Этим указом Кир дал свободу всем поклонникам Иеговы идти в Иудею и строить храм в Иерусалиме, указал размеры храма и материал, из которого он должен строиться, и повелел издержки на постройку выдавать из царского дома и возвратить в храм Иерусалимский все золотые и серебряные сосуды, забранные оттуда Навуходоносором ( 1Ездр.1:3 и 6:3–5). Относительно восстановления Иерусалима и крепостных стен его и других городов Иудеи ( Ис.44:26 и 45:13) дозволение Кира само собою подразумевалось, хотя в указе Кира об этом ничего не сказано; так как это вполне, зависело от средств и усердия самих Иудеев. Специальное разрешение строить стены Иерусалима потребовалось Иудеям только тогда, когда по интригам врагов их, особенно Самарян, запрещена была царем лже-Смердисом постройка крепостных стен Иерусалима. По свидетельству второй книги Ездры, Иудеи и выхлопотали такое дозволение строить Иерусалим от царя Дария Истаспа ( 2Ездр.4:43, 47, 48 и 53). 2. Какое значение в деле спасения Богом всех людей усвояется Киру у пр. Исаии? – Кир есть «помазанник» Иеговы, т. е. избранный и поставленный Богом царь для особых целей промысла Божия; он – послушный «пастырь» Его, предназначенный, во-первых, к тому, чтобы освободить Евреев из плена Вавилонского, и, во-вторых, к тому, чтобы язычники в лице его послужили Богу и чрез него узнали, что нет Бога, кроме Господа-Иеговы. В его чудесной судьбе, в его чрезвычайных военных успехах и особенно в его великодушном, бескорыстном («не за выкуп и не за дар» освобождении от рабства и плена целого народа Еврейского ясно проявилось действие промысла Божия, имеющего целью спасение всех людей и предуказывалось сошествие благодати с неба и происхождение оправдания грешных от земли ( Ис.45:8 ), т. е. чрез Богочеловека Христа, как объясняет св. Кирилл Александрийский . В самом пророчестве Исаии вслед за предсказанием об освобождении Киром Иудеев из плена (ст. Ио) говорится об обращении язычников к вере в Иегову, об уничтожении язычества и о спасении и оправдании всех, как Иудеев, так и язычников (ст. 14–16 и 22–25). Посему св. Кирилл Александрийский говорит, что «в Кире и деяниях его, как бы в образе, ясно можно видеть боголепныя благодеяния, дарованныя от Бога (чрез Еммануила) живущим по всей земле» (Толк. на пр. Исаию, кн. 4, беседа 2–я). Кир, воздвигнутый Богом в царя «с правдою», возвративший «пленение людей Божиих» и построивший храм истинному Богу, был, по толкованию св. Кирилла, прообразом Христа-Спасителя, Который есть Царь правды, который возвратил «пленение людей Своих» от власти диавола, искупивши их не истленным сребром или златом, но честною кровию Своею ( 1Пет.1:18 и 19), и основал Церковь Свою, которая есть храм Бога живаго. § 26. Гл. 49:1–26: пророчество о временах Мессии. Изложение содержания Это пророчество имеет два предмета и разделяется на две части: первая часть (в ст. 1–13) содержит в себе пророчество о Рабе Иеговы «Израиле», а вторая (в ст. 14–26) содержит пророческое изображение судьбы страдающего «Сиона».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Елам и Еламитяне Елам и Еламитяне ( Быm. XIV, 1, 9 , Uc. XI, 11 , Uep. XXV, 25 , Ueз. XXXII, 24 , Дah. VIII, 2 ) – страна или область, населенная еламитянами и лежавшая к в. от Сеннаара и на север от Персидского залива. Кедорлаомер был одним из древнейших царей в этой области ( Быm. XIV, 1 ), а Сузы главным городом оной ( Дah. VIII, 2 ). Когда священные писатели упоминают о стране Еламской, то они вообще разумеют под оной Сузиану (новейший Куджистан). Еламитяне были народом воинственным, славились своим искусством в стрелянии из лука ( Uc. XXII, 6 , Иер.49, 35) и вообще считались неприятелем очень опасным ( Ueз. XXXII, 24 ). Некоторые из сего народа, или, вероятнее, из иудеев, проживавших в качестве переселенцев в Еламской области, присутствовали в Иерусалиме при чудесном сошествии Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Дeяh. II, 9 ). Язык еламитян был, очевидно, семитический, так как и сами они были семитического происхождения. После различной судьбы Персидского царства, под властью которого находился Елам в последнее время, суд Божий совершился наконец и над сей страной, как это еще задолго предсказали пророки. В настоящее время здесь повсюду видны одни только развалины вместе с разбросанными по земле жалкими остатками великолепного некогда храма Дианы. Выражение в кн. пр. Иеремии ( Uep.XLIX, 39 ) но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь, по общему мнению, относится к восстановлению царства Персидского Киром, который покорил вавилонян, как вавилоняне прежде подчинили своей власти персов. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Ясно о З. говорится в Книге прор. Исаии (Ис 24. 5; 28. 15, 18; 33. 8). В Ис 55. 3 (слова Господа обращены ко всему пленному Израилю: «...дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду») З. с Давидом понимается как З. со всем Израилем, правящим др. народами, по примеру того, как власть царя Давида распространялась не только на евреев, но и на язычников. Народы приходят к Сиону поклониться Господу, ибо З. с Давидом в понимании пророка имеет помимо основного адресата - Израиля - еще и универсальное содержание, дающее надежду языческим народам ( Hahn. 2005. P. 278), цари которых были вассалами царей династии Давида (Пс 2. 72, 89; Clements. 2003; Freedmann, Miano. 2003. P. 18; Dumbrell. 1984. P. 151). Надежда на то, что династия Давида сохранится, не исчезла и после поражения и пленения царя Иосии . И хотя нек-рые исследователи указывают на Ис 45. 1-4 (пророчество о персид. царе Кире) и Ис 55. 3 как на примеры, свидетельствующие о частичном ослаблении веры в вечность З. с Давидом, др. считают, что в Ис 45 обетования, данные Давиду, вовсе не связываются с царем Киром. Роль последнего именно в том, чтобы исполнить обетования З. с Давидом, согласно к-рому земные цари будут служить Давиду и Израилю. Поддерживая восстановление Иерусалима, Кир служит, т. о., и восстановлению монархии Давида и территории его царства. Наконец, в Ис 55. 3 речь скорее идет не о «демократизации» З., но подчеркивается то, что народ изначально был участником З. с Давидом, ибо судьба царя самым существенным образом связана с судьбой всего народа ( Clements. 2003). В Книге прор. Исаии дважды говорится о Рабе Господа как о   в Ис 55. 3 об обновлении З. Давида и в Ис 54. 10 (с аллюзией на З. с Ноем) - о З. мира Яхве. (В научной лит-ре эти места датируются началом послепленного периода.) Большое значение тема З. имеет в богословии прор. Иеремии. Он говорит о З., к-рый Яхве заключил с отцами (Иер 34. 13; ср.: 11. 8), порицает народ, потому что он нарушил З., поклоняясь чужим богам (Иер 11. 10; ср.: 31. 32). В молитве за народ Иеремия ссылается на З.: «Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами» (Иер 14. 21). Проклятие за нарушение З. в речах прор. Иеремии изображают катастрофы, к-рые постигнут нарушивших З.: трупы будут отданы на съедение небесным птицам и диким зверям (Иер 16. 4; 19. 7); исчезнут звуки радости (Иер 7. 34; 16. 9; 25. 10); это будет время осквернения умерших (Иер 8. 1-2; 16. 6) и изгнания живых (Иер 15. 14; 16. 13); земля станет местом, где живут только звери (Иер 9. 11); родители будут есть своих детей (Иер 19. 9); люди будут пить отравленную воду и есть полынь (Иер 9. 14; 23. 15); исчезнут звук жерновов и огонь в печах (или свет от свечей - Иер 25. 10).

http://pravenc.ru/text/182425.html

„А в царствование Ахашвероша, читаем мы здесь, в начале его царствования, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима. А во дни Артахшашты писал Бишлам, Миредат, Табеел и прочие товарищи их к Артахшаште, царю Персидскому“ ( 1Езд.4:6–7 ). Под Ахашверошем и Артахшаштой, как теперь признано в библейской науке, следует разуметь Ксеркса (485–465 г.) и Артаксеркса I (465–424), – вопреки разделявшемуся долгое время библиологами мнению, что Ахашверош и Артахшашта царствовали в промежуток времени между Киром и Дарием I, т. е. от 529 до 521 года (это были Камбиз и Смердиз). Что писано было Ксерксу, мы из данного отрывка не видим, но надо думать, – что нечто подобное писанному Артаксерксу и, вероятно, результат письмо это имело подобный же, т. е. запрещение отстраивать город Иерусалим и стены его (ср. 1Езд.4:12,21 ). А к Артаксерксу враги иудеев писали следующее: „Да будет известно царю, что иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город и стены делают и основания их уже исправили. Да будет же известно царю, что если этот город будет построен, и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и казне царской сделан будет ущерб. Так как мы едим соль от двора царского и ущерб для царя не можем видеть, то поэтому мы посылаем донесение к царю: пусть поищут в памятописной книге отцов твоих, – и найдёшь в книге памятописной и узнаешь, что этот город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошён. Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен, и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекой“ ( 1Езд.4:12–16 ). Письмо это, видимо, возбудило подозрительность персидского царя, и он распорядился – впредь до нового нарочитого царского повеления прекратить начатые работы, что и было исполнено. „Итак, дайте приказание, – писал между прочим Артаксеркс Рехуму и Шишмаю, – чтобы перестали работать эти люди, и чтобы этот город не строился, пока от меня не будет дано повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предсказание Исаии относительно царей израильского и сирийского скоро исполнилось: они отступили от Иерусалима. Пророк Исаия в оставленной им книге пророчеств предсказал плен иудеев, возвращение их из плена Киром, восстановление Иерусалима и храма. Но особенно много пророчествовал Исаия о Христе. Он называл Спасителя Богом крепким, Царем правды, говорил, что Он в изобилии получит дары Святого Духа, будет творить много чудес, пострадает и умрет за грехи людей. За ясность предсказаний о Христе Спасителе Исаию называют пророком-евангелистом. Из книги пророка Исаии: Пророчество о кротости и смирении Христа Спасителя: «вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать народы» (42, 1–4, ср. Мф. 12:18–21 ). О страданиях и смерти Спасителя: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражен, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было в Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его» (53, 3–9). Пророчество о Кире: Господь говорит о Кире: «пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен! «и храму: «ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру. Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... Я пойду пред тобою и горы уравняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю... Дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» (44, 28, 45, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Глава 1 2     Введение. Краткое сведение о Св. пророке Аггее, время его пророческого служения, содержание книги Св. пророк Аггей 1 – десятый в ряду так называемых «малых пророков» и первый с Св. пророком Захариею явившийся с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена. О происхождении и жизни пророка Аггея ничего неизвестно. Епифаний, Епископ Кипрский 2 , и Св. Дорофей 3 уверяют, что Св. Аггей в молодости возвратился из Вавилона в Иерусалим, где побуждал строить св. храм, видел окончание его постройки, и тогда первый воспел: «аллилуиа», с честью был погребен вблизи гробниц священнических. Бл. Иероним удивляется мужеству Св. Аггея, с каким он, не смотря на козни врагов Иудейского народа, мешавших строить храм, произносил свои речи и побуждал Иудеев закончить постройку сего храма, а книга Ездры говорит, что, благодаря только убеждениям Св. пророков Аггея и Захарии, народ принялся за работы по постройке храма. 1Ездр.5:1 . Память Св. прор. Аггея 16-го декабря. Св. пророк Аггей жил и пророчествовал, когда кончился плен Вавилонский, а народ Иудейский, освобожденный от плена еще Киром, знаменитым Персидским царем (ок. 573г. до Р. X.), возвращался в свое отечество. К освобождению Иудеев Кир, в первый же год своего царствования, когда сделался единовластителем Азии, по свидетельству Иосифа Флавия, был расположен следующим пророчеством Исаии: так говорит Бог о Кире: пастырь Мой! И всю волю Мою он исполнит, и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен», и храму: «ты будешь основан» Ис.44 . «Так говорит Господь помазаннику Своему, Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись... дабы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранника Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» 4 . К освобождению Иудеев из плена, конечно, располагал Кира и славный пророк Св. Даниил своими личными беседами с царем Киром ( Дан. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11–14 ст. Таково было таинственное видение пророка. Далее следует его толкование, которое пророк узнает от самого Бога. В объяснение сего видения Бог сказал пророку: «сын человеческий, кости эти означают собою народ Израильский. Так как Израильтяне говорят о себе: «иссохли кости наши (ср. Плач. 4:8 ), погибла надежда наша, мы убиты окончательно» (11 ст. ср. выше 33:10), то пророчествуй и скажи им, сын человеческий, от имени Господня: «вот Я открою гробы ваши, выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву (12 ст.). Тогда вы и узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши, чтобы вывести вас из этих гробов (ср. Ос. 13:14 ) Я дам дух Мой в вас (ср. Иов. 34:14 ), и вы оживете (13 ст.), поставлю вас на земле своей, и вы узнаете, что Я – Господь. Сказал и сделаю это, говорит Владыка Господь» (14 ст.). Такое объяснение, данное пророку от самого Бога, не оставляет никакого сомнения в том, что под образом сухих костей, по мановению Божию соединившихся сперва в скелеты, а потом оживших, идет речь прежде всего и ближайшим образом о политическом воскресении народа еврейского. 193 Находясь в рассеянии в плену и сознавая, что это бедствие есть праведное наказание Божие за нечестие, «иудеи в собственных глазах своих представлялись как бы мертвыми и погребенными в месте своего заключения» (св. Ефр. Сир.), другими словами они думали, что, раз утратив свою политическую самостоятельность, они уже никогда более не возвратят её (ср. выше 33:10; Плач. 4:8 ), и, дойдя до такого отчаяния, некоторые даже думали, что для них теперь раскаяние и нравственное исправление уже поздно, а следовательно излишне. Для рассеяния таких гибельных мыслей и для ободрения отчаивающихся Бог устами пророка говорит, что если бы израильтяне действительно дошли до такого безнадежного состояния, что представляли бы собою одни сухие и безжизненные кости, то и тогда Он оживил бы их, если бы они даже действительно погибли и лежали в гробах, то Он открыл бы самые гробы их, вывел бы их оттуда и поселил бы в земле Своей. Все это и исполнилось при Кире. Когда вместо вавилонян поработителями евреев стали еще более могущественные персы во главе с Киром, тогда для евреев, по-видимому, всего менее было надежды на избавление от рабства и возвращение в отечество. Между тем тогда-то именно по воле Божией и совершилось их, так сказать, политическое воскресение: воздвиже Бог дух Кира царя Персска, и (он) повеле проповедати всем евреям свободу от плена ( 1Езд. 1:1 ). Это политическое воскресение Израиля сопровождалось вместе и его нравственным обновлением: Израиль, искушенный бедствиями плена, возвратился в свое отечество очищенным подобно металлу в горниле (ср. выше 36:25–29; Ис. 1:25 ; Иер. 6:27–29; 9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

20. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые будут скакать там. 22. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах. «Я подниму на них мидян». Мидяне (евр. Мадай), народ индогерманского племени, обитали на юг от Каспийского моря в гористой стране Мидии. В древности они были известны и страшны своей храбростью и искусством стрелять из лука. Во времена пророка Исаии мидяне находились в зависимости от ассириян и жили общинами; каждая мидийская община имела своего правителя или царя. В конце 8 ст. пред Р. X. могущество ассирийской монархии ослабело вследствие несчастного похода Санхериба против Египта и Иудеи. Воспользовавшись этим обстоятельством, мидяне в 714 г. пред Р. X. отложились от ассириян и, чтобы упрочить свою независимость, соединились в 709 г. под властью одного монарха – Дейока, при чем, впрочем, правители отдельных общин также сохранили свою власть. Поэтому-то пр. Иеремия, перечисляя царей, которые должны пострадать от Навуходоносора, упоминает между прочим и царей мидийских ( Иер.25:25 ). Преемник Дейока Фраорт присоединил к мидийскому царству большую часть арийских племен, населявших Иран, в том числе персов. Преемник Фраорта Киаксар, соединившись с царем вавилонским, осадил Ниневию. На третий год осады Ниневия пала, и ассирийская монархия окончила свое существование, а земли, входившие в ее состав, были разделены между мидянами и вавилонянами. Преемник Киаксара Астиаг был лишен престола Киром, правителем Персии. Кир основал мидо-персидское царство и, предводительствуя мидянами и персами, разрушил вавилонскую монархию. Об этом-то разрушении вавилонской монархии и Вавилона соединенными силами мидян и персов говорит наш пророк; он однако же говорит об одних мидянах, о персах не упоминает; но это вероятно потому, что в его время именем мидян, как наиболее известного из иранских племен, называли все прочие племена Ирана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

3десь имеется ввиду не установление празднования впервые, но лишь повторение уже установленного обычая прежних лет, в память очищения, и приглашение Египетских Иудеев Палестинскими ввести и у них этот обычай, в целях ближайшего взаимообщения и большого сосредоточения сердец всех Иудеев около своей родной святыни. – «Праздник Кущей и огня подобно тому, как Неемия…» – « γητε τς σκηνοπηγας κα το πυρς, » τε Νεεμας… Вместо перевода греческого « τε – русским подобно тому как, здесь правильнее удержать точное значение » τε – когда (слав. егда), – и все это предложение понимать не в смысле сравнительном, а в пояснительном к του πυρς – огня: «праздник Кущей и огня (установленный в память того), когда Неемия… принес жертву», и пр… (вновь получил небесный огонь). О соединении с празднованием очищения храма – праздника огня, 1Mak IV: 52 и д. не говорит ничего. Вероятно, такое соединение установилось не сразу. – «Неемия, построив храм и жертвенник…» – греч.: οκοδομσας то ιερν… Построение храма и жертвенника, оконченное собственно Зоровавелем, здесь усвояется и Неемии – очевидно, ради его заслуг, имевших столь же важное значение для Иудеев и Иерусалима, как и дело Зоровавеля, и бывших как бы продолжением этого дела. 2Мак.1:19 Ибо, когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место. «Когда отцы наши отведены были в Персию…» – εις την περσικν, т. е. χραν. По позднейшему словоупотреблению, земли по ту сторону Евфрата часто именуются Персией (см. к 1Mak III: 31 ); это было основательно и потому, что Иудеи в Вавилонском плену перешли под владычество Персов, и освобождены из плена Персидским царем Киром. 2Мак.1:20 По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, Персидский царь, приславший Неемию, был Артаксеркс Лонгиман, по книге самого Неемии (I).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

40. Как ниспровержены Богом Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь; так и тут ни один человек не будет останавливаться. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 50:41–49 Ст. 41–49. Народы и цари северные дружно и в грозном вооружении идут на Вавилон, распространяя страх и трепет. Господь послал на него врага, который погубит халдеев так же, как лев губит ягнят. Иер. 50:41–43 41. Се идтъ свера, и зыкъ великъ, и мнози востантъ конецъ земл, 41. Вот, идет народ от севера, и народ великий, и многие цари поднимаются от краев земли. 42. Лки и щиты имще, грозни сть и немилостиви: гласъ ихъ к море возшмитъ, на кони возсдтъ, уготовани коже огнь на брань против теб, дщи Вавлна. 42. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумен, как море; несутся на конях; выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Вавилона. 43. Услыша црь слхъ ихъ, и слабша рц ег: скорбь бтъ его, и блзни, к раждающю. 43. Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах. 41–43 составляют повторение Иер. 6:22–24 . Различие между тем и другим отделом (по русско-евр. тексту) состоит в том, что а) вместе с народом великим представляются поднимающимися с севера также и цари многие. Это, с одной стороны, соответствует представлению пророка о роковом для Вавилона нашествии на него северных царств (ср. Иер. 51:27 ); с другой стороны, и исторически известно (Ксеноф. De instit. Cyri VIII, 9), что Кир, царь персидский, после того как Вавилон был взят, предоставил царствовать в нем мидийскому царю Киаксару II. Мидийские же цари в то время находились в союзе с эламскими (ср. толков. Иер. 25:25 ; см. также Ис. 21:2 , где мидяне вместе с эламитянами представляются врагами Вавилона в последние дни его величия). Если к этим трем великим царям присоединить предводителей мелких народностей Малой Азии и Армении, то выражение пророка будет вполне понятно. б) Между тем как в главе Иер. 6 нашествием угрожает пророк дщери Сионовой, здесь угроза обращена к дщери вавилоновой вообще и к царю вавилонскому в особенности. Если враги Вавилона в Иер. 50:42  описываются теми же чертами, что и враги Иудеи в Иер. 6:23 : то это объясняется одинаковостию вооружения, военных обычаев и приемов у народов юго-западной Азии. Выезжали на войну и сражались под предводительством Навуходоносора так же, как и с Киром во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010