Житие преподобного Вандрегизила Фонтенельского Историческое введение Икона преподобного Вандрегизила Фонтенельского, написанная для храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Меттинхэме. Фото: Джеймс Басс Житие преподобного Вандрегизила (также Вандрий или Вандриль; ок. 600 – 668; память 22 июля/4 августа) было написано около 700 года неким монахом, имя которого остается неизвестным . Вандрегизил в прежние времена был весьма почитаемым святым на юге английского графства Норфолк и в районе Уэвеней; паломничества совершались к освященной в его честь церкви в Биксли (рядом с Нориджем) из окрестных районов, в том числе и из деревни Меттинхэм. Связь этого святого с деревней Меттинхэм становится понятной, когда больше узнаешь об истории знаменитого Меттинхэмского замка. О том, что Меттинхэмский замок – главная достопримечательность Меттинхэма, известно всем, но мало кто, вероятно, знает, что на протяжении долгого времени Меттинхэмский замок служил домом религиозному колледжу. Хотя сегодня колледжи воспринимаются в первую очередь как образовательные учреждения, но первоначально все колледжи средневековой Европы были, прежде всего, учреждениями религиозными, управляемыми подвижниками из числа белого духовенства, основной обязанностью которых было молитвенное поминовение учредителей колледжа в ходе суточного богослужебного круга. По просьбе своих основателей эти религиозные колледжи часто выполняли и другие задачи – обычно образования детей и взрослых, а также пастырского попечения о жителях окрестностей. Самые первые колледжи появились в XII веке; их число стало стремительно расти в XIV веке во время эпидемии «черной смерти» – чумы, когда многие пришли к трезвому и полному осознанию того, что человек смертен. В то самое время – в 1343 году – сэр Джон де Норидж, королевский рыцарь и вице-адмирал Англии, основывает религиозный колледж во имя Пресвятой Богородицы в Рэвенинхэме графства Норфолк. Здесь глава колледжа и восемь мирских священников жили рядом с церковью святого Андрея и молились: о спасении души основателя колледжа и его супруги Маргариты, ради славы Господа и Пречистой Девы, в память о святом апостоле Андрее и всех святых.

http://pravoslavie.ru/56436.html

Записей этого устава до нас не дошло, но выдержки из него и известия о порядках службы в Великой церкви встречаются довольно часто и оправдывают его существование самым положительным образом. За отсутствием цельных изложений, конечно, нет возможности восстановить его содержание вполне, но что касается до общего типа этого устава и его отличительных особенностей, то с этой стороной дела хорошо знакомят нас указания писателей литургистов и известия об обрядах Великой церкви в некоторых уставах и других служебных книгах. Первое место между этими источниками занимают сочинения: Константина Порфиродного «de cerimoniis avlae Byzantinae» и Кодина «de officiis curiae et ecclesiae Constantinopolitanae», в которых, наряду с придворными церемониями, описываются и обряды, совершавшиеся в Софийском храме. Далее следует назвать некоторые месяцесловы, по которым можно познакомиться с местными памятями Константинопольской церкви, и между ними греческий служебный Апостол XI–XII века – пергаментную рукопись из библиотеки МДА. В ней содержатся чтения из апостола по неделям церковного года и на некоторые памяти по месяцеслову, с прибавлениями служебного содержания, взятыми из устава. Эти-то последние и имеют особенную важность для знакомства с церковными обычаями патриархии. Употребление этого апостола в константинопольской практике видно из содержания его месяцеслова и весьма важных обрядовых указаний. Так в нём записаны памяти многих цареградских патриархов, из которых некоторые весьма редко встречаются в месяцесловах (например, память патриарха Фотия 6 февраля, Николая Хрисоверга (980–995) – 14 декабря, Трифона (928–931) – 18 апреля, Стефана (925–928) – 18 июля, Сисиния (996–999) – 24 августа), память строителей св. Софии Юстиниана и Феодоры, праздники, имеющие отношение к политической жизни Византии, дни освящения тамошних церквей, памяти трусов и пожаров. В замечаниях служебного содержания выдаются обряды Великой церкви и патриаршей службы, из которых некоторые впервые сделались нам известны из этого источника. Более подробное описание этой замечательной рукописи мы помещаем в конце главы, а теперь перейдём к характеристике устава Великой церкви и познакомимся с его содержанием по тем отрывочным данным, которые сохранились в указанных нами источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В настоящее время действует приходская Воскресная школа (младший и старший классы). После занятий Воскресной школы дети могут продолжить занятия в православной изостудии при храме. Созданы певческие курсы для детей и взрослых. В ризнице находится приходская библиотека. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, с октября 2000 года издается ежемесячный журнал " Вестник " храма Преображения Господня. В конце 2001 года начато строительство каменного здания храма Преображения Господня. Проект храма за свою основу взял классическое Новгородское зодчество XI - XII веков. Церкви этого периода чаще представляют собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку с подклетом, увенчанную шлемовидным куполом. 6 сентября 2002 года викарием Московской епархии архиепископом Можайским Григорием совершен чин закладки камня в основание храма Преображения Господня. 7 января 2005 года служилась первая Божественная Литургия в приделе во имя преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. К 7 января 2006 года внешний архитектурный ансамбль храма полностью завершен и с Рождества Христова начались регулярные богослужения в верхнем храме Преображения Господня. 19 августа 2006 года, в праздник Преображения Господня, викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма. В храме Преображения Господня, г.Долгопрудный (что рядом с администрацией) производится набор в хор церковного пения. Спевки проходят каждое воскресение в 15.30. Приглашаем всех желающих. Престольные праздники: Преображения Господня (19 августа) Память преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (18 июля) Приписные храмы: храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Богослужения совершаются: по субботам, воскресеньям и праздничным дням; начало утренних служб в 9.00, вечерних в 17.00 Расписание богослужений на текущий месяц: http://www.metamorphose.ru/raspisan.shtml Настоятель: священник Хмызов Андрей Викторович, 1969 г.

http://sobory.ru/article/?object=06455

С 1252 года он преподает в Париже, тогда же пишет свои первые труды – «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к “Сентенциям”». В 1256 году становится магистром, в течение трех лет ведет диспуты «Об истине», и, возможно, начинает работу над «Суммой против язычников». Далее он странствует по университетам, много пишет, а с 1265 года приступает к созданию «Суммы теологии». Философ и теолог, получивший титул «ангельского доктора», причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лeb XIII в энциклике Aeterni Patris (4 августа 1879) объявил его наиболее авторитетным католическим ученым. Цит. по книге «Сумма теологии». Никифор Влеммид (кон. XII в. – 1272) – иеромонах; полемист-богослов, выдающийся византийский писатель. В период занятия Константинополя крестоносцами не раз заходила речь о соединении церквей (на соборных совещаниях по вопросах Filioque среди греков выделялся Никифор). В 1255 духовенство и народ назвали его единственным кандидатом на патриаршество, но царь предложил ему только земные почести, а он хотел «принять на себя бремя иерархии ради божественной главы», тогда Влеммид отказался. Все свое время он отдал школе. Цит. по Patr. Migne. PG, 1.142. Никифор Уединенник (он же – Монах) (2-я пол. XIII в.) – святой преподобный, афонский подвижник, учитель св. Феолипта. Его трактат «О трезвении и хранении сердца» (конец XIII в.) считается первым систематическим изложением афонского исихазма, включающего психосоматическую технику. Память празднуется вместе с отцами, во Святой Горе Афонской просиявшими (в 2-ю по Пятидесятнице). Цит. по Добротлюбию (т. 5) и по Patr. Migne. PG, 1.147. Григорий Синаит (XIII b.-XIV в.) – святой, был пострижен в монашество на горе Синай и потому назван Синаитом. Он пользовался большой известностью в правление [Византией] Андроника Палеолога, около 1330 года. Основоположник византийского мистического учения исихазма. Руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религиозно-философские произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцательной мистики. Источниками работ Григория были труды предшествующих мистиков – Иоанна Лествичника , Симеона Нового , Никиты Стифата , Филофея Синаита и др. Из представителей исихазма оказал наибольшее влияние на религиозно-психологическое учение Древней Руси. Житие Г. С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом. Цит. по Patr. Migne. PG, 1.150 и по Добротолюбию (т-5). Максим Кавсокаливит , Афонский (ум. 1354) -святой преподобный. Его творения входят в Добротолюбие; прозвище происходит, как сжигатель калив – шалашей. Цит. из 5 тома Добротолюбия .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Сергий (Ланин Константин Иванович), архп. Ярославский и Ростовский Родился 20 июля 1852 года в семье купца г. Москвы. Окончил Московскую гимназию и Московскую духовную семинарию. В 1878 году поступил в Московскую духовную академию. В 1860 году, будучи студентом, принял монашество. 16 июня 1882 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Дмитровского духовного училища. В 1884 году – соборный иеромонах Московского Донского монастыря. С 1885 года – ректор Костромской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1890 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 1893 по 1896 год – наместник Киево-Печерской Лавры. 2 июня 1896 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 16 марта 1902 года – епископ Псковский и Порховский. 5 дек.1903 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Скончался 5 августа 1904 года. Погребен в Ярославском кафедральном соборе. Оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии. Усердный и благоговейный совершитель службы Божией, ревнитель чинности и благолепия церковного. Труды: „Беседы по поводу недоразумений, касающихся Православной Церкви, высказанные в письме неизвестного” Киев, 1902. «Речь Высокопреосв. Феогносту, митр. Киевскому и Галицкому». ТКДА, 1900, окт., стр.141. «Высокопреосв. Феогност, митр. Киевский и Галицкий. Его кончина и погребение». Киев, 1903. Литература: “Церк. Вед.” 1896, 19–20, стр.163. -“- 1898, II, стр.53. -“- 1902, 12, стр.61. -“- 1903, 50, стр.391. «Приб. к «ЦВ» 1903, 50, стр.1975–1976. -“- 1904, 5, стр.169–172. -“- 1904, 8, стр.269, 312. Булгаков, стр.1403, 1410, 1418. БЭЛ т. II, стб.1936, 2404. БЭЛ т. Х, стб.622. «Душеп. Собес.” 1891, вып. XII, стр.376. «Юбилейный сборник» 1915, стр.181. «Русск. Паломн.» 1904, 2, стр.32–33. - " - 1904, 34, стр.589. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год», стр.76–77. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Домнин Солунский, 4 окт. Диоген, 5 окт. Ираида, 8 окт. Пелагея, 9 окт. Авраам и Лот, 9 окт. Анна, Елизавета и дружина, 17 окт. освящение храма Богородицы «в месте рекомемь раи», 17 окт. Леонт, Домент, Теронт, 26 окт. Артимидор, 30 окт. Астерий, 31 окт. Пантелеонт, Ираклий, Епимах, 4 нояб. Порфирий, 5 нояб. освящение храма св. Феодора в квартале Сфораникия, 27 нояб. Козма и Дамиян, 28 нояб. цари Константин и Маврикиан с чадами, 19 дек. Евтихий, 26 и 27 апр. Василий Амасийский, 27 апр. Поплион, 2 мая Еспер и Зоя, 6 мая Димитрий и Данат, 23 июля Аполлинарий Равеннский, 31 июля царь Феодосий младший, 5 авг. Ия. Кроме названных есть немало памятей, восходящих к календарю Св. Софии, которые разделяют с Остромировым Евангелием один или два более поздних славянских источника, однако и без того приведенный список достаточно велик, чтобы рассеять сомнение в наличии особой связи между уставом богослужения Св. Софии и Остромировым Евангелием[ 10 ] . Крайне важно, что среди чтений на разные потребы, которые обычно перечисляются в конце литургических рукописей, в Остромировом Евангелии находится « » (л. 289 об.). Само чтение не приведено, дана лишь отсылка к 7 августа, когда читается Мк. 11, 22-26 в память « » (л. 285). Обозначение варваров-аваров, от которых в 626 г. был спасен Константинополь, было по недоразумению воспринято как женское имя. Ср. греческий текст: λιτηαπρχεται ενΒλαχρναιςκατα τωνβαρβρων «лития отправляется во Влахерне на варваров». Чтения на победу царя изредка встречаются в рукописях XIV-XV в., но в списках предшествующей поры в этом случае упоминается князь (как это в Типографском Евангелии XII в.), что соответствует историческим условиям Руси, или же дается сокращенный вариант: (так в Архангельском Евангелии XI в.). Упоминание царя в Остромировом Евангелии может относиться к личности византийского императора и восходить к греческому оригиналу, отразившему практику Св. Софии. При точности в передаче малозначительных деталей царьградского богослужебного ритуала обращает на себя внимание отсутствие в Остромировом Евангелии такого важного церковного события X в.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

Над могилой святого отрока была устроена часовня. Многочисленные чудеса и исцеления по молитвам святого схимонаха Боголепа явились основанием для установления ему празднования в день тезоименитства со святым благоверным князем Борисом — 24 июля/6 августа. Житие святого схимонаха Боголепа было составлено по обету черноярским купцом Саввой Татариновым в 1731–1732 гг. В Астраханском крае были широко распространены иконы святого, известны тропарь и кондак ему. В 1750 году на месте деревянной была построена каменная церковь с приделом в честь святого мученика Иоанна Воина. Могила святого схимонаха была включена в этот придел. Берег реки, на котором находилась церковь Воскресения Христова, постоянно подмывался. В середине XIX века состояние храма стало угрожающим и из него унесли все святыни. Но черноярцы долго не решались сами взять главную святыню — гроб святого схимонаха. Наконец, когда в 1851 году вода подступила уже на два аршина, жители обратились к Святейшему Синоду с просьбой перенести святые останки схимонаха Боголепа и получили на это разрешение. Был обретен маленький детский гробик, но лишь только городской глава принял его на руки, как он тут же выскользнул из его рук и вместе с осыпавшейся землей скрылся в водах Волги. Это исчезновение только что обретенного гроба было воспринято как действие Промысла Божия, так как святой отрок неоднократно являлся другим во сне и наяву ходящим по берегу и падающим под гору. Вместе с тем он утешал, что духом пребудет с верующими. Простая и полная тайн Божиих жизнь преподобного схимонаха Боголепа являет силу слов Спасителя о детях: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не приимет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их (Мк. 10, 14–16). Поликарп, архимандрит Печерский Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский, жил в XII веке. Отрекшись от житейских благ и мирской жизни, он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и в своей жизни усердно подражал подвигам основателей обители — преподобному Антонию († 1073; память 10/23 июля и 28 сентября/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

На Руси были также установлены и другие праздники. 18 (31) июля стало отмечаться как день Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, воспоминание явления Божией Матери святому князю Андрею. Этот праздник был установлен по воле самого благочестивого князя-страстотерпца. 27 (10) ноября стало днем воспоминания чуда Знамения от иконы Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде при отражении осады города суздальцами. Этот праздник был установлен в 1169 г. Новгородским архиепископом святым Илией-Иоанном. Все эти праздники первоначально имели лишь местное значение, но вскоре стали отмечаться как общерусские. Праздник Всемилостивейшего Спаса и Его Пречистой Матери был установлен 1 (14) августа. Это произошло по взаимному соглашению святого князя Андрея Боголюбского и византийского императора Мануила Комнина, которые оба в этот день одержали победы над мусульманами – болгарами и сарацинами (соответственно). Князь и император служили молебны перед началом сражений и оба удостоились знамений. Православные воины видели лучи света, исходившие от образа Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. В память о победе над Волжской Болгарией князь Андрей также воздвиг на Нерли знаменитый храм-памятник, посвященный Покрову Божией Матери. Это событие положило начало традиции празднования 1 (14) октября дня Покрова Пресвятой Богородицы. О богослужебной традиции Русской Церкви до 2-й половины XI в. мало что известно. Однако жития святых Бориса и Глеба, преп. Феодосия Киево-Печерского, а также поучения Новгородского епископа Луки Жидяты свидетельствуют о том, что весь суточный круг богослужений совершался на Руси с самого начала церковной жизни, причем во многих храмах богослужения были ежедневными. Богослужебные книги, необходимые для этого: Евангелие, Апостол, Служебник, Часослов, Псалтирь и Октоих – были принесены на Русь из Болгарии в виде переводов, сделанных святыми Кириллом и Мефодием. Древнейшая из дошедших до наших дней рукописная богослужебная книга начала XI в. – Минея за май месяц. Ко 2-й половине XI – началу XII в. относятся три древнейшие русские Евангелия – Остромирово, Мстиславово и Юрьевское. Этим же временем датирован Служебник преп. Антония Римлянина (ум. в 1147 г.), особенностью которого является отсутствие указания количества просфор, на которых совершается литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Бароны и дворяне Розенкампфы Иоанн-Генрих Розенкампф (Rosenkampf), шведский офицер, возведён был Королём Карлом XI, 20 августа 1687 года, в дворянское достоинство. Он служил, в последствии, майором в войсках Карла XII. Потомок его Густав Андреевич Розенкампф, действительный статский советник, член коммиссии составления законов Российской Империи и член финляндского комитета в С. Петербурге, (рождение 6 января 1764 † 1831), и племянник его, корпуса инженеров путей сообщения поручик (в последствии бывший полковником) Карл Розенкампф возведены был Императором Александром I, 13 июля 1817 года, в Баронское достоинство Великого Княжества Финляндского. Герб дворян Розенкамофов: щит разделён горизонтально на две неравные части. В верхней, мéньшей части, в серебряном поле, три красные розы. В нижней, бóльшей части, в голубом поле, влево обращённая рука в латах держит серебряную саблю. На гербе дворянский шлем, из коего выходят два знамя, правое белое, левое голубое, и между ними красная роза на зелёном стебле. Намет серебряный, подложенный голубым и красным. Герб баронов Розенкамофов: щит разделён на 4 части. В 1-й части, в красном поле, 8 золотых пятиугольных звёзд, и между ними вправо обращённый лев, с дворянскою короною на голове, держит в правой лапе подъятый меч, а в левой опущенную сабля. Во 2-й части, в золотом поле, две лавровые ветви, и между или (в память трудов барона Г. А. Розенкампфа в коммиссии составления законов), серебряный столб, увенчанный Императорскою короною, и на столбе доска со словом: « закон». В 3-й части, в золотом же поле, от правого верхнего угла к нижнему левому диагональная шахматная полоса, белая с чёрным. В 4-й части, в красном поле, вправо обращённый белый гриф держит в правой лапе саблю, а в левой золотой щит. Посреди герба щиток с родовым гербом фамилии (см. выше). На всём гербе баронская корона и на ней дворянский шлем с баронскою же короною, из коей вылетает российский двуглавый орёл. Девиз: principi, legi, patriae. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Преподобный Ильтуд Когда римские легионы покинули Британию около 410 года, незадолго до падения Западной Римской империи, православное христианство римско-бриттской традиции на территории Британии все еще процветало. По мере того как основанные римлянами города пустели, приходила в упадок и религиозная жизнь. Однако на протяжении сорока лет или более небольшие христианские общины продолжали существовать в нескольких городах и при усадьбах, особенно в южном Уэльсе. Кроме того, языческие германские племена англов, саксов и ютов в том же веке перебрались в огромном количестве из земель, составляющих нынешние Германию и Данию, и начали заселять территорию Англии. Хотя Уэльс никогда не завоевывали германские варварские народы, но язычники из Ирландии в том же веке совершали частые набеги на валлийские земли. В результате духовного вакуума в первой части V столетия появились такие ересиархи, как Пелагий. Великий и талантливый святитель из Галлии Герман Осерский (память 31 июля/13 августа) предпринял две очень успешные миссии в Британию в 429 и 447 годах и смог успешно подавить пелагиеву ересь в Альбионе. Ллантуит при Ильтуде слыл одним из крупнейших центров образования в западной Европе Вскоре после этого в Уэльс пришла сильная православная традиция, которая распространилась оттуда в Корнуолл и Ирландию. Православное монашеское влияние пришло из Египта, в основном через Галлию и северную Испанию. Кельтские народы Британии и Ирландии приняли православную веру и аскетические традиции Востока столь искренне и от всего сердца, что на протяжении последующих нескольких веков эти земли были известны как «фиваида святых». Здесь влияние святителя Германа Осерского сыграло важную роль, ибо он не только искоренил пелагианство в Британии, но и стал наставником одного из самых значимых валлийских святых, который вместе со своими учениками распространял православное монашество по всему Уэльсу. Имя этого святого — Ильтуд (другие формы: Иллтид, Ильтут, Эльтут). Витраж святого Ильтуда Святой Ильтуд, один из самых ученых мужей своего времени, блестяще знавший Ветхий и Новый Завет, знаток философии и других наук, родился, вероятнее всего, в первой половине V века. Его отца звали Бикан, мать носила имя Риэйнгулид. По одной версии, Ильтуд был сыном бретонской принцессы и благородного солдата, но, согласно другой и более достоверной версии, его местом рождения был Гламорган на юге Уэльса. Хотя Ильтуд — один из наиболее почитаемых валлийских святых за всю историю, о его жизни сохранилось мало достоверных фактов. Самое раннее письменное упоминание о святом можно найти в житии святителя Самсона Дольского, одного из его духовных преемников, написанном около 600 года. Существует также средневековое житие Ильтуда, составленное в XII веке, которое частично опиралось на более ранние предания.

http://pravoslavie.ru/98796.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010