Поскольку Господь в ясных словах дал закон не разводиться, разве только по причине прелюбодеяния (Мф.5:32), то апостол говорит: не я, но Господь. Прежде же сказанное не было буквально узаконено Господом. Впрочем, и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: думаю, и я имею Духа Божия (1Кор.7:40). Жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Что ты говоришь? Если муж неверующий, то пусть остается с женой; а если блудник, то не должен оставаться с нею? Но неверие хуже блудодеяния? Точно хуже; но Бог взыскивает более за грехи против ближних, чем против себя. Ибо сказано: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде, примирись с братом твоим (Мф.5:24). И десять тысяч талантов, Ему должных, Он простил: но за того, кто должен был сто динариев, Он не оставил обиды без отмщения (Мф.18:34). Так и в настоящем случае: грех неверия, который оскорбляет Самого Бога, Он оставляет без внимания, но грех прелюбодеяния наказывает, как грех против жены. Некоторые, впрочем, так объясняют: человек, говорят, остается в неверии по неведению, которое, может быть, и кончится, как и сам апостол (ст.16) говорит: почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? - а блуд одеяние совершается вследствие явного развращения. Кроме того, блудник уже сам прежде отделил себя, ибо, отняв свои члены у жены, сделал их членами блудницы; между тем, как неверный не сделал никакого греха против плотского единения, или лучше сказать, чрез это единение он, может быть, соединится и по вере. Не говорю уже о том, что и порядок жизни извратится, и Евангелие подвергнется поношению, если верная половина отделится от неверной. Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: если какой брат имеет. Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: согласна, то есть если пожелает. |
Смертный грех в первую очередь сказывается на детях. Господь предупреждает: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» ( Прем. 3:16 ). Посмотрите вокруг, как возрастает число несовершенных физически и нравственно детей, увеличивается родительское горе. К тому же эти дети, даже преступные дети, будут свидетелями против своих родителей на Страшном Суде. «Ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» ( Прем. 4:6 ). Дети, пережившие развод родителей — истинные страдальцы неудавшейся семейной жизни. Если для взрослого человека, оставленного, брошенного супруга развод становится неизлечимой травмой, то что говорить о хрупкой детской психике? Дитя обречено на любовь. Даже к преступному родителю. Рассекая «единую плоть» брачного союза, родители должны осознавать, что рана проходит по телу и душе их детей. Дети развода действительно бывают несовершенны. Для полной реализации того, что было заложено в них природой, им не хватает ни физических, ни душевных сил. Треть, четверть или половину этих сил «съели» каннибалы родители. Именно слабость душевная и телесная — причина алкоголизма, наркомании, криминальной судьбы, а потому и недолгой жизни многих детей распавшихся браков. Но и в личной жизни гнев Господень поражает страданиями тех, кто, желая лучшего, менее обременительного или более сладостного союза, расторгнул первый. Так когда-то Господь обрёк на страдания целый народ, в чем и упрекает Пророк своих единоплеменников: «За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» ( Мал. 2:14 ). Не оставлена без скорбей и та, «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» ( Притч. 2:17 ). Отвергая крест тяжёлой семейной жизни, мы берём другой, по уверениям святых отцов, более тяжёлый. Стоит ли? Тараканы в квартире — большое неудобство, но не причина оставлять её и переезжать. С тараканами нужно бороться, очищая свой дом и делая его пригодным для жилья. Так же и в семье, когда в ней есть проблемы. Все семейные неурядицы — не от внешних условий, не от характера супруга, а от наших же собственных грехов. От самолюбия, неумения терпеть чужие недостатки, отсутствия сострадания, своеволия, любоначалия, высокомерия. Вот эти-то свои грехи и нужно выживать из душевного дома, как тараканов. Тогда понемногу и улягутся волнения. И в своём сердце и в сердце супруга. Как жилище требует ежедневной уборки и заботы, так и семейная жизнь требует от нас ежедневного подвига. |
Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя [ Гал. 5, 14 ]; любовь есть исполнение закона [ Рим. 13, 10 ]. Итак, не тяготись милостынею, трудами, заботами, беспокойствами в пользу ближних: ты исполняешь закон Божий чрез это. Эта мысль да утешает и подкрепляет тебя. Озлобленный человек – больной человек: его надо пожалеть, обласкать, подарить. Касательно брата Константина и сестры Анны – прелесть ветхая: я сам первый виновен против них, возгордился пред ними, презираю их – за что? За дары Божии, общие мне с ними, за дары, которые суть сор и которые для человека сотворены, которые не мои. Грубый, неласковый, угрюмый человек – больной человек: его надо лечить ласкою, обязательною любовью. В этом смысле Господь сказал: если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят [ Лк. 6, 32 ]; и если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? [ Мф. 5, 47 ] – ибо и грешники то же делают... Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас [ Лк. 6: 33, 27 ]. Воздаяния от Господа, а не от людей ожидай. Помнить, что грубость нрава часто зависит от характера и от известных обстоятельств, в которые был поставлен человек. А что укрепится обстоятельствами, временем и навыком, то трудно, с трудом препобедишь. Себя, себя непрестанно осуждать искренно за свои грехи, а не других – к другим снисходить по любви христианской; свои грехи рассматривать и исправляться от них, а не чужие. Каждый понесет свое бремя [ Гал. 6, 5 ]. Любить усердно друг друга. Свят, Свят, Свят. Эти слова означают удивление Ангелов величием, чистотою, святостью существа Божия и то, что Он крайне отвращается греха, ненавидит грех, и то, что Ангелы непрестанно как бы пьют святость Божия существа и оттого более и более укрепляются сами в святости и в ненависти ко греху. Нравоучение: и мы должны всем сердцем любить святость и ненавидеть всей душою грех. Пристрастие к сластям земным, к пище и питью, к красивой одежде, к блеску и изяществу земному, к деньгам, к красивым лицам или отвращение от лиц грубых, простых, дух холодности и ненависти к ближним из-за сластей и вообще – от дьявола. Христианин всё это должен презирать и считать по справедливости за прах и ближнему ничего не жалеть, ибо: 1) избытки даются нам от Бога для служения ближним, 2) для человека – все блага земные и 3) человек бесконечно дороже всей земли со всеми ее сокровищами как образ Божий, как обладатель и царь земли, и его надо всегда сильно уважать, как бы он короток с нами ни был, с радостью принимать его, как Самого Господа, и угождать ему, как Господу. |
Но идея, что Бог мстит, наказывает, является широко распространенным и глубоко укоренившимся заблуждением. А ложная идея порождает и соответствующие следствия. Сколько раз, думаю, вы слышали, как люди возмущаются... Богом. Бунтуют против Бога: " Что, я самый грешный? За что меня Бог наказал? " То дети рождаются плохими, то сгорело что-то, то дела идут не так. Только и слышно: " Что, я самый грешный? Вот хуже меня, и благоденствуют " . Доходят до богохульства, до проклятий, до отвержения Бога. А откуда проистекает все это? Из превратного, языческо-иудейского понимания Бога. Никак не могут понять и принять, что Он никому не мстит, что Он есть величайший Врач, Который готов помочь всегда и каждому, искренне осознавшему свои грехи и принесшему сердечное покаяние. Он выше наших оскорблений. Помните, в Апокалипсисе замечательные слова: " Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною " (От. 3: 20). Послушаем теперь, что говорит Священное Писание о Боге-Любви: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45). Ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. 4: 39). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1: 13-14). Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3:18-19). Как святые отцы смотрят на этот вопрос? Мы найдем у них (как и в Священном Писании) множество высказываний, в которых прямо говорится о наказаниях Божиих за грехи. Но что означают эти наказания, какова их природа? Зачитаю вам их объяснения этого серьезного вопроса. Преп. Антоний Великий: " Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. |
Все грехи, нарушающие целомудрие, суть грехи против сего вечного закона Божия. Кто нарушает святость брака, тот восстает против Установителя брака, Бога. Кто употребляет супружескую любовь не для цели, освященной таинством брака; тот разрушает цель, утвержденную законом брака. Кто питает плотскую любовь только для цели чувственного удовольствия; тот следует не разуму, который нам дан от Бога в руководителя, а чувственности, которая должна подчиняться разуму. Такой человек называется в Писании плотским человеком, который уподобляется неразумным животным, по слову псалмопевца: человек в чести сый не разуме; приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс.48:13 ). Слепо предающийся влечению чувственной любви не рассуждает о том, что он произвольно отказывается от своего достоинства, повинуясь не разуму, а влечению чувства, вопреки закону Божию, руководящему его к высокому назначению, и вопреки ясному учению слова Божия, призывающему его на путь спасения. 3) Чтобы яснее видеть, как тяжки грехи нецеломудрия, посмотрим, как они прогневляют Бога, и как вредны и гибельны для человека. Никакой порок в Священном Писании так часто не запрещается, и так сильно не преследуется, как порок нецеломудрия. Апостол учит: Сия есть воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати в святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы неведящии Бога: зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рекохом к вам, и засвидетельствовахом. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость ( 1Фес.4:3–7 ). От начала мира самыми страшными казнями Бог поражал грехи распутства. Какими грехами древний мир прогневал Бога до того, что Он погубил его потопом? Грехами распутства ( Быт.6 ). За какие грехи Бог истребил древние города Содом и Гоморр со всеми жителями их? За грехи распутства. За что поражены внезапною смертью сыны патриарха Иуды, Ир и Авнан? За грехи против целомудрия. За что евреи потерпели страшное поражение от язвы в последнем стане у Иордана против Иерихонской долины? За грехи любострастия, которое ввергло их в идолопоклонства ( Чис.25 ). |
Естественная, органичная, природная любовь к родителям и доброжелательство вообще ко всем окружающим открывает в себе мистические смыслы именно тогда, когда в сердце пробуждаются непостижимые вожделения неведомого Бога. Но помочь образоваться в душе ребенка чистому и таинственному движению подлинной любви можно лишь тогда, когда такая любовь раскрывается в душе самого воспитателя, то есть, когда он обретает в своей душе движения любви к ребенку «не по плоти и крови», а по живому религиозному чувству. Нигде с такой силой не проявляется родительская ответственность, как во взаимоценном движении воспитания в себе святой любви к «своему» ребенку. Помимо христианства даже и трудно себе представить, как может родительская любовь приобрести верное и чистое направление: ее так и тянет к собственничеству и простому генетическому ощущению. Выстраивание отношений верной и чистой собственной любви к детям, их ответной любви – самое важное, но и самое трудное дело в христианском нравственном воспитании. Практически большая часть родительских грехов связана с непониманием этой проблемы, нежеланием или неумением ее решать. Это и неудивительно. Если главная заповедь – есть заповедь любви, то и основное пространство нравственных отношений между родителями и детьми – это пространство любви; но соответственно – это же и есть главное пространство всевозможных искажений, и не только между родителями и детьми, но и в человеческих отношениях вообще. Грехи человеческих отношений Грехи против главной добродетели любви – выражаются в переживаниях, действиях и формах, прямо противоположных действиям любви. Если суть любви – в притяжении к объекту любви, то прямо противоположно притяжению – отталкивание, внутреннее неприятие тех, с кем промыслительно приходится сталкиваться по жизни. В Евангелии, в частности, в апостольских посланиях эти виды греха порою объединяются и с иными греховными действиями, и апостол Павел называет их делами плоти вообще: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражды, ссоры, зависть, грех, распри, разногласия, ереси, соблазны, ненависть, убийство, пьянство, бесчинства и тому подобное» ( Гал.5,19–21 ). |
Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистыя чувства: сквернословия, безстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п. Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго». «Блудники грешат против собственного тела», разслабляют здоровье своего тела, подвергают его болезням и повреждают даже душвныя способности, в особенности воображение и память». (Смотри тоже духовный листок: «Седьмая Заповедь» . Помоги мне Господи Боже быть целемудрым в самом широком толковании этого слова. «Дух смиренномудрия и терпения». Помоги мне Господи быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасно - помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные очи и мы не видим все так как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие трудности. Помоги мне Господи быть смиренным и терпеливым. «Дух любви». «Бог есть любовь» (I Иоаннна 4:8). Ты Господи Боже есть любовь, а учение Твое - олицетворение любви. Ты нам объяснил что такое любовь. Все Твое учение и есть любовь и выражение любви и доброго отношения к человеку. Помоги мне Господи любить всех словом, делом и помышлением. Помоги мне помнить что любовь это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку и самый минимум это улыбка и приветствие. Любовь противоположна себялюбию и эгоизму. Любовь это есть ключ к плодотворной и правильной жизни. Даруй мне Господи Боже умение любить. 4. «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». «Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других». Осуждение людей большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Обыкновенно свои грехи мы не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учил в Нагорной Проповеди «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матфея 7:3). Чтобы не грешить осуждением нужно научиться видеть наши грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать. |
Идея взаимодействия атрибута правосудия (справедливости) и атрибута милосердия (любви) хорошо иллюстрируется в одном из мидрашей, возникшем в кругу рабби Моше де-Гаршана, 280 где даётся ответ на вопрос: разве не говорится в Торе, что каждый должен быть наказываем за своё преступление? ( Втор. 24:16 ). На это мидраш отвечает: «Сказал Михаэль: 281 но разве не сказано: «Да не будут наказываемы смертью отцы за детей, и дети да не будут наказываемы смертью за отцов?» Значит, не казнят детей за грехи отцов. Сказало тогда Правосудие Святому, благословен Он: неужели Ты лицеприятен? Если Ты даёшь детям щедрую награду за заслуги отцов, неужели не взыщешь с детей за грехи отцов? Или заставь детей понести кару, или же – отмени клятву!». 282 В некоторых случаях Правосудие могло обладать большим приоритетом по отношению к Милосердию ради будущих поколений. Духовная гармония и внутреннее равновесие каждого еврея было неразрывно связано с гармонией и равновесием всего народа Израиля. 5.4. Христианское понимание Божьего воздаяния и милосердия Среди некоторой части современных христиан, причём весьма значительной, сложилось представление, что Бог есть Любовь и только Любовь. Действительно, именно так мы читаем в Новом Завете: «Бог есть Любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Но это вовсе не отменяет того, что Бог при этом остаётся Судей и Мздовозаятелем для каждого человека. 283 Подтверждается это многими стихами Священного Писания как Ветхого, так и Нового Заветов ( Быт. 18:25 ; Пс. 7:12 ; Пс. 66:5 ; Мф. 16:17 ; Рим. 2:11 ; Кол. 3:25 ). Бог награждает праведников за доброе ( Пс. 5:12–13 ; 2Тим. 4:7–8 ) и наказывает грешников за их злодеяния ( Мф. 12:26; 25:41 ). Но как сопоставить между собой эти два свойства Божиих? Ведь любовь и воздаяние (суд), как кажется, должны всегда входить друг с другом если не в противоречие, то в неизменное противоборство: правда Божия велит казнить грешников, а Его бесконечная доброта призывает их миловать. Видимо поэтому некоторые гностики, считая эти понятия непримиримыми, «…вздумали признавать двух богов: бога верховного – благого, и бога, подчинённого ему – правосудного. Против такой мысли пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его – благость праведная, и правда Его – правда благая; что Он остаётся правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас, остаётся благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы, и, следовательно, самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды». 284 |
Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова апостола, который о любви говорит прежде всего так: «Любовь долготерпит, милосердствует» ( 1Кор. 13:4 ). Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею – услаждай и ты сердца других нежной любовью и ласковостью обращения (6). Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий. Другие со слабостями, бросающимися в глаза, злобны, горды, завистливы, скупы, сребролюбивы, жадны, да и ты не без зла, может быть, даже в тебе его больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов люди равны: " все, – сказано, – согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23 ), все повинны перед Богом и все равно нуждаемся в Божием к нам милосердии. Потому, любя друг друга, надо терпеть друг друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши (ср. Мф. 6:14 ). Итак, всею душою чти и люби в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи: Бог един свят и безгрешен. А смотри, как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит, наказуя милостиво и милуя щедро и благостно! Еще почитай человека, несмотря на его грехи, потому что он всегда может исправиться (6). Обращайся с ближним совершенным сердцем, то есть истинно и с любовью, какую имеешь к самому себе, да и ближний твой возлюбит тебя, а если и не возлюбит, то по крайней мере да почтит в лице твоем добродетель твою и проникнется к ней уважением, сам да возревнует о ней (6). Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф. 4:32 ). Все грехи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, так и надо смотреть на них. |
св. Максим Исповедник Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости, и таким образом чрез десное скрытно насевают в нас шуее. св. авва Дорофей Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, то есть совершает с телом те дела, к которым понуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. Глава 6. Борьба с духами злобы поднебесными и страстями и приобретение добродетелей ( Еф. 6, 12 ) Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. игумен Никон Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в Святом Евангелии. св. авва Дорофей Закон (Ветхий) имел целью научить нас не делать того, от чего сами не хотим пострадать; потому он и останавливал нас только от делания зла. Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать самую страсть, побуждающую делать зло,– самую ненависть, самое сластолюбие, самое славолюбие и прочие страсти (нас) и от самых страстей наших, от самых худых залогов (находящихся) во внутреннем человеке нашем. св. Серафим Саровский Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. св. Марк Подвижник Невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божиею и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлеченной молитве. св. Иоанн Кассиан Римлянин Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенского мучения в будущем, или боязнь строгости законов в настоящем; надежда и желание получить царство небесное; наконец, любовь к добродетели или добролюбие. св. Нил Сорский Те, кто вкусили безсмертной жизни в своем мертвенном теле и еще в этом кратковременном мире отчасти познали радость, которая сберегается в Небесном Отечестве, не стремятся к красоте и наслаждениям сего мира и не боятся скорбей и нападений зла, они дерзают говорить вместе с апостолом: – Ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим, 8, 39). Мы же, непотребные, повинны во многих грехах и исполнены страстей. Мы недостойны слышать такие слова. Но, уповая на благодать Божию, дерзнули привести эти святые писания духоносных глаголов, чтобы хотя бы отчасти познать, каким окаянством мы объяты и какому безумию вверяем себя, вступая в ссоры тленных ради вещей и стремясь к преуспеванию в мире, и этим нанося вред нашим душам. При этом мы считаем, что творим добро, вменяем себе это в похвалу. Но горе нам, что не познаем наших душ, не разумеем, к какой жизни призваны. |
| |