Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРИФЛАММА [лат. auriflamma; франц. oriflamme; старофранц. oriflambe; букв.- золотое пламя], имевшее сакральный характер средневек. знамя франц. королей. Представляло собой полотнище ярко-красного цвета с вытканными на нем желтыми языками пламени, с развевавшимися на ветру косицами, также в виде языков пламени, закреплялось на позолоченном копье. В средние века О. считалась священным национальным символом Франции. Использовалась наряду с королевским штандартом (с 3 золотыми лилиями на лазурном поле), но не входила в число королевских регалий. Во 2-й пол. XV в. О. вытеснена т. н. знаменем св. Михаила (белый прямой крест на лазурном поле). Использование О. Прототипом О. была хоругвь аббатства Сен-Дени (близ Парижа) - «знамя св. Дионисия» (vexillum sancti Dionysii; см. Дионисий Ареопагит ). Впервые О. была поднята в 1124 г. франц. кор. Людовиком VI Толстым (1108-1137) после торжественной церемонии, проведенной в связи с переходом прав на защиту имущества и интересов аббатства Сен-Дени от графов Вексен к королю Франции: по преданию, кор. Дагоберт I († 638/9) или его потомки передали обл. Вексен аббатству св. Дионисия; с сер. IX в. эти земли на правах держания от мон-ря получили графы - они стали вассалами и знаменосцами аббатства и были обязаны защищать его интересы; после присоединения графства Вексен к королевскому домену (1077) монарх сделался «вассалом, защитником и гонфалоньером» аббатства св. Дионисия (см.: Блок. 1998. С. 343). Инициатором проведения церемонии поднятия О. был, по-видимому, Сугерий , аббат мон-ря Сен-Дени (1122-1151). В сложной политической ситуации, когда кор. Людовику VI противостояла коалиция во главе с имп. Генрихом V (1111-1125), Сугерий убедил франц. монарха прибегнуть к заступничеству «особого покровителя и после Господа несравненного защитника королевства» - св. Дионисия. Его мощи и мощи его спутников - святых Рустика и Элевтерия - вынесли из крипты и поставили на алтарь, на них сверху возложили знамя (по-видимому, специально изготовленное для этого случая), затем О. принял король ( Сугерий. 2006. С. 122-123). Одержанная Людовиком VI победа без боя над превосходящими силами коалиции принесла славу О. С благодарностью за победу король торжественно возвратил знамя в аббатство.

http://pravenc.ru/text/2581533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ [Лат. Martyres ad Ostia Tiberina] (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима. Сведения об О. м. содержатся в 2 созданных примерно в одно время агиографических циклах, первый из к-рых посвящен мч. Кенсорину (Кенсурину, Цензорину), второй - мц. Аврее (греч. Χρυσ (Хрисе)). А. Дюфурк отметил, что эти святые не связаны между собой ( Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118). Мученичество Кенсорина сохранилось в 2 редакциях (BHL, N 1722-1723); не позднее кон. IX в. одна из них (BHL, N 1722) была переведена на греч. язык (BHG, N 466) с заглавием «Мученичество святых Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих». Мученичество Авреи имеет более многочисленные редакции (BHL, N 808-813d), что указывает на его большую популярность по сравнению с Мученичеством Кенсорина. По мнению большинства исследователей, оба Мученичества были созданы в Риме не ранее IV в. и не позднее VI в. Так, Дюфурк пришел к выводу, что Мученичество Кенсорина было составлено в 1-й пол. VI в., Мученичество Авреи - немного позднее ( Dufourcq. 1900. Vol. 1. P. 246-247; 1907. Vol. 2. P. 113-119). К VI в. относил время создания обоих произведений и Ф. Ланцони ( Lanzoni. Diocesi. P. 101), а Э. Фольери датировал этим периодом Мученичество Кенсорина ( Follieri. 1977. P. 39). Однако В. Саксер считал, что Мученичество Кенсорина было создано в кон. IV - нач. V в., а Мученичество Авреи - в 1-й пол. V в. ( Saxer. 1978. P. 120). Также в одной из рукописей XV в. «Большого австрийского легендария» содержится Мученичество еп. Кириака (BHL, N 2055 b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 757. Not. 10). Согласно Мученичеству Кенсорина (BHL, N 1722), при имп. Клавдии (вероятно, Клавдий II Готский (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. Кенсорин занимал важный пост при имп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland [Греч. Παγκρτιος; лат. Pancratius] (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия). Почитание П. в Тавромении известно с V-VI вв. Память святого обозначена в Иеронимовом Мартирологе: под 3 апр. содержится запись: «В Тавромении Сицилийском святого Панкратия»; под 5 апр. указано имя П. с добавлением «на Сицилии»; под 8 июля - с такими же указаниями и искаженное имя - Пранканий (MartHieron. P. 172, 175, 359). Диак. Януарий основал базилику в г. Мессана (ныне Мессина) во имя святых Стефана, П. и Евпла, к-рую в 591 г. папа Римский Григорий Великий повелел освятить Мессанскому епископу ( Greg. Magn. Reg. epist. II 9). В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию, память П. обозначена под 8 июля ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 27). Из Иеронимова Мартиролога память П. перешла в зап. «исторические» Мартирологи IX в. (Флора, Адона Вьеннского, Узуарда), где она содержится под 3 апр. (у Узуарда имя П. искажено - Пранкатий). Эти памятники указывают на то, что с довольно раннего времени в Тавромении святой почитался в первую очередь как епископ, а не как мученик. Житие Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ ( Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан ( Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти ( Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. ( Amore.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи изначально небольшим полисом, Рим к сер. III в. до Р. Х. подчинил Италию, к сер. II в. до Р. Х. превратился в мощную средиземноморскую державу, а ко времени Рождества Христова стал огромной империей, вобравшей политическое и культурное наследие мн. древних цивилизаций Средиземноморья. История Д. Р. подразделяется на 6 периодов: царство (VIII-VI вв. до Р. Х.); ранняя республика (кон. VI-III в. до Р. Х.); поздняя республика (II-I вв. до Р. Х.); ранняя империя, или принципат (кон. I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.); кризис III в. по Р. Х., приведший к временному распаду империи; поздняя империя, или доминат (кон. III-V в. по Р. Х.). Население Италии I тыс. до Р. Х. Древнейшим населением Апеннинского п-ова были лигуры. В нач. I тыс., с наступлением железного века, пришлые индоевроп. племена италиков и иллирийцев постепенно вытеснили лигуров на северо-запад Италии. В этот период возникают поселения городского типа (oppida; культура Виллановы X-VIII вв.). О путях и времени проникновения италиков на полуостров единого мнения нет. Греки впервые попали в Италию в посл. трети II тыс. С VIII в. развивалась греч. колонизация Юж. Италии и Сицилии. В Италии греки основали такие города, как Кумы, Локры, Сибарис, Кротон, Регий, Посейдония, Тарент, Метапонт, Неаполь; на Сицилии - Наксос, Сиракузы, Мегара, Гела, Акрагант. Освоенный ими регион получил название «Великая Греция». В VI - нач. V в. греки воевали с этрусками в Италии и с карфагенянами на Сицилии. В нач. V в. карфагеняне и этруски договорились о совместных действиях против греков. Несмотря на это, сицилийские греки в 480 г. нанесли поражение карфагенянам в битве при Гимере, а в 474 г. разбили этрусков в морском сражении при Кумах. В V-IV вв. на Паданской низменности обосновались кельт. племена (их лат. название - Galli, галлы). К I в. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации сложилась единая италийская народность, языком к-рой стала латынь. Царский Рим (753-510 гг. до Р. Х.)

http://pravenc.ru/text/180425.html

Начало христианской миссии среди англосаксов (по «Церковной истории» Беды Достопочтенного) Протоиерей Владислав Цыпин Свт. Григорий Двоеслов и свт. Августин Кентерберийский VI столетие было эпохой экспансии завоевателей Британии англосаксов, и закончилось оно их безраздельным доминированием на острове. Беда Достопочтенный писал о трех германских народах, поселившихся в Британии: саксах, англах и ютах. Из «Истории» Беды известно, что юты, или, как он их называет, «виты», образовали королевство Кент на юго-востоке Британии, саксы заняли юг острова территорию современных графств, а в пору Беды королевств Эссекса, Сассекса и Уэссекса, то есть Восточной, Южной и Западной Саксонии, названных так в отличие от Старой Саксонии их германской прародины, и, наконец, англы обосновались в центре и на севере современной Англии, а также на юго-востоке Шотландии. Их владения составили вначале два королевства в центральной Англии: Восточную Англию и Мерсию и два королевства на севере: Дейру и Берницию, которые позже объединились в единое королевство Нортумбрию, названное так потому, что оно расположено было к северу от реки Хумбер. Так сложилась англосаксонская гептархия «семицарствие», просуществовавшее в течение нескольких столетий, до политического объединения этих королевств в единое государство уже в IX веке. Исповедовавшие христианство кельтские народы севера и запада Британии (пикты, скотты и бритты) сохраняли независимость, но отступали перед натиском германоязычных пришельцев. Прп. Беда Достопочтенный В VI веке англосаксы оставались язычниками, но в следующем столетии и этот народ обратился к вере во Христа. Начало его обращению положено было в самом конце VI века. Крещение англосаксов это одна из главных тем «Церковной истории» Беды Достопочтенного. В своем изложении связанных с этим событий он ключевую роль отводит папе Григорию Великому и Августину . О том, как святой Григорий пришел к мысли о просвещении англосаксов, Беда Достопочтенный рассказывает занимательную историю: «Однажды в Рим прибыли некие торговцы и выставили на площади товар для продажи.

http://pravoslavie.ru/95506.html

Петр VII, патриарх Александрийский. Фотография. Янв. 2004 г. (Папапетру; 3.09.1949, Синхари, Кипр - 11.09.2004, Эгейское м.), патриарх Александрийский (с 1997). В 1962 г., в возрасте 12 лет, поступил послушником в Махерасский монастырь на Кипре. В 1966-1969 гг. обучался в духовной семинарии «Апостол Варнава» Кипрской Православной Церкви в Никосии. 15 авг. 1969 г. рукоположен во диакона хорепископом Констанцийским Хризостомом (Аристодиму; см. Хризостом I , архиеп. Кипрский). В дек. 1970 г. перешел в клир Александрийской Православной Церкви (АПЦ) и до сент. 1974 г. служил диаконом при патриархе Николае VI (Варелопулосе) . В 1970-1974 гг. обучался в гимназии им. Г. Аверофа в Александрии, в 1974-1978 гг.- на богословском фак-те Афинского ун-та, совмещая обучение с диаконским служением в храме свт. Спиридона близ стадиона «Панатинаикос». 15 авг. 1978 г. с благословения и в присутствии патриарха Николая VI рукоположен во пресвитера еп. Додонским Хризостомом (Синетосом) в афинском мон-ре Успения Божией Матери (Пендели). 6 дек. 1978 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем каирского кафедрального собора свт. Николая и заведующим канцелярией Патриаршего представительства (эпитропии) в Каире. В окт. 1980 г. направлен в Юж. Африку и назначен архиерейским наместником (эпитропом) Иоаннупольской и Преторийской митрополии и настоятелем храма Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица) в Йоханнесбурге. 9 июля 1983 г. избран епископом Вавилонским, исполняющим обязанности патриаршего представителя (эпитропа) в Каире. Архиерейскую хиротонию по просьбе патриарха Николая VI 15 авг. 1983 г. совершил в Махерасском монастыре архиеп. Кипрский Хризостом I при участии иерархов АПЦ митрополитов Иоаннупольского Павла (Лингриса) и Центральноафриканского Тимофея (Кондомеркоса), а также митр. Китийского Хризостома (Махериотиса). 14 июня 1990 г. избран митрополитом Аккрским и Западноафриканским. С окт. 1991 по дек. 1994 г.- патриарший экзарх в Иринупольской митрополии . В связи с преобразованием возглавляемой им епархии в нояб. 1994 г. получил титул митрополита Камерунского и Западноафриканского. 30-31 июля 1993 г. в Стамбуле вместе с митр. Новосмирнским Агафангелом (Тамбуратзакисом) представлял Кипрскую Православную Церковь на Расширенном Соборе (Η Μεζων και Υπερτελς Σνοδος), к-рый был созван К-польским патриархом Варфоломеем I (Архондонисом) в ситуации кризиса в отношениях с Иерусалимским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/2580338.html

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. VI   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   VI. Внутренние события после Ништадтского мира После Ништадтского мира Петр последние годы своего царствования занимался с прежней энергией делами внутреннего устроения. 5-го февраля 1722 года был издан новый закон о престолонаследии, который, можно сказать, уничтожал в этом вопросе всякое значение родового права. Всякий царствующий государь, сообразно этому закону, мог, по своему произволу, назначить себе преемника. " Кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменить " . Почти одновременно (24-го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии.

http://sedmitza.ru/text/443451.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

Предположение о том, что на месте буд. церкви в И. находилось дохрист. святилище ( Kenney. 1929. P. 313), в наст. время признается недоказанным. Иное название И., «середина Мартине» (древнеирл. Medón Mairtine), возможно, указывает на функцию этого места как центра древнего племенного объединения Мартине, к-рое к VI в. перестало играть активную политическую роль ( Ó Cróinín. 2005. P. 222). В раннесредневек. ирл. традиции основание церковного поселения и епископской кафедры И. приписывалось св. Альбе, к-рый жил предположительно в кон. V - 1-й четв. VI в. Основным источником сведений о св. Альбе является лат. Житие, самая ранняя из сохранившихся редакций к-рого составлена, вероятно, в VIII-IX вв. ( Sharpe. 1991. P. 329, 390). Вероятно, информация, приведенная в Житии, восходит к более ранней агиографической традиции. В Житии содержатся характерные для раннесредневек. ирл. агиографии сюжеты незаконного рождения святого, паломничества в Рим, выдержанные в фантастическом стиле описания чудес и т. д. Св. Альбе представлен как сын бриттской рабыни-христианки, жившей в плену у ирл. язычников. Вместе с группой рабов он бежал в Британию, затем направился в Рим, где прошел обучение у еп. Илария (возможно, Римского папы Илария ) и был рукоположен во епископа папой Климентом (вымышленный персонаж). Возвращаясь в Ирландию для проповеди христианства, святой встретился в Доле (ныне Доль-де-Бретань, Франция) со свт. Самсоном († после 560) и предсказал рождение свт. Давида , еп. Меневии (ныне Сент-Дейвидс, Уэльс). Согласно Житию, место буд. церкви И. было указано Альбе ангелом, причем на этом месте уже стоял крест. В ирл. анналах приведены 3 даты смерти святого - 525, 532 и 541 гг. В XIX-XX вв. предания о св. Альбе были критически пересмотрены исследователями, к-рые указали на важную роль имени Альбе (древнеирл. Ailbe) в ирл. мифологии и «синтетической истории» ( Kenney. 1929. P. 314). Ч. Пламмер обоснованно полагал, что св. Альбе действительно жил в 1-й пол. VI в., но сведения о нем подверглись искажению благодаря «местному патриотизму и борьбе за церковную независимость» ( Plummer. 1910. P. XXXI).

http://pravenc.ru/text/389505.html

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010