Правда, огонь вечен не так, как вечен Бог – он, быть может, и не имея конца, имеет начало, а Бог безначален. Затем, он, хотя и может быть употребляем бесконечно для наказания грешников, является, однако, изменчивой природой. А истинная вечность есть истинное бессмертие, то есть высшая неизменность, которой обладает только абсолютно неизменный Бог . Ведь одно дело не меняться, имея возможность измениться, а другое – совершенная невозможность измениться. И о человеке можно сказать, что он благ, но не как Бог, о Котором говорится: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк 10:18 ). И душа называется бессмертной, однако не так, как бессмертен Бог, о Котором сказано: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим 6:16 ). И человек может называться мудрым, но не как Бог, о Котором сказано: «единому премудрому Богу» ( Рим 14:26 ). Так и огонь называется вечным, однако его вечность не божественна. Только бессмертие Бога есть истинная вечность. 40. Богу нельзя причинить вред; тварной природе можно причинить вред только по праведному Божию установлению Такова кафолическая вера, здравое учение и очевидная истина, доступная разумным. Из этого учения следует, что никто не может повредить природе Божией, а природа Божия не вредит несправедливо кому-либо и не терпит, когда кто-либо безнаказанно вредит 68 . «А кто неправо поступит 69 , – говорит Апостол, – тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» ( Кол 3:25 ). 41. Сколь великим благом манихеи наделяют природу зла и сколь великим злом природу блага Если бы манихеи, отвергнув пагубную ревность к защите собственного заблуждения, пожелали со страхом Божиим рассудить о вышесказанном, они не стали бы богохульствовать самым злодейским образом, полагая существование двух природ: одной благой, которую называют Богом, другой – злой, Богом не сотворённой. Они так заблуждаются, бредят, скажем больше – безумствуют, что не замечают, как даже так называемую природу высшего зла они наделяют великими благами: жизнью, властью, сохранностью, памятью, разумом, умеренностью, силой, изобилием, чувством, светом, наслаждением, размером, соответствием составных частей, миром, мерой, видом, порядком. А так называемое Высшее Благо наделяют великим злом: смертью , болезнью, беспамятством, глупостью, расстройством, бессилием, нуждой, безрассудством, слепотой, болью, порочностью, непристойностью, войной, неумеренностью, безобразием, превратностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Чарльз Хартсхорн испытал сильное влияние Уайтхеда, однако он использует более традиционную терминологию и иногда по–другому расставляет акценты. Он утверждает, что традиционное христианство приписывало Богу лишь одностороннее совершенство, выделяя неизменность в ущерб изменчивости, бытие в ущерб становлению, вечность в ущерб временности, необходимость в ущерб возможности, самодостаточность в ущерб зависимости. Хартсхорн отстаивает двухполюсный теизм – точку зрения, согласно которой Бог и вечен, и временен (но по-разному, так что, приняв оба утверждения, мы не впадаем в противоречие). Бог вечен по своей природе и целям, но содержание Его опыта изменяется. Сущность божественной природы не зависит от какого-либо конкретного мира. Бог всегда будет существовать и являть собой совершенство любви, доброты и мудрости. Бог всеведущ в отношении всей реальности, но не будущего, которое не определено и, следовательно, по своей сути непостижимо. Даже меняющиеся аспекты божественного сами по себе совершенны. На Бога не просто влияет мир – Бог «бесконечно чуток» и «идеально отзывчив». Божественная любовь – это в высшей степени сочувственное участие в мировом процессе. 563 По сравнению с традиционными богословами, Хартсхорн все же несколько ограничивает власть Бога над природой. Бог участвует в самотворчестве других существ, но и они сами обладают действенной силой. И в то же время, Бог соответствует всем нуждам, включая потребность его созданий принимать собственные решения. Бог делает все, что надлежит делать Богу, но не все, что надлежит делать нам самим в рамках нашей свободы. У Бога достаточно власти, чтобы влиять на мироздание наилучшим образом, отвечающим божественным целям. Уничтожив свободу, можно было бы значительно уменьшить опасность зла, но тогда были бы потеряны положительные возможности творческой ценности мира. Бог идет на этот риск, неизбежно сопряженный с новыми возможностями. Хартсхорн полагает, что мир пребывает в Боге (панентеизм) – эта точка зрения не отождествляет Бога с миром (пантеизм), но и не отделяет Бога от мира (теизм). «Бог включает в себя мир, но Он больше, чем мир». 564

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

У Сологуба можно много иных идей вызнать (среди прочих: сочувствие революции), но достаточно и сказанного.   Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) долгое время признавался одним из вождей символизма. В ранней юности, обременённый многими комплексами, он поставил себе такую цель, и добился, деспотически поддерживая завоёванное положение. З.Гиппиус (а Брюсов сошёлся на некоторое время с Мережковскими близко) отмечала у молодого, ещё входящего в литературу поэта «бешеное честолюбие», «одержимость», исключительность завладевшей им страсти. Все биографы обречены цитировать дневниковую запись от 4 марта 1893 года: «Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!» 290 Даже названия первых его сборников поэтических (весьма слабых) говорят сами за себя: «Chefs d’oeuvres» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это— я», 1896). Б.Зайцев назвал Брюсова «одной из самых тягостных фигур Серебряного века», вспоминая о нём как о «человеке властном, безмерно честолюбивом, всё ставившим на свою славу» 291 . Над Брюсовым многие смеялись (вспомним пародии Вл.Соловьёва хотя бы), но он был упорен. Даже критику воспринимал как нечто положительное: пусть и ругают, но всё же заметили. В своих ранних поэтических опытах он был чрезмерно подражателен, шёл вослед французским поэтам Верлену, Рембо, Бодлеру... Как и положено поэту того времени (особенно молодому), Брюсов противопоставлял реальности мир мечты, жаловался на жизнь, видя в реальности враждебное себе начало, играл в таинственность. Вот его знаменитое стихотворение:   Есть что-то позорное в мощи природы, Немая вражда к лучам красоты: Над миром скал проносятся годы, Но вечен только мир мечты.   Пускай же грозит океан неизменный, Пусть гордо спят ледяные хребты: Настанет день конца для вселенной, И вечен только мир мечты. 292   Брюсов ввёл в русскую поэзию новые темы, замутнив её тем, что так влекло его у французов. К.Мочульский писал о «Шедеврах»:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

“Разгневаться на кого”- уничтожение своих нервных клеток (т.к. они не восстанавливаются. Покушать вкусно или поспать-это не грех. Грех — чрезмерное увлечение этим. Так же имеет свои последствия для тела (и для души). Первое послание к Коринфянам 6:12 “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.” Жизнь это безмерный Божий дар! Ад, куда Вы сейчас ищите дорогу, смердит и наполнен бесовскими силами. И даже там они радуются жизни, и не желают своей смерти, ожидая души тех, кто заблуждается о Боге. С чего ради это ещё я туда дорогу ищу? Скорее наоборот, оттуда! Как это интересно можно радоваться жизни, горя или впрясь в котле? С того, что задаётесь вопросами безболезненного самоуничтожения. Просить Вы можете что угодно, хоть перелета с земли на солнце, только это пожелание никогда не исполнится. Бог благоволил дать нам бытие как благо. Бог вечен, и этот дар Его тоже вечен. В нашей власти выбирать, какое качество бытия мы желаем для себя. Желаем быть с Богом — трудимся для этого. Не желающие трудятся для греха и в вечности тоже будут с грехом и диаволом — господином всякого греха. Даниил, про то, что “там все в котлах варятся”- это байки. По некоторым рассказам побывавших на том свете, описание ада примерно такое (и это неточное и неполное описание): ’ все эгоисты сидят в одном месте; ‘наркоман не имеет в аду (и если бы попал в рай, не имел бы и там) наркотиков, а ломка есть; ‘или например человек в состоянии отчаяния будет блуждать по аду, с вечной апатией, т.к. после смерти состояния, в которых находится человек, неизменяемы и т.д. Грешники, будь то они в аду или раю, будут страдать от своих грехов. А если впустить грешников в рай, где все блага, то он еще будет страдать от того, что он не может насладиться ими в виду своих зависимостей (страстей). Нервная система человека так устроена, что многие воспоминания (о грехах, например) либо забываются, либо всплывают в сознании “фоном”. Это инстинкт самосохрания, на время жизни на земле. (Посмотрите сериал “вспомнить все, незабываемое”).

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-popros...

Судить же о явлениях души человеку, не просвещенному Духом, равносильно тому, как если бы неграмотный человек стал объяснять новейшие открытия в области электричества. По существу, так и бывает при вмешательствах в богооткровенную область умов, не просвещенных Божией силой. Их суждения неизменно грубы, а вместо доказательств выдвигаются насмешка и злоба. Так было и у саддукеев. Первая истина вечности состоит в том, что человеческий дух бессмертен и вечен, как бессмертен и вечен Бог – источник всякой жизни, и в том числе источник жизни человеческой души. Как не умирает жизнь, так, очевидно, вечно будет жив ее источник и все рожденное и питаемое им. Это – аксиома. И как человеческая душа заключает в себе частицу этого вечного источника жизни, то и она этой частью вечности приобщена к вечности. Господь и говорит: «Бог в Аврааме, в Исааке, в Иакове». Бог жизни, не умирающий, и Он в них, и они не умерли. Бог не смерть. Бог – Жизнь, и где Он, там вечность и бессмертная жизнь: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Итак, неумирание, бессмертие человеческой души – тоже аксиома, очень понятная даже естественному сознанию: если не уничтожима тленная, разлагающаяся, постоянно превратная материя, то как же может быть уничтожен дух неизменный и непревратный? И вторая истина вечности открыта Господом, истина о том, что Царство будущего, как освобожденное от земли, тела и тления, будет Царством чистого бессмертного Духа и что как таковое оно совсем отлично от земли с ее порядками и будет подобно Царству бесплотных ангелов. Значит, мы ничего не можем знать об этом Царстве, кроме открытого в Божественном Слове, и все человеческие представления о нем, переносимые с земных явлений, конечно, безосновательны, а смелое навязывание Царству вечности узко ограниченных и превратных представлений просто кощунственно. Для верующей же души в открытом Господом Царстве будущего – вся полнота: хочешь быть с Господом, береги в себе частицу Божественного Духа. С нею ты бессмертен, и откроется тебе, после смерти тела, вечность; и в мире ангелов, уготованном тебе, конечно, ты будешь «блажен во всем», т.е. вкусишь бесконечного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

– Зло? – Тогда бы тело только мешало нам делать добро, что неверно. Мефодий не согласен считать творчество необходимым признаком Божества (стр. 67). Это значило бы ставить Бога в зависимость от мира и отрицать Божье совершенство. И потому мир не вечен. Впрочем, отрицая вечность мира, мы не должны предполагать, будто Бог изменяется. – Бог неизменен. И по возможности своей (δυνμει) мир существует в Нем вечно, что не мешает миру в действительности своей быть временным. Ориген должен бы допустить не извечность творения, а вечность самого творческого акта, что, по ошибочному мнению Мефодия, идеям Оригена противоречит и в опровержении не нуждается. Разумеется, проводимым им различием между возможностью и действительностью мира Мефодий так же не разрешил оригеновской проблемы, как не разрешил ее и сам Ориген. Но если мир и не вечен, «человека Бог создал на бессмертие и на образ Его собственной вечности». В бессмертии и свободе человека – его Богоподобие. Только потому, что человек свободно ослушался, он «опустошил себя, лишил себя вдохновенности Богом и исполнился материальным вожделением, которое вдохнул в нас многокольчатый змий» и пал. При этом «падение случилось не прежде облечения в тело но произошло по соединении души с телом, ибо человек состоит из обоих». Тогда-то, чтобы предотвратить бессмертие зла, которое есть несущее (стр. 50), Бог и установил смерть тела. Ведь «всякий грех и нрав приобретаются через плоть»; и «пока тело живет до тех пор живет в нем и грех , а скрытые в нас корни его сохраняют свою силу». Так, полнее, чем у Оригена , раскрывается смысл Боговоплощения. – Не только нововозглавляет Христос человеческую природу; не только кровью Своей омывает нас, прощает грехи, освобождает и образует мудростью Своей; не только духовно рождается в каждом из нас. – Логос воплотился, «оставив Отца, что на небесах»; и «Христос и Адам стали тем же самым, ибо прежде веков снизошел в Адама Логос». Во Христе восстановилось единство человека с Логосом. Наконец, Христос истинно принял наше подверженноестрастям-страданиям тело. Божество «истощило» Себя и «смешалось» с человечеством, «бессмертное со смертным». Во Христе произошло соединение противоположностей: жизни и смерти, нетленности и тления; и сам Он – «нетленность, победившая смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

Арианское лжеучение ниспровергает все дело Христово. Тварь не могла бы открыть истинного Богопознания, не могла бы победить смерти, не могла, бы соединить нас с Богом. " Если бы Слово, будучи тварью, соделалось бы человеком, то человек не обожился бы, не сочетавшись с Богом " . Только в единосущном Сыне обретает человек общение с Богом. И только единосущный Дух соединяет нас со Отцом. В догмате единосущия св. Афанасий защищал действительность спасения. В раскрытии троического догмата св. Афанасий исходил из поняния о Боге, как всеблаженной полноте бытия. Простое, блаженное и непостижимое Существо, но высшее всякой сущности, Бог выше и всякого человеческого помышления. Учение о совершенной простоте и внутренней полноте Божественного бытия и жизни является для св. Афанасия твердым основанием при раскрытии истины вечного рождения и единосущия Единородного, Сына и Слова. Слово есть рождение Отца и рождение сущности и из сущности, - " собственное рождение сущности " . Ибо всякое рождение - из сущности, и рождаемое всегда единосущно рождающему, - в этом основная и отличительная черта рождения, его своеобразие в отличие от других способов происхождения и прежде всего от творения. Творение всегда совершается либо из некоего предсуществующего материала, либо из ничего; и сотворенное всегда остается внешним для творящего или созидающего, на него не похожим, ему не подобным, " иносущным " . Сын рождается, ибо бытие Его принадлежит к необходимости божественной природы. Она плодоносна, плодовита сама по себе. " Сущность Отца никогда не была недовершенной, так чтобы нечто к ней принадлежащее привзошло к ней впоследствии " . Отрицание вечности Сына и его совечности Отцу есть хула не на Сына только, но и на Отца, умаление Отчего достоинства, отрицание Божией неизменяемости. Это значить допускать, что " был Он некогда без собственного Своего Слова и без Премудрости, что был некогда свет без луча, был источник безводный и сухой " . Но " неисточающий из себя не есть уже источник " ... Бог вечен, источник вечен, а потому вечною должна быть и Премудрость - Слово, вечным должно быть рождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1435...

§6. Общая мысль в древнеотеческом учении о миротворении и оправдание ее соображениями здравого разума Таким образом, древними Отцами и Учителями Церкви учение о Творце мира рассмотрено было со всех важных и существеннейших его сторон, и рассмотрено было настолько основательно и убедительно, что истинность его должна была явиться во всем своем свете даже перед соображениями и судом самого строгого, только здравого и непредубежденного разума. Все высказанное ими по этому предмету, для большей ясности, можно представить в следующем кратком, но целостном виде. Взгляд на мир каждого неотразимо убеждает в том, что он изменчив и условен. Если же мир таков, то ясно, что он не вечен, а сотворен. Кем же он сотворен? Конечно – Тем, Кто Сам уже неизменен и безусловен, а вместе с сим несотворен или вечен, или Кто есть Бог . Предполагать поэтому, что мир самобытен, так же нелепо, как и предполагать, будто бы он сам собой мог возникнуть вследствие игры одного случая из существовавших от вечности атомов. Если бы таковые даже и на самом деле от вечности существовали, то и в этом случае вовсе немыслимо бы было возникновение из них, благодаря одним случайностям, того прекрасно упорядоченного и стройного мира, каким он является нам в настоящее время. Считать подобное предположение вероятным совершенно равнялось бы тому, как если бы мы стали считать возможным, что деревья, камни и другие строительные материалы сами собой, благодаря одной случайности, могут вместе сойтись и, благодаря той же игре случая, сами собой могут построить дом, или корабль, или целый город. Не менее также нелепо думать, чтобы мир произошел из сущности Самого Божества чрез внутреннее и необходимое Его саморазвитие, равно как и предполагать, чтобы Бог образовал его из совечной Ему готовой материи, потому что в первом случае Бог вовсе перестал бы быть Богом, ставши заодно с миром, а в последнем вместо безграничного и всесильного Бога Он явился бы совне ограниченным и зависимым существом. Единственно верное поэтому и несомненное воззрение только то, что, как учит и самое Откровение, мир сотворен всемогущим и премудрым Богом, и сотворен как по своей форме, так и по материи. Не из чего-либо вовне готового или из Своего собственного существа создал его Бог, а создал единственно через акт Своей всемогущей воли, приведши в бытие Свои о нем мысли и Сам ничего не потеряв от этого, наподобие того, как и человек-художник, производя свое творение на свет, только свои мысли осуществляет при этом силой воли, но ничего не утрачивает из самого своего существа. Вот вкоротке древнеотеческое воззрение на происхождение мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   Вечный, неизменный, бесстрастный Бог, Который по природе и бытию выше времени и пространства, не может рождать во времени, временно и пространственно, но рождает Сына вечно, неизменно, бесстрастно. «Божество бесстрастно, хотя и рождает. Оно рождает Божественным образом, а не человеческим, ибо и бытие Его — не человеческое». Сын рождается из существа Отца, но при этом существо Божества не разделяется, не умаляется, не ущемляется. «Бог не из частей слагается, но, будучи бесстрастен и прост, бесстрастно и неделимо Он — Отец Сыну». «Отец, родив Сына, остался Отцом и не изменился. Он родил Премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества и ничего не потерял, не умалился, не изменился; точно также и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершен и Рожденный. Бог — Родивший, Бог — и Рожденный».    Сын безначально и вечно рождается от Отца, «из недр Отчих»; рождается как совершенный от совершенного, как единый от единого, как всецелый от всецелого, как Бог Истинный от Бога Истинного. В вечности не было момента, когда Отец был без Сына; Они всегда существовали вместе, Отец как Отец, а Сын как Сын. Отец всегда (semper) рождает Сына, и Сын всегда (semper) рождается. Поэтому Он, «будучи Сыном, неотлучен от Отца, и не было, когда бы Он не был, напротив того, Он всегда, и будучи образом и сиянием Отца, не просто вечен, но вечен вечностью Отчей». «Отец всегда есть Отец, и Сын — всегда Сын... Отец, будучи Отцом в собственном смысле и Отцем единственным, и есть, и был, и всегда будет Отец; и Сын есть в собственном смысле Сын и Сын единственный. О Них несомненно, что Отец и есть и именуется всегда Отец, и Сын — всегда Сын... И как Отец никогда не был Сыном, так и Сын никогда не будет Отцом. Как Отец, будучи один, никогда не престанет быть Отцом, так и Сын, один, никогда не престанет быть Сыном... И Дух Святой не наименован в Священном Писании сыном, чтобы не почли Его братом; не наименован ни сыном Сына, чтобы Отца не признали дедом; напротив того, Сын именуется Сыном Отчим, и Дух — Духом Отчим».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, зло есть плохое использование блага. Апостол осуждает тех, которые служили твари вместо Творца (Рим 1:25) 64 , как проклятых Божественным судом. Он осуждает не тварь (это было бы несправедливо по отношению к Творцу), а тех, которые, пренебрегши лучшим, плохо воспользовались благом. 37. Бог использует во благо зло согрешающих Соответственно этому, если бы все природы хранили свои собственные меру, вид и порядок, не было бы зла. А если кто-нибудь воспользуется этими благами плохо, всё равно не упразднит воли Божией — Бог знает, как праведно упорядочить неправедных. Так что если они сами порочностью своей воли плохо пользовались благами, Он праведностью Своего могущества хорошо использует их зло, должным образом определяя 65 к наказанию тех, которые превратно определили 66 себя ко греху 67 . 38. Вечный огонь, мучающий грешников, — не зло И даже вечный огонь, уготованный мучить неправедных, не является злой природой, так как имеет меру, вид и порядок, не искажённый никаким пороком. А мучение является злом для проклятых и причитается им за грехи. И свет вечногоогня, мучающий больных глазами, — не злая природа. 39. Вечным огонь называется потому, что не имеет конца; его вечность не подобна Божественной Правда, огонь вечен не так, как вечен Бог — он, быть может, и не имея конца, имеет начало, а Бог безначален. Затем, он, хотя и может быть употребляем бесконечно для наказания грешников, является, однако, изменчивой природой. А истинная вечность есть истинное бессмертие, то есть высшая неизменность, которой обладает только абсолютно неизменный Бог. Ведь одно дело не меняться, имея возможность измениться, а другое — совершенная невозможность измениться. И о человеке можно сказать, что он благ, но не как Бог, о Котором говорится: Никто не благ, как только один Бог (Мк 10:18). И душа называется бессмертной, однако не так, как бессмертен Бог, о Котором сказано: единый имеющий бессмертие (1 Тим 6:16). И человек может называться мудрым, но не как Бог, о Котором сказано: Единому премудрому Богу (1 Тим 1:16). Так и огонь называется вечным, однако его вечность не божественна. Только бессмертие Бога есть истинная вечность.

http://pravmir.ru/o-prirode-blaga-protiv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010