Archive Deputy Minister of Education and Science hands over to Metropolitan Hilarion of Volokolamsk certificate of state accreditation of Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate Studies 16 February 2018 year 14:14 On 15 February 2018, Feast of the Meeting of the Lord, after the Divine Liturgy at the Church of the Beheading of St. John the Baptist in-the-Woods, a ceremony of handing over of the certificate of state accreditation to Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate Studies took place at the assembly hall of the Theological Institute. Among those in attendance were Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, chairman of the Moscow Patriarchate’s Department for External Church Relations, rector of Ss. Cyril and Methodius Theological Institute; Mr. Sergei Kravtsov, Deputy Minister of Education and Science of the Russian Federation, head of the Federal Service for Supervision in Education and Science; rectors of several higher education institutions; as well as scholars, academicians and staff members, faculty and students of the Theological Institute. Metropolitan Hilarion of Volokolamsk opened the ceremony, saying: “Today, on the Feast of the Meeting of the Lord, we have gathered together in the assembly hall of the Theological Institute of Postgraduate Studies on an important and joyous occasion – the state accreditation of our theological school’s educational activities. By the order of the Federal Service for Supervision in Education and Science and at the results of the examination by a commission of experts, the Theological Institute of Postgraduate Studies in its activities satisfies the demanding requirements of state standards. We have confirmed our right to provide education in theology at two highest educational levels, master’s and post-graduate’s, and we have the right to award diplomas of the established state standard. Postgraduate students who will complete their studies will defend their theses in the Dissertation Council for Theology.” Press Service of Ss. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate Studies / DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5155459...

В византийской иконографии, начиная с конца VII века, Воскресение Христово изображается под образом Сошествия во ад, из которого Господь изводит Адама и прочих с ним. Разумеется при этом, именно, расторжение уз смерти. Эта иконографическая композиция развилась под прямым влиянием литургических текстов и представляет, как бы, их переложение в черты и краски. См. обзор памятников и сопоставления с богослужебными текстами у Н. В. Покровского: Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских//Труды Восьмого археологического съезда в Москве 1890 года. Т. 1. СПб., 1892, с. 398 и далее; ср. Millet G. Recherches sur 1’iconographie de 1 " Evangile aux XI V-e, XV-e et XVI-e siècles d’après les monuments de Mistra, de 1а Macédoine et du Mont Athos II Bibliothèque des écoles françaises d " Athènes et de Rome. Fasc. 109. Paris, 1916, p. 396 ss. Милле справедливо обращает внимание на древние изображения распятия: «L’iconographie primitive du Crucifiement montrait non point Jésus souffrant sur la Croix, mais Dieu triomphant par son sacrifice volontaire. Elle s’attachait non au drame humain, mais au dogme» [На древних иконах Распятия изображался не страждущий на Кресте Иисус, а Бог, торжествующий посредством Своей вольной жертвы. Иконография опиралась не на человеческую драму, но на догмат] (р. 396). См. об этом и у Покровского: Цит. соч., с. 314 и далее; и особенно, у Reil J. Die altchristliche Bildzyklen des Lebens Jesu II Studien über Christliche Denkmäler I Herausgeg. v. J. Ficker, N. F., Hf. 10. Leipzig, 1910, SS. 21 ff., 451. О древних изображениях на саркофагах Рейль говорит: «Es findet sich keine Leidersszene, in der Christus als Leiden der dargestellt ist! Er erscheint immer stets als einer, der Ueber dem Leiden steht. Die Verspottung selbst sieht wie ein Verherrlichung, die Domkronung wie ein Siegerkronung aus» [Нет ни одной картины Страстей, где Христос был бы изображен страждущим! Везде он выступает как Тот, Кто выше страданий. Глумление выглядит прославлением, терновый венец – венцом победителя] (SS. 21–22). Это остается типичным и позже. Эмоционально-драматические мотивы вторгаются в иконографию довольно поздно – по-видимому, под сиро-палестинским влиянием. В византийской иконописи они утверждаются не раньше XI века, на Западе – еще позже, уже после победы францисканского религиозного идеала (ср. Millet G. Ор. cit., рр. 399–400 et 555 ss.). См. еще Schonewulf O. Die Darstellung Christi//Studien über christliche Denkmäler/Herausgeg. v. J. Ficker, N. F., Hf. 9. Leipzig, 1909. Конечно, этот иконографический материал требует особого рассмотрения с богословской точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В гимнах преп. Ефрема Сирина на Богоявление (числом пятнадцать), которые он признает крещальными (baptismal), Wensinck наблюдает много выражений и мыслей, которые представляют очень близкое сходство с выражениями и мыслями «Песней Соломона». Возможно двоякое предположение: или препод. Ефрем, точно так же как и составитель «Песней», употребляли общий крещальный язык (common baptismal language), или же св. отец даже прямо цитировал «Песни». Но, быть может, верны обе части дилеммы (Ephrem« " s Hymns on Epiphany and the Odes of Solomon. «The Expositor». 1912, February, p. 108, 111–112). R. Harris, впервые открывший и опубликовавший наш памятник, в особой статье, помещенной непосредственно за сообщением Wensinck " a, под названием: Ephrem» " s Use of the Odes Solomon (p. 113–119), – находит, что соображения Wensinck " a имеют весьма серьезное значение (of the highest value) и со своей стороны дает несколько примеров более глубокого – по сравнению с Wensick’oм, разъяснения «внутреннего смысла наблюдаемых параллелей» двух названных памятников. 24 Zum Verständnis der Odem Salomos в «Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft». 1910, 3. SS. 193–203, 4. SS. 289–290. 28 Kritische Bemerkungen zu dem Odem Solomos. «Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie». LIII, SS. 289–306. 33 J Th. Zahn, Die Oden Salomos в ж. «Neue Kirchliehe Zeitschrift», XXI, (1910), X, SS. 751–752. 34 S. 296. – Проф. прот. А.В. Смирнов переводит данное место (по цитате в «Pistis Sophia» – с лат. текста в издании Гарнака), т.о.: «она (река) объяла всех и направилась поверх храма» (super templum). Цит. кн., стр. 112. Смысл данного отрывка комментируется ученым так. обр.: здесь «говорится об истечении ( πρροια, emanatio) от Бога, которое великою рекой разлилось по всей земле и поднялось даже над храмом» (стр. 108). 35 Flemming переводит: «Er hat alles... zum Tempel gebracht». Harris с сирского языка перевел: … " and it brought to the Temple». Schmidt переводит соответствующее место коптского текста Πστις Σοφα: «...und wandte sich gegen den Tempel».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/n...

61 Gennadius, De vir. illustr., 61: Victorinus (al. Victorius) rhetor Massilieusis ad filii sui Aetherii personam commentatus est in Genesim etc. Claudius Marius Victor, Alethia, precatio (al. Praefatio), v. 101 ss: te, deus alme, precor…, da nosse precanti dum teneros formate animos et corda paramus ad verum virtutis iter puerilibus annis etc. 62 О начитанности Коммодиана в античной латинской литературе см. Dombart в Corpus scr. eccl. lat., XV, pag. III ss. 63 Denk, Gesch. d. Gallo-Fränk. Unterrichts – und Bildungswesens, 1892, s. 93 ff. Ср. Ziegler, Gesch. d. Pädagogik mit besond. Rücksicht auf d. höhere Unterrichtswesen, 1895, s. 20, и Budinszky Die Ausbreitung der lat. Sprache, 1881, s. 107. 64 Понятна отсюда верность Павлина классическим формам поэзии и сравнительная малочисленность его отступлений от норм, установленных лучшими поэтами в метрике, как это раскрыл Huemer в диссертации: De Pontii Meropii Paulini Nolani re metrica, 1903. Berl. ph. W., 1904, 29, 908 f. 66 Еще Варрон называл жителей Мессилии «трех-язычными» (trilingues), так как они говорили по-гречески, по латыни и по-галльски. Varro apud Isid. Orig. 15, 1. 67 Schenkl в Corpus, XVI, 350 ss. Ср. Weyman lahresber. uber d. chr. lat. Poesie von 1894–95 bis Ende 1897 (Separat-Abdruck aus d. Jahresber. über d. Fortschr. d. cl. A.–W.), s. 198. 72 Сравн. его выражение относительно данного человеку domum divae pectus rationis в стихе 136 и Heinze к Lucr. III, 140, также Rothstein к Prop. IV (V), 1, 12. У него же встречаются другие выражения, которые напоминают античную фразеологию. Сравн. moenia mundi об очертаниях возникшего мира (v. 28), caeli moenia (v. 78) и ин. 73 Cui vel centum linguae vel ferrea vox est – Migne, LIX, 343. C., ср. Ου. Met. VIII, 533 ss., Pers. V, 1. Подобные стереотипные выражения употребляет также: автор стихотворения De Laud. Domini (Migne, LXI, 1092, C.), Павлин Нол. в 13 carm. natal., v. 351–352, Ориенций в Commonitorium, I, 387–388. Любопытно и Авитово название Ноя «heros». 79 В приведенных словах христианский поэт не то хочет выразить, что все стихотворения на намеченные темы им лишь предположено написать после оставления общественной деятельности. При таком представлении дела пришлось бы встретиться с весьма большими затруднениями и прежде всего с невозможностью допустить, чтобы 56-летний поэт (praefatio составлено в 405 г., на 57-и году жизни Пруденция), уже на склоне дней, мог написать все те стихотворения, которые ему принадлежат и которые он в общих чертах обозначил в приведенных словах. Здесь автор видимо очерчивает весь объем своей литературной деятельности, уже вполне определившейся, имея ввиду и написанные уже стихотворения, хотя может быть существовавшие отчасти еще в не вполне отделанном виде, а в форме набросков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

—541— воспринимаемое и существующее только для самого ощущающего субъекта (SS. 40–41). В метафизической сфере категория качества, по мнению Гартмана, не имеет приложения. Метафизические функции, полагающие как объективно-реальный, так и субъективно-идеальный мip явлений, совершенно безкачественны (SS. 42–44). Метафизическая сущность индивидуумов и монад тоже безкачественна (S. 46). Безкачественна и сущность абсолютного (SS. 47–48). «Мы должны, говорит автор, приложимость категорий качества ограничить сферою ощущения и признать, что сверхчувственная сущность непреходящих атрибутов есть нечто совершенно иное в сравнении с чувственным качеством изменчивых акциденций» (S. 49). Деятельность безкачественного в своем существе абсолютного, или всеединого производит и качество, но последнее есть уже вторичный продукт, получаемый в сознании из синтеза количественного многообразия в мipe явлений (ibid). В количестве, как категории ощущения, Гартман различает два вида – интенсивное количество и количество экстенсивное или временность. Всякое качество, воспринимаемое сознанием, является связанными с известной интенсивностью. Не существует никаких ощущений, которые бы не обнаруживали в себе известной интенсивности. Один и тот же тон, – простой или сложный, – может звучать то сильнее, то слабее; один и тот же свет, – простой или сложной окраски, – светит то ярче, то тусклее; один и тот же запах или вкус могут иметь разную интенсивность. Если качество ощущения сложно, то оно остается, при изменениях интенсивности, равным само себе только под условием, что его компоненты стоят между собою в том же отношении, а с переменою этого отношения меняется и качество (SS. 50–51). Увеличение или, уменьшение интенсивности при известных условиях уничтожает сознание самого качества: в ослепительном свете, в разъедающем нос возбуждении мы уже не сознаем качественных различий цвета или запаха. Нормальное возрастание ощущения в своей интенсивности возможно только в рамках эмпирически устанавливаемых границ (для каждого разряда ощущений) между

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

788 Locke, An essay, b. I, ch. IV, § 9–11. – Мы уже не говорим о т. н. категориях рассудка, в обосновании которых нативизм еще более бессилен, чем эмпиризм, потому что совершенно даже не в состоянии объяснить их соответствие с опытом. Ср. Schubert-Soldern., Ueber Erkennmniss а priori und а posteriori. Vierteljahrsschrift für wissenschaffliche Philosophie. 1883. 789 Ср. Бентам, «Введение в основания нравств. и законодат. гл. 1, § 1; Locke, An essay, b. II, ch. XXVIII, § 11; представители теологического утилитаризма (у Lecky, Sittengeschichte, S. 16, и у Иодль, «История этики», т. I, гл. VI). 790 Kant, Kritik der reinen Vernunft, ed. Rosenkranz (WW., B II), SS. 732 sqq; Riehl, Der philosoph. Kriticismus, В. II, Th. 2. SS. 41 sqq., 74; cp. В. I. Th. I, S. 322. 791 Поэтому нельзя без удивления читать у Шопенгауэра, будто «до Канта ни одному человеку не приходило в голову отожествлять справедливые, добродетельные и благородные поступки с разумными поступками» (Schopenhauer, Die beiden Srundprobleme d. Ethik. Leipzig. 1881. S. 150). Что такое именно воззрение на нравственные поступки было господствующим в древнегреческой философии, – это мы отчасти уже видели раньше (cp. Laas, Idealismus und Positivismus. Berlin. 1879–1882 – 1884. B.II, SS. 52–55). В новой философии для опровержения Шопенгауэра достаточно будет назвать Кэдворта, Кларка, Прайса; к интеллектуалистическому воззрению на мораль приходят также Спиноза и Лейбниц, мыслители, хорошо известные Шопенгауэру, так как он постоянно ссылается на них в своих главных трудах. (См. «Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания»). 793 Вот почему совершенно неправ, напр., Гёринг, когда пишет: «das Denken nichts anderes ist, als eine Thatsache». Такое воззрение возможно лишь для теории, стремящейся по возможности стереть границы между теорией познания и психологией, как это мы и видим у Геринга (Göring, system d. kritischen Philosophie. Th. 1, S. 276). 794 Kant, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, SS. 49–50; cp. 61, 65, 69. При недостаточной определенности как выражений, так м. б. иногда и самой мысли Канта (ср. Riehl, Der philosoph. Kriticismus, В. II. Th. 1, S. 8), отмечаемые места имеют руководящее значение для уяснения его точки зрения в данном сочинении. Мы приведем в подлиннике несколько строк из первого места: «Hier sehen wir nun die Philosophie in der That auf einen misslichen Standpunkt gestellt, der fest sein soll, unerachtet er weder im Himmel, noch auf der Erde an etwas gehängt oder woran gestützt wird. Hier soll sie ihre Lauterkeit beweisen, ais Selbsthalterin ihrer Gesetze, nicht als Herold derjenigen, velche ihr ein eragepflanzter Sinn, oder wer weiss welche vormundschaftliche Natur einflüstert, die insgesammt, sie mögen immer besser sein, als gar nichts, doch niemals Grundsätze abgeben können, die die Vernunft diktirt und die durchaus villlig a priori ihren Quell und hiermit zuglich ihr gebietendes Ansehen haben müssen».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

cit., SS. 66–68. М. Грабман более не настаивает на гипотезе аверроистского влияния на Майстера Экхарта в своем ценнейшем исследовании о Якобе из Витербо: Die Lehre des Jacob von Viterbo (1308) von der Wirklichkeit des göttlichen Seins. Beitrag zum Streit über das Sein Gottes zur Zeit Meister Eckharts, in: Philosophia Perennis (Festgabe Josef Geyser zum 60. Geburtstag), I, SS. 209–232, Ratisbonne 1930. Эта статья была переиздана в 1936 г. в Mittelalterische Geistesleben, II, SS. 490–511. Здесь содержится также весьма тонкое рассуждение об «отрицательном богословии», где утверждается, что Майстер Экхарт злоупотребил им в первом «Парижском вопросе». А именно: под влиянием неоплатонических течений, доминировавших на факультете искусств после того, как в 1268 г. были переведены «Первоосновы теологии» Прокла, Майстер Экхарт, по утверждению М. Грабмана, перенес отрицательное богословие из методологического плана теории познания в область метафизики (SS. 231–232). Мы не можем согласиться с такой интерпретацией: как мы попытались показать, специфика «Парижских вопросов» объясняется строгим проведением методологического принципа, а именно, терминологии: будучи взятым в единственном «аспекте» intelligere, Бог не есть esse. Это не исключает гипотезы о влиянии Прокла. Ср. формулировку: «Unum, nullum ens omnium, causa est omnium» [«Единое, не будучи ничьим бытием, есть причина всего»] (Комментарий на «Парменида», ed. R. Klibansky, London 1953, р. 68, 1. 10). 822 См. фрагмент из Exp. in Sap. (in: Archives... III, 327–328), где Экхарт утверждает взаимообратимость между бытием, с одной стороны, и простотой и интеллектуальностью, с другой. Однако эти два аспекта соединяются в «полном возвращении» Интеллекта к своей собственной Сущности: «Ubi notandum, quodsicut unum et ens convertibiliter se habent, sic simplicitas et intellectualitas. Radix enim prima et natura intellectualitatis est simplicitas. Argumentum huius est: primo, quia simplex et ipsum solum redit se toto super se ipsum totum reditione completa, et propter hoc, ex De causis, est sciens se ipsum et omnia per essentiam» [«Заметь, что как единое и сущее находятся в отношении взаимообратимости, так же простота и интеллектуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Так, в строгой связи с национальной еврейской историей, исходя из теократических еврейских положений, замыкаясь сначала тесными границами Палестины, – дело Христово естественно и неизбежно приобретает универсальный характер. Прежняя оболочка оказывается уже непригодной: новое вино в ветхие мехи не вливают... Старые национальные формы отслужили свою службу; еврейская скорлупа сохранила божественное зерно во время зимы неверия и бурь безбожия, но настала весна, солнце правды воссияло на горизонте, – и новый росток разбивает свои оковы. Храм и Иерусалим рушатся (Мф. гл. 24), загнивший Израиль будет отвергнут (гл. 19), с уничтожением аккомодативности закона он делается всечеловеческим (гл. 5 ss.), педагогически-временные постановления его, например о разводе, лишаются силы ( Мф. 5, 31 ss.; 19, 8 ss.), внешнее очищение заменяется внутренним обновлением грешной души ( Мф. 9, 6 ), пасхальный агнец уступает место божественной искупительной жертве ( Мф. 26, 26 ss.). Вообще, на развалинах случайно-приспособительного, примрачно-прообразовательного, при грохоте раввинской схоластики, книжнического формализма, фарисейской обрядности, – воздвигается нечто вечное. Оно божественно по своему существу и достопокланяемо: волхвы от востока приносят дары родившемуся Младенцу, хотя Он – царь иудейский; оно неограниченно по своему назначению: шедше научите вся языки, – говорил посланный к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 28, 19 ); оно бесконечно по своей всегдашней обязательности и спасительному влиянию: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, – таково обетование Иисуса из Назарета ( Мф. 28, 20 ). Возвращаясь к началу – к характеристике содержания Матфеева Евангелия, – мы получаем, что оно проникнуто еврейским колоритом, с которым гармонически сливается и универсальная тенденция. Оно стоит в тесном отношении к национальной истории и ветхозаветной теократии, но лишь в той мере, поскольку в них были заключены божественные начала. 1 . Христос есть обетованный Мессия Израилев: так это и должно было быть, так этого желали иудеохристиане, так это необходимо было представить и их неверующим собратьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

68 Ср. изложение этого материала о. Жаном Даниелу в его курсе лекций, недавно прочитанном для студентов Парижского католического института: Le Troisieme sieclë Clement et Origene. Notes prises au cours par les eleves, pp. 148–154. 70 Cp. Orbe, Antonio. Op. cit., p. 165 ss. Особенно следует выделить резюме на с. 185: " Origenes discurre siempre vinculando la Sabiduria personal de Dios al mundo (inteligible, о quiza tambien sensible). La generacion del Verbo, que hubiera en absoluto bastado a explicar el misterio de la prehistoria del mundo, no adquirre autonomia propia. De seguro su coeternidad con el Padre se halla en Origenes mejor defmida que en ninguno de sus contemporaneos; pero las multiples coordenadas que de diversos puntos traza el Alejandrino para definir igualmente la eternidad del mundo, comprometen las fronteras entre la necesidad de la generacion natural del Verbo y la libertad de la generacion intencional del mundo en El. Los limites entre la Paternidad y la Omnipotencia no aparecen claros en el Alejandrino» [ Ориген говорит о Премудрости Божией лишь в контексте связи Ее с миром (умопостигаемым или, быть может, даже чувственным). Рождение Логоса, которое считается вполне достаточным для объяснения тайны возникновения вселенной, не получает должной самостоятельности. Конечно же, Ориген , как никто из богословов того времени, подчеркивал совечность Сына Отцу, однако многочисленные его попытки аналогичным образом показать вечность мира сделали нечеткой границу между необходимым происхождением Слова по естеству и свободным происхождением мира по изволению. Ориген не сумел ясно выразить отличие Отцовства от Всемогущества]. См. также P. Aloysius Lieske. Die Theologie der Logosmystik bei Origenes. Munster iW., 1938, SS. 162–208; и Ivanka, Endre von. Hellenisches und Christliches im frUhbyzantinischen Geistesleben. Wien, 1948, SS. 24–27 et passim. 74 Cp. Benz, Ernst. Marius Victorinus und die Entwicklung der aben-dlundischen Willensmetaphysik. Stuttgart, 1932, SS. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

XII. cap. 5) называет Апостолов ineruditos liberilibus disciplinis et omnio... non peritos grammaticae, non arinatos dialectica, non rethorica inflatos. Блаж. Феофилакт. Предисл. к Еван. Иоанна стр. 8. Euthymius Zigaben. Comment. in quat. Evang. t. XIX, p. 663 (Max. Bibl. veter patr.): neque autem prius, neque postea literas dedicit, sed penitus idiota erat. Также думают и новейшие экзегеты Св. Писания Люкке, Годэ и др. 271 Полный текст этой молитвы ( ) приводит Schürer. (Op. cit. В. II, ss. 384, 385), Vitringa (De Sunagoga pp. 1031–1051). Её происхождение еврейские раввины, напр., Бехай Моймонид и другие относят к временам Ездры и великой синагоги (Buxtors. Sin. Jud. pp. 207, 208). Если не все 18 благословений этой молитвы составлены были во времена Ездры, как справедливо думают некоторые ученые, Иост (Geschichte d. judenthums und seiner secten. В. I. ss. 175. 176), Гретц (Gesch. d. Volkes Isr. В. II, ss. 13. 186; В. III, s. 200 ff.), то во всяком случае значительная часть её несомненно очень глубокой древности и восходит ко временам Ездры. Кроме указанных ученых, так же думают Цунц (Die Gottesd Voltr d. jud. s. 367). Шюрер (Op. cit. В. II. ss. 383–386) и другие. Окончательно она формулирована не ранее 70 года по Р. Христове. Это положительно можно утверждать на основании её содержания. На основании глубокой древности происхождения этой молитвы можно говорить о её всеобщем распространении и употреблении каждым благочестивым евреем. 272 Pirke Aboth И, pag. 513–527. Иуда-бен-Тема говорит: „пятилетний сын должен читать Священное Писание , десяти лет он должен приниматься за изучение мишны, тринадцати – за изучение заповедей, пятнадцати – Талмуда, а восемнадцати вступать в брак“. 298 Иудейские раввины приурочивают происхождение синагог к самым отдаленным эпохам существования человеческого рода. Одни из них относят происхождение их к периоду патриархальному и даже допотопному, другие – ко времени Моисея или Судей, третьи – к временам допленным, царским. Желающие подробнее познакомиться с интересной историей еврейских синагог, могут обратиться к недавно напечатанному у нас в России сочинению „Синагоги иудейские, как места общественного богослужения. А Никитина. Киев 1891 г. В указанном труде автором сделан тщательный обзор работ известных ученых по этому вопросу: Лайтфута, Буксторфа, Витринги, Лейрера, Яна, Аккермана, Де-Ветте, Шольца, Кейля, Кницлера, Штапфера, Шегга и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010