1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

Arhiva Arhiepiscopul de Borispol Antonie: „Am vzut în România credina fierbinte a oamenilor” 25 octombrie 2012 18:30 De pe 12 pân pe 16 octombrie 2012, cu binecuvântarea Preafericitului mitropolit al Kievului i al întregii Ucraine, Vladimir, o delegaie oficial a Bisericii Ortodoxe din Ucraina în frunte cu eful Direciei executive a Bisericii Ortodoxe Ucrainene, arhiepiscopul de Borispol Antonie, a vizitat România. Delegaia a participat la festivitile de celebrare a zilei de pomenire a cuvioasei Parascheva în oraul Iai i, de asemenea, la lucrrile unui Simpozion teologic internaional. Arhiepiscopul de Borispol Antonie îi împrtete impresiile din timpul cltoriei cititorilor publicaiei „Ortodoxia în Ucraina”. - Vldica, care a fost scopul principal al vizitei Înaltpreasfiniei Voastre în România? - Am avut dou scopuri. În primul rând, pe numele Preafericitului mitropolit al Kievului i al întregii Ucraine, Vladimir, a venit o invitaie din partea arhiepiscopului de Iai, mitropolitul Moldovei i Bucovinei, Teofan, în care eram rugai s trimitem la Iai o delegaie în ziua pomenirii cuvioasei Parascheva, moatele creia se gsesc la Iai. În rândul al doilea, vldica Teofan îl ruga pe Preafericitul mitropolit Vladimir s binecuvânteze participarea delegaiei ucrainene la lucrrile Simpozionului internaional, consacrat celei de-a 370-a aniversri a Sinodului de la Iai. Astfel, am avut dou obiective: s participm la festivitile bisericeti i la conferina tiinific. - Dar de ce la Iai se srbtorete festiv ziua pomenirii cuvioasei Parascheva? - Cuvioasa Parascheva a trit în sec. XI. Sfintele ei moate s-au aflat în diferite timpuri pe teritoriul Serbiei, Bulgariei, la Constantinopol. Din anul 1641 ele au fost aduse în or. Iai, unde se pstreaz i acum. Cuvioasa Parascheva este cinstit ca ocrotitoare a Iailor. Ziua ei de pomenire (14 octombrie) este una din principalele srbtori ale oraului. În aceast zi, la Iai vin mii de pelerini din toate prile României. Ei stau multe ore în rând pentru a se putea închina la moatele cuvioasei. În acest an, în ziua srbtorii la Iai a sosit i Preafericitul Patriarh al României Daniel. El a svârit Liturghia în piaa din faa catedralei în prezena a mii de rugtori.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2537804...

1 Насколько эта проблема актуальна, показывает доклад G. P. Bognetti на X Междунар. конгрессе историков «I repporti etico-politici fra Oriente e Occidente dal sec. V al sec. VIII». Relaz. X Congr. Intern. Sc. Stor., vol. III, Storia del Medioevo, 65; даю по Byzantinische Zeitschrift, Bd. 48, 1935, H. 2, стр. 465. 2 Sancti Leonis Magni, Romani pontificis-opera, I-III, Venetiis, 1757. 3 De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum; Appendix ad S. Leonis opera, t. III. 4 Appendix ad S. Leonis opera. De antiquis collect. canonum, II, cap. 12, cmp. CLVIII и сл. 5 „Iste liber est monasterii Sanctae Crucis fonte Avellane Eughubin(e) dioc(esis)”, - Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 6 „Hunc librum acquisivit domn. Damianus St.”, — Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 7 Fridolin Dressler, Petrus Damianis Leben und Werk, Rom, 1954, 247 стр. (­ Studia Anselmiana, 34); M. H. Löwe, Petrus Damiani, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, t. VI, 1955, стр. 65—79; P. Jean Gonsette, Pierre Damien et la culture profane, Louvain, 1956; J. Josph Ryan, Saint Peter Damiani and his canonical sources, Toronto, 1956, 213 стр. (­ Studies and Textes, Ν 2). 8 Сирлети был кардиналом во второй половине XVI в. 9 Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Anfange des Mittelalters, von Friedrich Maassen, 1 Band, Gratz, 1870, стр. 787—792. 10 „Über eine Sammlung Gregor " " s I von Schreiben und Verordnungen der Kaiser und Päpste”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Classe der Kaiser. Akademie der Wissenschaften zu Wien, Bd. LXXXV, 1877, стр. 227—239. 11 Sybel " " s Historische Zeitschrift, N. F., Bd. IV. 1885, стр. 154—161. 12 Göttinger Indices scholarum vom Sommer 1888 und Winter 1888 89, Bd. l. стр. 3—18. 13 „Beträge zur Chronologie der Briefe des Papstes Hormisda”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Cl. der Akad. der Wiss. zu Wien, Bd. CXXXVI, Abh. XI, стр. 50—68 и 1892 г. Abh. XIX, стр. 1—54. 14 „Die Überlieferung der Sammlung in Sachen des Monophysitismus”, Nachrichten der Göttinger Gesellschaft der Wissenschaften, 1894, N 2, стр. 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ VI Лев VI, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 142 (РГБ) Лев VI, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 142 (РГБ) († дек. 928 или янв. 929), папа Римский (с мая или июня 928). Основные источники сведений о Л.- краткая биографическая заметка в Liber Pontificalis и поэма Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии». Л. происходил из знатной рим. семьи. Его отец, папский нотарий и примицерий Христофор, вероятно, входил в окружение папы Римского Иоанна VIII (872-882) и был среди оппонентов еп. Формоза (папа Римский в 891-896). Нет сведений о том, когда Л. родился (в 928 он был уже пожилым человеком) и когда он был возведен в кардинальское достоинство (ко времени избрания был кардиналом-пресвитером титула Санта-Сусанна). В мае или июне 928 г. влиятельная рим. «сенатрисса» Марозия, вдова герц. Альберика I Сполетского, вступив в конфликт с папой Иоанном Х (914-928), сместила его и заключила под стражу. Вскоре она объявила о смерти понтифика и добилась избрания нового папы, престарелого Л. Единственный документ, сохранившийся от понтификата Л.,- папское послание Формину, еп. Задара (совр. Хорватия), Григорию, еп. Нина (там же), и другим прелатам Далмации. Архиепископ Сплита получил паллий и был наделен правами митрополита Далмации, другие епископы должны были подчиняться ему и не пытаться расширить границы диоцезов. Нинская кафедра упразднялась, занимавший ее еп. Григорий должен был перейти на кафедру Скрадина. Т. о., Л. утвердил решения Сплитского Собора, созванного в 928 г. папским легатом еп. Мадальбертом (подробнее см. в ст. Иоанн Х ). Понтификат Л. продолжался 6 или 7 месяцев. Понтифик был похоронен, вероятно, в Ватиканской базилике св. Петра. В лит-ре встречается утверждение, что он был убит по приказу Марозии, желавшей посадить на Папский престол своего сына (см. ст. Иоанн XI ), но это не подтверждается источниками. Ист.: Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 832; LP. T. 2. P. 242; Jaff é . RPR. N 3579; Papsturkunden, 896-1046/Hrsg. H. Zimmermann. W., 19882. Bd. 1. S. 99-100. Лит.: B ö hmer. Reg. Imp. 1969. Bd. 2/5: Papstregesten, 911-1024. S. 28-29; Piazzoni A. M. Biografie dei papi del sec. X nelle continuazioni del Liber pontificalis//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1989/1990. Bd. 24/25. S. 369-382; idem. Leone V//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 68-70; Zimmermann H. Léon VI//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1023. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463263.html

Далее в тексте рассказывается о том, как сочинение П. Г. было воспринято его греч. аудиторией. По утверждению автора, речь вызвала весьма лестный отзыв имп. Алексея: «Некогда мудрость была перенесена с Востока на Запад от греков к латинянам; ныне же, напротив, приходящий с Запада на Восток латинянин снисходит к грекам...» Василевс велел визант. богословам составить столь же обстоятельный ответ на основе написанных ими о том же предмете сочинений, которые имп. Алексей нашел неудачными. Из сохранившихся лишь обрывочно следующих слов создается впечатление, что П. Г. так и не получил этот ответ. По всей видимости, под этим будто бы общим ответом греч. богословов подразумевались 3 «Опровержительных слова» митр. Евстратия Никейского, в к-рых обсуждаются доводы, содержащиеся как в греческой (первой), так и в латинской (второй) части речи П. Г. Также ответом П. Г. является «Опровержительная апология» Иоанна Фурна. Уже в мон-ре св. Саввы П. Г. написал «Речь о капитуле монахов», в которой он защищал обычай т. н. капитула вин. На этом регулярно проводившемся собрании каждый из монахов сообщал о своих последних нарушениях устава обители и получал епитимию от настоятеля. П. Г. сравнивает это собрание с синедрионом, судившим Христа, и считает его средством развить смирение - основное качество монаха. Согласно ему, капитул предвосхищает Страшный Суд. Также сохранилось письмо П. Г.- своего рода пропуск, к-рый он выдал убийце своей мачехи, получившему от П. Г. в качестве епитимии повеление совершить паломничество в Сантьяго-да-Компостела. Возможно, П. Г. принадлежат 2 поэтических произведения. Первое - аллегорическая «Фабула» в 168 стихах, где жители Милана порицаются за то, что они удалили своего пастыря. Второе сочинение - сохранившаяся в одной рукописи эпитафия перед Житием св. Павлы блж. Иеронима. Соч.: Petri Chrisolani Oratio de Spiritu Sancto//PG. 127. Col. 911-919; Petrus Grossolanus. Tractatus de Spiritu Sancti processione//Bibliotheca Casinensis. R., 1880. Vol. 4. P. 351-358; Amelli A. Due sermoni inediti di Pietro Grosolano arcivescovo di Milano. Mil.; Firenze, 1933; Ferrari M. Produzione libraria e biblioteche a Milano nei sec. XI e XII//Milano e il suo territorio in età comunale: Atti dell " XI Congr. intern. di studi sull " Alto Medioevo: Milano 1987. Spoleto, 1989. Vol. 2. P. 689-736.

http://pravenc.ru/text/2580380.html

В городе фактическая власть оставалась в руках предводителя П.- Эрлембальда, успешно противостоявшего Готфреду до 1075 г. Эрлембальд продолжал придерживаться принципа, отстаиваемого патаренами: таинства, совершаемые священниками, виновными в симонии и николаитстве, недействительны. Он вмешивался в церковные дела, что раздражало Рим, но при этом не признавал использовавшийся в Миланском архиеп-стве амвросианский обряд , что вызывало недовольство горожан. В одной из стычек 15 апр. 1075 г. Эрлембальд был убит (ранее встречавшиеся в лит-ре даты 27 или 28 июня ошибочны, см.: Busch J. W., Keller H. Erlembaldo//DBI. 1993. Vol. 43. P. 205-209), его тело выставили на площади для всеобщего обозрения. С этого момента значение П. ослабело, само движение постепенно сошло на нет, хотя активность его последователей еще отмечалась в городах Ломбардии и Эмилии, а также во Флоренции. Папы Римские, сначала проводившие григорианскую реформу, к-рая была направлена против симонии и брака священнослужителей, в частности папа Урбан II (1088-1099), стали склоняться к признанию действительными таинств и посвящений, совершённых духовными лицами, которых подозревали в святокупстве, что противоречило принципам патаренов. П. разделилась на проримскую и миланскую партии. Главы П. почитались как святые: диак. Ариальда в средние века считали мучеником (в 1904 канонизирован папой Римским Пием Х (1903-1914)); Эрлембальд был канонизирован в 1078 г., его мощи при участии папы Урбана II перенесли в 1095 г. из патаренской ц. Сан-Чельсо в базилику Сан-Диониджи (не сохр.), куда через 4 года перенесли и останки Ариальда (в 1528 состоялось перенесение мощей Эрлембальда и Ариальда в кафедральный собор Милана). Эти события знаменовали стремление Папского престола способствовать примирению внутри миланского духовенства. Последний значимый эпизод в истории П. связан с протестами против избрания архиепископом Миланским Петра Гроссолана в 1102 г. Бывш. соратник Эрлембальда Липранд для разрешения конфликта потребовал Божиего суда в виде «испытания огнем» (см. Ордалия ), после которого Петру Гроссолану пришлось покинуть Милан, но позднее и Липранд был вынужден уехать из города. К тому времени внутригородские протесты отошли на второй план, т. к. продолжалась борьба между папами Римскими и императорами, начались крестовые походы . Со 2-й пол. XII в. патаренов начали смешивать с катарами , движение П. стали рассматривать как разновидность ереси катаров. Ист.: Landulfi Historia Mediolanensis/Ed. L. K. Bethmann, W. Wattenbach//MGH. Scr. SS. 1848. T. 8. P. 32-100; Andreae Strumensis Vita Sancti Arialdi/Ed. F. Baethgen//Ibid. 1934. T. 30. Pt. 2. P. 1047-1075; Arnulf von Mailand. Liber gestorum recentium/Ed. Cl. Zey. Hannover, 1994; La Pataria: Lotte religiose e sociali nella Milano dell " XI sec./Ed. P. Golinelli. Novara; Mil., 1984, 19982; North W. The Pataria: Andrea da Strimi " s Passion of Arialdo (late XIth Cent.)/Transl. from Latin//Medieval Italy: Texts in Transl. Phil., 2009. P. 337-350.

http://pravenc.ru/text/2579732.html

и А. была титулярная ц. Фасциолы возле терм Каракаллы; клирики этого храма с IV-V вв. заботились о катакомбах Домитиллы. Об этом свидетельствует, в частности, датируемый 398 г. фрагмент мраморного надгробия Паскентия, чтеца из ц. Фасциолы, найденный в этих катакомбах (ICUR. N. S. T. 3. N 8165). В актах Собора 595 г. эта церковь упоминается так же, как ц. Н. и А. ( Greg. Magn. Reg. epist.//MGH. Epp. T. 1. P. 367); в письме папы Григория I Великого от 5 окт. 600 г. указан Гратиоз, пресвитер «титула святых Нерея и Ахилея» (Idem. 15//Ibid. T. 2. P. 275). С таким же посвящением церковь фигурирует в рим. итинерариях VIII-IX вв. (напр., в Айнзидельнском) с указанием ее расположения у терм Антонина (Thermae Antoninianae - Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 199). В нач. IX в. папа Лев III (795-816), видя, что церковь сильно обветшала и периодически затапливается, полностью перестроил ее на более возвышенном месте и украсил серебряным киворием, передал в дар позолоченную посуду для богослужений, золотую корону для алтаря, инкрустированную драгоценными камнями, и др. богатые подношения (LP. T. 2. P. 9, 21, 33). Вероятно, с этого времени городская базилика Н. и А. стала основным местом их почитания, тогда как церковь при катакомбах Домитиллы постепенно приходила в запустение и к моменту ее разрушения от землетрясения 897 г. была полностью заброшена. В XIII в. мощи Н., А., а также Домитиллы хранились под главным алтарем ц. св. Адриана на Римском форуме, о чем свидетельствует фрагмент надписи от 1224 г. из ризницы этой церкви (Iscrizioni delle chiese e d " altri edificii di Roma dal sec. XI fino ai giorni nostri/Ed. V. Forcella. R., 1873. Vol. 2. P. 49). В нач. XIV в. храм Н. и А. возле терм Каракаллы находился в запустении (non habet servitorem; Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 3. P. 308). В 1475 г. папа Сикст IV восстановил рим. базилику Н. и А., однако ок. 1580 г. она снова нуждалась в ремонте (Vat. Barber. lat. 2160. F. 196v; Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

Во 2-й пол. XIX в. благодаря деятельности бенедиктинца Проспера Геранже , аббата мон-ря Солем, произошло восстановление чина К. в некоторых бенедиктинских обителях (Солем, Бойрон и др.). Геранже полагал, что монахи должны заниматься научной деятельностью и быть священниками, чтобы регулярно служить мессу. Тех, кто не могли соответствовать этому идеалу, включали в разряд К., к-рые приносили монашеские обеты, но не имели права голоса на капитуле. Декретом папы Пия X «Sacrosancta Dei Ecclesia» (1 янв. 1911) был установлен минимальный возраст (новициат с 21 года, принесение К. простых обетов - после 30 лет) и порядок зачисления мирян в К., а также подчеркивалась значимость служения К. для более активного участия мирян в жизни Церкви. К. упоминаются в Кодексе канонического права 1917 г. В период между мировыми войнами их численность резко снизилась. Декретом Ватиканского II Собора «Perfectae Caritatis» (§ 15) предписывалось стремиться к тому, чтобы в обителях был единый разряд монахов. В действующем Кодексе канонического права 1983 г. категория К. отсутствует. Лит.: Hallinger K. Woher kommen die Laienbrüder?//Analecta Sacri Ordinis Cisterciensis. R., 1956. Vol. 12. P. 1-104; Hofmeister Ph. Die Rechtsverhältnisse der Konversen//Österreichisches Archiv für Kirchenrecht. W., 1962. Bd. 13. S. 3-47; Dubois J. L " institution des convers au XIIe siècle: Forme de vie monastique propre aux laïcs//I laici nella «Societas Christiana» dei sec. XI e XII: Atti della 3 settimana intern. di studio, Mendola, 21-27 agosto 1965. Mil., 1968. P. 183-261; Fonseca C. D. I conversi nelle comunità canonicali//Ibid. P. 262-305; Constable G. Famuli and Conversi at Cluny: A Note on Statute 24 of Peter the Venerable//RBen. 1973. Vol. 83. P. 326-350; Teske W. Laien, Laienmönche und Laienbrüder in der Abtei Cluny//Frühmittelalterliche Studien. B., 1976. Bd. 10. S. 248-322; 1977. Bd. 11. S. 288-339; Beiträge zur Geschichte der Konversen im Mittelalter/Hrsg. K. Elm. B., 1980. (Ordensstudien; 1); Davies C. The «Conversus» of Cluny: Was He a Lay-Brother?//Benedictus: Studies in Honour of St. Benedict of Nursia. Kalamazoo (Mich.), 1981. P. 99-107; Toepfer M. Die Konversen der Zisterzienser: Untersuchungen über ihren Beitrag zur mittelalterlichen Blüte des Ordens. B., 1983; Gassmann G. Konversen im Mittelalter: Eine Untersuchung anhand der neun Schweizer Zisterzienserabteien. Münster etc., 2013.

http://pravenc.ru/text/1841878.html

Составленные по различным поводам проповеди И. М. являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 686), повествует о чуде, к-рое помогло Константину IX подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай: подобно тому как это произошло при Константине Великом, в небе над визант. войском возник крест, варвары в ужасе бросили оружие и затем просили о крещении. Соч.: Vita S. Dorothei Junioris//PG. 120. Col. 1051-1074; Sermo in SS. Deipare dormitionem//Ibid. Col. 1075-1114; Versus Iambici//Ibid. Col. 1119-1200; Epigrammata//Ibid. Col. 1199-1200; Iohannis Euchaitorum Metropolitae Quae in codice Vaticano Graeco 676 supersunt/Descripsit P. de Lagarde. Gött., 1882. Amst., 1979r; Follieri E., ed. Giovanni Mauropode: Otto canoni paracletici a N. S. Gesù Cristo. R., 1967. (Archivio italiano per la storia della pietà; 5); Canzoniere/Trad. di R. Anastasi. Catania, 1984; Discorso per Basilio, Gregorio e Giovanni Chrisostomo/Introd. trad. di R. Anastasi//Cultura e politica nell " XI sec. a Bisanzio: Versioni di testi di Michele Psello e Giovanni di Euchaita. Catania, 1988. P. 47-49; Epistulae/Ed., transl., comment. A. Karpozilos. Thessal., 1990. (CFHB; 34); D " Aiuto F. Tre canoni di Giovanni Mauropode in onore di santi militari. R., 1994. (Boll. dei classici; 13. Suppl.); idem. Un canone di Giovanni Mauropode in onore dei ss. Cosma e Damiano//RSBN. 2000. N. S. Vol. 37. P. 99-157. Ист.: Psellos M. Chronographie ou histoire d " un siècle de Byzance (976-1077)/Texte établit et trad. par É. Renauld. P., 1926-1928. Vol. 1-2; idem. Scripta minora magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1936-1941. 2 vol.; idem. Orationes panegyricae/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. P. 143-174; Mercati S. G. Ufficio di Giovanni Mauropode Euchaita composto dal nipote Teodoro//Mémorial L. Petit: Mélanges d " histoire et d " archéologie byzantines. Bucarest, 1948. P. 347-360.

http://pravenc.ru/text/471360.html

In seguito i canonisti bizantini Teodoro Balsamon (XI sec.) e Matteo Blastaris (XIV sec.) sottolinearono che fra i cinque Patriarchi furono distribuite le “regioni dei quattro climi dell’universo”, senza contare le “piccole Chiese” non sottomesse a nessuno dei Patriarchi: Bulgara, Cipriota e Georgiana. A nessuno dei Patriarchi è permesso di mandare una rappresentanza in un paese che è sottomesso a un altro Patriarca, né prenderne un chierico, affinché non vengano violati i diritti delle Chiese” (11). Ciononostante, nella legislazione imperiale e nei nomokanoni bizantini comparisce l’idea delle prerogative particolari ed uniche di Costantinopoli. Per esempio, nel Nomokanon dei XIV titoli nella versione del 880 leggiamo (titolo I, cap. 5): “Della dignità dei Patriarchi... e che il capo di tutte le chiese è Costantinopoli, leggi il libro I del Codice, titolo 1, rubrica 7; titolo 2, rubriche 6, 20 e 24; e anche il titolo 1 delle Novelle, rubrica 2, e il titolo 2, rubrica 3. E la rubrica 16 del titolo 2 del libro I del [Codice] dice che Costantinopoli abbia il primato sopra di tutti” (12). Segue questo testo anche l’ “Eisagoge” dell’imperatore Basilio I (886 г.), in cui si dice: “La Sede di Costantinopoli, decorata con il regno, è dichiarata dalle decisioni conciliari la prima; seguendole, le leggi divine prescrivono di trasmettere alla sua considerazione e decisione anche le controversie che abbiano luogo in altre sedi” (13). È caratteristico che nessun testo annoverato nel Nomokanon parla di Costantinopoli come “capo di tutte le chiese” e nessuna legge impone la giurisdizione universale della Sede di Costantinopoli. Ma nel caso si parla del territorio dell’Impero stesso, le affermazioni del Nomokanon e dell’ “Eisagoge” sono giuste. Il fatto è che entro il IX secolo il Bisanzio perse tutti i suoi domini in Oriente ed in Occidente e i suoi confini effettivamente coincisero con il territorio della giurisdizione canonica del Patriarcato di Costantinopoli. Siccome la sfera di applicazione dei codici legislativi è per definizione limitata dal territorio dell’Impero, le prerogative di Costantinopoli definite in quelli sono ridotte allo stesso territorio. A ciò perfettamente corrisponde il suo titolo “Ecumenico”, in cui sotto il termine “universo”, come di solito, viene percepito l’Impero Romano (Bizantino). 

http://mospat.ru/it/authors-analytics/87...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010