (Дебольского Дни Богослужения 1840 г.), – также Зарайская икона Святителя Николая (Карамз.3, пр.361).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны. Эта икона, размером 68х42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосий, с левой - Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

http://sobory.ru/article/?object=00662

(с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич ), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным А. и Феодосию, успения А., а также сюжетов из «Повествования о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, А. и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А. В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы А. и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» ( Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры ( Агапит, диак. Главизны. К., 1628). А. представлен в композиции «Древо Киево-Печерских святых» на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и «Акафистам» (К., 1663), где изображены А. и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь цветная. Львов, 1642) - А. без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича) , архиеп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

О.В. Губарева Глава 6. Образ Божией Матери на Престоле Богоматерь на Престоле. Икона. Первая половина XVI в. Русь «Радуйся, Облеченная в солнце» 131 С древности, особенно в Византии и на Востоке, Пресвятую Богородицу любили писать восседающей на золотом троне с золотым подножием, нередко ступенчатым и украшенным драгоценными каменьями. На иконах такой трон изображался как Царское место. На сидении – длинная подушка, стянутая на концах золотой тесьмой, обычно двойная, красного и синего цвета (символ Неба и земли). На руках Богородицы всегда – Её Предвечный Сын. Потому что как Мать Царя Царствующих Пресвятая Дева вознесена на неизреченную высоту и вечно пребывает в Божественной Славе. Икон Пресвятой Богородицы на Престоле очень много, причём они имеют нередко такие большие отличия, что в них видят разные иконографии. Младенец Христос может быть изображен на лоне Матери прямо перед Ней, как в «Знамении», в мандорле (круг, овал или полуовал с сиянием, символизирующие Божественную Славу) или без неё, поддерживаемый Ею двумя руками; сидящим у Неё на руке, как в «Одигитрии»; стоящим и обнимающим Богоматерь, как в «Умилении»; в энергичном развороте, как в иконографии «Взыграние». Престол также неодинаков: он может изображаться совсем без спинки, с низкой полукруглой спинкой, с высокой прямой и наконец напоминающей занавес или стену с окнами и порталами. В некоторых изводах Престол окружают ангелы или святые. В поздних списках, начиная примерно с XVII века, у Пресвятой Богородицы и Христа неизменными становятся атрибуты земной власти – корона, скипетр и держава 132 . Но следует заметить, что любые знаки земного величия и могущества лишние в образно-стилистической системе иконы. Эта традиция пришла из католической Церкви, где издавна было принято короновать почитаемые образы Божией Матери. Например, так было с древней Ченстоховской иконой, списки с которой сделаны с коронами. Но есть в престольных иконах то, что всё-таки позволяет объединить их в одном иконографическом каноне, – это ритмическое и цветовое соответствие между образами Христа, Божией Матери и Престола, которому всегда придаётся большое значение. Он знаменует тайну Божественного бытия, образ Небесного Иерусалима и Сидящего на престоле, Который видом подобен камню яспису и сардису ( Откр.4:2–3 ). В целом ряде икон именно через символ престола и его композиционную связь с образами Христа и Богородицы раскрывается тайна взаимодействия тварного и Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

В иконописном подлиннике, – рукоп. нашего собрания XVII века, – в перечне икон Божией Матери читаем: «Образ Пресвятыя Богородицы Свинския близ града Бряньска за три поприща явися благоверному князю Роману Михаиловичу и прозрение очесем ему дарова в лето 6796 августа в 27 день. Он же на том месте монастырь созда во имя ея и церковь постави, а везен был сей образ ис Киева Свиниею рекою старцами Печерскими князю на исцеление и невидимо нощию на дубе обретеся стоящ. Зри в полном ея сказании». В Сийском иконописном подлиннике XVII же века, рукоп. Архангельской дух. Семинарии 192, стр. 238, явление Свенской иконы Богоматери «во Брянску» относится также к 6796 г. Ни в «Сказании», ни в подлинниках нет упоминания, что эта икона – произведение св. Алимпия. Икона «Предста Царица», или «Царь царем», изображает сидящего на высоком престоле И. Христа в священнических одеждах, – митре, крестчатом (кресты в кругах) саккосе и омофоре, – десницею Христос благословляет двуперстно, в шуице жезл с перекладиною на верху, в виде буквы Т. Подножие у Господа круг в четыреугольнике. Христу предстоят по правую сторону Богородица в короне и украшенной камнями одежде; руки в молебном положении. По левую сторону Господа Иоанн Предтеча во власянице, шуицею держит свиток (см. рис. 5). Рис.5 И. М. Снегирев в «Памятниках Московской древности», говорит: «Образ Предста Царица», или «Царь царем», писан, как уверяет предание, св. Алимпием чудотворцем, первым русским иконописцем. Она украшена серебряным вызолоченным окладом и древними венцами, убрусами и гривнами из золота с каменьями и жемчугом, кои сохранились в соборной ризнице 1812 года» 41 . К сожалению, Снегирев не указывает источника, откуда он заимствовал об этом предании. В изданных в начале текущего столетия описаниях замечательных икон Успенского собора об иконе «Предста Царица» не упоминается, – например в книгах: «Полный христианский месяцеслов. М. 1813 г.», стр. 296 – 297, «Описание монастырей в Российской Империи находящихся, изд. 4-е, М. 1817», стр. 161, «Путеводитель в Москве, изд. Сергеем Глинкою, М. 1824», стр. 101 и след. Но, как видно из картин избрания Михаила Федоровича на царство, эта икона уже в начале XVII века находилась в иконостасе Успенского собора. В начале же XVIII века она переписана изографом Кириллом Улановым, как открыл это поновлявший иконопись собора в 1851 году свободный художник Н. И. Подклюшников. В подлинниках сводной редакции читаем: «Есть Спасов образ во архиерейстей одежди на престоле, и Богородица, яко предста царица одесную, и св. Иоанн Предтеча. Местна, в большом Успенском соборе стоит близ Успения Пресвятыя Богородицы, юже начать писати преподобный Алимпий Печерский; ангел Господень дописа и соверши ю. Чудеса быша» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно. Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители. Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий. Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской). Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

http://pravoslavie.ru/1917.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010