34 Он построил еще несколько храмов в разных областях своего обширного государства, даже самых отдаленных, как, например, в Чудской стороне, где он основал г. Юрьев (ныне Дерпт) с храмом ангела своего, святого великомученика Георгия. Везде, где мог, он заводил училища; любил духовенство и иноков; ревностно заботился укоренить благочестие в собственном благословенном семействе. Супруга его Анна и сын Владимир прославлены от Бога святостью и нетлением. Святая благоверная княгиня Анна, дочь Шведского короля Олава, называлась в язычестве Индегердою, а во святом крещении Ириною. По кончине супруга она постриглась с именем Анны и скончалась 10 февраля 1050 года. Святой князь Владимир Ярославич Новгородский в юных летах получил от родителя Новгородское княжение и княжил там 18 лет. Оставив о себе незабвенную память сооружением Софийского собора, первой и важнейшей святыни великого Новгорода, доныне уцелевшей во всей древней красе своей, он преставился на 33-м году от рождения, 35 4-го октября 1052 года, и был погребен в аспидной (красного шифера) гробнице рядом с матерью блаженной княгиней Анной в Корсунской паперти Софийского собора. 36 Возвратимся к рассказу о распространении христианства при святом Владимире равноапостольном и ближайших его преемниках. На юге России, близ средоточия власти духовной и княжеской, проповедь евангельская имела наиболее успеха: в конце XI века там было семь епископий; 37 не только по городам, но и по многим селениям стояли храмы христианские. Между тем восток России еще мало был знаком с христианством, а в северо-восточных дебрях и болотах еще господствовало язычество; оно держалось там даже и в начале XII века. Святители и смиренные иноки принимали на себя трудный подвиг просвещать светом истины грубых язычников. В Новгороде, как мы уже видели выше, дело первоначального обращения народа обошлось не без сопротивления, которое надлежало укрощать силой. Окончательное утверждение святой веры в Новгороде суждено было первому Новгородскому епископу, блаженному Иоакиму. Прибыв на свою паству, он ниспроверг остальных идолов, построил деревянный соборный храм и при нем основал монастырь, называвшийся Десятинным. 38 Ревнуя о христианском просвещении, он поставил ученика своего Ефрема в должность наставника в училище, куда Ярослав велел собрать до 300 детей. Пастырские труды блаженного Иоакима продолжались 37 лет (993–1030). 39 В области Ростовской, несмотря на ревностные подвиги первого епископа Феодора, многие жители еще не принимали крещения и были столько упорны и неприязненны к святителю, что он принужден был покинуть Ростов и переселиться в Суздаль, где проповедь его была успешнее. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Русский путешественник XII в игумен Даниил свидетельствует, что в его время нетленные мощи св. Иоанна почивали в лавре св. Саввы 83 . Из истории Георгия Пахимера видно, что мощи св. Иоанна в конце XIII в. при Андронике Палеологе старшем были в Константинополе 84 . Но когда перенесены сюда, неизвестно. В лавре св. Саввы недавно обретена в трапезе церковная могила св. Иоанна под лестницей, ведущей в его верхнюю келью, но тела святого не нашли и не известно даже, где оно ныне 85 . 1 Сведения о жизни св. Иоанна заимствуются 1) из собственных его сочинений, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 2) из сказаний Греческих летописцев Феофана, Кедрина, Зонары; 3) из сказания о жизни св. Иоанна в греческой минее под 4 Декабря, и о пр. Косме святоградце под 14 Октября, и из службы на память св. Иоанна в той же минее. 4) Более пространное жизнеописание св. Дамаскина составлено Иоанном, патриархом иерусалимским, который жил, как полагают, в Х веке, и около 969 г. был сожжен Сарацинами (Cedren. Histor. T.II. pag. 661. Acta sanctorum die VI Maii pag 109. ed. Bolland. – Lequien – annotat. in vitam S. Ioh. Damasceni pag. 1 in ed. Opp. S. Iohannis Domasceni Paris. 1712 an. – Oriens christianus T. III. col. 466. ed. Paris. 1740.). Жизнеописатель говорит, что он следовал сказанию, написанному простым слогом на арабском языке (Vita S.I. Damasceni c. III. pag. II. cap. XXXIX. pag. XXIV.). Но и это жизнеописание не везде отличается желаемою полнотою и нигде не имеет хронологических указаний. – Алляций имел у себя жизнеописание св. Космы Маюмского, составитель которого говорит, что сообщает сведения о св. Иоанне Дамаскине , опущенные патриархом Иоанном. Но это жизнеописание не издано. Сравн. Fabric. Bibl. Craec. Vol. IX. pag. 744. n.XI. (ed. Harless). Lequien Practat ad Opp. Damasceni. 2 В каком именно году родился св. Иоанн, с несомненностью определить невозможно. Полагать можно только, что он родился в восьмом десятилетии VII века. При начале иконоборства в 726 году он занимал уже высокую должность при Калифе, и, следовательно, был в зрелых летах. Во второй беседе на Успение Пресвятой Богородицы св. Иоанн дает заметить, что он достиг уже старости (Opp. T. II. pag. 868).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Византийское государство и Церковь в XI в. СПб., 1884. С. 223). – Примеч. пер. Разумеется г. Фессалоника. – Примеч. пер. с половины IX до начала XIII в. Казань, 1894. С. 51; Луг духовный. СПб., 1896. § 69, 70). – Примеч. пер. Разумеется вмч. Димитрий Солунский, пострадавший за Христа в 306 г. Нетленные и мироточивые мощи его сохранялись в Солуни до завоевания ее турками (Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II. С. 412). Память его празднуется 26 октября. – Примеч. пер. Одиссея. 108. В житии вмч. Димитрия сообщается о многочисленных случаях его посмертного заступничества за родной город. – Примеч. пер. 1860; Никифор Григора. Римская история. Кн. 5, гл. 7. СПб., 1862). Чудовищами. Тифон (υφς) в греческой мифологии сын Тартара и Гаи, мифическое чудовище, имевшее сто огненных голов, восставшее против Зевса и низвергнутое им в Тартар. – Примеч. пер. Иосиф Флавий – еврейский историк (род. в 37 г. по Р. X.), описавший в своем произведении «De bello judaico» («О иудейской войне») разрушение Иерусалима римским полководцем Титом в 70 г. по Р. X. Это сопровождалось страшными бедствиями для евреев, которых погибло тогда общей сложностью 1337 490 человек и больше 100 000 взято было в плен. Илиада (λ/ς) – Троянская область, на территории которой разыгралась Троянская война (за 1500 лет до Р. X.), описанная знаменитым поэтом Гомером. – Примеч. пер. Троя – главный город малоазийской области Троады (на северо-западном берегу), где имела место описанная Гомером Троянская война, продолжавшаяся девять лет и закончившаяся разрушением Трои. – Примеч. пер. Лемнос (Αμνος), остров в северной части Эгейского моря. Первоначальные жители его – пеласги в одну ночь были умерщвлены собственными женами за предпочтение им иностранок (Dictionnaire universel d " histoire et de geographic par M.-N. Bouillet. Paris. P. 1025). Вот высокий пример горячей любви к родине и достоподражательный образчик любви к человечеству, хотя и грешному, но родственному всем нам! И это говорит человек, получивший строго аскетическое воспитание! Значит, истинный аскетизм не подавляет лучших чувств и стремлений, но возгревает их! – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

См. сноску на с. 97. 158 Горячность этого письма объясняется не только воинственным характером воеводы, но и остротой ситуации. Дать согласие на этот брак для отца юноши означало бы подписать приговор всем своим потомкам, из которых никто уже не сможет стать священнослужителем, поскольку Мирабай не браминских кровей. 159 Васудева(санскр. «тот, чей бог Васу») — поклонник Васу (санскр. «доброго»). Васудевой звали отца Кришны, и потому для Кришны это имя является родовым. 160 По сербски: сестра, жена и мати». 161 Преподобная Параскева-Петка(† XI в.; память 14/27 октября) весьма почитается сербами, трудно найти церковь в Сербии, где бы не было ее иконы; много храмов и часовен воздвигнуто в ее честь. Она родилась в Сербии, в селении Епиват, после смерти родителей продала все имение, раздала деньги нищим и пошла в Царьград, чтобы поклониться его святыням. Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта принял участие в совместном заседании коллегий Министерства спорта РФ и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 21 октября 2023 г. 13:53 21 октября 2023 года в Перми в рамках работы XI Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» состоялось совместное заседание коллегий Министерства спорта Российской Федерации и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Совместное заседание возглавили министр спорта России О.В. Матыцин и министр спорта и туризма Беларуси С.М. Ковальчук. В работе также приняли участие заместитель государственного секретаря Союзного государства Е.Л. Богдан, которая огласила приветствие государственного секретаря Союзного государства Д.Ф. Мезенцева, заместитель министра спорта и туризма Республики Беларусь А.И. Барауля, министры спорта регионов России, представители министерств спорта стран-участниц форума, президенты спортивных федераций, ректоры вузов России и Белоруссии, представители спортивной индустрии и прочие. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан  рассказал об опыте взаимодействия Русской Православной Церкви с миром спорта, особо подчеркнув успешный пример проведения Всероссийских спортивных игр святого благоверного князя Александра Невского, и поделился своим видением развития этого направления в рамках Союзного государства. До начала заседания министры спорта России и Беларуси и председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта посетили архиерейское подворье Спасо-Преображенского собора города Перми, где их тепло приветствовал митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий . В крестовом храме святителя Митрофана Воронежского высокие гости поклонились мощам священномученика Константина Юрганова и осмотрели музейную экспозицию, посвященную священномученику Андронику (Никольскому), епископу Пермскому. На память о посещении глава Пермской митрополии преподнес О.В. Матыцину и С.М. Ковальчуку иконы просветителя Пермского края святителя Стефана Великопермского. Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6069950.ht...

Остромирово Евангелие было создано в эпоху культурного подъема и становления государственности Древней Руси, последовавших за принятием христианства в 988 году. На последней странице рукописи сохранилось послесловие писца, диакона Григория. В нем говорится, что работа над рукописью была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года. Даты, указанные писцом, по мнению большинства исследователей, не случайны. 21 октября – день памяти Илариона Великого. Это имя для современников писца связывалось с именем киевского митрополита Илариона – «мужа блага, книжна и постника», автора знаменитого «Слова о законе и благодати». Владыка Иларион был единомышленником и сподвижником Ярослава Мудрого и сыграл важнейшую роль в просвещении Руси, в формировании ее национального самосознания и в организации книгописания при киевском Софийском соборе. Значима и дата окончания работы над рукописью – 12 мая. Эта дата связывает русскую книгу XI века с Византией IV века, когда христианство стало государственной религией в империи. Константин Великий, основав новую столицу Константинополь, посвятил ее Божией Матери. Праздник посвящения отмечался в Византии 11 мая 330 года (впоследствии этот день праздновался как день Обновления Софии Константинопольской). А 12 мая были освящены первые христианские храмы на Руси – Десятинная церковь (995 г.) и Софийский собор (1045 г.) в Киеве. Знаменательно, что в эти же дни празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, с именами которых связано возникновение славянской письменности. Все это не оставляет у историков сомнения в том, что при создании Остромирова Евангелия была разработана глубокая концепция, вводившая эту книгу, а вместе с ней и древнерусское государство, в русло мировой христианской культуры. Эта концепция единства Руси со всем христианским миром проявляется не только в символике указанных дат, но пронизывает все основные элементы памятника: его язык, текст, художественное оформление. В послесловии диакон Григорий сообщает, что переписал Евангелие по заказу новгородского посадника Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава (1024–1078 гг., сын Ярослава Мудрого).

http://pravoslavie.ru/1145.html

Он построил в обители в 1025 году прекрасный храм во имя Богоматери, существующий с некоторыми изменениями до настоящего времени. Этому игумену и приписывается типиконом 1300 года составление и введение в богослужебную практику особого ктиторского типикона. Но игумен Власий II (1282—1303), подчинившийся папе римскому, не мало изменил устав Варфоломея и в дисциплинарной и в синаксарной части, хотя основа его оставалась еще прежняя. Позднейшие произвольные прибавления в синаксаре этого устава особенно бросаются в глаза в мае; есть памяти в последние 14 дней мая, взятые из лаврентьевской четьей минеи, один экземпляр которой находился в Лаврентьевской медицейской библиотеке в Милане, которым пользовались болландисты (Acta SS. май). Поэтому проф. Дмитриевский называет этот устав Власия грекоуниатским, тогда как прочие восемь списков называет православными. Но до нас дошли и описаны у Тоскани криптоферрат. служебные минеи XII и даже XI века с годами, по которым можно составить понятие о синаксаре первоначального криптоферратского устава, но об этом будет речь в отделе о служебных минеях. Замечательные восточные памяти святых устава криптоферратского 1300 года внесены нами еще в первое издание Полного Месяцеслова по описанию его у Тоскани.     Профессором Дмитриевским изданы синаксари уставов касулявского монастыря и Богородицы Мили.     Касулянский синаксарь написан не на все дни, с пропусками многих чисел в каждом месяце. Особенностей против восточных почти не имеет. Сентября 13 есть праздник обновления храма Воскресения, что взято из Иерус. типикона, 14 сент. чин воздвижения креста на утрени подобен нашему с возглашением: Господи помилуй пять раз по 100. 25 октября Нотарей и Нестора, 27 окт. Капетолины и Иеротиды и опять Нестора. Это указывает на сводный характер. В минее криптоферратской память Нестора только 27 октября, 7 дек. отдание св. Николаю, 8 дек. препразднство зачатия св. Анны. Февр. 2 о празднике Сретения замечено: если праздник случится в неделю, ничего воскресного не поем; это вопреки другим уставам: студийскому, евергетидскому, иерусалимскому и настоящему греческому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во-первых, хотя и изображается щит с зубцами раковины, но фигура Феодоры своей головой иногда выступает из круга щита, так что является уже как бы не в щите, а впереди щита; и во-вторых, щит с бордюрами иногда переходит в какую-то неопределенную форму облака, поддерживаемого ангелами. Другое и притом собственно представление души в виде младенца также очень рано было принято у нас, как это явствует из иконы Успения Пресвятой Богородицы, – из иконы, предание о которой в Киево-Печерском монастыре восходит до XI века. В миниатюрах жития Василия Нового душа Феодоры, в виде младенца, принята во второй, позднейшей редакции, и это представление, как более понятное для наших предков, было особенно распространено в лицевых рукописях этого жития в XVIII столетии. Но русская иконография и для изображения души в виде младенца представляет любопытные данные, которые могут обогатить науку о христианской археологии. Для этого я указываю на одну миниатюру, с надписью на ней: Святая душа Христова, в лицевой рукописи жития Андрея Юродивого цареградского, принадлежащей мне, начала XVIII века, но без сомнения – копии с древнейшей редакции. Это одно из самых поздних византийских житий, потому что сам Юродивый цареградский относится ко времени императора Льва Мудрого (886–911). Древнейшие списки этого жития в славянском переводе редки; но от XVII века осталось их очень много, и вообще надобно заметить, что, вместе с житием Василия Нового, житие Андрея Юродивого было одним из любимейших чтений наших предков. Интерес к нему, кроме занимательной личности Юродивого, особенно поддерживался чествованием праздника Покрова Пресвятой богородицы, который в видении был указан Андреем его ученику Епифанию во Влахернском храме (в 909 г.). Так как ради этого видения и прославился особенно Андрей Юродивый в православных святцах, то и память его (октября 2) помещается вслед за празднованием Покрова Пресвятой Богородицы (октября 1-го). Так как помещено это житие в Макарьевских Минеях 124 . Как обыкновенны рукописи жития Андрея Юродивого XVII и XVIII вв., так редки они с миниатюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАНА ГРУЗИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в. Нана (груз. ; сер. III - сер. IV в.), грузинская царица, супруга царя Мириана III , святая Память 23 мая (Груз.) и 1 октября (Груз.) Нана была второй женой царя Мириана III , его первая супруга Абешура умерла бездетной. Нана была гречанкой, дочерью Олиготоса - знатного вельможи из Понта. Летописец еп. Леонтий Мровели сообщал, что Нана была " жестокосердой и поносила проповедь эту (св. Нины - ред.) " . Однако после того как по молитвам св. Нины царицу оставил " недуг тяжкий и острый, исцелить от которого не смог никто " , Нана стала " подругой, родной и близкой " св. Нины, расспрашивала о Христе и " познала истинного Бога " . Исцеление жены побудило царя Мириана заинтересоваться христианством: он беседовал со св. Ниной и с ее мцхетскими учениками, а также читал Свящ. Писание. Однако год спустя царь неожиданно задумал истребить всех христиан, он потребовал от Наны, чтобы она раскаялась и " отреклась от веры Распятого " , иначе он " уничтожит ее вместе с другими " . Исполнению замыслов царя Мириана помешало чудо, случившееся с ним на охоте, после которого он пришел к познанию Бога и принял решение крестить Картли. Нана и царевичи приняли крещение сразу после царя. Далее в источниках имя Наны упоминается уже в связи с событиями кончины царя Мириана, происшедшей через 25 лет после Крещения Картли. Царица умерла на следующий год после мужа и была похоронена рядом с ним в кафоликоне мцхетского монастыря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа. Основные сведения о Нане содержатся в грузинских источниках, посвященных истории проповеди в Грузии св. Нины и Крещения Картли при св. Мириане: сборниках древнегруз. летописей «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли; V-VII вв.) и «Картлис Цховреба» (Жизнь Картли; VII-XI вв.). Литература Использованные материалы Редакция текста от: 14.10.2023 17:11:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681715.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ БЛИЖНИХ ПЕЩЕР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор преподобных отцов Ближних пещер Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих Празднуется ныне 28 сентября . Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т.е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере , в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер . В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи: Кроме перечисленных святых, среди печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальнофойский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца ; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминается (песнь 9) святитель Дионисий Суздальский . Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальнофойского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена преподобных иереев Мелетия, Серапиона, Филарета и Петра . В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

http://drevo-info.ru/articles/4250.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010