Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 1 (Читано в историческом обществе летописца Нестора) Содержание Источники для изучения византийской истории в древней Руси А Хронографы Иоанн Малала Антиохийский Черты из византийской истории по Амартолу Продолжатель Георгия Амартола Константин Манассия Черты византийской истории по Конст Манассии Иоанн зонара Прологи и жития святых, как источники для византийской истории. 1) Св мученики 2) Св иноки 3) Св иерархи 4) Св миряне 5) Исторические события, занесенные в минеи четьи Черты византийской истории по прологам и житиям святых в период от торжества православия до падения Византии (842–1453) IX век (с 842 г.) X век XI век XII век XIII век XIV век Из печатного пролога московскаго издания 1643 г.     История всегда была учительницей народов, сколько-нибудь цивилизованных и сознающих себя не чуждыми членами в общей семье человечества. Редкий вопрос, волновавший когда-либо общественное сознание, решался только на основании современных или априорных данных без ссылок на историю pro и contra. Редкий преобразователь, пытаясь провести в жизни свои нововведения, не старался доказать, что он воскрешает только дорогую забытую старину. Редкий оратор, пытаясь подействовать на слушателей, не проводил сближений и противоположений из истории. Вообще история времен, давно минувших постоянно вызывалась на сцену современности с целями практическими. Было время, когда в таком практическом приложении и полагалась вся важность изучения истории. Наши предки не составляли исключения в ряду других цивилизованных народностей. В течение многовековой исторической жизни они постоянно имели охоту ссылаться на историю, чтобы дать направление общественному мнению относительно тех или других явлений современности. Предки знали историю несравненно хуже нашего, но руководительный авторитет истории стоял для них несравненно выше, чем для нас. Это попятно: для них была чужда идея прогресса или возможности постепенного усовершенствования человечества в будущем; от их сознания была далека мысль о том, что в общем счету человечества каждое последующее поколение старше и опытнее предыдущего, а потому может быть и лучше и счастливее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Об иконографии Успения Божией Матери можно прочесть в статье Светланы Липатовой «Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси» . vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский) vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. XVI-XVII век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XI век. Слоновая кость

http://pravoslavie.ru/55704.html

Великий святой великого века XIV век можно назвать сердцевиной истории человечества, временем православного церковного возрождения. Центром и очагом этого мощного духовно-культурного течения была Византия – Константинополь, Афон. Православное возрождение противостояло западному ренессансу с его неверными представлениями о самоценности и самодостаточности человеческой личности, с греховным стремлением без Бога построить «рай на земле». Православное возрождение стало возможным благодаря движению исихастов, которые в XIV веке с особой духовной силой призвали людей к исполнению древних евангельских заповедей, к жизни во Христе. Цель человека – это стремление при помощи Божией достичь святости, состояния обожения, истинного христианского просвещения Святым Духом. Это и будет высшим и лучшим способом угодить Богу, в соответствии со словами апостольскими: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Отсюда основные правила жизни исихастов, «безмолвников»: внимание себе, внутреннее безмолвие, постоянное понуждение себя к борьбе с греховными страстями и к стяжанию христианских добродетелей через следование заповедям евангельским и святоотеческим, через смирение, послушание, постоянную молитву и память о Боге. Учение исихазма, вышедшее из келий отшельников, обоснованное во время богословских диспутов, одобренное и подтвержденное Церковными Соборами 1340–1350-х годов, в XIV веке сделалось главенствующим в Константинопольской Церкви. Исихазм, давший миру великих преподобных отцов и богопросвещенных церковных иерархов, способствовал укреплению единства Православия, оказал огромное плодотворное влияние на все стороны жизни христиан – начиная с внутреннего духовного благоустроения каждой личности до благоустройства общества в целом. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV–XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси. Можно с уверенностью сказать, что идеи исихазма нашли свое реальное, практическое воплощение именно в странах юго-западной Европы (особенно в Болгарии) и на Руси. Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах.

http://pravoslavie.ru/3655.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало Православного Возрождения на Святой Горе Афон в XIV веке Учение преп. Григория Синаита 13.11.2022 636 Время на чтение 27 минут Фото: Преп.Григорий Синаит. Фреска 20 век Статья посвящена роли исихазма на Святой Горе Афон в период начала Православного Возрождения XIV в., связанного с деятельностью преп. Григория Синаита и его учеников. В XIV веке православный мир переживал состояние духовного подъема, который нашел выражение во всех сферах церковной культуры и искусства Византии и славянских стран. «В XIV веке Афон становится центром духовного Возрождения всего православного монашества. Это был интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек», – пишет прот. Иоанн (Мейендорф) . С этого момента и на долгое время Афон становится духовным и богословским центром православной Церкви с влиянием на весь православный мир: монастыри Святой Горы становятся оплотом исихазма – древнейшего учения православной Церкви. Вокруг прибывшего на Афон из паломничества по обителям восточного Средиземноморья просветителя преп. Григория Синаита сложилось сообщество учеников и последователей из числа монахов-отшельников, обретавшихся в «особножительстве» – пустынях и отдельно организованных монастырских кельях. Преп. Григорий Синаит, приобщившийся в период паломнических скитаний к исихастской практике «умного делания», наставлял в ней своих афонских последователей. «Фонды сил, потребных для обновления духовной культуры общества, – указывает в этой связи Г.М. Прохоров, – могли быть найдены только в глубинах духовной жизни отдельной, каждой личности с ее собственной совестью. И если бы во второй четверти XIV века по всему православному миру не имела места индивидуальная духовная работа многих замечательных молодых людей (на Руси, к примеру, Варфоломея, будущего преп. Сергия Радонежского), то ни о каком общественном духовном возрождении не было бы и речи». О просветительской деятельности преп. Григория Синаита повествуется в его жизнеописании. В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – «умной» молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

XIV век Святитель Алексий, митрополит Московский XIV веквек возвышения Москвы, которая до этого была маленьким и незначительным городком. Первый московский князь Даниил начал собирание русских земель в единое государство вокруг Москвы. Его потомки приложили немало усилий для продолжения этого дела. Более же всех потрудился на поприще создания Московского государства митрополит Алексий, первосвятитель Русской Церкви, управлявший ею с 1354 по 1378 год. Митрополит Алексий был сыном черниговского боярина, перешедшего на службу к Даниилу Московскому после разорения области ордынцами. Доказав свою преданность князю, отец святителя Алексия и здесь занял видный пост при княжеском дворе. Сам будущий святитель получил блестящее образование. Казалось бы, что судьба молодого боярина уже решена. Однако на 20-м году жизни Алексий оставляет мир и постригается в монахи. Став монахом по призванию, он прошел строгую аскетическую школу в Московском Богоявленском монастыре. В течение двадцати лет он несет различные послушания: от уборки конюшен до работ на поварне. В 1340 году престарелому митрополиту Феогносту потребовался помощник для ведения церковного суда. Митрополит, зная добродетельную жизнь монаха Алексия и его образование, повелел будущему святителю заведовать судебными делами Церкви. Двенадцать лет Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита Феогноста Алексий был возведен в сан епископа Владимирского, а после его смерти сделался предстоятелем Русской Церкви. Митрополит Алексий стал во главе Русской Церкви в то время, когда власть великого князя, утвердившаяся сначала в Москве, перешла в другие руки. Страшная моровая язва, свирепствовавшая в русских землях, унесла жизни многих представителей московской великокняжеской семьи. Наследником Московского княжества остался лишь восьмилетний князь Димитрий Иванович (будущий Донской), а великокняжеский титул перешел к суздальскому князю. Москва, казалось, утратила свое прежнее значение. Однако святитель Алексий, несмотря на просьбы нового великого князя переехать в новую столицу, сохранил положение церковного центра за Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Загадки и секреты жития Сергия Радонежского Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? 8 октября, 2018 Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так. Хроника непонятного века Советская историография древнерусский XIV век не любила. Для этого времени придумывались сложные названия – что-то вроде «продолжение борьбы с монголо-татарскими завоевателями и начало собирании русских земель вокруг Москвы». «Продолжение», «начало» – ни одного законченного исторического процесса. А, если присмотреться к подробностям, и ни одного постоянного. Да, вроде бы на протяжении всего века московские князья неуклонно увеличивают свои владения, да и претендентов на великокняжеский ярлык теперь меньше, чем столетие назад. Однако в 1360-е, при малолетстве Димитрия Ивановича, знак политического первенства всё же уходит из рук москвичей к суздальцам; позже его удаётся вернуть лишь благодаря активному участию в правлении страной митрополита Алексия. В 1370-е в спор за заветный символ власти включится Михаил Александрович Тверской, а в 1382 Тверское княжество получит самостоятельный статус Великого. На северо-западе на протяжении 1300-х и далее продолжают существовать две феодальные республики – Новгородская и Псковская. На юго-востоке статус великих имели Рязанские князья, в своей политике балансировавшие между Москвой и Ордой.

http://pravmir.ru/mezhdu-vremenem-i-vech...

Не принадлежа к числу панегиристов г. Одинцова, мы начнём свои замечания, подобно ему, с обозрения источников. Из перечисления их автором (стр. 7), мы узнаем, что ему неизвестны труды учёного профессора московского университета, А. С. Павлова и в особенности его последний труд, прямо относящийся к периоду времени, который обнимает его настоящая книга. Труд этот, изданный археографическою комиссию (Рус. истор. библ. 1880 г. т. VI) носит название «Канонические памятники до XV века». Правда, многое, что вошло в названный сборник г. Павлова, известно нашему автору по изданию других компетентных в науке лиц, напр., преосвященного Макария, Калайдовича и др., но тем не менее незнакомство с этим сборником нельзя не поставить ему в вину. Выводы, сделанные учёным профессором относительно некоторых памятников, известных в литературе уже очень давно, проливают новый свет на целые века, о которых сложилось убеждение, что они не оставили по себе почти что никаких памятников. Вот что, напр., пишет г. Одинцов в своей книге о XIII век: «век этот, как известно (был?) тяжёлым временем для Руси, временем её завоевания татарами. Общественные бедствия обратили на себя все внимание наших летописцев и совершенно естественно поэтому, что так мало сохранилось до нас от этого времени свидетельств о богослужении и самых богослужебных памятников» (стр. 104). Такая характеристика этого времени едва ли отвечает настоящей действительности. Помимо актов Владимирского собора 1274 г., которые для характеристики нашего богослужения дают сравнительно очень немного, историку нашего богослужения окажут весьма ценную услугу акты Константинопольского собора 1276 г. Правда эти акты, согласно принятому и установившемуся мнению, относятся им к 1801 году и служат характеристикой в его книге для богослужения в XIV в., но этой ошибки он не сделал бы, если бы познакомился с названным трудом г. Павлова. Кром актов, есть еще памятники, которые могут служить характеристикою нашего богослужения в XIII веке, но все они почему-то не удостоились внимания нашего литургиста. Ему неизвестны: XXIV книгоиздания «Общества любителей древней письменности», в которой изданы чины пострижений и погребения монашеского по рукописи XIII–XIV вв.; книга архимандрита Амфилохия «Описание рукописей московского Воскресенского монастыря» и чин брака по рукописи XIII века библиотеки Кирилло-белоозерского монастыря, рукописями которой исключительно он пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Архангел Михаил изымает душу богатого. Вторая половина XIX века В Третьяковской галерее открылась новая выставка икон, предметов мелкой пластики, церковного шитья и книг XIII – XIX столетий из музеев Болгарии. Искусство этой такой близкой нам и при этом так незаслуженно мало известной страны особенно интересно узнать и понять, потому что в обширном многонациональном семействе византийского мира эта культура во многом прошла путь, схожий с путем нашего, русского искусства. Болгария раньше Руси (в 864-м году) приняла христианство восточного образца, а с ним впитала и основы греческой культуры, искусства, письменность и ученость. И так же, как и Русь, постепенно вырастила на плодородном корне византийской системы свое, самобытное и неповторимое, художественное древо. Эта культура во многом прошла путь, схожий с путем русского искусства Столетия византийского владычества сменялись периодами независимости Болгарского царства, церковной автокефалии, а потом и османских завоеваний, и на этом сложном и множественном культурном палимпсесте выросло необыкновенно прекрасное, интересное и самобытное явление болгарского искусства. Близость Константинополя с его богатейшими культурными традициями во многом определила облик живописи XIV столетия, несколько выдающихся памятников которой мы имеем счастье видеть на выставке. Христос Пантократор. Христос во гробе. Двусторонняя икона. XIV век, оборот –XVII – XVIII века Известный образ Христа Пантократора XIV столетия с более поздней сценой на обороте из церкви Святого Стефана в Несебре поражает и захватывает своим монументальным великолепием и напряженной сосредоточенной глубиной. Фронтальный образ парит в сияющем пространстве золотого фона, в его антично-прекрасном силуэте, легкой асимметрии позы и едва заметном движении – вся возвышенная и утонченная красота константинопольского палеологовского искусства. Богатство цвета, тонкое взаимодействие оттенков зеленого, красного, пурпурно-коричневого и розового, аристократичные и изящные черты лика, виртуозные легкие мазки пробелов и алых акцентов передают все богатство и неземную гармонию этого величественного и мощного образа.

http://pravoslavie.ru/114270.html

Б.Кричевский Скачать epub pdf Введение Отечественные исследователи, писавшие об истории русской церкви, до недавнего времени ощущали немалый идеологический прессинг. До революции они были вынуждены придерживаться позиции ортодоксального православия. Имеющиеся сведения о жизни и деятельности таких персонажей, как митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, было неудобно подвергать критическому источниковедческому анализу. После же революции, наоборот, вывод о том, что в истории Руси церковь играла значительную и часто благотворную роль, был просто немыслимым. Сегодня в большинстве публикуемых работ, к сожалению, виден возврат к ранним историографическим тенденциям, то есть к патетическому, одностороннему освещению личностей церковных иерархов. В данной книге предпринимается попытка на основе достижений современного источниковедения рассмотреть историю русской церкви XIV века, не торопясь, разобрать дошедшие до нас свидетельства и, опираясь на них, по возможности представить некоторые реалии того времени. Также хотелось, что представляется весьма важным, показать дискуссионность отдельных сюжетов и сюжетов, которые не вполне могут быть прояснены. Ведь познание, в данном случае историческое, начинается, в первую очередь, с вопросов современников к прошедшим эпохам. И сам интересно заданный вопрос может помочь увидеть гораздо больше, чем иные умозрительные построения. XIV век считается веком начала возрождения государственности. Московские князья стали собирать русские земли. Постепенно ослабевала разъедаемая междоусобицами главная угроза Руси – Золотая Орда. Одновременно с общеполитическими изменениями происходили значительные перемены в русской церковной жизни: усилилась самостоятельность национальной церкви, и, как следствие этого, начался процесс распада единой русской митрополии на западную и восточную. Связь между церковными событиями и политической историей русских княжеств можно обнаружить именно в деятельности высших русских иерархов – митрополитов. Их политика, их сложные, противоречивые контакты с константинопольским патриархом, Ордой и Литвой, русскими князьями отражают дипломатические связи церкви, а также ее отношения со светской властью на Руси XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Нареченный в святейшую митрополью Русскую…» Часть 2 Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси Для решения проблемы наречения владыки Ионы немаловажным является вопрос, почему именно его Москва избрала в качестве преемника митрополита Фотия. Здесь необходим некоторый экскурс в историю Рязани и Рязанской епархии. Время расцвета Рязанского княжества приходится на XIV век и особенно на годы правления великого князя Олега Ивановича (1350–1402). Тогда же усиливается могущество Рязанской епархии. Именно во второй половине XIV столетия «епископы Рязанские и Муромские» (таким было их официальное титулование) наконец выигрывают продолжавшийся в течение нескольких десятилетий спор с Сарайскими архиереями. Еще со времен митрополита Максима († 1305) владыки оспаривали право управления пограничными областями между епархиями: по рекам Воронежу и верхнему течению Дона, а также в среднем Подонье (район Червленого Яра). Возможно, одновременное усиление великого княжества и владычной кафедры Рязани было обусловлено взаимной поддержкой между местными архиереями и великим князем рязанским. О внимательном отношении Олега к положению духовенства говорит, например, то обстоятельство, что основанный Олегом Солотчинский монастырь превратился в крупнейшего, после владычного дома и великого князя, землевладельца Рязанского княжества. Этот монастырь вплоть до ликвидации независимости Рязани прослужил придворной обителью княжеского рода. Немаловажно и то, что рязанская церковная организация постепенно становится самым большим землевладельцем княжества, уступая по количеству находящейся во владении земли лишь великим князьям. При этом наибольшей долей в общем количестве церковных угодий располагала епископская кафедра. Впрочем, сила Рязанских владык не была безграничной. Во-первых, на иерархической лестнице епископы Рязанские и Муромские стояли только на четвертом месте после архиереев Великого Новгорода, Ростова и даже Суздаля, но выше епископов Твери. Во-вторых, земельных владений (ни купленных, ни даренных) вне границ княжества у местных владык не было ни в XIV, ни в XV веках, вплоть до 1589 года. Однако немаловажно, что область Мурома и Мещеры, изначально принадлежавшая Рязани, но попавшая к XV столетию в зависимость от Московского княжества, по-прежнему оставалась в церковном подчинении рязанских епископов.

http://pravoslavie.ru/3702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010