109 Anna p. 193 С: καταλαμβνει τν Πλσκοβαν. Ha одной карте Болгарии показана Плиска на юг от Силистрии, по направлению к Эски-Стамбулу. Гильфердинг, I, 151, со ссылкою на Черткова. 113 Anna p. 198. Анна замечает, что она пересказывает все подробности со слов отца, на основании его воспоминаний в семейном дружеском круге, р. 198 В. 118 Vita Theodericiabbatis Andaginensis, MG. SS. XII, 44: Sed interea cum videret plurimos Hierosolimam – – tendere, ipse – – coepit eodem proficisci velle – – Cum aliis – – in Hungariam venit. – – Turbata illic incursione barbarorum re publica, tam ipse quam comites eius transire prohibiti, Pantioniam conversi, multa difficultate venerunt ad urbem Komam. Они хотели побывать на горе Гаргано, потом направить свой путь все-таки через Константинополь, но и Адриатическое море не было безопасно: diffusis toto, ut faraa erat, Adria pyratis. [Ghronicon S. Andreae, MG. SS. VII, 535: De profectione domni episcopi Lietberti in Ierusalem. Barbaram quam colunt Huni transmeat patriam. Transito itaque Danubio, ad regem Pannoniarum pervenit; et pretergressus eius patriam, vastas iugreditur solitudines, quas deserta Bulgariae vocant, quasque latrunculi Scythicae gentis inhabitant. Hi degentes more ferarum, nullis coercentur legibus, nullis continentur urbibus; sub dio manent, quas nox coegerit sedes habent, praetereuntes obsident, obvios interficiunt, ceteros depredantur. Cf. Vita Lietberti c. 33, ibid. adn. 21: Gregatim vadunt, omnia sua secum portantes cum tota supellictile, parvulis et uxoribus. Nullius beresis nominata secta, nullius religionis divino cultu tenentur; tamen sicut ex eorum interfectis vidimus, more Saracenorum, circumciduntur; barbari crudeles, homicidae, sine affectu, sine pietate.] – См. об этих пилигримах [также Herigeri Gesta, MG. SS.] VII, 171. [Chron. S. Huberti Andag. ibid.] VIII, 572. 119 Annales Altahenses maiores, MG. SS. XX, 815: Igitur mox, ut fluvium, qui Marowa dicitur, transierunt, statim periculalatronum et raptorum crebro incidere, quae tamen ipsi prudenter declinantes et caute, tandem urbem Constantinopolitanam adiere. Далее сообщается отрывок из письма Гунтера Бабенбергского (писано в Лаодикее): Experti – sumus Ungros sine fide famulantes, Vuigarios occulte rapientes, fugimus Uzos aperte debachantes, Constantinopolitanos vidimus graece et imperialiter arrogantes и т. д. – Cp. MG. SS. XII, 230. [Cm. также Michaud, Hist, des crois. 4. edit. I, 65. – Baronius, Ann. eccles. (Theiner) XVII, 251, относит это событие к 1064 году.]

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Как вывод из означенного сопоставления того и другого высказывается нашим автором следующее его утверждение: в данном отношении между Августином и Плотином не только нет согласия (accord), но, наоборот, выступает и обнаруживается полное различие (une divergence compléte); сходство же между ними, если и можно усматривать, то лишь только нумерическое (т. е. в отношении чисел «1-го» и «З-х»). Далее усматривается автором подлинный (православно-христианский) смысл тринитарной концепции Августина (pp. 94–97) и показывается ее связь с тринитарной формулой Афанасия Великого (р. 97). Заканчивается глава замечанием о причине наклонности тринитарной интуиции Августина к модализму и о возможности делать из его тринитарных аналогий нецерковные выводы (pp. 97–99). – Две дальнейшие главы (IV. La crèation, pp. 101–113 и V. La Providence, le problème du mal et l’optimisme, pp.113–149) точно таким же способом, как и ранее, рассматривают поставленные в их заголовке вопросы и приходят к таким же по существу выводам. К сочинению приложено еще особое заключение (Conclusion, pp. 149–158). Как труд сравнительно позднейший в западной литературе рассматриваемого вопроса (1896), он исходит из данных, добытых предшественниками автора в этой области, выводы которых он исправляет и дополняет (Vacherot, Richter, Zeller, Dorner, Loesche, Bestmann, Harnack, Ueberweg etc.). Таким образом, все три вышехарактеризованные нами труда (немецкий Storz " a, латинский Loesche и французский Grandgeorge " a) предпринимают попытку определить философские источники умозрительного богословия блаженного Августина . Причем авторами двух последних монографий, представляющих собою прекрасное «supplementum» друг к другу, детализируется более специальный вопрос об отношении Августина к неоплатонической философии и о влиянии на него последней. Dr. Konr. Scipio. Des Aurelius Augustinus Metaphysik im Rahmen seiner Lehre vom Übel. Leipzig. 1886. Собственно к предмету нашей темы имеет ближайшее отношение кроме введения, трактующего об Августине и его эпохе (Ss. 1–13), только первая богословская (аналитическая, Ss. 13–31) часть и лишь отчасти вторая философская (синтетическая, Ss. 31–96), кроме вопроса о зле (Ss. 80–96). Третья часть посвящена вопросам этического характера (Ss. 96–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этими условиями, как мы знаем, являются борьба за существование и подчинение личных интересов общественным. Но ведь борьба за существование для каждого индивида именно сводится к преследованию своих личных целей, а так как по терминологии Кидда, в этом и заключается разумность поведения, то приходится признать, что по крайней мере одно условие прогресса стоит в согласии с разумом. В действительности однако и разум (как это признает и сам Кидд), и религия сходятся в том, что одинаково стараются противодействовать этому условию прогресса. Шаткость своих рассуждений об отношении разума и религии к т. н. условиям прогресса автор в значительной мере маскирует тем. что не всегда указывает ясно, какое именно условие он имеет в виду в каждом данном случае, или подставляет одно на место другого, смотря по надобности. 40 Hegel, Werke, ed Rosenkranz. В. I, Ueber die vissenschaftliche Behandlungsarten des Naturrechts. S. 350 sq. В. XV: Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie B. 3. SS. 591–593 Schleiermacher, Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre. Berlin. 1834. SS. 54, 62 sq, 97–98 и др. Herbart, WV., В. VIII, S. 257 sq. Schopenhauer, Die beiden Grundprobleme der Ethik. S. 154 sq, Laas, Jdealismus und Positivismus, В. II, SS. 123–124. Kirchmann, Philosophische Bibliothek. B. 59, SS. 23 sqq. Ed. Zeller, Ueber das Kantische Moralprincip. Dorner, Ueber die Principien der Kantischen Ethik.I Halle. 1875. SS. 62–75. Simmel, Einleitung in d. Moralwissenschaft, B. II, 66 sqq. Паульсен, Им. Кант, его жизнь и учение. Пер. Лосского. Стр. 306 сл. Sidgwick, The Methods of Ethics, 389–390.-Fouillee, Critique des systemes de morale contemporaine, 206 sqq. И. Цопов, Естественный нравственный закон, 335–356. Бл. Соловьев, Оправдание Добра, изд. I, 221 сл. и др. 42 Об индивидуализации нравственного долга применительно к раз- личию лиц и обстоятельств подробнее см. у Simmel’я, Einleitung in die Moralwissenschaft, В. II, 29 – 64. Значение индивидуального и так сказать подвижного элемента в нравственности в той или иной мере признается всеми моралистами: но Зиммель понимает это значение гораздо шире, чем другие и при этом устанавливает его имея в виду как раз формулу категорического императива: в конце кон- цов Зиммель сам же устраняет выдвинутые им возражения про- тив этой формулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

Само собою разумеется, что в 1909–1910 гг. Э. Зееберг не мог ничего знать о моей гипотезе относительно адресата спорного послания, равно как и о моем отношении к гипотезе Швартца об Евсевии «исавропольском», как председателе антиохийского собора 324 года, и в его книге сохранились ясные следы того, что в существенном, его работа была уже закончена раньше, чем моя статья стала ему известна. Сам Э. Зееберг по-русски не читает. Но мою статью перевел для него его отец, Р. Зееберг; и он пользуется ей в своей книге, то соглашаясь со мною, то оспаривая мои положения. Замечу при этом, что отношение его ко мне безусловно добросовестное и нисколько не походит на отношение W. Kraatz " a к В. В. Болотову 3 : не только нет никаких придирок ко мне или искажений моих взглядов (если не считать случайных недосмотров), но и отмечены чуть ли не все те случаи, когда я заметил – в спорных документах – нечто такое, – небезразличное для вопроса об их подлинности, – чего не заметил сам молодой немецкий ученый. Даже и в тех случаях, когда и он сам заметил тоже, что заметил и я, Э. Зееберг обыкновенно добросовестно цитирует и мою статью. Высказываясь решительно за подлинность новооткрытого документа, Э. Зееберг не вступает, однако, в полемику с Гарнакком и не излагает хотя бы кратко самого предмета спора между ним и Швартцем, а ведет дело положительным путем: при подробном анализе послания открывает в нем такие черты, которые совершенно исключают возможность подлога. Исследование Э. Зееберга расположено по следующему плану: После обычных у немцев: предисловия, Vorwort (SS. V–VI, собственно всего одна страница) и введения, Einleitung (SS. 1–3, – ровно 2 страницы), начинается самое исследование, распадающееся на 5 глав, из которых II–IV главы разделяются еще – последовательно – на 4, 7 и 3 отдела. В I-й главе (SS. 4–12) идет речь о рукописном предании, Überlieferung, документа и его тексте. Во II-й (SS. 13–55) – о канонах антиохийского собора 324/5 г. – в частности 1. об их положении в рукописи и их тексте (SS.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

ап. Марк предуготовляет к свободному признанию Его со стороны язычества, гордого блеском своего политического преобладания и роскошью своей цивилизации. Спаситель есть Божия сила и Божия премудрость – это факт очевидный 699 , но насколько он достоверен как явление действительной истории? Об этом громко говорят Его дела и учение, но были ли они и происходили ли именно так? Отсюда неизбежный по плану второго Евангелия вопрос: в какой мере несомненно возвещение апостолов? Уже св. ап. Петр выставлял их свидетелями предызбранными от Бога ( Деян. 10, 41 ), и его «истолкователь» фактически оправдывает это неоспоримое значение их. В этом отношении немаловажно одно то, что во втором Евангелии наиболее часто упоминается о запрещении Господа демонам и исцеленным разглашать о Нем в народе ( Мк. 1, 24 ss., 34, 43 ss.; 3, 12; 5, 43; 7, 36; 8, 26). Величие посылающего требовало и соответствующих вестников, что признавалось и языческим культом, побудившим листрийцев принять Варнаву за Зевса, а начальствовавшего в слове Павла-за Эрмия ( Деян. 14, 12 ). Потому и в христианстве, по выражению Илария, «apostolorum erat proprium praedicare» [возвещать – привилегия апостолов] 700 . И мы видам, как Марк особенно выдвигает вперед учеников и подробно говорит об их призвании, поставлении и посланничестве. На всём протяжении его труда – и в многолюдстве, и в уединении – Спаситель всегда является окруженным своими последователями ( Мк. 1, 18 ss., 35–36; 3, 7; 6, 1 и др.). Избрав двенадцать, Он только им сообщает полное откровение нового царства и, по утверждении их словами и знамениями, отправляет на проповедь. И после Он уделял им преимущественное внимание в целях предуготовления к благовестническому служению ( Мк. 6, 30 ss.; особенно Мк. 7, 1 ss.; Мк. 8, 27 - Мк. 10, 31 ; Мк. 13, 1–27 ), являлся им по воскресении и уполномочил на всемирное благовествование с неограниченной властью: иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16, 16 ). И свидетельство их тем истиннее и авторитетнее, что они сами достигли своего убеждения путем тяжелой внутренней борьбы и тревожных сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Афинская Синтагма представляет самый лучший и самый критический труд, изданный до сих пор по источникам права православной церкви 658 . Она имеет научное значение и строго критически излагает все, на основании чего можно составить точное понятие о происхождении и развитии канонического права православной церкви. Значение ее не ограничивается одною поместною церковью и – по точному замечанию Бинера, со стороны своего содержания она имеет значение для всей православной церкви, в отношении же полноты и критики – имеет значение для всего христианского мира. После этого главного издания, приведем в хронологическом порядке остальные важнейшие издания источников и сборников церковного права: 1 . SS. Apostolorum et 88. Conciliorum canones, издание епископа в St. Brieux Johannes de Tillet. Paris, 1540 659 . 2 . То νιτολικο νομμου βιβλα Γ. Juris orientalis libri III ab Enimundo Bonefidio J. C. digesti ас notis illustrati et nunc primum in lucem editi cum latina interpretatione anno 1573. Paris 660 . 3 . Juris graeco-romani tam canonici quam civilis tomi duo, Johannis Leunclavii Amelburni v. cl. studio ex variis Europae Asiaeque bibliothecis eruti, latineque redditi. Francoturti, 1594 661 . 4 . Canones SS. Apostolorum et SS. Conciliorum cum commentariis Johannis Zonarae nunc primum graece et latine conjunctim editi... Studio et labore Johannis Quintini Hedui. Lutet. Parisiorum, 1618 662 . 5 . Bibliotheca juris canonici veteris in duos tomos distributa, quorum unus canonum ecclesiasticorum codices antiquos, tum graecos, tum latinos complectitur, subjunctis vetustissimis eorumdem canonum collectoribus latinis; alter vero insigniores juris canonici veteris collectores graecos exhibet... Opera et studio Gulielmi Voelli et Henrici Justelli. Lut. Paris, 1661 663 . 6 . Ecclesiae graecae monumenta edidit Jogannes Baptista Cotelerius. Lutet. Paris 1677–1686, в трех томах, к которым Мавринцы добавили в 1698 г. четвертый том под заглавием: Analecta graeca 664 . 7 . Synodicon sive Pandectae canonum SS. Apostolorum et Conciliorum ab ecclesia graeca receptorum, nec non canonicarum SS. Patrum epistolarum: una cum scholiis antiquorum singulis eorum annexis et scriptis aliis huc spectantibus... Totum opus in duos tomos divisum Guilielmus Beveregius, ecclesiae anglicanae presbyter, recensuit, prolegomenis munivit et annotationibus auxit. Oxonii. 1672 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

43 Превосходную характеристику этого первого западного гимнолога дал Reinkens в монографии: Hilarius von Poitiers, 1864. 44 К числу стихотворений, имевших религиозно-молитвенное содержание, нужно отнести: молитву видного в свое время поэта Авсония в Ephemeris, id est totius diei negotium, где автор, имея в виду жертвенную практику язычников и отрицая ее, говорит о содержании христианской молитвы и христианском богопочтении; его же Versus Paschales u Oratio versibus rhopalicis. Ausonii, Opusc., rec. Peiper, 1886, pag. 7 ss., 17 ss. 45 Paulini Nolani poemata в лат. патрол. Миня, т. 61; Paulini Petricordiae carmina – в венском Corpus, vol. XVI, pars I. О ноланском епископе имеется обширный и почтенный труд: Buse, Paulin, Bischof von Nola, und seine Zeit, 1856 51 Migne, LXXXIX, 237 ss. Исследованию поэмы De laud. virg. (со стороны текста), как и загадок Альдгельма, посвящены работы А. И. Малеина, напеч. в Журн. Мин. Н. Пр. и Фил. Обозр. 54 Две последних мысли, вместе с некоторыми, употребляемыми автором выражениями (animam commendat и друг.) располагали защитников чисто христианского характера поэмы, обличенной лишь – по ним – в аллегорическую форму, усматривать в самом Фениксе аллегорию христианина или даже самого Христа. Совсем иначе объясняет выраженные в поэме моральные идеи, хотя своего понимания не раскрывает, автор новейшей монографии о Лактанции Rene Pichon, на стр. 464–465 своей книги (Paris, 1901). Мысль о том, что автор поэмы De Phoenice есть христианин, в недавнее время защищал Knappitsch в брошюре: De L. Caeli Firmiani Lactanti «ave Phoenice», 1896. 56 О литературных трудах Венанция Фортуната см. превосходное исследование W. Meyer, Der Gelegenheitsdichter Venantius Fortunatus, 1901. 59 V. 26 ss.: adsis, precor, et mea ductor corda regas animaeque animos et gaidia dones expugnare luem vitiorum etc.; v. 37 ss.: cape munera, quaeso, oris egena mei nil gidnum laude canentis, vota magis quam dona probes etc. Сравн. пояснительные замечания Брандеса к ст. 39 сл. в брошюре: Des Rust. Helpidius Gedicht de Christi lesu beneficiis. Krit. Text Kommentar von W. Brandes. 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010