«Приказ Кира не был исполнен, а просто был выброшен в корзину для бумаг» 79 , – замечает Велльгаузен. Но Велльгаузен защищает довольно распространенный в западной литературе взгляд о начале постройки храма в 2-й год царствования Дария Гистаспа, с чем, как увидим в своем месте, далеко нельзя согласиться. Однако если мы даже допустим, что мнение Велльгаузена о начале постройки храма во 2-й год царствования Дария справедливо, то следует ли из этого логически неподлинность положений эдикта? Едва ли! потому что, как справедливо замечает Никель, «между приказом и его исполнением заключается большое различие; мы можем еще не допустить, что Кир с нетерпением ожидал окончания храма, он в своем эдикте оказывает лишь благоволение иудеям» 80 . Впрочем, Велльгаузен для защиты своего взгляда становится и на почву арамейского источника ( 1Ездр. 5; 6:1–13 ). Велльгаузен удивляется тому обстоятельству, что Фафнаю, заречному областеначальнику, пришедшему в Иудею после 2-го г. Дария и спрашивавшему о законности прав иудеев на сооружение храма ( 1Ездр. 5:3 ), иудеи, указав словесно на эдикт Кира, не показали ему письменного акта, т. е. «не могли документально подтвердить своего заявления» 81 . Против этого возражения Велльгаузена естественным ответом является, конечно, тот, что иудеи в то время не имели у себя письменного указа Кира, но из этого предположения не следует того, что указа совсем не было. Из библии не видно, чтобы Кир дал указ на руки Шешбацару; быть может, за Шешбацаром права были утверждены царем устно 82 , а сам факт возвращения иудеев был красноречивым свидетелем дарованных иудеям Киром милостей вообще и прав на восстановление храма в частности. Не невозможно, конечно, и то предположение, что если эдикт и дан был иудеям на руки, то мог быть потерян. Велльгаузен допускает эту последнюю возможность, но недоумевает, почему тогда «иудеи не сослались на священные сосуды, как на доказательство утерянного приказа Кира касательно постройки?» 83 . Едва ли можно согласиться с Велльгаузеном в том, что ссылка иудеев на сосуды, вынесенные ими из Вавилона, могла действительно убедить Фафная в законности прав иудеев на постройку храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Пророческое видение Даниила, бывшее в третий год царствования Валтасара, когда он находился в городе Сусах на реке Увале. Здесь мидо-персидская монархия представляется пророку под образом овна, a греческая под образом козла. Однорогий козел побеждает овна, но потом, когда он чрезвычайно возвысился, y него самого сламывается рог, и вместо него вырастает четыре рога, от одного из которых выходит пятый и возвышается до небес, попирает ногами низринутые на землю звезды и в продолжении 2300 вечеров – утр притесняет народы и особенно народ святых. Козел – греческое царство; один выдающийся рог между глазами козла – Александр Великий, быстро и неудержимо шедший с запада завоеватель; четыре рога, выросшие после того, как был сломан этот великий рог, на место его и обращенные к четырем странам света – четыре царства, произшедшие из Александровой монархии (македонское на западе, сирийское на востоке, египетекое на юге и фракийское на севере), малый же рог, вышедший от одного из четырех, возвысившийся до небес и угнетавший народ до того, что прекращена была утренняя и вечерняя жертва и разрушено святилище – Антиох Епифан. Окончание 2300 вечеров – утр (1150 дней) – возобновление храма в 164 г. (cp. 1Мак.4:52 и 1Мак.1:54 ) гл. 8. 3 . Видение Даниила о седмидесяти седминах бывшее в первый год Дария, сына Ассурова, мидянина, который (после победы над Нобоннедом и завоевания Вавилона Киром) был царем над царством халдейским. Даниил размышляет о числе 70 лет, о которых предсказал Иеремия, что они пронесутся над развалинами Иерусалима и молится ко Господу о прощении грехов народа и отвращении небесного гнева от Иерусалима и Сиона. Тогда является пред ним архангел Гавриил и открывает смысл предсказания (ст. 24–27). Определено седмдесят седмин на народ и на город, пока совершится конец беззаконию, запечатаются грехи, загладится вина, приведется правда вечная, исполнятся все предсказания пророков и помажется всесвятейшее. Даниил должен твердо знать, что после издания указа о восстановлении и создании Иерусалима до Христа – старейшины семь седмин… и шестьдесят две седмины… Восстановится и устроится стогна (и дело сие решенное) хотя и в тесноте времен… А после шестидесяти и двух седмиц будет убит Христос и не будет Христа у него: и град и святилище разрушит народ князя, князя грядущего… и конец всему тому в потоплении… и до скончания брань, опеределния судеб – развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Начиная с этого времени, появляются документы, датированные именами Камбиза и его отца, иногда вместе, но это продолжалось всего 8 месяцев (538); уже в декабре датировка идет по одному Киру. Что побудило Кира назначить сына царем, и притом временным, мы не знаем; возможно, что он это сделал в виду предстоящей отлучки для новых войн (ср. Герод. I, 208). От октября 4-го года Кира в Вавилоне дошел до нас документ, в котором Камбиз просто назван царевичем и владельцем капитал а, положенного в вавилонский банк Эгиби; дела свои он вел чрез поверенного, следовательно, мог и не жить сам в Вавилоне. Если Вавилон не лишился своих прав, то другие города и народы, благодаря мудрой и гуманной политике Кира, вернули многое из утраченного и даже частью были реабилитированы. Манифест ясно говорит о возвращении богов в их города, причем не обойдены даже древний Ассур и затигрские города; возвращение иудеев было частным случаем этой общей меры Кира. Книга Ездры (6, 3–5) сохранила нам подлинный указ Кира, данный в Экбатане в первый же год его вавилонского царствования, т. е. в зиму, следовавшую за коронацией Камбиза; в этом указе разрешается строить храм по предписанным размерам и повелевается вернуть похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Таким образом, было продолжено начатое Эвиль-Меродахом возрождение иуды в связи с общей политикой Кира. Вместе с храмом и сосудами Иерусалим получил и туземного правителя, потомка давидовой династии Шешбацара, которому однако не дали полного царского титула, а только княжеский, и который подчинен наместнику «Заречной области». Вероятно, Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разжалованный еще Асархаддоном и с тех пор не восстановленный, по крайней мере теперь снова в нем появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикиян, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение как база для операций против единственного оставшегося государства – Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и наполняться финикийскими матросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии начинают историческое повествование о судьбе народа Божиего с момента, когда эта надежда стала реальностью. Ездра и Неемия (первоначально это была одна книга) воспроизводят историю Иудеи от провозглашения Киром позволения первым иудейским пленникам возвратиться в Палестину (ок. 538 г. до Р.Х.) до восстановления Иерусалима (ок. 400 г. до Р.Х.). В этих книгах рассказывается о восстановлении храма при Зоровавеле, возведении городских стен при Неемии и возобновлении религиозной жизни при Ездре. Книги Паралипоменон предсказывают историю избранного народа от Адама (в родословиях) до указа Кира о возвращении в землю обетованную, уделяя основное внимание Иудее и правлению царя Давида и его потомков. Приблизительно наполовину книги Паралипоменон состоят из заимствований из книг Самуила и царств. Содержание книг главным образом сосредоточено на вопросе, как народ Божий отвечал на Его милостивое содействие восстановлению Иудеи. Поскольку вавилонское пленение явилось наказанием за несоблюдение обусловленной заветом верности Господу, авторы этих книг сконцентрировали внимание на уроках, которые можно извлечь из израильской древней и современной истории, чтобы на их опыте восстановить религиозную чистоту народа. Ездра и Неемия смотрят на деяния Божии как на предпосылки для возрождения Его народа и подчеркивают необходимость для вновь образующейся общности сохранять свою отделенность от остальных народов и никоим образом не допускать впадения в идолопоклонство, как это случалось в прошлом. Богословское осмысление данного вопроса в книгах Паралипоменон предлагает два аспекта. Во-первых, в Паралипоменоне внимание сосредоточено на важности храма, храмового богослужения и священства для руководства религиозной жизнью народа Божиего. Во-вторых, там особо подчеркивается руководящая роль дома Давидова для истинного управления и храмом, и народом. По прошествии времени стало ясно, что воссоздание общины, сплоченной вокруг царя – потомка Давидова, уже не осуществится. Люди читали в книгах Паралипоменон о славной истории правления царя Давида, о том, как Давид и его потомки (особенно Соломон) хранили истинное поклонение Господу в Иерусалиме, и в этих исторических параллелях усматривали указание на грядущего в будущем Сына Давидова, Мессию, Который явится истинным вождем и руководителем религиозной жизни народа Божиего. История Божиих спасительных деяний, сотворенных Им для Своего народа, не заканчивалась Есфирью, спасшей еврейский народ от истребления его персами, ни даже Ездрой или Неемией, немало сделавших по возвращении его в землю обетованную. Введение к поэтическим книгам

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

До сих пор ортодоксальные евреи трижды в день молятся о восстановлении храма. За всю свою многовековую историю этот библейский народ больше жил в изгнании, чем у себя на родине. Живя на чужбине, евреи полностью исцелились от своей прежней болезни – идолопоклонства. То, что люди называют сегодня монотеизмом, на деле оказалось единопоклонением, которому мы обязаны этому древнему народу. Бог Израиля не повелевает Своим верующим служить иным богам! Навсегда закончились времена бесконечных жалоб пророков на пристрастие израильтян к языческим культам. Вернувшись домой из Вавилонского плена, иудеи оставались в продолжение около 200 лет под властью персидских царей. Приложения Приложение 1. План Вавилона ( по Хоуксу, 1974г. ) Приложение 2. Взятие Вавилона царём Киром в описании Геродота 190 . Когда вновь наступила весна, царь [Кир] выступил в поход на Вавилон. Вавилоняне вышли из города с войском и ожидали Кира. Когда царь подошёл к городу, вавилоняне бросились в бой, но, потерпев поражение, были оттеснены в город. Вавилонянам было уже заранее известно, что Кир теперь не будет бездействовать: они видели ведь, как персидский царь нападал на один народ за другим. Поэтому, запасшись продовольствием на очень много лет, они не обращали никакого внимания на осаду. Между тем Кир оказался в затруднительном положении, так как прошло уже много времени, а дело [осады] нисколько не подвигалось вперёд. 191 . Наконец – другой ли кто подал совет в затруднении или же сам Кир сообразил, как ему поступать, – но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть – ниже по течению, у её выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. После этого сам царь с нестроевой частью войск отступил. По прибытии к упомянутому выше озеру (значительно выше Вавилона царица Нитокрис велела выкопать бассейн для озера окружностью 420 стадий, т.е. ок. 78 км. – Авт.) Кир сделал с рекой приблизительно то же, что некогда совершила и вавилонская царица.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Правителем в Иудею Артаксеркс послал Неемию, сына Ахалиина, дав ему «письма к заречным областеначальникам» (Неем 2. 7), чтобы они помогли ему безопасно достигнуть Иерусалима и осуществить ремонт городских стен. Несмотря на противодействие правителей соседних областей, ему удалось увеличить численность населения города (Неем 7. 6-67) и провести экономические и социальные реформы. Предполагается, что Неемия впервые со времени Зоровавеля восстановил пров. Иудея (    ), в течение неск. десятилетий до этого управлявшуюся наместниками Самарии, в качестве самостоятельной политической единицы ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 74). Деятельность Ездры и Неемии заложила основу политической и религ. жизни Иудеи в последующие неск. веков, однако она стала одной из главных причин окончательного разделения иудеев и самарян , не признавших восстановленный в Иерусалиме храм и организовавших независимый культовый и религ. центр на горе Гаризим . Правление Дария II (423-404) отмечено неск. восстаниями против персид. владычества, в первую очередь в Мидии, Анатолии и Сирии. На их подавление был отправлен егип. наместник Аршама, однако в его отсутствие возникли беспорядки и в самом Египте. От этого периода сохранилось важное свидетельство - письма, посланные в 408 г. иудейскими наемниками в персидско-иудейском гарнизоне, располагавшемся в Элефантине ( Cowley. 1923. P. 108-122). В этих письмах, адресованных наместникам Иудеи и Самарии, содержатся сообщение о том, что во время егип. восстания был разрушен находившийся в Элефантине иудейский храм, и просьба помочь в его восстановлении. В годы правления Артаксеркса II (404-359) развивались процессы, приведшие впосл. к распаду Персидской империи. В результате успешного восстания, во время к-рого была уничтожена и персидско-иудейская колония в Элефантине, на 60 лет (вплоть до 342) получил независимость Египет. Вскоре после восстания египтяне организовали военную кампанию против Персии, ставшую возможной благодаря вооруженному конфликту между Артаксерксом и его братом Киром. Егип. войсками, по-видимому, были постепенно оккупированы часть Палестины и прибрежные территории, включая Тир и Сидон ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 75). К этому времени относят 2 найденные в Палестине егип. надписи ( Rowe A. A Catalogue of Egyptian Scarabs in the Palestine Archeological Museum. Cairo, 1936. P. 295). Егип. войска были вытеснены из Палестины к 380 г. совместными усилиями правителей неск. персид. сатрапий. Егип. оккупация Палестины возобновилась на короткое время в 360 г. в результате совместной операции войск фараона Тахоса и греч. наемников, получившей, вероятно, поддержку жителей Финикии. Планы Тахоса, собиравшегося расширить военные действия против Персии, были расстроены восстанием в Египте.

http://pravenc.ru/text/293912.html

14:10. И ядущий и не ядущий, все братья между собою, так по-братски и должны относиться друг к другу, а все – рабы Господни, Который Один и будет всех судить, как Владыка и Господь всех. Что Христос есть Владыка всех людей, Апостол подтверждает это свидетельством Писания. 14:11. Слова Писания им взяты из пророка Исайи (см. Ис. 45:23 ), где тот говорит о возвращении евреев из плена Вавилонского Киром, восстановлении в народе истинных богопознания и учительства, а затем распространении их по всем странам. Тогда все народы обратятся к истинному Богу и покаются, что неправильно поступали, избрав предметом своего поклонения не то, что есть истинный Бог. Все это несомненно сбудется, так говорит Господь: клянущийся самим Собою (у Исаии), или живущий (у Апостола). Когда это будет? Распространение истинного богопознания указывает на Евангельскую проповедь, поклонение, подчинение всех народов Господу – на второе пришествие Господа Иисуса, когда Он придет судить всех, как Владыка и Господь. 14:12. Итак, вот кто будет судить каждого из нас – Господь, но не мы друг друга. Осуждения надо избегать. Грех этот так сильно и глубоко вкоренился в нашу природу, что мы зачастую и не замечаем его у себя. Потому представляй себя чаще в положении судимого на вечном Божественном суде, и это поможет тебе не грешить, навыкнешь замечать и этот свой недостаток, а со временем приобретешь навык не только не поддаваться ему, но и побеждать его. II. Как должно вести себя по отношению к так называемым безразличным вещам, то есть к тем, которые можно делать или не делать (14:13–21) 14:13. Общее правило в таких случаях – пусть все послужит не к соблазну, а к назиданию. Прежде всякого такого поступка надо обсудить, не послужит ли он к соблазну слабых в вере, а свершать его тогда, когда убедишься, что он поведет к назиданию. То же должно думать и относительно пищи, которая сама по себе, конечно, чиста. 14:14. И от Господа Иисуса Христа, и по собственному размышлению, Апостол хорошо знает, что нет ничего нечистого в природе, а следовательно, и в пище, но бывает так, что один одно, а другой другое, по различным своим соображениям, считает нечистым. Поэтому кто-нибудь, быть может употребляя известную пищу, думает (согласно своему убеждению, пусть даже ложному), что это нечисто и все-таки ест, тот сквернит себя, потому что поступив против своей совести, он возбудит ее против себя и впадет в скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

50:21. Pekod ( в русском переводе отсутствует). И снова Иеремия использует для обозначения Вавилона аккадское слово. Одно из арамейских племен, населявших Вавилонию, называлось Puqudu. Пророк прибегает к игре слов, основанной на созвучии этого названия и древнееврейского глагола «наказывать», paqad. Вероятно, выбор слова Puqudu – названия племени, обитавшего на приморских землях Южной Месопотамии и к востоку от Тигра, – это насмешка над некогда великой державой, распавшейся на .отдельные части и подвергающейся нападениям племен, входивших в ее состав. 50:38. Истуканы обезумеют. Насмешка над бесполезными и ничтожными идолами – тема, часто звучащая в высказываниях пророков (см.: Ис. 40:18–20 ; Ос. 8:4 ). Однако наделение идолов такими человеческими эмоциями, как страх или безумие, встречаются реже (см.: Ис. 19:1 ). Возможно, Иеремия опирается здесь на рассказ о потопе из эпоса о Гильгамеше, где боги, вызвавшие потоп, сами испугались разбушевавшихся вод и «прижались друг к другу как испуганные собаки, дрожа от страха». 50:39. История Вавилона после 539 г. до н. э. После захвата Вавилона персидским царем Киром в 539 г. до н. э. местная царская династия, представленная Набонидом и его сыном Валтасаром, была искоренена, и в Вавилон был назначен персидский управляющий. Хозяйственные тексты, относящиеся к году захвата Вавилона, указывают на то, что никакого серьезного нарушения торговли или деловой активности не произошло, поскольку персы осуществили мягкий переход к новому строю. Каждый последующий царь носил, наряду с другими своими титулами, титул «царя Вавилона» и использовал этот город в качестве одной из своих официальных резиденций (по свидетельству Ксенофонта). Однако в Вавилонии время от времени возникали мятежи, которые подавлялись (522–521 гг. до н. э. и снова в 482–481 гг. до н. э.). Опасаясь всякого рода мятежей, Ксеркс приказал снести золотую статую Мардука, которая была высотой 18 футов, и разрушить храмовый комплекс Эсагила. Окончательный удар былому величию Вавилона был нанесен, когда из политических соображений город включили в состав персидской провинции Ассирия. Когда Александр Македонский вывел Средний Восток из сферы политического влияния персов, Вавилон был открыт для молодого завоевателя, и началось восстановление храмового комплекса. Во времена правления преемников Александра Македонского город постепенно приходил в упадок. Селевк построил себе новый город на Тигре – Селевкию, к северу от Вавилона. Этот новый город соперничал с Вавилоном и в 275 г. до н. э. был объявлен царским городом. Жители Вавилона были насильно переселены в Селевкию, и Вавилон стал не более чем древней святыней. В I в. до н. э. он уже находился в полном запустении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

После царствования в Вавилоне Дария Мидянина следовало царствование Кира Персидского ( Дан. 6, 28 ). Но о Кире Персидском сообщается также, что он принял Вавилонское царство после смерти Астиара ( Дан. 14:1 ). Отсюда следует. что Дарий Мидянин был сын мидийского царя Киаксара – Астиага Воцарение Дария Мидянина, или Астиага, в Вавилоне объясняется таким образом: царь мидян и персов Астиаг имел от своей дочери, бывшей в замужестве за персидским князем, внука Кира, который восстал против своего деда Астиага и лишил его престола. Став царем персов и мидян, Кир предпринял войну против вавилонского царя Набонида. Набонид, будучи разбит Киром в сражении, объявил соправителем своим сына своего Валтасара и поручил ему защиту Вавилона, а сам заперся в крепости Борсиппе. Кир осадил Вавилон. Стены Вавилона были крепки, поэтому взять его приступом было трудно. Кир приказал вырыть каналы для отвода реки Евфрата, протекавшей через город. Выждав праздник, когда вавилоняне, надеясь на крепость городских стен, беспечно предались увеселениям, он отвел воду реки Евфрата в каналы, по руслу реки проник в город и овладел им. Валтасар был убит во дворе, а потом и Набонид сдался Киру. Овладев Вавилоном, Кир поставил в нем царем деда своего, Астиага или Дария) 504 У иудеев было правило молиться утром, в полдень и вечером, обратившись к храму, к Иерусалиму и к своей стране, если они были в чужой земле 505 Указ о восстановлении стен Иерусалима дал Неемии персидский царь Артаксеркс Долгорукий в 20-й год своего царствования ( Неем. 2:1, 5:14 ) в 299 году от основания Рима (Введ. в Правосл. Богословие Митр. Макария. § 77). По выходе этого указа через 7 и 62 седмины, а всего через 69 седмин, т.е. через 483 года, значит, в 782 году от основания Рима, по откровению, данному Ангелом Даниилу, надлежало пострадать и умереть Христу. Иисус Христос родился в конце 748 года от основания Рима, жил на земле, по общепринятому мнению, 33 года с половиною (точнее, 33 года, 3 месяца и несколько дней), следовательно, пострадал и умер в 782 году от основания Рима 507 Господь возбудил дух Кира отпустить иудеев в отечество как внутренним благодатным действием на его душу, так и внешним способом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Толкование этого откровения и исчисление указанных в нем седмин мы заимствуем из сочинения А. Рождественского " Откровение Даниилу о семидесяти седминах " . Седмина или " шабуа " есть собственно " седмеричное время " , время, состоящее из семи равных частей, безотносительно к тому, как велики эти части. Так как семидневный период имел большое значение в ветхозаветной религии, то здесь под седминой, на первый взгляд, естественнее всего было бы разуметь " седмицу " , неделю; но в данном случае шабуа не может иметь такого значения, потому что, говоря в следующей главе о седминах в смысле недель, Даниил называет их не просто " седминами " , а " седминами дней " (в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмины дней) (Дан. 10, 2), и делает это как бы намеренно для того, чтобы отличить эти седмины от упоминаемых в предшествующей главе. Нельзя разуметь под седминами и седмин месяцев, так как период около сорока одного года, которому равняются 490 месяцев, слишком короток для событий, возвещенных в последних стихах: построение города, разрушение его и храма и т. д. Таким образом, остается единственно возможное понимание седмин, как семилетий. Древние христианские толкователи и еврейские ученые всегда разумели под седминами Даниила именно седмины лет. Начало периода семидесяти седмин определяется, в стихе 25 откровения Даниилу, " повелением о восстановлении Иерусалима " . Из Священного Писания известно, что откровение Даниилу о седминах было во время нахождения евреев в плену вавилонском, и что после падения Вавилонского царства и присоединения его к Персидскому было издано несколько благоприятных евреям царских указов. Первый из этих указов, изданный Киром, давая разрешение на построение храма, умалчивает о построении разрушенного Иерусалима (2 Пар. 36, 23; 1 Езд. 1, 2-4; 6, 3-5). Второй указ Дария Гистаспа не заключает в себе даже и намека на позволение строить город, а говорит, повторяя указ Кира, опять-таки только о построении храма (1 Езд. 6, 6-7). Третий указ дан был священнику Ездре, предводительствовавшему евреями-переселенцами в 7-м году царствования Артаксеркса Долгорукого. Хотя и в этом указе Артаксеркса нет прямого повеления или разрешения строить город, но зато в нем имеется разрешение Ездре делать все, что он захочет на имеющиеся у него деньги:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010