Ковчег со святыней будет пребывать до 18 февраля в церкви преподобного Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря (г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, ст. м. " Крестьянская застава " ). Храм будет открыт для верующих ежедневно с 08.00 до 20.00. Справка Житие Димитрия Солунского Святой великомученик Димитрий Солунский (Мироточец, Фессалоникийский; +306 г.) жил b III-IV веках в городе Солуни (Фессалоники). Родился будущий святой в семье военачальника – его отец был римским проконсулом в Солуни. Родители Димитрия были тайными христианами, тайно в свою веру они крестили и сына. В вере они воспитывали его с самого раннего возраста. После смерти отца Димитрия, который также пошел по военной стезе, император назначил на место родителя. С самого начала своего служения святой Димитрий открыто заявил о себе, как о христианине – он проповедовал в городе и приобщил к вере множество жителей. Однажды на святого донесли императору-язычнику Максимиану (правил совместно с гонителем христиан Диоклетианом), который вызвал воина к себе. Димитрий открыто исповедовал свою веру перед императором, за что был предан мученической смерти. Сначала его заставили сражаться в гладиаторских боях, а когда Димитрий победил в них, его пронзили копьями. Местные христиане подобрали тело святого и похоронили с почестями. На Руси святого стали почитать сразу же после ее Крещения. Память его совершается в Православной Церкви 26 октября (8 ноября). Мощи Димитрия Солунского Во время крестовых походов мощи святого Димитрия Солунского были украдены и увезены в Италию, и на протяжении многих веков их судьба была неизвестна. Они были обнаружены археологами только в 1978 году в храме итальянского города Сан-Лоренцо-ин-Кампо, откуда затем их вернули обратно в Грецию. Сейчас они постоянно пребывают в греческом монастыре Панагия Довра. Икона Димитрия Солунского По количеству икон среди святых Димитрий Солунский уступает в православном мире только великомученику Георгию Победоносцу. Изначально святого Димитрия изображали как мученика, но в богатых, знатных одеждах. Однако с XI века его образ стали чаще писать в военном облачении с копьем и мечем, так как он все-таки был воином. По традиции святого Димитрия изображают молодым и безбородым человеком.

http://foma.ru/stolitsa-vstretila-desnit...

В настоящее время действует приходская Воскресная школа (младший и старший классы). После занятий Воскресной школы дети могут продолжить занятия в православной изостудии при храме. Созданы певческие курсы для детей и взрослых. В ризнице находится приходская библиотека. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, с октября 2000 года издается ежемесячный журнал " Вестник " храма Преображения Господня. В конце 2001 года начато строительство каменного здания храма Преображения Господня. Проект храма за свою основу взял классическое Новгородское зодчество XI - XII веков. Церкви этого периода чаще представляют собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку с подклетом, увенчанную шлемовидным куполом. 6 сентября 2002 года викарием Московской епархии архиепископом Можайским Григорием совершен чин закладки камня в основание храма Преображения Господня. 7 января 2005 года служилась первая Божественная Литургия в приделе во имя преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. К 7 января 2006 года внешний архитектурный ансамбль храма полностью завершен и с Рождества Христова начались регулярные богослужения в верхнем храме Преображения Господня. 19 августа 2006 года, в праздник Преображения Господня, викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма. В храме Преображения Господня, г.Долгопрудный (что рядом с администрацией) производится набор в хор церковного пения. Спевки проходят каждое воскресение в 15.30. Приглашаем всех желающих. Престольные праздники: Преображения Господня (19 августа) Память преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (18 июля) Приписные храмы: храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Богослужения совершаются: по субботам, воскресеньям и праздничным дням; начало утренних служб в 9.00, вечерних в 17.00 Расписание богослужений на текущий месяц: http://www.metamorphose.ru/raspisan.shtml Настоятель: священник Хмызов Андрей Викторович, 1969 г.

http://sobory.ru/article/?object=06455

Двухэтажное построение является архитектурной особенностью храма. Размеры же самого храма сравнительно небольшие. Сама церковь, собственно говоря, располагалась на 2-ом этаже, а первый этаж являлся служебным помещением. Разделение постройки внутри на два этажа не выражено на фасадах, имеющих традиционное трехчастное членение по вертикали. Первоначальное трехлопастное завершение храма при последующих перестройках заменили на восьмискатное. В процессе реставрации церкви в 1960-е годы (архитектор Г. М. Штендер) сохранили восьмискатное покрытие XVII века. В это же время были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. http://www.bibliotekar.ru/novgorod/45.htm «В лето 6975 (1467 г.) Бысть мор во Пьскови и Новигороде и по волостем Новгородцким; и поставиша церковь древяну святаго Семеона Богоприемца во Зверинцах, но новом месте, единого дни…» ( Четвёртая Новгородская летопись).  «А на ту весну месяца июня того же лета, свершиша церковь камену Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодником» (Летопись Авраамки). Церковь Симеона Богоприимца построена в 1468 г. в Покровском Зверине монастыре, находящемся на Софийской стороне Новгорода, к северу от вала Окольного города. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты. Дата основания монастыря неизвестна, впервые летописи упоминают о нем под 1148 г. в связи с пожаром, в котором погибла деревянная Покровская церковь. Самый древний храм из сохранившегося комплекса построек Зверина монастыря – Покровская церковь, возведенная в камне в 1399 г.; позднее она неоднократно перестраивалась и поновлялась. Церковь реставрирована в 1970-е гг. в формах XVII в. с сохранением первоначальных элементов, в том числе и декора XIV в. В 1899-1901 гг. на месте западного придела церкви был возведен большой пятиглавый каменный Покровский собор.

http://sobory.ru/article/?object=05342

Время мученичества И. не может быть установлено с безусловною несомненностью. M. Combertinus относит его к 107 году; блаж. Иероним к 109-му. Свидетельство Малалы, что И. пострадал в 115 году в Антиохии (Chron. XI, Минь, S. Gr. XCVII, 417) безусловно неверно. M. Colb. указывает день смерти св. И. 20 декабря (ныне – день его памяти), но едва ли справедливо, потому что четыре месяца слишком много для путешествия из Смирны, где И. был 24 августа, до Рима, и при Златоусте память И. в Антиохии совершали 17 октября. Существует 15 посланий, которые носят имя И., но имеют далеко неодинаковую древность и достоинство. Только 7 из них, а именно послания: 1) к Ефесянам, 2) к Магнезианам, 3) к Траллийцам, 4) к Римлянам, 5) к Филадельфийцам, 6) к Смирнянам и 7) к Поликарпу существуют в краткой и обширной греческой редакции. Пять – 8) к Марии Кассобольской, 9) к Тарсянам, 10) к Антиохийцам, 11) к Герону, диакону антиохийскому, 12) к Филипийцам существуют лишь в обширной редакции. Наконец три – 13) и 14) 2 письма к ап. Иоанну и 15) письмо к Деве Марии, к которому приложен ответ Девы Марии И., существуют лишь на латинском языке. Многовековая история споров о посланиях И. начинается изданием в 1495 году в Париже трех последних посланий. Твердо установленным заключением этой многовековой полемики можно считать заявление А. Гарнака (Gesch. d. altchr. Litt. I, 75–76), что подлинность краткой греческой редакции первых семи посланий есть доказанный факт. Одновременность и одинаковые условия происхождения посланий обусловливают собою сходство по общему содержанию всех их, за исключением послания к Римлянам и, отчасти, к Поликарпу. Они начинаются довольно пространным приветствием, выражающим благожелания И., похвалу и благодарность известной Церкви. Затем следует убеждение быть в полном согласии с иерархиею, так как епископ есть центр, около которого объерняется местная Церковь , он заступает место Христа, пресвитеры – апостолов, диаконы, учрежденные Господом, совершают вверенное им от Него служение. Без этих лиц не может быть речи о Церкви; в особенности без епископа ничто не должно делаться. Единение с видимым пастырем – епископом обусловливает единение и с невидимым – Христом. Единение с иерархиею должно охранять христиан от увлечения заблуждениями еретиков. Называя учение этих еретиков иудейством, И. утверждает против них истинное божество Христа, действительность Его воплощения, страдания, смерти и воскресения с телом, действительность Его присутствия в евхаристии. Как Христос один, так и одна только Церковь вселенская ( καθολικ), управляемая Христом, и одна евхаристия – тело и кровь Христа. Во Христе и Его Церкви, во вкушении тела и крови Его должны объединяться все верующие и быть как бы членами одного тела Христова в единстве веры, любви и надежды. Послания заканчиваются прощальным приветствиям, в котором И. указывает на свою близкую смерть, на свое несовершенство в христианстве и просьбою о молитве за совершение им до конца мученического подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Затем участники заседания почтили память Святейшего Католикоса Василия Мар Фомы Павла II. «Одновременно наша Церковь радуется об избрании 15 октября 2021 года нового Предстоятеля Маланкарской Церкви — Святейшего Василия Мар Фомы Матфея III. Убежден, что новый Католикос продолжит начатое его предшественником благое дело по укреплению братских отношений между двумя Церквами на нынешнем этапе», — продолжил митрополит Леонид. «Несмотря на период коронавирусных ограничений нам удалось реализовать целый ряд запланированных ранее проектов. В то же время жизнь подсказывает нам новые направления сотрудничества. Весь этот широкий спектр повестки наших двусторонних отношений мы обсудим в ходе нынешнего заседания. Встреча Рабочей группы традиционно дает нам возможность рассказать друг другу о текущем положении дел в наших Церквах, а также поделиться актуальной информацией, представляющей важность для всего христианского мира», — подчеркнул иерарх. Далее владыка Леонид отметил значимость двустороннего взаимодействия на межхристианских площадках, в частности во Всемирном Совете Церквей. «Хотел бы выразить слова благодарности делегации Маланкарской Церкви во главе с сопредседателем Рабочей группы митрополитом Захарией Мар Николовосом за поддержку, оказанную делегации Русской Православной Церкви в ходе XI Ассамблеи ВСЦ в Карлсуэ (Германия) в 2022 году и за противодействие попыткам дискриминировать Русскую Православную Церковь», — сказал митрополит Леонид. Владыка также поблагодарил представителей Маланкарской Церкви Индии за проявляемое ею понимание позиции Московского Патриархата в связи с ситуацией вокруг Украины и гонениями, осуществляемыми в этой стране в отношении канонической Православной Церкви. В ответном слове митрополит Абрахам Мар Стефанос поблагодарил Русскую Православную Церковь за оказанное гостеприимство, а также за готовность и далее развивать двусторонние отношения, в особенности, в рамках деятельности Рабочей группы по координации двусторонних отношений, подчеркнув, что «ее учреждение было правильным решением, приносящим сегодня обильные плоды».

http://patriarchia.ru/db/text/6022242.ht...

Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущым во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость. Кондак, глас 6: Плотскаго Твоего пришествия убоявся Иордан, страхом возвращашеся: пророческое же служение исполняя Иоанн, трепетом спряташеся: ангельския чины ужасахуся, зряще Тя во струях плотию крещаема, и вси сущии во тьме озаряхуся, воспевающе Тя явльшагося, и просветившаго вся. 303 Юлиан Отступник – племянник Константина Великого Констанция, он был соправителем его, управляя западными провинциями Римской империи. Сделавшись в 361 г. императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества, он и назван Отступником. Царствовал до 363 года, когда он погиб в войне с персами. 304 Аполлон – один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца, умственного просвещения, поэзии и музыки, а также общественного благополучия и порядка. Сверх того, он был божеством предсказаний будущего и врачебного искусства. 305 Никифор Каллист – церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе; скончался около 1350 года. Кедрин – тоже известный церковный историк, живший в конце XI или начале XII в. 307 Византийский император Константин VIII Порфирородный царствовал с 912–959 г.; брат же его Роман – с 919–944 г. Таким образом, от 919 по 944 г. Братья управляли совместно. 309 Сию честную руку Предтечи, в XIV и в начале XV века, видели в Константинополе русские паломники. Здесь она находилась до 1484 года, когда была передана Родосским рыцарям, которые, утвердившись на острове Средиземного моря – Мальте, перенесли туда полученное ими сокровище. В 1799 году эта святыня принесена была мальтийскими рыцарями в Гатчину в дар Императору Павлу I, откуда она была перенесена в С.-Петербург в церковь Нерукотворного Образа Спаса в Зимнем дворце. В память этого события установлено празднество – 12 октября. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вскоре после втрожения в пределы СССР, 19 сентября 1941 немецкие части вошли в Киев и вскоре в нижней чати Киево-Печерской Лавры – в Ближних и Дальних пещерах – разрешили вновь открыть монастырь. Владыка Антоний поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер. Иван Никодимов пишет что «В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... Немцы очень интересовались личностью схиархиепископа, и в маршруте их экскурсий по Лавре неизменно стояло посещение владыки Антония». Схиархиепископ Антоний в 1942 рукоположил Феодосия (Бахметьева) во епископа Пинского. Возможно, это было последние его рукоположение. Умирая, чувствуя приближение земного конца, владыка Антоний громко взывал к святителю Николаю и всем святым о помощи в предстоящем пути. Скончался владыка 1 ноября 1942 года и был погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Владыка любил повторять: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать». Он всю жизнь с любовью относился к царской семье, охотно и с чувством глубокой симпатии рассказывал о встречах с ней. Верующие Киева почитают схиархиепископа Антония преподобным исповедником, великим подвижником, молитвенником и прозорливцем. В 1991 году надгробие схиархиепископа Антония было восстановлено и гласит: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Ошибка в дате рождения появилась еще в 1933 году, когда более ранняя дата была записана в «анкете обвиняемого» владыки Антония. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года был причислен к лику преподобных местночтимых святых Киевской епархии с памятью в день кончины 19 октября. 22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в лаврском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских возглавил чин прославления.

http://crimea.pravoslavie.ru/160355.html

Дни св. прозорливых Из святых, имевших от Св. Духа слово разума, пророчество, разсуждения духовом ( 1Кор.12:8 –10 ), многие названы прозорливыми. Они прорекали будущее, и подобно Иисусу Христу, Который, видя сердце Нафанаила, идущего к Нему, сказал: се воистинну Израильтянин, в немже льсти несть ( Ин.1:47 ), прозревали в сердца приходивших к ним людей, и на основании сего внутреннего прозрения утешали и утверждали благочестивых и обличали нечестивых. Таков был преп. Печерский Матфей прозорливый, в XI веке подвизавшийся; его память ублажается 5 (18) октября, и другие. Дни св. блаженных Все мы, созданные для славы Божией и собственного блаженства, должны стремиться к нему. Церковь , желая нам блаженства и руководствуя к этому, блаженными, в смысле благожелания, называет умерших в надежде воскресения и жизни вечной, напр.: младенцев, почивших по принятии Св. Крещения 1925 ; святейших патриархов, благочестивых царей и цариц, создателей храмов Божиих и обителей и всех православных христиан 1926 . Из лика же святых, согласно с Писанием ( Пс.118:1–3 ; Мф.5:3–12 ) называет блаженными всех святых. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша. В особенности называет блаженными тех святых, коих жизнь была прикровенна на земле, напр.: юродивых, прикрывавших святую духовную жизнь свою кажущимся неблагоприличием (2 окт., 11 нояб., 13 авг.); сокровенных, работавших и угождавших Богу втайне, сокровенно, «посреде, – как говорит Предание, – народа и молв» мирских (9 сент.); наконец – тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не столько славою собственных дел их, которая осталась сокровенна, сколько доказана свидетельством других. Так, собиратель житий святых о блаженном Григории, патриархе Антиохийском, приводя свидетельство о жизни его, говорит: «Тако о нем свидетельство дает святейший Софроний, патриарх Иерусалимский: достоин убо есть таков муж Григорий Блаженный во святых и праведных быти воспоминаем» (20 апреля (3 мая)).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Историки прежнего времени доверчиво пользовались данными жития, излагая историю распространения христианства в нашем крае, а так же историю русского монашества. Но памятник в разных своих редакциях представляет внутренние несообразности и противоречит другим историческим данным о христианстве в Ростове того времени и о монашестве на русском севере. Несообразности объясняли, противоречия примиряли. Было высказано много догадок. По самому житию преп. Авраамий современник свв. Владимира и Бориса и первых ростовских епископов Феодора и Иллариона. Но кажется, только один преосв. Макарий относил деятельность Авраамия к этой ранней эпохе, признавая произвольно годом его смерти 1045. Другие ученые отодвигали жизнь Авраамия Рост. к концу XI стол. Или даже к концу XII. Изучение литературной истории памятника начинается с преосв. Макария, который указал три его редакции. Проф. Ключевский и Голубинский подвергли их критическому изучению. Г. Кадлубовский продолжает их работу притом с новой стороны. Его выводы следующие. Житие преп. Авраамия Ростовского носит черты литературного заимствования из слова Ефрема Сирина о преп. Авраамии Затворнике, память которого совпадает с памятью ростовского святого – 29 октября. Слово Ефрема было распространено в древности на Руси и оставило заметный литературный след на других житиях (преп. Нила Столбенского). Влияние его на житие Авраамия Ростовского объясняется кроме тождества имен и совпадения памятей, еще и скудостью известий о жизни русского святого при известности восточного подвижника. Произведение Ефрема Сирина только главный источник русского жития, но не единственный. На нем заметно отразилось также апокрифическое житие Иоанна Богослова, приписанное Прохору, и народная легенда о борьбе подвижника с бесом, встречающаяся в житии Иоанна Новгородского. В слове Ефрема описание деятельности Авраамия Затворника отличается неопределенностью исторической и географической. Но то же самое можно сказать и о некоторых списках жития русского подвижника, которые не называют имен князей и епископов. Такие списки (проложенный и изданный в Памятниках Старинной Русской Литературы – I вып.), по мнению г. Кадлубовского, и представляют основу сказания в более чистом виде: взяв сюжет из греческого источника, русская легенда не успела еще ввести имена исторических лиц. Это первая версия первой краткой редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В трудах преподобного Иосифа Волоцкого (память 9 сентября и 18 октября) эти и другие отдельные мысли получили системное выражение. Опираясь на византийскую практику и святых отцов, он учил, что русские цари являются Божьими слугами и хранителями православия, а потому их первая обязанность заключается в преследовании еретиков и сбережении Церкви – это альфа и омега царского служения. Преподобный высоко чтил царское служение, он учил, что русский царь только телом человек, а властью подобен Богу. Разумеется, на фоне подобных доктрин царские прерогативы никак не уменьшились в сравнении с византийскими образцами, и вскоре царь становится главой церковного управления . Хотя нередко заявляют, будто данная практика имела место только на Востоке, усмешка истории, однако, заключается в том, что и на Западе ситуация развивалась сходным образом, невзирая на отчаянное сопротивление Римской кафедры. В условиях все еще единой Римской империи, то есть до конца VIII века, папские декреталии никак не могли составить конкуренции императорским эдиктам. Безусловно, захват Запада и в первую очередь Италии германскими племенами, образовавшими различные очаги власти на этой имперской территории, привел к невольной конкуренции их племенного, германского права с традиционным имперским законодательством, включавшим в себя церковные каноны. В целом, до конца XI в. на Западе церковное нормотворчество не знало четкого разграничения по компетенции лиц, его формировавших. Компетенция пап, императоров, королей, епископов и баронов зачастую накладывалась одна на другую . В этих условиях папские правовые акты, регулирующие жизнь и быт не только Западной Церкви, но и рядовых христиан, довольно поздно выделились в автономную систему права. После создания империи Каролингов франкские государи действовали с кальки византийских образцов, регулируя королевскими актами все области жизнедеятельности своего государства, включая, разумеется, духовные вопросы. И нет ничего удивительного в том, что термин «каноническое право» вплоть до XII в. не имел на Западе широкого распространения. А понятие « jusecclesiasticum», которое сегодня вбирает в себя вообще всю совокупность церковных норм, в то время относилось лишь к части императорского права, регулировавшей церковные отношения .

http://bogoslov.ru/article/5541916

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010