Греческая Церковь отмечает день памяти Е. 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память Е. находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в 2 Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но,- 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля. В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Е. чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Е. с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). В календаре РПЦ Е. именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество муж. и жен. мон-рей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Годом смерти Е. принято считать 413 г., Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский, указывает 410 г. Греч. служба Е. была составлена во 2-й пол. XIX в. игуменией мон-ря во имя Е. на о-ве Докос (один из Саронических о-вов, к западу от о-ва Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г. Ист.: BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721; MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735; SynCP. Col. 840-841; Vita St. Euphrasiae virginis//PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития]; PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II]; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189); ЖСв. Ил. С. 571-597; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Laty š ev. Menol. T. 2. P. 210-214; Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 105-106; Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284; Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne//AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29; Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie//Ibid. 1961. T. 79. P. 160; Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde//DHGE. Т. 15. P. 1411-1412; Lucchesi G. Euprasia//BiblSS. Vol. 5. P. 233-235; Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia//VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203; Επραξα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 148; Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype//DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337; Fiey J. M. Saints Syriaques/Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76; Ordained Women in the Early Church: A Documentary History/Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

http://pravenc.ru/text/187261.html

В визант. синаксарях К. имеет неск. дней памяти и сведения о нем разнятся. В Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. упоминается под 5 сент. и 14 июня. В кратком сказании под 5 сент. говорится, что он с юности вел благочестивый образ жизни и подвизался в добродетели. В 60 лет К. стал епископом Гортины и 25 лет окормлял паству. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана К. был доставлен на суд к правителю Агриану; епископ смело исповедовал Христа и обращал к вере язычников. Тогда ему в рот вложили конские удила, посадили на повозку (согласно источнику, ему было 95 лет) и повезли на казнь. Когда процессия достигла местности, называемой Ракс, с неба раздался глас, и волы, впряженные в повозку, остановились. К. отрубили голову. В сказании под 14 июня говорится, что К. занял кафедру в 68 лет, был схвачен при имп. Максимиане и казнен правителем Агрианом. В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память К. содержится под 14 июня и 9 июля. Под 14 июня говорится, что К., названный епископом Крита (Гортина не упом.), пострадал в возрасте 95 лет при имп. Максимиане. Вместе с 2 слугами - Феофаном и Феохаристом он отправился в некий мон-рь, но по дороге был схвачен и заключен в темницу язычниками; он услышал божественный глас, повелевающий ему идти в Рим. После проповеди в Риме К. возвратился на Крит, где был схвачен правителем (не названным по имени) и приговорен к усекновению мечом (место казни не указано). В сказании под 9 июля К. также назван епископом Крита, далее приводится краткая заметка, основанная на лат. Мученичестве К. В греч. служебной Минее (Vindob. Theol. gr. 300) XIII-XIV вв. память К. отмечена под 28 марта (SynCP. Col. 568). В XI в. прп. Георгий Святогорец (Мтацминдели) перевел синаксарное сказание о К. (груз. , ) на груз. язык, нач.: ... (Он с самого начала свято проводил свою жизнь...), и под 14 июня поместил его в Великий Синаксарь, рукописи которого (все XI в.) хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в Иверском монастыре на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. iber. 4), в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25) ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

О. И. умер «в черньцехъ и въ скиме» в среду Страстной недели, на память мц. Фотины Самаряныни, и был похоронен «оу святаго Спаса» в Рязани (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475). В тексте Лаврентьевской летописи допущена ошибка в месяце смерти князя (май вместо марта; Пасха в 1258 праздновалась 24 марта; память Фотины Самаряныни празднуется 20 марта, см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 296), в нек-рых поздних летописцах встречается и др. ошибка в дате смерти О. И.- «декабря 20 день» (см., напр.: ПСРЛ. Т. 30. С. 92). Почитание О. И. почитался в Рязанском княжестве с 1258 г. как представитель местной династии. Он являлся фактическим родоначальником династий вел. князей Рязанских (угасла в кон. 1-й трети XVI в.), великих и удельных пронских князей (в сер. XV - XVII в. проживали как в Русском гос-ве, так и в Литовском вел. княжестве). С посл. трети XIII в. основное поминание О. И. проходило в Спасском соборе в Рязани, а со 2-й четв. XIV в.- в Успенском соборе Переяславля-Рязанского (ныне Рязань). Помимо династических соборов и мон-рей почитание О. И. происходило во владычных церквах и обителях. По-видимому, перед смертью князь сделал щедрые вклады в пользу епископской кафедры и кафедрального Борисоглебского собора. Согласно выписи из включенной в неизвестную правую грамоту жалованной данной, тарханной и несудимой грамоты вел. кн. Рязанского Михаила Ярославича епископу Рязанскому Стефану на земли, «тянувшие» к владычному с. Столпцы у р. Прони (ныне Старожиловский р-н Рязанской обл.), это владение являлось «куплей первых владык», к-рую дали ему «деди и прадеди» вел. кн. Михаила Ярославича (АСЭИ. Т. 3. 309. С. 339), а прямым прадедом князя по муж. линии был именно О. И. На протяжении XIV - нач. XVI в. формировалось устойчивое ошибочное отождествление О. И. с кн. Олегом Игоревичем Красным, которое в XIX-XX вв. получило поддержку в историографии, прежде всего литературоведческой. После образования Русского государства и окончательного присоединения к нему Рязанского вел. княжества (1521) имя О. И. было включено для поминания в состав царского синодика (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2 об., список 2-й пол. XVI в.; см. также: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 122. Прил.). В февр. 1557 г. в К-поль вместе с миссией митрополита Евгрипского и Кизического Иоасафа и архим. Феодорита из суздальского Спасо-Евфимиева мужского мон-ря патриарху Константинопольскому Иоасафу II был отправлен список его текста, в к-рый включили и имя О. И. (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400, 423).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

канонизации В. К. в то время. Однако в кон. XVIII в. память мученика перестали праздновать даже в Ростове (в Успенском соборе города по В. К. служили панихиды), Е. Е. Голубинский связывал это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 4 марта 1909 г. по просьбе клира ростовского Успенского собора архиеп. Ярославским и Ростовским св. Тихоном (Белавиным; впосл. Патриарх Московский) было возобновлено празднование святому (Архив ГМЗРК. А-1527. Л. 45 об., 46, 48-49 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997. Стб. 434-435, 442, 444, 446-453, 455-459, 461, 465-467, 469, 472, 475, 516, 519-521; Т. 3. М., 2000. С. 64, 268; Т. 4. Ч. 1. С. 201-202, 212, 218-221, 631; Т. 6. Вып. 1. Стб. 290, 294-298; Т. 15. Вып. 1. Стб. 308, 327, 330-332, 339, 343, 353-354, 365, 370, 373; Т. 18. СПб., 1913. С. 24, 162, 165-178, 186-215, 225, 227, 229; Т. 21. Ч. 1. С. 338-340; Т. 23. СПб., 1910. С. 62, 67-76, 167; Т. 24. М., 2000. С. 91-93, 227; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 108, 115-117, 121-129, 148; СКСРК, XI-XIII вв. 174-175. С. 194-198; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 108-115. 99-100; Описание о российских святых. С. 98. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1861. С. 38-45; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 613. С. 158-159; Макарий. История РПЦ. Т. 3. С. 160; Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании чл.-кор. ИОЛДП А. А. Титова. СПб., 1901; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87-96; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 282-286; Тихомиров М. Н. Древнерус. города. М., 19562. С. 400-401; Насонов А. Н. История рус.

http://pravenc.ru/text/150813.html

Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти через 90 лет после кончины преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.) В Снетогорском монастыре положили начало своим подвигам преподобный Евфросин Псковский (память 15 мая) и преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа). Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но " молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил " . Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков. Преподобные Василий и Иоасаф вместе со своими сподвижниками были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря. Святой князь Довмонт " от своего праведнаго имения " создал в Снетогорской обители каменный храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разоренных обителях. Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин. Иконописный подлинник Псков. К. XX. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона (фрагмент). Псков. Конец XX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911243.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ И КАРИОН [греч. Ζαχαρας κα Καρων] (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 95-96) содержится рассказ, согласно к-рому К., оставив жену и двоих детей, удалился в Скит (Египет), чтобы стать монахом. Когда в Египте случился голод, его супруга с малолетним сыном З. и дочерью пришла просить мужа о помощи. К. взял З. в обитель, а дочь вернулась к матери. Став юношей, З. вместе с отцом удалился в Фиваиду из-за ропота братии, но и там среди монахов возникло недовольство молодостью и красотой З. Вернувшись в Скит, З. пришел к селитровому озеру, погрузился в него и в течение мн. часов пребывал в воде, пока его тело не покрылось струпьями, так что К. с трудом узнал сына. Во время Св. Причастия скитскому пресв. Исидору был открыт поступок З. и он сказал: «В прошлое воскресенье отрок Захария приходил и приобщался как человек, ныне же он стал как ангел». В сб. Apophthegmata Patrum приводится 6 изречений о З., к-рый достиг высокой степени совершенства в смирении и безмолвии. В арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) говорится, что З. подвизался в Скиту 45 лет и скончался 13-го числа месяца бабеха (10 окт.) в возрасте 52 лет. В греческом стишном Синаксаре (ГИМ. Син. греч. 369(353), XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 527), как и в Венецианской греч. печатной Минее XVI в., под 24 нояб. содержится только память К. Прп. Никодим Святогорец отождествляет З. с прп. Захарием (пам. 24 марта). Ист.: PG. 65. Col. 177-180 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П., 1993р. С. 66-67); SynAlex. Vol. 1. P. 335-337; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 66-68; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 178; Τ. 4. Σ. 131-132; ЖСв. Дек. С. 171-173. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365 [Карион], 376; Nau F. Carion et Zacharie, moines de Scété: (Commencement du IVe siècle)//ROC. 1905. Vol. 10. P. 209-212; Van Doren R. Carion//DHGE. T. 11. Col. 1044; Sauget J.-M. Zaccaria//BiblSS. Vol. 12. Col. 1455. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/182707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ [Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty š ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites//AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/63784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ КЕСАРИЕ-ПАЛЕСТИНСКИЕ, 8 [Греч. Μρτυρες κτ ο ν Καισρει τς Παλαιστνης] (пам. греч. 24 марта). Эти святые известны из визант. синаксарей и др. календарей. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) приводится память М. К.-П. без сказания, при этом в Патмосском списке Типикона она дается без уточнения числа пострадавших ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 56), в списке из Крестового мон-ря в Иерусалиме указана дружина из 50 чел. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 252), а в Синаксаре К-польской ц.- из 8 (SynCP. Col. 558). Текст сказания содержится в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ), где повествуется уже о 35 мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской. Когда от имп. Юлиана Отступника (361-363) пришло повеление принести жертвы языческим богам, мученики не только не выполнили его, но и возвестили по всему городу, что «Христос - единственный истинный Бог!», после чего их схватили, бросили в темницу, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 365). В синаксарях семейства С (напр., в Lips. R. II. 25, 1172 г.; Mess. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) указаны 50 М. К.-П. (SynCP. Col. 557-558). Из стишных синаксарей сведения о М. К.-П., (только память мучеников и посвященное им двустишие, в котором говорится, что они были усечены мечом) были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 132). При переводе в XIV в. на слав. язык греч. стишного Синаксаря в стишные Прологи вошли данные о М. К.-П. с указанием группы из 8 чел. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 75), что впосл. отразилось на содержании ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 287с). Однако памяти М. К.-П. нет в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил этих мучеников с пострадавшими в Кесарии Палестинской в 304 или 305 г. Агапием, Пуплием, Тимолаем, Ромилом, двумя Александрами, двумя Дионисиями , т. к. в соч. Евсевия Кесарийского «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 3) их дружина насчитывает 8 чел. а само мученичество датируется 24 марта. Однако данное отождествление нельзя считать точным, поскольку в сказаниях говорится, что М. К.-П. пострадали в период правления Юлиана Отступника, а Евсевий Кесарийский указывает имп. Диоклетиана. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 85; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 314; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 140; 2009. Τ. 2. Σ. 334. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (X в.), прп. Дииппийский (пам. греч. 11 и 23 марта). В кратком житии в составе Синаксаря 1071 г. (Paris. gr. 1617) говорится, что Г. жил при визант. имп. Иоанне I Цимисхии (969-976), а согласно житию, помещенному в Минее Vindob. Theol. Gr. 300 (XIII-XIV вв.), он подвизался при Константине VII Багрянородном (913-959) и Романе II (959-963). В Синаксаре К-польской ц. (X в.) имена императоров не названы. Из синаксарного Жития Г. известно, что у него были родители, жена и дети, но он оставил семью, проведя всю жизнь в молитвах и скитаниях по городам и пустыням. Перед смертью он пришел в К-поль и нашел приют в ц. ап. Иоанна Богослова в квартале Дииппий (ν τ Διππ), где через 7 дней скончался. Люди, готовившие его к погребению, с удивлением обнаружили на нем тяжелые вериги, к-рые совершенно изнурили его тело. Как великого подвижника Г. похоронили в нартексе храма в мраморной гробнице, на его могиле совершались многочисленные чудеса. Антоний , архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) видел в К-поле в храме Иоанна Богослова мощи Г. Он сообщил, что, по преданию о погребении, когда Г. несли хоронить мимо этой церкви, гроб с телом замер на месте, и это послужило знаком, что подвижнику надлежит покоиться здесь. О храме в Дииппии известно, что его начал возводить имп. Фока (602-610) в честь своего небесного покровителя мч. Фоки, а закончил строительство имп. Ираклий (610-641), к-рый посвятил храм ап. Иоанну Богослову. Квартал (или место) под названием Дииппий, что означает «ипподром», по одним источникам, располагался с правой стороны от входа на Месу, по другим, более достоверным,- недалеко от ипподрома. Согласно же Антонию Новгородскому, Дииппий находился поблизости от Св. Софии. После захвата К-поля турками церковь была превращена в зверинец. В XIX в. предположительно на ее месте построили кафе. В греч. календарях и синаксарях Г. называется новоявленным и чудотворцем. Под 23 марта Житие Г. включено в состав печатной Минеи (Венеция, 1596), под 11 марта - в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В визант. синаксарях его память отмечается также 5, 9 и 24 марта. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 59; T. 3. P. 463; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 69-70; SynCP. Col. 530, 556-557; Книга Паломник. С. 33, 64. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 69, 71, 83; Т. 3. С. 114; Janin. Églises et monastères. P. 264-267; Aubert R. Georges le Jeune//DHGE. T. 20. Col. 625; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 93; Janin R. Giorgio il Giovane//BiblSS. Vol. 6. Col. 537. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/162181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [Антонин], мч. Александрийский (пам. 9 авг.), время жизни неизвестно. Согласно греч. синаксарному житию, происходил из г. Александрия; проповедовал христианство, за что был приведен к градоначальнику и подвергнут пыткам: святого повесили на дереве и строгали железными орудиями, а затем осудили на сожжение. После кончины тело мученика было найдено неповрежденным. В визант. календарях А. часто называется Антонином. Память А. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 366), Синаксаре К-польской ц. (Syn. CP. Col. 881-882), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 577-578) и др. месяцесловах. Последование А. неизвестно. В совр. греч. Минее по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Αγουστος. Σ. 101). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого было включено краткое житие А. (древнейший список: БАН. 4. 9. 31. Л. 4 об., XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. С. 60), имеющее существенные разночтения с житием Минология Василия II. Стих А. переведен в 1-й пол. XIV в. в составе слав. Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложное житие и стих А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 407 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 490; Aug. T. 2. P. 413; SynCP. Col. 881-882; ЖСв. Август. С. 143-144. Лит.: Ruzi è rs U. Antonin (6)//DHGE. T. 3. Col. 852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 962; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115892.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010