Иосиф Флавий говорит, что во времена владычества римлян у иудеев не было в сущности уже настоящего законного синедриона, или верховного судилища, а только особые неполноправные собрания. Такое собрание, состоявшее, как говорит евангелист, из священников, книжников и старейшин и называвшее себя синедрионом, было созвано Каиафой, чтобы судить Иисуса. Ввели Иисуса. Выслушали обвинителей, свидетельствовавших против Него. Но, очевидно, показания их были так противоречивы и неясны, что никакого определенного обвинения нельзя было на них построить. Суд же этот, на котором председательствовал Каиафа, желал непременно постановить смертный приговор. Наконец выступили обвинители, приписавшие Иисусу такие слова: – Разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Такое обвинение было ближе к действительности, чем все другие; оно представляло искажение слов, действительно сказанных Иисусом 63 . Иисус стоял перед судьями и на все обвинения отвечал молчанием. Однако приговорить к смерти невозможно было и на основании последнего лжесвидетельства. Оно не представляло собой никакой определенной вины: слова «разрушу храм сей» казались непонятными; нельзя же было истолковать их буквально. Судьи не знали, как поступить. Каиафа выходил из себя. Он вскочил и крикнул: – Что Ты ничего не отвечаешь? Иисус продолжал молчать. Тогда первосвященник решился на крайнее средство. Он подошел к Иисусу и в нетерпеливом возбуждении воскликнул: – Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Удивительно странно звучали эти слова в устах первосвященника по отношению к связанному преступнику. Если ответ Христа подавался присутствовавшим богохульством, то как могли они не признать самый вопрос более чем неуместным? Христос не мог более молчать. Все грядущие века, все поколения человечества должны были услышать и сохранить Его слова: – Я, – сказал Он, – и вы узрите Сына Человеческого сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (см.: Пс.109:1 ; Дан.7:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Искупление человека, по смыслу указанного уподобления, стояло, как тело, еще далеко впереди ветхозаветного человечества. и не могло быть для него видимо, но от него падала тень в глубину древности, и по этой тени можно было уже составлять хотя не полное, но тем не менее живое и одушевляющее представление о самом теле. В особенности жертвоприношения предизображали великое дело примирения человека с Богом в будущей жертве Искупителе. Жертвы установлены были вскоре после падения человека и имеют, очевидно, тесную связь с первообетованием Божьим, как вещественнее выражение того, что предопределено было Богом для восстановления падших. Потому то и после всемирного потопа обновление царства природы и царства блогодати совершились при жертвоприношении: Ной, вышедши из ковчега, принес Богу жертву всеродную, то есть, от всех родов жертвенных животных, и Бог, обонял воню успокоения, восстановил и утвердил порядок вещей на земле и завет мира своего с людьми ( Быт. 8:20–22; 9:1–17 ). В законе Моисеевом различаются многие виды жертв, но общее значение жертвы от того не изменяется, и ап. Павел, в объяснение ветхозаветного жертвоприношения вообще, говорит так: все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения... Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. По сему Христос входя в мир, говорит: жертвы и приношений Ты не восхотел, но тело уготовал мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнит, волю Твою, Боже. Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоволил, потом прибавил: се, иду исполнить волю твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр. 9:22; 10:4–10 ). Из других учреждений ветхого завета довольно здесь указать на обрезание и пасху, как на знаменательнейшие прообразы будущего. При учреждении обрезания Бог говорил Аврааму: сие будет знаком между Мною и вами ( Быт. 17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: « Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают». Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают. Ин 9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, Господь в разрешение недоумения их говорит: « Не согрешил ни он(ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо. Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: « отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»  (Иез 18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: « да не умрут отцы за сыны»  (Втор 24:16). «Но как же, — скажешь, — написано: « Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода»  (Исх 34:7) ?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие». Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе. А мы простремся далее.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте ( Числ. 31, 17 ).   Потому что они наставлены были в учении нечестия и могли развратить взявших их в плен. Вопрос 49. Для чего законодатель перечислил места станов? ( Числ. 33, 1–49 )   Чтобы последующие роды знали Божию попечительность. Ибо, водя Израильтян по местам непроходимым и безводным, обильно подавал им все необходимо нужное. Вопрос 50. Почему учинившему невольное убийство назначает время возвращения по кончине архиерея? Ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священника, а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего. ( Числ. 35, 28 ).   Потому что разрешением греха человеческого соделалась смерть архиерея по чину Мелхиседекову. Он ввел в рай изгнанного из рая. До смерти же архиерея бегство совершившего убийство умягчало гнев сродников и обуздывало их убийственное стремление. Того же, что наказание спасавшемуся бегством отменялось по смерти архиерея, достаточно было к убеждению родственников угасить уже гнев, потому что умер архиерей, при котором совершено преступление; и законодатель постановил сей предел и преступлению и наказанию. Вопрос 51. Для чего повелел Бог коленам не смешиваться между собою? И чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу. ( Числ. 36, 9 ).   Чтобы безпримесным сохранялось семя Иудино, в котором Бог обетовал благословение язычникам. Впрочем имели между собою взаимное общение колена царское и священическое; потому что Владыка Христос по человечеству и Архиерей и Царь. Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 1. : Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - 2003. - 439 с./Толкование на книгу Чисел. 140-164 с. ISBN 5-94625-073-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Как точно и удивительно верно исполнилось это, мы легко можем видеть из внимательного сличения пророчеств с фактами, приводимыми у евангелистов! Еще древле было предречено, что Он будет отвергнут иудеями, но что по смерти и воскресении Он восторжествует над всеми Своими врагами ( Uc. LIII, 1, 2, 3, 12 ). На Нем исполнились также все ветхозаветные обряды и прообразования. О сем так мудрствует апостол: Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: вот иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе ( Евр. Х, 8, 9 ). Можно было бы привести еще множество доказательств, но, несомненно, достаточно и приведенных нами для того, чтобы убедиться, что Иисус Назарянин есть обещанный Мессия. Впрочем, несмотря на все сии откровения, пророчества и прообразования о Мессии, иудеи не познали в Нем обещанного Свободителя и Примирителя, так как Он явился в мир не в том виде и образе, который мог бы соответствовать их грубым и чувственным понятиям. Главнейшим доказательством того, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, служат приписываемые Ему: Божественные имена, Божественные свойства, Божественные действия и Божественное Ему поклонение ( Puм. IX:5 ; IUh. V, 20 ; Omkp. I, 10 ). Срав. ( Uc. VI, 1–10 , Uh. XII, 41 ). Доказательство, содержащееся в последних двух цитатах, очень сильно и поразительно. Событие, указываемое в книге пр. Исаии ( Uc.VI, 1–4 ), величественно и поистине потрясающее. Боговдохновенный писатель не оставляет в нас ни малейшего сомнения относительно Того, Который сидел во славе на престоле высоком и превознесенном и принимал от всех подобающие Себе поклонение и честь; так как и Евангелист Иоанн подтверждает сие следующими словами: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его (т. е. Христа), и говорил о Нем ( Uh. XII, 41 ). Господу Иисусу Христу приписываются существенные свойства Божие, как, напр., вечность ( Uh. I:1, VIII:58 и др.), всеведение ( Mф. IX, 4 , Uh. XVI, 30 ), всемогущество ( Флn. III, 21 , Koл. II, 9, 10 ), вездесущие ( Mф. XVIII:20, XXVIII:20 ) и неизменяемость ( Ebp. XIII, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда видишь вора. сходишься с ним и с прелюбодеями сообщаешься» (Пс. 49:17—18). Он указывает, что те, кто связался с преступниками, становятся соучастниками чужих преступлений. Это же говорит и апостол Павел: «Злоречивые, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, гордецы, изобретательные на зло… они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:30—32). Он объявляет, что достойны смерти и будут наказаны не только делающие зло, но и те, кто соглашается на их злые дела. Находящиеся в недозволенном общении с людьми злыми, грешными и не кающимися оскверняются от соприкосновения с виноватыми: объединившись в ошибках, они разделят и наказание. Поэтому, дорогие братья, мы хвалим и ценим тревогу, вызванную вашей чистой верой; убеждаем вас, как можем, письмом своим: не входите в нечестивое общение с грешными и запятнанными епископами; сохраняйте со страхом Божиим вашу крепкую и чистую веру. Будьте здоровы, дорогие братья Письмо к Квинту о крещении еретиков Киприан брату Квинту желает здоровья. Сопресвитер наш Лукиан сообщил мне, возлюбленнейший брат, о твоем желании, чтобы мы изложили тебе наше мнение о тех, которые, по–видимому, крещены у еретиков и раскольников. Посылаю тебе для сведения список с письма, в котором изложено то, что недавно на Соборе постановили об этом предмете мы, весьма многие соепископы, с присутствовавшими сопресвитерами. Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающие, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не дйлжно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно. А так как не может быть двух крещений, то, если еретики крестят истинно, они имеют крещение. Кто своим удостоверением предоставляет им это право, тот уступает и соглашается, что враг и противник Христов имеет, по–видимому, власть омывать, очищать и освящать человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Когда излилась от Бога на Антиохию большая благодать, то явились там пророки и учители, между прочими и Агав. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). И, по возложении на них рук, они были посланы от Святого Духа. Итак, видно, что Дух Святый, Который говорит и посылает, есть живой, самосущий и действующий, как мы выше об этом сказали. 29 . Этот Дух Святой вместе со Отцом и Сыном, постановив во Вселенской Церкви Новый Завет , освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, об обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо все они, будучи даны на время, имели тень будущих благ ( Евр.10:1 ); при явлении самой вещи по справедливости оставлены. Ибо когда по причине спора, происшедшего от тех, которые утверждали, что должно обрезываться и соблюдать обряды Моисеевы, посланы были в Иерусалим Павел и Варнава, то находившиеся здесь апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем, они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда ( Деян.15:28–29 ). Этим писанием ясно показали, что хотя оно писано было апостолами – людьми, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковой закон принявши, Варнава и Павел сделали его действительным во всем мире. 30 . Продолжив до этого места слово свое, я прошу у вас, возлюбленные, а особенно у живущего в Павле Духа, прощения, если, по причине моей слабости и вашего, слушатели, утруждения, не мог всего сказать. Ибо могу ли я поведать как должно чудные деяния, силой Святого Духа, именем Христовым совершенные им на Кипре над Элимом-волхвом, в Листре, где исцелил он хромого, в Киликии, Фригии, Галатии, Мисии и Македонии, или то, что произвел он в Филиппах; здесь разумею его проповедь и изгнание именем Христовым прорицательного духа, и во время ночи, после сотрясения темницы, спасение посредством крещения темничного стража со всем его домом, или то, что он сделал в Солуни, и среди Афин в Ареопаге произвела его проповедь, или то, как учил он и во всей Ахаии? Могу ли я как должно поведать действия, совершенные через Павла в Ефесе Духом Святым, Которого, прежде не зная, там обитающие познали посредством Павлова учения? Ибо, когда Павел возложил руки и когда сошел на них Дух Святой, они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю..., Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:26–27 ). Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: «Который от Отца исходит» – показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о самом Себе говорит: «Я знаю, откуда пришел и куда иду» ( Ин.8:14 ), рассуждая и здесь об истине. «Которого Я пошлю». Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: «которые с Ним ели и пили» ( Деян.10:41 ). А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух. «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились» ( Ин.16:1 ), – то есть, когда увидите, что многие не веруют, и когда сами вы подвергнетесь бедствиям. «Изгонят вас из синагог» ( Ин.16:2 ), потому что уже постановили, «чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» ( Ин.9:22 ). «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). Будут домогаться вашей смерти, как бы дела благочестивого и богоугодного. Затем опять предлагает утешение. «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» ( Ин.16:3 ). Достаточно для вашего утешения, что вы будете терпеть это за Меня и за Отца. Здесь опять напоминает им о блаженстве, о котором говорил в начале: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). «Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили» (это) ( Ин.16:4 ), а поэтому признаете верным и все прочее. Вам, конечно, уже нельзя будет сказать, что Я, льстя вам, говорил только приятное для вас, и что слова Мои были обман. Кто имел бы в виду обмануть, тот не стал бы и предсказывать нам неприятного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

мог разделиться, мне представляется искусственным. Иными словами, я не вижу причин в том, чтобы вообще его формулировать. Уважаемый Георгий, очевидно, что мы с Вами перешли рамки обсуждения статьи, поэтому предлагаю продолжить обсуждение поднятого Вами вопроса в частной беседе по электронной почте, если у Вас на то будет желание. Мой адрес: igor.v.lysenko@gmail.com . Пишите, с удовольствием отвечу. Для того, чтобы Вас как-то сориентировать на возможное направление нашего диалога, предлагаю Вам ознакомиться с моей статьёй на тему тринитарной полемики: В заключение замечу, что у меня тоже есть опыт общения с Вашими «коллегами» и тоже не рядовыми прихожанами. Так что, думаю, мы с Вами сможем плодотворно пообщаться. С добрыми пожеланиями, Игорь Лысенко А.Л. Чернявский, Москва 20 декабря 2017г. 16:06 Ну что же, Ваша убежденность подтверждает мысль статьи о том, что предпочтительнее не унификация, а разнообразие богословских систем. Но отвечающей Вашему убеждению богословской системы пока еще нет. Кто-то должен ее разработать, и она должна быть принята достаточно большим кругом образованных людей. Если на моем веку это произойдет, я буду только рад. Александр, Иерусалим 10 декабря 2017г. 20:23 Σνοδος ν τ τρολλω το βασιλικο παλατου своим 19-м правилом постановил: «аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях» Лк.21:7 . И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? ..... 31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие ОТК. 4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. /Чтобы пробить стену духовной изоляции и восстановить утраченный авторитет,/ просто, необходимо читать каждый день, православный календарь. Что является семенем православного христианства?! Конечно .... кровь мучкников и в этом Предании связь времен и Богословия.

http://bogoslov.ru/article/5608048

Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием ? Все это прошло как тень и как молва быстротечная, и прочее (Прем 5: 6-9). Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф 7:13-14). Путь праведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нечестивых – пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хотят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в вечную тесноту, как говорит Соломон. 5) Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет. Рассуждай об этом, и внимай светильнику слова Божия, и познаешь, какой путь спасительный и какой погибельный, и осторожно будешь поступать в мире. Господи, наставь меня на путь Твой (Пс 85:11), – Ему же и себя и тебя, читатель, поручаю. Спасайся.   Размышление III Что означают слова, которые поет Давид: И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом, и прочее (Пс 2:10-11). Ответ. 1) В этом псалме содержится пророчество о Христе Сыне Божием, то есть говорится, что Он должен прийти в мир и воцариться над Церковью и над всем светом, и о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех народов, суетном и тщетном. Так думают об этом учителя церковные, и стихи, в псалме содержащиеся, то же показывают, и апостолы святые приводят этот псалом в Деянии в том же смысле (Деян 4:23-28). Но трудно идти против рожна. Что Бог постановил и определил в святом Своем совете, то так и бывает на деле. Ибо воле Его кто противиться может? Господь разрушает советы народов, отметает замыслы людей, и отметает советы князей; совет же Господень во век пребывает; помышления сердца Его в род и род (Пс 32:10-11). Поэтому Дух Святой через святого Давида увещевает: И ныне, цари, уразумейте, и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010