Глава LIX Эта глава тесно связана с предыдущей: мы видели в ст. 3–4 главы 58, как понимали и исполняли Иудеи пост, который среди их вполне утратил значение „субботы покоя“, „смирения души“, по выражению Лев. 16:31 . Точно также утратила среди них всякое духовное и нравственное значение суббота, хотя обрядный покой сохранялся с большою строгостью. В главе 59-й развивается мысль, почему Иудеи дошли до такого низкого нравственного уровня (2–19); в ней указывается падение идеи правды среди народа; глава эта величественно заканчивается обещанием, что „придет Искупитель Сиона“. С пришествием Его связуется благодатная помощь Духа Божия, Который есть „Дух истины, Который от Отца исходит“ ( Ин. 15:26, 16:13 ). 1 . Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Прежде всего пророк устанавливает руководящую мысль, составляющую основание спасения. Господь вечен и неизменяем: Он есть Иегова: „Сущий“ в прошедшем, настоящем и будущем 1755 ; в Нем нет и не может быть изменений. Он также „человеколюбив, милосерд, долготерпелив и многомилостив и истинен“ 1756 во все дни, как Он в священных откровениях глаголал о Себе и Моисею на Синае и явил Себя в образах на Хориве пророку Илии – тем двум великим избранникам Ветхого Завета, которые в день Преображения Господня предстали пред Него воплощенного на Фаворе, и были видимы плотскими очами избранных учеников ( Мф. 17:2–3 ). Никогда не оскудеет, не ослабеет и не сократится рука Господня, милующая грешника кающагося; никогда ухо Господне не закрыто для услышания молитвы верующего. Но надо каяться, надо веровать! „Грядущего ко Мне не изжену вон“, глаголал Господь Иисус ( Ин. 6:37 ); но не стой упорно на месте, гряди к Отцу блудный сын, и еще издалека „увидит тебя Отец небесный и сжалится над тобою“ ( Лк. 15:20 ). Но именно этого чувства покаяния, анализа своих действий, сознания своей греховности не было у Иудеев. Они делали неправду и зло и были убеждены в своей праведности. От 2 до 16 стиха включительно пророк раскрывает Израилю ряд его беззаконий и грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 55. Обилие даров благодати в церкви Христа Спасителя. Непреложность обетований о спасении 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. (Жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук). Некогда, при путешествии по пустыне Аравийской, еврейский народ смертельно томился жаждой и голодом: и Господь, Избавитель его из рабства, чудодейственно даровал ему неиссякаемое обилие воды и неистощимое множество мяса. Народ употреблял то и другое даром, без всякой цены – платы. Так и впоследствии, в Новом Завете, Господь дарует Своему народу обилие благ, существенных для жизни и лучших по качеству. Через Пророка Господь и призывает верующих к принятию этих благ. Речь пророка образная. Вода, вино и тук (лучший плод пшеницы) подаются верующим как дары благодати Нового Завета (ст.3). В новозаветной Церкви, верующие, под образом воды, в таинстве крещения, принимают дар благодати возрождающей; а под видом вина и тука (в смысле тучной или лучшей пшеницы), в таинстве Евхаристии, принимают кровь и плоть Христа, как дары благодати освящающей. И такие драгоценнейшие дары жизни верующие получают именно без цены серебра в неоскудевающем изобилии. К принятию именно этих даров Святого Духа, впоследствии призывал верующих и Сам Христос Спаситель. Именно, однажды, в последний день праздника Кущей, находясь в Иерусалиме, Он обратился ко всему народу и воззвал: «Кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет!...» Это Он сказал о Святом Духе, дары Которого имели принимать верующие во имя Его ( Иоан.7:2,37–39 ). 2–4. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. (Вскую цените серебро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внемлите ушима вашима и последуйте путем Моим: послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша, и завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се, свидетельство во языцех дах его, князя и повелителя языком).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О тайнах религии св. Иоанн Дамаскин (Изложения православной Веры, гл. 11) так говорит: «все божественное – выше естества, разума и слова. Напр. кто станет разсуждать, как и для чего Бог привел все из ничего в бытие, и захочет постигнуть сие естественным разумом: тот не постигнет, потому что такое знание есть душевное, бесовское. Но кто, руководствуясь верою, будет размышлять о благости, всемогуществе, истине, премудрости и правде Божией: для того все будет гладко и ровно, и он найдет путь правый. На вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Без веры и земледелец не проводит бразды на земле, и купец не вверяет жизни своей малому древу на бурной глубине морской... Верою совершаем все дела, как Божеския, так и человеческия... Вера есть согласие без всякой пытливости». О тайнах религии (есть тайны и в природе) говорит тот же св. Отец следующее: «иное значит доступное для ведения, а иное – выразимое. Иное же совершенно непостижимое и неизреченное, что Бог безначален, безконечен, вечен, присносущ, несотворен, непреложен, неизменен, прост, несложен, безтелесен, невидим, неосязаем, неописан, неограничен, недомыслим, необъемлем, непостижим, благ, праведен, создатель всех тварей, всемогущ, вседержитель, всеведущий, всепромыслитель, властитель и судия, – сие мы знаем и исповедуем. Также – и то, что Бог есть един, или единая сущность; – что Он есть и познавается в трех Ипостасях, т. е. во Отце и Сыне и Св. Духе; что Отец, Сын и Св. Дух по всему едино суть, кроме нерожденности, рождения и исхождения; что единородный Сын и Слово Божие и Бог, по благоутробию Своему, нашего ради спасения, благоволением Отца и содействием Св. Духа, зачавшись безсеменно, родился нетленно от св. Девы... О том свидетельствуют св. Писание и все святые. Но в чем состоит сущность Божия? Каким образом Бог существует во всем? Каким образом единородный Сын и Бог, уничижив Себя, соделался человеком от Девических кровей, образовавшись во утробе по особенному сверхестественному закону? Или каким образом ходил по водам, не омочив ног, – того мы не знаем и изречь не можем. Таким образом, мы не можем ничего сказать, ни даже помыслить о Боге, кроме того, что нам показано, изречено и открыто свыше в Божественном писании Ветхаго и Новаго завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

протоиерей Андрей Овчинников От Издательства Дорогие читатели! Мы предлагаем вашему вниманию книгу «Как узнать волю Божию?» Ее автор – настоятель Храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, кандидат богословия иерей Андрей Овчинников. Его книги неоднократно выходили в издательстве Данилова монастыря. Написанные доступным языком, они пользуются неизменным успехом у наших читателей. Вопрос познания воли Божественной вечен как для православных христиан, так и для любого человека, живущего на земле. Он одинаково актуален во все времена и на любом этапе духовного развития каждого из нас. Да наверное это – вообще самый важный вопрос для всего человечества. Ведь познать Божественную волю стремятся все люди: и те, кто уже давно живет духовной жизнью, и те, кто только что пришел в Церковь , и те, кто пока только ищет свой путь к Богу. Но для одних это – молитвенное предстояние пред Господом, для других – духовный поиск, для третьих, к сожалению, блуждание впотьмах. К числу последних относятся люди, чье стремление узнать о себе волю Божию находится за гранью дозволенного Господом. Всевозможные гадания, занятия экстрасенсорикой и астрологические консультации – это как раз та самая дорога, которая уводит от Бога и на которой узнать Его святую волю о себе невозможно, какими бы убедительными ни представлялись доводы рекламодателей подобного рода «услуг». Воля Божия неизвестна магам, экстрасенсам и астрологам. Как же узнать Божественную волю о себе? И как, узнав, исполнить ее? Что мешает нам в исполнении воли Божией? На все эти вопросы и стремится ответить автор книги, православный священник. Описанные им источники познания Божественной воли доступны каждому человеку. Они постоянно находятся рядом с нами. Это и благословение родителей, и совет духовника, и участие в церковных Таинствах, и, наконец, те жизненные обстоятельства, в которые мы всегда попадаем не без воли Божией. Постараемся же вместе с отцом Андреем увидеть Господа в своей жизни, понять, что все происходящее с нами и есть Его святая воля о нас. Ведь чем настойчивее будет наше стремление исполнить волю Божию, чем чаще мы будем обращаться к Нему с просьбой о помощи, тем очевиднее станут для нас Его бесконечные любовь и забота. Пусть же никогда не перестает звучать в нашем сердце вопрос: «Как узнать волю Божию?» Ведь вся человеческая жизнь – это поиск ответа на него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление книга “Как узнать волю Божию” в аудиоформате. Введение Дорогие читатели! Мы предлагаем вашему вниманию книгу «Как узнать волю Божию?» Ее автор — клирик Храма Христа Спасителя, кандидат богословия протоиерей Андрей Овчинников. Его книги, написанные доступным языком, пользуются неизменным успехом у читателей. Вопрос познания воли Божественной вечен как для православных христиан, так и для любого человека, живущего на земле. Он одинаково актуален во все времена и на любом этапе духовного развития каждого из нас. Да наверное это — вообще самый важный вопрос для всего человечества. Ведь познать Божественную волю стремятся все люди: и те, кто уже давно живет духовной жизнью, и те, кто только что пришел в Церковь , и те, кто все еще ищет свой собственный путь. Но для одних это — молитвенное предстояние пред Господом, для других — духовный поиск, для третьих, к сожалению, блуждание впотьмах. К числу последних относятся люди, чьё стремление узнать о себе волю Божию находится за гранью дозволенного Господом. Всевозможные гадания, занятия экстрасенсорикой и астрологические консультации — это как раз та самая дорога, которая уводит от Бога и на которой узнать Его святую волю о себе невозможно, какими бы убедительными ни представлялись доводы рекламодателей подобного рода «услуг». Воля Божия неизвестна магам, экстрасенсам и астрологам. Как же узнать Божественную волю о себе? И как, узнав, исполнить ее? Что мешает нам в исполнении воли Божией? На все эти вопросы и пытается ответить автор книги, православный священник. Описанные им источники познания Божественной воли доступны каждому человеку. Они постоянно находятся рядом с нами. Это и благословение родителей, и совет духовника, и участие в церковных Таинствах, и, наконец, те жизненные обстоятельства, в которые мы всегда попадаем не без воли Божией. Постараемся же вместе с отцом Андреем увидеть Господа в своей жизни, понять, что все происходящее с нами и есть Его святая воля о нас. Ведь чем настойчивее будет наше стремление исполнить волю Божию, чем чаще мы будем обращаться к Нему с просьбой о помощи, тем очевиднее станут для нас Его бесконечные любовь и забота. Пусть же никогда не перестает звучать в нашем сердце вопрос: «Как узнать волю Божию?» Ведь вся человеческая жизнь — это поиск ответа на него.

http://azbyka.ru/kak-uznat-volyu-bozhiyu

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Валерий Яковлевич Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) долгое время признавался одним из вождей символизма. В ранней юности, обременённый многими комплексами, он поставил себе такую цель, и добился, деспотически поддерживая завоёванное положение. З. Гиппиус (а Брюсов сошёлся на некоторое время с Мережковскими близко) отмечала у молодого, ещё входящего в литературу поэта «бешеное честолюбие», «одержимость», исключительность завладевшей им страсти. Все биографы обречены цитировать дневниковую запись от 4 марта 1893 года: «Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!» Даже названия первых его сборников поэтических (весьма слабых) говорят сами за себя: «Chefs d’oeuvres» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1896). Б. Зайцев назвал Брюсова «одной из самых тягостных фигур Серебряного века», вспоминая о нём как о «человеке властном, безмерно честолюбивом, всё ставившим на свою славу» . Над Брюсовым многие смеялись (вспомним пародии Вл. Соловьёва хотя бы), но он был упорен. Даже критику воспринимал как нечто положительное: пусть и ругают, но всё же заметили. В своих ранних поэтических опытах он был чрезмерно подражателен, шёл вослед французским поэтам Верлену, Рембо, Бодлеру… Как и положено поэту того времени (особенно молодому), Брюсов противопоставлял реальности мир мечты, жаловался на жизнь, видя в реальности враждебное себе начало, играл в таинственность. Вот его знаменитое стихотворение: Есть что-то позорное в мощи природы, Немая вражда к лучам красоты: Над миром скал проносятся годы, Но вечен только мир мечты. Пускай же грозит океан неизменный, Пусть гордо спят ледяные хребты: Настанет день конца для вселенной, И вечен только мир мечты. Брюсов ввёл в русскую поэзию новые темы, замутнив её тем, что так влекло его у французов. К. Мочульский писал о «Шедеврах»:

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Норман Л. Гайслер (протестант) П Панентеизм (PANENTHE1SM) Панентеизм не следует путать с пантеизмом. «Пантеизм» буквально означает, что всё (пан) есть Бог (теизм), а «панентеизм» означает «всё в Боге». Его также называют богословием процесса (поскольку в нём Бог рассматривается как изменяющееся Существо), двухполярным теизмом (поскольку в нём Бог имеет два полюса), органицизмом (поскольку в нём всё актуально существующее рассматривается как гигантский организм) и неоклассическим богословием (поскольку в нём Бог считается финитным и временным, в отличие от классического богословия). Различия между теизмом и панентеизмом можно свести в такую таблицу: Теизм Панентеизм Бог есть Творец Бог есть управляющий Творение было ex nihilo Творение было ex materia Бог верховно владычествует над миром Бог трудится совместно с миром Бог независим от мира Бог зависим от мира Бог неизменен Бог изменяется Бог абсолютно совершенен       Бог совершенствуется Бог однополярен Бог двухполярен Бог актуально инфинитен Бог актуально финитен Не считая Бога инфинитным, неизменным, суверенным Творцом мира, давшим ему бытие, панентеисты видят в Боге финитного и изменяющегося управителя делами мира, работающего в сотрудничестве с миром, чтобы достичь высшего совершенства в Своей сущности. °Теизм расценивает соотношение Бога с миром как соотношение художника с его картиной. Художник существует независимо от картины; он дал ей существование, и при этом в картине выражены его мысли. В отличие от этого панентеисты считают, что Бог соотносится с миром примерно так же, как разум соотносится с телом. И действительно, они полагают, что мир есть «тело» Бога (один полюс), а Его «разум» –это другой полюс. Именно поэтому употребляется термин «двухполярный». Однако, как и некоторые материалисты нового времени, убеждённые, что разум зависит от функционирования мозга, панентеисты считают, что Бог зависит от мира. Причём зависимость эта взаимная, в том смысле, что и мир зависит от Бога. Разновидности панентеизма . Все панентеисты согласны между собой в том, что Бог имеет два полюса – актуальный (мир) и потенциальный полюс (вне мира). Все сходятся на том, что Бог в Своём актуальном полюсе является изменчивым, финитным и временным. Все также признают, что Его потенциальный полюс неизменен и вечен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Побеседуем несколько о настоящем празднестве, дабы нам праздновать его духовно... Мы (христиане) празднуем так, как угодно Святому Духу, а Ему угодно, чтобы мы или говорили, или делали что-либо благое. В том, именно, и состоит наше празднование, т. е., в стяжании для души благ постоянных и вечных, а не преходящих и гиблющих, которые мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему. Довлеет телу злоба его. (Нужно ли в пламень подкладывать больше сгораемого вещества, или зверю давать обильнейшую пищу, чтобы он сделался неукротимее и взял силу над разумом?..). Мы празднуем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, предуставленный день обетования и вместе исполнения надежды. О, какое это таинство! Сколь оно велико и досточтимо! Теперь оканчиваются телесные деяния Христовы (или лучше обстоятельства, относившиеся к Его пришествию во плоти, – рождение от Девы, обрезание, крещение, распятие, погребение, воскресение, вознесение) и начинаются действия Святого Духа... Святый Дух всегда был, и есть, и будет. Он никогда не получал начала и никогда не прекратил бытия Своего, но всегда соединен со Отцом и Сыном (ибо не прилично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа: крайне бесславно было бы для Божества, как бы вследствие изменения советов Своих, придти в полноту совершенства). Итак, Дух Святой всегда был приемлемым, а не приемлющим, –совершающим, а не совершаемым, – наполняющим, а не наполняемым, – освя щающим, а не освящаемым, – приводящим к обожению, а не вводимым в обожение. Он всегда одинаков как Сам в Себе, так и в отношении к тем, с коими соединен: не видим, вечен, невместим, неизменяем, неосязаем, самодвижен, приснодвижен, свободен, самовластен, всемогущ. Он – жизнь и животворящ, Он – свет и света податель, Он – самая благость и источник благости, Он – Дух правый и владычний ( Пс. 50:12, 14 ). Он – Господь действующий, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ), разделяющий дарования, Он – Дух сыноположения ( Рим. 8:15 ), истины ( Ин. 14:17 ), премудрости, разума, ведения, благочестия, совета, крепости, страха ( Ис. 11:3, 4 )... Чрез Него познается Отец и прославляется Сын ( Ин. 16:11 ), и Сам Он Ими одними знаем: едино достоинство, служение, поклонение, могущество, совершенство, освящение. Впрочем, к чему распространяться? Все, что имеет Отец, свойственно и Сыну, кроме рождения (но эти отличия не разделяют сущности, а сами определяются ею).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смысл жизни «Смысл жизни» — главная книга Евгения Трубецкого, одна из центральных в русской философии. «Смысл жизни» вобрал все лучшее в мысли Трубецкого: искание истины, рациональный путь к Богу, отточенность и четкость формулировок, ясность построений, живое, горячее, художественное письмо. Трубецкой мыслит в двух важных контекстах: контексте человеческой экзистенции перед лицом мировой бессмыслицы и контексте историческом — нач. XX века, крушения гуманистической цивилизации Запада: «Внешним поводом настоящего труда являются мучительные переживания мировой бессмыслицы, достигшие в наши дни необычайного напряжения. […] Потребность ответить на вопрос о смысле жизни в такие эпохи чувствуется сильнее, чем когда-либо. Да и самый ответ при этих условиях приобретает ту выпуклость и рельефность, которая возможна только в дни определенного, резкого выявления мировых противоположностей. Где — глубочайшая скорбь, там и высшая духовная радость. Чем мучительнее ощущение царствующей кругом бессмыслицы, тем ярче и прекраснее видение того безусловного смысла, который составляет разрешение мировой трагедии.» Зеньковский писал о книге «Смысл жизни» следующее: «самая тема о смысле жизни была для Е. Трубецкого основной и центральной, что его философские анализы развились в диалектической зависимости от их значения для раскрытия смысла жизни. Но для Е. Трубецкого очень рано — под бесспорным влиянием Вл. Соловьева — эта тема о смысле жизни ставилась не просто как потребность найти гармонию в субъективном мире, вообще не как тема моральная, а как тема онтологии. «Смысл по существу (должен быть) неизменен и вечен», — утверждает Е. Трубецкой. […] Если найти смысл жизни значит, что наше сознание не «гадает» о нем, а «обладает» им, то вместе с тем «неизменность и вечность» смысла предполагает, что он не открыт лишь моему сознанию, с его колебаниями и границами, что он независим от «моего» сознания — и это ведет нас к «предположению некоего «безусловного сознания».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Разделы портала «Азбука веры» ( 84  голоса:  3.3 из  5) Оглавление 5 Батон кормил Кузьменышей долго. Нутро они выгрызли, до крошки, до пылинки вылизали и съели. А вот форма… Жесткая корка стала им сосудом, ее берегли. Волшебным сосудом, если посудить. От нее, по Сашкиной идее, пользу можно было взять двойную, тройную, пятерную! На станциях, на крошечных полустанках со своим пустотелым батоном и неизменной тридцаткой, которая торчала у Кольки из кармана, они подскакивали к рыночным теткам и просили налить в батон сметанки, или ряженки, или варенца. Потом между братьями разыгрывалась маленькая шумная сценка: один из них начинал кричать, что это дорого, а поезд отходит… Молочное выливали, а то, что впиталось в батон, выскребали ложками. Ложки брали у москвичей. Но и батон оказался не вечен, как все не вечно в нашем мире. Корочка постепенно истончилась, подмокла и на какой-то несчитанный день после Воронежа кормящий сосуд распался на мелкие кусочки. Их, не без сожаления, тут же съели. Кончился и мед. Во время Колькиного бега он растекся за пазухой, пропитав рубаху и Колькин живот. С рубахой, с той было просто: ее обсосали, обжевали в несколько приемов, вылизали до дыр. А вот свой живот Колька трогать не дал. «Эдак и без рубахи, и без живота останешься» — так сказал. Ходил по вагону, а вокруг него вились осы. На первых порах нижняя пацанва так их и различала: Колька, это тот, который сладкий, а Сашка — по контрасту, значит, горький. Клички бы сохранились, но сами Кузьменыши, любившие морочить окружающих и выдавать себя друг за друга, быстро всех запутали, особенно когда медовый запах пропал. Это был выработанный годами способ самозащиты. Снизу кричали: — Эй, сладкий! Хватай батон, станция сейчас будет! А Колька отвечал: — Это вы ему скажите! Он — Колька! — И указывал на Сашку. Они и местами менялись, и одежду друг друга надевали. Смысла в этом и видимой пользы не было будто бы никакой. Окружающим без разницы, кто из них что носит и кто где спит. Но братья-то знали, очень даже знали, что это пока все равно. А случись неприятность, криминала ная история, так важно сбить с толку окружающих, тем самым запутать след…

http://azbyka.ru/fiction/nochevala-tuchk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010