Единоличные изображения М. М. в качестве минейных под 22 июля немногочисленны: на миниатюре из Евфимиевского Синаксаря (или из Синаксаря Захарии Валашкертского) (НЦРГ. Tbilisi A 648. Fol. 64r, 1030 г.) - с крестом в руке; в минологии по Симеону Метафрасту из мон-ря Эсфигмен (кон. XI в.); в росписях храма мон-ря Козия - в рост, без креста; в притворе Печи (1561) - с подписью: «Мироносица» - поколенно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 122, кон. XV в.) - в рост, в лиловом мафории и красном платье. Возможно, М. М. находится среди святых, дни памяти к-рых в июле, на сев. стене жертвенника ц. св. Симеона Богоприимца в новгородском Зверине мон-ре (нач. XV в.). Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Как личная покровительница одна или в составе композиций с избранными святыми М. М. могла быть изображена и на древних памятниках, однако из-за неполной их сохранности не всегда возможно определить патрональный характер ее образа. Так, в росписях ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.) на юго-зап. арке под сводами хор располагается полуфигура «св. Марии», к-рую исследователи атрибутируют как М. М. На ней вишневый мафорий со звездами на плечах, светлый чепец, в правой руке небольшой крест. Полуфигура М. М. известна по прориси с иконы XVI в. из собрания А. Постникова: она изображена по пояс, в мафории, чепце, платье с шитым оплечьем, в правой руке - небольшой крест, на покровенной левой - сосуд с узким горлом (алавастр). Ее образ встречается в группе избранных святых на иконах, связанных с молением семьи Годуновых, поскольку она была небесной покровительницей супруги царя Бориса (на иконах: «Избранные святые в молении иконе Богоматери «Знамение»», кон. XVI в. (1581-1583), ПИАМ; «Избранные святые в молении Спасителю в окружении небесных сил», письма Прокопия Чирина, кон.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Хадзидакис, Ю. А. Пятницкий) или входившая в состав икон с образами святителей, украшавших апсиду (Т. Вельманс) (1-я пол. (2-я четв.?) XII в., К-поль, ГЭ). Святитель представлен прямолично, чуть ниже пояса, в однотонной охристой фелони и белом омофоре с черными крестами, с Евангелием в покровенной левой руке, правой благословляет. В росписи рус. храмов Г. Ч. был изображен (предположительно) в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (не сохр., 1363 (?)) - на сев. стене в жертвеннике, в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, (80-90-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме рядом с 3 святителями Григориями - Нисским, Акрагантским и неизвестным - и др. Образ святителя устойчиво присутствует в минейных циклах, начиная с ранних иллюминированных Минологиев: имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 188, 976-1025 гг.) - под 18 нояб.; Ватиканского (Vat. gr. 1156. Fol. 268r, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Parisin. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.); в Синаксаре из Давидгареджийского мон-ря (Tbilisi. A 648. б/п, 1030 г.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 4v, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5. Fol. 9v, XII в.), а также на иконе (минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в., мон-рь вмц. Екатерины) - везде в рост - и в настенных минологиях ряда серб. церквей: Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350), вмч. Димитрия Маркова мон-ря (ок. 1376) - предположительно изображение погрудное,- св. Апостолов [св. Спаса] в Печи (1561), свт. Николая в Пелинове (1717-1718), в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386). Ряд минологиев продолжают рус. минейные иконы и гравированные святцы, в к-рых образ святого представлен с той же последовательностью, что и в визант. и балканских памятниках, начиная с наиболее ранних сохранившихся миней: на минейных иконах на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря 1569 г. (ГТГ), XVI в. (ГИМ), на годовой минее нач. XIX в. (УКМ) и др. Единоличные изображения Г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Were the other monasteries as academically advanced as Iviron? Was it Athanasios who introduced this level of scholarship? Or was it purely Iviron’s individual choice and orientation to intertwine in a creative way political and cultural ambitions and to create a national spiritual symbol that would resonate throughout the centuries? Bibliography Archives de l’Athos, fondées par Gabriel Millet, publiées par Paul Lemerle et Jacques Lefort, IV: Actes de Dionysiou, éd. par N. Oikonomidès (Paris, 1968). ––, VII: Actes du Prôtaton, éd. par Denise Papachryssanthou (Paris, 1975). ––, XIV, XVI, XVIII, XIX: Actes d’Iviron, vols 1–4, édition diplomatique par J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari, avec la collaboration d’H. Métrévéli (Paris, 1985, 1990, 1994, 1995). Badridze, Shota, Georgian Relations with Byzantium and Western Europe (Tbilisi, 1984). Grdzelidze, Tamara (tr.), Georgian Monks on Mount Athos. Two Eleventh-Century Lives of the Hegoumenoi of Iviron (London, 2009). Harvey, Alan, Economic Expansion in the Byzantine Empire, 900–1200 (Cambridge, 1989). Metreveli, Helen, The Book of Synodikon of the Georgian Monastery on Mount Athos (Tbilisi, 1998). ––, Philological-Historical Research, vol.1 (Tbilisi, 2008). ––, Studies in Cultural and Educational History of the Athonite Establishment (Tbilisi, 1996). Pantsulaia, I., Catalogue of the Georgian Manuscripts from the Monastery of Iviron on Mount Athos (A Collection), vol. 4 (Tbilisi, 1954). van Parys, Michel, ‘La monachisme et sa signification pour l’identité européenne’, in Gianpaolo Rigotti (ed.), Dall’Oronte al Tevere. Scritti in onore del cardinale Ignace Moussa I Daoud per il cinquantesimo di sacerdozio (Edizioni Orientalia Christiana, Rome, 2004), pp. 297–308. 43 Hilarion the Georgian lived in the nineteenth century and served in the imperial army in St Petersburg. He joined the monastery of Dionysiou but subsequently lived in a hermitage nearby. 44 See Tamara Grdzelidze (tr.), Georgian Monks on Mount Athos. Two Eleventh-Century Lives of the Hegoumenoi of Iviron (London, 2009).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

Patriarch Ilia has taken an unwavering stand for children, mothers, fathers, and the natural family. To combat Georgia’s low birthrate, in late 2007, the Patriarch announced that he would personally baptize and be the godfather of any child born to a family that already had at least two children. This has resulted in a mini-baby boom. Mass baptism ceremonies are conducted four times a year and Patriarch Ilia now has more than 19,000 godchildren. Larry Jacobs, Manager of the World Congress of Families, said: “We are honored and humbled to have the Patriarch’s blessing and participation in World Congress of Families X. Patriarch Ilia represents the Christian virtues of faith, beauty, truth, and goodness in Georgia that the World Congress of Families stands for throughout the world by defending the natural family as the fundamental and only sustainable unit of society and defending the sanctity of dignity of all human life from conception to natural death.” WCF X will also show a beautifully crafted UK documentary on Patriarch Ilia titled: The Patriarch – The Most Trusted Man in the Caucasus. The synopsis of the movie reads: “As the Orthodox world’s longest serving leader for over 40 years the Patriarch has led Georgia through the Soviet oppression, civil wars and its emergence as an independent nation on the world scene. For most Georgians he embodies Georgia’s cultural identity – both secular and religious. The Patriarch’s interests range far beyond the church. He is a gifted artist, a respected social thinker and an accomplished composer of sacred music. He established the internationally renowned Patriarch’s Choir which today tours the world singing Georgian music and revived the ancient Georgian tradition of the polyphonic sacral chant. His moral authority provides a stark contrast to the corruption that is rife in the region.” WCF Tbilisi 2016 will be the first World Congress of Families in the Eurasian and Caucasus region (on the Old Silk Road to China) and the first in an Orthodox country. WCF X conferences and concerts will be held in multiple venues in Tbilisi including the opening ceremony in Tbilisi’s State Philharmonic Concert Hall, the Radisson Blu Iveria Hotel, and the closing ceremony in the historic Rustaveli National Theatre in Tbilisi. WCF X will be broadcast on Georgian National TV and international channels to more than 250 million viewers.

http://pravmir.com/orthodox-patriarch-il...

In his Christmas epistle, which drew controversy mainly because of its wording on the issue of surrogacy and artificial insemination, the Patriarch said that Georgia is part of “Christian Europe”, but the EU should take into consideration Georgia’s “traditions and mindset.” There are some high-ranking clerics, including within the Church’s main governing body Holy Synod, who have used anti-western rhetoric in their sermons before parishioners. ‘Myths and Misperceptions’ In his public speech during a meeting with civil society representatives, before heading to the Georgian Patriarchate, European Commissioner Füle spoke on number of, as he put it, “myths and misperceptions” about the Association Agreement and mentioned among them a notion as if the EU threatens Georgia’s traditions. “This is not an attempt by western countries to impose foreign values on Georgia,” Füle said. “I have heard it said that the Association Agreement would force Georgia to allow same-sex marriages. There is nothing at all in the Agreement that would force Georgia to adopt any such legislation.” He said that adoption of an anti-discrimination legislation, which is one of the requirements under the visa liberalization action plan, “is not a way to impose an alternative lifestyle on anyone.” “What it does do is guarantee the right of individuals to fair and equal treatment regardless of their race, religion, gender, or sexual orientation,” he said. Tbilisi Wants to Speed Up Signing of Association Agreement During his visit in Tbilisi on March 4, the European Commissioner also met President Giorgi Margvelashvili, PM Irakli Garibashvili, parliament speaker Davit Usupashvili, some other senior officials, as well as opposition representatives. One of the issues pushed by the Georgian officials was to speed up signing of the Association Agreement, which was initialled in November. EU leaders decided at a summit in Brussels in late December to speed up the process and to sign the Association Agreements with Georgia and Moldova “as soon as possible and no later than the end of August, 2014.” But Tbilisi, especially after the developments in Ukraine, seeks earlier date.

http://pravmir.com/patriarch-church-will...

Архиепископ Тихон поздравил участников богослужения с днем памяти Крестителя Руси — «человека, просветившего русский народ светом Христовой веры и положившего основы христианской цивилизации в пределах исторической Руси». В день памяти равноапостольного князя Владимира епископ Сурожский Матфей возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Лондона. После запричастного стиха секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко и протодиакон Вадим Санцевич огласили на русском и английском языках посвященное 1030-летию Крещения Руси послание Предстоятеля и Священного Синода Русской Православной Церкви. В конце богослужения архипастырь и сослужившее ему духовенство совершили молитвенное славление у образа равноапостольного Владимира. По завершении Литургии владыка обратился к прихожанам со словами духовного наставления, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение, сообщает епархиальный сайт . В день празднования 1030-летия Крещения Руси управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Нью-Йорка в сослужении соборного духовенства. Во время богослужения прозвучало посвященное празднуемой дате Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам. После причащения Святых Христовых Таин было совершено торжественное славление равноапостольному князю Владимиру. Епископ Иоанн поздравил прихожан с 1030-летием Крещения Руси и памятью равноапостольного Владимира, сообщает сайт Патриарших приходов . Православные верующие в Таиланде отметили 1030-летие Крещения Руси. 28 июля соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжественные богослужения прошли во всех православных храмах Патриаршего благочиния в этой стране. Особо торжественно этот день был отмечен в Чиангмае, где Божественную литургию в храме святого Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира возглавил архимандрит Олег (Черепанин) , благочинный Патриарших приходов и представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5247060...

Слово митрополита Варсонофия на акте в честь 1030-летия Крещения Руси июля 2018 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте, посвященном 1030-летию Крещения Руси (Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления, 27 июля 2018 г., 11:00) _________________________________ Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной особому событию в жизни нашего Отечества - 1030-летию Крещения Руси! В эти дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях - городах и весях - проходят праздничные богослужения, выставки, акции, конференции, призванные актуализировать значение этого события как определившего исторический путь восточнославянской цивилизации. Вспоминая эту дату, мы обращаемся к событию хронологически от нас далекому, но духовно близкому для русского человека, осознающего себя в единстве с историей своей Родины. Именно с Крещения началась наша духовная история, история спасения в Господе нашем Иисусе Христе. С днепровской купели мы говорим о Руси не просто как географическом или политическом образовании, но и как о Руси Святой, явившей яркие и по-своему уникальные примеры высоты человеческого духа, всепрощающей любви и глубокой веры, которые вдохновляют нас сегодня. Отрадно, что день 28 июля является в нашей стране государственной памятной датой, что помогает обществу обращать внимание на краеугольный камень, лежащий в основе тысячелетнего бытия России. Много написано книг и статей о причинах, побудивших князя принять православие. Светские авторы, рассматривая это событие в секулярном ключе, высказывают мнение, что его выбор имел лишь политическое, культурное или цивилизационное значение. Что к этому выбору равноапостольного Владимира подвигли внешние обстоятельства, желание войти в " семью европейских народов " , но не искания истины его жаждущей души. Не отвергая эти, по-своему важные вещи, скажем, что они имели место, но лишь как следствие, а не причина, добавив, что если это желание было продиктовано расчетом, никто бы не увидел реальных изменений в самом крестителе Руси. Принятие христианства изменило его до неузнаваемости, став доказательством животворящей силы евангельской веры. Из жестокого язычника, добивавшегося своего огнем и мечом, он стал добродетельным христианином, известным своими миролюбием и смирением, за что именовался в народе " Владимир Красное Солнышко " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/clovo-mitr...

Служба совершалась на славянском и таиском языках. Большинство молящихся в этот день составили местные жители-тайцы, как проживающие в Чиангмае, так и приехавшие из других городов. Некоторые прибыли на своем автотранспорте из Бангкока, преодолев почти 800 километров пути. Проповедь на тему праздника произнес на тайском языке иеромонах Михей (Пхиасаявонг). По завершении Божественной литургии был отслужен молебен, затем прошел крестный ход вокруг храма. Празднование 1030-летия Крещения Руси в Таиланде совпало с национальным праздником Таиланда — днем рождения Его Величества Короля Таиланда Маха Вичиралонгкорна Бодиндрадебаяварангкуна (Рамы X), являющегося, в соответствии с Конституцией, покровителем всех религий в Королевстве. По этому случаю архимандрит Олег (Черепанин) также поздравил всех присутствующих, а хор исполнил Королевский гимн. За праздничной трапезой, устроенной прихожанами после богослужения, соборный хор под управлением регента В. Маршалковского дал небольшой концерт, сообщает сайт Русской Православной Церкви в Таиланде . В день празднования 1030-летия Крещения Руси в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске состоялся праздничный молебен. Его совершил представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) . В молебне приняли участие чада Русской Православной Церкви, проживающие в столице Сирии и ее окрестностях. По окончании службы отец Арсений огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам. Затем состоялось праздничное чаепитие, в котором приняли участие прихожане и гости прихода, сообщает сайт Представительства . 28 июля в Екатерининском храме Рима (Италия) иерей Алексий Максимов совершил Божественную литургию. По окончании службы с амвона был зачитан текст Послания по случаю 1030-летия Крещения Руси. Затем православные колокола русского храма на берегах Тибра огласили древний Рим торжественным звоном, сообщает приходской сайт .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5247060...

45 Helen Metreveli, The Book of Synodikon of the Georgian Monastery on Mount Athos (Tbilisi, 1998). A synodikon is a book containing names of the departed who are to be commemorated in church services for their financial donations or contributions in kind to a monastery. 46 Archives de l’Athos, fondées par Gabriel Millet, publiées par Paul Lemerle et Jacques Lefort, XIV, XVI, XVIII, XIX: Actes d’Iviron, vols 1–4, édition diplomatique par J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari, avec la collaboration d’H. Métrévéli (Paris, 1985, 1990, 1994, 1995). 47 T. Grdzelidze, Georgian Monks, pp. 56–7. This was the creation of a group of hermitages or a skete, also confirmed later in the text. The creation of Iviron, according to the chrysobull of Basil II, was decided in 979/80. Actes d’Iviron, vol. 1, p. 88. 48 Archives de l’Athos IV: Actes de Dionysiou, éd. par N. Oikonomidès (Paris, 1968), pp. 68–71. See also H. Metreveli, Philological-Historical Research, vol.1, p. 45. 50 This chrysobull is lost but its content is known through the act of Judge Leo (1059 or 1074), Actes d’Iviron, pp. 11–13. 52 According to tradition, the Mother of God, on her way to Cyprus, landed on Mount Athos at the place known as Klementos. 54 Helen Metreveli, Studies in Cultural and Educational History of the Athonite Establishment (Tbilisi, 1996), p. 33. 57 Epitropos is interpreted in Byzantium as administrative head, but Helen Metreveli (Studies, pp. 34–5) says that Athanasios left John the Iberian and Euthymios as epitropoi, spiritual supervisors, of the Great Lavra and it led the Greek monks to dislike the Georgian presence even further. A conflict between the Greeks and the Georgians becomes clear also from the fact that none of the lives of Athanasios the Great mentions the presence and the role of the Georgians in founding the monastic settlement on the Holy Mountain. However, the eighteenth-century Greek description of the lives of the ktitors of the Great Lavra speaks about John the Iberian, John Tornikios, and Euthymios. Also, in the administrative centre in Karyes there is a fresco with eleven great saints of Mount Athos and two of them are Euthymios and George.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

8. “The Place of Georgian Orthodox Church in Diptych” - in the Constanta State University “Ovidius” Scientific Magazine Analele Universitii „Ovidius” Constana,Seria: Teologie, nr. 1, 2007, p. 304-314; 9. “Georgian Orthodox Church in the I-III centuries – Historical and Canonical Research” – in the Constanta State University “Ovidius” Scientific Magazine „Sfântul Apostol Andrei; 10. “ Blessing Holy Chrism in Georgia” -in the Constanta State University “Ovidius” Scientific Magazine „Sfântul Apostol Andrei; 11. “Religion as a Subject in the Program of State General educational schools – Necessary attribute in Democratic Society” – in Scientific Magazine “Logos”, No. 5, 2008, p. 225-232; 12. „Georgian Church and the State in the Context of International Law” – in the Iv. Javakhishvili State University  Scientific Magazine  „Religia”. No. 1, 2008, p. 50-60; 13. “St. Antimos Iverian – The Greatest Politician and Thinker” – in Scientific Magazine Proceeding of Tbilisi Theological Academy, No. 1, 2009, p. 148-158; 14. „The Relations between State and Church of Georgia in the Middle Ages – An Unique Symbiosis of  Eastern and Western Canonical Principles” – in Sulkhan Saba Orbeliani University of Humanities, A collection of Critical Essays “Christianity of East and West”, Tbilisi, 2009, p. 406-421; 15. „Historical-Canonic Principles of Georgian Orthodox Church’s Apostolic Status”  – in the Iv. Javakhishvili State University  Scientific Magazine  „Religia”. No. 3, 2011, p. 30-42; 16. „Filthiness of a Woman – Orthodox Christian Canonic-Anthropological Analysis” – in the Iv. Javakhishvili State University  Scientific Magazine “Christian Researches”. No. 6, 2011, p. 246-261. Выступления на конфренциях и семинарах 2005, May 23, Romania, Constanta; International Symposium ”The main Human Rights and their Legal Protection”;  Theme of the report: “Conscience, religion and belief rights in Georgia in the XX century”; 2006, June 8, Romania, Constanta; International Symposium “Freedom of speech and religion”; Theme of the report: “Freedom of speech and religion in Georgia in the communist period”;

http://bogoslov.ru/person/2296870

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010