85 Срав. «Index restitutus» Гельцера. 86 Намек на это можно усматривать в начале арабского списка (см. первые 6 имен). 87 К. Смирнов. Цит. соч., с. 19. 88 К. Смирнов. Цит. соч., с. 39. 89 Имеются в виду провинции, которые по древней терминологии назывались епархиями (см. свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с 2). 90 В. В. Болотов. Theodoretiana. ХЧ, 1892, ч. 11, с. 151. 91 Patrum Nicaenorum nomina..., p. XL1X-L. Французский ученый-египтолог Э. Ревилью, издатель «Коптских текстов Никейского Собора», высказал мнение, что Александрийский Собор исповедников (362 г.) при участии св. Афанасия воспроизвел (хотя не совсем текстуально и не полностью), а затем и обнародовал акты Никейского Первого Вселенского Собора, незадолго пред тем уничтоженные арианами. «Коптские тексты», содержащие, между прочим, и неполный перечень имен никейских отцов (список К из 165 имен), являются, по мнению Ревилью, переводом на коптский язык подлинных актов Александрийского Собора 362 г. 92 Е. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius, VII (Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philol.-hist. Klasse, 1908, Heft 3). 93 В. Бенешевич. Синайский список..., с. 282, примеч. 1-е. Срав. 2-й тезис В. В. Болотова. 94 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 2. 95 В списках I, II, III, G, N, D, R, равно как и в «Index " e» Гельцера, имя Секунда Птолемаидского неправильно помещается в числе епископов провинции Египта. Подпись Феоны Мармарикского не сохранилась ни в одном из наличных списков. 96 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 18—20. 97 Там же, с. 14, примеч. 98 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14, примеч. 99 Т. е. список из синодика св. Афанасия. 100 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14. Шварц полагает, что из наличных списков ближе всех стоит к списку из синодика св. Афанасия, которым пользовался Сократ, список Феодора Чтеца. 101 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 30—59. 102 Там же, с. 66. 103 Там же, с. 17. 104 Там же, с. 20. 105 См. Migne, SG, t. 85. col. 1309—1312 и col. 1341—1344 106 У св. Афанасия встречаются две цифры: 300 и 318 (см. далее); св. Евстафий называет приблизительное число: около 270 (Феодорнт, I, 8); Евсевий-более 250 (Жизнь Константина, III, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

14 . MOCKOBCKUЙ IV, 6955 или от Р. Х. 1447 года, по причине междоусобий при том же Князе. Смотри Русский Временник чacmь II, стр. 14. 15 . MOCKOBCKUЙ V, 6955 или от Р. Х. 1447 года, при том же Князе, о поставлении Ионы, Митрополита Всероссийского Российскими Епископами. Смотри Степенную книгу чacmь II, стр. 22. 16 . МОСКОВСКИЙ VI, 1491 года, при Великом Князе Иоанне Васильевиче и Митрополите Всероссийском Зосиме, на жидовствующих еретиков. Смотри Летопись Никоновскую, часть VI, стр. 126 и 127 и Степенную книгу, чacmь II, стр. 154. 17 . МОСКОВСКИЙ VII, 1493 года при том же Князе и Митрополите, о Пасхальном Круге. Смотри Древней Российской Вивлиофики часть XVI, изд. 2, стр. 85. 18 . МОСКОВСКИЙ VIII, в 7011 или от Р. Х. 1503 году об отложении церковных сборов о неслужении вдовым попам и диаконам, и о благочинии монастырском, при том же Князе, а при Митрополите Симоне. Смотри Летопись Никоновскую, часть VI, стр. 169, Степенную книгу, чacmь II, стр. 166. 19 . ЛUTOBCKUЙ III. Виленский в 1509 году Января 11 о разных делах церковных. Список сего Собора находится в Патриаршей библиотеке между рукописями. 20 . MOCKOBCKUЙ IX, 7089, или от Р. Х. 1551 года, при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, при Митрополите Макарии, об исправлении духовного чина, церковных книг и обрядов. Смотри Стоглавник письменный, и Пращицу Питирима, Епископа Нижегородского, лист 71. 21 . МОСКОВСКИЙ X, 7063 или от Р. Х. 1555 года, при том же Царе и Митрополите об учреждении Архиепископии Казанской. Смотри Степенную книгу, чacmь II, стр. 267, Летопись Никоновскую, часть VII, стр. 231. 22 . МОСКОВСКИЙ XI, 7072 или от Р. Х. 1564 года, о благочинии церковном. Смотри Русскую Летопись, изд. 1793 года, часть V, стр. 67. 23 . МОСКОВСКИЙ XII, 1567 года, при том же Царе и Митрополите Филиппе, о разделении Государства. Смотри Пролог, Января 9, лист 523. 24 . МОСКОВСКИЙ XIII, 7080 или от Р. Х. 1572, во время междумитрополии, о четвёртом браке Царя Иоанна Васильевича. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, изд. 3, часть XIII, стр. 104. А Преосвященный Платон Митрополит Московский в Истории своей, чacmu II, стр. 73, полагает сей Собор в 1575, либо 1577 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

17) Десять посланий к беспоповцам инока Павла белокр. стр. 104–105: «Глаголет святой Симеон Солунский во главе 73: аще от седьми и едину тайну кая церковь изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая». (Тоже см. «Старообрядец» 1906 г. 12, стр. 1398). 18) Истинность старообр. иерархии, А. Швецова, стр. 96: «Проповедывать Евангелие миру во вся роды Христос заповедал апостолам, глаголя: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ): и их преемникам, епискοпом и священником: куплю дейте, Дóндеже прииду ( Лк.19:13 ). Ясио, что если евангелие вечно, то вечно и священство, от Христа апостолом преданное, а ими в лице их преемников продолжаемое». 19) Святоотеческий сборник, еп. Антония Тобольского (стар.), стр. 237. гл. 6 – о власти епископской: «Без епископа нет христианства». 20) «Воззвание»... В. Механикова, л. 66 об.: «Поэтому заявив протест они сочли за лучшее не принимать никаких отмен и нововведений, но за то поплатились, кроме телесных озлоблений, временным лишением главного члена иерархии – епископа». 21) Таи же, л. 69 об.: «Такая особенность вашего отношения к сему чину заключает в себе очевидно намеренное презрение богоучрежденного епископского чина; а это уже лишает ваше общество и трехчинной иерархии и полноты церковных таинств: вместо седьми вы имеете лишь пять таинств, если и оставить вам священника с его священнодействиями. Без иерархии и полноты таинств церковь не может быть церковью, собственно говоря – нет церкви, а без принадлежности к церкви и спасение не мыслимо... И так просим вас, братие, обратить надлежащее внимание на великую важность в церкви Христовой прежде всего на трехчинную иерархию и на ее необходимость для нашего спасения». 22) Меч духовный, К. Перетрухина, л. 121 об.: «То посему и сказано, что епископ в церкви как душа в теле»,.. л. 124 и об.: «И таковая вселенская церковь Христова имеет едино тело и един дух и едины тайны; а потому она никогда не могла и быть не может без своего епископа». Из этих доказательств хорошо видно, что церковь Христова без епископов быть не может, а австрийская была, что подтверждают и сами австрийцы:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

20 марта 1205 г. в Новгород прибыл новый князь Константин Всеволодович , старший сын Владимиро-Суздальского князя (вместо младшего, Святослава), которого встретил крестный ход новгородцев во главе с М.; князь был торжественно посажен ими на престол в соборе Св. Софии (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 423; Т. 25. С. 104). Последующие годы 1-го срока архиерейства М. были отмечены нарастанием в Новгороде политического противостояния, от к-рого в итоге пострадал и сам М. В 1205 г. посадником стал Дмитр Мирошкинич, представитель, по всей видимости, близкого М. и придерживавшегося просуздальской ориентации боярского клана из Людина конца Новгорода. В 1207 г. владычный летописец сделал запись о чудесном знамении - плаче иконы Пресв. Богородицы «у святого Якова в Неревьскемь конци» (НПЛ. С. 50, 247). Чудо объяснялось тем, что 17 марта на Ярославовом дворище по распоряжению брата посадника Дмитра Мирошкинича Бориса «без вины» был убит Олекса Сбыславич, представитель Неревского конца. Недовольство самоуправством Мирошкиничей, введших новые подати с населения, привело в том же году к восстанию против этого боярского клана ( Бережков. Хронология. С. 170). Посадник Дмитр Мирошкинич был ранен под Пронском во время участия новгородского войска в походе Всеволода Большое Гнездо на Рязанскую землю. В его отсутствие по возвращении новгородского войска дворы Мирошкиничей были сожжены, а их имущество конфисковано (о причинах, ходе и последствиях восстания см. подробнее: Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008. С. 93-99; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. С. 182-186). Для М. это событие имело особое значение, поскольку он изначально пользовался политической поддержкой Мирошкиничей. Судя по летописным данным, архиепископ не пытался усмирить враждующих (поскольку в данной ситуации не воспринимался бы как занимающий нейтральную позицию), однако после восстания смог воспрепятствовать надругательству над привезенным из Владимира телом скончавшегося Дмитра Мирошкинича (новгородцы хотели сбросить его с моста в Волхов); бывш. посадник был погребен в Юрьевом монастыре рядом с отцом. В февр. 1208 г. посадничество получил Твердислав Михалкович, принадлежавший, как и его отец Михалко, к боярству Прусской ул., выступавшему нередко в союзе с Людиным концом. Князем вновь стал Святослав Всеволодович, однако в следующем году его сменил враждебно настроенный к Владимиро-Суздальскому князю блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич Удатный, старший сын княжившего в Новгороде в 1179-1180 гг. и похороненного в Софийском соборе блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго.

http://pravenc.ru/text/2563420.html

Мильтиада (Μιλτιδος), после которого он был епископом «старейшего Рима» (Новг.- Coф. XII–XIII в., 1325, – πρεσβυτερας ’Ρωμς, – в Сп.-Прил. XIV в. слова – «старейшего» нет), – пишется: Малтиад, Милтиан (Новг.-Соф. укан. рук.), Летимьян (Сп.-Прил.), в печатном (1675 г.) – Мильтиад (Филарет, а за ним и Сергий употребляют латинское чтение: Мельхиад Milchiades). Слова – папы римского находятся в надписании этой статьи уже в греч. Менологии В., но в древних греческих списках жития св. Сильвестра он редко называется папой (так – в рук. XII в. Париж. национ. библ. 1508 л. 17, – Omont, Catal. Cod. Hahiogr. graec., 1896 г., стр. 197), чаще именуется он епископом (Omont, ibid, pag. 111; 113; Синод. библ., Опис. греч. рукоп. составл. Владимиром, стр. 370) и архиепископом (Omont, р. 10, 32, 104, 140); в древне-славянских Прол. называется папою (Новг.- Coф. XII–XIV в. и др.), как и в Макарьевских Четьи-Мин. (оп. Иосифа, стр. 375), у Димитрия Рос. и в печатных изд. Пролога. В последних сказание о св. Сильвестре представляет сокращение помещенного в Менологии Вас., с упоминанием о чуде воскресения юноши (чего нет в Менол. и в старинных списках Прол.). В греко-византийской агиологии было известно обширное, переведенное и на славян. яз. – «деяние св. Сильвестра», с рассказами о крещении Константина, видении ап. Петра и Павла, о змии, о прении с жидами, о воскрешении юноши (изд. Combefis, Illustrium Christi martyrum lecti triumphi. Par. 1660, pag. 258–336, – Omont, Bibliotheca hahiogr. graeca, Brux. 1895 pag. 119; полный слав. перевод – в Чет.-Мин. Макария, под 2 янв.); им воспользовался в житии св. Сильвестра и св. Димитрий Ростов., который сообщает и рассказы жития о его чудесах (см. изд. его Чт.-Мин. 1714 г.). Между прочим, в этом житии рассказывается о чудесном исцелении от слепоты царя Константина В. и о крещении его Сильвестром: в действительности, Константин В. был крещен в Никомидии, епископом Евсевием, в 337 г., за несколько дней до смерти, последовавшей 20 мая этого года (Робертсон, Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Пс.104:16 .   И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. «И призва глад на землю». Грех влечет за собою наказание; наказание обличает зверскую жизнь, обличение же производит перемену в жизни. Посему Бог наслал голод по причине беззаконной жизни людей того времени; впрочем и при этом прилагал попечение о рабах Своих. «Всяко утверждение хлебное сотры,» то есть, соделал редким, что может питать, не только пшеницу, но и ячмень, и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди. Пс.104:17 .   Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. «Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф». В одно и тоже время дал видеть то и другое, и злобу братьев, и Свою премудрость: потому что лукавство их употребил в пользу. Не Сам понудил их продать брата, но попустил обнаружиться их злонравию. Сам же, употребив сие в пользу, раба соделал царем, и роду предъустроил вход во Египет. Ибо тем, которые имели именоваться народом Божиим, должно было соделаться известными и славными по чудесам, ради их совершенным; потому что оказанное о них попечение возвещало о Боге их, и светом Боговедения озаряло слышащих. Пс.104:18 .   Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его. «Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его». Ибо, по оклеветании в прелюбодействе, Иосиф заключен в темницу, и немедленно, как вероятно, наложили на него железныя оковы. Симмах же перевел сие так: «до железа доходила душа его», то есть, подвергался опасности быть убитым. Пс.104:19 .   Доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его. «Дондеже прииде слово его, слово Господне разжже его». Претерпел же все сие Иосиф, испытуемый подобно золоту, не для того, чтобы Богу всяческих, все знающему прежде, нежели совершится это, дознать чистоту Иосифовой добродетели, но для того, чтобы другим людям показать его любомудрие, и представить в нем образец истины. Пс.104:20 .   Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его. Пс.104:21 .   Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не всегда отверженный за грехи род человеческий является как бы забытым от Бога; не всегда торжествуют грешники и попираются праведники. Приходит время и среди грешной и несправедливой жизни открывается Слово Божие и водворяет правду. Замечательно, что различные священные книги Ветхого и даже Нового Завета прилагают это явление Слова Божия к одним и тем же событиям Священной Истории. Так псалмы 104 и 106 говорят о событиях в Египте и об изведении оттуда народа Божия. Иосиф был предтечей народа и прообразом его участи, сперва рабской и страдальческой, а впоследствии славной и благодетельной для всего мира. „Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф; смириша во оковах нозе его, железо пройде душу его; дóндеже прииде Слово Его, Слово Господне разже его“ ( Пс.104:17–19 ) и доныне говорится о его слове. Не только чистых праведников, но и кающихся спасает Слово Божие, как и Иосифа, чудесным образом, когда уже никакая земная —391— сила не могла помочь им. Когда ропотники в пустыне, уязвляемые страшными змеями, принесли покаяние, „и воззваний ко Господу, внегда скорбети им и от нужд их спасе я: посли Слово Своё и исцели я, и избави я от растлений (гробов) их“ ( Пс.106:19–20 ). Здесь Словом Божиим называется чудесное устроение медного змия, который до такой степени слился в уме израильтян с Виновником исцелений, что многие почитали его за бога, пока праведный Езекия не счёл нужным его истребить. Посему и Премудрый предостерегает читателя от подобного смешения, подтверждая при сём псаломскую мысль о том, что в этом событии открылось Слово Божие. „Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирали, но Тобой, Спасителем всех... Не трава и не пластырь врачевали их, но Твоё Господи всеисцеляющее Слово“ ( Прем.16:7, 12 ср. Втор.8:3 ). Во всех приведённых изречениях под Словом Божиим разумеется нечто живое, или, если уступим на время иудеям, точно олицетворяемое, т. е. не просто глагол Божий, а постоянно и одинаково действующая Божественная промыслительная сила. Только неразумие человеческое не усматривает его в обыкновенном ходе событий природы и жизни, и обнаруживает его лишь в действиях чудесных; на самом же деле эта сила Божия, всё направляющая к победе правды, к наказанию нечестия и к прославлению истин, изложенных в законе Божием, вложена, как в исторические судьбы народов, так и в саму жизнь природы; и там действуют те же законы, которые Господь предписал в Своих заповедях людям, только последние не могут уразуметь сей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

веков и как истинно Великий и Всесвятой Первосвященник наш, Своими молитвами умилостивляющий Своего Родителя и Самого Себя священнодействующий за нас, ибо Сам Он есть жертва и Сам – священник. Сам – посредник, Сам – всенародное приношение, – Агнец, берущий грех мира 17, 6–8. 59–60, – Архипастырь 21, 15–17, – и хотя Он один страдал и один понес наказание за наши вины, но был выше всей твари, как Бог, и достойнее жизни всех 19, 19. 205–206, – заушением Его снимается с вас бесчестие исконного греха 18, 22, – Его бичевание освобождает нас от заслуженного нами показания 19, 1–3. Христос – Спаситель. Неизреченно и сверх разумения человеческого Слово, соединившись со Своею плотию и всю её как бы перенесши в Себя по силе, могущей животворить нуждающееся в жизни, изгнало тление из нашей природы и удалило смерть, искони получившую силу (над нами) по причине греха… В самом деле, невозможно было, чтобы Тот, Кто есть жизнь по природе, не победил тление и не преодолел смерти. Посему, хотя явившаяся чрез преступление смерть и вынуждает человеческое тело к тлению; но поскольку в нас является Христос посредством Своей плоти, то без сомнения мы воскреснем, ибо невероятно, даже более – невозможно, чтобы Жизнь не животворила тех, в ком оно будет. Как искру, сокрытую в мякине, Христос чрез Свою плоть скрывает в нас жизнь и бессмертие, как бы некое семя, всецело уничтожающее в нас тление 6, 54. 53–54. Все мы были во Христе, и общее лице человечества восходит к Его лицу, почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий всё к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и Первый Адам – к тлению и бесславию 1, 14. б. 145–146 –7, 39. 218, –16, 33. 29, –17, 18–19. 98, –17, 20–31. 103–104, –17, 22–23. 116. Нераздельное объединение и взаимопроникновение в лице Христа божества и человечества, преобразившее человеческую природу в святость и нетление, совершает это преобразование и во всех людях, чрез внутреннее единение их со Христом в таинстве причащения или евлогии: это потому, что Христос, пребывая в нас, укрощает свирепеющий в членах наших закон плоти и животворно возжигает благоговение к Богу, а страсти умерщвляет, не вменяя нам грехопадений наших, но, напротив, помогая нам как больным 6, 56. 57, – если животворна была плоть Спасителя, как соединенная с Жизнью (Богом Словом) по природе, то, когда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

лл. 47 – 104 об. 8 [Слово 20]; лл. 105 – 105 об., 107 – 114 об., 106 – 106 об., 115 – 145 об. 9 [Слово 28]; лл. 146 – 148 об. [Слово 29]; лл. 199 об. – 211 об. 11 [Слово 24]; лл. 216 об. – 218. [Слово 25]; лл. 311 – 331 об. 17 [Слово 27]. Кроме того, здесь содержатся еще 5 Слов (лл. 1–29, 225 – 231 об., 294 – 297 об., 333 об. – 339), отдельные 219 глав (лл. 29 об. – 32 об., 148 об. – 199 об., 211 об. – 216 об., 218–225, 232–294, 297 об. – 311 об., 339 – 352 об.) 38 , письмо ученику Макарию Катафигиоту (лл. 353 – 355 об.) и неизвестный текст (лл. 356 – 356 об.). Эти тексты принадлежат, по всей видимости, также Ангеликуду. Начало рукописи не сохранилось, и она начинается с остатка 4. При этом 5 посвящен той же теме трех главных страстей, что и Слово 17. От остальных свидетелей текста «Исихастского утешения» Vat. Barb. gr. 420 отличается рядом деталей. Во-первых, в ней довольно странный порядок следования текстов, где между Словами помещены части 219 глав. Во-вторых, в отличие от двух вышеперечисленных, кодекс Барберини изобилует правкой, причем принадлежащей самому писцу рукописи: зачеркивания, надписания над строкой и вставки в текст, помещенные на полях. Особенно показателен случай л. 134 об.: писец, начав одну из глав Слова 28, перечеркнул написанное, вырезал следующий (видимо, исписанный) лист и начал писать другой, схожий по смыслу текст на чистой странице. Учитывая также преобладание в данной рукописи лучших чтений по сравнению с Ватиканской, следует признать кодекс Vat. Barb. gr. 420 автографом Каллиста Ангеликуда . Формирование данной рукописи можно реконструировать следующим образом. Ее автор записывал тексты в двух схожих по форме блоках, т. е. предназначал их для последующего переплетения в один кодекс, что подтверждает и общий порядок нумерации 219 глав в обеих частях. Первые 6 тетрадей не сохранились, а от тетради 7 пропали 2 первых листа; таким образом, утраченное начало рукописи (Слова 1–3 и начало четвертого) занимало около 50 листов. В номерах Слов использована более яркая киноварь, чем в самом тексте, поэтому очевидно, что номера проставлены позднее, после объединения листов в один кодекс.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010