Но в Хлудовском прологе нет праздников: Покрова Богородицы 1 октября, равно и святителя Николая 9 мая. В Румянцевском 319) сентябрь и начало октября утрачены. Вероятно, что Покров Богоматери и праздник перенесения мощей святителя Николая в Бар град, при переходе русского пролога в Болгарию, опущены болгаро-сербскими справщиками, или по распоряжению церковной власти. Болгария в то время подчинена была Константинопольской патриархии, в которой этих праздников не было. Праздник святителя Николая 9 мая установлен в России в конце XI века, ранее перевода в России пролога на славянский язык, и потом весьма рано внесен в русские прологи и потому не нахождение праздника Покрова Пресвятой Богородицы в означенном сербском прологе нисколько не говорит за позднее происхождение его, но ясно говорит, что праздник установлен не в южно-славянских землях, а в России. Доселе писалось, что память святого великого князя киевского Мстислава находится в прологах сербской редакции 98 . В начале июня сего года в числе прологов московской синодальной библиотеки мной найден пролог русского письма 177 по новому каталогу и 1167 по старому), в котором находится 15 апреля память этого князя с тем же сказанием, какое и в сербских прологах 319 Румянцев. музея и 189 Хлудовской библиотеки, но оно изложено чисто славянским или славяно-русским языком. Этот пролог отличается от сербских тем, что в него внесены на каждый день нравоучительные повести и поучения, какие находятся в других русских прологах, и он потому содержит только мартовское полугодие, а не целый год, как те прологи. К сожалению, очень многие листы в нем утрачены, именно с русскими праздниками 2, 3 , 9 , 12 и 31 мая, июня месяца совсем нет и от июля остались памяти святых только с 23 числа и 24 июля праздник святых князей Бориса и Глеба есть. Без сомнения, 16 июля была и память Ольги со сказанием, как она находится в сербских прологах. Мая 31-е число есть, но средина его вырвана и, вероятно, в ней сказание о перенесении мощей преподобного Феодосия утрачено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После 30 лет мирного правления Себби сначала принял монашество, а затем, согласно преданию, основал монастырь святого Петра в столице восточных саксов Лондоне. Этот монастырь известен сейчас как Вестминстерское аббатство. Как гласит житие святого Себби, вся его жизнь проходила «в покаянии, молитве и посте». Его племянник Сигхер был женат на святой принцессе Осит († ок. 700; память 7 августа). Деревня близ устья реки Колн, в которой она основала женский монастырь, до сих пор носит ее имя – Сент-Осит. Сыном святой Осит был святой Оффа (память 15 декабря), король Эссекса, оставивший трон в 709 году и закончивший свою жизнь в Риме простым монахом. Вот история о том, как Эссекс, «графство Самого Бога» (по словам Бенсусана), стало христианским королевством. По некоторым данным, мощи апостола Эссекса святого Кедда сохранились и покоятся под спудом в церкви деревни Ластингем, куда совершаются православные паломничества и где находится икона святого. Глава из книги «Orthodox Christianity and the English Tradition». Диаконство существовало на протяжении всего I тысячелетия, многие оставались диаконами всю свою жизнь. Сегодня только Православная Церковь хранит эту традицию. Римо-католичество оставило ее в XI веке, хотя относительно недавно снова возродило, но в довольно искусственной форме. Из четырех братьев двое стали епископами, а двое – священниками. Трое из них канонизированы. Память святого Кедда празднуется 26 октября, а память святого Чеда и (местно) святого Кинибила – 2 марта. Четвертый брат, Кэлин, хотя был благочестивым, но никогда не считался святым. Крещение с полным погружением было обычной практикой на протяжении всего I тысячелетия; эта практика до сих пор сохраняется в Православной Церкви. скрыть способы оплаты Комментарии Виктор 13 июля 2022, 18:55 Дорогой Дмитрий! Можно узнать где Вы узнали, как произносить имя святого о котором идет речь в статье? симеон 19 февраля 2010, 12:03 СПАСИ ХРИСТОС!узнал о том,о чем раньше не знал.очень хочется узнать о православных корнях ГРЕНЛАНДИИ.ХРАНИ ВСЕХ БОГ! Виктория 3 июня 2009, 12:27 Спаси Господи!Мое предвзятое отношение ко всему Западу хоть и небыстро,но все же рассасывается. огорчительно, что сейчас они католики, и только Господь знает путь их преображения.(да и нашего:))). Все равно верую во ЕДИНУ,СВЯТУЮ,СОБОРНУЮ и АПОСТОЛЬСКУЮ Церковь; чаю Мира, где милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася, истина от Земли воссия и правда с небеси прииде. Ольга Сергеева 30 мая 2009, 13:01 Большое спасибо за статью. История Англии предстаёт в новом, преображенном благодатью Божией свете. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/30590.html

Икос 12 Поюще светлуя память твою, воспоминаем дивное обращение твое к Господу Богу, ублажаем честныя подвиги твоя, воспеваем святое успение твое, прославляем и переселение твое в небесныя обители, дивная невеста Христова Пелагия, сия припевая тебе: Радуйся, благую часть Христову избравшая. Радуйся, иго Христово с любовью понесшая. Радуйся, в час скорбей и напастей нам помогающая. Радуйся, носящих имя твое святое всегда окрыляющая. Радуйся, в Христовой радости пребывающая. Радуйся, Пелагие, голубице Христова предивная. Кодак 13 О святая и преподобная мати наша Пелагие! Приими сие малое наше молитвенно-хвалебное приношение, в честь и память святых подвигов твоих, от нашея любви тебе приносимые. Да молитвами твоими души наша убелим, белилом покаяния, вводящее в жизнь вечную, Богу поюще: Аллилуиа. Молитва преподобной матери нашей Пелагии О святая и богомудрая матерь наша преподобная Пелагия! Ты во едином часе возлюбившая Господа Иисуса, все земное оставила еси невозвратно, устремилася еси к великим и спасительным подвигам, иже и совершила еси Евангельски во много крат! Сего ради, мы, в сей день, в день твоей светлой памяти, ублажающи тя, просим: пролей твою всесильную молитву о нас грешных пред престолом Сеяться Троицы, о милости Божией к нам, еже зде пребывающим в плачевной юдоли земной: О еже достигнути и нам твоими молитвами жизни в селениих праведных, идеже ты пребывавши, со всеми святыми, во веки веков. Аминь. Родина пр. Пелагии – Антиохия. Кончина преподобной около 457 г. Епископ Нонн, св. был Епископом Илиопольским 451–458. Диакон Иаков, спутник еп. Нонна в Антиохию к Патриарху по церковным делам; в то время был съезд Епископов семи провинций Антиохийской Церкви. Память преп. 8 октября. Икона освящ. для Арх. Ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи. Акафист святителю Павлу исповеднику, Архиепископу Константинопольскому память 6 ноября Кондак 1 Возбранный исповедниче Божий и угодниче Христов, миру всему возгласивый правыя веры исповедение. Восхваляем тя, святителю отче Павле: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бедственных обстояний защищай зовущих:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

31 октября 1448 года скончался Иоанн VIII Палеолог, так и не решившийся официально объявить унию. Престол занял его брат, Константин XI Палеолог Драгас, подписывавшийся двумя фамильными именами — отеческим и материнским. Мать его, Елена Драгаш, была сербкой, единственной славянкой, ставшей константинопольской императрицей. После смерти супруга она приняла монашество с именем Ипомони и прославлена как святая (память 29 мая, в день падения Константинополя). Она была последней императрицей, поскольку пережила своих невесток-императриц. Константин XI, родившийся 8 февраля 1405 года, был старшим из остававшихся в живых сыновей Мануила II. Но его права на престол не были неоспоримы. В Восточной империи не существовало закона о престолонаследии, и определить наследника должен был правящий император. Если он не успевал этого сделать, по существовавшему в то время обычаю вопрос решала императрица-мать. Елена-Ипомони благословила своего четвертого (всего их было шесть) сына взойти на престол. Константин был человеком благородной души, суровым и мужественным воином, хорошим военачальником. О его интересах к науке, литературе и искусству мы знаем мало, хотя двор в Мистре на Пелопоннесе, где он пребывал до того, как принял царский венец, был средоточием самой тонкой культуры. Главнейшей проблемой оставалась уния. Церковные споры в Константинополе достигли такого накала, что Константин не пожелал, чтобы его венчал на царство не признаваемый антиуниатами патриарх Григорий III. Венец был доставлен в Мистру, и коронацию совершил 6 января 1449 года местный митрополит. Летом 1451 года в Рим был отправлен императорский посол, который, в частности, доставил папе послание от «собрания» (synaxis) епископов и других противников унии, которые предлагали папе отменить постановления Флорентийского собора и принять участие в новом Вселенском Соборе, на этот раз в Константинополе. Это весьма показательно. Император, официально придерживающийся унии, сотрудничает с ее противниками, которые, входя в его положение, не объявляют своего «собрания» собором (синодом).

http://pravmir.ru/padenie-konstantinopol...

Такие подвижники, проводящие безмолвную жизнь в пустыне, назывались и ныне называются «исихасты». При настоящем случай нам невольно пришли на память встреченные нами два противоположные – оба неправильные – замечания о таких подвижниках: 1) в Справочном Энциклопедическом Словаре (см. том 5. Спб. 1847 стр. 179) под словом: „Исихасты»; и 2) в «Днях Богослужения православной кафолической восточной церкви» под именем «Исихасты» (см. издан. 6, книга I. Спб. 1886, стр. 587 и 588). В Словаре исихасты представляются под видом некоей особой еретической, фанатической секты, явившейся на Восток будто бы в XI веке, а потом возобновившейся в XIV в., противниками которой были Валаам (в имени ошибка: Варлаам, а не Валаам ) и Акиндин, клирики западные. Да исихаст (погречески συχαστς) просто значит: безмолвник, и отнюдь не сектант с каким-нибудь еретическим мудрованием. Такие подвижники явились на Востоке вовсе не в XI веве, а почти с самого начала христианства, и продолжались в не X во все века оного: есть они и ныне, и никто из здравомыслящих не приписывает и никакой ереси и никакого Фанатизма. Если исихасты были еретики и фанатики, как доказывали вооружившиеся против них Варлаам и Акиндин, так за что же эти противоборцы сих безмолвников были осуждены на двух соборах (не на двух, а на четырех ), как утверждает и сам Словарь? Желающему ближе ознакомиться со всем этим делом, советуем прочитать книги: «История православного монашества на Востоке и в России», Петра Казанского . Три части Москва, 1854, 1855 и 1856 гг.; и «Святый Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих Игумена Модеста.» Киев. 1860. «Св. Григорий Палама , митрополит Солунский». В церковных ведомостях 1890 г., 9, стран. 291–294). В «Днях Богослужения» упоминается о целой школе подвижников-исихастов. Исихасты эти производятся здесь уже от некоего безмолвника Исихия, подвизавшагося на Афоне во время Иоанна Лествичника . В удостоверение же этой повести делается напрасная ссылка на 3 октября Пролога. Очень любопытное открытие, – Иоанн Лествичник , как известно, живший и подвизавшийся в VI веке на Синае, является по этому сказанию на Афоне со своим учением и участием в жизни насельников оного (см. кн. 2, стр. 101)! От души были бы благодарны Афонцы за такое открытие, если бы только оно было доказано фактически. Но об этом событии, передаваемом «Днями Богослужения», лучше всего справиться у самого св. Иоана Лествичника (см. книгу его под именем: «Лествица»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший, ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, через которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского». Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево–Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября/11 октября), так и в службе всем Киево–Печерским святым (вторая Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви. Иларион, Схимник Печерский, в Дальних Пещерах почивающий В житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря, о преподобном Иларионе сказано: «Чернец Ларион по вся дни и нощи писаше книги в келлии преподобного отца нашего Феодосия, оному Псалтирь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу». В «Сказаниях о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» описывается преподобный Иларион так: «Преподобный Иларион схимник такого воздержания был, иже в неделю раз только и то мало что едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много, день и нощь, с коленопреклонением и слезами творяше, угодил Господу Богу». В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Преподобный Иларион подвизался в XI веке. Имя преподобного Илариона, как ученика преподобного Феодосия, упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер (4–я песнь канона). Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах, поэтому и память его совершается совместно с преподобными упомянутых пещер 28 августа. А 21 октября память его совершается, вероятно, ради тезоименитства его преподобному Илариону Великому († 372). Иларион Псковоезерский, преподобный — день тезоименитства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский († 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября) До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского († 1073, память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита в связи с тем, что в Переяславе существовала особая, отдельная от Киева, титулярная митрополия, учрежденная в 60-е гг. XI в., что было следствием своеобразного политического устройства Руси при наследниках Ярослава Мудрого. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1077–1089). В своей епархии святитель Ефрем возвел много благолепных храмов из камня. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Святитель Ефрем прославился как благотворитель и благоукраситель Переяслава, укрепив его каменными стенами, устроив бесплатные больницы для бедных, а также общественные бани (по другим сведениям – крещальни, или баптистерии при храмах). В 1091 году преосвященный Ефрем участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского . В книге П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» преосвященный Ефрем упоминается митрополитом Киевским в 1088–1091годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В святом крещении Василий, сын великого князя Святослава, внук св. Ольги. Крестился в православную веру в КОрсуни и крестил русский народ в 988 и 989 году. Ум. 15 июля 1015 года и погребен в созданном им Десятинном храме. По свидетельству Кальнофойского, мощи обретены митрополитом Петром Могилою в 1635 году. Глава св. Владимира хранится в великой церкви Киево-Печерской Лавры, нижня челюсть в Московском Успенском соборе, а ручная кисть в Киево-Софийском соборе. «Память и похвала князю Русскому Володимиру» принадлежит перу писателя XI века, черноризца Иакова, а «житие Владимира или испытание» принадлежит перу Грека Феодосия, переводившего книги с Греческого на Славянский язык для Печерского подвижника князя Николы Святоши. Сочинения эти напечатаны митрополитом Макарием в Ист. Русс. Церкви, I, стр. 255–268. Память празднуется повсеместно 15 июля. Сказание о кончине у Барсукова, стр. 104. 3. Святыя благоверныя князи Борис и Глеб, дети его, а память святаго Бориса месяца сентября в 24 день. Святаго Глеба память месяца сентября в 5 день, убиени быша от брата своего Святополка в лето 6524 Св. князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья св. Владимира, еще язычника, и матери-христианки. Убиты по распоряжению брата их Святополка Окаянного, вскоре после кончины отца их в 1015 году. Св. Борис убит на берегу реки Альты 24 июля, а св. Глеб не далеко от Смоленска 5 сентября. Мощи обоих братьев в 1019 году погребены в Вышгороде, в новопостроенном храме. В 1072 году великий князь Изяслав построил новый храм и перенес в него мощи страстотерпцев. Память празднуется 5 и 24 сентября, 24 июля и 10 декабря, а перенесение мощей 2 мая и 11 августа. По «Иконописному Подлиннику» под 2 мая: «Борис подобием рус, власы мало с ушей, брада невелика, аки Космина, на главе шапка, опушка черная соболья, ризы на нем княжеские, шуба бахатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах. Глеб подобием млад, лицем бел, власы кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеские, в руке крест, в другой меч в ножнах; у обоих на ногах сапоги» (Филимонов, стр. 334 и 397). «Чтение» и «Сказание» о св. страстотерпцах, жития в нескольких редакциях, чудеса и служба подробно описаны у Барсукова (стр. 72–75). 4. Святый Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его месяца февраля в 28 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, — пишет святой Симон, — мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В обоих есть память нигде более не встречаемая, это 4 июля память св. Михаила архиепископа афинского Хониата ( 1216 г.). Другой древний греческий месяцеслов в Московском Музее, относимый к концу XIIІ в. В этих месяцесловах есть характеристические иерусалимские памяти: 8 янв. пр. Георгия Хозевита и 3 ноября освящение храма св. великомуч. Георгия в Лидде. Эти памяти редки в уставах и памятниках агиологии в предшествовавший период (IX-XII в.), только 3 ноября есть память освящения храма великомуч. Георгия в одном месяцеслове Сирского евангелия, писанного в 1030 году в Антиохии, но зато в Антиохийском, а не Константинопольском патриархате. Служба же Георгию Хозевиту 8 янв. оказалась только в двух греч. минеях Моск. Синод. библиотеки 448 и 331, относимых по письму к XII веку. В греческих минеях печатных есть службы 8 января Георгию Хозевиту и 3 ноября великомуч. Георгию. В этом периоде распространился на востоке и взял перевес над другими стишной синаксарь или пролог, составление которого приписывается диакону Великой Константинопольской церкви Маврикию. Нам известен древнейший стишной синаксарь сентябрь – февраль в Москов. Синод. библиотеке 1295 года, по содержанию относящийся к XII веку, к предыдущему периоду. В той же библиотеке есть другой стишной Синаксарь 369 сентябрь – ноябрь), относимый к XIII веку. Вообще он согласен с предыдущим, но в нем встречаются в довольном числе более пространные сказания о святых, есть и новые сказания, и он расположен согласно с месяцесловом Иерусалимского устава (XIII и след. веков). Только 3 ноября нет освящения церкви муч. Георгия в Лидде, а 9 октября нет Андроника и Афанасии. Из других прологов стишных этого периода (с XIIІ в.) видно, что они приведены в памятях в согласие с установившимся синаксарем Иерусалимского устава. Впрочем, еще довольное время употреблялись и не стишные разные прологи, так в 1249 году переписан был монахом Ионою пролог, составленный Петром в XI веке, переписан для Константинопольского монастыря Лазаря четырехдневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010