Ф. 381. 14, кон. X - нач. XI в.), Супрасльский сборник (1-я пол. XI в.; НБВ. Собр. Замойских. 21, 151 л.; Любляна, Университетская б-ка. Cod. Kor., 118 л.; РНБ. Qn 72, 16 л.), Энинский Апостол (НБКМ. 1144, 2-я пол. XI в.), Хиландарские листки (ОГНБ, XI в.), Листки Ундольского (РГБ. Унд. 961, XI в.), Македонский лист (БАН. 24.4.16, XI в.), Зографские листки (Б-ка Зографского мон-ря, Афон, XI в.). Самые ранние примеры русской письменности - надписи К. на монетах киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича кон. Х - нач. XI в., берестяные грамоты (древнейшие - 1-й пол. XI в., в т. ч. кириллическая азбука на бересте); К. написаны самые ранние памятники русского извода церковнослав. языка: Новгородский кодекс (Новгородская Псалтирь) (нач. XI в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник 1073 г. , Изборник 1076 г. , Архангельское Евангелие 1092 г. , Минея служебная (сент.) (1095-1096), Минея служебная (окт.) (1096), Минея служебная (нояб.) (1097). Кириллические памятники серб. извода церковнослав. языка сохранились с кон. XII в.: Мирославово Евангелие (80-е гг. XII в.), Вуканово Евангелие (ок. 1202); старейший серб. памятник деловой письменности - кириллическая грамота бана Кулина (1189). Древнейшие кириллические рукописи болг. извода церковнослав. языка: Добромирово Евангелие (нач. (?) XII в.), Охридский Апостол (кон. XII в.), Битольская Триодь (2-я пол. XII - нач. XIII в.), Болонская Псалтирь (1230-1241), Боянское Евангелие (1-я пол. (сер.?) XIII в.), Тырновское Евангелие (1273). К. усвоила все основные лингвистические принципы, которые были положены в основу глаголической алфавитной системы. В ней сохранен фонематический принцип алфавита, примененный равноап. Кириллом при создании глаголицы: К. представляет собой фонетическое письмо, в котором, за редким исключением, 1 звуку соответствует 1 знак, специально приспособленный к особенностям слав. языков (наличие редуцированных, носовых, шипящих и др.). К глаголице восходят порядок буквенных знаков в К., их названия, в совокупности образующие связный текст («Аз буки веди…»), тонкая передача специфики слав.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Пс.67:8.   Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни: Пс.67:9.   Земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Кто являлся предкам на Синае, Тот и «землю потряс» во время страдания, обличая человеческое безумие. Он даровал и благодать Духа (Феодорит). Пс.67:10.   Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему: и изнеможе, Ты же совершил еси е. «Дождем» именует евангельское слово, умягчающее и напояющее человеческие души. «Волен» — показывает, что не по принуждению напояется человек. «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, ты подкреплял его» (Афанасий). Пс.67:11.   Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. «Животная» — словесные овцы Христовы в Церкви Божией, где «едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10:16). Что же Ты, Боже, «уготовал нищему духом» ? — То, что «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце не взыдоша» (1 Кор. 2:9) (Афанасий, Евсевий). Пс.67:12.   Господь даст глагол благовествующым силою многою. Тех, которых выше назвал «животными» , здесь называет «благовестниками» . Преподобные отцы, шествуя путем смирения и отвергаясь себя, востекают на высоту ведения, и дается им свыше силою Божиею «слово» премудрости, подобно апостолам, как «благовествующим» спасение Церкви Его (Феодорит, Никита). Пс.67:13.   Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. «Возлюбленным Царя Сил» — Бога Отца Давид называет Единородного Сына Божьего, Который благодатью Святаго Духа — «красотою» (в) «дому» Церкви Своей расхитит «корысти» (язычников) у сатаны (Евсевий, Афанасий). Пс.67:14.   Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Речь обращена к благовестникам. Если вас примут «пределы» , т.е. уверовавшие из двух народов, то уподобятся они голубице, у которой крылья покрыты серебром, а перья — чистым золотом. Никто, конечно, не видел такого голубя: здесь говорится о милостыне. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким глазом. Нет ничего прекраснее этого глаза! (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Макарий Глухарев, архиеп. 323, 366 Макарий Египетский 339 Макарий Желтоводский, преп. 106 Макарий Калязинский, преп. 72,176 Макарий Невский , архиеп. 284, 366 Макарий Оптинский , старец 336 Макарий Петрович 314 Макарий Сусальников, архим. 314 Макарий Унженский, преп. 105 Макарий, митроп. 5, 63, 74, 75, 76, 77, 78, 91, 120, 122, 124, 144, 181, 196, 200, 351, 377 Макарий, архиеп. 17, 89, 454 Макарий, епископ 146 Макарий, иеромонах 234, 368 Макарий, преп. 106 Макаров Михаил, свящ. 401 Максим, митроп. 46, 47, 90 Максим Грек 62, 72, 77, 110, 111, 120, 122, 141 Максим Жижиленко, епископ 496 Максим Исповедник 116 Максим, епископ 433, 435 Максим, преп. 124 Максимилиан, император 70 Максимов 402 Малуша 10 Малышев, проф. 16 Малюта Скуратов 82 Мамай, хан 41 Мамма Григорий, патриарх 63, 143 Мансветов, прот. 315, 318 Мансур, шах 373 Мануил Лемешевский , митроп. 418, 423 Мануил, еп. 36 Мануил, грек 227 Маржецкий М. 434 Марина Мнишек 162, 165, 231 Мария Александровна,императрица 295, 308, 326, 375 Мария, княгиня 136 Мария Нагая, царица 157 Мария Николаевна, вел. княжна 399 Мария Федоровна, императрица 470 Мария, равноап. 326 Мар-Илья, епископ 468 Марк Ефесский , свят. 59 Марк, архиеп. 493 Марк, могильщик 99 Маркелл, митроп. 216 Маркелл Родышевский, архим. 269, 270, 271, 272 Марков 376 Мартиниан, архим. 364 Марфа (Мария)Романова 161, 163, 171, 172, 197 Матфей Константинович, старец 337 Матфей, игумен 174 Медведев 226, 227, 228 Мейер А. 434 Мелетий Леонтович, архиеп. 281 Мелетий Пигас, патриарх 154, 241 Мелетий Смотрицкий 183, 245, 247 Мелетий, митроп. 452, 471, 473 Мелетий, епископ 468 Мелиссино И. 274, 275, 359 Мелхиседек Значко-Яворский, игумен 357 Менгу-Темир, хан 41, 45, 129 Меннон С. 345 Меньшиков Александр, князь 268, 347 Мефодий Немцов, митроп. 451 Мефодий Патарский 115 Мефодий, равноап. 7, 8, 15, 17, 33, 87, 88, 115, 292, 312 Мефодий Смирнов , епископ 313, 316 Мефодий, митроп. 471 Мефодий, епископ 188, 256, 257, 313, 468 Мечев С., свящ. 434 Мещерский Иван, воевода 205, 206 Мещерский П., князь 278, 279

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1750 В Сборнике Троиц.-Серг. лавры XVII в. и др. Изд. в «Прибавл. к твор. св. о.о.» 1848 г. 134. 1751 Напр., Сборн. Тр.-Серг. лавры 762 XV в. л. 158; в уставе Моск. Синод. библ. 336/388 XVI в. л. 350 об и др. 1753 Ркп. Моск. Син. библ. 330/380, л. 248; в Типогр. ркп. и в триодно-месяцесловной части всех др. ркп. этот псалом не упоминается. 1755 Первый в ркп. Парих. Национ. библ. 53, изд. Schols " ем с кодексом Нового Завета в 1823 г., второй в Ватик библ. 19, издан Erizzo 1861 г. при Евангелии. В первом между прочим нет такого Иерусалим. праздника, как «Обновление» 13 сент. 1756 Таковы, например, при Евангелии Иерус. библ. IX в., при Апостоле СПб. Имп. Публ. библ. 57 IX-X в., при Евангелии Флорентийской Лаврент библ. X в., Одесск. Муз ркп. X в., Музея Киевской Дух. Ак. 708 X в. (из Нежинского храма). Парижской Коаленевой библ. 205 X-XI в. Все они, подобно Констант. VIII в., имеют памяти не на все дни года, имеют мало преподобных (Одесск.); между ними особенно древний, может быть со списка VII-VIII в., Коаленев: нет Введения, собора Богородицы 26 дек., поклонения веригам, св.Марка, пр. Иеремии, муч. Прокопия и др. 1757 Так на все дни имеют памяти упомянутый Иерусалимский X в., при Евангелия Калиполитанском (Галлипольском) и Парих. Национ. библ. 79 X в., Моск. Синод библ. 43–1055 г., Криптофеерат. мон., называемый «Еклогадион» XI в. Но большинство месяцесловов XI в. и некоторые XII в., даже XIII в. имеют памяти еще не на все дни года, между прочим например, месяцеслов при мзвестно Остромировом Еванг. XI в., пригреч. Новом Завете Флорент. Лаврент. библ. 27 XII в., при слав. Апостоле Слепченского мон. (около (Прилепа) XII в., при Глаголитском Евангелии Зографского мон. XII-XIII в., при Слав. Еванг. Реймсе. библ. XIII в. 1758 Не говоря о неполных месяцесл. X-XI в., так из полных в упомянутом Синодальн. библ. 43 XI в. и даже XII в.; при греч. Ев. Спб Публ. б. II 1 и в известном Мстиславовом Евангелии. 1759 Особенно богаты памятями из древнейших при греч. Еванг. Венец. Нанианск. библ. 166 Xi в., упомянутый Криптоферр. Еклогадион XI в., Охридский XII в. (Арх. Сергий Полн. месяц. вост. I, passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

11 Напр., Миркович Гр. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII в. (Опыт историч. исследования). Вильна, 1886. 12 Ильминский Я. Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский Пателарий. Историко-биографическое исследование. Киев, 1915. 16 Напр., киевское издание Триоди 1907 г. Подробнее: Архим. Никанор (Кудрявцев) (1884–1929, кандидат богословия МДА, вып.1909 г., настоятель Никольского Единоверческого монастыря, заведовавший Хлудовской библиотекой). Вопрос о праздновании Сретения Господня в Великий пост по литургическим данным прошлого и современным. ТКДА, 1915, V, с. 109–124. 18 4.IX – иконе Б.М. «Неопалимая Купина». 4.IX – свят. Иоасафу Белгородскому . 12.IX – преп. Симеону Верхотурскому. 24.IX – преп. Никандру Псковскому. 25.IX – преп. Евфросинии Полоцкой. 15.Х – свят. Иоанну Суздальскому. 20.Х – прав. Артемию Веркольскому. 27.XI – блгв. князю Андрею Смоленскому. 6.XI – свят. Герману Казанскому. 7.XI – преп. Кириллу Новоезерскому. 9.XI – иконе Б.М. «Скоропослушница». 11.XI – преп. Мартирию Зеленецкому. 11.XI – великомуч. Мине. 9.XII – иконе Б.М. «Нечаянная Радость». 27.V – преп. Ферапонту Можайскому. 7.IV – преп. Даниилу Переяславскому. 2.I – прав. Иулиании Лазаревской. 8.I – священномуч. Исидору и иже с ним. 13.I – преп. Елеазару Анзерскому. 17.I – преп. Антонию Дымскому. 23.I – преп. Геннадию Костромскому. 25.I – иконе Б.М. «Утоли моя печали». 25.I – свят. Моисею Новгородскому. 28.I – преп. Ефрему Новоторжскому. 14.II – равноап. Кириллу, учителю Словенскому. 4.III – блгв. князю Даниилу Московскому. 6.III – муч. Авраамию Болгарскому. 14.III – иконе Б.М. Феодоровской. 6.IV – свят. Мефодию Моравскому. 14.IV – Литовским мученикам: Антонию, Иоанну и Евстафию. 5.V – преп. Иакову Железноборовскому. 7.V – иконе Б.М. Любечской. 7.V – преп. Нилу Сорскому . 15.V – преп. Корнилию Палеостровскому. 5.VI – преп. Вассиану и Ионе Пертоминским. 5.VI – блгв. князю Феодору Новгородскому. 6.VI – преп. Паисию Угличскому. 8.VI – свят. Феодору Ростовскому. 11.VI – преп. Аркадию Новоторжскому. 12.VI – преп. Арсению Коневскому. 12.VI – преп. Анне Кашинской. 14.VI – преп. Мефодию Пешношскому. 16.VI – преп. Тихону Луховскому. 18.VI – иконе Б.М. Ахтырской. 6.VII – прав. Иулиании Ольшанской. 7.VII – преп. Евдокии-Евфросинии. 10.VII – иконе Б.М. Коневской. 14.VII – преп. Стефану Махрищскому. 21.VII – преп. Авраамию Городецкому. 27.VII – блаж. Николаю Кочанову. 28.VII – свят. Питириму Тамбовскому. 30.VII – преп. Герману Соловецкому. 8.VIII – иконе Б.М. Толгской. 8.VIII – преп. Зосиме и Савватию Соловецким. 22.VIII – иконе Б.М. Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

«Господь» отверз нам неисходную темницу смерти — «исходища смертная» (см. Ис. 45:2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин). Пс.67:22.   Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. «Бог сокрушит» демонов, которые замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека (Феодорит). Пс.67:23.   Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. «Васан» — есть срамота, которая является следствием греха. Поэтому от греха и из «глубин морских» , т.е. от множества зол извлек человека Христос силою Креста Своего (Василий В., Феодорит). Пс.67:24.   Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих от враг от него. Псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, трупы которых остались брошенными в снедь псам (см. Ис. 63:3). Повествование показывает совершенное поражение врагов Церкви Христовой (Феодорит). Пс.67:25.   Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Пс.67:26.   Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. Пс.67:27.   В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. В буквальном смысле говорится здесь о торжественном «шествии» кивота Божия по пустыне Синайской. Мария, сестра Моисея, с хором святых жен пели победные песни Богу и говорили: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Об этом вспоминает Давид, говоря: «посреде дев тимпанниц» . «В церквах благословите Бога» . Праздник не там, где шутки, пьянство, блудные песни и пляски; но праздник Святой, приличный христианам, там, где молитвы, песнопения, умилостивления, где божественные песни, укрепляющие души. «Церковь» есть жилище только для Бога, в которой прославляется Бог «от источник Израилевых» — пророческих и апостольских книг. Может называться церковью и очищенная душа каждого верующего человека (Златоуст). Пс.67:28.   Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.67:15.   Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Здесь Давид предсказывает сошествие Святаго Духа в день Пятидесятницы. Указывает и место, где это будет: «в Селмоне» , т.е. в Иерусалиме. После этого Всемогущий «разнствит» (разошлет) апостолов с евангельской проповедью по всей земле (Феодорит). Пс.67:16.   Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. «Гора» — Церковь святая, «утучненная» и «усыренная» благодатью Святаго Духа. «Гора» и Пресвятая Богородица разумеется, ибо «благоволи Бог вселитися и жити в Ней» (Афанасий, Феодорит). Пс.67:17.   Вскую непщуете горы усыренныя; гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца. Это обращение к иудеям и еретическим церквам: для чего кичитесь, состязаясь и равняя себя с «Горою» , которую Бог соделал Своею обителью? (Феодорит). Пс.67:18.   Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем. «Колесницами» Божьими называет души святых. Колесниц Божиих «тьмы» , тысячи «тысящ» . Ими правит Тот Самый «Господь Бог» , Который являлся и на «Синае» (Феодорит). Пс.67:19.   Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися. Что значит: «пленил еси плен» ? — То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос «восшел на высоту» святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, т.е. обратно «пленил» нас, победив и низложив пленившего нас врага — диавола. «Приял еси даяния в человецех» — дал дары человекам (см. Еф. 4:8), так что и «непокаряющиеся» могут обитать у Господа; «единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова» (Еф. 4:7) (Дорофей). Пс.67:20.   Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Показав такое человеколюбие, Ты, Господи, достоин всегда быть воспеваемым (Феодорит). Пс.67:21.   Бог наш, Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Вмешательство сверхъестественных сил и земных владык предстает как первая фаза макрособытия – глобальное нарушение, внешней формой которого оказываются организованные нечестивыми правителями преследования: Великое гонение, гонение при Максимине и гонение при Лицинии. Описывая их, Евсевий повторяет многие из тех мотивов, которые он разрабатывал в предшествующих книгах. Образы императоров-гонителей Максенция (VIII. 14:1–6, 16–17), Максимина (VIII. 14:8–16) и Лициния (X. 8:8–17) несут те же характеристики, что и образы Ирода Великого, Ирода Антипы, Нерона и Домициана. Подобно главному египетскому жрецу Макриану, побуждающему Валериана выступить против церкви (VII. 10:4–7), жрец Феотекн подстрекает Максимина на антихристианские преследования (IX. 2 – 3). Тема телесной слабости и духовного мужества воспроизводится в картинах героизма женщин и юношей: царских пажей (VIII. 6:1–4) и молодого египтянина (VIII. 7:4) при Диоклетиане; многих христианок при Максимине (VIII. 14:14–16) и жены римского префекта при Максенции (VIII. 14:16–17). Как апостол Павел (II. 22) или Игнатий Антиохийский (III. 36:4–15), Филеас Тмуитский пишет своей пастве, призывая ее хранить истинную веру (VIII. 10:11). Христиане вновь устремляются в суд, спеша стать мучениками: «Едва произносим был приговор над одними, тотчас с разных сторон прибегали пред лицо судьи другие и исповедовали себя христианами, не страшась многообразных пыток. Они непоколебимо стояли за веру в Бога и с радостью и улыбкой встречали окончательный смертный приговор» (VIII.9:5). Так же, как и прежде, гонители оскверняют останки мучеников, «чтобы кто-нибудь не стал поклоняться им и не причислил их к богам, если они будут лежать в гробах» (VIII. 7: 6). В море выбрасывают тела императорских пажей (там же), египетских исповедников в Тире Финикийском (VIII. 7. 6) и восточных епископов (Х.8:17). Список аналогов можно продолжить. Итак, гонения и мученичества II–III вв. воспроизводятся в событиях первой четверти IV в. Однако речь, по большому счету, идет не о простом повторении типичных исторических ситуаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы Запад всегда оставался верным постановлениям Великого Св. — Софийского собора 879–880 гг., разделение Церквей не произошло бы. Неудивительно, что потом, после возрождения и утверждения на Западе идеи папского единодержавия, римско-католической стороной делалось многое, чтобы умалить значение Великого собора. У церковных историков (не только Запада) до недавнего времени имела хождение версия о том, что сам папа Иоанн VIII, разобравшись во всем как следует, выступил решительным противником его и лично торжественно произнес новую анафему на Фотия в феврале 881 года (кардинал Гергенретер и др.). В известном учебнике Евграфа Смирнова по истории Церкви рисуется такая картина: «Папа ясно увидел, что Фотий не сделает ему никаких уступок и не подчинится его влиянию, и потому предал его новому проклятию. Опять началась полемика между Константинополем и Римом, опять началась распря. Последующие папы также подвергали Фотия проклятию, так что всех папских проклятий, постигших его, насчитывается до 12. Разрыв между церквами начался». Версию об анафеме на Фотия, произнесенной Иоанном VIII «в храме св. Петра с Евангелием в руках, в присутствии многочисленного народа» повторяет и византолог А.Васильев (Лекции по истории Византии, T.I, Петроград, 1917, с.306) Эти, преследовавшие некогда определенную цель, рассказы об отмене Иоанном VIII постановлений собора 879–880 гг. и о новой анафеме на Фотия современный римско-католический церковный историк проф. Е.Аманн, главный редактор монументальной богословской энциклопедии (Dictionnaire de Theoloqie Catholique), называет «чистейшим романом», проф. Ф. Дворник — «исторической мистификацией» (Historical mystification. — The Photien Schism. Cambridge, 1948). Ф. Дворник, один из наиболее внимательных исследователей этой эпохи, недавно умерший чешский римско-католический священник, так сформулировал свои выводы по этому вопросу: «Чем дольше мы изучаем историю этого периода, тем больше убеждаемся в том, что папы от Иоанна VIII до Иоанна IX не изменили своей политической линии в отношении Востока применительно к личным чувствам. Папская политика продолжала линию прямую, начатую великим Иоанном VIII, вдохновляемую идеей исправления признанных ошибок и сохранением единства всей Церкви» (Dvornik, Studes sur Photios, «Byzantion», 1936, XI.). Вплоть до XII века Великий Св. — Софийский собор «383 отцов» причислялся на Западе к числу Вселенских Соборов. Что же касается антифотианского Константинопольского собора 869–870 гг. (Малого Софийского), считающегося сейчас у католиков VIII Вселенским, то он долгое время не признавался и на Западе. «До половины XI века, — говорит проф. Ф, Дворник, — ни один современный» документ из тех, по которым наводили справки, не подтверждает вселенского характера VIII собора» " . Отношение к этому собору на Западе изменилось в конце XI века, т. е. уже после " " разделения Церквей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви как социального института окрепло и в социуме, и в государственной сфере. Оказавшись в сложной ситуации, руководство страны осознало необходимость в Церкви (по крайней мере, в критической обстановке войны) и отказалось от политики, нацеленной на ее уничтожение. Сам факт создания Совета по делам Русской Православной Церкви является доказательством ее возросшей роли и статусной позиции в государстве. Вклад Церкви в победу не редуцировался лишь сборами пожертвований, помощью сиротам и раненым. Главным представляется реализация Церковью нравственно-психологической функции. Вместе с тем, корректировку религиозной политики государства и изменение места Церкви в социуме можно рассматривать как временную уступку партийно-государственной системы в критических условиях. В дальнейшем, по мере усиления этой системы и приближения победы, притеснения и гонения на Церковь возобновятся. Вопрос о формах государственной борьбы с религией, способствовавших утверждению атеистической идеологии, во многом детерминировался направленностью политического курса послевоенного периода. Кондакова И.И. Война, государство, общество. 1941-1945. М., 2002. С. 211. Губенко М.П. К экономической характеристике районов РСФСР, освобожденных от фашистской оккупации в 1943 г. (в свете нового источника)//История СССР. 1962. 1. С. 118. ГАСО. Ф. 2442. Оп. 6. Д. 3. Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 3 об. ГАСО. Ф. 2442. Оп. 2. Д. 8. Л. 1. ГАСО. Ф. 2361. Оп. 5с. Д. 128. Л. 10. ГАНИСО. Ф. 8. Оп. 8. Д. 209. Л. 4, 5, 7, 18. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67 об. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 59 об.-60. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 30. Л.158., Оп. 1. Д. 153. Л. 2. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов//Россия в XX веке. Война 1941-1945 гг. Современные подходы. М., 2005. С. 72.

http://religare.ru/2_106619.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010