Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНА [греч. εκν], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εκν обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к-рого оно создано (помимо εκν существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки значения: εδος, σχμα, χαρακτρ, τπος, μορφ, γαλμα и т. д.). В узком смысле слово «икона» относится обычно к «моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т. д.» ( Успенский. 1989. С. 7). Подобно любому произведению искусства, И. говорит посредством своих форм. Чтобы, не ограничиваясь условностью исключительно эстетической оценки, проникнуть в глубокий смысл художественного языка правосл. И., необходимо иметь правильное представление о ее вероучительном содержании и литургической функции. Вероучительное содержание И. Оно было определено в последний период христологических споров I тыс., во время борьбы с ересью иконоборчества в VIII-IX вв., когда с особой ясностью было разработано христологическое обоснование И. На Вселенском VII Соборе Церковь провозгласила последний христологический догмат - догмат иконопочитания, имеющий основополагающее значение для понимания смысла И. Римско-католическая Церковь считает приемлемой любую индивидуальную интерпретацию христ. откровения, выраженную в художественной форме все равно какого стиля, включая и нефигуративное искусство. Согласно офиц. комментарию к Конституции о литургии Ватиканского II Собора , «не существует религиозного стиля или стиля церковного» (Commentaire de la Constitution sur la liturgie//La Maison-Dieu. P., 1964. N 77. P. 214). Такой подход к этой проблеме противоречит принятому в Православии догматическому пониманию И., согласно к-рому догмат иконопочитания относится не к любому изображению и при этом касается не только сюжета изображения. Его объектом является специфический образ, определяемый своим содержанием и назначением, «выражающий единство веры, жизни и художественного творчества» ( Ouspensky L. Postface// Boespflug E. Dieu dans l " art. P., 1984. P. 337).

http://pravenc.ru/text/389040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСАНФИЙСКАЯ И ПЕРИФЕОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ξνθης κα Περιθεωρου], епархия Элладской Православной Церкви, расположена на территории нома Ксанти (Зап. Фракия); кафедра находится в Ксанти; кафедральный собор освящен во имя св. Иоанна Предтечи, который почитается небесным покровителем этого города. История К. и П. м. Ряд исследователей предполагают, что упоминаемый в источниках в I-VII вв. г. Топейр впосл. получил название Ксанфия (ныне Ксанти). Первый епископ Топейра упоминается в 431 г. В средневизант. период наиболее значительным населенным пунктом на территории К. и П. м. была крепость Перифеорий (τ Περιθεριον), к-рая находилась в сев.-зап. части оз. Вистонида. Авторы XIV в. и вслед за ними отдельные совр. исследователи отождествляют Перифеорий с Анастасиополем, однако эта идентификация неверна, т. к. в нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата одновременно упоминаются Анастасиопольская и Перифеорийская епископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 285. N 7). Перифеорийская епископия, подчиненная Филиппийской митрополии, и Ксанфийская епископия, подчиненная Траянопольской митрополии, появляются в источниках в кон. IX в. Их епископы Иаков и Георгий участвовали в К-польском Соборе 879 г. ( Mansi. T. 17/18. P. 376). Затем Перифеорийская епископия также стала суффраганом Траянопольской митрополии. В нотициях эта епископия иногда называется Датской, Феодорийской и Феорийской. В XI в. Ксанфия представляла собой скорее аграрное, чем городское, поселение (именуется χωρον в Типиконе Бачковского мон-ря), и только после разорения болг. царем Калояном в 1206 г. Перифеория и Мосинополя она начала быстро развиваться. В 1230-1241 гг. этот регион входил в состав Второго Болгарского царства. В 1264 г. Михаил VIII Палеолог решил перезимовать в Ксанфии со своим войском. Ксанфийская епископия при имп. Андронике II Палеологе (до 1316) была возведена в ранг архиепископии, а в 1341-1344 гг.- митрополии. Перифеорий играл важную роль в гражданских войнах сер. XIV в. и был укреплен имп. Андроником III. Перифеорийская епископия стала митрополией вскоре после 1341 г. В 1345 г. болг. правитель Момчил сделал Ксанфию своей резиденцией, в 1347 г. Иоанн VI Кантакузин передал ее своему сыну Матфею. В 1350 г. Перифеорийскую кафедру занимал бывш. проигумен Ватопеда Феофан, автор Жития прп. Максима Кавсокаливита. В 1369 г. Ксанфией, Перифеорием и Полистилом завладел серб. деспот Иоанн Углеша, в 1373 г. (или немного позже) эти места были завоеваны турками. В Ксанфии, которая получила тур. название Искее, преимущественно проживали греки, к северу от нее преобладало славянское население, среди к-рого получило распространение богомильство ; впосл. его приверженцы приняли ислам. Турки поселились в основанном ими к юго-востоку от Ксанфии г. Енидже-и-Карасу (ныне Енисея).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

Разделы портала «Азбука веры» Седален (др.-греч. κθισμα; от др.-греч. κθζω — сажать, усаживать, садиться, сидеть) — тип песнопения в богослужении Православной Церкви.  История понятия Понятие «седален» тесно связано с понятием «кафизма» (тем более, что на греческом языке это одно и то же слово), а также с исполнением Псалтири за богослужением. Изначально псалмы в Древней Церкви пелись. С течением времени количество псалмов в богослужении увеличивалось и уже св. Иоанн Кассиан Римлянин в V в. упоминает о том, что в монашеских общинах предпринимались попытки вычитать всю Псалтирь в течение суток. Этот же святой свидетельствует и о появлении традиции сидения во время исполнения псалмов. На рубеже VI–VIII вв. возникает и окончательно формируется особый чин исполнения кафизм, в частности, изначально пропеваемые, они постепенно начинают вычитываться 1 . В греческих церквях с IX века кафизма начинает означать не только и не столько раздел богослужебной Псалтири, сколько конкретное песнопение перед святоотеческими чтениями после исполнения кафизм. Именно эти песнопения и становятся известными нам седальнами. Цель исполнения седальнов – отдых после продолжительного предшествующего им богослужения. Об этом, в частности, пишет православный литургист архим. Киприан (Керн) : «И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я» 2 . Так, например, в тексте синайской утрени VII века содержится понятие «кафизм воскресных», что является неудачным переводом слов: «καθσματα ναπασιμα», что дословно означает «седален успокоительный», то есть песнопение для покоя, для отдыха. С другой стороны, цель седальна – раскрытие сути следующего за ним святоотеческого текста. Так как на данный момент святоотеческие тексты после кафизм (толкования Священного Писания, жития святых, Пролог, Лавсаик и пр.) исполняются крайне редко, изначальная суть седальна теряется. В Ипотипосисе седален назван тропарем, коим он в жанровом смысле слова и является: «В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью» 3 .

http://azbyka.ru/sedalen

Скачать epub pdf Библиография 514 Источники Армянская география – Армянская география VII века по Р. X. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)/Текст, перевод и примечания издал К. П. Патканов. СПб., 1877. Баладзори. Книга завоевания – Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран»/Пер. П. К. Жузе. – В кн.: Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927, вып. III. Гевонд. История – История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века/Пер. К. Патканьян. СПб., 1862. Ибн-ал-Асир. Тарих ал-Камиль – Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-Камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира/Пер. проф. П. Жузе. Баку, 1940. Каганкатваци. История – История агван Моисея Каганкатваци. СПб., 1861. Летопись [византийца] Феофана [от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/В пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского ; С предисл. О. М. Бодянского. М., 1887]. Никифора [патриарха константинопольского] Краткая история [со времени после царствования Маврикия/Перевод Е. Э. Липшиц. – ВВ, III (1950), с. 349–387]. Обращение Грузии – Обращение Грузии (в христианство )/Пер. Е. С. Такайшвили.– СМОМПК, вып. XXVIII (1900), с. 1–48. Себеос. История – История епископа Себеоса/Пер. Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. Скржинская. Иордан – Иордан. О происхождении и деяниях готов/Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. Agach. Hist. – Agathiae Myrinae Historiarum libri quinque/Rec. R. Keydell. Berolini, 1967. Bilderstreit [und Arabersturm in Byzanz. Das 8. Jahrhundert (717–813) aus der Weltchronik des Theophanes/Übersetzt, eingeleitet und erklärt von L. Breyer. Graz-Wien-Köln, 1957] Cedr. – Skyl. Compend. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiaruni/Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838, v. I. Chron. brevis – Chronographia brevis ex cod. Coislin. CXCIII, fol. 242 v . – In: Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880, p. 218–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сочи Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 43.585472; 39.723098 Россия, Краснодарский край, Сочи Сочи, Краснодарский край Россия Православие в Сочи [ править править код ] В первые века район современного Сочи заселяли племена, известные под собирательным названием «гениохи». Святой апостол Андрей Первозванный проходил здесь с Евангельской проповедью по пути в Киев, а св. апостол Симон Кананит проповедовал недалеко от Сочи в Анакопии, древней столице Абхазии, где принял мученическую кончину. Расцвет христианства относится к периоду раннего средневековья (VII-X вв. от Р.Х.), когда здесь сильно влияние Византийской империи. Но в XVI веке, в результате экспансии Османской империи, христианство в этих местах было практически уничтожено. В 1829 г., после окончания русско-турецкой войны, по Андрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа от устья р. Кубани до форта Свт. Николая, расположенного южнее Поти, отошло к России. В ходе Кавказской войны в 30-е гг. XIX в. была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из береговых укреплений, предназначенных для охраны побережья. На территории Сочи русские войска построили форты Александрия (Сочи), Лазарев (Лазаревское), Головинский (Головинка) и укрепление Святого Духа (Адлер). Известно о девяти древних храмах, располагавшихся в Лоо, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Галицыне, Монастыре. Развалины одного из них находятся в горах на пологом гребне горы водораздела реки Сочи и речушки Сванидзе (левого притока реки Агуа), недалеко от впадения последней в многоводную Сочи. Стены храма возведены из речного булыжника на известковом растворе. План, особенности кладки и сопутствующие материалы связывают храм с позднесредневековыми храмами Абхазии, где подобные приходские церкви интенсивно строились в XIV веке. Близ поселка Лоо, на вершине горы «Лооский маяк» (308 м) в 1,5 км от берега Чёрного моря, сохранились развалины другого храма, построенного абазинским князем в VIII в. По характеру кладки он близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии. В XIV веке хозяйничавшие тут турки перестроили храм в крепость. Во времена, когда эти земли принадлежали абазинам, c храмом ничего не происходило, без каких - либо изменений он продержался до XIX века, когда вся земля вокруг - территория от Нижней Хобзы до Уч-Дере - перешла в собственность графа Шереметьева. С этого момента в стенах храма возобновились православные службы, и соответствующим образом перестроена восточная часть. Но все изменила революция - тысячелетний храм попросту взорвали! Камни из кладки затем использовали в фундаменте Лоовского сельсовета.

http://azbyka.ru/palomnik/Сочи

Чин Торжества Православия Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. 23 марта, 2013 Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г.  Скачать Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами . Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Читайте также: Иконоборчество и иконопочитание После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

http://pravmir.ru/chin-torzhestva-pravos...

С. Б. Сорочан Византийские денежные единицы, меры измерений и их эквиваленты Денежные единицы 1 солид золота=12 милиарисиев (милиаренсов) серебра 1 солид=250 фоллов (фоллисов) меди (V в.) 1 солид=180–210 фоллов (VI в.) 1 солид=288 фоллов (VII-XI вв.) 1 солид=6000–11520 бронзовых нумиев (VI-VII вв.) 1 солид=23 кератия серебра (VI в.) 1 солид)=2 семисса золота=3 тремисса золота=4 серебряные монеты по 1/4 солида=6 полутремиссов серебра=24 силиквы (кератия) серебра (VI в.) 1 солид=24 кератия серебра (средневизантийский период) 1 солид (номисма)=1 динарий 1 солид=1 статер 1 солид=1 динар золота 1 солид=15 дирхемов серебра 1 семисс=полуномисма золота=6 милиарисиев (милиаренсов)=12 силикв (кератиев) (VI-VII вв.) 1 тремисс=1/3 солида=4 милиарисия=8 силикв (кератиев) (VI-VIII вв.) 1 милиарисий (милиаренс)=1,25 дирхема серебра 1милиарисий (милиаренс)=одна тысячная золотого литра (фунта)=около 4 г серебра 1 милиарисий (милиаренс)=2 силиквы (кератия)=24 фолла (средневизантийский период) 1 кератий золота=1 силиква=1/24 солида (VI в.) 1 кератий=7,5–8 фоллов (VI в.)=около 2,6 г серебра и меньше 1 кератий=1/3 обола (VI в.). 1 кератий=12 фоллов (средневизантийский период) 1 литра (позднеримский либр; фунт) серебра=5 номисм 1 литра золота=72 номисмы (до XI в.) 1 литра золота=96 номисм (XII в.) 1 литра золота=144 номисмы (начало XIV в.) 1 иперпир (перпер)=4/5 номисмы (1092–1204 гг.) 1 иперпир (перпер)=12 трахей (трахи) из электра (сплава золота и серебра)=48 биллоновых трахей (трахи)=864 медных тетартерона (конец XI в.) 1 перпер=12 трахей из электра=288/384 биллоновые трахеи (трахи)=768 (?)/1728 (?) (XII-XIII вв.) 1 перпер=7–9 аргириев серебра (XII-XIII вв.) 1 «венецианский перпер»=2 венецианских серебряных дуката – метапана=12 грошей (конец XIII – первая половина XIV вв.) 1 перпер=12 серебряных василиконов=96 биллоновых торнезе=384 медные трахеи (трахи)=384–768 медных ассариев (конец XIII – первая треть XIV вв.) 1 аспр из электра (сплав золота и серебра)=1/3 перпера (после 1092 г.) 1 аспр низкопробного серебра=1/16 счетного перпера (XIV-XV вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМОГЛАСИЕ [Греч. κτηχος, κταηχα], система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики (см. в ст. Глас ). О. распространилось в Византийской империи и в более поздней греч. традиции, в слав. странах, Румынии, Армении (см. в ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»), в Грузии, Сирии (западносир. традиции - мелькитская и яковитская), в Египте (О. присутствует только в небольшом числе копт. рукописей) и на Западе ( григорианское пение и возникшее на его основе церковное многоголосие). В византийской церковно-певческой традиции В византийской церковно-певческой традиции возникновение и сложение системы О. следует отнести приблизительно к VII-VIII вв.; на это указывают соответствующие рубрики с упоминанием гласовой принадлежности отдельных песнопений в пространной версии иерусалимского Лекционария, сохранившегося в груз. переводе (списки: Sinait. iber. 37, 982 г.; Paris. georg. 3, X-XI вв.; лакургский (кальский) - НПБГ. 40, X в.; латальский - ИЭМС. М 635, X в.; см. изд.: Кекелидзе. Канонарь. 1912; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1959-1960). Т. о., есть основания предполагать палестинское происхождение визант. О., к-рому, возможно, предшествовала иная организация церковных напевов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»). Существуют предположения, что осмогласный принцип сформировался веком ранее (см. анализ папирусов VI-VII вв.: Troelsgård. 2008. P. 668-679) или даже в IV-V вв. ( Фрейсхов. 2014). Последняя гипотеза может быть подвергнута сомнению, поскольку сведения почерпнуты из списков «Изречений египетских отцов», к-рые датируются значительно позднее (XI-XII вв.), чем собственно тексты (IV-VI вв.) (см. статьи Глас , Византийская империя , разд. «Церковное пение»; Лозовая. Модальный комплекс. 2011. С. 336-337. Примеч. 5). Восемь гласов делятся на 2 группы: 4 основных, или господствующих (κριοι), гласа и 4 плагальных гласа. Основные гласы могли называться также автентическими гласами, в т. ч. в ранних источниках (Sinait gr. 212, VII-VIII вв.; см.: Husmann. 1976; см. также статьи Автентический лад , Плагальный лад ). В трактате «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.) описаны 8 гласов, 4 основных и 4 плагальных: «Вопрос: а сколько существует разновидностей гласов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. 1997. S. 72). Финалисы (заключительные звуки напевов) плагальных гласов отстоят от финалисов соответствующих основных гласов на квинту вниз. Плагальная разновидность 3-го гласа в певческих книгах традиционно и почти неизменно называется термином βαρς (низкий), однако в теоретических текстах встречается и термин «плагальный третьего» ( Troelsgård . 2011. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Лат. lingua Latina] принадлежит к латино-фалискской подгруппе италийской группы индоевроп. семьи языков. Название происходит от племени латинов (Latini), населявших обл. Лаций (ныне Лацио) в Центр. Италии. Будучи первоначально языком г. Альба Лонга, который в IX-VII вв. до Р. Х. являлся столицей Латинского союза городов, и ограниченной области вокруг него, Л. я. в ходе исторического развития вытеснил др. языки Др. Италии, а с увеличением территории Римского государства распространился по всему Средиземноморью, став основным языком в зап. части региона; в Вост. Средиземноморье он делил сферы влияния с греч. языком. После падения Зап. Римской империи (476) Л. я. оставался в употреблении в Зап. Европе гл. обр. как язык христ. текстов, научных трактатов и офиц. документов, из его разговорных форм постепенно стали формироваться романские языки. В раннее Новое время Л. я. уступил место новым европ. языкам. История Л. я. Делится на 4 основных периода: архаической, классической, средневековой и новой латыни. В рамках данной периодизации предлагается более дробное членение: 1) архаическая латынь (до I в. до Р. Х.); 2) классический Л. я.: «золотая» (нач. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) и «серебряная» (I-II вв. по Р. Х.), поздняя (III-VII вв.) и параллельно существовавшая народная латынь; появление христ. латыни; 3) средневек. Л. я.: эпоха т. н. варварской (или меровингской) латыни (VII-VIII вв.), Каролингское возрождение (кон. VIII - кон. IX в.) и поздний период (X-XIV вв.); 4) новая латынь: Л. я. гуманистов, а также латынь, использовавшаяся в Новое и Новейшее время. Начало периодизации Л. я. было положено Исидором Севильским († 636), к-рый в соч. «Этимологии, или Начала» писал о 4 стадиях его развития: древнего (prisca), собственно латинского (latina), римского (romana) и смешанного (mixta) языков ( Isid. Hisp. Etymol. IX 1. 6-7); в XIX в. В. З. Тейффель обосновал деление классического Л. я. на периоды «золотой» и «серебряной» латыни ( Teuffel. 1870). Архаическая латынь

http://pravenc.ru/text/2463178.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010