Еще на земле человек начинает жить вечной жизнью. От него самого зависит жизнь, как плод его веры. Верующий, познавший – не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В св. Писании блаженство праведников прямо называется вечным, а именно: а) вечной жизнью: «и Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:28 ). «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовеки» ( Ин.11:25,26 ). «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» ( 1Ин.2:25 ). «И пойдут... праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: «так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ); в) вечным спасением ( Евр.5:8,9 ); г) вечным наслаждением (9:15); д) вечною славою ( 1Пет.5:10 ; 2Кор.4:17 ). Вечность блаженства представляется под образом: а) сокровища неоскудеваемого на небсах ( Лк.2:33 , Мф.6:20 ); б) постоянного имения на небесах ( Евр.10:34 ); в) наследия нетленного, неувядаемого ( 1Пет.1:4 ); г) неувядаемого венца славы (5:4); д) всегдашнего пребывания со Христом ( 1Сол.4:17 ; Ин.12:26 ; Рим.8:19–29 ). О вечности блаженства праведников учили и писали все св. Отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский , Ефрем Сирин , Иларий, Иоанн Златоустый , Клемент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов , Василий Великий и др. Из понятия о Боге и о душе вытекает понятие о вечности блаженства или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности – вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение – дальнейшее развитие – есть жизнь; следовательно, жизнь есть не прерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни. Так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни, и блаженство и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетворяться. Они сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит безконечную, вечную смену желаний и удовлетворений их за гробом в раю: для праведников – вечное блаженство, все далее и далее развивающееся в целую вечность. Поэтому нет и быть не может меры, границы блаженству, а равно и мучению грешников. Это заключение здравого ума о вечности блаженства и мучения подкрепляется и словом Божьим, и свидетельством св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«На небесах», – говорит священный [Иоанн] Дамаскин, – «потому что там Ангелы, творящие волю Его и всегда Его прославляющие. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поскольку в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божия, называется местом Его» 10 . Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом это знают ангелы и, среди людей, пророки? Ответ. Бог знает все тайны и глубины людей и Ангелов Сам Собой, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» ( Сир. 42:18–19 ). И Иоанн в Откровении: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Но Ангелы и люди, если и узнают иногда сокровенное будущее, то узнают его по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: «[Бог] открывает глубокое и сокровенное» ( Дан. 2:22 ). Как Он открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана ( 4Цар. 5:26 ), и апостол Петр узнал, что сделали Анания и Сапфира ( Деян. 5:11 ). Такое знание было и у всех пророков. Вопрос 17. Есть ли еще другие свойства Бога? Ответ. Свойства Божии неисчислимы; но и тех, о которых, как необходимых для спасения, мы до сих пор говорили, достаточно, чтобы научить нас, как мы должны думать о Боге. Итак, оставив другие [свойства], верь твердо и несомненно, что Бог един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу и вечен. Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего? Ответ. Ангелы – это духи, которых Бог сотворил из ничего, чтобы они служили Ему и прославляли Его, а в этом мире служили людям и приводили их в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Радуйтесь всегда: это можно говорить только о такой радости, которую подает Господь Спаситель, которую имеют верующие в Него и соблюдающие заповеди Его. Только о Господе можно радоваться всегда. Никакие земные блага не могут доставлять такой радости. Как эти блага несовершенны и непостоянны; так и радость, получаемая от них, всегда неполна, непостоянна и скоротечна. Только истинное благочестие, живая вера в Бога, упование на Бога и крепкая любовь к Богу, доставляют нашей душе такую радость, которая может оставаться с человеком среди всех окружающих его изменений и переворотов; потому что предмет его радости выше всех земных перемен; потому что Бог вечен и неизменяем, и есть вечный источник всех благ. Филиппийцы, к которым это писал апостол Павел, имели скорби: среди их явились лжеучители, которые возмущали их спокойствие, которые старались совратить их с пути истины ( Флп.3:18–19 ). Апостол заповедует Филиппийцам твердо стоять в преданной им вере, просит своих сотрудников содействовать к этому, и между тем внушает Филиппийцам, среди этих обстоятельств, не предаваться скорби или унынию, а всегда радоваться о Господе; ибо Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Евр.13:8 ). «Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю, радуйтесь». Повторяет Апостол, радуйтесь, усиливая свое внушение. Какбы так говорит: радуйтесь всегда о Господе, радуйтесь, говорю, при всяких обстоятельствах, хотя бы вас постоянно окружали скорби, гонения и бедствия; радуйтесь о Господе, несомненно уповая, что Он, всеблагий и премудрый, самые скорби и несчастия ваши обратит к вашему благу; и скорби и бедствия, по Его премудрому попечению, будут для вас источником радости и истинного счастия; кратковременные скорби приведут вас к вечному блаженству. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, в будущей жизни» ( Рим.8:18 ). 5. Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Царь Христос, праведен и спасаяй, той кроток, говорить пророк. И сам Иисус Христос говорит о себе: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Также Иисус Христос учит: блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). Поэтому и апостол Павел заповедует Филиппийцам:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Это выражает апостол, когда говорить, что тварь подвергшись рабству суете и тлению за грех ради человека, не только совоздыхает и соболезнует с нами, но и часть откровения сынов Божиих и уповаете сама освободиться некогда от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8, 19–22 ). Таким образом, будущее преобразование мира предполагается основными началами христианского мировоззрения, связано с существенными верованиями и чаяниями христианскими, так что даже если бы не было внешних указаний на эту истину в Библии , то и тогда христиане решали бы вопросе о будущих судьбах мира не иначе, как велит это учение 798 . I. Учение о кончине существующего мира и появлении новых неба и земли возвещалось еще в ветхом завете, в позднейших книгах. Так, псалмопевец о настоящих, созданных Богом небе и земле, говорите: та погибнуть, Ты же пребывавши; и вся, яко риза, обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся ( Пс. 101, 27 ; ср. Евр. 1, 11–12 ). Здесь дается мысль, что один Бог вечен и неизменяем, а все, получившее бытие во времени, не вечно; начавшееся должно и окончиться. Так и небо и земля, подобно одежде, которая изнашивается и заменяется новою, постепенно стареются и клонятся к разрушению, так что со временем наступит нужда в замене их новыми, что и сделает Господь: нынешние небо и земля погибнут, но не в смысле уничтожатся, а изменятся; значить, погибнет только внешний вид, прежняя форма неба и земли. Еще яснее выражается о будущем обновлены неба и земли пр. Исаия: поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнуть, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут ( Ис. 51, 6 ; сн. 34, 4). Но к этому он присовокупляет, что Господь создает новое небо и новую землю, который будут несравненно лучше настоящих: вот, Я творю – (евр. bara) новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не приидут на сердце (65, 16); или: как новое небо и новая земля, которые Я сотворю (евр. asah) 799 , всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше (66, 22; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ответ на возражение 4. Как Бог, будучи бестелесным, метафорически обозначается в Священном Писании телесными именами, так и вечность, будучи сразу всем, обозначается именами, подразумевающими время и последовательность. Ответ на возражение 5. Во времени надлежит различать два момента: само по себе время, которое последовательно, и «теперь» времени, которое несовершенно. Таким образом, выражение «сразу вся полнота» используется для того, чтобы исключить идею [последовательного] времени, а слово «совершенный» – для того, чтобы исключить [идею несовершенного] «теперь» времени. Ответ на возражение 6. «Обладать» – значит владеть непоколебимо и спокойно; таким образом, мы используем слово «обладание» для того, чтобы обозначить неизменность и постоянство вечности. Раздел 2. Вечен ли Бог? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог не вечен. Ведь ничто из сотворенного не может сказываться о Боге; но Боэций говорит, что «убегающее «теперь» создает время, постоянное же «теперь» создает вечность» 156 ; и Августин замечает, что Бог – Творец вечности 157 . Следовательно, Бог не вечен. Возражение 2. Далее, то, что прежде вечности, и то, что после вечности, не измеряется вечностью. Но еще Аристотель сказал, что «Бог прежде вечности и Он же – после вечности» 158 ; да и написано, что «Господь будет царствовать в вечности и после вечности» 159 ( Исх. 15,18 ). Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога. Возражение 3. Далее, вечность – своего рода мера. Но быть измеряемым может [что угодно], только не Бог. Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога. Возражение 4. Кроме того, в вечности нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего, ибо она – это сразу вся полнота, как было доказано в предшествующем разделе. Но в Священном Писании говорится о Боге словами, обозначающими настоящее, прошедшее и будущее. Следовательно, Бог не вечен. Этому противоречит сказанное Афанасием о том, что «Отец вечен, и Сын вечен, и Святый Дух вечен». Отвечаю: идея вечности вытекает из [представления о] неизменности, тогда как идея времени – из движения, как это явствует из предшествующего раздела. Следовательно, коль скоро Бог высочайше неизменен, то Он и высочайшим образом вечен. Не так, как если бы Он был единственно вечным, а так, что Он суть Сам своя собственная вечность; тогда как никто более из сущих не может быть собственной продолжительностью, ибо никто более не есть собственное бытие. Но Бог есть свое собственное бытие; и коль скоро Он суть своя собственная сущность, Он же – и своя собственная вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 15 . О том, что Бог вечен Что Бог вечен, явствует из следующего. Все, что начинает или перестает быть, претерпевает это вследствие движения или изменения. Но доказано, что Бог совершенно неизменен (1,13). Следовательно, Он вечен и не имеет ни начала, ни конца. Далее. Временем измеряются только те [вещи], которые движутся, поскольку «время есть число движения», как объясняется в четвертой книге Физики 101 . Но Бог всецело лишен движения, как уже доказано (I, 13). Следовательно, Он не измеряется временем. Следовательно, применительно к нему недопустимы [высказывания] «раньше» и «после». Значит, Он не имеет бытия после небытия, и не может иметь небытие после бытия, и никакой другой последовательности в Его бытии нельзя обнаружить, ибо никакая последовательность немыслима без времени. Следовательно, у Него нет начала и конца, и всем своим бытием Он обладает одновременно. В чем и состоит смысл вечности. 102 К тому же. Если Его когда-то не было, а потом Он был, то кто-то вывел Его из небытия в бытие. Но не Он сам: ибо то, чего нет, не может что-либо предпринять. Если же другой, то этот другой первее Его. Но доказано, что Бог – первая причина. Следовательно, Он не начинал быть. Следовательно, и не прекратит; ибо то, что было всегда, обладает свойством 103 быть всегда. Итак, Он вечен. Более того. Мы видим в мире некоторые [вещи], способные и быть и не быть, то есть способные рождаться и гибнуть. Но все, способное быть, должно иметь причину: ибо само по себе оно находится в равновесии по отношению к двум [возможностям], то есть [ему все равно], быть или не быть; если оно усвоит себе бытие, на это должна быть какая-то причина. Но [число] причин не может быть бесконечным, как доказано выше доводами Аристотеля. Значит, нужно предположить, что есть нечто, чье существование необходимо. Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости извне, либо нет, но необходимо само по себе. Однако и те необходимые [вещи], которые имеют причину своей необходимости извне, не могут быть бесконечны [по количеству]. Значит, нужно предположить некое первое необходимое, которое необходимо само по себе. А это Бог: ибо Он – первая причина, как показано. Следовательно, Бог вечен: поскольку все, само по себе необходимое, вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Космогония Оригена — это креационизм, причудливо соединенный со стоицизмом и платонизмом. Мир творится богом из ничего, так как в противном случае материя мира должна была бы быть совечной богу, что недопустимо, во–первых, потому, что существование двух первых начал противоречиво; вовторых, потому, что вечное существование материи было бы беспричинным и не имело бы логического основания. Однако сам процесс творения вечен, и бог творил мир всегда. Если бы он когда-нибудь не творил, то не был бы и творцом, а это противоречило бы самому христианскому понятию бога. Бог по своему понятию всемогущ и благ, но всемогущество осталось бы непроявленным и благость бездейственной, если бы не было творения. Наконец, бог оказался бы непостоянным и изменчивым, если бы какоето время он н творил, а потом стал творить мир. Если бог всемогущ и всегда может сотворить мир и в силу того, что он благ, всегда хочет его сотворить, то это значит, что он всегда его и творит (Бе рг. I 2). Из аргументов Оригена с необходимостью следовало, что если мир и не вечен в том смысле, в каком вечен бог (вечность, по представлениям того времени, совпадает с неизменностью), то он во всяком случае бесконечен во времени, не имеет ни временного начала, ни конца, т. е. практически вечен. Ориген, по–видимому, считал вполне совместимыми понятия творения и временной безначальности мира и действительно совмещал их в идее «вечного творения». Однако идея вечного творения выглядела слишком экстравагантно и еретично. Поэтому Ориген дополняет ее стоической идеей мировых циклов. Если большинство христиан, рассуждал Ориген, верят в начало и конец мира, то они правы, так как имеют в виду наш мир. Этот мир сотворен во времени и будет в какое-то время уничтожен. Но им не исчерпывается творческая деятельность бога. И до нашего мира, и после него было и будет бесчисленное множество подобных миров (эонов), которые приходят и уходят, замещаясь последующими фе рг. III 4—5). Это учение о бесконечной множественности миров отличается и от древней концепции Анаксимандра — атомистов, и от концепции стоиков: от первой — тем, что Ориген отрицает возможность существования нескольких миров одновременно (Вселенная всегда есть только один мир); от второй — тем, что у Оригена сменяющие друг друга миры не повторяют один другого полностью, хотя причина их возникновения и гибели всегда одна и та же. Тем самым Ориген оставлял возможность для провиденциального совершенствования миров по мере их прогрессивной смены, что исключалось стоическим учением. Здесь мы сталкиваемся с естественным для эпохи Оригена наложением библейского понятия линейного времени на античное понятие времени циклического. Первое было еще непривычно, второе хорошо знакомо. Комбинируя с циклизмом креационизм, Ориген получал космогонию, которая, с одной стороны, удовлетворяла его рационалистическим устремлениям, а с другой — могла найти подтверждение в Писании .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Однако сам процесс творения вечен, и бог творил мир всегда. Если бы он когданибудь не творил, то не был бы и творцом, а это противоречило бы самому христианскому понятию бога. Бог по своему понятию всемогущ и благ, но всемогущество осталось бы непроявленным и благость бездейственной, если бы не было творения. Наконец, бог оказался бы непостоянным и изменчивым, если бы какоето время он н творил, а потом стал творить мир. Если бог всемогущ и всегда может сотворить мир и в силу того, что он благ, всегда хочет его сотворить, то это значит, что он всегда его и творит (Бе рг. I 2). Из аргументов Оригена с необходимостью следовало, что если мир и не вечен в том смысле, в каком вечен бог (вечность, по представлениям того времени, совпадает с неизменностью), то он во всяком случае бесконечен во времени, не имеет ни временного начала, ни конца, т. е. практически вечен. Ориген , по–видимому, считал вполне совместимыми понятия творения и временной безначальности мира и действительно совмещал их в идее «вечного творения». Однако идея вечного творения выглядела слишком экстравагантно и еретично. Поэтому Ориген дополняет ее стоической идеей мировых циклов. Если большинство христиан, рассуждал Ориген, верят в начало и конец мира, то они правы, так как имеют в виду наш мир. Этот мир сотворен во времени и будет в какоето время уничтожен. Но им не исчерпывается творческая деятельность бога. И до нашего мира, и после него было и будет бесчисленное множество подобных миров (эонов), которые приходят и уходят, замещаясь последующими фе рг. III 4–5). Это учение о бесконечной множественности миров отличается и от древней концепции Анаксимандра – атомистов, и от концепции стоиков: от первой – тем, что Ориген отрицает возможность существования нескольких миров одновременно (Вселенная всегда есть только один мир); от второй – тем, что у Оригена сменяющие друг друга миры не повторяют один другого полностью, хотя причина их возникновения и гибели всегда одна и та же. Тем самым Ориген оставлял возможность для провиденциального совершенствования миров по мере их прогрессивной смены, что исключалось стоическим учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [то есть людям], образ Сына совершенного, совершенная жизнь, вина живущих, источник святой, святыня, податель освящения, Им является  Бог  Отец, иже над всеми и во всех, и Бог Сын, иже чрез всех. Троица совершенная, славою, вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Итак, нет в Троице чего-либо сотворенного, или служебного, нет чего-либо привнесенного, как бы прежде не бывшего, а в последствии привзошедшего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же. в) Из символа, приписывавшегося св. Афанасию Александрийскому 29 Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдает ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнению, погибнет он навек. Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы на почитать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая ипостасей и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная – Духа Святого. Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые, но един несозданные, един непостижимый. Подобно сему Отец – Вседержитель, Сын – вседержитель, Дух Святой – Вседержитель, однако не три вседержителя, но един Вседержитель. Так, Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог; однако не три Бога, но Бог един. А также Отец – Господь, Сын – Господь, Дух Святой – Господь; однако не три Господа, но Господь един. Ибо как христианская истина побуждает на каждую Ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

II, 17). Второе доказательство предвечного рождения Сына выводится из понятия вечности Бога как Отца. Бог вечен, Бог Отец вечен в Своем Отчестве, а следовательно, вечно существовал и Сын. Признавать Сына рожденным во времени значит и Отца мыслить подчиненным времени (quia nefas esset, si Pater esset in temporë in tempore autem esset, si Filius tempori subderetur (De Synod. 26)). Это доказательство можно бы было признать плодом влияния на Илария восточных оригенистов, если бы кратко та же мысль не была высказана им в комментарии на Евангелие Матфея (XVI, 4). Отец и Сын – понятия соотносительные. Поэтому вечное бытие Отца предполагает вечное бытие Сына и наоборот. «Где Отец есть Виновник, – говорит Иларий, – там есть рождение, и где Виновник вечен, – там и вечность рождения, потому что как рождение от Виновника, так от вечного Виновника вечное рождение… Если рожденное от вечного Виновника не вечно, то и Отец не будет вечным Виновником. Поэтому сколько недостает до вечности рожденному от вечного Отца, столько же, без сомнения, будет недоставать и Виновнику» (ibid. XII, 21). Человек не существовал прежде рождения, потому что рождается от того, кто сам никогда не существовал. Человек рождается во времени, переживает время детства и отрочества и, только достигнув юношеского возраста, становится отцом. Он не всегда отец, а потому не всегда и рождает, а где всегда Отец, там всегда и Сын. Если Отцу свойственно всегда быть Отцом, то и Сыну должно быть свойственно всегда быть Сыном (ibid. XII, 23; ср. XII, 32. De Synod. 25). В этом доказательстве вечного бытия Сына остается, однако, необоснованной его главная посылка: почему предикат Отчества должно мыслить как вечное свойство Отца? Ориген выводил это положение из идеи неизменяемости Бога. У Илария этой мысли не встречается. Не встречается и других прямых доказательств, а замыкается даже круг в доказательстве: предвечное рождение Сына он выводит из вечного бытия Бога Отца. а в опровержение ариан, которые и утверждали, что Бог не всегда был Отцом, но некогда был только Богом, но не Отцом, он доказывает вечное Отчество Бога вечным Сыновством Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010