Замечательно, что этот последний шаг у бл. Августина мы наблюдаем не в специально посвященных доктрине предестинационизма трактатах, но лишь попутно, как бы в виде обмолвки, но, конечно, выражающей подлинную мысль бл. Августина, именно в epistola sive liber (415 г.) de perfectione iustitiae hominis. Здесь же сказано прямо так: in eo genere hominum quod praedestinatum est ad interitum (!) И второе такое место встречается в трактате De anima et eius origine (419), lib. IV, т. 44, c. XI, 16, 533: «все люди, рождающиеся от единого Адама ( Рим. 5, 18 ), пойдут во осуждение (in condemnationem ire), если не возродятся во Христе... кого предопределил к вечной жизни милосерднейший раздаятель благодати, который есть и справедливейший воздаятель наказания для тех, кого предопределил к вечной смерти – praedestinavit ad aeteanam mortem: не только за то, что они совершают по воле своей (volentes), но даже если и дети ничего не совершают, то за первородный грех. Наес est in illa questione definitio mea, ut occulta opera Dei habeant suum secretum salva fide mea». Еще подобные же суждения: De civ. Dei, XII, c. 27, c. 376: «в этом первом человеке, который изначально был создан, даже еще не в силу очевидности (sec. evidentiam), однако уже в силу предведения мы считаем возникшими в человеческом роде два общества, как бы два государства (civitates). Из них имели быть люди, одни – предназначенные к общению со злыми ангелами в муках, другие с добрыми в награде, хотя на основании и тайного суда Божия, но справедливого». De civ. Dei, XXI, XXIV, I, c. 737: Praedestmati sunt in aeternum ignem ire cuan diabolo. Enchyr. c. 26, 279: Bene utens et malis tanquam summe bonus ad eorum damnationem quos iuste praedestinavit ad poenam et ad eorum salutem quos benigne praedestmavit ad gratiam. Ep. CCIV, 2. P. L., t. 33, 939: Deus occulta satis dispositione, sed tamen iusta, nonnullis eorum poenis praedestinavit extremis. Бл. Августин больше не говорит о предопределении к гибели, но лишь о massa perditionis, оставляемой на суд (и, конечно, осуждение) по справедливости, но, разумеется, это есть лишь эвфемистическое вуалирование того, что по существу само собою очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях, к-рые совершались у места погребения К. в Чивита-Кастеллана. Петр, еп. Падуанский (1096-1106), в письме имп. Генриху IV, ссылаясь на Иоанна, еп. Чивита-Кастеллана, рассказывает о 28 чудесах, приписываемых К. ( Petrus episcopus Patavinus Heinrico IV imperatori de miraculis ad Clementis III antipapae sepulcrum editis refert//Monumenta Bambergensia/Ed. Ph. Jaffé. B., 1869. P. 194-196. (Biblioteca Rerum Germanicarum; 5)). Стремясь воспрепятствовать распространению почитания антипапы, Пасхалий II приказал эксгумировать останки К. и выбросить их в Тибр (ок. 1106) (Annales S. Disibodi//MGH. SS. T. 17. P. 17). К. служил излюбленной мишенью полемических сочинений сторонников григорианской партии (Ансельма, еп. Луккского, и др.). Тем не менее даже оппоненты признавали его образованность, талант и высокие моральные качества. Ист.: Jaff é . RPR. T. 1. N 5314-5341. P. 649-655; MGH. Lib. T. 1-3; Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1911. T. 5; Papsturkunden in Italien: Reiseberichte zur Italia pontificia/Hrsg. P. F. Kehr. Vat., 1977. Bd. 2; Briefsammlungen der Zeit Heinrichs IV./Hrsg. C. Erdmann, N. Fickermann. Münch., 1977. Лит.: K ö hncke O. Wibert von Ravenna (Papst Clemens III.). Lpz., 1888; Kehr P. F. Due documenti pontifici illustranti la storia di Roma negli ultimi anni del sec. XI//Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1900. Vol. 23. P. 277-283; idem. Zur Geschichte Wiberts von Ravenna (Clemens III.)//SPAW. 1921. S. 355-368, 973-988; Holtzmann R. Studien zur Orientpolitik des Reformpapsttums und zur Entstehung des ersten Kreuzzuges//Historische Vierteljahrsschrift. Lpz.; Dresden, 1924/1925. Bd. 22. S. 167-199; Francabandera O. Guiberto arcivescovo di Ravenna ossia Clemente III//Atti e Memorie della R. Deputazione di Storia Patria per le Province di Romagna. Ser. 4. Bologna, 1934/1935. Vol. 25. P. 29-70; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1937. Vol. 3; Jordan K. Ravennater Fälschungen aus den Anfängen des Investiturstreites//Archiv für Urkundenforschung.

http://pravenc.ru/text/1841379.html

73 H. Herkenne. Die Briefe zu Beginn des zweiten Makkabäerbuches. Freiburg im Breisgau. 1904 r. s. 44. 74 ) Вот почему Вигуру и отмечает в примечании (стр. 199–200. «Руководство к чтению и изучению Библии – в переводе В. В. Воронцова. Москва. 1899 г»), что первое его царствование было со 166–175-ый год эры Селевкидов. 84 Einleitung in die heiligen Schriften des A lten und Neuen Testaments. Köln. 1845–1848. s. 652. 87 В. Niese. Kritik der beiden Makkabäerbücher nebst Beitragen zur Geschichte der Makkabäischen Erhebung. Berlin. 1900 г. s. 19–20. 88 Granus Licianus (9. Bonn) рассказывает о прибытии Антиоха Епифана в Гиерополис к Дикне с целью жениться на ней, при чем во время брачного пира он взял себе сокровища храма вместо приданого. (Цит. по Низе). 91 Iosephus. Antiq. XIII, c. 16. p. 450; Eusebii. Chronicorum liber prior, ed. A. Schoene. Berlini. 1875 r. p. 225. 92 Ф. Вигуру. «Руководство к чт. и изучениию Библии», т. II, выпуск 2-ой. Москва. 1899. стр. 202; в переводе В. В. Воронцова. 107 Corpus inscriptionum Atticarum. III, 1. Berlini. 1878. p. 131. У Ланда (Сирийск. анекдоты –мифы. L. P. Land. Anecdota syriaca. Lugd. Bat. 1862/75. tab. XI, e. cod. Britan. Mus. 14, 658) мы находим: Еламиты почитают Нани, дочь царя Еламского. 110 Scholz. „Götzendienst und Zauberwesen bei den alten Hebräern u. d. benachbarten Völkern. Regensburg. 1877 r. s. 35. 115 Cf. Schürer, о. с. 13, pag. 275. „Geschichte des Iudischen Volkes“ см. y Sluys’a C. M. Т. 1 et II q. стр. 67, в примечании. 119 Grimm. Kurzgef. ex. Handb. IV s. 23, 43; Bertheau „De sec. lib. Mac.“ p. 18; Keil. Comment, s. 271. 122 Welte. Specielle Einleitung in die deuterocanonischen Bücher des Alten Testament. Freiburg. 1844. s. 46. 128 Кроме канонич. книги Ездры должны были существовать еще другие письменные свидетельства из времен Неемии: это доказывают 2-ая Макк. fl, 13, а также кн. Неемии XII, 23. 133 Это предположение разделяет Кастен. (Der historische Werth des zweiten Buches der Makkabäer im Vergleich zum ersten Buche.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Athènes, 1990. Vol. 3. P. 135-145; ODB. Vol. 2. P. 1210-1211; Vol. 3. P. 1498, 1835-1836, 2008, 2220, 2228; Фонкич Б. Л. О датировке Оксфордского списка гомилий Льва Мудрого (Bodleian Library, Rowl. G. 189=Misc. 173)//ВВ. 1994. Т. 55(80). Ч. 1. С. 138-140; Antonopoulou Th. A New Palimpsest Manuscript of the Homilies of the Emperor Leo VI: Petropolitanus graecus 675//BZ. 1996. Bd. 89. N 1. S. 1-10; eadem. The Homilies of the Emperor Leo VI. Leiden; N. Y.; Köln, 1997; eadem. Homiletic Activity in Constantinople around 900//Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. M. Cunningham, P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 317-348; eadem. Lexicographical Addenda from the Homilies of the Emperor Leo VI//Byz. 2000. Vol. 70. P. 9-24; eadem. Unpublished Scholia on the Apostle Paul and John Climacus by the Emperor Leo VI//Byzantinische Sprachkunst: Stud. zur byzant. Literatur gewidmet W. Hörandner zum 65. Geburtstag/Hrsg. M. Hinterberger, E. Schiffer. B.; N. Y., 2007. S. 20-34; eadem. A Theological Opusculum Allegedly by Emperor Leo VI the Wise//Myriobiblos: Essays on Byzantine Literature and Culture/Ed. Th. Antonopoulou, S. Kotzabassi, M. Loukaki. Boston etc., 2015. P. 39-54; Strano G. Alcune notazioni su retorica e politica nel mito nella dinastia macedone//RSBN. N. S. 1996. Vol. 33. P. 31-44; Успенский. История. Т. 2. С. 153-230, 253-271; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Визант.-вост. Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 19983; Кучма В. В. Военная организация Визант. империи: Сб. ст. СПб., 2001; Congourdeau M.-H. Les «Oracula Leonis»//Gioachimismo e profetismo in Sicilia (sec. XIII-XVI): Atti del III Conv. intern. di studio Palermo-Monreale, 14-16 ottobre 2005/Ed. C. D. Fonseca. R., 2007. P. 79-92; Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва. М., 2011. C. 303-334; Лемерль П. Первый визант. гуманизм. СПб., 2012; Haldon J. A Critical Commentary on the Taktika of Leo VI.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Лит.: Mariotti L. , pseud. [Gallenga A. ] «Historial memoir» of Frà Dolcino and His Times. L., 1853; [Callegari G. ] Fra Dolcino: Memorie storiche e considerazioni. Mil., 1889; Tocco F. Gli Apostolici e Fra Dolcino//Archivio storico italiano. Ser. 5. 1897. T. 19. P. 241-277; Begani O. Fra Dolcino nella tradizione e nella storia. Mil., 1901; Haan J. , de. De secte des Apostolici en haar leider//Tijdschrift voor geschiedenis. 1927. T. 42. S. 1-32, 144-166; Violini C. , Mazzone M. I. Fra Dolcino e la setta degli Apostolici. Torino, 1942; Сказкин С. Д. Первое послание Дольчино//Из истории соц.-полит. идей. М., 1955. С. 122-129; он же. Восстание Дольчино// Он же. Из истории соц.-полит. и духовной жизни Зап. Европы в ср. века. М., 1981. С. 47-53; он же. Исторические условия восстания Дольчино//Там же. С. 249-263; Töpfer B. Die Apostelbrüder und der Aufstand des Dolcino//Städtische Volksbewegungen im 14. Jh. B., 1960. S. 62-84; Anagnine E. Dolcino e il movimento ereticale all " inizio del trecento. Firenze, 1964; Сказкин С. Д. , Самаркин В. В. Дольчино и Библия: К вопросу о толковании «Священного писания» как способе революционной пропаганды в средневековье//СВ. 1973. Вып. 38. С. 84-99; Rotelli E. Fra Dolcino e gli Apostolici nella storia e nella tradizione. Torino, 1979; Orioli R. Venit perfidus heresiarcha: Il movimento apostolico-dolciniano dal 1260 al 1307. R., 1988; Volpe G. Movimenti religiosi e sette ereticali nella società medievale italiana: sec. XI-XIV. R., 1997; Mornese C. Eresia Dolciniana e resistenza montanara. R., 2002; Buratti G. L " anarchia cristiana di fra Dolcino e Margherita. Pollone, 2002; Fra Dolcino e gli Apostolici tra eresia, rivolta e roghi/A cura di C. Mornese e G. Buratti. R., 20043; Бицилли П. М. Салимбене// Он же. Избр. труды по средневек. истории: Россия и Запад. М., 2006. С. 453-468. М. А. Юсим Рубрики: Ключевые слова: АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования

http://pravenc.ru/text/178790.html

Иринея, Ипполита, Тертулиана, Климента Алекс., Оригена , св. Епифания, Филастрия, Феодорита и отчасти у Иеронима и Августина. 35 По свидетельству св. Иринея (I, XXIX, I), гностики появлялись, как грибы из земли (velut а terra fungi). Ср. Епифаний. XXXI, I. 36 Климент Алекс. говорит (Строматы. VII, 17): «из ересей одни носят имена своих основателей, как-то: Валентиниане, Маркиониты,Василидиане... Другие же из ересей называются по месту своего происхождения, напр. Ператики. Иные же именуются по народу, из которого вышли; таковы Фригияне. Иные по характеру жизни, которой отличались; таковы Энкратиты или воздерженики. Некоторые из них характеризуют себя исповедуемыми ими учениями, или догматами, напр. докеты и айматиты, или гематиты. Некоторые другие отмечают себя своими заблуждениями и почитанием предметов, относящихся собственно к культу идольскому: таковы кайниты и офиты. Иные наконец обязаны своим именем беспутной своей жизни»... Между тем были секты, которые или сами себя называли (Карпократиане у Иринея I, XXV, 6, у Ипполита V, II – наассены) или назывались просто гностиками (Ириней, I, XI, 1 cp. XXXI, 3; Епифашй – XXV, 2; XXVI, 1, 3; XXXVII, 1; XL,1; XXXI, 1), как офиты. Затем Климент Ал. (VII, 17) упоминает гностиков – айматитов или гематитов, которые неизвестны из других источников. Ипполит выводит наассенов и гностика Иустина, также помимо нигде не названных. 37 Попытку определить места или стороны распространения гностиков см. у Нагпаск’а I). Mission und Ausbreitung d. Christentems В. H. Leipzig. 1906. Ss. 262–265. 38 На основании сведений, почерпаемых у св. Иустина, св. Иринея и др. В. Шульц (W. Schultz. Dokumente der Gnosis. XXXVIII) так определяет взаимную зависимость и родство еретиков. Досифей Симон Маг Менандр Кердон Саторнил Маркион Валентин Василид Лукиан Секунд Исидор Татьян Птолемей Препон Марк Апеллес Вардесан Север Между тем Егезипп (Евсевий. Цер. ист. IV, 22) выводит гностицизм из иудейских сект и изменяет порядок еретиков, производя из сект Симона, потом Клеовия, затем Досифея. 39 По словам Цельса, в то время среди христиан было множество сект и расколов. Ориген не отвергает этого, и лишь выясняет причину (Contra Cels. III, 12). См. о классификациях гностиков у Lipsius " a. Allg. Encyklopädie-Ersch u. Cruber. Er. Sec. S. 284... Гарнак признает трудность классификации и бесполезность (Lehrbueh D. G S.262, 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

§§2169–2199; Harlfinger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. Specimina Sinaitica. Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. bis 12. Jahrhundert. Berlin: D. Reimer Verlag, 1983; об арабских рукописях : Atiya A. S. Complete Analytical Listing of the Arabic Collection Preserved in the Monastery of St. Catherine, Mt. Sinai (на арабском языке). Alexandria: Galal Hazzi & Co., 1970; о грузинских рукописях : Garitte G. Catalogue des manuscripts géorgiennes littéraires du Mont Sinai//CSCO 165. Subsidia 9. Louvain: L. Durbecq, 1956, index 308: «liturgiques, textes»; о славянских рукописях : Tarnanides I. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St Catherinés Monastery on Mount Sinai//St Catherinés Monastery on Mount Sinai. 3. Thessalonika: Hellenic Association for Slavic Studies, 1988; Parenti S. L " Eucologio slavo del Sinai nella storia dell " eucologio bizantino//Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell " Europa Centro-orientale, Universita di Roma «La Sapienza». Filologia slava. 2. Rome, 1997); id. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//OCP. 1991. 57. P. 145–177; id. Глаголический список римско-византийской литургии Св. Петра//Palaeobulgarica. 18/4. 1994. P. 3–14; Velkovska E. La liturgia presso gli Slavi ortodossi/Capaldo M. (ed.)//Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostan- ti. Vol. 3: Le culture slave. Rome: Salerno Editrice, 2006. P. 405–437; ead. Nuovi paralleli greci dell " Eucologio slavo del Sinai//Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell " Europa Centro-orientale, Universita di Roma «La Sapien- za». Filologia slava. 1. Rome, 1996; ead. Una preghiera dell " incenso nell " Eucologio slavo del Sinai//EL. 1996. 110. P. 257–261. 659 Fønyshov S. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus ibericus 34. Tome I: Texte; Tome II: Commentaire. Thèse présentée pour l " obtention du Doctorat conjoint en histoire des religions et anthropologie religieuse (Paris IV – Sorbonne), en theologie (Institut Catholique de Paris), et en théologie (Institut de Théologie Orthodoxe Saint-Serge).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Лит.: Bousset W. Die Himmelsreise der Seele//ARW. 1901. Bd. 4. S. 136-169, 228-273; Dieterich A. Eine Mithrasliturgie/Ed. O. Weinreich. Lpz.; B., 19233; Bickermann E. Die römische Kaiserapotheose//ARW. 1929. Bd. 27. S. 1-34. ( Idem. Römischer Kaiserkult/Hrsg. A. Wlosok. Darmstadt, 1978. P. 82-121); L " Orange H. P. Apotheosis in ancient portraiture. Oslo; Camb., 1947; Widengren G. The Ascension of the Apostle and the Heavenly Book: King and Saviour III. Uppsala, 1950; Mühl M. Des Herakles Himmelfahrt//RHM. 1958. Bd. 101. S. 106-134; Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism and Talmudic Tradition. N. Y., 1960; Smith M. Observations on Hekhalot Rabbati//Biblical and Other Studies/Ed. A. Altmann. Camb., 1963. P. 142-160; Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuch. zu den Himmelfahrts- und Erhöhungstexten bei Lukas. Münch., 1971. S. 13-31; Segal A. F. Heavenly Ascent in Hellenistic Judaism, Early Christianity and their Environment//ANRW. 1980. Bd. 23. 1. S. 1334-1394; Gruenwald I. Apocalyptic and Merkavah Mysticism. Leiden, 1980; MacCormack S. Art and ceremony in Late Antiquity. Berkeley, 1981; Rowland C. C. The Open Heaven: A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity. L., 1982; Katz S. T. The Conservative Character of Mystical Experience//Mysticism and Religious Tradition/Ed. S. Katz. N. Y., 1983. P. 3-60; Shapiro H. A. HEROS THEOS: The death and apotheosis of Herakles//Classical World. 1983. Vol. 77. P. 7-18; Sch ä fer P. New Testament and Hekhalot Literature: The Journey into Heaven in Paul and in Merkevah Mysticism//JJS. 1984. Vol. 35. P. 19-35; Dean-Otting M. Heavenly Journeys: A Study of the Motif in Hellenistic Jewish Literature. Fr./M., 1984; Tabor J. D. Things Unutterable: Paul " s Ascent to Paradise in its Greco-Roman, Judaic, and Early Christian Contexts. Lanham, 1986; Halperin D. J. The Faces of the Chariot: Early Jewish Responses to Ezekiel " s Vision. Tüb., 1988; Young B. The Ascension Motif of 2 Cor 12 in Jewish, Christian and Gnostic Texts//Grace Theol. J. 1988. Vol. 9. P. 73-103; Tabor J. D. Returning to the Divinity: Josephus " s Portrayal of the Disappearances of Enoch, Elijah, and Moses//JBL. 1989. Vol. 108. P. 224-236; Cahn W. Ascending to and Descending from Heaven: Ladder Themes in Early Medieval Art//Santi e demoni nell " alto medioevo occidentale (sec. V-XI). Spoleto, 1989. P. 697-724; Betz O. Entrückung//TRE. Bd. 10. S. 683-690; Tabor J. D. Ascent//ABD. 1992. Vol. 3. P. 91-94; Himmelfarb M. Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses. N. Y., 1993; Collins J. J. A Throne in the Heavens: Apotheosis in Pre-Christian Judaism//Death, Ecstasy, and Other Worldly Journeys/Ed. J. J. Collins, M. Fishbane. Albany, 1995. P. 43-58; Scott J. M. Throne-Chariot Mysticism in Qumran and in Paul//Eschatology, Messianism, and the Dead Sea Scrolls/Ed. C. A. Evans, P. W. Flint. Grand Rapids, 1997. P. 104-105.

http://pravenc.ru/text/155106.html

М. стал св. покровителем венецианцев еще до возникновения города; «под его опекой империя этого народа должна процветать и существовать вечно ради блага всего рода человеческого» ( Sansovino F. Venetia, città nobilissima et singolare. Venetia, 1581. P. 201-202; см.: Muir. 1981. P. 79; Tramontin. 1987; Dale. 1994. P. 65-66; Pincus. 1997). По преданию, перед освящением базилики произошло чудо, о к-ром впервые упоминается в «Кратких венецианских анналах» (нач. XIII в.): 25 июня 1094 г. тело М. было обретено внутри столпа (Annales Venetici breves//Testi storici veneziani (XI-XIII sec.). Padova, 1999. P. 88). Подробнее чудо описано в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, в «Венецианской истории» Мартина да Каналя, в легендарии доминиканца Пьетро Кало († 1348) и в Хронике Андреа Дандоло, а также в сказании «Явление св. Марка» (BHL, N 5287-5289; изд.: Monticolo. 1895. P. 137-173). По словам Б. Джустиниани, чудо описывали «все венецианские историки... а некоторые добавляют к нему разные недостойные выдумки» (см.: Monticolo. 1895. P. 123-126). Соч. «Явление св. Марка» отличается риторическим многословием, обилием нравоучительных рассуждений и библейских цитат, но в нем приведены только основные сведения о чуде. Когда был построен храм, выяснилось, что никто не знает, где находятся мощи М. Венецианцы наложили на себя 3-дневный пост, а на 4-й день, после покаянной процессии, собрались в храме и стали молиться о явлении мощей. Мраморная облицовка одного из столпов треснула (согласно Иакову из Варацце и Мартину да Каналю, плита отвалилась), и присутствующие увидели ковчег с мощами (Ibid. P. 142-143). Андреа Дандоло добавляет, что ранее только дож и его приближенные знали о мощах, замурованных в столпе, но после гибели Петра Кандиана и перестройки храма не осталось никого, кто помнил бы об этом ( Andreae Danduli Chronica. 1938. P. 219). В Краткой Хронике Дандоло иначе описывал обретение мощей: по его словам, в ответ на молитвы венецианцев М. высунул руку из столпа ( Monticolo. 1895. P. 128). Бóльшая часть соч. «Явление св. Марка» посвящена чудесам, которые евангелист сотворил в Венеции и по всей Италии: исцелению больных, изгнанию демонов, помощи мореплавателям, освобождению заключенных. Выделяется рассказ о крушении корабля, на котором мусульманские паломники плыли в Мекку; спаслись только венецианские купцы и сарацин, который воззвал к М. Впоследствии он отправился в Венецию и принял там крещение (ср.: Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. Vol. 1. P. 405-406).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

550 Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1991. Vol. 57. P. 145–177. 551 По теме см.: Велковска Е. Богослужение в Синайском Евхологии//Palaeobulgarica. София, 2000. Год. 24. 4. С. 19–34. 552 Паренти С. Глаголический список римско-византийской литургии св. Петра (Sin. glag. 5/N)//Palaeobulgarica. София, 1994. Год. 18. 4. С. 3–14. 553 Velkovska E. Una preghiera romana nell’Eucologio slavo del Sinai//Palaeoslavicaю Cambridge (MA), 2002. Vol. X:2. P. 323–329. 554 Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «соединения Даров» и «теплоты»: ранние славянские версии//Византийский временник. М., 2006. Т. 65 (90). С. 126–145. 555 Kaluniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375–1393) nach den besten Handschriften. W., 1901. 556 Velkovska E. La Liturgia presso gli Slavi ortodossi//Lo spazio letterario del Medievo. 3. Le culture circostanti. Vol. III: Le culture slave/A cura di M. Capaldo. R., 2006. P. 405–437, здесь p. 431; см. также: Taft R. F. The Prayerbook of Great Prince Volodymyr in NY Public Library Codex Slav. 1: A Manuscript and Its Legend//Studi sull’Oriente Cristiano. R., 2005. Vol. 9:2. P. 93–124. 558 Holosnjaj В. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum/Pontificio Istituto Orientale. R., 1995. P. 132–136. 560 «[I]l nous donne sans doute, par les termes plus qu’appropriés, tous les éléments principaux de la cérémonie de la dédicace» (L’Ordo de la dédicace des Églises selon le rite byzantin vers la moitié duVIll e siècle//Kyriakides S., Xyngopoulos A., Zepos P (eds.) Πεπραγμνα το Θ’ Διεθνος Βυζαντινολογικο Συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12–19 πριλου 1953). θναι, 1956. Τ. 2. Σ. 209). 566 Текст этого Евхология цитируется по изданию: L’eucologio Barberini gr. 336/S. Parenti, E. Velkovska, eds. R., 2000 2 . (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 80). P. 156–164. Чин был впервые опубликован и исследован Винченцо Руджери в статье: Ruggieri V. Consacrazione e dedicazione di chiesa, secondo il Barberinus graecus 336//Orientalia Christiana Periodica. R., 1988. Vol. 54. P. 79–118. Относительно датировки рукописи (между 788 и 797 гг.) и текста Евхология (2-й пол. VIII в.) см. предисловие Паренти и Велковской к вышеупомянутому изданию, p. 19–20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010