Псалом 110 Велики дела Божия, святы законы Господа, вечен завет Его. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога» 1–3. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме. Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Величие дел Божиих приводить псалмопевца в благоговейный восторг. – Исповедаю Тебе, говорит псалмопевец или прославляю Тебя от всего сердца своего, и открыто, торжественно пред всеми – в совете праведных, где рассматриваются и решаются общественные и важные дела, и в сонме – в народном собрании, особенно во храме. – Велики дела Господни, – но числу и мере, по достоинству и значению их, особенно в жизни народа, ибо открываюсь Его великие свойства и совершенства – (ст. 3, 5, 6–7 и сл.). Изыскана во всех волях Его, – дела Господа изысканы Его премудростью и найдены соответствующими всякой воле или всем желаниям и намерениям Его, т. е. они вполне совершенны. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 ; ср. Иов.28:12–13,23–27 ). – Исповедание и великолепие дело Его, – Божие творение, это предмет исповедания или славы и великолепие – превосходной красоты, приводящей в восторге. И правда Его, проявляющаяся в делах Его премудрого творения и всеблагого промышления, пребывает из века в век, неизменно, нерушимо (ср. Пс.18:1–5, 8–11 ). 4–5. Память сотворил есть чудес Своих, Милостив и Щедр Господь. Пищу даде боящимся Его: помянет в век завет Свой. Совершая дела своей премудрости и благости, великие и многочисленные, Господь сотворил память о них: эти дела стали незабвенны в памяти тех, для кого они соделаны; а воспоминая о сих делах, они постоянно сознают, что Господь милостив, ибо прощает людям прегрешения их, и – щедр, ибо подает свои блага в изобилии и тем, кто сам по себе этого и не заслуживал бы. – Как благой и щедрый, Он подает пищу боящимся Его, кто с благоговением стремится исполнить Его волю: и подает Он эту пищу не только обыкновенным образом, но и чрезвычайным, как послал манну с неба Израильтянам, во время путешествия их по пустыне, и проч. Так милостив Господь к боящимся Его, ибо Он вечно помнит завет свой с народом своим, установленный еще с праотцем его, Авраамом, и утверждённый при Моисее и подтвержденный при Давиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Страшный суд положит начало «жизни будущего века» — вечному блаженству праведников и вечной муке грешников: И нзыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5:29). После Страшного суда наступит вечное Царство Христовой славы, которому не будет конца (Лк. 1:33), ибо владычество Его (Господа) — владычество вечное, которое не прейдет (не закончится), и царство Его не разрушится (Дан. 7:14), — эту истину исповедует Церковь, опровергая еретическое мнение Маркелла Анкирского и др., утверждавших, что Царство Христово закончится с концом времен. Восьмой член Символа веры (Верую) и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокданяема и сславима, гда глаголавшаго пророки. О Святом Духе В восьмом члене Символа веры говорится о Третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом. Святой Дух — Третья Ипостась Пресвятой Троицы, истинный Бог, единосущный и равный во всём Богу Отцу и Богу Сыну. Святой Дух — Третья Ипостась Пресвятой Троицы, истинный Бог, единосущный и равный во всём Богу Отцу и Богу Сыну. Перед Своим вознесением на небо Господь Иисус Христос повелел ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). В этих словах Дух Святой упоминается вместе с Отцом и Сыном как Лицо, равное Им в Божественном достоинстве. Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3–4), — говорит апостол Петр. Солгать Духу Святому и солгать Богу в глазах ученика Христова — одно и то же, что подтверждает веру апостолов в Божество Святого Духа. О том же свидетельствует и благословение апостола Павла: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). Дух Святой обладает всеми общими для Отца и Сына свойствами: Он вечен, благ, неизменяем, всемогущ, вездесущ, всеведущ как Отец и Сын. Дух Святой именуется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь. Он такой же Творец мира, как Отец и Сын. При творении мира Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Он дарует человеку благодатное возрождение: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

1) самобытность (характеризует отношение Бога к началу и источнику бытия); 2)  вечность (характеризует отношение Бога к условиям времени); 3)  неизменяемость; 4)   неизмеримость и вездеприсутствие (характеризует отношение Бога к условиям пространства). Самобытность 1.Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Себе Самом. Все, что существует, имеет источник, причину своего бытия, вне себя. Бог же имеет причину Своего бытия только в Себе Самом, имеет бытие не производное, а саможизненное. К этому свойству в Боге мы приходим и посредством разума, который не может представить бесконечного ряда причин, а требует конечной, первой причины. Священное Писание говорит о самобытности Божией весьма ясно. «Я есть сущий (Иегова), говорил Сам Бог Моисею при купине, и сказал: так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). «Этим именем, – говорит святитель Григорий Богослов , – именует Он (Бог) Сам себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно изображается в словах Спасителя: " ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ).Та же мысль выражена у пророка Исаии, которомуГосподь говорит: «Это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (43:10), а также в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова, где читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель» ( Апок. 1:8 ). Вечность и неизменяемость Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени. 2.   Вечность – это такое свойство,которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Вечностью устраняет в Боге все, что входит в понятие времени. Бог существует вне границ временных. Вечность – есть следствие самобытности. Вещи и существа мира не вечны, потому что они не самобытны, потому что они не имеют в себе самих источника своего бытия и условий для своего существования. Эти условия лежат вне их: есть они на лицо – вещи возникают, устраняются эти условия – вещи и предметы прекращают свое существование. (Пример: любое растение, любой предмет). Бог самобытен, все условия Своего бытия Он имеет в Себе самом, поэтому Он вечен. С вечностью в Боге неразрывно связано свойство его неизменяемости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вечные мысли Бога о мире святой Иоанн Дамаскин называет " предвечным и всегда неизменяемым Божиим Советом " " Ибо Бог, - говорит он, - созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя их в Уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением, мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план " В отличие от мыслей несовершенного человека Божественные идеи непременно осуществляются. " Бог творит мыслью, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и эта мысль... становится делом " Предвечный Совет Божий, то есть замысел и изволение Бога о мире, следует со всей строгостью отличать как от Сущности Самого Бога, так и от тварных сущностей. По мысли греческих отцов, идеи, или изволения, Бога о мире находятся не в Сущности Божией, а в том, что ей последствует, - в Божественных энергиях. Эти идеи являются прообразами, согласно которым Бог " и предопределил, и произвел все существующее " Вместе с тем, Вечные Божественные идеи остаются всегда вне тварного мира. Мир творится согласно этим идеям, но не сами идеи становятся тварными существами. Прообразы мира есть норма и задание для тварных существ. Это Божественный замысел о бытии твари и о той цели, которой она должна достигнуть. Можно сказать еще, что предвечные идеи определяют различные образы приобщения тварей к Божественным энергиям. Но расстояние между идеями и тварью никогда не исчезает. Если замысел о мире вечен, то сам мир только во времени получает бытие. " Вещи, пока они не стали, как бы не были, - говорит Блаженный Августин, - и были и не были, прежде чем стали; были в ведении Божием и не были в их собственной природе " В творении Бог осуществляет, изводит к реальному бытию то, что от вечности находилось в Его мысли. И только в творении Бог создает субстрат, или состав, тварного. По словам святителя Василия Великого, Бог " не изобретатель только образов, но Зиждитель самого естества существ " 4. Божественный Логос и логосы тварей Учение о предвечных Божественных идеях, согласно которым творится мир, наиболее подробно разработано преподобным Максимом Исповедником. Он называет эти идеи " логосами " , то есть " словами " , имея в виду, что это те божественные силы и творческие слова, о которых возвещают нам 1 глава книги Бытия и Псалтирь. Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу... (Пс. 18:2-5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

е. озеро) и потому уже и мельче ее и т. д. Одним словом, причина ограниченности вещей местом заключается в том, что в ней они изменчивы и в своих проявлениях зависят от различных ограничивающих условий. Отсюда, становится нисколько понятным, каким должен быть Бог в отношении пространственности. Как независимый, ни с какой стороны, ни от чего. Он ничем не ограждается, не стесняется, не ограничивается и потому является Существом Необъятным. По отношению же к миру, занимающему определенное место, Бог Вездеприсущь, т. е. пребывает всегда, везде и всецело. Священное Писание ясно учит о вездеприсутствии Божьем. «Куда пойду от Духа, Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнею, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твои поведешь меня, и удержишь меня десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ). «Он есть во всем и в то же время вне всего», замечает святой Кирилл Иерусалимский . Вообще же нужно сказать, что трудно ясно уразуметь, в чем заключается везде присутствие Божье. «Что Бог есть везде, мы знаем, но как (везде), это не особенно понимаем», говорит святой Иоанн Златоуста . Итак, свойства, вытекающие из понятия о бесконечности Божьем, следующие: неизменяемость, вечность, вездесущей. Мы рассмотрели свойства бытия Божие и здесь должны спросить, какое нравственное приложение имеет для нас та истина веры, что Бог имеет известные свойства, к чему должна побуждать нас эта истина? Для нравственной жизни христианина самое главное это, решение вопроса: В чем конечное назначение человека? В этом отношении вера в вечность Божью имеет решающее значение. В самом деле, если Бог – Дух Вечный, то вечен и мой дух и потому самая главная наша забота должна быть, забота о спасении души и приготовлены к вечности. Отсюда, все временное, тленное важно только в той мере, в какой оно способствует истинной жизни моей души. Но раз целью моей жизни становится приготовление к вечности, то и вся моя мысль клонится к разрешению вопроса другого: кого же и что я должен, прежде всего, любить, к кому и к чему должны направляться мои симпатии, чтобы верно мне идти к своему назначению? В этом искании мне помогает вера в другое свойство Божье, в то, что Он – Любовь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении! ( Евр. 2:2–3 ). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв ( Мк. 11:13 ) а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа ( Гал. 5:22 ) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плода духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью . Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня ( Мф. 25:34–35 ). 6 . Имея такое ожидание и такую надежду, что Господь войдет и поселится в душах наших, вернее же, наши души успокоются в Господе, ты все, что видишь делающегося в этом мире, должен умным взором и добрым произволением переводить на духовную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Менять не богослужение, а себя самого Духовный рост требует изменения – это так. Но изменения исключительно в нас самих, в нашей греховной натуре. То есть наш рост выражается в движении от переменчивости грешной человеческой натуры к эталонной неизменности Бога. Богослужение, оставаясь традиционно неизменным, не только отражает совершенство и неизменность Бога, но и неизменный характер нашего стремления к Нему. Ему нет нужды подстраиваться под каждое наше духовное состояние, оно непостижимым и промыслительным образом уже подстроено под любое духовное состояние любого человека – так же, как и сам Бог приходит к любому из нас, независимо от наших «состояний», кто готов Его впустить в свое сердце и одинаково любит всех нас: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.»(Откр 3:20) А как же быть с тем, что Богослужение, хотя и оставаясь неизменным в своих основополагающих принципах, все же эволюционирует со временем по форме и содержанию – взять хотя бы упоминавшийся выше переход от апостольских литургий к литургии Иоанна Златоустого и другим современным чинам? Здесь полная аналогия с догматикой. Как пишет в своей «Догматике Православной Церкви» преподобный Иустин Попович: «Все, что Господь Христос открыл и преподал людям, – вечно, неизменно, абсолютно, ибо и Сам Он вечен, неизменен, абсолютен… Самого Себя и Свое учение, во всей Богочеловеческой полноте, Он оставил Церкви как Своему Телу… Возвещая Церковью и из Церкви всю волю Божию (см.: Деян 20:27, Еф 1:11), апостолы предают анафеме всякого, кто в чем бы то ни было искажает Христово Евангелие и его вечные, непреложные истины: “аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет” (Гал 1:8). Сознавая это, Христова Церковь с серафимской ревностью хранит все догматические истины Откровения в их Божественной чистоте и неизменности. Как Богом поставленная хранительница и истолковательница Святого Откровения, она, водимая Духом Святым, изъясняет, толкует и формулирует догматы так, как наставляет и учит ее Дух Святой.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

О Своем Божественном Сыновстве Господь наш Иисус Христос свидетельствовал неоднократно: Я и Отец — одно (Ин. 10:30); Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10:38); Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну, дабы все чтили Сына как чтут Отца, кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца (Ин. 5:22–23); …искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5:18). Мы исповедуем Сына, от Отца рожденнаго прежде всех век, т. е. вне времени, поскольку понятие времени связано с понятием сотворения. Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17:5), — звучит молитва Спасителя в подтверждение нашей веры. Учение о рождении Сына Божия «прежде всех век» направлено против ереси ариан (отрицавших Божество Спасителя), утверждавших, что «было время, когда Его (Сына) не было». «Бог существует в вечном вневременном бытии без начала и конца. Для Бога всё — “ныне”. В этом вечном настоящем, до сотворения мира Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением. Рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, “существует” — несотворенный, вечный и Божественный» (протоиерей Фома Хопко ). Святые отцы и учителя Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь, не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, но такая мысль совершенно недопустима, ибо Бог вечен и неизменяем. Когда мы говорим, что Он (Сын Божнн) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное. При. Иоанн Дамаскин Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая Премудрость и сила, Ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был с Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально. Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет всегда рождается от огня и всегда в нём пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Апостол Иаков говорит: «у Отца светов нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). «Бог не человек», говорил пророк Валаам, «чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает; будет говорить, и не исполнит?» ( Числ.23:19 .). – Если все, братие, в мире временно и скоропреходяще, а только Один Бог вечен, то и не будем прилепляться душею своею к земным благам. «Не собирайте себе сокровищ на земле», говорил Иисус Христос, «где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут» ( Мф.6:19–20 ). Если сами мы не вечны на земле, а только временно живем на ней, подобно путешественникам, находящимся в дороге, то и не будем искать в жизни одних радостей, успехов и наслаждений, не будем и унывать от неудачи и лишений в жизни, а примиряться с ними подобно тому, как путешественник по необходимости мирится со всеми неудобствами пути. Если душа наша назначена для жизни вечной, то и будем главным образом заботиться о спасении души, о приобретении жизни вечной. Если, братие, люди непостоянны, то и не будем возлагать надежды свои на силы человеческие. «Не надейтесь на вельмож», говорит царь Давид, «на сына Адамова, у которого нет спасения. Выходит из него дух, возвращается он в землю свою: в тот же день исчезают (все) замыслы его» ( Пс.145:3–4 ). Будем возлагать упование свое на Бога, будем твердо надеяться на Него и, несомненно, верить исполнению Его обетований. «Блажен», говорит тот же Давид, «кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю, море и все, что в них; Который вечно хранит верность, оказывает правосудие обиженным, дает хлеб алчущим. Господь разрешает связанных, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведников, Господь хранит странников, помогает сироте и вдовице; а путь нечестивых ниспровергает» ( Пс.145:5–9 ). Наконец, братие, если Бог неизменяем, будем и мы подражать Его неизменяемости в нравственном смысле, будем стараться быть твердыми и постоянными в благочестивых стремлениях нашей души, будем идти неуклонно по пути добродетели и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Во град спасения, т.е. в царство Божие войдут люди кроткие и смиренные, потому «что они «уповали вовеки», т.е. постоянно, при всяких обстоятельствах и всегда твердо надеялись на Бога; они знали, что Бог велик и вечен, а не такой, как ничтожные боги-идолы или слабые люди-цари языческих народов (ср.2:22). И надежда кротких неизменно оправдываемся: людей, живущих на высоких горах и в укрепленных городах, Господь низвел в долины и отвел в плен, а города опустошил и стены их разрушил до земной поверхности, так что их свободно и безопасно могут попирать ноги кротких и смиренных, которые надеялись не на свою силу и не на свои крепости, а только на заступничество Бога. 7–8. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. (Путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых. Путь бо Господень суд: уповахом на имя твое и память, еяже желает душа наша). Путь благочестивых людей прямой и приготовленный. Обыкновенный прямой путь назывался таким не по одному только своему кратчайшему направлению, но и потому, что был ровный, не изрытый. Путь приготовленный назывался таким тогда, когда он был очищен от камней, колючих трав и прочих многих препятствий, столь обыкновенных на Востоке. Такой прямой и приготовленный путь был вернейшим и безошибочным для цели, а притом ближайшим и беспрепятственным, а потому скорейшим для путника. Такому пути подобен и путь благочестивых, т.е. их образ жизни: он указан законом правды Божией. А потому, когда совершался суд Господа над народами, то праведные, почитая Его закон, надеялись на имя Господа, и на ту память, которую они всей душой старались сохранить о Боге и Его законе: храня эту память, они непоколебимо надеялись, что и Господь не забудет их, пощадит и спасет среди общего разрушения вселенной. 9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. (От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010