3) т. н. Шигианский (Chig.) XI столетия и 4) Иерусалимский из библиотеки гроба Господня (Hieros.) XII столетия. Повторение, а в некоторых случаях и дополнение текста, представляют также греческие «Катены» (т. е. сборники, заключающие толкования на различные места Св. Писания), в которых можно находить довольно значительные отрывки из сочинения Ипполита. Эти «Катены» известны в нескольких редакциях в рукописях: Оттоберинской gr. 452 (Ottober. или О) XI века; двух Парижских – gr. 174,159 (Paris, prim, и secund. или Р 1 , Р 2 ), первая – XIII в., а вторая – X-XI вв. и трех Ватиканских gr. 1553–1554, 561, 675 (Vatic, pr., sec., tert. или V 1 , V 2 , V 3 ) – первая – XVI в., вторая и третья – XV в. Из В) старославянских манускриптов особенно важны: 1) пергаментная Чудовского монастыря (Ч) – XII или XIII века, изданная (в той части, которая касается «Толкования») И. Срезневским (Сказ, об Антихр. в слав. перев. 1874. СПб. стр. 4–35), а также, отчасти, Невоструевым (Слово св. Ипполита об антихр. в слав. перев. по списку XII в. 1868 г. Москва, стр. 2–4); 2) папирусная Московской Духовной Ак. (А) 486,1519 г., перенесенная сюда из Иосифово-Волоколамского монастыря и сличенная с вышеуказанной тем же Срезневским (ibid. crp. 35–46) 3 ; 3) Троице-Сергиевой Лавры (Л) 77 – XVI в. 4 ; 4) папирусная Иосифо-Волоколамского монастыря (И) под 217 (теперь находится в библ. М. Акад.); 5) две рукописи московской синодальной библиотеки под 178 и 182 (С 1 , С 2 ); 6) Сийского Антониева мон. (Сийск.) под 92, XV в.; 7) библиотеки Петрозаводского архиер. дома XV в 5 . Некоторые отрывки находятся также в Изборнике князя Симеона, известном у нас в России в списке 1073 г., и в Киевском продолжении Повести временных лет, где приводимый маленький отрывок, по мнению Срезневского, заимствован из вышеуказанной рукописи Chig 6 . В С) сирийских манускриптах находятся только незначительные отрывки из «Комментария»; о них см. у Bonwetsch’a, op. с. 8. VIII-IX. В D) армянским манускрипте Берлинской библиотеки под 45 заключается отрывок, который, по заключению Bonwetsch’a, тождествен с заключающимся в русских манускриптах Иосифово-Волоколамского монастыря и двух синодских. Для более наглядного представления о рукописях с заключающимися в них отрывками из «Комментария» нами составлена нижеприлагаемая таблица; причем в ней указаны и те внешние подразделения текста, которые допущены в рукописях того или иного типа 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Nicolas en 1471-1475//Mémoires de l " Académie nationale de Metz. 2007. P. 283-297; F ö rderer A. Saint-Nicolas-de-Port: Eine spätgotische Wallfahrtskirche in Lothringen. Karlsruhe, 2007; Casti ñ eiras Gonz á les M. A. Iconografia e culto di S. Nicola nella sponda occidentale del Mediterraneo (XI-XIII sec.)//I Santi venuti dal mare: Atti del V Convegno Intern. di Studi (Bari-Brindisi, 14-18 dic. 2005). Bari, 2009. P. 131-154; Vauchez A. Les Saints protecteurs contre le péril de mer dans les miracles médiévaux (XIIe-XVe siècle)//Ibid . P . 3-12; Garipzanov I. H. The Cult of St. Nicholas in the Early Christian North (c. 1000 - 1150)//Scandinavian J. of History. Oslo, 2010. Vol. 35. N 3. P. 229-246; Alle origini dell " Europa: Il culto di S. Nicola tra Oriente e Occidente: Italia-Francia: Atti del Convegno (Bari. 2-4 dic. 2010)/Ed. G. Cioffari, A. Laghezza. Bari, 2011; Campione A. Bari. San Nicola//Santuari d " Italia: Puglia/Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. P. 173-185; eadem. Il culto di S. Nicola in Inghilterra: Vescovi, miracoli, rappresentazioni e pellegrinaggi//De peregrinatione: Studi in onore di P. Caucci von Saucken/Ed. G. Arlotta. Perugia, 2016. P. 259-278; Oldfield P. Sanctity and Pilgrimage in Medieval Southern Italy, 1000-1200. N. Y., 2014; En Orient et en Occident: Le culte de St. Nicolas en Europe (Xe-XXIe siècle)/Éd. V. Gazeau, C. Guyon, C. Vincent. P., 2015; Hayes D. M. The Cult of St. Nicholas of Myra in Norman Bari, c. 1071-1111//JEcclH. 2016. Vol. 67. P. 492-512; Shores R. An Examination of the Fifth «Nicholas Poem» in Cotton Tiberius B v(i) and Its Source//Studia Neophilologica. Oslo, 2017. Vol. 89. N 2. P. 238-249. А. А. Королёв Славянский агиографический цикл Монастырь свт. Николая в Анже, Франция. XI в., XVIII в. Монастырь свт. Николая в Анже, Франция. XI в., XVIII в. Славянский агиографический цикл произведений, посвященных Н., является самым большим как по репертуару, так и по числу сохранившихся рукописей. Введение в научный оборот и систематизация этих произведений, а также их списков до сих пор являются актуальной археографической проблемой.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

TheophNicSerm Theophanes Nicaenus, Sermo in sanctissimam deiparam, ed. M.Jugie. Roma 1935 (Index S.217). [s.XIV] TheophNicThab Ch.G.Soteropulos, Θεοφνους Γ´ πισκπου Νικαας περ Θαβωρου φωτς λγοι πντε. Athen 1990 (Index 211–220). [s.XIV] TheophNonn Theophanis Nonni [=Theoph.Chrysobalantes] epitome de curatione morborum, rec. Io.St.Bernard, I.II. Gotha 1794–1795. [s.X] TheophProt Theophili Protospatharii De corporis humani fabrica, ed. G.A.Greenhill. Oxford 1842. [s.IX] Theophyl Theophylaktos von Ohrid. PG 123 (=I).124 (=II).125 (=III). 126 (=IV). [s.XI/XII] TheophylEp Théophylacte d’Achrida, Lettres, ed. P.Gautier. Thessalonike 1986. [s.XI/XII] TheophylOp Theophylacti Achridensis orationes, tractatus, carmina, ed. P.Gautier. Thessalonike 1980. [s.XI/XII] TheorEp R.-J.Loenertz, L’épitre de Théorien le Philosophe aux prêres d’Oréiné, in: Mémorial Louis Petit. Bukarest 1948, 317–335. [s.XII] Theorian Theorianus. PG 133, 120–298. [s.XII] Theosoph Theosophorum graecorum fragmenta, rec. H.Erbse. Stuttgart 1995. [s.V–VI] TheotMarc E.Follieri, Un theotocarion Marciano del sec. XIV (cod. Marciano Cl. I,6). Roma 1961. TheotokPogon D.A.Zakythenos, νκδοτον βυζαντινν κτιτορικν κ Βορεου περου. ΕΕΒΣ 14 (1938) 277–294. [а. 1091] ThielKal H. van Thiel, Die Rezension λ des Pseudo-Kallisthenes. Bonn 1959 (Glossar S.79). ThMagGes M.Treu, Die Gesandtschaftsreise des Rhetors Theodulos Magistros. Jahrbücher für class. Phil. Suppl.27 (1902) 5–30. [s.XIV] ThMagReg Toma Magistro, La regalità. Testo ... a cura di Paola Volpe Cacciatore. Napoli 1997. [s.XIV] ThMet Theodori Metochitae Miscellanea philosophica et historica, ed. C.Müller – Th.Kiessling. Leipzig 1821 (Index 827–836). [s.XIV] 463–481 ersetzt durch ThMetSem] ThMetBard J.Featherstone, Theodore Metochites’s Poem to his Nephew, the Protasecretis Leo Bardales, in: Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii edita ab A.Schoors et P.van Deun. Leuven 1994, 451–468. [s.XIV] ThMetDem Teodoro Metochites, Saggio critico su Demostene e Aristide, a cura di M.Gigante. Milano 1969 (Index 87–118). [s.XIV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Далее в тексте рассказывается о том, как сочинение П. Г. было воспринято его греч. аудиторией. По утверждению автора, речь вызвала весьма лестный отзыв имп. Алексея: «Некогда мудрость была перенесена с Востока на Запад от греков к латинянам; ныне же, напротив, приходящий с Запада на Восток латинянин снисходит к грекам...» Василевс велел визант. богословам составить столь же обстоятельный ответ на основе написанных ими о том же предмете сочинений, которые имп. Алексей нашел неудачными. Из сохранившихся лишь обрывочно следующих слов создается впечатление, что П. Г. так и не получил этот ответ. По всей видимости, под этим будто бы общим ответом греч. богословов подразумевались 3 «Опровержительных слова» митр. Евстратия Никейского, в к-рых обсуждаются доводы, содержащиеся как в греческой (первой), так и в латинской (второй) части речи П. Г. Также ответом П. Г. является «Опровержительная апология» Иоанна Фурна. Уже в мон-ре св. Саввы П. Г. написал «Речь о капитуле монахов», в которой он защищал обычай т. н. капитула вин. На этом регулярно проводившемся собрании каждый из монахов сообщал о своих последних нарушениях устава обители и получал епитимию от настоятеля. П. Г. сравнивает это собрание с синедрионом, судившим Христа, и считает его средством развить смирение - основное качество монаха. Согласно ему, капитул предвосхищает Страшный Суд. Также сохранилось письмо П. Г.- своего рода пропуск, к-рый он выдал убийце своей мачехи, получившему от П. Г. в качестве епитимии повеление совершить паломничество в Сантьяго-да-Компостела. Возможно, П. Г. принадлежат 2 поэтических произведения. Первое - аллегорическая «Фабула» в 168 стихах, где жители Милана порицаются за то, что они удалили своего пастыря. Второе сочинение - сохранившаяся в одной рукописи эпитафия перед Житием св. Павлы блж. Иеронима. Соч.: Petri Chrisolani Oratio de Spiritu Sancto//PG. 127. Col. 911-919; Petrus Grossolanus. Tractatus de Spiritu Sancti processione//Bibliotheca Casinensis. R., 1880. Vol. 4. P. 351-358; Amelli A. Due sermoni inediti di Pietro Grosolano arcivescovo di Milano. Mil.; Firenze, 1933; Ferrari M. Produzione libraria e biblioteche a Milano nei sec. XI e XII//Milano e il suo territorio in età comunale: Atti dell " XI Congr. intern. di studi sull " Alto Medioevo: Milano 1987. Spoleto, 1989. Vol. 2. P. 689-736.

http://pravenc.ru/text/2580380.html

Лит.: Gajano S. B. Agiografia medievale. Bologna, 1976; Gordini G. D. Aspetti e problemi degli studi agiografici//La Scuola Cattolica. 1981. Vol. 108. P. 281-324; Cioffari G. Agiografia in Puglia i santi tra critica storica e devozione popolare. Bari, 1991; Bibliografia agiografica italiana: 1976-1999/Ed. P. Golinelli e. a. R., 2001; Biblioteca agiografica italiana: Repertorio di testi e manoscritti, sec. XIII-XV/Ed. J. Dalarun, L. Leonardi et al. Firenze, 2003. 2 vol. + CD. Испанская и португальская . На Пиренейском п-ове местная Ж. л. сложилась на каталон., кастильском (испан.) и португ. языках. Каталон. и кастильская традиции зародились приблизительно одновременно, в сер. XIII в. Самым ранним каталон. памятником считается поэма «Песнь о св. Вере» (Cançó de S. Fe; XI в.). В кон. XIII в. в Руссильоне появилась каталон. переработка «Золотой легенды». Возникновение испан. агиографической традиции чаще всего связывается с именем поэта Гонсало де Берсео, писавшего на т. н. придворном романском языке (romano paladino). Наиболее значительным его произведением стало стихотворное Житие Доминика Силосского, прозаическая переработка которого на кастильском языке была вскоре предпринята силосским мон. Перо Марином. Ок. 1235 г. в Кастилии появилось Житие прп. Марии Египетской, среди др. народных переработок восточных легенд - Повесть о святых Варлааме и Иоасафе. Были составлены также народные Жития новых святых - Франциска Ассизского, Доминика, Антония Падуанского, Педро Гонсалеса. Интерес к древней истории и церковным деятелям вестготско-мосарабской эпохи, характерный для испан. агиографии с XI в., сказался и на вернакулярной традиции. Первое Житие свт. Ильдефонса Толетского было создано на кастильском диалекте мон. Бенефециантом из Убеды. В XV в. толедский архипресв. Альфонсо Мартинес составил прозаические Жития святителей Исидора Гиспальского и Ильдефонса (Ystoria de la vida santa que fizo el bienaventurado Yllefonso). К XIV-XV вв. относятся житийные сборники на испан. языке (Vidas de Santos). От XIV в. сохранился ряд житий древних святых, переделанных с учетом местных фольклорных и лит. традиций, напр. испан. «История кабальеро Пласида, который впоследствии стал христианином и получил имя Евстафий» является переработкой Жития вмч. Евстафия Плакиды в форме рыцарского романа.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Житие прп. Марии Египетской (BHL, N 5415) было переведено с греч. языка на латынь не П. Д., а др. Павлом, диаконом из Неаполя, жившим во 2-й пол. IX в. ( Sansterre J.-M. Les moines d " Occident et le monachisme d " Orient du VIe au XIe siècle: Entre textes anciens et réalités contemporaines//Cristianità d " Occidente e cristianità d " Oriente (sec. VI-XI). Spoleto, 2004. Vol. 1. P. 301). Сочетание агиографического и исторического материала характерно для соч. «Деяния епископов Мецских», написанного для еп. Ангильрамна (ок. 784). В этом произведении П. Д. выступает последовательным апологетом династии Каролингов, представленных потомками св. Арнульфа , еп. Мецского. При этом историк намекает и на «троянский миф» о происхождении франков, поскольку сын Арнульфа, Ансегизил, якобы был назван в честь Анхиза, отца Энея. Одновременно с этим П. Д. стремится возвысить статус Мецской кафедры, указывая на то, что 1-й епископ св. Климент был учеником ап. Петра, а также на значение деятельности епископа Меца св. Хродеганга (742-766) в начале церковной реформы. Хотя сохранилась лишь одна полная средневек. рукопись «Деяний…» (кон. XI в.), сочинение П. Д. сыграло заметную роль в развитии жанра «деяния епископов». Первым собственно историческим сочинением П. Д. стала «Римская история» (между 766 и 774). Взяв за основу Бревиарий Евтропия, автора 2-й пол. IV в. (в 10 книгах; до начала правления рим. имп. Иовиана (363)), П. Д. расширил его текст, добавил сведения об античной мифологии (о легендарном происхождении римлян), о важнейших событиях истории христ. Церкви, к-рые Евтропий, по-видимому остававшийся язычником, не упоминал. Кроме того, П. Д. дополнил изложение Евтропия 6 книгами собственного сочинения, в к-рых изложение было доведено до установления власти в Италии имп. Юстиниана (552). П. Д. использовал широкий круг источников: «Историю против язычников» Орозия, исторические сочинения блж. Иеронима Стридонского, Проспера Аквитанского, Кассиодора, Исидора Севильского, Идация, Беды Достопочтенного, труды Иордана , свт.

http://pravenc.ru/text/2578551.html

1430 Об этом монастыре см.: Borsellino E. L’abbazia di S. Pietro in Valle presso Ferentillo. Spoleto, 1974. (Arte e storia nell’antico Ducato; Vol. 4); Orazi A.M. L’abbazia di Ferentillo, centra politico, religioso, culturale dell ‘Alto Medioevo. 2 ed. Roma, 1979; Pardi R. Nuovi studi sull’abbazia di S. Pietro in Valle di Ferentillo (Temi)//L’Umbria meridionale fra tardo-antico ed altomedioevo: Atti del convegno di studio Acquasparta 6−7 maggio 1989. Assisi, 1991. P. 49−59. 1431 Критический текст житий святых основателей монастыря в Нарко издан Э. Сузи: Susi Ε. La ‘Vita beati Mauri Syri abbatis et Felicis eius filii apud Vallem Narci prope Naris ripam’ del Codice Alessadrino 89//Hagiographica. 1995. Vol. 2. P. 93−136. 1432 Penco G. Il monachesimo in Umbria dalle origini al sec. VII incluso//Ricerche sull’Umbria tardo-antica e preromanica. P. 257−276; Borsellino E. Storia religiosa e assetto del territorio: I più antichi stanziamenti eremitici nel territorio spoletino//Benedictina. 1982. Vol. 29. P. 123−144. О преобразовании языческих храмов в христианские церкви см.: Braccali A. I templi pagani trasformati in chiesa in Umbria: la chiesa di S. Isacco e S. Ansano a Spoleto//L’Umbria meridionale fra tardo-antico ed altomedioevo. P. 125−137. 1433 Pirn P. L’abbazia di Sant’Eutizio in Val Castoriana presso Norcia e le chiese dipendenti. Roma, 1960. (Studia Anselmiana; Vol. 45); Susi E. Il monachesimo in Umbria//Umbria cristiana: Dalla diftusione del culto al culto dei santi (secc. IV–X): Atti del XV congresso intemazionale di studi sull’alto medioevo, Spoleto 23−28 ottobre 2000, H. Spoleto, 2001. Ρ 553−605. 1435 В ожидании соответствующего каталога, в своё время анонсированного Итальянским историческим бенедиктинским центром для сборника «Italia Benedettina», см.: Meloni P.L. Monasteri benedettini in Umbria tra VII e XI secolo nella storiografia di Lodovico Iacobilli//Aspetti dell’Umbria dall’inizio del secolo VIII alia fine del secolo XI: Atti del III convegno di studi umbri, Gubbio 23−27 maggio 1965. Perugia, 1966. P. 282−321; Picasso G. II monachesimo in Umbria//Monteluco e i monti sacri. P. 563.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

SchalkMak G.Schalkhausser, Zu den Schriften des Makarios von Magnesia. Leipzig 1907 (Wortregister 211–218). [ca 400] SchartHaun B. Schartau, Codices Graeci Haunienses. Kopenhagen 1994. SchedeMyos J.Papademetriu, τ Σχδη το Μυς, in: Classical Studies presented to B.E.Perry. Urbana 1969,210–222. [s.XII] SchilHyp E.Schilbach, Die Hypotyposis der Katholikoi Kritai ton Rhomaion. BZ 61 (1968) 44–70 (Index S.70). [s.XIV] SchilMet E.Schilbach, Byzantinische metrologische Quellen. Thessalonike 21982. [großteils ersetzt durch GeomFisc] SchiroSched G.Schirò, La schedografia a Bisanzio nei sec. XI–XII e la scuola dei SS. XL martiri. BollGrott 3 (1949) 11–29. [s.XI–XII] SchmalzMed G.Schmalzbauer, Medizinisch-Diätetisches über die Podagra aus spätbyzantinischer Zeit. JÖB 23 (1974) 229–243 (Glossar 240–243). [s.XV] SchminckStud A.Schminck, Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt 1986. [s.IX–X] SchneidPol R.Schneider, Griechische Poliorketiker, II. Berlin 1908. [s.X] SchneidUrk F.Schneider, Mittelgriechische Urkunden für San Filippo di Gerace. Quellen u. Forschungen 10 (1907) 247–274. ScholAesch Scholia graeca in Aeschylum, I. II/2, ed. O.Langwitz Smith. Leipzig 1976.1982. ScholAeschD Aeschylus, Tragoedia, rec. G.Dindorf. T.III: Scholia graeca. Oxford 1851. ScholAeschin Scholia in Aeschinem, ed. M.R.Dilts. Stuttgart 1992. ScholApRh C.Wendel, Scholia in Apollonium Rhodium vetera. Berlin 21958 (Index 394–401). ScholAr Scholia graeca in Aristophanem, ed. F.Dübner. Paris 1877. ScholArat Scholia in Aratum vetera, ed. J.Martin. Stuttgart 1974. ScholAristid Scholia in Aristidem, ed. W.Dindorf, Aristides III. Leipzig 1829. ScholAristPol Scholien zu Aristoteles, in: O.Immisch, Aristotelis Politica. Leipzig 1909, 295–329. ScholArK Scholia in Aristophanem ed. edendave cur. W.J.W.Koster – D.Holwerda. I–IV. Groningen 1960–1996.– I/IA siehe ScholArProl, IV siehe TzetzAr.– I 2: Sch. vet. et Tricl. in Equites, ed. D.Mervyn Jones – N.G.Wilson. 1969; I 3,2: Sch. rec. in Nubes, ed. W.J.W.Koster. 1974; II 4: Sch. rec. in Lysistratam, ed. J.Hangard. 1996; III 1a: Sch. vet. in Ranas, ed. M.Chantry. 1999; III 1b: Sch. rec. in Ranas, ed. M.Chantry. 2001; III 4a: Sch. vet. in Plutum, ed. M.Chantry. 1994; 4b: Sch. rec. in Plutum, ed. M.Chantry. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В Туле при еп. Пибоне (1070-1107) декан соборного капитула Лиутольф построил ц. во имя Л., при которой возник монастырь регулярных каноников ( Calmet A. Histoire de Lorraine. Nancy, 1757. T. 7. Col. CXIII). Особое почитание Л. сложилось в Беневенто: здесь находилась ц. во имя Л. при аббатстве Св. Софии, освященная архиепископами Удальриком (1053-1069) или Ротфредом I (1076-1107). Этот храм, в котором совершались чудеса, стал местом паломничества уже во 2-й пол. XI в. (Vita et obitus Leonis IX. 41; см.: Vuolo. 2010. P. C-CI). В XII в. существовал монастырь во имя святого в Гуардия-Ломбарди (пров. Авеллино). Поминовение Л. 19 апр. указано в ряде средневековых мартирологов и некрологов ( Neiske F. La «memoria» de Léon IX dans les nécrologes et les martyrologes//Léon IX. 2006. P. 633-645). С 1762 г. Л. почитается как покровитель Беневенто. Память святого значится в Римском мартирологе. Ист.: Jaff é . RPR. N 4153-4335; B ö hmer. Reg. Imp. Bd. 3. Tl. 3. Abt. 5. Lfg. 2. S. 70-630. N 401-1160; BHL, N 4818-4829; ActaSS. Bened. T. 2. P. 53-80; ActaSS. Apr. T. 2. P. 648-674; PL. 143. Col. 465-504, 525-546; Vita Leonis IX//Die Touler Vita Leos IX./Hrsg. H.-G. Krause. Hannover, 2007. (MGH. Script. Rer. Germ.; 70); Vita et obitus Leonis IX// Vuolo A. Agiografia d " autore in area beneventana: Le «Vitae» di Giovanni da Spoleto, Leone IX e Giovanni Crisostomo (sec. XI-XII). Firenze, 2010. P. 19-90; De obitu Leonis IX//Ibid. P. 91-118; Chronica monasterii Casinensis//Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Acta et scripta quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant/Ed. C. Will. Lpz.; Marburg, 1861; Pontificum Romanorum qui fuerunt inde ab exeunte saeculo IX usque ad finem saeculi XIII vitae ab aequalibus conscriptae/Ed. I. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 1. P. 93-177; Poncelet A. Vie et miracles du pape S. Léon IX//AnBoll. 1906. T. 25. P. 258-297; De rebus gestis Rogerii Calabriae et Siciliae comitis et Roberti Guiscardi ducis fratris eius auctore Gaufredo Malaterra/Ed. E. Pontieri. Bologna, P. 15-16; Storia de " Normanni di Amato di Montecassino/Ed. V. de Bartholomaeis. R., 1935. P. 128-141, 150-159, 163; La vie du pape Léon IX (Brunon, évêque de Toul)/Éd. M. Parisse, M. Goullet. P., 1997; The Papal Reform of the 11th Century: Lives of Pope Leo IX and Pope Gregory VII/Transl. I. S. Robinson. Manchester, 2004.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

1504 См. Gilb. Burnet: Vindicatiou, ρ.ρ. 8, 71, который пишет, что эти прибавления к чину поставления не существенны, что они суть только изъяснения того, „что прежде достаточно ясно было через другие части этих формул“; и Prideaux Eccl. Tracts. ρ. 117, который выписывает молитву „Omnipoteus Deus“ и рассуждает о ней. Подобное написал I. Bramhall (1658 г.). Works А. С. L. III, р. 162–9, Oxon. 1844. 1506 См. Constit. Apost. VIII, 4 и Statuta Ecclesiae antiquae, canone 2; eiu statuta, по-видимому, имеют Галликанское происхождение, из провинции Арльской, хотя иногда ложно представляются под именем собора Карфагенского IV. Что этот обряд был чужд церкви Римской, ясно свидетельствует составитель книги, которая издаётся в числе трудов нашего Алкуина, de divinis ofliciis, cap. XXXVII, м. б. XI века; „не находится (обряд сей) у какого-либо авторитета древнего или нового, не находится и в Римском предании“ (Migne: Р. L. t. 101. р. 1237). И подобным образом Amalarius: de eccl. off. II, 14 (Р. L. 105, р. 1092) Об употреблении сего обряда в посвящении папы см. Мабиллона: Ord. IX, 5. 1507 Migne: Patr. Lat. t. 119. p. 884, где цитируется 66 письмо. Cp. и Martene: de ant. eccl. rit, 661. cap. VIII, art IX, sec. 9 и 14. Этот ответ Николая, начинающийся „Praeterea sciscitaris“, помещается в Gratiani: Decreto disr. XXIII cap. 12. 1508 Epistola § 106, p. III ed. Stevenson, 1838. Он упоминает о благословении, которым освящаются (initiantur) руки священников или служителей. Помазание рук пресвитеров и диаконов предписывается в служебниках Англиканских X и XI веков. 1509 Cp. Conc. Trid. sess. XXIII de sacr. ord. can. V. Это правило, допуская, по-видимому, чтобы в поставлении чинов помазание „не требовалось“, анафематствует тех, кто назвал этот обряд и иные обряды поставлений в священные чины „презренными и гибельными“. 1510 См. Martene: de ant. eccl. rit. 1. c. VIII, art. IX, § 118, t. 1, p. 320. d. Rotom. 1700, и Гаспарри: Tract. Can. de s. ord. § 1059, Paris, 1893. 1512 Об этом свидетельствует Гинкмар (Hincmaro Remensi) в предисловии Opusculi LV Capitulorum: Migne: Pat.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010