Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 30 2001 Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от са­мой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце Х I — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. — сто­лицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строи­тельства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. Х I в. — ок. 928 г. до Р. Х.). Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, пола­гает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, ко­торое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21 : 18–30). Но Давиду не суждено было совершить возве­дение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И на­чал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, ко­торая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид , — говорится об этом в Библии (2 Пар 3 : 1). Работы по строительству храма длились 7 лет (3 Цар 6; 7; 2  Пар 3 –4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою , — говорил Господь Соломону, — чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3 Цар 9 : 3). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находи­лось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II , персидским царем Киром, египетским ца­рем Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из ва­вилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40 – 4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20).

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Древний Восток ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗИЛОТЫ радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа; 2. Общее наименование государственно-политических образований древнеевр. народа на территории Палестины с XI в. до Р. Х. до последних попыток восстановления его политической независимости (нач. II в. по Р. Х.) ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина ИОАНН I ГИРКАН (175-104 гг. до Р. Х.), первосвященник и этнарх Иудеи из династии Хасмонеев, правивший со 135/4 до 104 г. до Р. Х. ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи ЙЕЗДИН [Йаздин] ( после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628) МОРЯ РУКОПИСИ общее обозначение письменных памятников IV в. до Р. Х.- VI в. Р. Х., найденных в Иудейской пустыне в период с 1947 по 1952 г. НАБОНИД [аккад. - «[бог] Набу возвышен»], последний царь Нововавилонской империи, правивший в 556-539 гг. до Р. Х. и свергнутый персид. царем Киром II Великим

http://pravenc.ru/rubrics/122974_2.html

Но тут возникли новые препятствия, которые затормозили строительство храма. В 530 году Кир погиб во время похода в Среднюю Азию. Его сын и преемник Камбис (529-522) был человеком иного склада, нежели отец. При нем Персидская империя превратилась в деспотию. Жестокого и вспыльчивого царя уже не называли «отцом» и «освободителем», как Кира. Если Кир считал восстановление Иерусалимского храма делом своей чести, то Камбис мало интересовался Иудеей. Отпущенные Киром средства подошли к концу, а ждать помощи от нового царя было бесполезно. Провинция Егуд не смогла оправиться и все более нищала, побороть разруху не хватало сил. Хотя богатые иудеи из Вавилона и оказывали Егуду поддержку, но она была недостаточной, а имущее сословие в Общине мало заботилось о нуждах земледельцев. Романтические настроения и энтузиазм сменились унынием и разочарованием. Борьба за хлеб насущный стала главной заботой дня.   Вместе со всем народом Второисайя тяжело переживал эту полосу неудач. Не того он ждал, не о том пророчествовал. Вместо расцвета и благоденствия — нищета, вместо храма — недостроенный фундамент, вместо великого Богоявления — духовный упадок. Было отчего опустить руки. Вероятно, в эти дни пророк сложил скорбную песнь, в которой изливал жалобы всего Израиля (Ис 63, 7—64, 12). Как страстно ожидал народ Пришествия Господня и как жестоко ошибся! Теперь становилось ясным, что и путь в Палестину не был чудом и что вообще колонисты в «земле отцов» никому не нужны, чужды всем, бедны и заброшены. Быть может, и весь Исход был лишь огромной ошибкой? Гнетущая проза жизни развеяла все воздушные замки. Пророк спрашивает: почему нет обещанного небесного водительства? Где Тот, Кто вывел их из моря, Пастырь овец Своих? Где Тот, Кто вложил в них Дух Свой Святой, Кто мощной силой вел десницу Моисея, Кто разделил воды, чтобы имя Его стало вечным, Кто вел их через бездну, как коней по степи, и они не претыкались? Ис 63, 11-13   Он был Оплотом и Покровителем древних, почему же нынешнее поколение забыто Им? Воззри с небес и посмотри из жилища Славы Твоей, Где ревностная забота и сила Твоя? Ис 63, 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Что касается до значения слов «семь времен пройдут над ним» ( Дан 4:13 ), определяющих срок пребывания Навуходоносора в скотском состоянии, то святой Ефрем Сириянин и святой Иоанн Златоуст , в толкованиях на книгу Даниилову, дают им значение: «три года с половиной»; блаженный Феодорит говорит об этом следующее: о семи временах одни утверждают, что это семь лет, а другие – три года с половиной: потому что Писание делит год не на четыре, но на две главнейшия части – зиму и лето; поэтому семь таких частей составят три года с половиною (Толк. на Дан 4:22 : стр. 88). г)  Пир Валтасара  (5:1–30), правнука Навуходоносора, 776 который он учредил для «для тысячи вельмож своих» или для всего множества начальствующих своей армии, защищавшей Вавилон против воинов Кира, державших его в осаде. Пир, по-видимому, был радушным и задушевным; 777 сам царь перед глазами тысячи пил вино, т. е. разделял трапезу со своими сподвижниками; для возбуждения их храбрости вспоминал подвиги предков; при этом приказал принести сосуды, взятые из Иерусалимского храма, и в них подать вино не только военачальникам, но и женщинам; пьющие прославляли своих идолов, якобы одолевших Бога Израилева (5:1–4 778 ). Востребованы были сосуды не всех богов и храмов, завоеванных народов, но одного храма Иерусалимского: отсюда можно заключать, что этим необыкновенным распоряжением Валтасар имел в виду осмеять пророчество об освобождении Иудеев из плена, коего семидесятилетний срок истекал тогда, и в осаде Вавилона Киром Иудеи, вероятно, указывали Вавилонянам зарю своего освобождения и восстановления отечества. Для посрамления такового сугубого богохульства тотчас на стене против лампады, т. е. на самом освещенном и видном месте, явились персты человеческой руки, написавшие несколько слов незнакомыми буквами (5:5 779 ). Куда девалась хвастливая храбрость нечестивцев: у Валтасара от испуга страшно изменилось лицо; затряслись, даже застучали колени одно о другое… и он закричал из всей силы, чтобы явились гадатели, прочитали и обяснили ему странное писание (5:6–7 780 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Василий Попов Часть первая Глава I. Освобождение иудеев из вавилонского плена Момент выхода указа Кира об освобождении иудеев из плена как момент рождения иудейства. Определение времени выхода указа Кира. Двоякая версия этого указа ( 1Ездр. 1:1–4; 6:3–5 ). Возражения отрицательной критики против подлинности первой и второй версии и доказательство достоверности той и другой. Попытки объяснения различия версий. Синтез их положений. Причины освобождения Киром иудеев. Вопросы, касающиеся пунктов указа о пожертвованиях освобожденным иудеям и выдаче им храмовых сосудов (число сосудов). Факт первого возвращения иудеев из плена вавилонского в Палестину является в истории теократического народа начальным пунктом нового «послепленного» периода его жизни, называемого еще в науке периодом восстановления израиля или происхождения иудейства. Но если возвращение и прибытие иудеев в Палестину из вавилонского плена является начальным пунктом происхождения иудейства de facto, то освобождение иудеев от плена – время выхода указа Кира ( 1Ездр. 1:1–4 ) – по справедливости должно считать моментом рождения иудейской общины de jure. Освобождение иудеев от плена – необходимый prius возвращения. С этого-то момента освобождения мы и начинаем свою работу. На вопрос, когда иудеи были освобождены от плена, дают ответ 2Пар. 36:22–23 и 1Ездр.; но так как эти книги в указанных местах почти буквально повторили друг друга, то мы ограничимся приведением свидетельства кн. Ездры, как по преимуществу главного источника для восстановления послепленного периода истории еврейского народа. Свидетельство это следующее: «в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, и он повелел объявить по всему царству своему... кто есть из вас, из всего народа Его (Иеговы)... пусть он идет в Иерусалим ( 1Ездр. 1:1–3 ). По-видимому, дата освобождения иудеев от плена в данном месте указана настолько определенно: «в первый год Кира, царя Персидского», что и не остается желать каких-либо еще хронологических пояснений, тем более, если примем во внимание еще то обстоятельство, что библейская хронология вообще располагается не по одной какой-либо непрерывной и строго последовательной эре, а по годам управления каждого из царей. Отсюда ясный вывод тот, что стоит только обратиться к древней истории, располагающей управления царей по строго определенной эре, по так называемому счету лет до P. X., и посмотреть, к какому именно году приурочивается здесь вступление на престол Кира, или первый год его царствования, чтобы к этому году отнести и освобождение иудеев из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Ибо Я обратил лицо Моё против города этого, – говорит Господь, – на зло, а не на добро; он будет предан в руки царя вавилонского, и тот сожжёт его огнём» ( Иер. 21:10 ). Разрушение Иерусалима и храма стало переломным событием в истории Израиля как нации. Для евреев наступило время перемен и переоценки ценностей. Слава Яхве покинула храм в Иерусалиме ( Иез. 11:22–23 ), город и храм были разрушены, народ – в изгнании, династия Давида мертва или в цепях, институт священства в руинах. Почему так произошло? Авторы Священного Писания , включая главного пророка того времени Иеремию, объясняют это разрушение и изгнание как наказание за неверность завету с Богом. Хотя суд и был строгим, не вся надежда была потеряна. Те, кто верил пророкам, знали, что Яхве, как Владыка над народами, для достижения Своих целей снова восстановит и благословит Свой народ. Падение Вавилона Вавилонское царство просуществовало не долго, меньше ста лет (629–539 гг. до Р.Х.). Менее чем через пятьдесят лет после того, как Вавилон разрушил Иерусалим, он и сам был сокрушён в 539 году до Р.Х. царём Персии Киром Великим. «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Падение Вавилона, предсказанное пророками, наступило ( Ис. 21:9; 47:1 ; Иер. 50–51 ). Всевышний управлял царствами, и Вавилонское царство стало одним из тех, что по Его слову пришло и ушло ( Иер. 25:9 ). Вавилонский царь Набонид перенёс свою резиденцию в Тейму на границе с Аравией, оставив своего сына Валтасара в Вавилоне управлять делами государства. Вскоре Валтасар увидел надпись на стене своего дворца, истолкованную Даниилом как неизбежный конец Вавилонского царства ( Дан. 8 ). Царь Персии Кир Великий завоевал Вавилон. Согласно надписи на Цилиндре Кира (артефакте, обнаруженном при раскопках в Вавилоне), город был взят с малым сопротивлением (ANET 315–316). Обобщение: Ассирия и Вавилон Два месопотамских царства, Ассирия и Вавилон, одно за другим возвышались и правили Ближним Востоком около 100 лет каждое. Эти две сильные империи принесли проблемы еврейским царствам, находившимся в Обетованной Земле. Первое месопотамское царство (Ассирия) завоевало и увело в плен Северное царство Израиля. То же самое сделал с Южным царством Иуды и Вавилон. Библейские пророки рассматривали возвышение этих царств как Божий полновластный суд над Своим избранным народом. Бог сказал их праотцам о том, что неверность завету приведёт к изгнанию народа из земли ( Втор. 4:25–27; 28:63–64 ; 4Цар. 17:5–23 ). Но изгна- ние было не концом, а только средством наказания. Покаявшиеся евреи смотрели в будущее на восстановление в своей земле, когда Бог будет использовать этот народ для достижения Своих целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Святый пророк Исаия, память которого прославляется святою Церковию, происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящого в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним были серафимы, из которых каждый имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к кругу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)! вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «вот это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается!» После этого послышался голос Божий: «кого Я пошлю к иудеям? кто пойдет для Нас?» Исаия отвечал: «пошли меня, я пойду». Господь вещал ему: «поди. Настойчивою проповедию ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза, и в душе своей останутся безчувственными; они не обратятся, и Я не исцелю их». Исаия спросил: «Господи! долго ли продолжится такое безчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «до тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют домы, и эта земля не сделается пустынею. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут побеги; так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя». Исаия пророчествовал при царях Ахазе, Езекии и Манасии, около 60-ти лет. В оставленной им книге пророчеств он сильно и трогательно обличает иудеев за неверность их Богу; предсказывает плен иудеев, опустошение и восстановление Иерусалима и храма, возвращение иудеев из плена Киром. Вместе с сим он предсказывает и судьбу всех соседних иудеям народов. Наконец, что всего важнее, он с особенною ясностию и подробностию пророчествует о Миссии. По ясности предсказаний об Иисусе Христе, Исаия заслужил название пророка-евангелиста. Он умер мученическою смертью : его распилили деревянною пилою. Жил он почти за 700 лет до Рождества Христова. Часть главы св. пророка хранится на Афоне в Хиландарском монастыре. Гроб его около Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Между тем областеначальники Персидские, которые управляли Сириею, будучи уведомлены о том, что происходило в Иерусалиме, прибыли сами на место строившегося храма и стали допрашивать, с чьего позволения строится этот храм, и кто распоряжается постройками? Зоровавель и первосвященник Иисус отвечали, что «этот храм существовал с древних времен и первоначально был построен одним великим царем Израильским. Но когда отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их Навуходоносору, царю Вавилонскому, который разрушил этот храм и народ перевел в Вавилон. Наконец, Кир, овладевши Вавилоном, в первый же год своего царствования издал повеление построить (снова) этот храм; даже отдал священные сосуды, которые унесены были Навуходоносором из прежнего храма, и повелел их поставить в новом Иерусалимском храме». Так как дело предпринято было по внушению Божию, то областеначальники Персидские не препятствовали продолжать строение храма, а отписали обо всем к Дарию, представляя со своей стороны, не благоугодно ли будет ему удостовериться из царских памятописных книг, действительно ли дано было Киром повеление о построении в Иерусалиме храма Божия? Дарий повелел пересмотреть государственные записи: и найден был указ Киров в Экватавах Индийских, в летнем местопребывании Персидских государей. В указе заключалось еще распоряжение, чтобы на издержки построения храма Иерусалимского отпускаема была известная сумма от дома царского. Тогда Дарий предписал своим наместникам в Сирии и Палестине не только не препятствовать сооружению храма Иерусалимского, но и способствовать к успешному его окончанию, отделяя строителям часть из царских доходов и доставляя священникам Иудейским все нужное для ежедневного жертвоприношения, дабы они молились Богу небесному за благоденствие царя и сыновей его. «А кто осмелится», писал царь, «воспротивиться этому повелению, того повесить на дереве, взятом из его же дома, и дом взять в казну. Если же какой царь или народ покусится на разрушение Иерусалимского храма, да поразит того Сам Бог, Которого имя обитает в этом храме!» Наконец, спустя три года с половиною от возобновления работ и почти девятнадцать лет от основания, храм был окончен ровно за шесть недель до Пасхи. Он был обновлен богатыми жертвоприношениями. Богослужение устроено и чреды священников и левитов восстановлены во всем согласно с законом Моисеевым. В свое время отпразднована была Пасха с чувствованиями живейшей радости. 3. Приключения Мардохея, Есфири и Амана

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Низложение Амель-Мардука Нериглиссаром Воцарение Кира Персидского Смерть Нериглиссара, воцарение Лабши-Мардука Воцарение Набонида Валтасар – наместник Вавилона Рождение Конфуция ок. 550 Начало проповеди ИСАЙИ ВТОРОГО Победа Кира над Астиагом Мидянином Первый поход Кира против Вавилона Взятие Вавилона Киром осенью; смерть Валтасара 538 весна Эдикт Кира, разрешающий иудеям вернуться на родину. Отбытие партии Шешбацара. Караван Зоровавеля Камбис воцаряется в Вавилоне, но с весны Кир принимает титул царя Вавилона Смерть Кира. Воцарение Камбиса II Покорение Египта Камбисом. Основание буддийского Ордена (Сангхи) Смерть Камбиса и правление самозванца лже-Бардии Свержение самозванца и воцарение Дария I Ахменида. Парменид в Элее годы до н.э. Иудейская община годы до н.э. Внебиблейский мир Пророки АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ Возобновление постройки Храма Завершение и освящение Второго Храма Реформа Клисфана в Афинах Начало греко-персидских войн Битва при Марафоне Смерть Дария I. Воцарение Ксеркса I Греческие трагики. Геродот. 460–50 Кризис в иудейской общине. Пророк MAЛAXIЯ Смерть Ксеркса I. Воцарение Артаксеркса I Неемия в Иерусалиме. Начало восстановления городских стен 444/29 Правление Перикла в Афинах Завершение ремонта стен Поездка Неемии к Артаксерксу I Прибытие каравана Ездры в Иерусалим. Чтение Торы на празднике. Официальное провозглашение иуадизма Смерть Артаксеркса I годы до н.э. Ветхий Завет годы до н.э. Внебиблейский мир ок. 400 КНИГА ИОВА КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ ПРИТЧИ Александр Македонский (336–323) включает Иудею в свою империю ок. 330 КНИГА ПР. ЗАХАРИИ гл. 9–14 Покорение Александром Персидской державы Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев Раздел империи Александра между его преемниками Диадохами ок. 300 1–2 КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН КНИГА ТОВИТА 264–241 1-я пуническая война ок. 250 Начало перевода Библии на греческий язык (перевод LXX) в Александрии. ЕККЛЕЗИАСТ 218–201 2-я пуническая война Иудея под властью сирийской династии Селевкидов КНИГА VICYCA, СЫНА СИРАХОВА КН. ВАРУХА. ПОСЛАНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Принимая во внимание содержание обеих версий указа, т. е. объединяя их частные положения, мы получаем следующие результаты о правах, полученных иудеями: Кир а) дает позволение всем без исключения иудеям, находившимся в плену вавилонском, возвратиться в Палестину ( 1Ездр. 1:3 ), в) отдает им распоряжение построить в Иерусалиме храм ( 1Ездр. 1:2–4; 6:3 ), причем определяет размер (максимальный, как увидим ниже) этого, имеющего строиться храма ( 1Ездр. 6:3–4 ) и назначает отпуск субсидий из государственных сумм для этой постройки ( 1Ездр. 6:4 ), с) возвращает в Иерусалим захваченные при завоевании последнего Навуходоносором золотые и серебряные сосуды храма ( 1Ездр. 6:5 ), d) npurлaшaem жителей к доброхотным пожертвованиям в пользу возвращающихся переселенцев и на постройку ими храма в Иерусалиме ( 1Ездр. 1:4 ). Теперь, кажется, становится довольно ясною та мысль, почему время выхода указа Кира об освобождении из плена иудеев может быть названо временем рождения иудейской общины, актом восстановления Израиля или происхождения иудейства, как и называют этот момент многие ученые. Но такое более чем милостивое отношение Кира к иудеям естественно выдвигает вопрос о причинах, побудивших Кира так благосклонно отнестись к иудеям. Свящ. историк на этот вопрос дает ответ с провиденциалистической точки зрения: «в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии возбудил Господь дух Кира..., и он повелел объявить по всему царству...» ( 1Езд. 1:1 ), далее следует указ об освобождении иудеев. Принимая вполне эту теократическую точку зрения свящ. автора на причину освобождения иудеев, подтверждаемую и другими местами свящ. писания ( Ис. 44:28; 45:1 ), мы, однако, не вправе отказаться от рассмотрения и других побочных причин, принимавшихся в соображение и самим Киром при освобождении пленников. Правда, о таких причинах не говорит свящ. писатель, но что они существовали, то это более чем правдоподобно, и предположение их действительности не исключает мысли о Иегове, как главном виновнике освобождения иудеев, подобно тому, как причины, посредствующие не устраняют вообще главной, конечной причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010