Волна террора, захлестнувшая этим летом ряд стран Старого Света, не могла не отразиться на настроении европейцев, которые, может, впервые за многие десятилетия почувствовали зыбкость их, казалось, столь стабильного и комфортного образа жизни. Это особенно ощущается во Франции, где из-за трагедии в Ницце, недавнего убийства католического священника в церкви на северо-западе страны, а также прошлогодней резни в Париже одно за другим отменяют разного рода ранее намеченные мероприятия. Так, муниципалитет Лилля отказался от проведения знаменитой на весь мир крупнейшей ярмарки антиквариата и подержанных вещей, которая здесь проводится в начале сентября с древнейших времен - аж с XII века. Но, взвесив все «за» и «против», мэр Лилля социалистка Мартин Обри приняла трудное решение. «В ряде мест в разгар ярмарки, - заявила она, - собирается до 100 тысяч посетителей. Достаточно кому-либо взорвать петарду, не говоря о бомбе, чтобы возникла паника, давка и гибель людей». По тем же соображениям поставлен крест на авиашоу национальной группы высшего пилотажа «Патруль Франции» в Марселе. Яркое воздушное представление было запланировано на 13 августа и должно было собрать на местном аэродроме десятки тысяч зрителей. Но его отменили по тем же соображениям безопасности. Даже траурный марш на Английской набережной Ниццы в память о жертвах теракта 14 июля был переформатирован в более безопасный вариант в виде статичного митинга, на который, заметим, минувшее воскресенье пришло не так уж много людей - около тысячи. У президента Франсуа Олланда и его команды совсем не отпускной настрой. Большую часть августа он проведет на рабочем месте. Премьер Манюэль Вальс и силовые министры также должны в случае необходимости в течение часа - полутора примчаться в столицу. Терроризм В понедельник громкий теракт произошел в Пакистане. Не менее 93 человек погибли и около 50 получили ранения в результате взрыва в отделении скорой и неотложной помощи больницы в городе Кветта провинции Белуджистан. Этот город является давним оплотом афганских Нападение было совершено смертником, который привел в действие взрывное устройство.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этот синаксарь приведен нами весь в приложении 10 в исправленном виде. Из него видно, что он составлен по синаксарю Студийского устава.     1 сентября. По окончании устава на сей день сказано: «и сей убо есть устав Студийского монастыря; понеже в тот же день память творим святых мученик Ермогена, Евода и Калиста. Положены же быша тех мощи в монастыри Студ. Подобает и тех праздновати память».     16 сентября кроме св. мученицы Евфимии положена еще памить Еввиота студийского.     11 ноября положена служба пр. Феодору студийскому, совершавшаяся с особенною торжественностию, с препразднством с 8 ноября.     12 ноября попразднство пр. Феодора.     22 ноября попразднство Пресвятой Богородицы и память преподобного Фаддея студийского.     7 декабря память преп. отца нашего Амвросия и память в мори утопшая братия нашей в день преподобного отца в службу посланных и по бездне Божия суда утопшем (sic). В службе положены некоторые стихи заупокойные, после чего: «тако убо студийский монастырь празднует в 7 того месяца, а в нашем монастыри инако бывает», именно, было празднование св. Николаю (попразднство) и свят. Амвросию. Очевидно, патриарх Алексей при писании буквально держался синаксаря студийского.     26 января положена память пренесение преподобного отца нашего Феодора Студийского и Иосифа брата его, епископа селунского.     15 июля, кроме Кирика и Иулитты, подожена память св. Иосифа селунского епископа, брата преподобного отца нашего Феодора.     28 августа препразднство Предтечи, а 30 попразднство, потому что в Студийском монастыре главная церковь была во имя Иоанна Предтечи.     Посдедняя в этом синаксаре по времени память есть 7 января пренесение десной руки святого Иоанна Предтечи, бывшее в 956 году.     Синаксарь этого устава совершенно сходствует со студийскими минеями, бывшими в употреблении в России не позднее XII века, о чем полнее скажется в отделе о минеях.     Впрочем синаксарь означенного студийского устава изложен не так, как излагаются синаксари в других уставах; в начале дня полагается обыкновенно память святого, а здесь в описании службы известного дня говорится о том иди другом святом часто в такой форме: 22 овт. чтется житие пр. о. н. Аверкия, 31 окт. чтется житие пр. о. н. Авраамия, 15 ноября чтется чудо и мучение исповедников, 27 авг. память пр. о. н. Пимена, чтутся в патерице словеса его, 31 авг. положение св. пояса Пресв. Богородицы — слово Германа: и св. пелен. О службах же сим святым ничего не говорится. Извлечение синаксаря из этого устава сделано Горским и Невоструевым в 1869 г. и профессором Голубинским в 1881 г.. Но в обоих извлечениях есть пропуски. То и другое извлечение синаксаря, равно как и наше в приложении (10), сделаны по уставу Московской Синодальной библиотеки XII века 330. Другой точно такой же список сего устава находится в Софийской библиотеке в петербургской духовной академии XII-XIII в. 1136), но не полный, синаксарь кончается 17 января; мы этим уставом не пользовались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Кукша Печерский, сщмч. прп. - житие СВЕДЕНИЯ О ЖИТИИ ПРЕПОДОБНЫХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КУКШИ И УЧЕНИКА ЕГО МУЧЕНИКА НИКОНА И ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ПОСТНИКА, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩИХ. (память 27 августа/9 сентября) Преподобный священномученик Кукша со своим учеником преподобномуче ником Никоном и преподобный Пимен постник скончались после 1114 года. Святи тель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (XII в.; память 10/23 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому (+1182; па мять 24 июля/6 августа), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, быв ших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крес тились и становились иноками и иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен постник. Сей блаженный за свои велики подвиги был награжден от Бога великим даром исцелять недужных и провидеть будущее и совершающееся в отдаленных и неизвестных местах. Много больных и мучимых тяжкими болезнями он чудодей ст венно исцелил и много пророчествовал, предсказал, между прочим, и свою бла­женную кончину за два года. Провидев убиение преподобного Кукши, нахо див шегося далеко от обители, он однажды среди церкви Печерской громко воск ликнул: «Брат наш Кукша в этот день убит». И сказав это, преподобный Пимен почил в один день со святым Кукшей и учеником его преподобным Никоном месяца августа 27-го дня (9 сентября). Таким образом сии трое вместе получили тройственную радость, яже око не виде и ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, яже уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обы чаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня», оставаясь незна комыми с законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священному че ник Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113—1123; память 5/18 августа). Он был погребен так же, как препо добный Пимен постник, в Ближних пещерах (память Собора преподобных, почивающих в Ближних пеще рах, совершается 28 сентября/11 октября). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Кукша Печерский, сщмч. прп. " .

http://pravicon.com/info-2751

1 . Св. НИКИТА, Епископ Новгородский, преставился в 1107 году (а по Следованной Псалтири – в 1101 году, но неправильно), Января 31. Св. мощи его обретены в 1558 году, Апреля 30, и почивают открыто в Новгородском Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. Церковь память его совершает Января 31, а в Новгороде – и 30 Апреля. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 31. 2 . Св. КИРИЛЛ, Епископ Туровский, преставился в 1120 году, Апреля 28. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 28. 3 . Св. ВСЕВОЛОД Мстиславич, Князь Новгородский и Псковский, во св. крещении ГАВРИИЛ, преставился в 1138 году, Февраля 11. Св. мощи его обретены в XIV веке и почивают в Псковской Троицкой соборной церкви. Церковь память его совершает Февраля 11. Смотри Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Февраля 11. 4 . Пр. ПИМЕН Многоболезненный, Печерский, преставился в 1139 году, Августа 7. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Августа 7. 5 . Пр. НИКОЛА Святоша, Князь Черниговский, преставился в 1143 году, Октября 14. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 14. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 14. 6 . Св. ИГОРЬ Ольгович, Князь Киевский, преставился страдальчески в 1147 году, Июня 5. Св. мощи его почивают в Чернигове в церкви Всемилостивого Спаса в Епископии, в тереме красном. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 5. 7 . Пр. АНТОНИЙ Римлянин, преставился в 1147 году, Августа 3. Св. мощи его обретены в 1497 году, Июля 1, и почивают в обители его в соборной церкви, открыто на правой стороне. Церковь память его совершает Августа 3, а в Новгороде, кроме того, Января 17 и после 29 Июня в первую пятницу. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 3. 8 . Пр. ИСААКИЙ, затворник Печерский, преставился в XII веке, Февраля 14. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Февраля 14, и Пролог Апреля 27. 9 . Св. НИФОНТ, Епископ Новгородский, преставился в Киеве в 1156 году, Апреля 8. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Апреля 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На XI-й гробн.: «В лето 6918 (1410) Августа в 12, преставись Благоверный Князь Владимир Андреевич Донской». Немного отступя, следуют десять гробниц. На XII-й гробн.: «В лето 6940(1432) Августа в 19, преставись Благоверный Князь Великий Юрий Дмитриевич» 460 . На боку сей гробницы вырезаны на камне две надписи: 1 . «В том же гробе положен сын его, Князь Великий Василий Юрьевич Косой; преставись в лето 6956(1448) Ноября в 10». 2 . «В семь же гробе положен другой сын Князь Юрьев, Князь Великий Дмитрий Красной; преставись в лето 6949 (1441) Сентября 24». На XIII-й гробн.: «В лето 6940 (1432) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Андрей Дмитриевич Донского». На XIV-й гробн.: «В лето 6936 (1428) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Петр Дмитриевич Донского». На XV-й гробн.: «В лето 6925 (1417) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Иван Васильевич, большей брат Великого Князя Василья Васильевича Темнаго». На XVI-й гробн.: «В лето 7026 (1518) Июня в 26, преставись Благоверный Князь Семион Иванович Колужской». На XVII-й гробн.: «В лето 6981 (1473) Сентября в 12, преставись Благоверный Князь Георгий Васильевич Дмитровской, брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На XVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1494) Майе в 29, преставись Благоверный Князь Борис Васильевич Волоцкой». На XIX-й гробн.: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На ХХ-й гробн.: «В лето 6931 (1422) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского». На XXI-й гробн.: «В лето 6934 (1426) Августа в 16, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского». На гробнице вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На XXII-й гробн.: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святаго Священомученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братство и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко Владиславу Королю Послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова с товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, чтоб его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василия Ивановича всея Росии, Царского Величества Послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день, 23 лета государства его». (М)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Заботами Блаженнейшего Хризостома построено более 30 новых храмов. Ряд древних храмов и монастырей восстановлен (например, монастыри: св. мученицы Феклы, св. великомученика Пантелеймона, Архангельский и др.). Для пополнения монастырей Его Блаженство привез с Афона молодых иноков-священнослужителей. Его трудами были открыты многие воскресные школы и начали действовать православные организации. Как-то: Христианские кипрские детские лагеря, Христианский союз молодежи и студентов, Христианский союз женщин, Христианский союз ученых, Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос», церковные книжные магазины и т.д. Блаженнейший Хризостом является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви». Его Блаженство призывает кипрский народ к восстановлению единства Кипра, продолжая миссию своего предшественника — Архиепископа Макариоса. 7. Особо чтимые святые Кипрская Православная Церковь имеет своих особо чтимых святых. Кроме упоминавшихся уже апостола Варнавы и Лазаря Четверодневного, православные киприоты весьма почитают: Аристовула, брата святого апостола Варнавы, одного из 70 апостолов (память 16 марта); Епафраса, первого епископа г. Пафа, апостола из 70 (память 4 января); Тита, ученика святого апостола Павла, родившегося в г. Пафе и там мученически скончавшегося (память 25 августа); Никанора, одного из семи диаконов, родом с острова Кипр (память 28 июля); Сергия Павла, римского проконсула на острове, обращенного святым апостолом Павлом; Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника Первого Вселенского Собора (память 12 декабря) ; Епифания Кипрского, церковного писателя и защитника Святого Православия (403) (память 12 мая); Неофита Затворника, игумена одного из монастырей Кипрской Православной Церкви, мужественного поборника интересов своей Церкви, церковного писателя (конец XII в.), и многих других. Памяти этих святых празднуются вместе со всей Вселенской Православной Церковью и Русской Церковью, кроме Сергия Павла и Неофита Затворника. 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви: статистические данные; монастыри; духовное просвещение; положение Кипрской Православной Церкви в стране; организация Церкви; управление; деление на епископские округа; приходы; церковный суд

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

сер.) на день». Работников явилось множество, и храм окончен. Митрополит Иларион освятил его в 26 день ноября, и установил, чтобы 26 день ноября был после того ежегодным праздником св. Георгия. По летописям видим, что имени Победоносца и после посвящали храмы и обители, дознавая помощь его во дни брани. г) Около 1092 г. митрополит Ефрем уставил праздновать в 9 день мая перенесение мощей великого чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, город апулийский; к тому расположили чудеса святителя на воде и суше, в жизни общественной и семейной, какие видели и предки наши, посвящавшие имени сего святителя столько храмов, сколько никому другому из святых. д) Нет сомнения, что в XI веке уже ублажали память равноапостольного князя Владимира и благоверной бабки его Ольги. В XII веке для всей Церкви введено менее новых празднеств, чем в XI веке. а) В 1160 г., когда, по воле князя Андрея Боголюбского, рыли рвы для нового храма в Ростове, обретены были нетленные мощи ростовских святителей Леонтия и Исаии; тогда же установлено праздновать память их. б) В 1164 г. победа того же благочестивого князя Андрея над болгарами-магометанами прославила силу креста Христова, и в тоже время в Греции император Мануил победил магометан-арабов. Посему и в Греции, и в России подтверждено было праздновать кресту Христову в 1 день августа, тогда как еще по месяцеслову Остромирова Евангелия (1070 г.) полагалось 31 июля «поклонение Честному Древу». 2 . Память некоторых других русских угодников Божиих чтили местно, ожидая особенного изволения Божия о прославлении их во всей Церкви. Так чтили пр. Антония и некоторых других печерских подвижников, кн. Игоря и новгородского пастыря Никиту. § 18. Споры о посте Около половины XII века открылись в Церкви русской споры о посте в среду и пяток, или о том, как проводить дни сии, если они случатся днями праздничными. В 1157 г. ростовцы выгнали от себя благочестивого епископа Нестора за то, что он не разрешал им есть мяса в среду и пяток и в господские праздники, исключая дни пасхи и пятидесятницы, дни рождества Христова и богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей — Преставления святителя Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно, все) принадлежат Русской Церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Подробнее об этом см. Черкасова С. А. Русская гимнография святителю Николаю: проблемы её изучения//Правило веры и образ кротости… Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 356–369. 3 Днём празднования Рождества святителя Николая указывается преимущественно 29 июля, но в разных источниках может быть и 20 мая, 23 и 24 августа. Подробнее об этом см. Протоиерей Сергий Спасский. Полный Месяцеслов Востока. Т. II. М., 1977. С. 377. 4 В современной печатной Минее содержатся тропарь и кондак на Рождество святителя Николая 29 июля. 9 Серебрякова Е. И. Книжные миниатюры “Принесение Великорецкого образа святителя Николая в Москву”//Правило веры и образ кротости… 11 См. об этом: Саянкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах святителя Николая и праздник его Рождества 29 июля//Искусство христианского мира. Т. VI. М., 2002. С. 85, 88. 12 Связи с последованием Рождеству Иоанна Предтечи мы не обнаружили, разве только обращение гимнографов к святителю Николаю: …яко вторый Предтеча на земли явился еси…. 13 Отметим, что тексты кондака и седальнов строятся “по подобию” соответствующих текстов греческой декабрьской службы. Следовательно, они могли быть составлены не ранее VIII–IX веков. Стихира Всечестное твое рождество заимствуется с незначительными изменениями из службы Рождеству Богородицы, где в свою очередь она полагается на Малой вечерни. Чин Малой вечерни, как известно, сложился к XII–XIII векам, тогда же появились и песнопения для этой части службы. Соответственно, стихира Всечестное твое рождество могла появится в службе Рождеству святителя Николая не раньше этого времени. Напомним, что первый месяцеслов, содержащий память Рождества святителя Николая, относится именно к XII–XIII векам.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010