Ведь через 15 лет мы проходим главные перемены - юность, зрелость, средний возраст, седину, старость, преклонную старость и долгожительство» ( Redl G. La chronologie appliquée de Michel Psellos//Byz. 1930. T. 5. P. 255-256). На Западе в VIII в. в трудах Беды Достопочтенного появляются И. с началом в день осеннего равноденствия - 24 сент. ( Beda Venerabilis. De temporum ratione. 48//PL. 90. Col. 496). На связь сентябрьского И. с осенним равноденствием указывал уже в IV в. свт. Амвросий Медиоланский, не приводя, впрочем, никаких точных дат ( Ambros. Mediol. De Noe et arca//PL. 14. Col. 390). Под влиянием Беды такая система вошла в употребление сначала на его родине, в Англии, а затем при дворе Каролингов (с Людовика Благочестивого) и их преемников, герм. королей и римско-герм. императоров (с Конрада I до Карла IV, 912-1378); в XI-XIII вв. она использовалась на нем. церковных землях и во Франции, а также во Флоренции (нач. XII в.) и в Риме при папе Урбане II (1088-1099) и регулярно с понтификата Александра III (1159-1181) ( Giry. 1894. P. 98-99; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Нумерация этих И., известных под названием «имперских» или «цезарианских», совпадает с византийскими. И. с той же начальной датой, но отстающие от «имперских» на 1 год, применялись в Генуе в XIII в. Их началом считалось 24 сент. 3 г. до Р. Х. ( Giry. 1894. P. 99). Наконец, на Западе были популярны И., начало к-рых было совмещено с началом календарного года. Таковы И. с началом 25 декабря или 1 янв. («римские» или «понтификальные индикты»), применявшиеся в Риме в VI-VII и X-XI вв. (наряду с византийскими), а также в Германии (наряду с «имперскими»); с XIII в. «римские» И. стали широко известны в Зап. Европе. Др. датами начала И. были 8 сент. (Сиена, XIII в.), 1 окт. (Кёльн, XIV в.) и 25 марта (Флоренция, Рим при папе Николае II (1059-1061), Дофине). В целом в употреблении И. на Западе не было системы, и некоторые памятники содержат неопределенные датировки типа «indictione Xa, plus vel minus» (Ibid. P. 101). Один франц. документ 1023 г. датирован даже 21-м И. ( Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Формула для вычисления И., соответствующего данному году совр. летосчисления от Р. Х., указана создателем этой эры Дионисием Малым : к номеру года следует прибавить 3 и разделить на 15; остаток покажет год И. (PL. 67. Col. 498).

http://pravenc.ru/text/389569.html

IV al XIX. R., 1891. P. 1181-1187). Вскоре после казни на кладбище был основан первый храм-мартирий. Папа Симмах (498-514) реконструировал его, украсил и пристроил купель (LP. LIII 8). Папа Гонорий I (625-638) возвел на старых фундаментах новую базилику, Сан-Панкрацио-фуори-ле-Мура (LP. LXXII 5), сохранившуюся до наших дней. Алтарь был приподнят, под ним устроена полукруглая крипта, куда перенесли из бокового нефа мощи святого ( Krautheimer. P. 86). В нач. IX в. главу П. перенесли в Рим, спасая святыню от араб. набегов, и поместили в Латеранскую базилику, основав т. о. 2-й центр почитания П. в Риме. Свт. Григорий I Великий в годовщину мученичества П. в базилике Сан-Панкрацио прочел гомилию 25 на 15-ю главу Евангелия от Иоанна ( Greg. Magn. In Evang.//PL. 76. Col. 1204-1210). Для обеспечения ежедневного богослужения и постоянного доступа паломников к гробнице он в 594 г. изъял базилику из-под контроля местных клириков и подчинил ее аббату монастыря святых Виктора и П., основанного по соседству бенедиктинцами из Монте-Кассино. В 1257 г. бенедиктинцев сменили цистерцианцы, в нач. XVI в.- амброзианцы, а в 1662 г. папа Александр VII (1655-1667) передал базилику ордену босых кармелитов, к-рые управляют ею до сих пор. С 1517 г. до наших дней базилика Сан-Панкрацио является титульной церковью одного из кардиналов папской курии. В 1966 г. папа Павел VI возвратил из Латерана в Сан-Панкрацио главу П. Частицы мощей П. хранятся во мн. храмах Европы. Культ возник в Италии, затем П. стали почитать во Франции в г. Сантоны (ныне Сент) Бордоской митрополии. В 596 г. Григорий Великий послал мощи 4 святых, в т. ч. П., епископу Сантонскому Палладию ( Greg. Magn. Reg. epist. 49//PL. 77. Col. 834). Частица мощей П. хранилась в Туре и в Лантоске; посвящения церквей и мон-рей П. чаще всего встречаются в Провансе, в долинах Роны и Соны. В Англию культ П. проник одновременно с христианством. В Кентербери св. Августин († 604 или 609), папский миссионер, 1-й архиепископ Кентерберийский, с ведома кор.

http://pravenc.ru/text/2578817.html

  1917 год: Поместный собор - высший орган церковной власти й Всероссийский церковный собор 1917-1918 гг., для созыва которого были предприняты огромные усилия, открылся 15 августа 1917 года в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. Для участия на заседаниях Собора было избрано и назначено по должности 564 члена. Вопросы преобразования системы высшего церковного управления составляли сферу полномочий Отдела по реформе высшего церковного управления, который оказался самым большим по числу записавшихся участников. К работе Отдела было приковано внимание всех участников Собора и православной общественности. От этой работы во многом зависело, будет ли изменена синодальная форма устройства Российской Церкви? Будет ли восстановлено патриаршество и сформирована отличная от предыдущей модель высшего церковного управления? Отдел о высшем церковном управлении разработал «формулу перехода к очередным делам» [vii] , которая была принята большинством голосов членов Собора и нашла воплощение в соборном определении «Об общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви» от 4 ноября 1917 г. Пункт 1 этого определения гласил: «В Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежат Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян» [viii] . Таким образом, синодальная форма высшего управления Российской Церкви заменялась соборно-патриаршей. Данное определение изменило положение Русской Церкви, восстановив историческую справедливость и канонически  полноценную основу бытия Русской Церкви путем реставрации Поместного собора как церковного органа, которому принадлежит высшая законодательная, административная, судебная и контролирующая власть, восстановления патриаршества и закрепления возглавления Патриархом высшего управления Российской Церкви. Закрепленная в процитированном пункте соборного определения характеристика правового статуса и компетенции Поместного собора находится в согласии с церковными правилами лишь в том случае, если мы говорим о Поместном соборе, состоящем из епископов Поместной Церкви или, в крайнем случае, о Соборе, принятие решений на котором поставлено под контроль епископов, поскольку согласно канонам Поместный собор состоит из епископов областной (поместной) Церкви (I Всел. 5, IV Всел. 19, VI Всел. 8), созывается и проходит под председательством митрополита (Первоиерарха Поместной Церкви - Ант. 16, 19, 20).

http://bogoslov.ru/article/221155

Наибольшее число монастырей было в следующих местностях: в Новгороде (LXXIX) – 59 монастырей; во Пскове (LXXX) – 42 монастыря; в Вологде (XVII) – 22 монастыря; в Москве – 21 монастырь; в Галиче (XIV) – 19 монастырей; в Твери (XVIII) – 16 монастырей; в Рязани (XV) – 15 монастырей. Остальные уезды и местности имели по 10 и менее монастырей. По 10 монастырей было: в Костроме (III) и в Углече (XXVIII). По 9 монастырей: в Переяславле Залесском (VI). По 8 монастырей: в Ростове (VII), на Белоозере (V), в Ярославле (II), во Владимире (I), в Кашине (XXIV) и в Брянске (XXXVI). По 7 монастырей: в Нижнем Новгороде (IV), на Двине (LXXXII), на Вятке (LXXVI), в Торжке (XX). По 6 монастырей: в Пошехонье (XL), в Можайске (VIII), в Луках Великих (LXXVII). По 5 монастырей: в Суздале (XII), в Казани (LXXVIII), в Дмитрове (XXV), в Муроме (XLIII), в Воронеже (LX), в Лихвине (XXIX). По 4 монастыря: в Путивле (XLVI). По 3 монастыря: в Волоке Ламском (XI), в Юрьевце Повольском (LV), в Курске (XXXIX), в Юрьеве Польском (XLIV), в Перемышле (LIII), в Коломне (LIX), в Чебоксарах (LXIV), в Ряжске (XVI), в Мещоске (LXII), в Курмыше (XIX). По 2 монастыря: в Серпухове (XLII), в Шацке (LVI), в Сольвычегодске (LXXIII), в Веневе (XXXIV), в Кашире (XLVII в Звенигороде (XXIII), в Старице (LXXI), в Белеве (XXXIII), в Рыльске (XLIX), в Вязме (IX), в Белгороде (LXIII), в Ельце (LXIX), в Ясколе (LXXXV), в Клине (XXI), в Холме (LXVII). По 1 монастырю: в Свияжске (LXXIV), в Боровске (X), в Бежецке (XXXII), в Лухе (XXXVII), в Устюге Великом (LXXXI), в Арзамасе (XLV), в Темникове (LVII), в Романове (LXVI), в Карачеве (XLVIII), в Севске (LIV), в Малом Ярославце (LXXII), в Масальске (LXXXVI), в Ржеве Володимерском (LII), в Новосили (LXXXII), в Торопце (XXXVIII), в Мещере (LXIX), в Алексине (LXX), в Ржеве (LI), в Балахне (XXXV), в Мценске (L), в Ливнах (LXXXIX), в Михайлове (LXVIII), в Калуге (XXII), в Воротынске (XXVI), в Козмодемьянске (LXXV), в Верее (XLI), в Шуе (XIII), в Серпеске (LXXXVII). Отыскав теперь среднюю величину для подворного владения монастырей каждой из 90 местностей, перечисленных «росписью», мы найдем, что новгородские монастыри даже в XVII веке, уже после того, как московские обычаи успели оказать влияние на церковную жизнь новгородского края, были значительно скуднее как московских, так и обителей московских колоний. Новгород, первый по числу монастырей, занимает здесь лишь 51-е место, а Псков 50-е, как можно видеть из следующего перечня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5–1059.I.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.I.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.X.I-1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085. V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III. Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.I.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.I.24–1119.I.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III.8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XII.15–1130.II.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (ahmunana),(124.XIII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III –1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.26 – 1144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.12 – 1145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15 – 1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.121154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкепир), 1154.XII.41159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7 – 1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159. IX.7 – 1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164. IV.22 – 1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IX- 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29 – 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1 – 1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25 – 1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.21 – 1187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19 – 1191.III Целестин IlI (Джачинто Бобоне), 1195.III.30 – 1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8 – 1216.VII.16

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

16 Моя статья «Константинополь в последние годы IV века»//Известия Русского археологического института в Константинополе. IV. 159. 17 Migne. Т. LXVI. Col. 1089. С. 14, 15. 18 Grosvenor. Constantinople. Т. 1. 377—380. Сноски к главе VII 1 Ludwich. Eudociae augustae carmina graeca//Bibl. Teubneriana. Lipsiae, 1897; Diehl. Figures byzantines. Paris, 1906. 2 Teuffel. Gesch. der Rom. Lit. S. 1134.3 Hefele. II. S. 149.4 Μ an si. Concilia. VI. 716. 5 Μ a n s i. VI. Col. 736: Δια το τν θεν σαρκδη ναι και νανδρωπσαι και εξ αυτς της συλλψεως νσαι αυτω τον εξ αυτς ληφ9ντα ναν. Сноски к главе VIII 1 Епарху посвящены две страницы в сочинении: Zachariaev. Lingen-thal. Geschichte des gnechisch-romischen Rechts. S. 365—367. 3-е Auflage. Berlin, 1892. Специальная работа напечатана в «Известиях археологич. института». Т. IV. Вып. 2 и принадлежит автору этой книги. 2 Mommsen. Romisches Staatsrecht. II. S. 1117 (3. Aufl.). 3 Ο της πλεως παρχος εν тй πλει μεζων πντων εστ μετ τον βασιλα. Eclogae Leonis et Constantini. IV. 11, ар. Migne. Patrol, gr. T. CXIII. Col. 468; ср.: Σεα. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. IV. P. 28: Το του παρχου αξωμα... βασλειος δε αυτ αρχ ει μη σον πρφυρος. 4 Ulpianus (Mosaicarum et rom. legum. Coll. 14, 3, 2): Fam eo perventum est constitutionibus, ut Romae quidem praefectus urbis solus super ea re (лишение свободы) cognoscat, si intra milliarium centesimum sit in via commissa, ap. Mommsen. О. с. II. S. 969. 5 Mommsen. S. 1059, 1063, 1067.6 Как видно из приведенного выше места Εκλογ των νμων, ар. Migne. Т. CXIII. Col. 468. 7 Constantini de Cerimoniis. P. 503.10: Κα9ς το παλαι ν κρτει τοις βασιλεσιν εσς εξερχμενου του βασιλως π φοσστου τον πραιπσιτον παρεαν την εαυτο αρχς πικρτειαν, κα τω μαγστρω και τω πρχω την της πολιτεας κα του κοινο την διοκησιν. Приведенное место служит превосходным комментарием известия Начальной Русской летописи под 6374 г. «Цесарю же отшедшю на Огаряны (Орифонта в Константине граде остави)... весть епарх посла к нему, яко Русь идет на Царьгород». Тогдашний епарх Никита Орифа, хорошо известный в Византийской летописи, был временным заместителем царя по случаю похода на агарян, в котором царь принял личное участие.8 Ecloga. 1Ж I—X. Basil. VII, 5: О παρχος τοις συγκλητικος απρσφορος δικαστς νευ διορισμο βασιλως. De Cerimoniis. P. 246, 6.10 Ibid. P. 263.11 Ibid. P. 264.12 Theophanis chronogr. Ed. de Boor. P. 239, 8: Εξερχσμνου αυτο... καθμενου εν τω χματι ηρξαντο αυτν υβρξειν και λιβανξειν...

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

О епархиальных съездах VII. Об участии священнослужителей в общественных учреждениях VIII. О предметах веры преосвященного Иоанникия, епископа Архангельского, от 28 ноября 1905 года О желательной постановке миссионерского дела в соответствии с манифестами 17 апреля и 17 октября 1905 года Представленные при отзыве преосвященного Архангельского предположения местной комиссии по разработке вопросов, подлежащих рассмотрению и разрешению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви I. О Соборе Всероссийской Церкви II. О разделении Всероссийской Церкви на митрополии III. Об епархиальном управлении и суде IV. О благоустройстве прихода V. О порядке приобретения приходскими общинами недвижимой собственности VI. О епархиальных съездах духовенства VII. Об участии священнослужителей в общественных учреждениях VIII. О способах познания и утверждения веры среди народа и охранения её от искажений и извращений Соображения о постановке духовно-учебных заведений по учебной и воспитательной частям I II Расписания учебных предметов и числа уроков в духовном училище и в духовной семинарии, составленные ректором семинарии протоиереем А. Орловым Журнал благочиннического съезда 2-го округа Онежского уезда, Архангельской епархии Журнал благочиннического съезда 3-го округа Холмогорского уезда Объяснительная записка благочинного 3-го округа Холмогорского уезда Журнал благочиннического совета 3-го округа Архангельского уезда от 15 октября 1905 г. Журнал благочиннического съезда 3-го округа Онежского уезда 1) По вопросу о Соборе всероссийской Церкви 2) Разделение всероссийской Церкви на церковные округа под управлением митрополитов 3) Об органах епархиального управления и суда 4) О предоставлении приходской общине самостоятельности и права свободно распоряжаться средствами церкви на её нужды и прихода, и о привлечении мирян к участию в делах церковных 5) О выборном начале духовенства или о праве прихожан выбирать себе пастырей 6) Относительно обеспечения духовенства жалованьем взамен пользования земельными участками, которые в Архангельской епархии приносят по большей части убыток причтом, а не доход 7) О церковной проповеди 8) О церковном богослужении 9) О церковноприходских школах 10) О запасных священниках 11) Об епархиальных съездах Журнал благочиннического съезда 5-го округа Шенкурского уезда 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Сергиев Посад, 1992. С. 71–73.  Ρλλη Γ. Πτλη Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων Αθναι, 1852. Θεσσαλονκη. 2002. T. II. S. 308–310. 26   Бенешевич В. Н.Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII в. до 883 г. СПб., 1905. 27   Gallagher C.Church Law and Church Order in Rome and Byzantium. A comparative study (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs. V. 8) Birmingham, 2002. 28 Изд:  Nau F.  La Didascalie des douze Apotres. Paris 1912.  Voobus A.  The Didascalie apostolorum in syriac. Louvain, 1979. 29 Перевод:  Троицкий С. В.  Диакониссы… С. 67. 30 Там же. С. 68. 31 См. также:  Metzger M.  Le diaconat feminin dans l " histoire//Kanon XVI (Yearbook of the Society for the Law of the Eastern Churches). Egling, 2000. P. 144. 32 Кормчая. М., 1653. Л. 25–29 об. 33 Апостольские постановления. III, 1. Мы пользуемся изданием: Постановления апостольские, через св. Климента епископа Римского преданные. Рус. перевод о.  Иннокентия Новгородцева.  Казань – СПб., 2002 (репр. с изд. 1864 г.). 34 Апостольские постановления. III, 2. 35 Там же. III, 5. 36 Там же. III, 7. 37 Там же. III, 9. 38 Там же. III, 19. Это – наиболее подробное из сохранившихся памятников IV в. указание на порядок совершения миропомазания. Север Антиохийский в VI в. также писал об участии женщин в совершении крещения –  Metzger M.  Le diaconat feminin dans l " histoire. P. 146. 39 Там же. III. 19. 40 Об этой особенности древнего служения диаконисс см.:  Synek Eva Maria.  Der Frauendiakonat der Alten Kirche und seine Rezeption durch die orthodoxen Kirchen//Ostkirchliche Studien. 1999. Bd. 48, H. 1. S. 8. 41 Апостольские постановления. III, 15. 42 Там же. VIII. 19–20. Разбор чина см.:  Metzger M.  Le diaconat feminin dans l " histoire. P. 151. 43 Апостольские постановления. VI, 28. 44 Апостольские постановленияˆ. 29–30. С. 144–145. 45   Martimort A. G.Les diaconisses. Essai Historique. Rome, 1982. P. 246. 46 Публ.  Parenti S., Velkovska E.  L " Eucologio Barberini gr. 336. Rome, 1995. P. 185–188. – См.:  Metzger M.  Le diaconat feminin dans l " histoire. P. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Праотцы Симеон, Иуда, Неффалим, Дан, Гад, Вениамин. Фрагмент росписи ограды солеи ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Праотцы Симеон, Иуда, Неффалим, Дан, Гад, Вениамин. Фрагмент росписи ограды солеи ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Вместе с тем наличие признаков, характерных для евр. межзаветной лит-ры, указывает на то, что происхождение отдельных частей Д. п. з. можно искать в эллинистической эпохе. К таким признакам относятся прежде всего превознесение колен Левия и Иуды (помимо Завещания Левия Test. XII Patr. I 6. 10-11; II 5. 5; 7. 1-3; IV 25. 1; VIII 5. 4; IX 8. 1), характерное, напр., для кн. Юбилеев (30-32) и арам. кн. Левия и важное для религ. и политической жизни эпохи Хасмонеев; частые ссылки на кн. Еноха Праведного (II 5. 4; III 10. 5; 14. 1; IV 28. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1); использование образов иудейской апокалиптики (вознесение к Престолу Божию, ангелология и демонология) (III 2-5; I 2-3; 5. 6-7; IV 16. 1 и др.); антисамаритянские тенденции (III 7. 2); противопоставление Сима и Хама, потомки к-рого обречены на уничтожение (II 6. 3-5); тема рассеяния и плена (III 10. 4; 15. 1; 17. 9; IV 21. 6; 23. 5; VI 9. 6; VII 5. 8, 13; VIII 4. 2) и др. Т. о., наиболее вероятным временем появления Д. п. з. следует считать II в. по Р. Х. (если это христ. произведение) или II в. до Р. Х. (если собранные в нем материалы, не связанные с христианством, когда-то составляли единство, а затем подверглись христ. переработке). Важным для решения вопроса о датировке является оценка пророчеств о разрушении Иерусалима и храма (Test. XII Patr. III 15. 1; VII 5. 13). К теории христ. интерполяций склонялись Э. Шюрер, А. Дюпон-Соммер, М. Филоненко, Дж. Чарлзуорт, Х. Ки и др. М. де Жонж, Дж. Вандеркам, Дж. Никелберг выступают за христ. происхождение памятника. Структура и содержание Д. п. з. представляет собой собрание 12 самодостаточных произведений, написанных от лица одного из 12 сыновей Иакова и расположенных в порядке их старшинства - от Рувима до Вениамина. Каждый раздел строится по общей схеме: введение, рассказ о жизни патриарха (отсутствует лишь в Завещании Асира), этические наставления (минимальны в Завещании Левия), предсказание будущего, 2-е (краткое) наставление, рассказ о смерти и погребении патриарха (все похоронены в Хевроне). Разделам предшествуют заглавия, в к-рых указывается их основная тема (напр., Завещание Симеона - о зависти). Каждый из патриархов, вспоминая эпизоды своей жизни, рассказывает о своих грехах и добродетелях. На основании рассказанного дается предостережение от повторения грехов и наставление подражать добродетелям. Предсказания будущего делаются в виде стереотипных откровений (обычно следуя схеме: грех - наказание - покаяние - спасение).

http://pravenc.ru/text/171468.html

Мученичество прор. Исаии. Миниатюра из Библии. Нач. XV в. (Paris. fr. 10. Fol. 387) Мученичество прор. Исаии. Миниатюра из Библии. Нач. XV в. (Paris. fr. 10. Fol. 387) Хотя повествование Asc. Is. 11. 2-16 весьма близко к Протоевангелию Иакова, первая очевидная аллюзия на «И. п. В.» встречается в «Деяниях ап. Петра» (ср.: Asc. Is. 11. 14 и Acta Petri. 24). Некий «Апокриф Исаии», в котором рассказывалось о его мученичестве, был известен Оригену ( Orig. Comm. in Matth. 10. 18 (на Мф 13. 57); idem. Ep. ad African. 9). Апокриф под именем Исаии также упоминается в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VI 16. 3). Название соч. «Вознесение Исаии» прямо упоминают свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 40. 2. 2; 67. 3. 4; ср.: Asc. Is. 9. 35-36) и блж. Иероним Стридонский ( Hieron. In Is. 64. 4; ср.: Asc. Is. 11. 34). Вероятно, блж. Иероним знал текст целиком, а не только 2-ю половину, поскольку в др. месте он ссылается на Asc. Is. 3. 6-10 ( Hieron. In Is. 1. 10). Свт. Амвросий цитирует Asc. Is. 5. 4, 8 ( Ambros. Mediol. In Ps. 118. Serm. 10. 32). «И. п. В.» было известно Дидиму Слепцу ( Did. Alex. In Ps. 34. 15 (Tura-Papyrus 218. 3-16); ср.: Asc. Is. 3. 8-9; 5. 1-14; Did. Alex. In Eccl. 11. 5 (Tura-Papyrus 329. 21-25); ср.: Asc. Is. 6-11). С опорой на апокриф составлен «Трактат о мученичестве прор. Исаии» Потамия Лиссабонского ( Potamii episcopi Olisponensis (Ulixbonensis) De martyrio Esaiae prophetae//PL. 8. Col. 1415-1416; Idem.//CCSL. 69. P. 197-203). Вероятно, предание о мученичестве прор. Исаии повлияло на установление в V в. дня его памяти 6 июля (Depositio Isaiae) в иерусалимской литургической традиции ( Renoux. 1981). В греческом списке 60 канонических книг (VII в.) «Видение Исаии» (Ησαου ρασις) упоминается среди апокрифов между «Апокалипсисом Илии» и «Апокалипсисом Софонии» ( Zahn Th. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Lpz., 1892. Bd. 2. S. 289-292). Последним, кто был знаком с греч. оригиналом «И. п. В.», был Евфимий Зигабен, считавший, что этот памятник связан с учением богомилов ( Euth. Zigab. Contra massal. 4//PG. 131. Col. 44).

http://pravenc.ru/text/674800.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010