2008). Л. Риккарди (перевод А. В. Захаровой), Л. К. Масиель Санчес Лит.: Krautheimer R., Frazer A. K., Corbett S. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937-1977. 5 vol.; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 1986 4; он же (Краутхаймер Р.). Три христ. столицы: Топография и политика: Рим, Константинополь, Милан. СПб., 2000; idem. Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 2000 3; Le Chiese Rupestri di Matera. R., 1966; Venditti A. Architettura bizantina nell " Italia meridionale. Napoli, 1966; Minuto D., Venoso S. Chiesette medievali calabresi a navata unica. Cosenza, 1985; Piva P. Le cattedrali lombarde. Quistello, 1990; Chiese e asceteri rupestri di Matera. R., 1995; Abbate F. Storia dell " arte nell " Italia meridionale. R., 1997. Vol. 1: Dai longobardi agli svevi; Falla Castelfranchi M. La chiesa di S. Marco a Rossano//Daidalos. Reggio Calabria, 2003. Anno 3. N 2. P. 22-31; Coroneo R., Serra R. Sardegna Preromanica e Romanica. Mil., 2004; Puglia preromanica dal V sec. agli inizi dell " XI/A cura di G. Bertelli. Mil., 2004; Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the 4th to the 7th Cent.: The Dawn of Christian Architecture in the West. Turnhout, 2005; McClendon Ch. B. The Origins of Medieval Architecture: Building in Europe, A. D. 600-900. New Haven; L., 2005; Bari, sotto la città: Luoghi della memoria. Bari, 2008; Rotonde d " Italia: Analisi tipologica della pianta centrale/A cura di V. Volta. Mil., 2008; Lombardia Romanica. Mil., 2010. Vol. 1: I grandi cantieri/A cura di R. Cassanelli, P. Piva. Романская архитектура. XI-XII века явились эпохой расцвета средневек. культуры И., сопровождавшегося существенными изменениями в градостроительстве и архитектуре. С нач. XI в. в архитектуре И. превалировал романский стиль, к-рый уходил корнями в местную традицию 2 предшествующих столетий. Типология монументальных построек в XI-XII вв. сохранилась в основном без изменений. Преобладающим типом оставались базилики, с трансептом или без него, в качестве соборных, приходских и монастырских церквей.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

1439 Об этом говорится особенно в связи с неоднократным пребыванием Ромуальда в скитах Валь ди Кастро в епархии Камерино (четырежды; там последовала и смерть его) и Ситрии на границах епархии Губбио (тоже четыре раза), где святой совершил деяние евангелизации самых низших классов общества: Petri Damiani. Vita beati Romualdi. С. 35, p. 75; с. 52, p. 94; с. 64, p. 105. 1440 Обязательно укажу: Tabacco G. Romualdo di Ravenna e gli inizi dell ‘eremitismo camaldolese//L’eremitismo in Occidente. P. 73−119; переизд.: Tabacco G. Spiritualità a cultura nel Medioevo: Dodici percorsi nei territori del potere e della fede. Napoli, 1993. P. 195−248. 1441 Несомненно, св. Ромуальд продвинулся по Апеннинскому хребту, вплоть до горы Катрии, «у которой неизвестно когда и по инициативе ли св. Ромуальда (...) был построен скит Святого Креста на источнике Авелланском» (Tabacco G. Romualdo di Ravenna. P. 85s.). Отшельнические правила источника Авелланского, отмеченные бедностью и суровостью, описываются в Opuscoli XIV и XV, di s. Pier Damiani. Непременно отсылаю к работе: Capitani О. San Pier Damiani е l’Istituto eremitico//L’eremitismo in Occidente. P. 122−163; возвращение к той же теме: Petrocchi M. Note su Fonte Avellana//Aspetti dell’Umbria dall’inizio del secolo VIII alla fine del secolo XI: Atti del III convegno di studi umbri, Gubbio 23−27 maggio 1965. Perugia, 1966. P. 243−254. 1442 Eremitismo, cultura e riforma della Chiesa nel secolo XI: la figura di Pier Damiani. XXVI Convegno del Centro studi Avellaniti, 30−31 agosto 2003 (в печати). 1443 Caby С. 1) De l’eremitisme rural au monachisme urbain. Les Camaldules en Italie à la fin du Moyen Age. Roma, 1999; 2) «Camaldulensis heremi sive cenobii religio»: nascita e sviluppo dell ‘ordine camaldolese (sec. XI–XXV)//San Romualdo: Storia, agiografia e spiritualità: Atti del XXIII convegno del Centro di studi avellaniti (Fonte Avellana, 23−26 agosto 2000). Negarine (Verona), 2002. P. 221−241. 1444 D’Acunto N. 1) laici nella chiesa e nella società secondo Pier Damiani: Ceti dominanti e riforma ecclesiastica nel secolo XI. Roma 1999. (Istituto Storico Italiano per il Medioevo. Nuovi studi storici; Vol. 50);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В IV в. плотность населения в регионе достигла максимальных в древности и в средневековье значений, на что указывает большое количество памятников черняховской культуры. Римские динарии из могильников черня-ховской культуры на севере Молдавии. III–IV вв. до Р. Х. Римские динарии из могильников черня-ховской культуры на севере Молдавии. III–IV вв. до Р. Х. В эпоху Великого переселения народов ввиду нашествия гуннов в 376-381 гг. значительная часть населения ушла вместе с готами на территорию Римской империи. Многие остались под властью гуннов, приняв участие в их походах. Не позднее VI в. романское население, проживавшее к северу от Дуная, вступило в постоянный контакт со славянами, которые оказали сильное воздействие на дальнейшее развитие региона. После переселения большинства слав. населения к югу от Дуная, их остатки были ассимилированы романским населением, к-рое в VIII-X вв. в Карпатском регионе в условиях изоляции от остального романского мира, а также в результате постоянных контактов с мигрировавшими народами постепенно трансформировалось в особую этнокультурную общность. Соседние народы называли ее влахами (волохами, валахами) (Republica Moldova: Ediie enciclopedic. Chiinu, 20102. Р. 159-160). Фундамент бань в Ст. Орхее. XIV в. Фундамент бань в Ст. Орхее. XIV в. Согласно одной интерпретации археологического материала, в IX - нач. XI в. в юж. части междуречья Прута и Днестра распространилось влияние Первого Болгарского царства. На рубеже 30-х и 40-х гг. Х в. большая часть территории М. вошла в состав Древнерусского гос-ва. Локальной особенностью древнерус. культуры являются отсутствие вещей сканд. типа и наличие предметов вооружения и облачения венг. типа (присутствие венгров в этом регионе в указанный период отмечено также в письменных источниках) ( Тельнов и др. 2002; Рабинович, Рябцева. 2009). Согласно др. интерпретации, ни влияние Первого Болгарского царства, ни вхождение в состав Древнерусского гос-ва не имеют никаких документальных и археологических подтверждений. В V-VII вв. население Пруто-Днестровского междуречья было представлено археологической культурой Костиша-Ботошань-Ханска, а в VIII-XI вв.- культурой Лозана-Борниш, к-рая представляет начальную фазу обширной археологической культуры Дриду, распространенной во всем Карпато-Дунайском регионе в X-XI вв. С XII в. поздняя культура Дриду переходит в культуру Рэдукэнень, а в XIII в.- в культуру Брэнешть-Ленкэуць-Екимэуць ( Postic Gh. Civilizaia medieval timpurie din spaiul Pruto-Nistrean: Sec. V-XIII. Bucur., 2007. Р. 62-63, 138-139).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

230 О том, что именно из нотариата выходили фемные судьи и другие чиновники, см.: Weiss G. Oströmische Beamte. S. 25. 236 Так оценивает смысл реформ Константина IX Мономаха Лемерль (Lemerle P. Cinq éludes sur le XI siécle byzantin. Paris, 1977. P. 206). 238 К вышеприведенным скептическим точкам зрения добавим и мнение Лемерля, который считает, что «было бы серьезной ошибкой говорить об этой школе права как об учреждении университетского типа» (Lemerle P. Cinq études. P. 210). 239 Свою философскую школу Михаил Пселл также называет то μουσεον, то γυμνσιον (Michael Psellus. De operatione daemonum/Ed. J. F. Boissonade. Nürnberg, 1838. P. 142, 143,145). По мнению Вольской-Конюс, все эти термины – лишь антикизирующие синонимы для σχολ, παιδευτριον и διδασκαλεον (Wolska-Conus W. Les écoles de Psellos et de Xiphilin. P. 233, n. 73). 240 Novella Constitutio saec. XI medii qual est de schola iuris Constantinopoli constituenda et legum custode creando (Textus breves gracci ct latini, 1)/Ed. A. Sala. Pragae, 1954. 62 p. Об атрибуции ее Иоанну Мавроподу см.: Follieri К. Sulla Novella promulgama da Costantino IX Monomaco per la reataurazione del la facoltà giuridica a Costantinopoli (sec. XI med.)//Studi in onorc di Edoardo Volterra. Roma, 1971. Vol. 2. P. 647–664. 241 Очевидно, и в этой преамбуле не обошлось без того, чтобы не сгустить краски. Тем не менее, считает Лемерль, картина в основном соответствует действительности. Интересно, что здесь нет и намека на существование частных профессиональных школ, находившихся, как это можно заключить на основании данных Книги Эпарха, в ведении корпорации нотариев. Может быть, прав Лемерль, полагающий, что если подобного рода школа и существовала, то к этому времени она уже исчезла (Lemerle P. Cinq études. P. 208). 242 Вопреки Лемерлю (Lemerle P. Cinq études. P. 209. Ν. 34) полагаем: из этого отрывка отнюдь нельзя вывести, что наличие такой специализированной библиотеки при учебном заведении – дело новое, скорее, наоборот. 243 Следует ли на основании этого интереснейшего свидетельства заключить, что выпускник училища получал документ об окончании его, письменное удостоверение? Лемерль не сомневается в этом, утверждая, что мы здесь узнаем о существовании в Византии практики выдачи диплома об окончании учебного заведения (diplôme de fin détudes), в данном случае выдаваемого номофилаксом и являющегося, следовательно, diplôme dÉtat – «государственным дипломом» (Lemerle Ρ. Cinq études. P. 210). Стóит, однако, подчеркнуть, что данное свидетельство является уникальным, и до нас не дошло ни одного такого документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Потуреан М. Иллюстрированное Евангелие царицы Млке. Венеция, 1902 (на арм. яз.); Стржиговский Й. Убранство Евангелия царицы Млке//Андес амсорйя. Вена, 1905. Т. 2 (на арм. яз.); Macler F. Notices de manuscrits armeniens vues dans quelques bibliothèques de l " Europe centrale. P., 1913; Саргисян Б. Большой каталог арм. рукописей б-ки Мхитаристов Сан-Ладзаро в Венеции. Венеция, 1914 (на арм. яз.); Friend A. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//AJA. 1927. Extra. P. 114-147; Weitzmann K. Armenische Buchmalerei des 10. und Beginnenden 11. Jh. Bamberg, 1933; Адонц Н. Дата написания Евангелия Млке//Сион. Иерус., 1936. 9. P. 274-275 (на арм. яз.); Nordenfalk C. Die Spatantiken Kanontafeln. Göteborg, 1938. 2 Bde; Ацуни В. Дата Евангелия Млке//Базмавеп. Венеция, 1939. 3-5 (на арм. яз.); Свирин А. Н. Миниатюра древней Армении. М.; Л., 1939; Гарегин I (Овсепян). Памятные записи рукописей. Антилиас, 1951 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Краткая история древнеарм. живописи. Ереван, 1957; она же. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 167-172; Чанашян М. Армянская миниатюра. Венеция, 1970 (на арм. яз.); Измайлова Т. А. К вопросу об армянском Ренессансе//ВВ. 1973. Т. 35. C. 226-231; она же. Армянская миниатюра XI в. М., 1979; Kouymjian D. Index of Armenian Art. P., 1977. Vol. 1/1: Illustrated Armenian Manuscripts to the Year 1000 A.D.; idem. Armenian Manuscript Illumination in the Formative Period.//Il Caucaso: Cerniera fra cultura dal Mediterraneo all Persia (sec. IV-XI). Spoleto, 1996. P. 1015-1050; idem. The Archaeology of the Armenian Manuscript: Codicology, Paleography and Beyond//Armenian Philology in the Modern Era: From Manuscript to Digital Text/Ed. V. Calzolari. Leiden, 2014. P. 5-22; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 83; Der Nersessian S. L " art Armenien. P., 1989; Mathews T., Orna M. Four Manuscripts at San Lazzaro, Venice//REArm. 1992. Vol. 23. P. 525-550; Ананян П. Евангелие рода Арцруни//Базмавеп. Венеция, 1994. 152 (на арм. яз.); Котанджян Н. Евангелие царицы Млке//Христианская Армения. Ер., 2002. C. 729-730 (на арм. яз.); Акопян З. Армяно-визант. связи в области искусства с раннего средневековья до кон. XI в.//Армянский гуманит. вестн. М.; Ер., 2009. 2/3. C. 130-145; она же. Античные реминисценции в миниатюрах Евангелия царицы Млке (862)//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. C. 109-128; она же. Художественные и иконографические истоки миниатюр Евангелия царицы Млке (862)//Лазаревские чт.: Мат-лы XXXV науч. конф. М., 2012. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/2563856.html

1515 Предположенное еп. Христофором изображение Богоматери (стр. 57) есть оранта; она нередко является в центре саркофагов вне всякой связи с соседними изображениями; для примера: Garrucci, CCCLXXIX, 2–3 (оранта обставлена изображениями: исцеления слепого, воскрешения Лазаря, жертвоприношения Авраама и др.). 1518 Ambros. expos. Evang. sec. Luc. l., VI. Migne, s. l., t. XV, col. 1691. Либерий у Амвросия Мед. de vergin. III, с. 1. Migne, s. l., t. XVI, col. 219–220. 1520 О значении термина: Suiceri Thesaur. eccles. s. v. Ελογα. На одном медном ларце, изданном де Росси (Bulletino, 1872, tav. II) u Гappyччu (tav. CDXXXV, 5), над чудом претворения воды в вино находится надпись: « ελογα». Не заключается ли в этой надписи, допускающей изъяснение в смысле евхаристического термина, намек на евхаристическое значение чуда? Иное объяснение Гарруччи: vol. VI, р. 53–54. Об евхаристическом значении композиции: I simboli dell’eucaristia nelle pitture del ipogeo scoperto in Alessandria d’Egitto (Bulletino di archeol. crist., 1865, Ottobre). 1522 Garrucci, CDXVIII. 4. R. de Fleury, pl. XXXVII, 1. Münter, Taf. XI, 64. Martigny, p. 112. Kraus, R. E., II, 92, Fig. 61. P. Cassel, Die Hochzeit v. Cana, S. 141, Berlin, 1883. Smith and Cheetham, vol. I, p. 263. 1524 Biscioni, tab. VII. Труды Моск. арх. общ., XI, 2, табл. VII. R. de Fleury, pl. XXXVII, 3. Garrucci, CXXXI, 1. 1525 Ср. фреску Киево-Соф. соб. Древн. Росс. госуд., табл. 48 (при благословении присутствуют изумленная Богоматерь и один из апостолов. 1529 Кассель думает, что проседь указывает на местность, где происходил брак: canus=седой. Cassel, Die Hochzeit v. Cana, 142. Догадка не археологическая! 1532 R. de Fleury, L’Evang., pl. XXXVIII, 2. В «La S. Vierge» (pl. XLIV) изданы изображения на миланском антипендиуме и беневентских вратах. 1538 R. de Fleury, pl. XLII, 2. Garrucci, CXXXIV, 2. Biscioni, tab. XIV. Труды Моск. археол. общ., XI, 2, табл. XIV. Charcot, p. 5. 1540 Ciampini, II, tab. XXVI. Garrucci, CCXLVIII, 2. R. de Fleury, pl. XLII, 1. Martigny, p. 241. Kraus, R. E., II, 857, Fig. 496.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

531 Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733//Silloge Bizantina in onore di Silvio Giuseppe Mercati. R., 1957. (Studi Bizantini e Neoellenici; 9). P. 14–31. 532 Частично издана А. А. Дмитриевским в его «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (К., 1901; Hildesheim, 1965r. Т. 2: Εχολγια. С. 993–1052); в компиляции М. Арранца (Arranz M. L’Eucologio costantinopolitano agli inizi del secolo XI: Hagiasmatarion & Archieratikon (Rituale & Pontificale) con l’aggiunta del Leiturgikon (Messale). R., 1996) приведены разночтения по этой рукописи (под сиглой COI). 533 Passarelli G. L’Eucologio Athon. Panteleimonensis 77 alias 162 (1980)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1982. Vol. 48. P. 124–158, здесь p. 134; Ruggieri V. The Cryptensis Euchology Gb XI//Ibid. 1986. Vol. 52. P. 325–360, здесь p. 334; Arranz. L’Eucologio costantinopolitano. P. 9. 534 См.: Parenti S. L’Eucologio manoscritto G. b. IV (X sec.) della Biblioteca di Grottaferrata: Edizione/Tesi di Dottorato in Scienze Ecclesiastiche Orientali. Pontificio Istituto Orientale. Facolta di Scienze Ecclesiastiche Orientali. Sezione Liturgica, tesi n°373. R., 1993. P. 35–42; затем, в новой редакции, в: idem. L’Eucologio Slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino. R., 1997. (Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa centro-Orientale – Universita di Roma «La Sapienza», Filologia Slava; 2). P. 13–20. 537 Baldanza G. Il rito del matrimonio nell’eucologio Barberini 336: Analisi della sua visione teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 316–351. 540 Baldanza G. Il rito matrimoniale dell’Eucologio Sinaitico Greco 958 ed il significato della coronazione nella δξα κα τιμ: Proposte per una ricerca teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1981. Vol. 95. P. 289–315. 542 См. обзорную статью: Martin J.-M., Jacob A. La Chiesa greca in Italia (c. 650 – c. 1050)//Storia del Cristianesimo. Religione – Politica – Cultura, IV: Vescovi, Monaci e Imperatori (610–1054). R., 1999. P. 367–388, и последовавшее за ней исследование: Martin J.-M. Hellénisme et présence byzantine en Italie méridionale (VIII S -XIII S siècle)//L’Ellenismo Italiota dal VII al XII secolo: Alla mémoria di Nikos Panagiotakis. θνα, 2001. Σ. 181–202.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

обрядом (в отдельных анклавах визант. обряд сохр. до XVII в.); после кончины греч. епископов вакантные кафедры занимали лат. прелаты. До XI в. греческими оставались кафедры Джераче, Кротоне, Санта-Северина, Оппидо, Бова и Россано. Лат. митрополия была основана в Салерно, в 1078 г. еп. Реджо Василий был смещен по указанию Роберта Гвискара. Герцог поощрял создание в Юж. Италии лат. монашеских общин - он основал в Калабрии аббатство св. Евфимия, сделал значительные пожертвования мон-рю. Политика Роберта Гвискара и папы Григория VII, поддерживавшего насильственную латинизацию греч. мон-рей в Юж. Италии, способствовала оттоку греч. монахов на Сицилию, где отношение к ним норманнских правителей было более терпимым. В XI в. были составлены анонимные «Барийские анналы» (Annales Barenses), охватывающие период с нач. VII в. до 1043 г., и «Хроники» Лупа (Annales Lupi protospatarii), бывш. визант. протоспафария, а впосл., вероятно, монаха в Матере, где описаны события с 860 по 1102 г. (утверждение норманнов в Апулии). Хроники написаны на латыни, но принадлежат к традиции визант. историографии. Лит.: Amari M. Storia dei Musulmani di Sicilia. Firenze, 1854. Vol. 1; Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века: От V до XVI ст. СПб., 1904. М., 2008; Gay J. L " Italie méridionale et l " Empire Byzantine. P., 1904; Chalandon F. Histoire de la domination normande en Italie et en Sicilie. P., 1907; Fedele P. Ricerche per la storia di Roma e del papato nel sec. X//Archivio della società romana di storia patria. R., 1910. Vol. 33. P. 177-247; Curtis E. Roger of Sicily and the Normans of Lower Italy. N. Y., 1912; Bossi G. I Crescenzi: Contributo alla storia di Roma e dintorni dall 900 al 1012. R., 1915; K ö lmel W. Rom und der Kirchenstaat im 10. und 11. Jh. B., 1935; White L. T. Latin Monasticism in Norman Sicily. Camb. (Mass.), 1938; Cahen Cl. Le Régime féodal de l " Italie normande. P., 1940; Brezzi P. Roma e l " Impero medioevale. Bologna, 1947; Fasoli G. I re d " Italia (888-962).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Ист.: Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI. et XII. conscripti/Hrsg. E. Dümmler u. a. Hannover, 1891-1897. 3 Bde; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum, una cum collectione minore (74 titulorum)/Rec. F. Thaner. Oeniponte, 1906-1915. 2 vol.; Dictatus papae//Das Register Gregors VII./Hrsg. E. Caspar. B., 1920. S. 202-203. (MGH. EpSel.; 2, H. 1); Der Investiturstreit: Quellen und Materialien/Hrsg. J. Laudage. Köln, 1989. Лит.: Fliche A . La réforme grégorienne. Louvain, 1924-1937. 3 vol.; Ladner G . B . Theologie und Politik vor dem Investiturstreit: Abendmahlstreit, Kirchenreform, Cluni und Heinrich III. Baden b. W., 1936. Darmstadt, 1968 r ; idem . Gregory the Great and Gregory VII//Viator. Turnhout, 1973. Vol. 4. P. 1-26; Tellenbach G . Libertas: Kirche und Weltordnung im Zeitalter des Investiturstreites. Stuttg., 1936; idem . Gregorianische Reform: krit. Besinnungen//Reich und Kirche vor dem Investiturstreit: Vorträge beim wissenschaftlichen Kolloquium aus Anlass des 80. Geburtstags von G. Tellenbach/Hrsg. K. Schmid. Sigmaringen, 1985. S. 99-113; Pelster F . Die römische Synode von 1060 und die von Simonisten gespendeten Weihen//Gregorianum. R., 1942. Vol. 22. P. 66-90; Studi gregoriani: Per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947-1991. Vol. 1-14; Violante C . La Pataria milanese e la riforma ecclesiastica. R., 1955. Vol. 1: Le premesse; Borino G . B . L " investitura laica dal decreto di Nicolo II al decreto di Gregorio VII//Studi gregoriani. R., 1956. Vol. 5. P. 345-359; Miccoli G . II problema delle ordinazioni simoniache e le sinodi Lateranensi del 1060 e 1061//Ibid. P. 33-81; idem . Chiesa gregoriana: Ricerche sulla riforma del sec. XI. Firenze, 1966. R., 1999; Krause H . -G . Das Papstwahldekret von 1059 und seine Rolle im Investiturstreit. R., 1960. (Studi Gregoriani; 7); Gilchrist J . Th . Canon Law Aspects of the 11 th Cent. Gregorian Reform Programme//JEcclH. 1962. Vol. 13. P. 21-38; idem . Canon Law in the Age of Reform, 11 th -12 th cent.

http://pravenc.ru/text/166501.html

Parenti, 1988 – Parenti S. Due Preghiere dei «Fogli Slavi del Sinai»//L’Altra Europa. Lungro, 1988. Vol. 1 (217). P. 47–56. Parenti, 1991 a – Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//OCP. 1991. Vol. 57. P. 145–177. Parenti, 1991 b – Parenti S. Osservazioni sul testo dell’anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI secolo)//Ephemerides Liturgicae. R., 1991. Vol. 105. P. 120–154. Parenti, 1994 – Паренти С. Глаголический список римско-византийской литургии св. Петра (Син. глаг. 5/N)//Palaeobulgarica. София, 1994. Т. 17: 4. С. 3–14. Parenti, 2000 – Parenti S. La frazione in tre parti del Pane eucaristico nella liturgia italo-bizantina//Ecclesia orans. R., 2000. Vol. 17. P. 203–227. Parenti, 2001 a – Parenti S. La preghiera di elevazione «Verbo incomprensibile» della Liturgia di S. Giacomo ed il suo impiego nell’eucologio italo-bizantino//Ephemerides Liturgicae. R., 2001. Vol. 115. P. 193–207. Parenti, 2001 b – Parenti S. La «vittoria» nella Chiesa di Constantinopoli della Liturgia di Crisostomo sulla Liturgia di Basilio//Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Bumstark: Acts of the International Congress/R. F. Taft, G. Winkler, eds. R., 2001. (OCA; 265). P. 907–928. Parenti, 2005 – Parenti S. «Re celeste, Paraclito, Spirita di verità»: Il ‘Veni Creator Spiritus’ della liturgia bizantina//Spiritus spiritalia nobis dona potenter infundit – A proposito di tematiche liturgico-pneumatologiche: Studi in onore di A. M. Triacca/A cura di E. Carr. R., 2005. (Studia Anselmiana; 139). P. 387–404. Parenti, Velkovska, 2000 – L’Eucologio Barberini gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. R., 2000 2 . Parpulov, 2004 a – Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Parpulov, 2004 b – Parpulov G. R. A Medieval Russian Manuscript in the Walters Art Museum (W. 548)//Journal of the Walters Art Museum. Baltimore (MD), 2004. Vol. 62. P. 229–232. Passarelli, 1982 a – Passarelli G. L’eucologio Athon. Panteleimonensis 77 alias 162 (1890)//OCP. 1982. Vol. 48. P. 124–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010