Еще более бойтесь и берегитесь, когда дьявол или развращенный человек внушает вам, под разными хитростями, изворотами умствований с обольстительными приманками для вашей чувственности и страстей, мысли против правды и закона Божия: они смертоноснее и опаснее змеиного яда; бегите от них под сень церкви, или бейте их словом Божиим. Вам отвратительна пресмыкающаяся жаба. Пусть же она вам напоминает, что так же отвратительны те люди, которые как лягушки валяются в тине невежества, страстей и пороков, и жизнь которых проходит в одном насыщении чем-либо своего чрева, и которые в ленивом бездействии ума не только не размышляют о путях Божиих, свете жизни и о просвещении души, но не думают ни об опрятности, ни об удобствах жизни. Вы гнушаетесь пауком! Помните ж, что так же гнусен тот человек, который данный ему Богом разум употребляет на уготовление сетей и ковов в погибели ближнего. А не то те же жаба и паук станут пред Господом вашими обличителями и скажут: «вы гнушались нами, а в сущности вы были такими же, как мы, только мы были такими по воле Творца для вашего вразумления, а вы, несмотря на то, стали такими по своей развращенной воле». И сколько явится таких обличителей, и как безответны мы явимся пред своим Творцом, когда на страшном Его суде будем говорить: «мы не видели в мире ни премудрости, ни благости Творца, мы не слышали законов Его, мы не знали Его воли, или: мы знали, да не могли соблюсти заповедей Его». XIV. Псалмы 28 и 103, и ода: Бог Воздайте же Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Егο. Глас Господень над водами; Бог слаы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господень силен; Глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать, подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. Глас Господа разрешает от бремени ланей, и обнажает леса; и во храме Егο все возвещает ο Его славе. Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век. Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром. (Пс . 28:1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества. Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые. Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя. XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог: Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9). Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр.1:12-14). Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель. Богородица на изображениях Троицы Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания. «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Клятва Клятва – торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу как к Верховному Свидетелю было дозволено Законом ( Bmop. VI, 13 ), и оно выражалось в различных формах. Так, напр., выражения: Господь между мною и тобою пусть будет Судьей ( Быm. XVI, 5 ); жив Господь! ( II Цap. XII, 5 ); пусть то и сделает мне Господь ( Pyф. I, 17 ); свидетель мне Бог ( Puм. I, 9 ). В клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии от Матфея ( Mф.V, 34 ). А Я говорю вам, говорит Господь не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий... и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя ( Быm. XLII, 16 ), жизнью какого-либо частного лица ( I Цap. I, 26 ), полевым скотом ( Nech. II, 7 ), храмом, алтарем, жертвами ( Mф. XXIII, 16–22 ). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх: Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, сказал Авраам царю Содомскому ( Быm. XIV, 22 ). Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в кн. Втор. ( Bmop.XXXII, 40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век! или б) обратившись лицом к жертвеннику ( III Цap. VIII, 31 ), или, наконец, в) положивши руку под стегно ( Быm. XXIV, 2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенной. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми ( Быm. XIV, 22 , Дeяh. XXIII, 21 ); б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот ( I Цap.XIV:24–28 ; IIIЦap.XVIII:10 ); в) иногда при произнесении обета ( Чис. ХХХ, 2 ); г) при раскрытии какого-либо преступления ( Чuc. V, 21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: заклинаю тебя Богом живым ( Mф. XXVI, 63 ), и заклинаемый отвечал на это: аминь, или: ты говоришь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Представление это по существу библейское и взято оно из Библии, прежде всего из книги Бытия. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.: 1; 26). Если в древневосточных мифологиях (например — в шумеро-аккадской), боги творили из грязи человека-раба, обязанного на них трудиться и кормить их жертвами, то, напротив, Бог Ветхого Завета творит человека по Своему подобию, и сообразно Своему образу дарует ему владычественное положение, и, следовательно определенный суверенитет, и, следовательно, некие права. Библейская космогония и антропология впервые в мире заговорила о человеке, как о Владыке, носителе неких прав. Свои отношения с людьми в Ветхом Завете Бог строит в форме завета. По-еврейски слово «завет» — berit, означает договор, который, по сути дела, невозможен между рабом и господином. Человек согласно Библии, действительно был создан для жизни, свободы и счастья — то есть для пребывания в Боге, единства с Ним и созданным Им миром. Однако формула Джефферсона грешит одним недостатком: она рассчитана на человека в раю, ибо полностью игнорирует грустную реальность грехопадения. Да, люди были созданы такими изначально, но вопрос, что они сами сделали с собой в результате грехопадения, отказа от Бога, отказа, который внес в человеческую природу губительные и разрушительные изменения, увеличивавшиеся из поколения в поколение. Конечно, можно вместе с Джоном Болом (XIV век) демагогически восклицать: Когда Адам копал, а Ева пряла, кто был господином? (When Adam delved and Eve span, who was a gentleman), но неужели от этого все люди все вернутся в рай и станут равными, счастливыми и бессмертными? Списывать таким образом реальность грехопадения — все равно что призывать всех ходить нагишом, как Адам и Ева в раю. Все мы знаем, что люди не рождаются равными ни по своим способностям, ни по своему социальному положению, и даже если сделать почти невозможное — уравнять всех по социальному признаку, то никакая генетическая революция не установит природного равенства, да это было бы ненужным и глубоко вредным делом. А раз так, то и социальное равенство недостижимо, ибо в значительной степени оно зависит от природного. Далее, счастье человека — чаще всего оказывается фантомом, который разрушается или под воздействием внешних обстоятельств, или чаще — под напором внутренних страстей человека, и, в конечном счете, уничтожается смертью.

http://bogoslov.ru/article/496896

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вознесение Господне. Фрагмент фрески. XIV век Вознесение: на какое небо вознесся Христос? 17 мин., 09.06.2021 Содержание Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение это имеет к нам? Где сейчас Иисус? Господь Вседержитель. Вознесение Господне; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят. Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко ) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1). Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры , встречаются в Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:7–11). Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3:16).

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век Четыре животных И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8). Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу. Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год Книга, запечатанная семью печатями И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1) Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной. В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции. Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

Христос и прежде воскрешал умерших, но тогда у людей оставалась возможность заподозрить обман: и дочь Иаира, и юноша из Наина умерли совсем незадолго до прихода Иисуса, и можно было сказать, что они просто потеряли сознание, впали в забытье. В случае с Лазарем так сказать было уже невозможно. Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин 11:39), — воскликнула одна из сестер умершего, Марфа, когда Господь велел отнять камень, заслонявший вход в гробницу. Воскрешение Лазаря. Липпо Мемми, XIV век Марфа и ее сестра Мария сожалеют, что Иисус опоздал; обе говорят Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой  (Ин 11:21, 32). Христос был близок к этому семейству, часто пользовался их гостеприимством, но в данном случае Мария и Марфа ведут себя подобно посторонним иудеям, которые втайне ропщут на Иисуса : не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?  (Ин 11:37). И всем им Господь отвечает: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек  (Ин 11:25–26). Что значат эти слова? Уже не впервые Христос называет Себя жизнью, то есть — Источником жизни, ее главным условием и сутью. А чтобы слушатели не восприняли эти Его слова аллегорически, иносказательно, Он продолжает: всякий, кто верит в Него, непременно наследует воскресение и вечную жизнь. Даже если человек умрет (как умер Лазарь), то воскреснет — и будет жить уже вечно. О какой вере говорит тут Спаситель? О вере в Него как в Бога Вседержителя, управляющего жизнью и смертью! Ведь, как замечает толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский, до определенной степени сестры Лазаря во Христа уже веровали. Марфа верит, что, будь Иисус Христос рядом, Лазарь бы не умер; она говорит Ему: знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог  (Ин 11:22). Но такая вера — это по сути вера в праведного человека, молитвенника, слова которого могут приклонить гнев Божий на милость… Христос же, по словам блаженного Феофилакта, опровергает такое понимание. Он как бы увещевает ее: «ты говоришь Мне, что Бог даст Мне все, чего Я ни попрошу у Него. А Я говорю тебе ясно, что Я есмь воскресение и жизнь, так что сила Моя не ограничивается местом, но Я могу равно исцелять, присутствуя на месте и заочно. Ибо Я раздаю блага, и не от лица кого-либо другого, но Сам Я воскресение и жизнь, Сам имею силу воскрешать и оживлять».

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

Ильин И.А . Т.6. Кн.2. М., 1996. С. 180. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 107. Там же. T.XVIII. С. 62. Мережковский Д.С. Лермонтов. Гоголь. СПб., 1911. С. 42. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 109. Там же. С. 111. Там же. С. 117, 119. Лундберг Е. Цит. соч. С. 126. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 150. Там же. T.XIV. С. 128. Там же. С. 135. Там же. С. 161. Там же. С. 139. Там же. С. 140. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 145. Флоровский Георгий , npom .. Цит. соч. С. 470. Серебряный век: мемуары. М., 1990. С.76. Флоровский Георгий , npom. . Цит. соч. С. 472. Серебряный век. С.80. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 34. Там же. T.XVIII. С. 58. Там же. T.XIV. С. 170. Там же. С. 188. Там же. T.XVIII. С. 67. Там же. T.XIV. С. 37. Там же. С. 38–39. Там же. T.XVIII. С. 99. Там же. T.XIV. С. 158. Там же. T.XIII. С. 146. Там же. С. 81. Там же. С. 104. Там же. С. 104. Мережковский Д.С. Зачем воскрес? С. 19. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 13. Там же. T.XVIII. С. 59. Там же. T.XIII. С. 33. Там же. С. 154. Бердяев Николай. Т.2. С. 369. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 160. Лундберг Е. Цит. соч. С. 13. Покровский А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трёх веков. Сергиев Посад, 1914. С. 147–148. Там же. С. 148. Болотов В. В . Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. С. 359. Покровский А.И. Цит. соч. С. 148. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 128–129. Серебряный век. С.61. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 23. Там же. С. 39. Там же. T.XIII. С. 115. Там же. С. 92. Там же. T.XIV. С. 189. Там же. T.XIII. С. 37. Там же. T.XIV. С. 222–223. Ильин И.А . Т.6. Кн.2. С. 177. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 43. Там же. С. 48. Там же. С. 49. Там же. С. 49. Там же. T.XIV. С. 224. Бердяев Николай. Т.2. С. 385. Зеньковский В. B., npom.. Цит. соч. С. 298. Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 124. Там же. С. 196. Там же. T.XIII. С. 164. Там же. T.XIV. С. 177. Булгаков С.Н. Соч. Т.2. М., 1993. С. 616.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010