Например, леность почти естественна старости, но не юности, равно как рассеянность, беспокойство, дерзость, и все подобное естественны не старости, но юности, и по–видимому поддерживаются естественною юности горячностью. Посему тот же грех, например леность, достоин тягчайшего обвинения в молодой, которую ни мало не извиняет возраст; и тот же грех—рассеянность, или дерзость, или буйство, большего осуждения делает достойною старицу, которой и самый возраст помогает быть кроткою и тихою. Сверх сего надобно в том и другом лице исследовать и самый вид греха, и таким образом чрез свойственное каждому наказание вводить приличный способ врачевания. Вопрос 98. Какую мысль должен иметь настоятель, когда что–нибудь приказывает, или учреждает? Ответ. В отношении к Богу, как «слуга Христов и строитель таин Божиих» (1 Кор.4, 1), должен бояться, чтобы не сказать или не постановить чего либо вопреки воле Божьей, засвидетельствованной в Писаниях, и не оказаться лжесвидетелем по отношению к Богу или святотатцем, или введя что чуждое учению Господню, или оставив что угодное Богу. А в отношении к братьи, «как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Сол.2,7), так и он должен быть готов, в угождение Богу и для общей всех пользы, подать каждому не только благовествование Божие, но и душу свою, по заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» (Иоан.13, 34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15, 13). Вопрос 104. Как надобно назначать братиям занятия? по усмотрению ли одного настоятеля, или и по приговору братий? А подобно и в рассуждении сестер? Ответ. Если каждый научен то, о чем думает, предлагать на рассмотрение другим; не тем ли паче дела такого рода должны производиться по усмотрении способных к тому, потому что Божие домостроительство должно быть по Божией воле вручаемо представившим уже доказательство, что могут благоугодно Господу устроить им порученное? И вообще, во всяком деле настоятелю необходимо помнить, что говорит Писание: «с советом все твори» (Сир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Не отрицая факта совершенного Христом чуда, начальники иудейские сочли его настолько опасным, что вскоре для обсуждения происшедшего были собраны члены Верховного Совета (Синедриона). « Что нам делать? – говорили они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом » (Ин.11:47–48). Члены Синедриона боялись, что народ объединится вокруг Христа и провозгласит Его царем. Это вызовет гонения со стороны римлян, и тогда последние остатки национальной свободы погибнут, а начальники иудейские потеряют свою власть. Поэтому первосвященник Каиафа сказал членам Синедриона, что нужно действовать решительно и убить Иисуса Назарянина: « Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин.11:50). Каиафа был недостойным человеком, но, имея особые дары Божии, в силу первосвященнического достоинства, он неожиданно для себя изрек истину: Христу, действительно, надлежало умереть за народ, чтобы народ не погиб. Но Господь должен был умереть не для спасения независимости Иудейского царства и эгоистичных интересов иудейских вождей, а для искупления всего человечества от греха, проклятия и смерти. Предложение Каиафы не встретило возражений, и Синедрион постановил убить Иисуса, а вместе с Ним предать смерти и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Христа. Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Ин.12:1–11) Покинув Иерихон, Господь продолжил Свой путь на Страсти. Накануне торжественного Входа в Иерусалим, Господь остановился на ночлег в селении Вифания. Там, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Господу вечерю, т.е. трапезу. Среди гостей был и воскресший Лазарь, а его сестра Марфа заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Другая сестра его, Мария, желая поблагодарить Господа за Его милость к их семье и воскрешение брата, взяв сосуд с драгоценным ароматным миром, во время трапезы с благоговением подошла к Иисусу, и молча возлила миро на ноги Иисуса. Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись, отерла волосами ноги Учителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Не Христос положил конец жертвам, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришел… Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришел… Здесь апостол нисколько не обвиняет приносивших, показывая, что Бог не принимает жертв не за пороки их (как сказал он в другом месте), но потому, что наконец раскрылась недостаточность самого дела и обнаружилось, что оно не имеет никакой силы и уже неблаговременно» (Злат.). – «Отменяет первое, чтобы постановить второе…» – «второе» – в противоположность множеству жертв – установлено единократным принесением Иисусом Христом Себя в жертву; впрочем, главная мысль здесь не в том, что первое и что второе, а в том, чего воля Божия желает и чего не желает. Евр.10:10 .  По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. «Здесь апостол иным образом доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Итак, ужели же на приношение жертв нет воли Божией? Но удивительно ли, что теперь нет на это воли Божией, если и вначале не было на то воли Его? «Кто бо, – говорит, – изыска сия от рук ваших ( Ис 1:12 )?» Почему же Он Сам учредил жертвоприношения? По снисхождению» (Злат.). Евр.10:11 .  И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Ни самые постоянные (ежедневные) жертвоприношения, ни разнообразие их, при наличности законных жертвоприносителей, никогда не могут уничтожить греха. И это, можно сказать, самое ужаснейшее для чтителей ветхозаветных учреждений утверждение почти ничем не обосновывается. Очевидно, оно ставится на вид как общеизвестное, всеми и каждым испытанное. Видя постоянные опыты бесплодности жертв, евреи должны были потерять надежду на спасение через жертвы. Совсем иного характера и силы жертва Христова ( Евр.10:12–18 ). Совершив ее однажды, Он воссел одесную Бога, следствием чего является прощение грехов и ненужность новых жертв. В удостоверение этого (кроме свидетельства Духа Божия) указывается на покорение Мессии всех врагов Его ( Пс 2:8 ; ср. Евр.1:13 ) и на то духовное претворение верующих, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.30:21–24 ; ср. Евр 8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом " плоть " в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: " рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть " . Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава). Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью. Часть четвертая. Бог — Спаситель мира Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов. Слово Божие учит нас, что в Адаме " все согрешили " . " Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили " (Рим. 5:12). " Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя... " (Иов. 14:5-6). " вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя " (Пс. 50:7). — Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва). Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов, под председательством св. Киприана, постановил против еретиков следующее: " не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Несчастны воистину те, которые из суетного мудрования лишают себя ходатайства святых друзей Божиих! Несчастнее стократ те, которые не чтут, не молят, не любят Пресвятой Девы Богородицы, которую Господь благоволил избрать во служение Тайне своего воплощения, в Матерь себе, хранительницей своего младенчества, свидетельницей своей Божественной жизни и Крестной смерти, и которую по Успении Её вознёс в Славу небесную с плотью, как предрёк ещё Давид: «Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего» ( Пс.131:8 ), и как передали нам Апостолы. Бедные! В ослеплении своём не исполняют священного завета Матери Божьей: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ), и лишают себя всемогущего заступничества Той, которую Церковь называет огненным престолом Вседержителя, и как красноречиво говорит о Ней один из Пастырей нашей Церкви: «Огонь Божественный, свет благодатный так проникнул всё Её существо, что Она сделалась Сама этим, в трепет приводящим, таинственным огнём, и сделалась вся Святостью очистительной для всех притекающих к ней с верою и любовью» (Преосв. Иаков Нижегородский). Умоляю тебя, друг мой, не внимай пустым и вредным мудрованиям нововводителей, не оскорбляй Бога холодностью к Святым Его! 19 Воз. – Чествование икон, не есть ли идолопоклонство? От. – Не бойся никогда погрешить, следуя уставам Православной Церкви! Страшись напротив, верить тем, которых «мудрость есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:19 ). Путь их опасный и скользкий; вернее следовать за великими Отцами Вселенскими, которые мудро исследовали всё, что постановили. Разве не знают противники иконопочитания, что в Ветхом Завете Бог повелел Моисею сделать «ковчег, и обложить его чистым золотом; также крышку из чистого золота; из золота двух херувимов» ( Исх.25:10–11:17–20 )? Что сама скиния была образом того, что показано было Моисею на горе? Что была также и «полированная дощечка из чистого золота», и вырезано было на ней, «как вырезывают на печати: «Святыня Господня»» ( Исх.28:36 )? Что «на завесу должны быть сделаны херувимы» ( Исх.26:31 )? Что на украшенье Киота и Скинии «избрал Господь Бог Веселеила; и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» ( Исх.31:2–3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Нет слов, чтобы комментировать это лукавство и фарисейство под личиной призыва к любви и миру! Это до какой же степени бесстыдства нужно дойти, чтобы сравнивать действия белорусской милиции со зверствами фашистов?! Причём, эти «миролюбцы» ни слова не говорят о травмах, полученных в столкновениях представителями органов правопорядка. Двойные стандарты просто налицо. Почему-то совесть этих горе-миротворцев молчит, когда полиция Франции с куда большей жестокостью разгоняет акции «желтых жилетов». Их не волнует жестокость протестующих в США, которые избивали и даже убивали сторонников Трампа. Их волнует только Белоруссия. При этом они лукаво пишут, что «с начала августа погибли несколько человек, включая 31-летнего Романа Бондаренко, который после задержания был избит до смерти». Даже тут лукавство! Не называется цифра погибших, чтобы это не выглядело несуразностью на фоне их надрывного пафоса, используется слово «несколько». Роман Бондаренко, погибший во время столкновения, называется «избитым до смерти». Даже умершего директора музея Константина Шишмакова, который отказался подписать итоговый протокол голосования, называют «погибшим». Причём, никаких доказательств насильственной смерти, никакого расследования не проведено, ни одного факта! Просто улица так постановила, а значит это - правда. И всё это под видом православия! Президента Александра Лукашенко прямо сравнивают с иудейским царём, «который погубил множество молодых жизней, движимый боязнью потерять власть». И обличают словами пророка Михея: «Слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел. И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лицо Своё от них на то время, как они злодействуют» (Мих. 3: 1-4). Даже в цитате из Библии подтасовка. В этом месте книги пророка Михея он обличает вовсе не царя, а князей и судей за нарушение правосудия, а в конце возвещает разрушение Иерусалима за нечестие иудеев.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/26/lu...

Ничто так не смущает ока на­шего, как нечистая совесть: смятеся, - говорит (Псалмопевец), - от ярости око мое (синод. - " иссохло от печали око мое " ) (Пс. 6:8); ничто так не омрачает его. Избавь его от этого зла, и ты сделаешь его чистым и крепким, всегда исполненным надежд благих. Будем же все мы, как эту, так и другие способности души устроять так, как желает Христос, чтобы, сделавшись достойными поста­вленной над нами Главы, нам отойти туда, куда Он хочет: " хочу " , - говорит Он, - " чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою " (Иоан. 17:21), которой да сподобимся все мы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 18. БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ " Сказав прежде, что " ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил " , потом прибавил: " вот, иду исполнить волю Твою, Боже " . Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его " (Евр. 10: 8 -13).   1. В предыдущем (апостол) доказал, что жертвы безполезны для совершенного очищения, что они были только прообразом и весьма недостаточны. Так как при этом предста­влялось ему возражение: если они прообразы, то почему они, с принятием истины, не перестали, не прекратились, но ещё приносятся (иудеями)? - то здесь он и решает это, показывая, что они уже не приносятся, как прообразы, и Бог не принимает их. Он опять доказывает это не из нового завета, но из пророков, приводя из древности сильнейшее свидетельство на то, что (жертвы) прекратились и перестали, и что (иудеи) совершенно напрасно приносят их, всегда противясь Духу Святому. При том усиленно доказывает, что они прекратились не теперь, но с самого пришествия Христова, или лучше, ещё прежде Его пришествия, - что не Христос положил конец им, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришёл; прежде они, прекращены, и тогда последовало Его пришествие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но не спасло их и такое предостережение. Напротив, с нетерпением они ждали от Иисуса такого подтверждения Его исповедания на суде Каиафы. В дикой радости они «сказали все: и так, Ты Сын Божий?» Спрашивают еще раз, как бы проверяя Его ответ, дабы все внимательно отнеслись к нему, ввиду чрезвычайной важности его для них. «Он отвечал им: вы говорите, что Я» , т. е. верно поняли и повторяете Мои слова: вы говорите, то, что Я сказал, что Я – Сын Божий 99 . Последнее слово Иисуса к богоизбранному народу Еврейскому, в лице его высших представителей, обобщает и завершает собой все ветхозаветное откровение через пророков, которое руководило Израиля и спасало его во всех тяжелых исторических обстоятельствах жизни. Это последнее откровение в двух словах: Я – Сын Божий. И в ответ на это откровение все судьи, в каком-то диком бешенстве и неудержимом злорадстве, вместо того, чтобы образумиться, дружно сказали с торжеством своей победы: «какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» ( Лк. 22:66–71 ). Суд кончился над Иисусом в Синедрион. Но этот суд, по буквальному выражению евангелиста Матфея, был не суд, в обычном понимании слова, а «совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» ( Мф. 27:1 ). Цель достигнута: Синедрион отверг своего Мессию и единогласно 100 постановил: «Предать Его смерти». Суд над Иисусом первосвященников (Анны, Каиафы) и Синедриона в высшей степени знаменателен. Здесь каждое слово, каждое действие есть исполнение пророчества и в то же время является пророчеством будущего. На Тайной вечери Христос предупредил Своих учеников: «сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен». Об этом предсказал еще за 712 лет пророк Исаия в 53 гл. 12 ст. «Я дам Ему часть между великими, говорит Иегова, и с сильными будет делить добычу (как Победитель диавола, у которого отнимет пленных людей, как добычу), за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Смерть Его осуществилась, следовательно, снятие греха с людей, освобождение, их от власти диавола и ходатайства за грешных есть действительный факт. И этот факт подтверждается буквальным исполнением пророческих слов Иисуса. Когда Его брали в саду Гефсиманском, то Он, обратившись, к первосвященникам и начальникам храма и старейшинам, сказал им: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?» ( Лк. 22:51 ). А что судьи Синедриона так именно в душе своей смотрели на Иисуса, это оправдалось в самом распятии Иисуса среди двух разбойников, во исполнение слов пророка и Самого Христа ( Мк. 15:27, 28 ; Лк. 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Но только постановил он, чтобы все это совершаемо было не вне святой скинии. Избранный же род левитов посвятил Богу, представляя нам в этом образ нас же самих: ибо и мы в Божественных Писаниях названы: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Входим же и в скинию истиннейшую, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:2), то есть в Церковь, не тельцами и козлами умилостивляя Зиждителя всяческих, но украшаясь правою и непорочною верой и мысленно воскуряя в воню благоухания духовные приношения плодов: «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16), и: «и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», по слову Спасителя (Ин. 4:24).     Палладий. Ты сказал правильно. Что нам должно стяжать себе славу жертвами превосходнейшими законных, это и я утверждаю, ибо соглашаюсь с тобой. Только скажи мне, не в прообраз ли Церкви из язычников была водружена в пустыне древняя скиния, являвшая как бы неясную дотоле красоту скинии истиннейшей?     Кирилл. Совершенно так. Сказал я недавно также, что и в правильном избрании происходивших от крови Левия для священнослужения был опять образ званных в вере к святой и непорочной жизни, то есть жизни во Христе.     П. Итак, не хочешь ли, мы скажем что-либо немногое о святой скинии и о законном священстве, так, чтобы слово наше исследовало свято постановленное о том и другом предмете?     К. Не легко это дело: потому что, я думаю, нам нужен будет продолжительный труд и подвиг для того, чтобы можно было и понять это, и изложить. Но если угодно, приступим, с Божией помощью; ибо ты слышал Его ясно говорящего: «кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? итак пойди, и Я буду при устах твоих» (Исх. 4:11-12).     П. Так приступай, имея и в этом случае споспешником Подателя мудрости.     К. Подлинно приступаю, и буду говорить, тщательно сводя свидетельства Священных Писаний: ибо сошел в виде огня на гору Синай всех Зиждитель Бог и дал законы, по которым стало возможным каждое из действий направлять к тому, чтобы оно было правильно и чисто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

О завете Господа с Левием сын Сирахов говорит: «Он возвысил подобного ему (т.е. Моисею) святого, брата его из колена Левиина, постановил с ним вечный завет дал ему священство в народе» ( Сир.45:7–8 ). По поводу пастырской ревности Финееса, внука Ааронова, Господь говорил Моисею: «Я даю ему завет мира, и он будет ему и потомству его заветом священства вечного» ( Чис.25:12–19 ). Итак завет Иеговы с Левием был с одной стороны заветом мира, с другой стороны заветом вечным; в первом отношении он был служением, прообразующим будущее примирение, т.е. искупление кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, от суетной жизни, преданной от отцов ( 1Пет.1:18–19 ); во втором отношении он был по идее ненарушимым, конечно, до времени, когда должен был восстать иной Первосвященник не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову ( Евр.7:11 ), принадлежащий к колену, от которого никто не приступал к жертвеннику ( Евр.7:13 ). Современные Малахии священники исказили этот завет: характерным признаком священников прошлого являлась их искренность, полная гармония их настроения с их поведением, тогда как священники времени Малахии как бы чтили Бога жертвами, но на самом деле были в глубочайшем отчуждении от Него, вследствие чего о них нельзя было сказать, что они ходят с Богом (выражение «ходить с Богом», встречающееся в тексте у LXX, у мазоретов обычно передается словами acharei elobim, т.е.: сзади Бога или lifnei elohlm, т.е. перед Богом, очевидно изменение сделано LXX для избежания антропоморфизма еврейского выражения). Утрата священниками страха пред Иеговой, источника мудрости (см. Иов.28:28 ), сопровождалась вредными для народной нравственности и религиозности следствиями – авторитет закона падал в глазах народа, благодаря порочности его нарочитых хранителей. Пророк напоминает священникам об их призвании наставников народа, называя их вестниками Господа Саваофа; смысл этого наименования раскрывает Иероним, говоря, что священник именуется вестником потому, что возвещает народу волю Божию, открытую в законе (vocatur sacerdos nuntius, quia populum certiorem reddit de Dei voluntate patefacta in lege), с этим толкованием согласен и Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010