6 июля 1910 года хозяйка усадьбы умерла от чахотки, а на её могиле любящим супругом был поставлен памятник «Могила любви» скульптора Всеволода Лишева. В 1916 году в память Марии Крестовской в усадьбе появился храм, построенный архитектором И.А.Фоминым. Высокая белая церковь в псковском стиле XII-XIII веков с золотым куполом возвышалась над соснами. Декоративная ограда соединяла церковь с изящной колокольней в 5 колоколов. Храм на Марьиной горе был освящён в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Впоследствии вокруг церкви образовалось небольшое кладбище. Церковь была закрыта в 1939 году, а в послевоенные годы взорвана. На месте мраморной лестницы в советское время были построены два горнолыжных трамплина. Дом имения продан и вывезен в Финляндию. В настоящее время от храма сохранились лишь обломки и несколько фрагментов ограды, а также надгробный камень Картавцовых и хозяйки имения Марии Крестовской, собранный энтузиастами в 1999 году из многих уцелевших частей. С 1924 по 1956 год на Марьиной горе рядом с церковью находилась могила русского писателя Леонида Андреева, который был перезахоронен на литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга. Составлено по материалам: Н.В. Григорьева «Путешествие в Русскую Финляндию» СПб, " Норма " , 2002; газета «Зеленогорский вестник» 1991 В 1914 г. рядом с могилой жены хозяина усадьбы по проекту архитектора Фомина была построена православная церковь. Внешне церковь была выдержана в строгом псковском стиле XII в. Каркас здания был выполнен из железобетона. Вокруг церкви высилась массивная декоративная ограда, имитированная под монастырскую, за нею был внутренний двор. Высокая звонница церкви с пятью колоколами служила одновременно и вратами. Церковь Мариок освятили 8 августа 1916 г. во имя " Всех скорбящих радости " . Настоятелем ее был назначен священник, прибывший специально из Валаамского монастыря. До 1939 г. в церкви " Всех скорбящих радости " регулярно проводились богослужения. Истрия Финляндской железной дороги. Часть III; 03.01.2018

http://sobory.ru/article/?object=02930

169. Дивногорский – Успенский , мужской, общежительный, Воронежской г., Острогожского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Острогожска и в 7 вер. к вост. от Коротояка, около версты ниже впадения в Дон р. Тихой Сосны, в небольшом ущельи между двух меловыхъ гор, в одной из коих высечена небольшая церковь св. Иоанна Предтечи. Основан в первой половине XVII ст. (около 1640 г.) схимонахами Ксенофонтом и Иоасафом, память которых доселе чтится монастырем и окрестными жителями. В 1786 г. упразднен, и церкви его обращены в приходские слободы Селявной, лежащей в 2 вер. от монастыря. В 1828 г. восстановлен переводом сюда упраздненного в тоже время монастыря Вознесенского, что в Коротояке. В монастыре находится явленная икона Божией Матери, именуемая Сицилийскою, которая ежегодно носится с крестным ходом в г. Коротояк с 1 по 14 августа, в гор. Острогожск с 29 августа по 29 октября, в слободу Алексеевку (за 60 вер.) с 20 ноября по 20 февраля и в гор. Бобров. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 31 и 36; Ратшин, 91; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 182; “Опис. монаст.”, 1817 г., 37; Бол- ховитинов, “Ист.-геогр. опис. Воронеж. губ.”, 181; “Опис. чудотвор. икон в России”, 1824 г. 74; “Воен. стат. обозр. Воронеж. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 282; “Стат. очерки Воронеж. губ.”, I, 22, 41; Гмелин, “Путеш. по Росс.”, I, 144; “Воронеж. губ. вед.”, 1861 г., 15; “Памят. кн. Ворон. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 10, 34, 88 (описание крестных ходов); на 1863–64 г., 1–12 (Дивногорский Успенский мон.); на 1887 г., 313 (история и материальн. обеспечение); И. Н., “Опис. Ворон. Алекс. Окатов. мон.”, 33; “Извл. из отч. Об. Пр. св. Син.”, 1840 г., 92 (наделен лесом); 1850 г., 29 (учрежд. крест. хода в Острогожск); 1867 г., 95 (учр. крест. хода в Бобров); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 843, 5 (показан во 2-м классе); “Матер. по истор. Воронеж. и соседн. губ.”, VIII, CCCXXXI (Челобитн. 1692 г. архим. Тихона о даче проезжей памяти лица, отправлен. им на бударке с хлебн. запасами на Дон), (Поручн. запись 1692 г. Острогож. жителей по лицам, отправлен. архим. Тихоном с хлебн. запасами на Дон); XII, 483 (Челобитн. 1679 г. старца Варсонофия о разреш. ему вернуться со стругом в м-рь и поручн. запись того же старца с монастыр. рабочими людьми); “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 17 (Акты 1685 г., относящ. к ист. Дон. казаков и раскола на Дону; стр. 136, распросн. речи черн. попа Германа); Второв, “Воронеж. акты”, I, 46 (поездка певчих под Азов, 1696 г., архим. Амвросий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В шестое после Пасхи воскресенье празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемой Страстною; в Москве оно совершается в Страстном девичьем монастыре в память достохвальных чудес, от сей св. иконы в сей день бывших. Название Страстной она получила оттого, что около лика Богородицы изображаются два ангела с оружиями страстей Господних. Вторично празднуется 13 августа. Умиление В седьмую неделю по Пасхе совершается празднество чудотворной иконе Богородицы, именуемой Умиление. Праздник сей установлен в 1601 г. в воспоминание избавления города Пскова от осады польского короля Стефана Батория. Икона сия находится в Псково-Печерском мужском монастыре, в 56 верстах от Пскова. В этот же день празднуется и Псково-Печерской иконе Богородицы. Вторично празднуется сей иконе 7 октября. Кипрская 139 Кипрская Празднество чудотворной Кипрской иконе Пресвятой Богородицы совершается в день сошествия Святого Духа, а также 20 апреля и 9 июля в Москве, в церкви святителя и чудотворца Николая, что в Голутвине, где хранится и самая икона Кипрская. Тупичевская 140 В Тупичевском Свято-Духове монастыре в городе Мстиславле Могилёвской губернии есть чудотворная икона Богоматери, именуемая Тупичевскою. Празднество ей установлено в день Тупичевская сошествия Святого Духа и 15 августа. В 1847 году восстановлены три крестных хода с чудотворною Тупичевскою иконою. Празднество совершается и 15 августа. Дехтяровская В 15 верстах от г. Новгород-Северска, на берегу р. Десны, находится чудотворная икона Богоматери в каменной церкви, построенной в 1710 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На сей иконе Матерь Божия изображена обеими руками обнимающею шею Предвечного Младенца, Который наклонился с левой стороны к Её шее. Вышина иконы 7 вершков, ширина 51/2 вершков. Икона написана на доске и прославилась ещё в 1702 г. В десятую пятницу после Пасхи народ многочисленными толпами стекается в с. Дехтяровку на поклонение чудотворной иконе. Когда Мазепа в Дехтяровке писал в Стародубский полк воззвание отказаться от царя Петра I и присоединиться к шведскому королю Карлу XII, в народе пронеслась молва, что Мазепа вместе со шведами надругался над чудотворною Дехтяровскою иконою, и это оттолкнуло от Мазепы даже преданных ему людей, готовых уже следовать за ним. Борщаговская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

По молитвам преподобных Антония (†1073; память 10 июля и 28 сентября) и Феодосия (†1074; память 3 мая и 14 августа) Печерских Господь даровал ему чудесное избавление из плена, накануне которого святому страдальцу явился преподобномученик Евстратий Печерский (†1097; память 28 марта) и предсказал скорое освобождение. На третий день после такого предсказания, в шестом часу дня, на глазах стражников преподобный Никон стал невидимым, только был слышен голос, воспевающий: «Хвалите Господа с Небес». Блаженный узник оказался в Печерском монастыре, в церкви Пресвятой Богородицы, где совершалась Божественная литургия. Израненный и в кандалах, святой угодник хотел из смирения скрыть дивное чудо своего избавления, но игумен и братия упросили поведать все ради славы Божией. Игумен повелел святому снять кандалы, когда тот хотел продолжать свои мученические подвиги. Святой Никон именуется «сухим», потому что высох от голода и других мучений за годы пребывания в плену. Однако он отличался необыкновенной силой духа и усердием к молитве, благодаря чему совершил много Богоугодных дел. Душа его удостоилась «наследия нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на Небесах» ( 1Пет.1:4 ). Святая Церковь призывает верующих обращаться к Печерскому чудотворцу во время тяжелых испытаний и скорбей, ибо преподобный Никон, именуемый также «столпом терпения», помогает своими молитвами всем бедствующим православным христианам, особенно находящимся в плену. Скончался преподобный Никон в середине XII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Неделя святых праотец На Господи, воззвах: стихиры воскресны, и восточны 3, Анатолиевы, и праотцев на 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Праотцев днесь, вернии, совершающе память,/воспоим Христа Избавителя,/возвеличившаго их во всех языцех/и чудес преславная верно совершившаго Господа,/яко державна и сильна,/и от них показавша жезл силы нам –/Едину Неискусомужную и Богоотроковицу Марию Чистую,/из Неяже цвет пройде – Христос,/израстивый всем жизнь,/и неиждиваемую пищу, и спасение вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Валаам для Святейшего Патриарха – место особое. Именно здесь, по его собственным словам, он почувствовал призвание идти по пути служения Русской Православной Церкви. Еще отроком Алексей вместе со своими родителями дважды, в 1938 и 1939 годах, приезжал на богомолье в Валаамскую обитель и общался со старцами. В мае 1991 года обитель обрела великое духовное сокровище – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней. В 1996 году престольный праздник обители – день памяти преподобных Сергия и Германа – был отмечен особыми торжествами. Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и, впервые в истории Валаама, – глава Поместной Православной Церкви митрополит всея Америки и Канады Феодосий. После праздничной Божественной литургии митрополит Феодосий передал в дар обители частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх подарил большую икону Преподобного. Передача частицы мощей преподобного Германа Аляскинского явилась большим утешением и духовным подкреплением братии обители. В 1999 году, когда отмечалось 10-летие возрождения Валаамского монастыря, произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (память 7 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили святые, уже прославленные Церковью, которые в разное время подвизались на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские, прп. Авраамий Ростовский (X в.), свт. Иоанн Новгородский (XII в.), прп. Корнилий Палеостровский (XII в.), прп. Арсений Коневский (XIV в.), прп. Савватий Соловецкий (XV в.), свт. Геннадий Новгородский (XV в.), прп. Александр Свирский (XV в.), прп. Афанасий Сяндемский (XVI в.), прп. Адриан Ондрусовский (XVI в.), прп. Евфросин Синозерский (XVI в.), прмч. Тит и иже с ним от люторов убиенные (XVI в.), прп. Герман Аляскинский (XVIII-XIX вв.), свт. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (XIX в.), прп. Лев Оптинский (XIX в.), прп. Антипа Валаамский (XIX в.), прп. Арефа Верхотурский (начало XX в.); новомученики XX века: сщмч. свят. Феофан Соликамский (Ильменский), прмчч. Арефа (Митренин) и Иеремия (Леонов).

http://pravoslavie.ru/12137.html

На этом заканчивается богослужение Постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост. Петровский пост Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и по этому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста – 6 недель, самая малая – 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV beka. Успенский пост Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели – с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа. В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого. Рождественский пост Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа. Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя. О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII beke. Рецепты постных блюд Закуски Грибной винегрет 200 г соленых грибов, 2 луковицы, 2 моркови, 1 маленькая свекла, 2 картофелины, 1 небольшой свежий огурец, 4 столовые ложки растительного масла, 2 столовые ложки лимонного сока, зелень петрушки и сельдерея, листья салата, сахар, соль. Соленые грибы мелко нарежьте. Лук, отваренные морковь, свеклу и картофель, а также огурец нарежьте мелкими кубиками, перемешайте. Полейте винегрет маслом, с добавлением лимонного сока или раствора лимонной кислоты.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

В дополнительном чтении на 3 мая, «Слове от жития Феодосия», рассказывается в числе прочего о его отношениях с тогдашним киевским князем Изяславом Ярославичем. Автор не упоминает об их разногласиях, а пишет только о молении Феодосия за князя и упоминает о его потомках: «Въ время же его бысть благочестивый, христолюбивый князь Изяславъ, отечь Святополчь, д дъ Ярославль, прад дъ благов рнаго нищелюбьца и милостиваго князя Георгия». Юрий Ярославин, князь Туровский, последний раз упоминается в Киевской (Ипатьевской) летописи XII в. под 1167 г. в связи с браком его дочери Малфрид и Всеволода, сына Ярослава Изяславича Луцкого. Под следующим годом князь Туровский Иван Юрьевич определен уже как внук Ярослава Святополчича. Возможно, его отец Юрий Ярославич уже умер. Второй его сын, Ярослав Пинский, упоминается под 1183 г. как участник похода на половцев. За дружинников этого Ярослава принимает свв. Бориса и Глеба больной монах Мартин, которого они исцеляют в Турове (чтение на 27 июня). Это позволяет немного уточнить время работы над 2-й редакцией. Она должна была начаться не позже конца 1160-х гг., когда Юрий Туровский еще был жив. Помимо туровских дополнений во 2-й редакции есть и смоленские. Это известия о пребывании мощей св. Глеба в этом городе до переноса в Вышгород, вставленные в чтения под 24 июля и 5 сентября. Кроме того, во 2-ю редакцию был внесен целый ряд местных Владимирских праздников. Это памяти святителям Леонтию и Исаие Ростовским, а также празднование 1 августа победы Андрея Боголюбского в 1164 г. над болгарами (Спасо-Прилуцкий пролог). Таким образом, можно говорить о собирании в рамках этой редакции местных традиций благочестия. Память св. Владимиру присутствует неизменно в обеих редакциях Пролога, притом в разных видах. На этом основании можно с уверенностью утверждать, что официальное почитание крестителя Руси как святого начинается не позже 1160-х гг. Временем составления Пролога, последней четвертью XII в., датирует составление ПрЖ и Б. М. Клосс. 408 Сказание о свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После столь успешной реализации проекта в прошлом году (во всех мероприятиях приняло участие в общей сложности около 2000 человек) отец Павел решил не останавливаться на достигнутом. Сейчас между Смоленской епархией и Институтом археологии РАН идут переговоры о продолжении раскопок этим летом. Лагерь будет организован с 27 июля по 10 августа. Также в планах священника очистить Святой колодец (вырыт рядом с местом убийства святого Глеба, осквернен в советское время). Согласно преданию, в XII веке рязанские князья Мстислав и Ярополк, ослепленные владимирцами в междоусобной брани, прозрели, омывшись водой из этого колодца. В 2003 году уже была предпринята попытка его очистить, но вода всё же оказалась непригодной для питья. «Я не ожидал, что наш проект поддержит так много людей и это сотрудничество будет продолжено, — резюмирует отец Павел. — Всё это рождает в моей душе уверенность, что в ближайшем будущем Борисоглебский монастырь начнет восстанавливаться». Проект «Неисчезающая память» До революции в Псковской губернии было свыше полутора тысяч храмов и часовен, из них более 100 в Опочецком районе. Сегодня осталась десятая часть. Собрать информацию хотя бы о некоторых храмах, определить места их расположения, установить там памятные поклонные кресты и снять об этом документальный фильм — такие задачи поставил перед собой московский кинематографист, оператор и режиссер Евгений Орлов. Был у него и личный мотив: в Опочецком районе родилась и жила во время фашистской оккупации его мама — Нина Федоровна, которой удалось получить благословение у священномученика Василия Розанова (Черницкого; 1872–1937). Так и зародился экспедиционный проект «Неисчезающая память», посвященный памяти православного святого Псковской земли, и матери кинематографиста. На подготовку ушло два года. Информацию Евгений собирал буквально по крупицам. Постепенно появились помощники — историки-архивисты из Москвы, Пскова, Истры, Опочки, из Алтайского края. Энтузиасты работали в Санкт-Петербургском, Московском и Псковском государственных архивах, присылали топографический и этнографический материал, давали советы, а затем и сами становились участниками экспедиции.

http://e-vestnik.ru/reports/kraevedy_vos...

(ныне в Петербургской академии), есть некоторые памяти, тропари которых не могли быть внесены в России, именно: 22 декабря на отверзение дверей Великой Константинопольской церкви (местный праздник Цареградский) и 5 февраля тропарь св. Полиевкту, патр. константинопольскому, которому у нас никогда не было празднования. Достойно внимания то, что отверзение дверей Конст. церкви при освящении ее в 1 редакции поставлено на последнем месте, после пяти памятей разных святых, а Полиевкт патриарх поставлен на 3 месте. Итак надобно полагать, что уставные чтения прокимна, апостола и евангелия и начала тропарей показаны были не везде в порядке памятей святых, или было по нескольку указаний уставных в один день. К сожалению, в славянских прологах: упомянутом Софийском, Лобковском, Публичн. библиотеки 47 и некоторых других, богослужебные указания простираются далеко не на все дни, тогда как по предисловию к 1 редакции они должны простираться на все дни. С I редакциею в богослужебном отношении случилось то же, что с прологом Петра. Пролог Петра несомненно в XI веке имел уставные указания на все дни, но в последующих позднейших списках его, например, в списке 1249 г., они все опущены, без сомнения, потому между прочим, что не соответствовали уже уставу в XIII веке.     Кто был Илия, автор первой греческой редакции? Константинопольский грек, ибо в прибавленных к месяцеслову Василия памятях в обилии встречаются константинопольские праздники и патриархи, землетрясения, избавления от врагов и даже затмение 8 августа, бывшее при цари Льве и Александре в 891 году. Еще более: автор был, вероятно, студийский монах или монастыря со студийским уставом; ибо эта редакция носит на себе ясные следы студийского влияния: 11 ноября есть св. Феодор игумен студийский, 26 января память пренесения мощей его и брата его Иосифа солунского, 14 июля сей Иосиф, брат Феодора, поставлен во всех списках на первом месте, 22 ноября есть память пр. Фаддея студийского в софийском прологе до 1250 года согласно со студийским уставом XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Источник Св. Гильды в Магоаре, Бретань Среди других связанных с ним святых мест Бретани упомянем деревню Карноэт (Carnoet) департамента Кот-д’Армор с часовней Св. Гильды; местечко Магоар (Magoar) в департаменте Кот-д’Армор, где можно посетить церковь и источник Св. Гильды; город Оре (Auray) в департаменте Морбиан, где существовал зависимый от главной обители Святого Гильды приорат, на месте которого стоит освященная в честь него величественная церковь XVII века; живописное местечко Плюмельо-Бьёзи (Pluméliau-Bieuzy) в департаменте Морбиан с часовней Св. Гильды XVI века под гранитной скалой на том месте, где он проповедовал Евангелие . Ряд других церквей и монастырей Бретани носят имя этого святого. Преподобный Гильда является покровителем католического прихода деревни Роснит (Rosneath) шотландского округа Аргайл-энд-Бьют. В Уэльсе, где множество приходов освящены в честь братьев, детей, внуков и прочих родственников святого, преподобный Гильда почитался покровителем историков и литейщиков колоколов. Церковь Св. Гильды в Магоаре, Бретань Преподобный Гильда Премудрый, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 145 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя некоторые ученые не исключают пиктское происхождение прп. Гильды, абсолютное большинство исследователей сходятся на том, что он был бриттом. На юге Шотландии и севере Англии в то время существовало несколько мелких бриттских королевств. Их собирательное название: «Старый север», или «Yr Hen Ogledd». Позднее почти все они были завоеваны англо-саксами и пиктами.  Одним из них, возможно, был преподобный Кеннид (Cennydd), пустынник Ллангеннитский (память: 1 августа и 5 июля). Он подвизался на полуострове Гауэр в Уэльсе, сегодня относящемуся к городу-графству Суонси. Согласно житию XV в., он жил на крошечном островке близ нынешней деревни Ллангеннит («церковь», или «огороженное место Кеннида»). В Ллангенните приходская церковь XII в. и источник носят его имя. В южном боковом приделе храма можно увидеть высеченный камень IX в. с типичным для кельтов «узловым узором». В Средние века он использовался как надгробный камень Св. Кеннида. Рядом с церковью некогда существовал небольшой монастырь. Один из приливных островков в 2 милях от деревни называется Берри-Холмс (Burry Holmes; корень «holm» восходит к древнескандинавскому слову, означающему «маленький круглый остров»). Здесь св. Кеннид нес свои духовные подвиги. На месте его келлии позднее появились часовня и церковь. В Средние века здесь продолжали молиться пустынники. Сохранились лишь остатки стоявшей на островке каменной церкви, сменившей первоначальную деревянную, построенную, по преданию, пустынником Карадогом в конце XI в. Каждое лето местный англиканский приход совершает на островке богослужение в память о святом. Сюда совершаются паломничества. Островок находится на северо-западной оконечности полуострова Гауэр.

http://pravoslavie.ru/144393.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010