Кроме пророческого слова об Искупителе, были еще пророческие знаки или прообразы искупления. Так, весь обрядовый закон ветхого завета был, по учению Ап. Павла, тенью грядущих благ ( Евр. 10:1 ). В особенности жертвоприношения предуказывали таинство примирения человека с Богом в будущей великой жертве Искупителя. Они явились вскоре по падении человека (жертвоприношение Каина и Авеля ( Быт. 4 ), и имеют, очевидно, теснейшую связь с первообетованием Божиим, как вещественное выражение его смысла. В законе Моисеевом различается несколько родов жертв; но общее значение жертвы не изменяется от этого и Ап. Павел, в объяснение ветхозаветного жертвоприношения вообще, говорит так: все почти по закону очищается кровью; и без пролития крови не бывает прощения... Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты (Боже, Отче!) не восхотел; но тело уготовал Мне... Потом прибавил: се, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр. 9:22; 10:4–5, 9–10 ). Т.е. все ветхозаветные жертвы имели, по учению Апостола, смысл и силу не сами по себе, а только по отношению к искупительной жертве Иисуса Христа, – на Голгофскую жертву все они указывали. Из других учреждений Ветхого Завета достаточно указать на Пасху, как на знамение искупления чрез закланного от создания мира Агнца ( Откр. 5:6, 9 ). Многие события ветхозаветной истории имеют также характер преобразовательный и только в значении предзнаменований объясняются вполне удовлетворительно. Когда, например, Бог требовал от Авраама необыкновенной жертвы, принесения во всесожжение единственного сына, то такое требование объясняется именно прообразовательным значением требованного; Бог каждой чертой требования наглядно предызображал собственное дело, которое имел совершить в определенное время. Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, – и пойди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение ( Быт. 22:2 ): в этих словах так и проглядывает та любовь небесного Отца к миру, о которой говорит Евангелист: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). И Авраам, совершивший в духе повеление Божие, действительно уразумел прообразовательный смысл повеленного ему дела; Авраам,– говорит Сам Спаситель, – увидел день Мой, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Преобразовательное значение многих других событий Ветхого Завета ясно указывается в различных местах Новозаветного Писания (Мн. 16:4; Ин. 3:14 ; 1Кор. 10:1–4 ; Кол. 2:16–17 ; Евр. 7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Освящающим губы речами, а затем речью слушателей, ведающим же и проповедующим, что честными иконами подобным же образом освящаются глаза зрителей, а ум возводится ими к богопознанию, так же как и божественными храмами, и священной утварью, и прочими святыми сокровищами, – вечная память. Знающим, что жезл и скрижали, ковчег и подсвечник, и престол, и курильница предначертывали и прообразовывали пресвятую Богородицу Марию, и что они прообразовывали ее, но она не была ими, но была девицей и осталась Девой после богорождения, и поэтому пишущим ее как девицу на изображениях вместо того, чтобы обрисовывать тенями прообразов, – вечная память. Ведающим и принимающим пророческие видения как созданные и запечатленные Самим Божеством и верующим тому, что, увидев, рассказал пророческий сонм, и держащим дошедшее от апостолов к отцам писаное и неписаное предание, и поэтому изображающим и почитающим святыни – вечная память. Понимающим, что говорит Моисей: «Внимайте самим себе, ибо в тот день, когда говорил Господь Бог в Хориве на горе, глас слов Его вы слышали, но образа не видели» ( Втор. 4:15, 12 ), и ведающим правильный ответ – а если что видели, видели же истинно, то как научил нас сын громов: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели, что рассматривали своими очами, и что осязали руки наши о Слове жизни, и об этом свидетельствуем (1 Ин.:1–2), и вновь, как другие ученики Слова: Мы с Ним ели и пили, не только до страдания, но и после страдания и воскресения ( Деян. 10:41 ) – итак, тем, кому Бог дал силу различать предписание закона и учение благодати, и там невидимое, здесь же и видимое, и осязаемое, и потому изображающим и поклоняющимся виденному и осязаемому – вечная память. Как пророки видели, как апостолы научили, как приняла Церковь , как постановили учителя, как согласилась вселенная, как воссияла благодать, как была доказана истина, как прогнана ложь, как премудрость говорила с дерзновением, как даровал Христос – так мыслим, так говорим, так проповедуем, почитая Христа, истинного Бога нашего, и Его святых в речах, в писаниях, в мыслях, в жертвоприношениях, в храмах, в изображениях: Ему поклоняясь и Его чтя как Бога и Владыку, а их почитая ради общего Владыки как его верных слуг и воздавая им относительное поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно обратите внимание на то, о каких еретиках здесь пойдет речь: не о вет­хозаветных и отошедших от иных церквей – они родились не в нашей Церкви, не в на­шей Церкви крестились и не наша Церковь давала им веру, а о еретиках, отскакивающих от нашей Церкви, которые в нашей Церкви и родились, и крестились, и получили веру в святом крещении, и должны эту веру своей Матери хранить в целости и сохранности. Если они родившую их Духом Церковь Святую хулят, уничижают, гонят и извращают, подумайте, какого наказания они заслуживают. И не сказано ли в законе, что каждый, злословящий своего отца или мать, заслуживает смерти? Чтобы подтвердить истин­ность сказанного нами, обратимся к Священному Писанию и к другим свидетельствам, относящимся к данному вопросу. Часть I. Камень Истинного Учения Еретиков, отчуждающихся от Святой Церкви, достойно и праведно предавать мирскому суду для наказания. Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета 1 . Книга Исхода, глава 32. Моисей с левитами убили три тысячи еретиков, кото­рые избрали себе другого Бога вместо Бога Моисея. 2 . Второзаконие, глава 13. Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти. 3 . Также Второзаконие, глава 17. Господь Бог повелевает слушать и во всем пови­новаться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля ( Втор. 17, 12 ). 4 . Также Второзаконие, глава 18. Господь Бог повелевает убивать ложных пророков. 5 . 3 Книга Царств, глава 18. Илия убивает ложных пророков. 6 . 4 Книга Царств, глава 10. Царь Ииуй убил всех ложных пророков. 7 . 4 Книга Царств, глава 23. Царь Иосия также убил всех ложных пророков. 8 . Книга Пророка Даниила, глава 3. Не только благочестивые цари, но и нечести­вый Вавилонский царь Навуходоносор постановил, что каждый, хулящий Бога Даниила, то есть истинного Бога, должен умереть, и дом его останется пуст. Не ясно ли из Свя­щенного Писания, что предавать наказанию еретиков, не покоряющихся Святой Церк­ви, достойно и праведно? Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

святитель Иоанн Тобольский (Максимович) Содержание Часть 1. Вступление на путь крестный Глава 1.    Не для скорбей, не для страданий создан человек. Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, говорит Св. Григорий Богослов, и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив её, заслужить славу, — дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон (Св. Григория Богослова Слово 45, на Св. Пасху), не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали, и наконец подпал смерти (св.Феофил Антиохийский, книга вторая, о вере, к Автолику, гл. 25.). С того времени земля сия сделалась для нас местом изгнания и страданий. Так грех был для человеческого рода источником слез и рыданий, которые составляют теперь общий удел всех живущих на земле. И не только временным бедствиям и страданиям подвергся человек через преступление Божественной заповеди; но оно удалило его от Бога, сделало его чуждым жизни вечной, заключило для него врата Царствия Небесного, так что, до пришествия на землю Искупителя души и праведников нисходили в ад.    Но многомилостивый Господь не оставил человека в этом бедственном состоянии. По безмерному милосердию Своему, Он, в предопределенное время, для спасения рода человеческого приклонил небеса, снизошел на землю, сделался человеком, пострадал на кресте, и пречистою Своею кровью искупил нас и избавил от проклятия, воскресением своим отверз Царствие Небесное, и открыл нам доступ к наслаждению небесными благами. Однако Он не освободил последователей Своих в сей земной жизни от скорбей и страданий. Напротив, как Сам путем страданий и креста совершил дело нашего спасения, и вошел в славу Свою, так и «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2:21), и заповедал нам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24); и еще: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38). И опять в предсмертной Своей беседе с учениками Своими Господь возвестил им: «в мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33). Так Спаситель мира благоволил, чтобы скорби составляли неизбежный удел человека в земной жизни. По непостижимой же премудрости Своей и по безмерной любви к роду человеческому, Господь спасительными Своими страданиями соделал то, что сами скорби и страдания временны, которые человек навлек на себя преслушанием заповеди Божьей, обращаются для верующего христианина в средство к достижению вечного блаженства, как о сем сказано в слове Божьем: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Следовательно, для спасения человека необходима вера в учение Ветхого и Нового Заветов. 1) Сектант: Для руководства в вере и благочестии довольно одного Нового Завета, а Ветхого совсем не нужно; его отменил Сам Христос, когда учил, чтобы люди верили в одно только Евангелие: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие“ (Map. 1: 14–15). Объяснения православного: Из приведенных слов Христа Спасителя вовсе не видно, чтобы Он отменил весь Ветхий Завет ; а видно только то, что веровавшим и неверовавшим в Ветхий Завет Иудеям Христос велит поверить и Его новому учению о наступающем Царстве Божием. Неправильное понимание сектантами приведенных слов Спасителя обличается следующими Его же словами: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить“ ( Мф. 5: 17 ). «У них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их“ ( Лук. 16: 29 ). «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?“ ( Иоан. 5: 46–47 ). По словам Христа, заблуждение Иудеев происходило от незнания ими ветхозаветного Писания: «Заблуждаетесь, говорил Он им, не зная Писаний, ни силы Божией“ ( Мф. 22: 29 ). Сам Христос подтверждал Свое учение о Себе, как Сыне Божием, ветхозаветным Писанием. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании“ ( Лук. 24: 25–27 ). Итак, Христос, не только не отменил ветхозаветное Писание, но Сам признавал его святость, приводил его в доказательство Своего Божественного посланничества и велел всем читать его для утверждения в вере. 2) Сектант: Христос пришел на землю для того, чтобы отменить Ветхий Завет и дать людям Новый; как об этом учит ап. Павел: «Потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже“. Отменяет первое, чтобы постановить второе“ ( Евр. 10: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сохранились ли в Церкви Христовой все книги, написанные свв. Апостолами?   Нет, не все сохранились. Погибло послание Ап. Павла к Лаодикийцам, о котором упоминает Апостол в своем послании к Колоссянам, говоря (Кол. 4:16): «Когда это послание прочитано будет у вас (Колоссян), то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Не составлялись ли и ложные Писания?   Составлялись, и очень нередко. Ап. Лука пишет в начале своего Евангелия: «Как уже многие начали составлять повествования, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала по порядку описать» (Лук. 1:1—3).    Значит, было много писаний. Были и поддельные, выдававшиеся за Апостольские, составленные и выпущенные для смущения христиан; об этом пишет Ап. Павел: «не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2 Фес. 2:2) Ясное дело, что в Апостольские времена появлялись и поддельные послания. Поэтому Ап. Павел не только предупреждает христиан об этом, но вместе с тем указывает и признак, по которому можно бы распознавать его послания от подложных: «приветствую моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании, пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3:17, 18). Кто разобрался, в конце концов, в том, какие из многочисленных писаний, появившихся при Апостолах, суть истинно апостольские, и какие ложные?   В этом разобралась Православная Церковь Христова на своих Поместных и Вселенских Соборах: одни книги она признала и постановила считать истинными, боговдохновенными, а другие простыми, не боговдохновенными или подложными. Где можно найти указания на эти церковные постановления?   В «Книге правил свв. Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец». Признают ли эти постановления сектанты?   Нет, не признают На каком же основании они принимают книги Священного Писания?   Они принимают их без всяких оснований, потому что сектанты никого и никогда не спрашивали об истинности Писаний, и им никто об этом рассказать не мог без соборных постановлений Церкви Православной. Церковь Православная отличала истинные апостольские писания от ложных и сохранила истинное слово Божие, а сектанты прямо-таки украли Писания у Церкви Православной и пользуются ими с целью развращения простодушных христиан (2 Кор. 11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так что бодрствуйте, потому что не знаете, когда Христос вернется. Смысл притчи ясен: Девы – это христиане, ждущие Второго Пришествия Христа. Елей – это благодать Святого Духа, получаемая посредством добрых дел, особенно же через милостыню. Замедление Жениха – это время между Первым и Вторым Его Пришествием. Сон дев – смерть. Христос придет в полночь, то есть во время торжества тьмы Антихриста, когда христиане потеряют всякую земную надежду. Светильники – сияние праведности. Итак, после смерти нельзя исправиться, нельзя стяжать даров Духа, как в полночь нельзя нигде купить масла у продавцов. И тот, кто на земле не озаботился приобрести плодов праведности, рискует оказаться за дверями Небес. Христос в Вифании (Мф. 26, 1–16; Мк. 14, 1–11) Когда Господь был в Вифании, то Он сказал, что через два дня будет Пасха и Его предадут на Распятие. В это время у первосвященника Каиафы было собрание, на котором решили Иисуса хитростью арестовать и убить, но только не в праздник, чтобы не было возмущения в народе. В этот день, а была среда, Господь был в доме Симона прокаженного. Приступила к Нему женщина с сосудом мира и возливала Ему на голову. Ученики вновь стали говорить, что лучше было бы отдать деньги за продажу мира нищим, но Христос сказал: – Нищих вы всегда имеете с собой, а Меня – нет. Она возлила миро на Тело Мое, готовя Меня к погребению. Истинно говорю вам, что где ни будет проповедано Евангелие сие во всем мире, сказано будет, что она сделала. Тогда Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: – Что мне дадите за то, что я предам Его? Они же постановили дать ему тридцать сребреников (около ста двадцати динариев – цена беглого раба). И он обещал найти удобный случай, чтобы предать Христа. В воспоминание об этом злодеянии христиане постятся каждую среду. Тайная Вечеря (Мф. 26, 17–29; Мк. 14, 12–25; Лк. 22, 7–20; Ин. 13–17) Наступил день Пасхи, и Христос послал апостолов Петра и Иоанна, чтобы те приготовили пасхального ягненка. По слову Господа они встретили человека, несшего кувшин с водой, который и предоставил им для ужина верхнюю комнату, большую и устланную. Там они приготовили все, что требовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Эти слова говорят прямо о Христе, как о домостроителе и имеющим общение с премудростью по человечеству, как бы он принял ее в содружество. Через нес я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом будучи добрым, я сошел в тело чистое ( Прем.8:13–19 , Прем.8:20 ). О сверхъестественном зачатии Иисуса, которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем, но что он по Божеству есть Бог , по человечеству совершенный человек – этому мы верим, знаем и то, что он из всех Пророков – Пророк, превзошел в совершенстве других: Царь царствующих и Господь господствующих, избран Богом от чрева матери, как говорил о том пророк: и было ко мне слово Господнее: прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя, пророком для народа постановил тебя ( Иер.1:4–5 ). Еще знаем, что он первородный был и есть первородный, был и сеть от начала, своим посредничеством, как звено, связывающее божество с человечеством ( Иер.1:10 ), а также Христа называют Иаковом запинателем, как положивший препону дьяволу и победивший его: также Израиль, как ум, видящий Бога, ибо никто не знает отца кроме сына, а семя Христа сего Иакова и Израиля, суть христиане, рожденные от него по духу (Псалтирь стр. 176-я разъяснение Феодорита). Общий смысл речи указывает следующие положения ереси «о воплощении Христа». «Христос», – разумеется Господь, Спаситель мира, – простой человек». «Только так, как Он превзошел в совершенстве других, то Он из всех пророков – пророк: Царь царствующих и Господь господствующих». Родился от жены, т. е. Девы Марии в естестве, как и все человеки – от семени мужа (курсив, как видится, в подлиннике), «девство Марии состоит в том, как сохранившая нерушимо полученную ей веру и чистоту духовную». Христа называют Иаковом запинателем, также Израиль, как ум видящий Бога». «Семя Христа от Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от него по духу». И премудрость ипостасная – Бог Слово и премудрость, как свойство божества, – одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Это мечта и не просто несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная. Люди, более попустившие себя в рабство страстям и порокам, – чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной пред законом и властью. (Но такой человек) внешней свободой воспользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутреннее рабство. Истинная свобода есть способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающей совестью, избирать лучшее при свете истины Божией и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией. Вот свобода, которой не стесняет ни небо, ни земля. Потому и стремится к исполнению воли Божией, и без принуждения чтит законную человеческую власть и ее повеления, не противные Богу, поскольку видит ту истину, что нет власти не от Бога» ( Рим.13:1 ) (Свт. Филарет Московский . Проповедь от 25 июня 1851 г.). «Прикрытие зла, – это если форма благочестия имеется внешне, однако оказывается, что изнутри она сопротивляется могуществу Церкви и правителей» (св. Иларий Арльский). 17). Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. «Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью святого Петра? Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом… вслед за тем взял и Петра и задержав его, посадил в темницу ( Деян.12:1–4 ). Ангел чудесно избавил Петра от темницы и от царя, и после того Петр проповедует: царя чтите. Чем также наградила Петра за подвиги Апостольские держава Римская? Крестом распятия. Петр ожидал сего и почтение к царю проповедовал подданным царя, от которого готовился пострадать. На чем же основывалась сия проповедь ? Конечно, не на взаимности, выгоде. Без сомнения, на истине Божественной, а не человеческой… Если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что постановил Бог» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 30 августа 1832 г.). 18–20). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010