70. Горе мне, что пишу это горькие проливая слезы, а дела покаяния еще не начинал! 71. Горе мне, что говорю истину, а дел добрых не делаю! 72. Горе мне, добре учащему, но худо делающему! 73. Горе грешащим в сластях! Потому что горький их примет конец, с посрамлением вечным. 74. Горе печалящимся о вещах бесполезных! Потому что они лишили себя душеполезной печали в покаяние. 75. Горе поносителям и обидчикам! Потому что они отчуждили себя от блаженной любви. 76. Горе недоброжелателям и завистникам! Потому что они сделали себя чуждыми благости и милосердия Божия. 77. Горе человекоугодникам! Потому что они Богу угодить не могут. 78. Горе лицеприятникам! Потому что они отпали от истины Божией. 79. Горе гордым! Потому что они суть на стороне отступника диавола. 80. Горе не боящимся Господа! Потому что они вплетутся в множайшие грехи и бичуемы будут и здесь и там. 81. Горе нам, что ужаления и укушения блох, гнид, вшей, мух, комаров и пчел не терпим (защищаем себя от них), а против пасти великого дракона, жалящего нас и поглощающего как на пойле, и всякими смертоносными жалами пронзающего, не устрояем себе никакой помощи, или убежища! 82. Горе нам, что диавол измождает нас и сластями и болезнями, и нуждами и всякими мирскими прелестями, мы же не хотим престать от зол наших! 83. Горе нам, что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне! 84. Горе нам, написавшим сии рыдания, что, когда подошел уже конец нам, мы, не покаявшись в злых делах юности нашей и не оплакавши их, на старости приложили большие и неподъемные зла и тягчайшие грехи. 85. Горе нам, что даже тягчайших страданий и разных болезней тела не устыждаемся, но ботеем в грехах, и с презорством (к должному), с полной невоздержностью и распущенностью откармливаем свои скверные и грешные тела!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Отсюда у читателей его книги могут возникнуть неясность и путаница в их богословском мышлении с ощущением мучительной сердечной тяжести. И это понятно. Сознание православноверующих людей не допускает противоречий в богодухновенных писаниях и в основанном на них учении св. отцов Церкви. Об этих противоречиях можно говорить, или в силу желания подорвать авторитет Свящ. Писания и святоотеческого богословия, или вследствие заблуждения. Мы полагаем, что А. Сергию присуще последнее, т.е. заблуждение, и притом в немалой степени. Так, вместо длинного ряда свидетельств из Свящ. Писания, будто отрицающих правовое жизнепонимание, А. Сергий мог указать только на одно и притом весьма неудачное место, а именно: на слова старшего из друзей Иова многострадального, обращенные к последнему: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути свои в непорочности?» ( Иов.22:2–3 ) 447 . Чтобы правильно оценить слова Елифаза, надо иметь в виду, что он и другие два его друга Валдат и Софар посетили Иова с целью утешения. Вместо этого, в своих речах к нему 448 , они оказались безжалостными и жестокими его обличителями. Выражая мысль, что Иов тяжко наказан Богом будто за свои великие грехи и, в особенности, за грех гордыни, эти речи были в то же время выражением протеста против речей Иова 449 , проникнутых истиною и правильным познанием о Боге. Следовательно, будучи опровержением речей Иова, речи друзей его были пагубным заблуждением. Этим последним отличается, как своим сушественным признаком, и та выдержка из речи Елифаза, которую приводит А. Сергий в защиту своего отрицания правового отношения между Богом и людьми 450 . Из этого одного уже явствует, какую ценность представляет собою ссылка на слова Елифаза. Эти слова суть ничто иное, как протест против истины, исходившей из уст праведного Иова. Впрочем, обратимся к самому содержанию данных слов Елифаза. Они сказаны были по поводу слов Иова, что здесь, на земле, не может быть всецелого воздаяния людям по их нравственному достоинству, почему нередко благочестивые терпят бедствия, а нечестивые благоденствуют 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Следовательно, мы должны ежедневно – верою признавать, что Богу принадлежит все наше существование; надеждою уповать на Его милосердие, что оставятся нам долги наши; любовью обновлять в себе решимость сделать себя менее виновными. Иисус Христос научает при этом, что тогда только можем надеяться на Божие милосердие, когда мы сами были милосерды к другим. Все люди связаны взаимными правами и обязанностями. Но в нас часто является желание дать перевес нашим правам над обязанностями, преувеличить наши права и преуменьшить наши обязанности: вследствие этого возникает противодействие и начинается беспорядок с сопровождающими его всегда последствиями. Бог хочет, чтобы мы взаимно прощали один другого и оставляли свои обиды; Он поставил даже милосердие наше к себе подобным мерою Своему к нам милосердию. Поэтому-то Иисус Христос сказал: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Ев. от Мф. 6:14–15 ). Прощая брату нашему, – выполняем на деле любовь·, которая есть, совершенство закона: надеемся на милосердие Божие, что простятся нам собственные грехи наши; верою видим в ближнем нашем Самого Иисуса Христа, Который сказал, что примет дело любви к ближнему за дело любви к Нему самому. Шестое прошение «И не введи нас во искушение!» Искушение есть стечение обстоятельств, вовлекающих нас в опасность согрешить. Мы подпадаем искушениям от склонности нашей ко злу и от нашего неведения, которые суть следствия первородного греха. Сатана, которого Бог попустил искушать человека, представляет ему ложь под внешностью истины и вовлекает его в грех против веры; –пользуясь склонностью ко злу, представляет зло источником его благополучия, вовлекает в нарушение законов совести и Божиих велений и внушает, что здешний мир есть единственный предмет всех его надежд, а наслаждения и богатства – единственная цель всей его деятельности. Последуя таким дьявольским внушениям, человек утрачивает веру, надежду и любовь, отделяется от Бога в этом мире, – и это отделение утвердится на вечность приговором Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда видишь пьяного, говори сердцем: «Господи, призри милостиво на раба Твоего, прельщенного лестью чрева и плотскаго веселия, даруй ему познать сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа». Когда видишь страстного к брашнам, говори: «Господи, Сладчайшее Брашно наше, никогда же гиблющее, но пребывающее в живот вечный, очисти раба Твоего сего (имя) от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившаго и чуждаго духа Твоего, и даруй ему познать сладость Твоего животворящаго духовного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое живое и действенное слово Твое». Так или подобным образом молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих. Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к сердцу целительный бальзам, пластырь - слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Все грехи и страсти, брани, свары суть истинно болезни душевные, так и надо смотреть на них. Все страсти - пожар души, великий огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам и нашему самолюбию, когда мы будем увеличивать этот пламень новым адским пламенем - своею злобою и раздражительностью. Мы сами себе снискиваем геенский огонь; если не раскаемся и не будем впредь мудры на добро и просты на зло, то осудимся вместе с диаволом на мучение в озере огненном. Итак, не позволим побеждать себя злу, но будем побеждать благим злое. Постоянно наблюдайте за собою, каковы вы нравственно. Каково ваше сердце: угодно или противно Богу? И вы сейчас узнаете свое сердечное состояние: христианин вы или низкий самолюбец, эгоист, поклонник своего «я», своего чрева, корысти, самости, и чего вы достойны - награды или зла? Бывающие с нами искушения, столкновения с людьми в различных обстоятельствах житейских показывают крайнюю несостоятельность нашей души, низкий уровень ее духовной жизни; иногда мы негодуем неприязнью, озлоблением, завистию к человеку лучше нас во время самого исполнения правильного, искусного дела, негодуем только потому, что он лучше нас делает это дело или вообще хорошо. Это уже от зависти и низости нашей души, самолюбивой и тщеславной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Начинаю выписывать. Один учитель церковный пишет: христианам свойственна добродетель, а те, которые думают противное, благодарить Создателя, и в самых пагубах и бедах воздавать Богу благодарение всегда, говоря: благословен Бог! Знаю, что меньшее терплю, чем достоин терпеть; мала суть сия против грехов моих; ничто же мне по воздаянию воздается. Сей ум христианский, который крест свой нося, последует Спасителю: и никакая обида, ни лишения не оскорбят Его. К сему же добрая весть, что не всегда за грехи попускаются скорби и печали и злоключения: но иногда человеколюбивый Бог, любя раба своего, нарочно влагает его в различный беды, как же в огонь руду златую, да как злато в горниле искусив, сделает его достойным себе. Как искушается в горниле золото и серебро, глаголет Приточник, так избранных сердца от Господа. Смотри Иова и Товию, праведных и любимых Богом людей: как многими скорбями и печалями были долгое время как злато искушаемы, потом каковыми радостями и веселиями утешены: претерпели же много зла не грехов ради своих; но да большая их вера любви к Богу явилась. Вот и Моисей к Израилю говорил: искушает Господь Бог вас, узнать хотя, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашею. Если Бога любишь, не скорби об окруживших тебя неприятностях, ибо любящим Бога вся способствует во благое. Все, которое думаются быть неприятностями мира сего, как то гонения, досады, озлобления, уничижения и многое другое, все для любящих Бога не пагубу, но спасение приносит обычно. Силен же есть Бог, рыдание и плач на веселье и утешенье приложит вскоре. Услышь злато глаголивые уста говорящие: все кажущееся быть скорбным, как беда, как нищета, как узилища, как глады, как смерти, как и иное что-либо злое найдет, силен Бог во благое все это преложить: есть это все несказанные Его силы, думающие нужное и огорчающее легко нам сотворить и в нашу обратить помощь.    Почему прискорбна душа моя; и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, и Тот изведет как свет, правду твою, и судьбу твою, как полудне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Терпение Давайте терпеть и спасемся (Там же, с.42). Терпение – оружие против трудностей Вооружайтесь терпением против находящих трудностей, всегда помня при всяком деле слова Самого Господа: «В терпении вашем стяжите души ваша», и «претерпевый до конца, той спасен будет» (Там же, с.43). Стяжание духовного богатства приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанною молитвою «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», и помилует (Там же, с.50). Терпение – оружие против трудностей. Терпение есть покорность воле Божией. Терпение есть уподобление Христу. В терпении суть христианской победы. В христианской борьбе побеждает терпеливый. Терпением прославляется имя Божие. Терпение – единственное, что мы можем Богу воздать за любовь Его. Терпение неразлучно с чистой совестию. Терпение делает человека мужественным и непобедимым. Терпение делает человека достойным БЛАГОДАТИ. Ничего в мире не делается без терпения, тем более спасение. За терпение – вечная жизнь. Терпение от казни за грехи освобождает и много добродетелей заменяет. Терпение побеждает все беды и искушения. Без терпения нигде не найти покоя. Душа терпеливая всегда в покое. Терпение приносит великую пользу обществу. Терпение сохраняет общество более, чем оружие и стены. Терпение проверяется во время бедствий и скорбей. Терпение в том состоит, чтобы перенести скорби без ропота и гнева. Терпение истинное в том, чтобы не только не мстить, но и не хотеть мстить. Совершенное терпение – не чувствовать обиды в сердце. Терпения без веры не бывает. Терпение – неизменный спутник веры и надежды. Терпение есть плод ЛЮБВИ. Потерпеть ближнего, ибо Бог тебя от юности терпит. Ради любви Божией следует претерпеть всякую скорбь. Ради славы и чести Божией следует решиться претерпеть всякую скорбь и искушение. Терпение рождается от скорби. Скорби неизбежны, надо приготовиться к терпению. Благочестивым неизбежно следуют испытания, поэтому приготовляться к терпению. Без искушений терпению не научишься. Желающие иметь плод в духовной жизни должны ИСКУШЕНИЯ побеждать терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Без искушений же не познаем себя и не придем во смирение. Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов. Прочтите у св. Макария Египетского в 7 слове главы от 13-й до 16-й; вы отчасти уже на себе испытали случившиеся вам дорогой приключения; повредили ли они вам? Так и впредь не надобно бояться скорбей, но уповать на силу и помощь Божию, - и все к лучшему устроится. С благословения матушки игуменьи, и матери Б., и с согласия З. И мы советуем вам с нею поместиться; для вас будет обоюдная польза, - друг друга тяготы носить и познать свое устроение; она уже несколько поискусилась. Да будет на вас мир Божий и благословение. О бывающих вам снах советуем не смущаться и оным не верить. Прочтите в лествице о сновидениях; увидите, что это лесть вражия; когда же дурные сны бывают, сказывайте матушке; от закоснения бывает вред, - во всем должно ей открываться. Мы советуем заняться вам писать полууставом, как и спишите книгу Исаака Сирина; сия работа много вас утешит и доставит душевную пользу вам и прочим. 4-го октября 1838 года.  Письмо 3 Из второго письма вашего из обители вашей, писанного 15-го октября, видно, что вы убеждаетесь тем, что, оставя дом и родных, вы ничего не потеряли, а вступили на путь деятельности, ведущий вас ко Христу и ко успокоению, и что обиталища сии - не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных отцов, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога или из любви к Нему, или ради множества грехов своих. Слава Богу, что все находящие вам страхи и сомнения исчезли, и вы познали то опытом, чему прежде не верили. Вы окружены ликом дев - невест Христовых, вступивших добровольно в ограду Христову, вы видите их не сожалеющих, что оставили мир, но радующихся, что удостоились такового свыше звания, хотя и не все они одинакового устроения; и разными путями, но все идут к одной цели. Сравните же теперь уединенное ваше пребывание с теперешним вашим жительством? Вас стращало то, что надобно умереть своей воле и чувствам; однако ж видите, что мертвость сия оживляет, и порабощение доставляет свободу. Не жалейте и о потерянном времени; - оно не потеряно, но, видно, еще не приспело. Вы вступили в обитель, управляемую точно матерью, а не госпожою игуменьею; вам показан путь как идти, и имеете руководительницу: все это велий дар Божий для вас есть. Приносите Господу благодарение сердечное и постарайтесь об исполнении Святой Его воли. Вы убеждены, что надобно иметь сильное послушание для спасения, но страшитесь неразумия своего, потому что не всегда бываете в одном устроении, да этого и быть нельзя, чтобы быть не бориму страстями и не волнуему от многоразличных помышлений. Но на все сие имеете наставление св. отцов, и первое правило - сознание и откровение матери своих немощей, хотя бы и против нее враг вооружил, завидуя пользе вашей: то все надобно открыть, чем и упразднится его кознь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если ты, возлюбленный мой, попался в плен любви к какому-либо лицу или пристрастен к какой-либо вещи, большой или малой, то естественно, что когда встречаешь их или когда видишь, что их оскорбляют и им вредят, или отвлечь и похитить у тебя хотят, ты тотчас возмущаешься тем, скорбишь, мятешься и восстаешь против тех, которые это делают. Посему, если желаешь, чтобы не случались с тобой такого рода внезапные тревоги, попекись побороть и исторгнуть из сердца такую недобрую любовь и такое недоброе пристрастие, и чем дальше зашел ты в той и в другом, тем большее приложи попечение о том, чтоб оравнодушить себя и разумно относиться к вещам и лицам, ибо чем сильнее у тебя любовь и пристрастие, тем бурнее и внезапнее возбуждение страсти во всех указанных случаях. Равно, если имеешь неприязнь к какому-либо лицу или отвращение к какой-либо вещи, то так же естественно приходишь внезапно в негодование или омерзение, когда встречаешь их, особенно когда расхваливает кто их. Посему, если хочешь соблюсти покой сердца в таких случаях, понуди себя на сей раз подавить восставшие недобрые чувства, а после истребить их и совсем. В сем поможет тебе такое рассуждение (относительно лиц) – что и они суть творения Божии, созданные, как и ты, по образу и подобию Божию, всесильною десницей Бога живого, что и они искуплены и воссозданы бесценною Кровью Христа Господа, что и они – собраты твои и сочлены, которых не следует тебе ненавидеть даже мыслью своею, как написано: «да не возненавидиши брата твоего во уме твоем» ( Лев. 19, 17 ); особенно же, когда ты – предположим, что они достойны нерасположения и неприязни, – восприимешь их в доброе расположение и любовь, то тем уподобишься Богу, Который любит все создания Свои и никаким не гнушается, как восхваляет Его премудрый Соломон: «любиши... сущая вся, и ничесогоже гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси» ( Прем. 11, 25 ), и Который, презирая грехи человеческие, «солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если ты, возлюбленный мой, попался в плен любви к какому-либо лицу или пристрастен к какой-либо вещи, большой или малой, то естественно, что, когда встречаешь их или когда видишь, что их оскорбляют и им вредят или отвлечь и похитить у тебя хотят, ты тотчас возмущаешься тем, скорбишь, мятешься и восстаешь против тех, которые это делают. Посему, если желаешь, чтобы не случались с тобой такого рода внезапные тревоги, попекись побороть и исторгнуть из сердца такую недобрую любовь и такое недоброе пристрастие, и чем дальше зашел ты в той и в другом, тем большее приложи попечение о том, чтоб оравнодушить себя и разумно относиться к вещам и лицам, ибо чем сильнее у тебя любовь и пристрастие, тем бурнее и внезапное возбуждение страсти во всех указанных случаях. Равно, если имеешь неприязнь к какому-либо лицу или отвращение к какой-либо вещи, то так же естественно приходишь внезапно в негодование или омерзение, когда встречаешь их, особенно, когда расхваливает кто их. Посему, если хочешь соблюсти покой сердца в таких случаях, понудь себя на сей раз подавить восставшие недобрые чувства, а после истребить их и совсем. В сем поможет тебе такое рассуждение (относительно лиц) — что и они суть творения Божии, созданные, как и ты, по образу и подобию Божию, всесильною десницей Бога Живого, что и они искуплены и воссозданы бесценною Кровию Христа Господа, что и они — собраты твои и сочлены, которых не следует тебе ненавидеть даже мыслию своею, как написано: да не возненавидиши брата твоего во уме твоем (Лев. 19, 17); особенно же, когда ты, — предположим, что они достойны нерасположения и неприязни, — восприимешь их в доброе расположение и любовь, то тем уподобишься Богу, Который любит все создания Свои и никаким не гнушается, как восхваляет Его премудрый Соломон: любиши же сущая вся, и ничесогоже гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси (Прем. 11, 25), и Который, презирая грехи человеческие, солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Чему он здесь не учит, против какой страсти не вооружается! Вооружается против гордости и тщеславия, хитрости и лукавства, сребролюбия и любостяжания, чревоугодия и нецеломудрия, многословия и злословия, гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, лености и сонливости, малодушия и боязливости и прочего. Научает смирению, незлобию, мужеству, бдению и усердию к молитве, нестяжательности, целомудрию, воздержанию, кротости, благоразумному молчанию, послушанию, памяти смертной, плачу, мягкосердию и прочему. Искоренение всякой страсти и насаждение противоположной добродетели составляет особую степень, которую надобно пройти, чтоб приступить к следующим. Во всем этом есть свои чин и порядок, для всякого, впрочем, свой, о которым узнает он, однако ж, уже на самом деле. «Покусившиеся с телом взойти на Небо, — говорит Лествичник, — поистине имеют нужду в самопринуждении и непрестанном самоозлоблении. Благая решимость угождать Богу рождает труды. Труды сии суть делание добродетелей, или постоянное себя в них обучение. Плод сего обучения есть навыкновение в них. От навыкновения же происходит укоренение в добре». Это предел трудов в восхождении по лествице добродетелей. Говорят, что чем выше от земли, тем меньше бывает тяготение к земле и, следовательно, легче борьба с своею тяжестию у того, кто восходит горе. А есть такая черта, за которою тела совсем перестают тяготеть к земле, то есть становятся совсем без тяжести. Так и в степенях совершенства духовного: чем выше кто в нем всходит, тем меньше тяготит его земное. Иначе, чем тверже кто становится в добродетелях, чрез постоянное навыкновение в них, тем меньше борют его грехи и страсти. А есть и такая высота совершенства, где страсти совсем почти замирают и душа наслаждается покоем пребывания в добре, в коем беспрепятственно добродействует, свободно, непринужденно, естественно как бы, так же, как естественно, например, дыхание и обращение крови. Степень сия достигается тогда, когда в душе совершенно укореняется всякая добродетель и воссиявает бесстрастие и чистота. Это есть Небо духовное — верхний конец лествицы. Достигшим сего предела принадлежат прописанные Господом Блаженства (Мф. 5:3—12) и верх Блаженств — вселение Бога, виденного Иаковом на верху лествицы. «Совершенно бесстрастным, — говорит святой Лествичник, — называется и есть тот, кто ум возвысил превыше всякой твари, душу же свою представил лицу Господа. Бесстрастие есть сердечное небо ума, есть небесная палата Небесного Царя. Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» (Мф.5:8)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010