462 См. стр. 15 протоколов Общества в вып. 2, т. I Древностей. Трудов Моск. Археология. Общества Москва, 1867, срав. затем там же... стр. 131; т. Ш, вып. 2 (М. 1871), стр. 145 и др., в Сборнике древнерусского искусства на 1866 г. в статье Г. Д. Филимонова и др. 463 См. напр. в изданиях: Сборник общества древнерусского искусства· на 1866 г. в статье Г. Д. Филимонова , Древности. Труды Московского Археология. Общества, т. I. вып. 2 (М. 1867) стр. 131 (в статье гр. А. С. Уварова), VI, вып. 2 (М. 1871), стр. 145 (в статье И. Д. Мансветова ), стр. 179 (в статье архим. Амфилохия); т. IV, вып. 1, стр. 7, 23, 166 и многих других. В Материалах к археологич. словарю, стр. 12, 46, 53 и др. 464 О первом и втором изданиях мы говорили. Третье издание указателя вышло в 1858 м же году. Затем и после было не одно издание его. Издание четвертое, также пересмотренное и дополненное по сравнению с третьим, в 4 ю долю листа, с XV-ю таблицами фотолитографированных снимков замечательнейших предметов ризницы, вышло в Москве же, в 1863 году. Так же мы имеем под руками, вышедшее отдельно 5-е (пересмотренное и дополненное) издание указателя ризницы, напечатанное в Москве в 1883 г. 466 Из русских см. напр. в Соврем. Летописи 1863 г. 9 и 12; в Русском Архиве 1863 г. 5 и 6; в Правосл. Обозрении 1863 г. 3; в Сборнике отдел. русск. яз. и словесн. Императорской Акад. Наук т. XV (1877) и др.; из иностранных, Gardthausen, Griech. Palaeographie, 5. 15; Tischendorf в Litterar. Centralblatt 1864, 23 и др. это отзывы. Ссылки см. напр. в издании: Древности. Труды Московского Археологич. Общества. Т. I вып. 2 (М. 1867), стр. 199; т. VI, вып. 2 (М. 1876) стр. 129 и др. 467 В 1859 т. архимандрит Савва был назначен из Синодальных ризничих в ректоры Московской духовной семинарии; в начале 1861 г. перемещен в ректоры Московской духовной академии; в конце 1862 г. возведен в сан епископа – викария Московской митрополии: в 866 г. назначен на самостоятельную кафедру архиерейскую в Витебск; в 1874 г. перемещен в Харьков и в 1879 г. – в Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Bretschneider К. G., см. Бретшнайдер К. Bromiley G. W. 389 Bruder С. Н., см. Брудер К. Burgon J. W., см. Бёрджон И. Burkitt F. С., см. Буркитт Ф. С Caesar Baronius 351 101 Cajetanus 249 54 Catullas G. V., см. Катулл Г. Ciasca P.A. 77, 77 93 Cicero М. Tullius, см. Цицерон Cisneros, F. X. de, см. Циснерос Ф. X. Clemens Alexandrinus, см. Климент Александрийский Clemens Romanus, см. Климент Римский Clinton Н. F., см. Клинтон Г. Colinaeus S., см. Колиней С. Commodianus, см. Коммодиан Conybeare Е С., см. Конибер Ф. К. Cornelius Tacitus, см. Тацит К. Cornely R., см. Корнели Р. Courcelles, E. de, см. Курцеллей Cozza-Luzi G. 72 72 Cramer J. А., см. Крамер И. Credner К. А. 132 57 , 228 5 , 249 56 , 299 138 , ЗЗЗ 54 , 381 147 , 385 168 Cremer Н. 54, 55 12 Cureton W. 74, 75 81 Cyrillus Hierosolymitanus, см. Кирилл Иерусалимский D Dalman G., см. Дальман Г. Danker F.W. 231 8 Danko J. 351 102 Davidson S., см. Дэвидсон С. De Boor С. 242 31 Delitzsch F. J., см. Делич Ф. Didon Н., см. Дидон Г. Dillman 81 Diodorus Siculus, см. Диодор Сицилийский Dionysius Alexandrinus 342 81 Dobschütz, E. von, см. Добшютц Э. Е Ebrard J. Н. А. 174 Eichhorn J. G., см. Эйхгорн Д. Ephraem Syrus, см. Ефрем Сирин Epiphanius Constantiensis, см. Епифаний Кипрский Erasmus D., см. Эразм Д. Erizzo К. М. 76, 76 86 , 247 47 Estienne R. 83, 83 120 Eucherius Lugdunensis, см. Евхерий Лионский Euripides, см. Еврипид Eusebius Caesariensis, см. Евсевий Кесарийский Eustathius, ер. Thessalonicensis, см. Евстафий, еп. Фессалоникийский Euthymius Zigabenus, см. Евфимий Зигабен Eutychius Alexandrinus, см. Евтихий Александрийский F Fell J., см. Фелль И. Field F. 78 97 Fillion 296 Friedrich G. 389 Fritzsche 315 28 Funk F. X. 120 38 , 388 Fürst J. 235 10 G Gaisford Th. 110 12 Gardthausen V. E. 69 62 Geden A. S., см. Геден A. C. Gebhardt, O. L. von, см. Гебхардт О. Gerhard von Mästricht, см. Гергард Germanus Constantinopolitanus, см. Герман Константинопольский Gesenius H. F. W. 235 10 Gibson M. D. 75 Gieseler J. K. L., см.Гизелер Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ανεμος? φοινικτης MelLap 208,1186 (Melit.). ανσιμος lobenswert, gebührend: προπμψεις NChonHi 31,19; ματα 633,42 v.l.– LS. ανετον es ist zu empfehlen: SynesFeb 224.– LS. ανετριος lobend: μνος VBasVes II 76. λγοι FontTrap 64,32. Lobrede (sc. λγος): JoSyrop 11,6.17. NChryLog 48,8; 49,15. SergDid 95. JoStaur 346,20. JacBulg 86,29.– LS. αντης, Lobredner: TzetzAr I 222,6. LudwAnek 126,23.– LS, DGE -ετς. ανετικς preisend, zum Ruhm: -α θυσαι Neoph 150. ανετς zum Ruhm: μεγαλνειν Rom 78 α 7.– LS -ς. ανητον man muß lobsingen: Θε ThStudEp 421,8. ανιγματικς rätselhaft: VStephSab 580F c.120. -τερον (adv.) PhotAm 43,189.– DGE; -ς LS. ανιγματισμς, rätselhafte Andeutung: NikMesEp 24,4. ανιγματοειδς rätselhaft, in Rätseln: Hesych s.v. μφατον.– Vgl. -οειδς LSSup. ανιγματοπλοκω Rätsel spinnen (ersinnen): Philag I 19,17. ανιγματωδς (=-δης) rätselhaft: LexByz 232 (V. And. Sal.). ανιγματδς, Rätselsänger: EustMacrAen I 5 Λ.1. ανιγμολκτης, Rätselsammler: EustMacrAen I 4 Λ.2. ανικτηρως in Rätseln: JoGeoPant 533.– LS. ανικτς rätselhaft: Miller: cod. Coisl. 146,224v (Mich. Sync., In Mich. et Gab.).– LS. ανοπος mit schrecklicher Stimme: φσματα JoGeoScheid 288. ανος, beim Morgenoffizium rezitierte Psalmverse: AnHier II 38,21; 57,13. Dmit I 257.258. ες τος ανους PselPoem 23,199.– (LS, Tgl), Clugnet. ανταφος, schreckliches Grab: NoctPetrop 199,1. αξ, Meteor: αγες κα κομται PselChrys 56,23.– LS. αξωνεα, Verleumdung, Beschimpfung: Suda II 174,15. LudwAnek 205,11.– DGE. αξωνεομαι schmähen: ScholPlat Lach. 197c.– LS. Αολικς wie Aiolos: - ψυχ ProdLogos 134.– (DGE, PB). αολβουλος listig: JoGaz I 201.– LS. αολγραπτος unregelmäßig geschrieben: ββλος Gardthausen, Paläogr. 11879, 305 (s.X). αολδερμος mit scheckigem Fell: Tgl: λγκων -ων Pseudo-Theocrit. v.7 in Boisson. Bucol. p.268.– L. αολμυθος schlau redend: Nonn. Dion. argum. I 2,15 (Keydell). αολοσκπος verschlagen blickend: δρκων ChristPas 1650. ανημα, τ Dampfbad: PlanEpist 44,23.– LS.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

γκνισις, (=γκονησις) das Einlegen: τν δορτων NChonHi 604,46. γκνισμα, τ das Einlegen (der Lanze): NChonHi 108,54. γκωνιστς angewinkelt: πδες DelAn I 492,17. γκωνοειδς wie eine Ecke (beschaffen): γκν δ τεχους γωναν δηλο, γουν ξοχν γωνιδη κα δι τοτο γκωνοειδ τινα EustIl 1082,26.– LS, Tgl. γλιος herrlich: VStephSab 541B c.27 (comp.).– LSSup. γλισις, Erhellung: ψυχς ColophCyp 7,6 (a.1380). γλαισμς, Glanz, Zierde: τν μαρτρων NPaph 32A. ημτων JoEuch 116.– LS, DGE, PasCrö, Tgl. γλαιφρος Glanz tragend, strahlend: AHG IV 24,1 (γλαηφρος.) γγελοι Neoph 149. Theologia 44 (1973) 701,50 (Neoph.). Miller: cod. Par. 400,18r (Anon. versus in Christi sepulturam). γλαβοτρυς mit herrlichen Trauben: μπελος DelTyp 140,14.– LS. γλαγλωσσος schön sprechend: υς NikMesQuel 34,4. γλαδωρος Glänzendes schenkend: PlanEpist 57,30.– LS, DGE. γλαθυμος edel gesinnt: JoGeoPar 885C. Gardthausen, Paläogr. 11879, 305 (a.1037). heiteren Sinnes, froh ? LeoJob 284.– LS. γλαλυχνος voller Glanz: ΝΕ 12 (1915) 439,10=LundAlex 6 (ca.1100). γνωστλεπτος schwer verständlich und feinsinnig: κρυξ OdorSanz 77. γνωστοφανς unkenntlich von Angesicht: ScholArProl XXI a 45 (Tzetz.). γντης, Unbekannter: AASS Nov II 1, 409C; Nov IV 643E. Ignorant: AASS Nov III 888D.– L. γογγυσα, Nichtmurren, Ertragen: ThStudCatM 21 (p.155); 30 (p.86 MCL); 77 (p.535); 86 (p. 609). βρωμτων KypTyp 93,19=97,3.– L. γογγυστ ohne zu murren: MirDem 81,9.– KumN. γογγυστικς nicht murrend, duldsam: ThStudCatM 39 (p.282, comp.). γογγυστικς ohne zu murren: RegAug 102, 234. γοητετως ohne Trug: PhotBib 464b34.– LS. γμφωτος nicht mit Nägeln zusammengefügt: -ον· τ νλωτον Suda I 31,10 . mit losen Planken: πλοον Philag II 453D.– L, DGE. γονεω keine Frucht tragen, jungfräulich bleiben (Erklärung für γνεειν): ScholNicAl 451,7. γονυκλιταοι, ο Name einer Häresie: Miller: cod. Par. 1320,260r (De Massalian. haeresi).– Vgl. γονυκλτης L. γορ, Kauf, Einkauf: DeCer I 674, 21. KonstPorphMil C 290. Zepos I243 (a.962). Syrop 530,30.– Car, (LS, L).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

περιλπτως unfaßbar, unbegreiflich: JoDam II 123,9. AndCret 897A. LeoHom 129C=LeoLog 32. AHG XII 339,40 v.l.– LS, L -ος. περιληψα, Unfaßbarkeit: EustrHeirm 14,49. EustrTheotok 86 s.v. χωρον (Kosmas v. Maiuma).– L. περιλγητος nicht betreut, vernachlässigt: Πς σας τος ξνους περιλογτους διβης; AASS Nov II 1,413C (Petr. Mon., V. Ioannicii). περιμχητος unbekämpfbar: πλον JacobMon 597B.– (LS). περιμαχτως? Tgl: caute Theoctist. p.622,29. περιμριμνος sorglos, unbedacht: Menand 1,2,3. SimocQuaest 21,14. REB 16 (1958) 194 (Germanos). ArethMin I 250,27 (-τατα). ChristMytCal, Can. Oct 66.– Tgl; -ως LS, L. απεριριστος nicht eingesperrt: ThStudEp 208,3.– (LS, L). περιριστος nicht eingesperrt: ThStudEp 208,3.– (LS, L). περιουσιστως ohne Vermögen: EustOp 146,4. περιπθεια, Leidenschaftslosigkeit: GermII 289,27. περιπαθς nicht erregt: ArethMin I 216,13. περιπτητος unbegangen, ungangbar: ScholAesch II 2,363,7.– Somav, Stam; vgl. περπ. Kr. περιπλνητα (adv.) ohne Abweichung: θεν RegelFont 26,17 (Eust.).– LS -ος (Eust.). περπλεκτος nicht verschlungen: NikMesEp 31,22. απεριποητος nicht instandgehallen: AZog II 12 (a.1023?). GAkrop I 108,14– KumN, HL. περιπτωτικς nicht zufällig: ArethMin I 2,23. περισαλπγκτως ohne Trompetensignal: Anna II 117,12.– L. περισλπιστος nicht von Trompetenlärm umgeben: MatEkphr 410.– L. περισκελς unbeschwert: -ς τ πδε Timar 368. προδος NChonOr 17,19.– Vgl. περισκελς LS. περσκευος unbekleidet: DelLeg 252,2. περισκιστως unverhüllt, klar: ξαγγλλειν LascEp 211,19. ρν LascPed 604. περισκπητος nicht behütet: Zepos I 304 (a.1082). unbedacht, unüberlegt: ProdSat 15,2.– Kr. περσκοπος nicht einsehbar: π. κα διβατος τπος DelAn I 425,22. unüberlegt: ργ Theophyl III 1144D app.– LS (Suda). περισκπως unüberlegt: συνθως κα . PselMB V 541. περστατος mittellos: VSpyrTrim 49,16.– (LS). περστικτος nicht von Punkten umgeben: διπλ Gardthausen, Paläogr. II 21913, 411. περιστλιστος unverhüllt: ProdCom 68,13.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Между многочисленными часословами и требниками (евхологиями) Синайской библиотеки особенно много редких манускриптов VII (?), VIII и первой половины IX столетия, иногда унциального письма, иногда скорописного; но многие рукописи весьма плохой сохранности, оттого, что были в повседневном употреблении. Таковы напр. 864 – Горологий, 3 в. шир. и 2 в. дл.; 870 – тоже, в 12-ю д., писанный неким Георгием; один требник без номера, косого унциального письма, без ударений; 926 – контокарион X века, с молением о писце и др. 929. Ирмологий с годом–1348 от исчезнувшей записи. 961 – 6 и др. – ряд почти тождественных экземпляров, одной руки, в 16-ю д. 968. Евхологий, 4°, 1426 года, с записью: τελειθη τ παρν εχολογον δι χειρς κα μο το μαθος ταπεινο κα μαρτωλου. βαρθολομαου τχα κα ερως τ πκλην ρσου (sic), δι συνδρομς κα ξδου το πανοσιωττου πβς μν μωσως διακνου κα οκονμου τς σεβασμας μονς τς γας νδξης μεγαλομρτυρος ακατερνης ν τ νσω κρτη. Κα ο ντυγχνοντες εχεσθαι μν δι τν κν». ν τει ξακισχιλιοστω λ δ» μην αγουστω . О формуле: δι συνδρομς см. в соч. Gardthausen, Palaogr. 377. Здесь она обозначена яснее прибавкой: κα εξδου – по заказу и на средства». Монастырь Св. Вел. мученицы Екатерины на о. Крите составлял отделение Синайского монастыря, где именно и доселе этот последний владеет землями, чем и объясняется легко перенос ркп. в Синайскую библиотеку. Год 6934=1426 обозначен без указания индикта. С 1116 по 1143 ряд позднейших списков так наз. νομικ, между ними семь – Номоканона, причем 1115 – Номоканон в 40 параграфах, древнейший; 1116 – Номоканон И. Зонары; 1117 – Феодора Власамона Ερμηνεα на Номоканон: 1119 – Н. Матфея; 1121 Алекс. Аристинна Толкование в 77 главах и друг. В отделе смеси, из 18 ркп. мало любопытных, тем менее важных: схолии на Эврипида, различные письмовники, лексиконы и пр. Исторических рукописей десять; из них: 1183. Евсевия Памфила Церковная История в 10 книгах, 4°, XI, в. 1185. Никифора п-ха К-польского χρονογραφιχν σντομον в 57 главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Отдельный оттиск из «Православн. Собеседн.» 1884 г., январь. 131 Изложение биографии св. Саввы в связи с вновь открытыми «правилами» его сделано нами в Рук. для сельск. Паст. за 1889 г. 27, 31 и 32. 132 Cotelerius. Eccleciae graecae monumenta. Paris 1686 an., t. III, pag. 353. По русскому переводу, напечатанному в Христ. Чтен. за 1823 г., ч. XII, стр. 256. 133 Кирилл Скифопольский был сыном «управителя епископского дома и помощника митрополита (скифопольского Феодосия) в его делах». В приезд преподобного Саввы Освященного в Скифополь с императорскими указами преп. Кирилл, будучи ещё отроком, удостоился благословения св. отца и назван был им даже «своим учеником и сыном пустынных отцов». Второй раз он удостоился его благословения и некоторого особенного внимания, в бытность св. Саввы у аввы Прокопия, в местах св. апостола Фомы, куда пришёл отрок Кирилл со своими родителями с нарочитой целью видеть св. мужа. Изучив Псалтирь и Апостол, преп. Кирилл был «пострижен и поставлен на первую степень церковнослужителей» митрополитом скифопольским (Coteler. pag. 349–351). Спустя некоторое время, Кирилл удалился в лавру св. Евфимия, из которой он был вызван в 23 год, после кончины св. Саввы, в лавру сего отца. Этот вызов преподобного Кирилла скифопольского , вместе с другими шестьюдесятью монахами «прочих православных монастырей», был сделан отцами лавры Саввы Освященного, «по воле и определению божественного Иоанна, епископа и отшельника» (pag. 375), который на 38 году своего возраста поселился в лавре, ещё при жизни святого Саввы, был с ним в самых дружеских отношениях (подробная биография сего святого отца, память которого в лавре св. Саввы праздновалась 8 января (Τυπικ, ркп. Синайск. библ. XII в. 1096 л. 73 об.), составлена «в особом сочинении» тем же пр. Кириллом Скифопольским (Coteler pag. 248) и в рукописях надписывается так: Βος κα πολιτεα το γου πατρς μν ωννου, το πισκπου κα συχστου τς λαρας το γου Σβα (W. Gardthaus. Catalog, cod. graecor. sinaitic.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Порфирия и напечатанные в Петербурге в 1864 г., с 3-мя фотографическими снимками (стр. 904). σ) Устав евангельских чтений, помещенных в конце евангелия-апракос, хранящегося в библиотеке св. обители Синайской 715 года (стр. 1009–1018). См. об этой рукоп. у Кондакова Путеш., стр. 129–132; Gardthausen Catalogus, стр. 40–41, 204, и Γρηγοριδου ερ μον το Σιν. « Εν εροσολμοις. 1875, стр. 20–21. τ) Μηνολγον κα συναξριον τν ποστλων (стр. 1022–1062) в конце Требника, писанного на пергаменте in 8° рукой Николая в VIII в. (см. Отчет Публичной Библиотеки за 1883, стр. 85, 11). Далее следуют: «Выметки из месяцеслова, приложенного к греческому рукописному Евангелию XI в., находящемуся в Вифлеемской митрополии»(стр. 1070–1083), – и наконец Μηνολγιον в конце евангелия, писанного монахом Акакием на пергаменте в 1272 г. и хранящегося в библиотеке императрицы Марии Александровны (стр. 1074–1096), которой эта рукопись поднесена патриархом александрийским Иаковом (см. выше, стр. 144). ψ) Печатное «приложение восьмое» к ч. II-й Второго путешествия в афонские монастыри и скиты, стр. 442–454, в 2-х экземплярах. Смесь. – Это заглавие носит сборник в одной книге (IVБ21) в лист, составленный из разнородных печатных и рукописных статей, – последние писаны разными руками. Всех листов писчей бумаги разных сортов и форматов 53, к которым нужно присоединить еще 11 печатных листов мелких статей разнообразного содержания. Таким образом всех листов, кроме листов начальных печатных статей, 64. К листу 20-му нотному прикреплены две памятные карманные книжки: одна, обтянутая шелком, очевидно, женский подарок, как видно и по почерку записи в самом начале книжки: «До свидания! Е.Э.», а внизу там же и той же рукой: «1-го мая 1858-го года. С.-Петербург». Между этими записями о. Порфирий написал карандашом: «Но где? В чертогах ангела милосердия? Или в обителях Отца небесного? А.П. 1860 г. 9 января. Руссик на Афоне». Далее в книжке следуют библиографические заметки и объяснение некоторых синонимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

С. на лат., сир. (фрагменты), араб., груз. и слав. языки. Наименее изучена араб. традиция, древнейшим свидетельством к-рой является палимпсест, привезенный К. фон Тишендорфом из лавры прп. Саввы (Codex rescriptus Tischendorf 2; далее Cod. Tischendorf 2) и датируемый 2-й пол. IX в. Одна часть рукописи хранится в Университетской б-ке Лейпцига (Lips. gr. 2 (Tischendorf 2): Gardthausen V. E. Katalog der griechischen Handschriften der Universitäts-bibliothek zu Leipzig. Lpz., 1898. S. 4), а другая - в Российской национальной б-ке в С.-Петербурге (РНБ. Греч. 26). Реконструкцию пагинации кодекса с учетом обеих частей предложил М. ван Эсбрук (см.: Esbroeck. 1986. P. 86). Груз. переводы по крайней мере нек-рых сочинений К. С. сделаны с араб. языка. 1. Житие прп. Евфимия Великого (Συγγραφ περ το μεγλου Εθυμου; Vita Euthymii; CPG, N 7535; BHG, N 647-648b; Schwartz. 1939. S. 3-85), первое по времени Житие, составленное К. С. Сведения о прп. Евфимии К. С. начал собирать приблизительно с 544 г., когда поселился в мон-ре, основанном этим подвижником; К. С. был свидетелем чудес, происходивших при гробе святого ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 82// Schwartz. 1939. S. 82-83). К. С. записывал эти сведения на разрозненных листах и складывал их без порядка. Когда К. С. переселился в Новую лавру, он в течение 2 лет разбирал свои записи и тщетно пытался привести их в порядок, сознавая нехватку навыка и собственное косноязычие. В 556 г. К. С. было видение: во сне ему явились святые Евфимий и Савва, ободрили его и даровали ему способность ясно выражать свои мысли, благодаря чему он смог закончить начатый труд (Ibid. 84//Ibid. S. 83). Греч. текст Жития издан трижды. Критическому изданию Шварца предшествовало издание Б. де Монфокона ( Montfaucon B., de. Analecta graeca, sive varia opuscula graeca hactenus non edita. Parisiis, 1688. P. 1-99; по ркп. Paris. gr. 502, XII в.; рус. пер.: Житие иже во Святых отца нашего Евфимия Великого/Пер.: И. В. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 18982. Вып.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

   001    002    003    004    005    006   007