7.2. Можно выделить два различных направления в лечении психических заболеваний: светскую и православную (святоотеческую и пастырскую) психотерапию и психиатрию. При этом оба направления успешно применяются при лечении различных психических заболеваниях. Однако в этих направлениях и в используемых в них методах имеются принципиальные различия: 7.3. Поскольку психические явления производятся именно душой, а тело лишь оказывает при этом необходимое содействие душе, то, в первую очередь, следует излечивать именно душу. А с учетом кратковременности человеческой жизни на земле и определяющем значении результатов этой жизни для жизни вечной, только излечение души и приобретает обоснованный смысл жизни человека на земле, как необходимое средство для достижения Царства Небесного, то есть вечного блаженства в соединении с Богом. Приложения Приложение 1. Тематические цитаты (определения терминов «психология» и «психика») при материалистическом подходе «Психология (от психо… и …логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель “О душе” и др.). В XVII—XVIII вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В середине XIX в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870—80х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция “двух психологий” — естественнонаучной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии XX в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в начале 1960х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.» (56. См. «Психология»).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

416 Действительно, Минь сумел издать две большие серии древних христианских текстов на греческом и латинском языках (220 томов в PL и 168 томов в PG), потому что он переиздал уже существующие издания, в большинстве своем осуществленные в XVII и XVIII вв. Многие из них были опубликованы мавристами – бенедиктинцами конгрегации святого Мавра во Франции (см. об этом: Chaussy Y. Les Benedictins de Saint Maur. T. 1, 2. Paris, 1989–1991). Эти издания, в целом имевшие несомненное, порой очень большое значение для своего времени и способствовавшие развитию филологических исследований, в середине XIX в. казались уже устаревшими. 419 То есть Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, издается в Лейпциге начиная с 1882 г. под редакцией Гебхардта и Гарнака. Серия до сих пор продолжается, хотя с периодичностью и объемом более скромными по сравнению с Vae-tas aurea (золотым веком) своего начала. 420 О CSEL см.: Ghellink/. de. Patristique et Moyen Age. Op. cit. P. 27 и далее; Simonetti M. Novantanni di filologia patristica//La filologia medievale greca e latina nel secolo XX. Atti del Congresso Internazionale. Roma, Consiglio Nazionale delle Ricerche, Universita la Sapienza, 11–15 dicembre 1989. Roma, 1993. P. 17 и далее. Серия насчитывает более сотни томов. 422 Более подробно о качестве и ограниченности этих первых изданий CSEL см. в исследованиях де Гелинка и Симонетти, упомянутых выше. 423 Из-за сложности ориентации в выборе древних сочинений, имеющихся в многочисленных критических изданиях, необходимо по крайней мере отметить издания Псевдо-Августина Quaestiones Veteris et Novi Testamenti (vol. 50) и из Commentarius in Apocalypsim Викторина Пиктавийского (vol. 49), выполненные соответственно Сотером и Хауссляйтером. Среди различных изданий сочинений Августина ограничусь упоминанием монументального издания его эпистолярия под редакцией Гольдбахера (voll. 34, 44, 57, 58). 424 О GCS см.: Ghellink/. de. Patristique et Moyen Age. Op. cit. P. 27; Simonetti M. Novant» anni. Op. cit. P. 20 и далее. На сегодняшний день серия насчитывает 70 томов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Вопрос – почему революция двинулась дальше? – бессмыслен без ответа на другой вопрос: почему Февральская революция вообще произошла? Чем на самом деле был Февраль? Была ли это, в самом деле, революция? Может быть, лучше назвать это " февральским клятвопреступным бунтом " ? Или, как Иван Солоневич, " великой фальшивкой Февраля " ? Проблема как раз и заключается в том, что никакой " буржуазно-демократической " революции в России в Феврале 1917 года не произошло. Как бы ни напрашивались соответствующие параллели из европейской истории XVIII-XIX вв. Солоневич был прав: слово революция здесь – " фальшивка " , запущенная самими участниками процесса. Была измена, было подстрекательство на бунт, был заговор против Царя (и не один) и трагедия отречения от престола. Была анархия на фронтах и в тылу, начавшаяся немедленно вслед за Указом Временного правительства, и далеко не сразу железом и кровью остановленная большевицкими комиссарами. Бердяев смотрел в корень, когда писал о том, что русский человек по природе своей либо монархист, либо анархист, середины же между этим никакой нет. Ставка на середину ( " средний класс " ) в России всегда с треском проваливалась. Демократия в России могла быть только жертвой и, следовательно, с необходимостью предполагала наличие Царской власти. ХХ век стал веком технологий – как промышленных, так и гуманитарных. Русскую монархию – впервые в истории – убирали технологично. До этого царей просто убивали, не особенно стесняясь в средствах. На сей раз одно из главных действующих лиц переворота Александр Гучков внимательно изучает опыт " братьев " -младотурок, установивших в Османской империи нечто вроде национал-буржуазной диктатуры. Для него переворот становится делом техники. Технология представляет собой такое выстраивание и организацию процесса, при котором максимально устраняется фактор внешнего вмешательства. Любые непредвиденные случайности, если они произойдут, не должны расстраивать отлаженный процесс; любая индивидуальная воля должна действовать в определенных рамках и работать на конечный результат. По сути, технология – это нечто вроде научного опыта с заранее предполагаемым результатом. А для такого опыта нужна определенная герметичность, лабораторные условия. Если для промышленных технологий создаются закрытые цеха, то для политической технологии нужны свои " институты " . Такими институтами в России начала ХХ века стали: Государственная Дума, либеральная печать, командование армии и Царствующий Дом. Условием осуществления заговора стал также полностью повинующийся законам ньютоновой механики и легко контролируемый путь по железной дороге.

http://religare.ru/2_53253.html

При самодержавной монархии Государь также будет обладать реальной политической властью. При этом существующие ныне паллиативные элементы самодержавия, такие полумеры, станут настоящими, рабочими: Прямая линия с Президентом и различные Советы при Президенте превратятся в Земский Собор или Народную Думу, Администрация Президента и институт полномочных представителей – в Сенат и Царский Суд. При подобной модели требуются не нововведения, а усовершенствования сложившейся системы власти, поэтому финансирование монархии будет сопоставимо с нынешними расходами на институт президентства, т.е. 0,18% государственного бюджета. При абсолютной монархии Государь обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти. Это похоже на монархию в России XVIII-XIX вв. В таком случае расходы на монархию могут достигнуть нескольких процентов бюджета. Вероятно, это будет 2%, как в Австро-Венгрии и Пруссии в середине позапрошлого столетия (табл. 3). Содержание современной абсолютной монархии в Саудовской Аравии стоит Саудовская Аравия 2 млрд. долл. (121,7 млрд. руб.). Таким образом, затраты на абсолютную монархию в России могут вырасти в 4-10 раз по сравнению с расходами на институт президентства. Сложно представить не только то, на что могли бы Государю действительно понадобиться такие суммы, но и чем такая монархия могла бы быть полезна России. Исторически именно абсолютные монархии впадали в разорительную роскошь и теряли в ней свое предназначение. Абсолютизм, как искажение монархии, является нежелательным будущим России. Мы не будем сейчас вдаваться в анализ преимуществ и недостатков этих монархических проектов, но заметим, что, на наш взгляд, наиболее реализуемыми являются дуалистическая монархия с парламентом и самодержавная с профессионально-корпоративным народным представительством. Важно, что в случае самодержавной монархии народное представительство будет формироваться по профессионально-корпоративной принадлежности, что удешевит и сам его созыв, и исключит партийную борьбу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/23/...

Сахаров верно понял основные задачи изучения русского богослужебного пения на основании первоисточников – мысль, которая оказалась чуждой Львову, не говоря уже о Бахметеве, и была чужда всему направлению Придворной капеллы – направлению чисто практическому, при котором композитор старался подчинить искони русские, веками выработанные, передаваемые преданием церковные напевы немецкой хоральной гармонии. Сахаров приводит мнения некоторых (им поименно не называемых) своих современников относительно древнерусских безлинейных нотаций. Эти мнения так прочно утвердились среди любителей церковного пения, что продержались и до начала XX в., а у отдельных любителей – и до сего дня. «Многие из наших современников думали, – пишет Сахаров 696 , – что крюковые знаки есть какие-то уродливые изображения людей, чуждых всякого искусства, что это какие-то иероглифы, ничего не значащие и нужные только слепым приверженцам старины. Не будем винить их: все это происходило от незнания и простоты. Не скроем и последнего предубеждения, что будто бы в наших крюковых книгах не заключается ничего важного; что будто во всех фолиантах и тетрадях один и тот же напев, без всякого разнообразия и отличий; что будто нам 697 , с нашим всеобъемлющим европейским образованием, и искать в них нечего. Это предубеждение лишило нас многих памятников. Люди с такими понятиями не только не дорожили нотными старинными книгами, но и старались истреблять их. Пожалеем о таких людях, воспитанных под влиянием чужеземных идей». Как видно, Сахаров был сторонником изучения древнерусских безлинейных певческих нотаций; в этом он, несомненно, видел один из верных путей для возвращения русского богослужебного пения на искони национальный путь, в противоположность взглядами и направлению деятельности Львова. Как и Ундольский, Сахаров приводит выдержки из писаний XVII и XVIII вв., касающихся богослужебного пения и столповой нотации, и, между прочим, указывает на труд Александра Мезенцева «Извещение о согласнейших пометах», который в 1888 г. был опубликован С.В. Смоленским и к которому мы в этой главе еще вернемся. Сахаров оценил его значение за 40 лет до его опубликования Смоленским. Сахаров впервые делает попытку дать русскую библиографию по вопросам русского церковного пения, его безлинейной нотации и его системы. Но, с одной стороны, эти области были в то время – в середине XIX в. – совершенно не исследованы, а потому в статье Сахарова многое является догадками, высказанными в форме установленного факта, с большой примесью дилетантизма (в современном смысле слова). С другой же стороны, такой дилетантизм был неизбежен уже в силу того, что автор не обладал в нужной степени музыкальными знаниями. Но, как бы то ни было, обширная статья Сахарова заключает в себе кое-какой материал для историка церковного пения и для исследователя древнерусских певческих нотаций, хотя очень многие положения в этой статье требуют пересмотра на основании результатов последующих исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 - 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым " с товарищами " . В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в " великом непомерном пожаре " , и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. Дореволюционное состояние монастыря Описи XVIII - XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились: А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей. Упадок монастыря (нач. XVIII в.) Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре . В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением , четырьмя золотыми напрестольными крестами , двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам , обитель была отнесена к первоклассным, а по Новгородской епархии поставлена на второе место после Свято-Юрьева монастыря . Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

http://drevo-info.ru/articles/417.html

В результате землетрясения в Тбилиси пострадали многие храмы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: В результате землетрясения в Тбилиси пострадали многие храмы В результате землетрясения пострадали церкви святой Троицы (XVIII в.), Анчисхати (VI в.), святого Давида (XIX в.); храм Метехи (XIII в.), Дидубийская церковь Богородицы (XIX в.), церковь святой Варвары (XIX в.), Могнисская церковь (XIX в.), церковь Норашени (XIX в.), Сионский храм Успения Пресвятой Богородицы (VI-XII в.) и Кашветская церковь святого Георгия (начало XX в). Наибольший ущерб стихия нанесла храмам Метехи, Могниси, св. Давида и Норашени. Тбилиси, 8 мая 2002 г. Удар силой в семь баллов нанес ощутимый урон старинным православным церквам, в частности, памятникам зодчества международного значения, сообщает Благовест-инфо. Как сообщили агентству в Комитете по защите памятников Грузии, в результате землетрясения пострадали церкви святой Троицы (XVIII в.), Анчисхати (VI в.), святого Давида (XIX в.); храм Метехи (XIII в.), Дидубийская церковь Богородицы (XIX в.), церковь святой Варвары (XIX в.), Могнисская церковь (XIX в.), церковь Норашени (XIX в.), Сионский храм Успения Пресвятой Богородицы (VI-XII в.) и Кашветская церковь святого Георгия (начало XX в). Наибольший ущерб стихия нанесла храмам Метехи, Могниси, св. Давида и Норашени. Ранее, во время 5-балльного землетрясения в середине апреля, рухнул купол Ксанского храма (IX-XII вв.). Обрушилась стена знаменитой тбилисской крепости Нарикала (IV - XVIII вв). Помимо храмов, стихия покалечила свыше 130 светских памятников и зданий, представляющих историческую ценность, список которых с каждым часом пополняется. Ничего не известно пока о повреждениях близ Тбилиси; комиссии еще не посещали Мцхету и другие исторические места в ближнем радиусе столицы Грузии. Однако очевидно, что удар, удаленный от эпицентра, оказался слабее. Материальный ущерб, нанесенный христианским святыням Грузии, огромен и, по предварительным подсчетам, исчисляется десятками миллионов долларов. На восстановление храмов потребуется несколько лет - более точных цифр в настоящий момент не существует. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛКОНОСТ [Алкион; греч. λκυν, λκυν, лат. halcyon - зимородок], морская птица, символизирующая Божий Промысел и Божие милосердие. Сюжет об А. восходит к свидетельствам Аристотеля (История животных. V 542b 4) и Плиния Старшего (Естественная история. X 32. 47) о зимородке, к-рый в середине зимы откладывает яйца в прибрежный песок. В течение 7 дней, пока птица высиживает яйца, и следующих 7 дней, когда она кормит птенцов (т. н. алкионовы дни), на море царит штиль. В христ. книжности рассказ об А. впервые встречается в «Шестодневе» свт. Василия Великого (VIII 5); среди слав. памятников соответственно - в «Шестодневе» Иоанна , экзарха Болгарского (где в результате прочтения «алкуон(ъ) есть морская птица» как «алкуонестъ морская птица» впервые фиксируется название «А.» (Aitzetmüller. S. 157-159), закрепившееся в древнерус. памятниках). В памятниках кон. XVI-XVII в. (Азбуковниках , Палее Толковой ) в образе А. усиливаются сказочные черты: приписывается свойство откладывать яйца в морскую глубину и выводить птенцов сидя на поверхности воды (ср. птица Страфиль в рус. духовных стихах Голубиной книги и о Егории Храбром). В более поздних версиях сказания, содержащихся в сборниках XVII-XVIII вв., говорится, что А. высиживает птенцов плавая в гнезде по морю. В лат. традиции об А. упоминают Исидор Севильский , Альберт Великий , Брунетто Латини; сказание об А. содержится в западноевроп. бестиариях . Др. тип А.- «райская птица» с человеческим обликом, пленяющая людей своим пением так, что «душа из тела исходит». Вместе с «райской птицей» Сирин упоминается в хронографах с XVII в. (впервые в Русском хронографе в ред. 1617). Иконография. Изображения «морской птицы» А. встречаются в лат. бестиариях с XII в. Иллюстрация к рассказу об А. содержится в 2 рус. лицевых списках «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (РГБ. Унд. 688. Л. II, XVIII в.; ГИМ. Увар. 577. Л. 2об., XVIII в.). В XVII-XVIII вв. в рисованном и гравированном лубке появились изображения «райской птицы» А. обычно в паре с Сирином. А. изображается с лицом юной девы, длинными волосами, в короне, расшитом платье. В отличие от Сирина имеет руки, в к-рых держит цветущую ветвь и развернутый свиток с текстом: «Праведник, яко финикс, процветет» (Пс 91 (92). 13). Одно из самых ранних изображений сохранилось в рукописном старообрядческом сборнике (РГБ. Маркуш. 10. Л. 59, нач. XVIII в. А. с двумя ветвями, без свитка). В XVIII-XIX вв. этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (расписные сундуки, прялки, изразцы, деревянная резьба, вышивка). В кон. XIX - нач. XX в. в искусстве эпохи неоромантизма А. был наделен символическим значением «птицы тоски и печали» (В. М. Васнецов ).

http://pravenc.ru/text/114518.html

Церковный ансамбль живописно вписан в окружающий ландшафт: храм стоит на крутом берегу Уводи так, что северная стена ограды с угловыми башнями практически нависает над кромкой обрыва. Между святыми (южными) воротами и юго-западной башней встроена каменная сторожка. Колокольня и высокий куб основного храма хорошо просматриваются издалека и с самых разных сторон, чему не мешает ни ограда, ни деревья. Архитектура храма свойственная русскому классицизму начала XIX в. Удачно вписываются в архитектурный стиль храма элементы, присущие суздальскому зодчеству XVII - XVIII вв. Существующая живопись на сводах первого этажа была заново выполнена последним представителем старой школы иконописцев Шороховых - Петром Ивановичем в середине 50-х гг. XX в. Когда и кем расписан холодный храм - неизвестнно. Конструкция иконостаса на втором этаже и живопись икон его относится к середине XIX в. (свойственна русскому классицизму, имеет много аналогий во Владимирской области). Все иконы выполнены маслом на деревянных досках в манере, свойственной художникам крупных иконописных мастерских Московской и Владимирской губернии. Наиболее старой является выносная икона Казанской Богоматери с двухсторонним изображением: с обратной стороны была ныне закрытая окладом икона Троеручницы. Хранится икона в алтаре холодного храма, выносится, когда совершается крестный ход вокруг церкви. Интересна и икона Сергия Радонежского, относящаяся к XVIII в. На иконе Владимирской Богоматери в левом нижнем углу сохранилась не совсем ясная надпись: " Сия святая икона написана и освящена на Афоне в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре в конце XIX в. " В храме числится 8 икон, написанных на Афоне в XIX в. Интересно паникадило в холодном Казанском храме, трехъярусное, на 36 свечей, изготовлено в середине XIX в. из латуни, с использованием методов давления, штампа, чеканки, литья. Для чистки паникадило разбирали. До электрификации храма зажигали свечи, подставляя лестницу. Интересной частью комплекса храма являются и находящиеся в нем книги. Есть автографы дьяка московского печатного двора Андрея Васильева, монахов Троице-Сергиевой лавры, книги Великого храма. Многие находятся в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=02496

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010