Праздник В . согласно Иерусалимскому уставу В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греч. правосл. Церквах в XII-XIII вв., у юж. славян с кон. XIII-XIV в., в Русской Церкви с кон. XIV-XV в., в Грузинской Церкви в XIII-XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29-30) и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника В. и окружающих его дней в целом один и тот же. Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сент., праздника 14 сент. и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сент. (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание В. может отмечаться уже 15 сент.). В день предпразднства 13 сент. соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства В. и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); служба на литургии - только праздника Обновления. Под 14 сент. служится малая вечерня, перед к-рой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после - из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака В. и в сопровождении 2 свещеносцев. В совр. практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения ), хотя в нек-рых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата (Настольная книга священника. С. 107-108). Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность В. составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене.

http://pravenc.ru/text/155081.html

2 . Шумов П., священник. Для чтения в храме, в семье и в школе. Уроки из жизни святых. Сто бесед. Вып. 6. М., 1899. 3 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Преподобнаго Арсения Трудолюбиваго, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 8: Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже: Яже на земли оставль, Христовым стопам последовал еси тепле/и, Того, славне, на рамо взем честный крест,/умертвил еси труды постническими телесныя желания, треблаженне./Темже зовем ти: радуйся, отче Арсение. Преподобный Арсений Трудолюбивый Преподобный Арсений Трудолюбивый жил в XIV веке. Этот подвижник отличался трудолюбием и, подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресвятой Богородицы, не знал отдыха, постоянно молился и принимал пищу только с заходом солнца. За свое смирение и трудолюбие принял от Господа дар чудотворений. Память преподобного совершается совместно со святыми Дальних пещер – 28 августа. Преподобнаго Кассиана послушника и постника, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 8: В тебе, отче Кассиане, известно спасеся еже по образу,/восприем бо крест и последовав Христови,/творил еси заповеди Его тщательне./Темже ныне со Ангелы радуется, преподобне, дух твой. Кондак, глас 2: Пред всеми смиряяся/и во всем послушание припряженное посту, блаженне Кассиане, имея,/покорил еси гордых бесов исповедати,/коль вельми боятся преподобных Печерских,/ихже и до конца посрамив,/вселися в лице 29 преподобных,/с нимиже молися о всех нас. Преподобный Кассиан, Затворник Печерский Преподобный Кассиан, Затворник Печерский, жил в XIII–XIV вв. Память его празднуется так же в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах – 28 августа. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Афоне почтили память свв. Кирилла и Мефодия Афон, 25 мая 2016 г. Ксилургу – скит Пантелеимонова монастыря Русские святогорцы почтили память равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия и помолились о Предстоятеле Русской Церкви Святейшем Патриархе Кирилле, который празднует в этот день свое тезоименитство, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . В скиту Пантелеимонова монастыря " Богородица " (иначе известен еще как скит " Ксилургу " ) имеется старинный храм, посвященный свв. Кириллу и Мефодию. Этот храм Русской обители Пресвятой Богородицы является памятником совместного пребывания в скиту братии двух славянских народностей – русских и болгар, составлявших вместе в стенах обители на протяжении всего XIX века одну монашескую семью. Успенский собор скита Ксилургу Русик и Зограф на протяжении многих веков связывают особо близкие братские отношения. Настоятели обеих обителей по многовековой традиции посещали монастыри-побратимы в дни престольных праздников. Как некогда иноки-сербы в XIII–XIV вв. спасли от запустения Нагорный Русик, потому что русские иноки не могли приходить на Афон, так и братья болгары сохранили скит Богородицы в конце XVIII - начале XIX веков, когда доступ русских на Афон был весьма затруднен по причине частых русско-турецких войн. Болгарские иноки построили новый храм в честь святых Кирилла и Мефодия, а также обновили один из древних храмов скита над братской усыпальницей, который заново освятили в честь преп. Иоанна Рыльского. Ныне в обители «Ксилургу» подходят к завершению ремонтно-восстановительные работы, приуроченные к празднованию в этом году юбилея 1000-летия русского монашества на Афоне. 25 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93616.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Makapuй Печерский, диакон, прп. Описания иконы Макарий Печерский, диакон, прп. - житие Преподобный Макарий Печерский, диакон (память 19 января и 28 августа по старому стилю) Подвизался в XIII-XIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Отличаясь нестяжательностью, великим усердием к храму Божию, кротостью, смирением, постоянно упражняясь в посте и чтении Св. Писания, святой еще при жизни сподобился дара чудотворений. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий мирно отошел ко Господу. Тело его было погребено в Дальних пещерах. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2328

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Araфoh Печерский, прп. Описания иконы Агафон Печерский, прп. - житие Преподобный Агафон Печерский (память 20 февраля и 28 августа по старому стилю) Преподобный Агафон Печерский подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Он был целителем болезней и имел дар пророчества. Святой предузнал день своей кончины. Мощи его почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Агафон Печерский, прп. Источник: Сайт days.pravoslavie.ru Тропарь Агафону Печерскому, в Дальних пещерах Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/благости тезоимените, Агафоне,/моли Благаго Господа, молим тя тепле,/яко да не лишит нас вечных благ Своих.

http://pravicon.com/icon-1049

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cuлyah Печерский, прп. Описания иконы Силуан Печерский, прп. - житие Преподобный Силуан Печерский, схимонах (память 10 июня, 10 июля и 28 августа по старому стилю) Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Однажды он силой своей молитвы связал воров, пришедших в монастырский сад, и они три дня не могли двинуться с места. Когда же они раскаялись, преподобный отпустил их. После многих трудов и подвигов преподобный мирно скончался и был погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2881

326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010