Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОРТА [груз. ], муж. мон-рь (XVI-XVII вв.- 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)). Расположен в ущелье Исроли (юж. отроги Б. Кавказа), близ р. Меджуда, в ист. пров. Грузии Шида-Картли, в 20 км от Гори. Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули , позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена верхняя часть зап. рукава. Мон-рь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, к-рым в этот период принадлежал мон-рь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на нек-ром возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили , замученных иран. шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над зап. входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного зап. портика (сохр. фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и др. монастырские здания (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389071.html

Предисловие Суздальский Ризположенский монастырь принадлежит к числу древнейших русских монастырей и замечателен, прежде всего, тем, что он был местом иноческих подвигов преп. Евфросинии, дочери князя Черниговского Михаила, замученного в орде. К сожалению, время и пожары истребили почти все источники для многовековой истории этого монастыря. С точностью даже неизвестно время первоначального основания этого монастыря; единственные сведения о первоначальной его истории заключаются в житии пр. Евфросинии, написанном лишь в половине XVI ст. и передающем одни смутные предания, хранившиеся в монастыре, о его первоначальной истории. О дальнейшей жизни монастыря также имеется чрезвычайно мало точных данных. В архиве Владимирской Духовной Консистории, в архиве упразднённого Суздальского Духовного Правления и Суздальской Духовной Консистории, а также в Московском Архиве Министерства Юстиции и Иностранных Дел и Синодальном найдены нами только очень не многие акты, касающиеся этого монастыря. В самом же монастыре, в скудном монастырском архиве найдены нами лишь разрозненные общие указы разного рода и разных учреждений после 1769 г., приходорасходные книги, заведённые для отчётности о казённых суммах, выдаваемых из казны, да две описи 1739–1741 г. и 1771 г. Таким образом, благодаря недостатку данных, историческая часть в силу необходимости должна быть краткой. Что касается до церковных и иных древних зданий обители и её ризницы, то в этом отношении Ризположенский монастырь представляет более благодарный материал для исследователя. Храмы Ризположенский XVI–XVII в. и Троицкий XVII в., колокольня, башни и св. ворота монастыря XVII в., украшенные разноцветными изразцами, представляют немало особенностей, важных для археолога, занимающегося изучением древнерусской архитектуры. Некоторые же предметы церковной утвари, шитые пелены, иконы и, в особенности, рукописное житие пр. Евфросинии, украшенное мастерскими миниатюрами, в списках XVII и в двух списках XVIII в., – представляют весьма ценные памятники древнерусского искусства. Входные ворота монастыря уже обратили внимание академика В. В. Суслова и изданы им в его академическом издании: «Памятники древнерусского зодчества». Прочие же памятники древнерусского искусства являются в печати впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

А. Галкин I. Общий взгляд на просвещение Московской Руси XV–XVII ст. Печальное состояние просвещения в рассматриваемый период. – Оживление просветительных стремлений в конце XVI и в XVII в. – Сознание необходимости школы. – Влияние Востока и Запада В настоящее время можно считать достаточно выясненным вопрос о состоянии просвещения на Руси в период, предшествовавший открытию Московской академии. По мнению большинства исследователей, XV–XVII вв. представляют собой одну из наиболее темных страниц в истории русской культуры. Даже лица, придерживающиеся оптимистического взгляда на образованность древней Руси, признают, что в то время у нас не было никаких школ; для русского человека того времени не существовало никакой, сколько-нибудь цельной, правильной системы образования 1 . Не говоря уже о простом народе, тогда нередко можно было встретить неграмотных даже в среде высшей аристократии. Известно, напр., что великий князь московский Василий II (1425–1462г.) не умел писать. В одной грамоте 1565 года значится такая приписка: «А которые князья и дети боярские в сей записи написаны, а у записи рук их нет, а те князья и дети боярские грамоте не умеют» 2 . То же самое видим и в XVII веке. Котошихин, описывая боярскую думу, между прочим, говорит: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что Царь жалует многих в бояре, не по разуму их, а по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые» 3 . Само духовенство, на котором лежала обязанность руководить народным образованием, мало чем отличалось от титулованных невежд. «Епископы русские – люди некнижные», уверял папу Евгения на Флорентийском соборе московский митрополит Исидор. Характеристику же низшего духовенства дает Стоглавый собор (1551 г.). Он с горечью констатирует, что, вопреки священным правилам, приходится посвящать в попы неграмотных, – в противном случае, святые церкви будут стоять без пения, и христиане будут умирать без покаяния. При низком уровне образования привилегированных классов, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. А. Устинова. Начальный этап церковной реформы Петра I: преобразование патриарших приказов       В начале XVIII в. в Русской Православной Церкви произошли серьезные изменения, коснувшиеся всех сторон ее деятельности – административной, экономической, социокультурной, канонической. Церковная реформа Петра I стала длительным проектом, реализация которого происходила на нескольких уровнях. Уже с конца XVII в. начали сь мероприятия по ограничению деятельности монастырей, в начале XVIII в. были проведены описания владений, принадлежавших монастырям и архиерейским домам, а после смерти патриарха Адриана в 1700 г. фактически было упразднено патриаршество. Первый правительственный «приступ» на права и привилегии Церкви состоялся в конце XVII – начале XVIII в. Подробный анализправительственных мероприятий по описанию имуществ архиерейских домов и монастырских владений, изменения (усиления) налогового давления на Церковь, отчетливо прослеживающихся на рубеже XVII–XVIII вв., проведен в работах М. С. Черкасовой и Н. В. Башнина. Результаты исследования позволили авторам вполне аргументированно говорить о «начальном этапе» церковной реформы Петра I . В отечественной историографии накоплен огромный массив данных о состоянии и процессе описания имущества архиерейских домов и монастырей в начале XVIII в. Многие документы эпохи и описания архиерейских домов, их хозяйственные книги были изданы . Немало внимания в литературе уделялось и административным преобразования в Русской Православной Церкви начала XVIII в. Система церковного управления патриаршего времени и начала XVIII в. изучена в работах Н. В. Каптерева, Т. В. Барсова, И. М. Лихницкого. В них содержится подробный обзор возникновения и функционирования органов церковного управления при патриархе (приказы, светские чиновники), а также общецерковных – Освященного собора и церковных соборов . Авторы отметили серьезное влияние светской власти на функционирование органов высшего церковного управления, усиление бюрократизации и светского компонента в церковном управлении на протяжении XVI–XVII вв. Ослабление этой тенденции в 1660–1680-х гг. не привело к ее прерыванию, что наглядно выразилось в начале церковной реформы Петра I. В исследованиях И. М. Перова и И. М. Покровского раскрыты вопросы епархиального строительства и властных полномочий русских архиереев в XVII – начале XVIII в. М. И. Горчаков и И. И. Шимко ввели в научный оборот массив делопроизводственных материалов Монастырского и Патриаршего Казенного приказов, восстановили картину их функционирования в широком хронологическом диапазоне, в том числе и в начальный период церковной реформы Петра I .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Житие Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев . Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации ( Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 642, далее: В).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Т.Р. Руди Эсхатология реформации в русском историческом процессе в XVII в. Н.С. Гурьянова XVII век в истории России является важной вехой, поскольку в этот период происходила внутренняя перестройка русской культуры, которая обеспечила в следующем столетии переход к культуре Нового времени. Религиозность была одной из характерных черт общественного сознания той эпохи, поэтому определяющими факторами являлись события, происходившие в церковной жизни. В России в это время очень остро встала проблема преодоления кризиса духовности, который наметился ещё в XVI в. и особенно усилился в годы Смуты, и последовавшей за ней социальной и политической нестабильности первой трети XVII в. Русская православная церковь попыталась найти выход в политике конфессионального и культурного изоляционизма, которую намеревался проводить в жизнь патриарх Филарет. Убедительным проявлением такого рода тенденции служит решение собора 1620 г., вводившее обязательное перекрещивание для всех выходцев из Польско-Литовского государства – католиков, униатов и даже некоторых православных 1781 . В этом ряду следует назвать и Указ 1627 г. о запрете населению ввозить, покупать и даже держать у себя книги «литовской» печати 1782 . Курс на конфессиональную и культурную изоляцию, казалось бы, успешно проводился в жизнь, но в XVII в. такая политика уже не могла способствовать преодолению духовного кризиса, который всё более углублялся. Это прекрасно осознавалось Церковью и самим патриархом. Только этим обстоятельством можно объяснить попытку издания в Москве Катехизиса Лаврентия Зизания с целью дать пастве религиозный учебник, способный в доступной форме изложить основные положения христианского вероучения. Южнорусское происхождение этого труда знаменовало нарушение провозглашённого принципа изоляционизма. Литовский протопоп привёз своё сочинение под названием «Оглашение» в Москву, не найдя поддержки в Киеве. Даже после изменения названия и существенных исправлений 1783 , внесённых по указанию патриарха Филарета, изданный текст Катехизиса 1784 не был принят Русской церковью в качестве религиозного учебника 1785 , но это не помешало ему распространяться в большом количестве списков под названием «Большой Катехизис». Исследователи давно обратили внимание на такую особенность сочинения Лаврентия Зизания, как полемическая направленность, что не было характерно для Катехизисов. Значительный объём текста позволил автору представить современное состояние богословской мысли православной Киевской митрополии по многим актуальным догматическим, обрядовым вопросам, вызывавшим ожесточённые дискуссии с инославными и униатами. При этом часто высказывалась не вполне приемлемая для ортодоксального православия точка зрения. Возможно, этим объясняется факт неприятия этого текста Русской церковью, хотя потребность в такого рода сочинениях явно ощущалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытки реформ и кризис традиционных структур на Украине и в Белоруссии Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Рассмотрение вопроса о развитии отношений между государственной властью и духовенством на территории Великого княжества Литовского и Польского королевства необходимо начать с выяснения, были ли здесь в XIV в. осуществлены реформы, подобные тем, что в Великом княжестве Московском. В правление митрополита Киприана и его преемника Фотия все восточнославянские земли объединяла одна митрополия. В грамотах удельных князей Мстиславля в XV в. и в некоторых документах начала XVI в. упоминаются десятинники, наделенные судебными функциями по отношению к приходскому духовенству . Данные эти относятся только к территории Белоруссии и настолько немногочисленны, что, учитывая общее количество касающихся Церкви актовых материалов XV — раннего XVI в., можно прийти к выводу, что этот институт в Великом княжестве Литовском не получил развития. Административная власть духовных иерархов осуществлялась традиционно, через владычных наместников, деятельность которых была малоэффективной не только из-за сохранения весьма широких прав за патронами, но и потому, что в управлении наместников оказывались слишком обширные территории . Неразвитость административного аппарата в известной мере компенсировалась многообразием функций, которые осуществлял клирос как коллективный орган управления епархией . Повышение его роли нашло выражение в изменении положения главы клироса — протопопа. В XVI в. протопоп все чаще занимал пост владычного наместника, так что к началу XVII в. термины «протопоп» и «наместник» становятся синонимами . В XVI в. появляются соглашения, устанавливавшие распределение обязанностей по управлению епархией и различных церковных доходов между клиросом и епископом .

http://sedmitza.ru/lib/text/442928/

Благовещенье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенская церковь в дворцовом с. Благовещенье известна с XVI в. В годы польско-литовской интервенции храм уничтожили, он был возобновлен по благословению Патриарха Иоакима в 1686 г.  В 1744 г. храм обновили, устроив в нем придел во имя свт. Николая. С 1751 г. селом владел гр. А. И. Шувалов. В 1845 г. пожар уничтожил храм с колокольней и дом притча. В 1896 г. стараниями уроженца села Е. В. Наумова началось строительство каменного трехпрестольного храма по проекту арх. А. А. Никифорова. Церковь освятили в 1900 г. с приделами: во имя свт. Николая и сщмч. Евфимия, епископа Сардийского. В 1940 г. храм закрыли. Новая община образовалась в 1999 г. Деревянная церковь древней дворцовой Вышегородской волости Верейского уезда известна с XVI столетия. В годы польско-литовской войны храм был уничтожен и восстановлен в 1686г. В 1744г. на средства прихожан был возведен новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая. Строительство нового трехпрестольного каменного храма начали в 1896г. Храмоздателями выступили уроженцы с.Благовещение братья Наумовы. Храм был построен по проекту известного московского архитектора А.А.Никифорова. В 1940г. настоятель храма был арестован, храм закрыт. В 1999г. образован приход. С 2002 г. начались богослужения. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия. Автор не указан. Расположенное на великокняжеской земле древнего Вышегородского стана село Благовещенское известно с XVI века. Здесь, на месте, называемом Кипячий колодец в Понизовце, была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовавшая до Смутного времени конца XVI-haчaлa XVII столетия. Занявшие Верею польско-литовские интервенты грабили и разрушали окрестные сёла и деревни, оскверняли и уничтожали огнём православные храмы, изгоняли с насиженных мест местное население.

http://sobory.ru/article/?object=06705

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010