Ковнировский корпус и типография. Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус - памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины. К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был " Часослов " (1616-1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - " Лексиконъ " Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был " Синопсис " (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. " Синопис " переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 - 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозайкой. Один из главных элементов рисунка - концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в XII веке заменён гладкими шиферными плитами. Общая длина Спасо-Преображенского собора - 32 метра, ширина 21,5 метра, высота 28 метров. Сторона подкупольного квадрата - 7,75 метра. Стены имеют толщину около 1,4 метра, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников. Размеры кирпича: от 38х28х2,5 см до 33х21х3,5 см. Их журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2012 г. Расположен на территории бывшего детинца. Одно из наиболее ранних каменных сооружений, определивших развитие древнерусской архитектуры. Принадлежит к типу крестовокупольных построек, получивших распространение в период Киевской Руси. В облике собора видны напластования стилей классицизма и романтизма рубежа XVIII-XIX в.в. Многочисленные пристройки, примыкавшие к памятнику и составлявшие его органическую часть утрачены. Основной объем дошел также с некоторыми изменениями. Утрачены древние купола глав после нашествия хана Батыя 1239 г. и части - первоначальные перекрытия, известны ремонтные работы середины XVII в., когда были надстроены апсиды, восстановлены перекрытие главы. В 1750 г. собор укрыт досками, так как барочные купола XVII в. погибли во время пожара. Современные формы завершений собора и башен 1791-1799 гг. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи периода Киевской Руси. Во время ремонтных работ в 90-е годы XVIII в. устроен пол из чугунных плит, а в 1902 г.- из метлахских плиток на бетонном основании, существующим доныне. В таком виде собор дошел до наших дней. Каменные конструкции сооружения сложены из древнерусской плинфы, песчаника на известково-цемяночном растворе, достройки и ремонтные элементы - из кирпича XVII - XIX вв. В конструкциях применены мрамор, природный шифер (ограждения хоров, импостные капители, подпятники арок, подбарабанные кольца). Древний обрез фундамента находится на глубине 65 см от современного уровня грунта. Фундаменты уходят на глубину 2,8 м, толщиной 3,5 м. Сложены из бутового камня на характерном для древнерусской архитектуры известковом растворе с примесью толченой керамики-цемянки, которая придавала раствору гидравлические свойства. Стены собора толщиной 1,4 м, кладка типа " opus mixtum " - ряды камня чередуются с рядами широкого и плоского древнерусского кирпича-плинфы.

http://sobory.ru/article/?object=01656

Храповицкого 272 , «Политический переворот в Китае около половины XVII в.» О. М. Ковалевского 273 , «Известие о китайском, ныне маньчжуро-китайском государстве» архимандрита Софрония (Грибовского) 274 ,. «Падение минской и начало маньчжурской в Китае царских династий или жизнь изменника Лиджичина» И. И. Каменского 275 , «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» В. П. Васильева 276 и некоторые другие. Данная проблематика привлекла внимание членов Российской Духовной Миссии не случайно: именно здесь находились корни многих проблем, с которыми сталкивалась империя и в XVIII, и в XIX вв., а в китайском обществе еще жива была память о бедах, обрушившихся на страну в те годы. И в наши дни этот период рассматривается в науке как один из самых сложных, ему посвящается огромное число исследований как в Китае, так и за рубежом. В своей исследовательской работе члены Миссии опирались на труды цинских придворных историографов – лучший, наиболее информативный источник, которым располагали в то время специалисты по истории Китая. К числу наиболее ярких трудов по ранней истории династии Цин относятся упомянутые выше сочинения безвременно ушедшего студента 12-й миссии В. В. Горского (1819–1847); два из них составили основу первого тома «Трудов членов Российской духовной миссии». Остановимся на одном из них – «О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии Цин и имени народа маньчжу», которая, по нашему мнению, воплотила в себе некоторые важные особенности, присущие отечественному китаеведению XIX в. Поставленные автором в этой статье проблемы – одни из центральных в ранней истории империи Цин. За 150 лет, прошедших со времени публикации труда В. В. Горского, они не утратили своей актуальности и по-прежнему вызывают острые дискуссии в мировой синологии. Весьма примечателен избранный автором метод решения поставленных проблем – он делает это на основе критического анализа имевшихся в его распоряжении источников, а также работ предшественников. По мнению В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от ряда европейских стран (Англия, Испания, Италия, Австро-­Венгрия), где абсолютно преобладало крупное землевладение аристократии, в России к началу XX века большинство земли принадлежало крестьянам (общинно или единолично). К 1905 году им принадлежало 61,8 % частновладельческой земли, к 1916-­му — более 80 %. Промышленность и железные дороги После окончания Смутного времени Россия в рекордно короткие сроки смогла восстановить и увеличить объемы промышленного производства: было создано около 60 различных мануфактур, на некоторых из которых работали сотни людей. Наметился также заметный рост ремесла, в крупных размерах перераставшего в товарное производство. Западно-­Сибирская железная дорога, токарная мастерская станции Омск. Фото конца XIX в. К середине XVIII в. по основному показателю развития металлургии того времени — выплавке чугуна — Россия вышла на первое место в мире: к 1750 г. действовало около 100 металлургических заводов, ежегодно производивших до 2 млн пудов чугуна. В начале ХХ в. Россия располагала крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94 % всей нефти перерабатывалось внутри страны, продукция славилась высоким качеством и дешевизной. В 1897 г. в России было завершено строительство самого протяженного в мире нефтепровода длиной 835 км. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-­е место в мире по темпам роста промышленного производства. За последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции вырос в 7 раз, тогда как в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5 раза. Только в 1881—1893 гг. выплавка чугуна выросла на 160 %, стали — на 59,3 %, добыча угля — на 129 %, нефти на — 1475 %. За период же 1860—1895 гг. выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз, нефти — в 700 раз. В Российской империи в конце XIX — начале XX вв. темпы строительства железных дорог были самыми высокими в Европе. С 1881 по 1894 гг. сеть железных дорог в России увеличилась на 60 %. В России в 1901 г. была построена крупнейшая в мире железнодорожная линия — Транссибирская магистраль протяженностью около 7 тыс. км.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Теория тоталитарного сектантства считает, что новые секты создаются с целью обогащения. Но эта практика также не нова. Одной из причин распространения «Новоапостольской церкви» во второй половине XIX в. был неплохой доход миссионеров от своей работы, так как каждый член секты ежемесячно вносил плату. 845 Бомбардировка любовью . Бомбардировка любовью – один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в создании атмосферы праздника и формировании образа секты «как большой дружной семьи, пребывающей в любви и радости», путем весьма вежливого обхождения с потенциальным кандидатом в секту. 846 Но аналогичными методами действовали еретики еще в IV в., например манихеи; 847 этот способ привлечения в секту использовали и русские сектанты в XIX – начале XX вв. Русские миссионеры отмечали, что «при первом поверхностном знакомстве сектанты (речь шла о баптистах, адвентистах, хлыстах и др. сектах этого времени) «кажутся благочестивыми, кроткими, смиренными людьми... внешняя показная сторона их жизни представляется вполне благоприличной, даже привлекательной. Всякого нового посетителя, особенно, если он человек интеллигентный, сектанты примут очень любезно. неудивительно поэтому, если случайный посетитель, побывав у сектантов лишь день-другой, выйдет очарованный их любезностью, здравою сознательною верою, внешней показной добропорядочностью». 848 Гипноз и измененные состояния сознания. Использование гипноза и других методов изменения сознания (ограничение в пище, сне, быту и т. п.) в религиозной практике широко применялось задолго до появления теории тоталитарных сект в XX в. Но изучение измененных состояний сознания (ИСС) в религии в психологическом и психиатрическом измерении началось в светской науке сравнительно недавно. «История гипноза является столь же древней, как и история колдовства, магии и медицины, к методам которых относится и гипноз. Его научное изучение началось в конце XVIII в., когда Франц Месмер, венский врач, начал применять гипноз в лечении своих пациентов», 849 а в середине XIX в. английский врач Джеймс Брейд изучил этот феномен и ввел в употребление термины гипноз и гипнотизация.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708-714/5, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети прор. Мухаммада в Медине местными и визант. мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего рим. храма и христ. базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками юж. нефа находится мраморная постройка (после 1893), отмечающая легендарное место погребения главы св. Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы зап. и юж. стен двора и мечети относятся к рим. времени, сохранился юж. 3-частный вход во двор рим. храма. Юж. стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488), 3-й находится на середине сев. стены (нижняя часть IX в., верхняя - кон. XII в.). В сев.-зап. части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-вост. части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX вв. Мозаики мечети Омейядов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Изобразительное искусство») возникли одновременно с постройкой мечети. Они неск. раз реставрировались (кон. XI в., сер. XII в., кон. XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й пол. 60-х гг. XX в. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Д.; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют мн. черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/168694.html

сб. – 1927. – Вып. 2. – С. 179, рис. 37–38; с .181, К захоронениям IV в. до н.э. по тем или иным основаниям можно отнести около 70 погребений, главным образом, в простых грунтовых ямах (Рогов Е. Я. Херсонес и варвары Юго-Западного Крыма в IV в. до н.э.//Античный мир и археология. – Саратов, 2002. – Вып. 11. – С. 149). Судя по описи вещей, найденных во время раскопок А. С. Уварова, в гробницах около Карантинной бухты были монеты с I в. до н.э. до X в. н.э. (Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIIIсередина XIX в.). – СПб., 2002. – С. 528). Вырубные могилы древнегреческой эпохи, перекрытые каменными плитами, продолжали использоваться христианами для погребальных нужд. Наиболее интенсивно это происходило в V–__VI вв. Склепы, сооруженные в массе своей во II–IV вв. и лишь немногие позже, тоже служили весьма долго и, превратившись в места многократных ингумаций, порой были заполнены костями на метр и более, до верха. К. К. Косцюшко-Валюжинич в соответствии с традициями археологии своего времени, называл их все «катакомбами», хотя новые исследования типов могил показывает, что это был неоднозначный термин (ср.: Saint-Rock P. Le cimetiere de Basileus ou coemeterium sanctorum Marri et Marcelliani Damascque. – Citta del Vaticano, 1999 (Roma Sotterranea Cristiana, XII). Применительно к Херсону под этим словом кроется обозначение вырубного однокамерного склепа с нишами-лежанками, локулами. Некоторые из «катакомб» оказались с закладными плитами, прочно замазанными цемянкой, то есть не тронутыми после того, как в них совершили последнее погребение. Именно таким является склеп 2052 традиционной «кубовидной формы» с тремя нишами-лежанками (2,04 X 2,04 X 1,68 м), обнаруженный на месте скотного двора Херсонесского монастыря. Среди четырех монет здесь оказалась одна императора Маврикия (582–602) с шестью просверленными дырочками, литая херсонская монета Романа I (920–944) и «две восточные», а из вещей – пастовые и янтарные пронизи, 4 раннесредневековых медных браслета с заостренными или утолщенными тупыми концами, столько же бронзовых серег-колец, одна из которых с характерной подвеской в виде пирамидки из шариков, 2 бронзовых колокольчика, подвеска (?) в виде бронзового крестика с закругленным концами, образующими кружки с дырочками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восточная часть города, как уже сказано, стала «правильно», то есть сравнительно планомерно, исследоваться представителями Одесского общества-истории и древностей от Восточной базилики и севернее, вдоль Главной продольной улицы. Еще более масштабные работы предпринял здесь Р.Х. Лепер, который в 1910–1912 гг. вскрывал здешние кварталы большими площадями, причем выделяя слой позднеантичного – раннесредневекового времени, и, если бы не отрывочность, малоинформативность оставленной им документации, об этой части городища можно было бы говорить как о наиболее изученной 502 . Именно. желание разобраться в стратиграфии и периодизации строительства, докопать недобранные P. X. Лепером участки на месте I, III, VI, VII кварталов, выделить строительные остатки раннесредневекового этапа жизни Херсонеса и подготовить этот район города к консервации и реставрации подтолкнуло исследователей, прежде всего сотрудников Историко-археологического музея, с 1974 г. продолжить здесь раскопки, из которых самыми интересными стали расчистка так называемого пещерного храма и средневековой бани в квартале III, реставрация Восточной базилики и работы в прилегающих к ней кварталах, позволившие получить дополнительные материалы для изучения особенно мощных слоев середины VI – середины VII в., а также некоторых промысловых (рыбозасолочные цистерны и керамических комплексов (засыпь колодца в квартале I) 503 . С 1990 г. работы были перенесены к юго-востоку от главной продольной улицы, в кварталы С и так что в итоге в этом районе было изучено около 10 тыс. кв.м площади городища. Особо следует отметить доследование «базилики Крузе» в квартале, проведенное в 1998–1999 гг. силами Херсонесского заповедника и Института археологии Академии наук Австрии, которое несколько уточнило результаты предыдущих, плохо документированных раскопок XIX в. 504 На новом уровне (с детальной отчетной документацией, подробной стратиграфией, вниманием к массовому материалу, с археологическим обоснованием датировок) с 1930 г. систематически раскапывались кварталы и улицы Северного прибрежного района 505 . Наряду со специалистами-античниками (С. Ф. Стржелецкий и Г.Д. Белов, копавший здесь до 1978 г. включительно) для исследования кварталов XV–XVIII, XIX, XXII и XXV в 40–50-е гг. был привлечен медиевист А.Л. Якобсон, который обобщил большую часть полученных здесь новых находок в своей фундаментальной монографии, посвященной главным образом истории материальной культуры раннесредневекового Херсона 506 . Исследователи сумели выделить слои и вв., зафиксировав немало «промежуточных» раннесредневековых материалов, однако оставили их хронологически нерасчлененными и не заполнили образовавшуюся лакуну, полагая, что сокращение числа таких материалов, засыпь ряда рыбозасолочных цистерн во второй половине – конце VI в. свидетельствуют об упадке города. Между тем, как сакраментально заметил сам А.Л. Якобсон, «...то, что не было выяснено в процессе самих раскопок, редко удается выяснить в дальнейшем» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание 1. Общие курсы 2. Общие работы справочного характера 3. Труды по истории Русской Церкви X-XVII вв. 4. Историография Русской Церкви XVIII – начала ХХ в. (синодальный период) 5. Историография Русской Церкви ХХ в. Список сокращений     Историографии Русской Церкви еще только предстоит стать самостоятельным и полноправным разделом русской исторической науки. А.В. Карташев в середине 50-х гг. ХХ в. в очерке «Систематические построения истории Русской Церкви» отмечал, что «особо богатого отдела специальных источников для построения истории Русской Церкви... не существует», и адресовал читателя к общей русской историографии ( Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 10). Г.В. Вернадский, обратившийся к этой теме в конце 60 – начале 70-х гг., посвятил церковной историографии несколько страниц, ограничившись кратким описанием трудов митрополита Макария (Булгакова) и Е.Е. Голубинского (Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 356–360). Более подробно историография Русской Церкви представлена в очерке С.Г. Пушкарева, хотя и этот автор ограничился кругом лишь наиболее известных исследователей (Пушкарев С.Г. Историография Русской Православной Церкви//ЖМП. 1998. С. 67–79; С. 46–61). Необходимо иметь в виду, что русская церковная история как наука существует менее двух веков, из которых большую часть последнего столетия она находилась под запретом. Богатство и достижения церковной истории обусловлены прежде всего общим подъемом церковно-научной мысли 2-й половины XIX – начала XX столетия. История Русской Церкви была введена в программы семинарий и академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории Церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях: «Христианском чтении» (СПб., 1821–1917); «Православном собеседнике» (Казань, 1855–1917); «Трудах Киевской духовной академии» (Киев, 1860–1917); «Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе» (М., 1843–1891); «Богословском вестнике» (Сергиев Посад, 1892–1918) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11). Так же рассуждал и П. Леонтьев: «Иконопись – давний промысел. Древние акты указывают на ее существование в начале XVII в.; но уже и тогда этот промысел, как видно из тех же актов, носил характер наследственности, то есть он существовал до XVII в. Первый почин в иконописи принадлежал суздальским монастырям, и отсюда она сохранила до наших дней название «суздальская». Но когда собственно иконопись перешла из монастырей в ныне существующие иконописные центры и вследствие каких причин – древние акты не указывают. Надо полагать, что этот переход совершался постепенно. И самый переход иконописи из монастырей к населению, как усматривается из актов, находил себе место именно в тех селах, где были монастыри. В XVII в. Шуя и Холуйская слобода были центральными местами иконописи; в начале следующего (XVIII) столетия под давлением появившихся в Шуе кустарных промыслов иконопись там упала» (Леонтьев, 1903, с. 32). Но «древние акты» и не могли указать причин перехода. На исходе средневековья они лишь зафиксировали начало расслоения культуры и энергичное воодушевление в деле строительства Московского царства. Быстрое распространение иконописных центров в Поволжье на рубеже XVI–XVII вв. – следствие как укрепления иосифлянской модели благочестия, так и политики государства на Востоке. Падение Казанского (1552) и Астраханского (1554) ханств открывает путь к необъятным пространствам Сибири и Дальнего Востока. Ремесленное иконное дело подключается к миссионерской деятельности русской церкви. В открывшиеся пустоты по Волге должны были хлынуть потоки образов. Поволжские города – Ярославль, Кострома, Великий Устюг и другие – в XVII – начале XIX в, наводняются иконописным ремеслом. То тут, то там стихийно укрепляются и сельские иконные центры, чья деятельность стимулировалась первоначально заказами местных монастырей. Если мы нанесем на карту все пункты, где писали иконы в середине XVII–XVIII в. только в одной Владимиро-Суздальской области, мы увидим, что их писали буквально повсюду. в малых и больших городах и городских посадах, в монастырях и монастырских слободах, наконец, в селах и деревушках.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010