«В начале Ты, [Господи,] землю основал и дела рук Твоих – небеса. Они погибнут,... Ты же пребываешь, и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» ( Пс.101:26–27 ). 4. Это выражение – «в начале» – может опровергнуть мнение тех, кто говорит, что земля есть начало всего, что все из нее произошло, так как раньше ее ничего не было. Между тем вот она оказывается не началом, но основания ее имеют какое-то мы­слимое начало. Господь и Иову говорил о Себе, как Основатели земли: «где был ты, когда Я полагал основания земли?» ( Иов.38:4 ). Хотя осно­вал землю Господь, чрез которого произошло все, но и об Отце говорится: «Господь премудростью основал землю» ( Прит.3:19 ). А сказанное о Боге: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ) показывает, что она занимает место в самой средине всего. «и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся». Все видимое состарится и подобно одежде придет в ветхость. Ты же изменишь и обновишь все и из тленного сделаешь нетленным. Это и божественный апостол сказал: «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Римл.8:21 ). " А Ты – тот же, и лета Твои не оскудеют» ( Пс.101:28 ). Итак, тварь Ты изменяешь как хочешь. Владыка, а Сам Ты имеешь природу неизменную и высшую перемен. В посла­нии к Евреям ( Евр.1:10–12 ), божественный апостол указал на это как на свойство Сына. Но, конечно, чрез Сына мы усматриваем и Отца, так как что Он делает, то делает точно также и Сын, и в том и другом познается одна и та же природа. Мы знаем еди­ное действование Троицы. «Сыны рабов Твоих вселятся, и потомство их во век исправится» ( Пс.101:29 ). Вместо «исправится», Симмах поставил – «пребудет». Это означает, что, освободившись от рабства, они по­селятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. «Сыны рабов Твоих» – нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, по­тому что в этом именно смысле называются некоторые сынами про­роков, т.е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол гово­рит: «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал.3:19 ), и: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), в Самом Христе Господе нашем, Ко­торому слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

г) Бесконечное величие. О нем мы можем заключать из слов Спасителя: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:28–29 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преемственность в Царстве благодати, или возрождение душ: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:3, 5 ). б) Промышление и также преемственность в Царстве благодати, или управление Христовой Церковью. «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). 5) Божеское почитание. Ибо все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28. 19 ), и, следовательно, обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так и Святого Духа. Все мы составляем храм Святого Духа, который обитает в каждом из нас ( 1Кор.6:19 ), следовательно, должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу. Свидетельствами о веровании Древней Церкви в Божество Сына Божия служат: 1) Символы или исповедания веры, употреблявшиеся в Церкви до Никейского Собора. В некоторых из них мысль о Божестве Иисуса Христа выражена кратко, как, например, в Символе, известном под именем Апостольского: «Верую и во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего». Зато в других она высказана обстоятельно и со всей ясностью. Так, в Исповедании веры, помещенном в Постановлениях Апостольских, Иисус Христос называется «Сыном Божьим единородным, перворожденным всея твари, прежде век по благоволению Отца рожденным, несотворенным». В Символе Церкви Иерусалимской – «Сыном Божиим единородным, иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истинным, им же вся быша». В Символе Церкви Кесарийской – «Словом Божиим, Богом от Бога..., прежде всех век от Отца рожденным». В Символе свт. Григория Чудотворца , употреблявшемся в Церкви Неокесарийской при ежедневном наставлении народа – «единым от единого, Богом от Бога..., Силой, сотворившей все твари..., бессмертным от бессмертного, вечным от вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И еще сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). Это говорит о том, что всякий боголюбивый человек имеет своего Ангела-хранителя, который направляет его на всякое добро, если человек сам не противится ему. Сказал, что Ангелы «не женятся и не выходят замуж» ( Мк. 12:25 ). Сказал, что когда Он снова явится, чтобы судить мир, то явится в силе и славе и Ангелы Его святые с Ним – «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ), тогда пошлет Он Ангелов Своих с великим трубным гласом и соберут они избранных Его со всех концов света, от края до края небес. Апостолу, который хотел мечом защитить Иисуса от Иуды и его помощников, Господь сказал: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 ). Из этих слов мы видим, как велико число святых Ангелов, видим, как велика власть Христа над Ангелами и как велика любовь Отца и Сына. Это были свидетельства Христа об Ангелах, разве могут быть свидетельства вернее этих? Те, кому было дано видение святых Ангелов, свидетельствовали о них, и свидетельства их были записаны в Священном Писании , а венец всех свидетельств – в свидетельстве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но все свидетельства об Ангелах невозможно было записать в Священном Писании, в двух заветах Божиих. Множество и множество свидетельств святых и мучеников Христовых через многие века дошли до нас от достоверных свидетелей. Некоторых из них Ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал Ангельские голоса, кто-то получал наставления, советы во сне и наяву, кого-то восхищали духом в Небеса, и там они общались с Ангелами. Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Век сей – век веры, а век не видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ), говорит Апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера – правило, а видение – исключение. Сколь драгоценным ни было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Основание этому дал впервые Сам Христос. Воскресший Иисус сказал Своим ученикам: Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний ( Лк. 24:44–45 ). Святые отцы, толкуя псалмы, в том числе и указанный нами 88-й псалом, не только относят сказанное в них ко Христу, но и объясняют их вполне христологично, в духе и смысле христологии вселенских соборов. Духовное царство Христа, воплощение Единородного Сына Божия, единосущного Отцу, обращение народов к Церкви Божией – всё сокрыто уже в псалмах Давида. Из множества толковавших псалмы отцов приведем некоторых. Св. Афанасий Великий относит все слова 88-го псалма ко Христу: «Вознесох избраннаго от людей Моих. Обретох Давида раба Моего. Разумей Христа от семени Давида, Который именуется Избранным, потому что и Бог Его превознесе ( Фил. 2:9 ). Псалмопевец именует его также Давидом, поколику Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его. Когда Тот, о Ком сказано: Бог бе Слово, родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда ради тебя прияв суд, наименован Христом [Помазанником. – Г.Ф.]... В век сохраню Ему милость Мою и завет Мой (ст. 29); – Ему, т.е. людям, чрез Него уверовавшим. Милостию же называет отпущение грехов по вере; а завет разумеет новый, который именует верным, т.е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и безполезности, т.к. Закон ничего не привел в совершенство. 57 И положу в век века семя Его (ст. 30). Ибо не прекратятся и имя христиан, и сила евангельского служения, а паче будут продолжаться непрерывно и нескончаемо... Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу? (ст. 36) Это подобно сказанному в другом месте: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея ( Пс. 131:11 ). Семя его во век пребудет (ст. 37). Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пс.36:25 .  Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Пс.36:26 .  Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. «Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы». «Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет». И быв молод, и достигнув старости, сколько знаю, не видал я праведника, лишеннаго Божия о нем промышления, потому что правдивый Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. Так Соломона впадшаго в нечестие, терпел за отцево боголюбие. Выражение же: «весь день милует и взаим дает праведный» означает оказываемыя праведным всякаго рода благотворения, деньгами, вещами, словом, советом. Делая сие, милует он пользующихся благотворением, и взаим дает Богу их. Ибо сказано: «милуяй нища взаим дает Богови» ( Прит. 19, 17 ); потому что одно и то же есть и милость и даяние взаймы. Пс.36:27 .  Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек. «Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века». Поэтому всякий человек, зная сие, известившись, какая награда и добродетели и пороку, пусть избегает всех видов порока, идет же путем противоположным, чтобы насладиться вечными благами. Пс.36:28 .  Ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится. Пс.36:29 .  Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. «Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится». «Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней». Соблюдая суд правый и правдивый, Господь всяческих сотворит воздаяния, сообразныя с начинаниями, и любителей праведности сподобит всякаго о них попечения, а избравших противное исторгнет с корнем. Так, показав плоды того и другаго, Пророк учит потом, как можно преуспевать в богоугодной праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сказал, что ангелы «не женятся и не выходят замуж» ( Мф.12:55 ). Сказал, что когда Он снова явится, чтобы судить мир, то явится в силе и славе, и ангелы Его святые с Ним – «...приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» ( Мф. 25:31 ), тогда пошлет Он ангелов своих с великим трубным гласом и соберут они избранных Его со всех концов света, от края до края небес. Апостолу, который хотел мечом защитить Иисуса от Иуды и его помощников, Господь сказал – «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, чем двенадцать легионов ангелов?» ( Мф. 26:52 ). Из этих слов мы видим, как велико число святых ангелов, видим, как велика власть Христа над ангелами и как велика любовь Отца и Сына. Это были свидетельства Христа об ангелах, разве могут быть свидетельства вернее этих? Те, кому было дано видение святых ангелов, свидетельствовали о них и свидетельства их были записаны в Священном Писании , а венец всех свидетельств, в свидетельстве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но все свидетельства об ангелах невозможно было записать в Священном Писании , в двух заветах Божиих. Множество и множество свидетельств святых и мучеников Христовых через многие века дошли до нас от достоверных свидетелей. Некоторых из них ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал ангельские голоса, кто-то получали наставления, советы, во сне и наяву, кого-то восхищали духом в небеса и там они общались с ангелами. Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит – «ты поверил, потому что видел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Век сей – век веры, а не век видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ), говорит апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера – правило, а видение – исключение. Сколь драгоценным не было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Человек постепенно стяжает благодать Духа Святаго — не в одночасье, не за один день, не за один раз. Евангельская притча говорит о том, что царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля производит сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мк. 4, 28—29), т. е. нужно время на то, чтобы произошел духовный рост человека. Поэтому в православной аскезе есть такие понятия, как новоначальный христианин, преуспевающий христианин и совершенный христианин. Но между этими ступеньками тоже есть много делений. Считается, что в древности христиане были более духовными, чем сейчас: мы не получили освящения в той мере, у нас нет тех благодатных дарований, которые имели Отцы древности и которыми были наделены все христиане в апостольский век, в век мучеников, в золотой век, т. е. в первые века, монашества. Прежде всего, ослабло наше произволение. Господь в Евангелии вопрошает: Сын Человеческий, когда придет, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8)? В наше время духовность оскудевает. Но были, есть и будут люди, которые стяжали духовное совершенство, то есть святые, хотя их всегда было немного. Церковь по своей сути — Святая, Соборная и Апостольская, и славна свои¬ми святыми, которые жили, исполняя евангельский закон. Мы не можем исполнить этот закон, поэтому должны приносить покаяние в надежде на то, что Господь Своею благодатью постепенно исправит нас. Если перед нами не будет закона, мы не будем каяться; если не будет покаяния, то и благодати не будет; если мы не будем иметь перед собой заповеди, не будет и спасения. У нас, в России, только 10—12 лет назад Церковь стала свободной, и люди постепенно преодолевают свое недоверие к ней, которое насаждало советское государство. Они постепенно приходят в Церковь, принимают Крещение, начинают посещать храм, участвовать в Таинствах, причащаться, соблюдать посты, жить церковной жизнью. Сейчас наша Церковь в основном состоит из новоначальных, из тех, кто еще не имеет духовного опыта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

Подобно апокалипсису Варуха, 3 книга Ездры 418 отличается сравнительной целостью и единством содержания. Главным предметом содержания ее служит Израильский народ, несущий бедствия, и языческие народы, благоденствующие и господствующие над избранным народом ( 3Ездр.3:27–36 ; 3Ездр.4:23 ; 3Ездр.5:27–28 ). Разрешение этого противоречия заключается в том, что Израиль несет наказание за грехи, которые вошли в мир еще с преступлением Адама ( 3Ездр.4:30 ; 3Ездр.7:11–12 , 3Ездр.7:46–48 ). Когда зло будет искоренено (ср. 3Ездр.4:28–29 ), тогда настанет время избавления, придет „крепкий муж с воинством небесным» ( 3Ездр.13:3 ), „Помазанник» ( 3Ездр.12:32 ), или Христос ( 3Ездр.7:29 ), „Сын Божий» ( 3Ездр.13:32 ; 3Ездр.13:37 ; 3Ездр.13:52 ). Это муж крепкий победит всех врагов не копьем, никаким воинским оружием (Cp. 3Ездр.13:3 ), а истребит их без труда „законом, который подобен огню» ( 3Ездр.13:38 ). „Сын мой обличит нечестия, изобретенные этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения» ( 3Ездр.13:37 ). Тогда начнется время благоденствия Сиона, и верные Израильтяне, страдавшие за древний грех , когда другие, худшие их народы, жили спокойно, теперь за все получат сторицей: они буду наслаждаться с Мессией 400 лет ( 3Ездр.7:28 ), в каковое время „процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода« ( 3Ездр.6:28 ). По истечении 400 лет наступит конец „века сего» (Ср. 3Ездр.4:2 ; 3Ездр.4:24 ; 3Ездр.6:25 ; 3Ездр.7:42 и др.): „умрет Сын Мой и все люди, имеющие дыхание» ( 3Ездр.7:29 ). Но „настоящий век не есть конец». За ним следует век будущий, который начинается всеобщим воскресением и судом ( 3Ездр.7:32 ; 3Ездр.7:43 ). В этом веке „прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина» ( 3Ездр.7:44 ). В апокалипсисе Варуха и 3-й книге Ездры обращает на себя внимание учение о грехе. Варух пишет: Адам „принес смерть и сократил (abscidit) годы тех, которые от него произошли» (Вар.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Подобно апокалипсису Варуха, 3 книга Ездры 419 отличается сравнительно целостью и единством содержания. Главным предметом содержания ее служит Израильский народ, несущий бедствия, и языческие народы, благоденствующие и господствующие над избранным народом (3:27–36; 4:23; 5:27–28). Разрешение этого противоречия заключается в том, что Израиль несет наказание за грехи, которые вошли в мир еще с преступлением Адама (4:30; 7:11–12, 46–48). Когда зло будет искоренено (cp. 4:28–29), тогда настанет время избавления, придет „крепкий муж с воинством небесным“ (13:3), „Помазанник“ (12:32), или Христос (7:29), „Сын Божий“ (13:32, 37, 52). Этот муж крепкий победит всех врагов не копьем, никаким воинским оружием (Ср. 13:3), а истребит их без труда законом, который подобен огню“ (13:38). „Сын мой обличит нечестия, изобретенные этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения“ (- ст. 37). Тогда начнется время благоденствия Сиона, и верные Израильтяне, страдавшие за древний грех , когда другие, худшие их народы, жили спокойно, теперь за все получат сторицею: они будут наслаждаться с Мессией 400 лет (7:28), в каковое время „процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода“ (6:28). По истечении 400 лет наступить конец „века сего“ (Ср. 4:2, 24; 6:25; 7и др.): „умрет Сын Мой и все люди, имеющие дыхание“ (7:29). Но „настоящий век не есть конец“. За ним следуем век будущий, который начинается всеобщим воскресением и судом (7:32, 7:43). В этом веке „прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина“ (7:44). В апокалипсисе Варуха и 3-й книге Ездры обращает на себя вниманье учение о грехе. Варух пишет: Адам „принес смерть и сократил (abscidit) годы тех, которые от него произошли“ (Сар. 17). „Когда согрешил Адам, смерть была определена (и) тем которые родятся“... (23). „О что ты сделал Адам для всех, которые от тебя произошли!“ (48). Но есть у Варуха мысли, по-видимому, исключающие наследственность Адамова греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

23. И какой народ земли равен народу Твоему, Израилю, для которого пришел Сам Бог, чтобы искупить его Себе в народ, соделать ему имя, сотворить для них дела великие, и чудныя для земли Твоей, в глазах народа Твоего, который Ты искупил Себе от Египта, от народов и богов его? 24. Таким образом Ты утвердил народ Твой, Израиль, Себе в народ на веки, и Ты, Господи, стал его Богом. 25. Итак Господи Боже! слово, которое Ты сказал о рабе Твоем, и о доме его, утверди на веки, и сотвори, как Ты говорил. 26. Дабы вечно величали имя Твое, говоря: Иегова сил есть Бог Израилев, и дом раба Твоего да будет тверд пред Тобою. 27. Ибо ты, Иегова сил, Боже Израилев! открыл во ухо рабу Твоему, говоря: Я построю тебе дом. От того рабу Твоему взошло на сердце молиться Тебе сею молитвою. 28. Господи Иегова! Ты Бог, и слова Твои истина; и Ты обещал рабу Твоему благо сие. 29. И так благоволи благословить дом раба Твоего, чтобы он был пред Тобою во век, так как Ты, Господи Иегова, сказал сие; и благословением Твоим да благословится во век дом раба Твоего 773 . Когда читаешь этот перевод и перевод, изданный через 50 лет после него (разумеем изданный по благословению Святейшего Синода), то почти и не замечаешь незначительной разности в языке перевода и в точности передачи слов еврейского подлинника русскою речью. Мало того, в некоторых случаях и отношениях перевод святителя Московского последовательнее выдерживает верность подлиннику, нежели перевод, сделанный через 50 лет после него. Прежде всего это должно сказать об именах Божиих, встречающихся в приведенном отрывке. Между тем как встречающиеся рядом имена: Adonai Iehovah (ст. 18. 19. 20. 28. 29) в Синодском издании безразлично переводятся именем: Господи мой, Господи 774 , у Филарета строго выдерживается ясное различение между ними в передаче их словами: Господи Иегова; еще более: между тем как имена: Iehovah Elohim (ст. 22. 25) в Синодском издании в одном случае переданы словами: Господи мой, Господи 775 , а в другом: Господи Боже 776 , у Филарета Elohim в обоих случаях передается именем: Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010