Селлин не настаивает на том, что для отнесения источника 1Ездр. 4:6–23 к Камбизу и Лже-Смердизу необходимо должно считать и имена Ахашверош и Артахшашта ( 1Ездр. 4:6–23 ) за имена Камбиза или Лже-Смердиза. Нет, по Селлину, в именах Ахашверош и Артахшашта можно видеть Ксеркса и Артаксеркса, что, однако, далеко не дает права и события 1Ездр. 4:6–23 приурочивать к эпохе правления Ксеркса и Артаксеркса. Положение и смысл документа 1Ездр. 4:6–23 , с точки зрения Селлина, необходимо понимать так: постановка этого документа между Киром и Дарием говорит за то, что и события, описываемые здесь, имели место в промежуточный период времени между Киром и Дарием – главным образом при Камбизе; речь в этом документе идет о донесении заевфратских чиновников на иудеев персидскому двору за самовольное восстановление ими стен города; это не выдуманное, не измышленное донесение, а сообщение, опирающееся на действительный исторический факт построения иудеями стен Иерусалима. Можно считать очень вероятным, что иудеи по своем возвращении из плена, после того как положили основание (по Селлину, 1-е) храму, немедленно же занялись устройством собственных жилищ, а чтобы обеспечить свою безопасность, они приступили к возведению стен города и городских укреплений, этим объясняется, между прочим, и замедление в построении храма. Самарийские чиновники, естественно, должны были сообщить о действиях haggola персидскому двору, и это-то донесение чиновников мы находим в 1Ездр. 4:6–23 ; оно было послано Киру или Камбизу. Что касается вопроса, почему же в тексте донесения мы не встречаем упоминания об именах Кира или Камбиза, если донесение 1Ездр. 4:6–23 было адресовано этим царям, а находим здесь имена Ксеркса и Артаксеркса, то причиною этого Селлин считает хронографа, не разобравшегося в сырых материалах, бывших у него под руками, и внесшего ненамеренно – по ошибке в этот источник, относящийся к эпохе Кира или Камбиза, имена царей из другой эпохи Ксеркса и Артаксеркса. Произойти это могло, по Селлину, так: хронограф при писании иудейской послепленной истории нашел целый свиток документов на арамейском языке – это 1Ездр. 4:8–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным источником, повествующим о евреях в Египте в нововавилонский период, является Иер 43. 7-44. 30. Согласно Книге прор. Иеремии, евреи жили в Тахпанхесе (в синодальном переводе - Тафнис, греч. Дафны), Мигдоле, Нофе (Н. Египет), а также в земле Парос (В. Египет). Арам. документы из Элефантины, датируемые в пределах 495-399 гг., дают мн. сведений о жизни евр. военной колонии, к-рая, по всей вероятности, существовала уже в VI в. до Р. Х. В частности, известно, что храм Яхве в Элефантине был построен до завоевания Египта персид. царем Камбизом в 525 г. Существование такого храма и свидетельства поклонения др. богам, кроме Яхве (напр., Анат-Яху), говорят о том, что евреи, жившие в Элефантине, либо не знали о религ. реформах царя Иосии (или царя Седекии) в Иудее, либо их не принимали. А. К. Лявданский Персидский период После захвата Вавилона в 539 г. до Р. Х. Киром II Великим в положении евр. народа произошли значительные перемены. Вслед за Киром мн. ахеменидские правители Персии придерживались значительно более мягкой политики в отношении покоренных народов: им разрешалось возвращаться на те территории, с к-рых они были депортированы, организовывать самоуправление, восстанавливать культовые сооружения и адм. здания. Правительство поощряло сбор денег населением для этих мероприятий и нередко при необходимости предоставляло дополнительную финансовую помощь (см., напр.: 1 Езд 7. 15-17). В рамках этой политики Кир издал эдикт, в к-ром он, обращаясь к жившим в Вавилоне иудеям, призывал их идти в Иерусалим, для того чтобы строить «дом Господа, Бога Израилева» (1 Езд 1. 3). По приказанию Кира переселенцам были переданы священные сосуды и утварь, вынесенные из Иерусалимского храма Навуходоносором (1 Езд 1. 7-8). Первые репатрианты, вернувшиеся в Палестину под предводительством «Шешбацара, князя Иудина» (1 Езд 1. 8), столкнулись со значительными трудностями в попытках восстановления Иерусалима как центра религ. и политической жизни народа. Их деятельности противились жители соседних местностей (самаритяне, идумеи и др.), а также потомки тех наиболее бедных представителей иудейского народа, к-рые по приказанию Навуходоносора были оставлены в Палестине (см., напр.: 4 Цар 25. 12; Иер 52. 16). Результатом этого сопротивления стала временная приостановка строительства храма (1 Езд 4. 24).

http://pravenc.ru/text/293912.html

«Поищем еще яснейшего указания времен пришествия, — говорит святитель Кирилл Иерусалимский, — потому что человек с трудом уверяется и, если не будут ясно вычислены самые годы, не верит тому, что говорят ему». Архангел, беседующий с Даниилом, говорит: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». Шестьдесят девять седмин лет составляет 483 года. Дарий Мидянин (святитель Кирилл, вероятно, говорит о Дарии Гистаспе, или Истаспе) восстановил Иерусалим в восьмой год своего царствования и в первый год 66-й греческой олимпиады (олимпийские состязания происходили раз в четыре года и являлись календарной вехой, так как после четырех лет из часов, остающихся от каждого года, составляется целый день). Ирод воцарился в четвертый год 186-й олимпиады. А от 66-й до 186-й включительно 120 олимпиад, то есть 480 лет; оставшиеся три года заключаются именно в промежутке от первого до четвертого года. Седмина, или «шабуа», в дословном переводе означает «седмеричное время», то есть период времени, состоящий из семи равных частей. Понимать под седминой период времени в одну неделю было бы неправильно, так как сам пророк Даниил называет недели не просто седминами, а «седмицами дней» (Дан. 10, 2). Невозможно считать седминой и период времени в один месяц, так как 490 месяцев (41 год) слишком мало для событий, описанных в последних стихах (построение города, его разрушение, разрушение храма и т. д.). Остается, таким образом, единственно возможное понимание седмин как периодов времени в семь лет. В 25-м стихе откровения Даниилу начало периода седмин определяется «повелением о восстановлении Иерусалима». Откровение о седминах относится ко времени Вавилонского плена. После падения Вавилонского царства было издано несколько указов, которые могут быть истолкованы как «повеление о восстановлении». В первом из них, изданном Киром, дается разрешение на постройку храма, но ничего не говорится о восстановлении разрушенного Иерусалима.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

«Аршам не знал ничего о всем том, что мы претерпели». Они повторяют это уверенее, ибо если бы Аршам одобрял разрушение храма, Багой не мог бы помочь восстановить храм. «Датировано 20 Мархешвана (ноября), в 17-й год царя Дария». Предположимо, что Багой исполнил просьбу иудеев Элефантины и позаботился о сооружении их храма, иначе документ не был бы так высоко ценим, и он не был бы переписываем несколько раз, если бы на нем не утверждалось право Элефантинского храма. Листок, открытый впоследствии, подтверждает это. «Протокол, на основании сообщений Багохи и Делайи» (старшего сына Санбаллата). Протокол следующий. «Прикажи в Египте, в присутствии Аршама, касательно храма Небесного Бога, который быль построен в крепости Иеб, до наших дней, и до Камбиза, и впоследствии разрушен проклятым Вайдрангом, в 14-й год царя Дария, чтобы он быль вновь построен на его собственном месте, как он был раньше; хлебное приношение и курение снова пусть будет приносимо на алтарь, как в древние дни». Этот протокол не есть ответ оригинального писателя, но вероятно частная записка, составленная неизвестным вестником, чтобы гарантировать важность поручения. Может быть, это был тот самый человек, которого иудеи Иеба послали в Иерусалим: в радостном настроении пишет он после счастливого окончания своего путешествия: он знает, что его храм будет воздвигнуть. Но один пункт в петиции не был исполнен: только хлебные приношения и курения, но не жертвы всесожжения, должны быть приносимы в новом святилище. Можно угадывать причину этого запрещения: иудаистические жертвоприношения баранов, на которые с невыразимым ужасом смотрели жрецы Хнуба, были запрещены для того, чтобы мир не мог быть снова нарушен. Но священники Иерусалима не пошевелили пальцем, чтобы помочь. Как храм Иерусалимекий был восстановлен великими царями Киром и Дарием, так менее известный храм Элефантины был восстановлен благодаря вмешательству персидского правителя и при помощи семейства, которое не относилось доброжелательно к Иерусалиму, и которое, по той самой причине, поддерживало Египетский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сама загадочность имен этих царей в еврейской транскрипции      , , поставляла и поставляет исследователям вопрос о том, о каких царях, а отсюда и о каком периоде истории здесь говорится? Библеисты прежнего времени, исходя из мысли о хронологическом распорядке источников в 1 книге Ездры, не затруднялись особенно над решением вопроса об Ахашвероше и Артахшаште; само положение их в источнике между Киром и Дарием давало повод к признанию за ними Камбиза, преемника Кира, и Лже-Смердиза, предшественника Дария. Отсюда и события, связанные с именами Ахашвероша и Артахшашты, относились ко времени Камбиза и Лже-Смердиза. Но так как в донесениях Ахашверошу и Артахшаште 1Ездр. 4:6–23 иудеи обвиняются в восстановлении стен города, а не храма ( 1Ездр. 4:12–16 ), постройкою которого они были заняты в действительности в царствование Камбиза и Лже-Смердиза, то библеисты, приурочивавшие данные донесения к Камбизу и Лже-Смердизу, полагали, что мы имеем дело с клеветою врагов на иудеев. Самаряне были отклонены иудеями от постройки храма; недовольные и обиженные этим отказом, они употребляли со своей стороны всевозможные средства, чтобы помешать иудеям в постройке храма; отсюда они не останавливаются и перед ложным обвинением иудеев в глазах царя в самовольном восстановлении ими стен города. Так думает Розенцвейг 542 : «мы следуем древним мнениям, считающим Ахашвероша за Камбиза, а Артахшашта за Псевдо-Смердиза», а не упоминается здесь о построении храма потому, что враги употребляли все средства оклеветать иудеев. К этому же мнению склоняется и Гитциг 543 . У нас в русской литературе этот взгляд высказывает Филарет 544 , и подробно развивает его автор «Состояние иудеев при персидских царях». «Преемник Кира Камбиз», – пишет последний, – «называемый в книге Ездры Ахашверошем ( 1Ездр. 4:6 ), мало был расположен поддерживать начинание иудеев; это дало больше смелости врагам их, которые не замедлили очернить перед ним народ и его начальников. Но, вероятно, непрестанные походы не давали царю времени заняться этим доносом; по крайней мере не видно, чтобы самаряне добились от него какого-либо распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

424 – уходит в изгнание историк Фукидид. Сократ в битве при Делии спасает Ксенофонта (II 22) 424–421 (ол. 89) – расцвет «сократовой школы» (II 59). Ум. Эмпедокл (VIII 74) 423 – «Облака» Аристофана (1-я редакция) с насмешками над Сократом 422 – Сократ в походе под Амфиполем (II 22). Сократ на пиру Каллия, описанном Ксенофонтом 421 – Никиев мир между Афинами и Спартой 416 – Сократ на пиру Агафона, описанном Платоном (II 28). Аристипп приезжает в Афины учиться у Сократа. 415–413 – сицилийский поход афинян. Возобновление Пелопоннесской войны 411 – правление Четырехсот в Афинах; осуждение, бегство и смерть Протагора (IX 54) 407 – Платон становится учеником Сократа (III 6) Ок. 407 – род. Спевсипп 406 – битва при Аргинусах, суд над афинскими стратегами; Сократ голосует за их оправдание (II 24). Смерть Софокла и Еврипида (II 44) 405– битва при Эгоспотамах, поражение Афин в Пелопоннесской войне 405–367 – Дионисий Старший у власти в Сиракузах 404–403 – тиранния Тридцати в Афинах (II 19; III 1) 403 – восстановление демократии в Афинах. Смерть Крития, тиранна и софиста, дяди Платона 401 (ол. 91,4) – расцвет Ксенофонта: его поход в Азию с Киром Младшим (II 50, 55) 400 – Федон, выкупленный из рабства, становится учеником Сократа (II 105) Конец V в. – пифагореец Филолай обнародует пифагорейские книги «О природе» (VIII 84) Время Платона 399 (ол. 95,1) – казнь Сократа (II 44). Платон и другие сократики временно укрываются в Мегары к Евклиду (II 106; III 6); Аристипп на Эгине (III 36), Федон в Элиде (II 105) 399–361 – царь Агесилай в Спарте, покровитель Ксенофонта Ок. 396 – род. Ксенократ 395–386 – Коринфская война против Спарты; Платон в ней участвует (III 8) 394 – Ксенофонт возвращается в Грецию с войском Агесилая (II 51) 393 – восстановление афинских стен Кононом (II 39) Ок. 390 – «Обвинение Сократа» Поликрата. «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Антисфен начинает учить в Киносарге (VI 13) 389 – первая поездка Платона в Сицилию (III 6), знакомство его с Архитом 388 – продажа Платона в рабство на Эгине (III 18). Платон возвращается в Афины и начинает учить в Академии (III 7)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Дан. 9:25).    Что значат слова: «когда выйдет повеление»? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима — с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти — не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего — 483 года. Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, ...и вострубите трубой... по всей земле на следующий год» (Ср.: Лев. 25:1, 8—9).    Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7. И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу «Хронограф».    История говорит о том, что вначале Феглаффелласар, царь Ассирийский, захватил Иудею, затем Салманассар захватил Самарию и соседние города, затем Сеннахерим захватил город Иерусалим и принял отмщение от Бога, затем Навуходоносор захватил Иерусалим. Об этом пленении говорит Иеремия: «Будете в плену 70 лет» (Ср.: Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

возбудил Господь дух. Чтобы исполнить свой искупительный план, Бог действует через сознающих свою ответственность людей (6,22; 7,27). Ср. Притч. 21,1 . 1:2–4 К составлению текста своего повеления Кир мог привлечь советников-евреев. В таком случае вполне естественным оказывается употребление Киром такого наименования Бога, которое получило общее распространение только после возвращения из плена; вполне логична и намеченная им параллель между возвращением из Вавилона исходом из Египта. 1 Бог небесный. Этим титулом Бог определяется в качестве высшей властной инстанции (5,12; 6,9.10; 7,12.21.23; Неем. 1,4.5; 2,4.20 ; Дан. 2,18.19.37.44 ; Иона 1,9 ). дал мне... повелел мне. Таким образом Кир заявляет о признании им всевластия Божия. Однако то обстоятельство, что с подобными признаниями он обращался и к другим богам (напр., в надписях на так называемой колонне Кира), вызывает сомнения в том, что он полностью верил и понимал то, о чем свидетельствовал (см. ком. к 1,3). дом в Иерусалиме. Слово «дом» в первую очередь подразумевает храм, но по ходу повествования значение его расширяется, включая в себя понятие «город Божий» и «народ Божий». Восстановление дома Божиего главная тема Ездры-Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1:3 Кир никоим образом не выделял Израиль из среды прочих подвластных ему народов. Им двигало лишь желание заручиться поддержкой богов каждого из них. Тем же желанием определялись поступки Дария (6,10) и Артаксеркса (7,23). Но по Божественному замыслу Кир все же способствует искуплению. из всего народа Его. Повеление Кира обращено к простым людям, а не к начальствующим в народе, что определяет основную тему повествования (см. Введение: Характерные особенности и темы): для исполнения искупительного замысла Господа важно участие всего народа Божиего, действующего как единое целое. пусть он идет. Бог, некогда вызволивший Свой народ из египетского рабства, и теперь продолжает дело спасения мира через Израиль. Ср. Иер. 16,14.15 . 1 А все оставшиеся во всех местах. Эти слова относятся к тем из евреев, кто предпочел остаться в Вавилоне, а также, вероятно, и к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иосия немедленно созвал старейшин народных и во услышание всех прочитал книгу закона, затем сделал торжественный завет с Богом и заставил всех, кто только находился налицо в Иерусалиме, подтвердить клятвою обещание хранить завет с Господом и исполнять все повеления Его от всего сердца и от всей души, как написано в книге закона. Его ревность простерлась и за пределы Иудеи: так, он разрушил жертвенник в Вефиле и, собрав кости жрецов его, сжег их на этом алтаре по слову Господню, которое изрек на алтарь сей человек Божий, когда Иеровоам приносил на нем свои беззаконные жертвы. Иосия умер, и с ним погас последний светильник дома Давидова. Еще двое из сыновей и два внука его восходили на короткое время на престол, но все четверо были опять свергнуты. Многие признаки показывали, что время суда было близко, и оно не замедлило настать теперь и для Иудеи, как за сто лет перед тем настало для Израиля. 49. Пророки Главными провозвестниками судьбы иудеев были пророки; грозные речи их и предсказания бед на богоотступный народ сохранились и до нашего времени в священных книгах Библии . Но среди увещания народа Израильского к благочестию взоры пророков простирались и на отдаленную будущность всего человечества. Времена Мессии, т. е. Христа, носились перед глазами многих из них как ясное, утешительное видение; не скрыто было от них и Его уничиженное состояние на земле и Его победа над врагом спасения человека. Пророки не только предвозвещали явление Иисуса Христа на земле, но даже указывали на место Его рождения и Его действования. Самое время пришествия его было определено хотя и прикровенным, но тем не менее точным образом. Святые отцы называли пророка Исаию ветхозаветным евангелистом, и действительно, его предсказания об Иисусе Христе так ясны, что их почти можно принять за сказание очевидца. Бог избирал пророков Своих как из Иудеи, так равно и из царства десяти колен, как из низшего сословия, так и из высшего общества: Исаия и Даниил были из царского рода; Иеремия и Иезекииль – из священников; Илия, Елисей, Иона, Михей – из простых граждан; Амос был бедный пастух. Когда Вавилонское царство было еще малым и незначительным государством, пророк Исаия предсказал уже как его величие и победы, так и его падение от руки могущественнейшего царя, которого он даже называл по имени – Киром. Иеремия предвозвестил разрушение Иерусалима халдеями и предсказал, сколько лет он будет находиться в запустении. Но, возвещая это наказание, он, вместе с тем, увещевал народ к покаянию, которое одно могло отвратить угрожавшую опасность. Пророк Иезекииль, находясь сам в пленении вавилонском, разуверял своих соотечественников в ложной мысли, будто бы скоро суд Божий разразится над Вавилоном, а народ Израильский будет восстановлен в прежней независимости; но, напротив, утверждал, что скоро и остальной народ Иудейский будет переселен из страны своей в чужую землю. Израильтяне не хотели ему верить, но слова его сбылись в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Территория Вавилонской империи представляла собой полумесяц, в самом центре которого находился Харран. Овладев этим городом, мидяне одним ударом отрезали бы Вавилон не только от богатого Заречья, но и от Египта и Лидии, его потенциальных союзников. Набонид никак не мог допустить падения Харрана. Он с армией стоял в Хамате, в центре Сирии, но не решался на открытое сражение с мидянами. Исход войны был решен в Иране. Здесь в 553 г. против мидийского царя Астиага подняли восстание персы во главе со своим царем Киром. Мидянам пришлось срочно снять осаду с Харрана и спешить на защиту своей родины. Вавилон избавился от войны с Мидией. И вот в это – то время пришел конец согласию между олигархией и «ее человеком» Набонидом, который, оказалось, имел свой собственный взгляд на царскую власть и не собирался быть послушным орудием в чужих руках. Поводом для столкновения послужил вопрос о восстановлении храма Эхулхул в Харране. В свое время Харран принадлежал к числу привилегированных городов Ассирии. Эхулхул, храм бога луны Сина, в последний раз был восстановлен с большой пышностью Ашшурбанипалом столетие назад. В 610 г. его разграбили скифы. Теперь Набонид начал в Эхулхуле реставрационные работы, не жалея ни золота, ни серебра, ни кедров. К строительству привлекли войска и все население империи от Газы на египетской границе до Персидского залива. Набонид разыскал закладные камни ассирийских царей Салманасара II (859–824 гг.) и Ашшурбанипала (669–627 гг.) и восстанавливал храм по ассирийскому, а не вавилонскому образцу. Он осмелился поставить в Эхулхуле такого же быка, какой стоял перед вавилонской Эсагилой, и не скрывал намерения придать Эхулхулу то значение, которое имел ниппурский храм Экур, древняя шумеро – вавилонская святыня. Олигархия верно усмотрела в действиях Набонида посягательство на права и прерогативы крупнейших храмов Вавилонии, попытку найти опору среди провинциалов, особенно арамеев, поставив их рядом с вавилонским гражданством. И олигархия организовала отпор царю, настроив против него гражданство, и так недовольное налогом – урашу, который ему приходилось платить по случаю строительства в каком–то провинциальном Харране. Вавилоняне отказались строить Эхулхул (т. е. платить урашу). Но Набонид твердо стоял на своем. Он заявил им: «Пока я не закончу строительство Эхулхула и не осуществлю мое желание, запрещаю праздники и отменяю праздник Нового года!» Таким тоном с вавилонянами никто еще не разговаривал со времен Синаххериба и Ашшурбанипала. А далее за словами последовали дела, беспримерные в вавилонской истории: царь покинул свое царство и не появлялся в Вавилоне целых 10 лет подряд!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010