В своем 1-м Послании апостол Петр свидетельствует: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:18–20 ). А на острове Патмос апостол Иоанн Богослов видел и слышал «многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:11–12 ). То есть само заклание обеспечило Агнцу «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Так что же осуществлялось на совете синедриона, когда постановили, « положили в совете взять Иисуса хитростью и убить », – величайшее в мире злодеяние, или законное избрание Истинного Пасхального Агнца? – Скорее всего, и то и другое, ибо на тот момент и первосвященник и его совет (Сангедрин) были законной Церковью Бога, ибо завеса в Храме еще не разодралась. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они (то есть иудеи. – О.С.)  – чтобы не сделалось возмущения… потом, найдя предателя (то есть Иуду. – О.С.) , они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные. Правда, сам Он воспользовался злобою их для совершения Своего служения… » 490 Итак, получается, что архиереи и старцы не хотели смерти Христа на Пасху (ибо боялись возмущения народа), и дьявол этого не хотел (зная из Писания, что истинный Агнец должен умереть в Пасху), и апостолы этого не хотели (см. Мф.16:22–23 ), но все получилось так, как получилось, то есть по воле Бога. Некоторые задаются вопросом, а почему сказано: « собрались первосвященники », – разве по Закону Божию такое возможно? Златоуст отвечает и на этот вопрос: «И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Византийские канонисты иногда расширительно толковали законодательные права монарха. Напр., Феодор Вальсамон наделял императора не принадлежащей ему по праву властью в Церкви: «Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями в силу сообщаемого им помазания святым миром. Отсюда происходит право благоверных императоров поучать христианский народ и, подобно архиереям, кадить в Церкви... Сила и деятельность императора простирается на душу и на тело подданных, тогда как Патриарх есть только духовный пастырь» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 545). Однако тот же Феодор Вальсамон в другом месте приходит к выводу, что «каноны имеют больше силы, нежели законы государственные, ибо они, каноны, как обнародованные и утвержденные святыми отцами и императорами, имеют такое же значение, как Священное Писание, а законы изложены лишь императорами и поэтому не могут возвыситься над Священным Писанием и канонами» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. I 2). В 131-й новелле имп. св. Юстиниана сказано, что теряет силу всякий гос. закон, противоречащий канонам (Novell. Just. 1). IX. Формальные источники права. Свящ. Писание. В качестве формального источника правовых норм ВЗ и НЗ имеют разное значение для Церкви. «...Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24), «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10. 1), явленный во Христе, Который «отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр 10. 9). Тем не менее Господь говорил о ВЗ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17). Иерусалимский Собор апостолов , описанный в Деяниях святых апостолов, в связи с разномыслием первых христиан об обязательности закона Моисеева для обращенных в христианство из язычников определил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян 15. 28-29). Т. о., большая часть ветхозаветных предписаний богослужебного, ритуального характера, а также собственно юридических норм в их букв. смысле утратила силу для христиан. Так, в христ. брачном праве безусловно отменен ветхозаветный левират . Тем не менее ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христ. Церкви. Нек-рые из них признаются действующими в Церкви, напр. требование показаний 2 или 3 свидетелей для установления истины на суде (ср.: Втор 17. 6; 19. 15).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Действительно, были времена, когда народ Израиля приносил жертвы за свои грехи. Жертвы эти были многочисленны и разнообразны: жертва за грех ( Лев. 4:1–5:13 ; Лев. 6:24–30 ), жертва повинности ( Лев. 5:14–6:7 ; Лев. 7:1–7 ), жертва всесожжения ( Лев. 1:3–17 ; Лев. 6:8–13 ) и т. д. И приносились жертвы по причине того, что так заповедовал делать сам Господь Бог . Но уже в Книге пророка Исайи от имени Бога высказывается совсем иной взгляд на жертв: К чему мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пересыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу ( Ис. 1:11 ). А после смерти на кресте и воскресения Господа Иисуса Христа многие предписания книги «Левит» окончательно потеряли своё значение ( Евр. 10:11–14 ). И здесь нет никакого противоречия между ранними и более поздними заповедями, но лишь видно развитие Откровения. Изменение Откровения также может протекать в духе икономии, когда по воле Божией позволяется то, что ранее было запрещено. Так, во время сотворения людей Бог предписывает им употреблять в пищу только фрукты, овощи и злаки ( Быт. 1:29 ). Однако после Всемирного потопа Бог разрешает употреблять в пищу мясо животных ( Быт. 9:3 ). И, быть может, как некогда Господь Бог постановил в сердце Своём: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего…» ( Быт. 8:21 ), так в последствии отменил продолжение наказания за грехи, которое простирается до «третьего и четвёртого рода»? Что и возвестил устами «рабов своих пророков» ( Дан. 9:10 ). Причина отмены – та же икономия, 290 учитывающая изменение условий и образа жизни людей. Предположение это кажется вполне обоснованным, особенно в свете того, что 18-я глава Книги пророка Иезекииля целиком посвящена этому вопросу. Предельно подробно говорится о том, что «душа согрешающая, та умрёт» ( Иез. 18:4 ); «праведник, он непременно будет жив» ( Иез. 18:9 ) и т. д. Но значит ли это, что наказание потомков ( Исх. 20:5 ) окончательно и бесповоротно отменяется? Очевидно, что нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Запрещая своим последователям причащаться Крови Христовой, Католическая церковь прежде всего нарушает заповедь Спасителя, Который установил таинство Евхаристии под двумя видами Тела и Крови и повелел, чтобы все христиане пили Его спасительной Крови. «Пейте из нея (чаши) все,– сказал Он апостолам на Тайной вечери, – ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Выходит, что Католическая церковь хвалится познанием Христа, а сама не исполняет Его заповедей. «Кто же,– пишет апостол Иоанн Богослов, – говорит: я познал Его, но заповедей Его по соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ). Преступив заповедь Божию Католическая церковь запрещает мирянам причащаться Крови Христовой, она нарушила и Придание св. апостолов, которые призывали христиан пить из чаши Господней. «Да испытывает человек себя, – писал св. апостол Павел, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). И в другом месте: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» ( 1Кор.10:16 ). И еще: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прейдет» ( 1Кор.11:26 ). Католическая церковь учит не тому, чему учили апостолы и тем самым подводит своих последователей под анафему. «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то,– писал св. апостол Павел христианам, – что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Запрещением причащать мирян Крови Христовой Католическая церковь нарушила и Предание древней Церкви, которая со временем св. апостолов всегда заповедывала христианам причащаться под двумя видами – Тела и Крови Христовых. В самой Западной церкви обычай не причащать мирян Кровью Господней появился только в 15-м веке; до этих же пор римские папы строго следили, чтобы христиане причащались непременно под двумя видами и обличали тех, которые уклонялись от принятия Крови Христовой. Первый Собор в Туре (461 г.) четвертым правилом постановил, чтобы «каждый пастырь имел в ковчеге, запертом на ключ, дароносицу, хранящую хлеб, омоченный в честную Кровь для больных». В 5-м веке Папа Лев Великий в одном из слов в святую четыредесятницу говорил, что «некоторые христиане недостойными устами приемлют Тело Христово, но совершенно уклоняются Крови нашего искупления». Поэтому папа требовал, «чтобы такие люди были открыты и по обличении их святотатственного притворства, были отлучены от общения со святыми». Другой Папа Геласий, живший в том же веке, писал: «Мы открыли, что некоторые, довольствуясь только святою частью святого Тела, воздерживаются от чаши Св. Крови. Не знаю, каким суеверием научаются они так ограничивать себя; но, без всякого сомнения, они должны или всецело принимать тайны, или вовсе не быть допускаемы к ним, потому что разделение одного и того же таинства не может быт без великого поругания святыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Из-за последовавшего изнасилования он был убит ее братом Авессаломом, который не был наказан, поскольку совершил воздаяние согласно Закону (Лев. 18: 29). В этой связи для нас существенный интерес представляет разрешение случая, упомянутого в Кор. 5:1: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего». Вероятнее всего здесь не идет речь об инцесте, скорее это была вторая жена отца, с которой сын прелюбодействовал, а позднее женился на ней. Ап. Павел считает случившееся тяжелым преступлением, очевидно ссылаясь на моральные нормы Ветхого Завета: кроме постановления в Лев. 18:8, за подобное еще Рувиму было отказано в благословении первородного сына (Быт. 49:4), а Авессалом стал ненавистным своему отцу Давиду Царств. 16: 20-23). Поэтому апостол Павел распоряжается отлучить от Церкви христианина, совершившего этот грех (женщина явно была неверующей): «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (Когда запрещает женщинам говорить в церквах, что обессмысливает всякую литургическую деятельность, ап. Павел также ссылается на Закон – 1 Кор.14:34, а не на светские постановления своего времени, такие как Римское право). В своей истории Церковь постановила, что брак не разрешается или неприемлем при следующих обстоятельствах: а) Кровное родство по прямой линии всех степеней. б) Кровное родство по непрямой линии до пятой степени включительно. в) По сватовству до третьей степени и в четвертой степени в случаях, когда двое братьев женятся на двух сестрах или брат и сестра женятся на сестре и брате. г) По св. Крещению – первая степень и во второй степени в случае, когда крестные вступают в брак с родителями своих крестников [xxvii] . Св. Иоанн Креститель открыто изобличал царя Ирода за преступную связь с женой его брата (Лк 3:19; Мк 6:18). А св. Феодор Студит объявил императора Константина отлученным от Церкви, поскольку он вынудил свою жену принять монашество и женился на своей близкой родственнице.

http://bogoslov.ru/article/4048389

Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. После того как народ разошелся по домам ( Ин.7:53 ), Христос удалился, по Своему обычаю (ср. Лк.21:37 ), на гору Елеонскую в дом кого-либо из Своих друзей, чтобы там переночевать (ср. Мф.21:1 ). Утром же на другой день Он снова явился в храм и, сидя, учил там народ. Ин.8:3 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, Ин.8:4 .  сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Ин.8:5 .  а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Приведшие ко Христу жену-грешницу вовсе не хотели, чтобы Он постановил о ее поступке какой-нибудь приговор. Иначе они должны были бы привести вместе с нею и мужчину, который согрешил с этой женщиной, так как закон требовал казни не только прелюбодейки, но и прелюбодея ( Лев.20:10 ). Хотя в законе не сказано, что за прелюбодеяние, т.е. за грех с замужнею или замужней нужно побивать камнями, как здесь утверждают иудеи, тем не менее такая казнь, начавшаяся у иудеев в былые времена, была вполне согласна с духом Моисеева закона, по которому даже девицу, согрешившую и потом вышедшую замуж не за того, с кем она совершила грех , нужно было казнить именно через побивание камнями. Ин.8:6 .  Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Ин.8:8 .  И опять, наклонившись низко, писал на земле. Зачем же враги Христа привели к Нему преступную женщину? Зная Его как друга мытарей и грешников, они рассчитывали и здесь на Его милосердие к преступнице закона, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении закона. Но Христос прямо не сказал ничего ни за, ни против закона. Не отвечая Своим врагам, Он хотел дать им понять, что ответить на их вопрос значило бы вмешаться в дела гражданского судопроизводства, а это не входило в Его задачу как Учителя народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх. 19:1–2 В самое новолуние третьего месяца Израильтяне подошли к Синаю, и расположили стан свой по пустыне, против горы. Синай имеет общее основание с горою Хоривом; вершина его возвышается к северо-востоку от Хорива. 4. Вступление евреев в завет с Богом при Синае Исх. 19:3–26 Моисей взошел на Синай. Здесь Бог вступил с ним в собеседование и повелел от имени Своего сказать Израильтянам: «вы видели, что Я сделял с Египтянами, и как Я поднял вас, точно на орлиных крыльях, и перенес к Себе. Теперь, если вы послушаете гласа Моего и соблюдете завет (который Я хочу постановить с вами): то будете избранным Моим народом, преимущественно пред всеми другими, и составите у Меня Священное Царство». Моисей чрез старейшин сообщил эти слова народу, и народ изъявил готовность исполнить все, что ни повелит им Бог. Тогда Господь повелел Моисею освятить народ, и двухдневным очищением приготовить его к третьему дню. Израильтяне вымыли одежды свои, и два дня проводили в чистоте и воздержании. На третий день, который был пятидесятым от исхода из Египта, с утра послышались удары грома, стали сверкать молнии, и густая туча обложила гору; раздавался трубный звук, который становился сильнее и сильнее. Весь народ, бывший в стане, трепетал. Моисей повел его из стана во сретение Богу; все остановились у подошвы горы. Гора со всех сторон окружена была чертою: под страхом смерти запрещено было переступать ее. Бог сказал Моисею, что «если бы и скот перебежал черту, то и его нужно побить камнями или застрелить стрелами». Народ видел, что весь Синай, с самых оснований, колеблется, и от него восходит дым как бы от пещи; потому что на него в густом облаке и в огне сошел Господь. Моисей вместе с Аароном получил позволение приблизиться к Господу; и стал на горе, в виду народа, как посредник между ним и Богом 40 . Исх. 20:1–17 . Втор. 5:5–22 Тогда весь народ услышал голос. Образа Того, Кто говорил, никто не видел; но все могли различать слова, которые исходили с вершины дымящейся горы, из среды огня. Бог говорил: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дому рабства: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда же воссиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), то и святых апостолов сделал Он светом, так как они были участниками того света, который просветил всех людей. И так как, по слову Господню, «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ), и объять смятением и грехами, а грехи – тьма (сам же Давид сказал, как записано в книге Царств: «ночь была вокруг меня, несчастного, и я был в неведении», то мы нуждаемся в светильнике. Дается нам в помощь закон, и он служит светом для наших путей, потому что написано: «духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» ( Ис.26:9 ). Но имеют эти слова и другой смысл. Светильник есть ветхий завет, данный некогда народу еврейскому: только один народ пользовался его светом. Когда же взошло Солнце правды – Христос Бог наш, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), то Он Сам просветил концы земли, и Своим ученикам сказал: «вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). А этим светом мы все просветились. «По клялся я и постановил – ...хранить суд...ы правды Твоей» ( Пс.118:106 ). 5. Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твер­дость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал клятвою. Это обычно в Священном Писании . Например: клялся Господь Бог Аврааму ( Быт.22:16 ); «клялся Господь Давиду... истиною и не отречется от нее» ( Пс.131:11 ) в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Пи­сании клятва запрещается, и, прежде всего – в ветхом завете: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:7 ); «не клянитесь именем Моим во лжи» ( Лев.19:12 ); «не приучай уст твоих к клятве» ( Сир.23:8 ), – но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: «собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все – суета и томление духа» ( Еккл.2:8, 5, 11 ). Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда же они под влиянием ревнителей ветхозаветного закона начинали соблюдать иудейские праздники и в том числе субботу, то апостол обличал их и вразумлял: «для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам 692 и хотите еще снова поработит себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» ( Гал.4:9–11 ). Колосским христианам, осуждаемым иудейскими лжеучителями за несоблюдение обрядовых постановлений закона ветхозаветного, тот же апостол писал: «итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или за какой-нибудь праздник или новомесячие или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:16:17 ). Называя субботу, как и весь обрядовый закон Моисеев, тенью, а не самым образом вещей (ср. Евр.10:1 ), апостол тем доказывал временный характер названных установлений и необязательность их для христиан. Это учение апостола языков подтвердили все апостолы на Иерусалимском соборе (51 г.) своим определением. «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины и блуда и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:28–29 ). «Дух Святой, – учит святой Кирилл Иерусалимский , – в согласии с Отцом и Сыном, постановил Новый Завет для Церкви вселенской, освободил нас от неудобоносимых бремен закона, разумею постановления о скверном и нечистом, о снедях, о субботах и новомесячиях, об обрезании, об окроплении и жертвах, что, быв дано на время, имело тень грядущих благ ( Евр.10:1 ), по наступлении же самой действительности справедливо сокращено. Ибо по случаю вопроса в Антиохии, должно ли обрезываться и соблюдать обычай Моисеев, посланы были Павел и Варнава; и апостолы, находившиеся здесь в Иерусалиме, письменным посланием освободили целую вселенную от всего подзаконного и прообразного . Впрочем, не себе присвоили они полномочие в таком деле, но письменно исповедали в своем послании ( Деян.15:28–29 ). Α написав это, ясно показали, что сие, хотя написало апостолами-людьми, однако же есть вселенское постановление Святого Духа, которое, прияв, Варнава и Павел утвердили в целой вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010