Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519).

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАР, ДИМИТРИЙ, ДОНАТ, ДАНАКТ, МЕСИР И ФЕРИН Вáрвар, Димитрий [Димитрион], Донат, Данáкт, Мéсир и Ферúн , мученики (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая). Время мученической кончины неизвестно. В., Дан., М. и Ф. были усечены мечом, а Д. и Дон. пронзены стрелами. Празднование им совершалось 6 мая в построенном в их честь храме, в к-польском квартале Девтерон (SynCP. Col. 662). В визант. календарях X-XI вв. память В. всегда указывалась отдельно от остальных мучеников: под 5 мая в Типиконе Великой ц. X в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 68; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 282), в синаксарях Paris. Nat. gr. 1587, XII в., Bodl. Auctar. T. 3. 16, 1307 г. и др., под 8 мая - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 666). Но впосл. она была соединена с памятью вышеуказанных мучеников. Если в греч. стишном синаксаре (Paris. Nat. Coislin. 223, 1301 г.) память В. стоит 6 мая после этой дружины мучеников, но еще отдельно от нее (SynCP. Col. 661), то в «Синаксаристе» Никодима Святогорца это уже одна дружина мучеников. Вместе они приводятся в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса и в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. В ряде визант. рукописей (Sinait. gr. 606, XI в., Paris. Nat. gr. 1566, XIV в.) под 7 мая помещен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом «Σεπτος παιν Βαρβρου πστει πνους. Ιωσφ» (Пречестные восхваляю Варвара болезни веры. Иосиф), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισωμεν τ Κυρ» (    ), нач.: «Στφος δικαιοσνης κ ζωαρχικς χειρς» (Венец правды от животворящей руки) (Ταμεον. Σ. 197). Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 102; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 43-44; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 26; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 99; SynCP. Col. 661-662, 666. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов2. Т. 2. С. 133; Т. 3. С. 166-167; Janin. Églises et monastères. P. 94; idem. Barbarus (1)//DHGE. T. 6. Col. 591; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 612; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 69-70. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРОПИЯ [Греч. Μυρπη] († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня). Источники Сохранились 2 Жития М.- более пространное по объему, но малоконкретное по содержанию в Императорском Минологии 1034-1041 гг. под 14 июля (BHG, N 2282) и в визант. стишных Синаксарях под 2 дек. (BHG, N 2283), где содержится основная информация об этой святой. И. Делеэ в разночтениях к Синаксарю К-польской ц. (Сирмундов список) приводит Житие М. по Синаксарю Basil. A. III. 16, XV в. (SynCP. Col. 271-274). В других семействах визант. Синаксарей краткое Житие М. помещено под 13 июля в более сжатом варианте (Минологий Василия II (PG. 117. Col. 570), Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 817-818)). Несмотря на существенные расхождения в датах, несомненно сведения относятся к одной и той же мученице, о которой говорится в Житии под 2 дек.: под 13 июля в Типиконе Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 338), в нек-рых месяцесловах Евангелий и Апостолов и в Синаксарях (Синаксарь К-польской ц.- SynCP. Col. 817-818; Минологий имп. Василия II - PG. 117. Col. 570; Петров Синаксарь, нестишные Прологи); под 14 июля - в визант. Четьих-Минеях. Кроме того, под 4 дек. в ряде календарей помещена память некой Миропии (Типикон Великой ц., в списке Крестового мон-ря - Мироп: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 122). По мнению исследователей, к М. относится запись под 23 нояб. в Синаксаре К-польской ц. и в Типиконе Великой ц., где говорится о том, что синаксис мц. Меропе совершается в ц. св. Ирины близ моря ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26; SynCP. Col. 252; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 112). Под 23 июня в рус. домакариевских Четьих-Минеях и в ВМЧ помещено Житие с зачалом: «Сия святая Миропия бяше в Ефестем граде» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 537). Житие остается неопубликованным, но известно, что оно не пространное и, согласно описанию ВМЧ архим. Иосифа (Левицкого), занимает только пол-листа - Л. 363-363 об. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 240 (2-я паг.)). Судя по инципиту, это типичный случай включения в Четьи-Минеи проложного Жития (в данном примере из стишного Пролога). Житие

http://pravenc.ru/text/2563346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, 3628 [Греч. Μρτυρες τρες χιλαδες κα ξακσιοι εκοσι κτ, ο ν Νικομηδε] († кон. III или нач. IV в.) (пам. 2 сент.; пам. греч. 2, 3, 4 сент.). Краткие сведения о святых содержатся в визант. синаксарях, в к-рых день памяти и число мучеников указаны по-разному. Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 2 сент. содержится краткое сказание о 6628 мучениках. Согласно сказанию, после сожжения 20 000 мучеников в Никомидийском храме (см.: Никомидийские мученики , 20 000 ), к-рое произошло по приказу имп. Максимиана, 6628 христиан укрылись в труднопроходимых горах. Когда их нашли и привели в город, святые смело исповедали Христа перед императором и 5 другими, не названными по именам правителями. 6628 мучеников скончались после различных пыток (SynCP. Col. 8). В одних синаксарях поминовение святых отмечено, как и в Синаксаре К-польской ц., под 2 сент., но их число - 3623 (напр., Paris. gr. 1589, XII в.- SynCP. Col. 7), в других память указана под 3 сент., число мучеников - 3000 и/или 3608 (напр., Laurent. San Marco 787, 1050 г.; Paris. gr. 1592, XII в. Paris. gr. 1590, 1063 г. (Парижский список Типикона Великой ц.) - SynCP. Col. 9-10; Mateos. Typicon. T. 1. P. 13). В нек-рых синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 16) память Н. м. обозначена под 4 сент. и указано 3628 чел. Прп. Никодим Святогорец поместил в составленном им «Синаксаристе» память мучеников и краткую заметку о них под 4 сент., указав на то, что численность Н. м. составляла 3628 чел. и пострадали они в 290 г. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского, по-видимому основанном на сведениях из синаксаря К-польской ц., день памяти и число Н. м. совпадают с данными из этого источника. При переводе греч. синаксарей на слав. язык память Н. м., 3628 вошла под 2 сент. в состав слав. Пролога краткой редакции (перевод XI-XII вв., слав. и греч. текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд.

http://pravenc.ru/text/2566230.html

10. Col. 956). В сирийском варианте списка апостолов IX в., происходящем из рукописи монастыря св. Екатерины на Синае, говорится, что К. претерпел мученическую смерть, будучи побит камнями в Антиохии (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 219; Lewis A. S. Catalogue of the Syriac MSS. in the Convent of S. Catharine on Mount Sinai. L., 1894. P. 8). Автором варианта этого списка апостолов в рукописи назван св. Ипполит Римский. В пространной редакции византийской хроники X в., приписываемой Симеону Логофету, сказано, что К. стал епископом Колон (Κολωνεας) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. P. 182). Сведения о том, что К. был епископом Конии, приводятся в византийских синаксарях (SynCP. Col. 786), где его память отмечена под 8 дек. вместе с апостолами от 70 Сосфеном, Аполлосом, Тихиком, Епафродитом, Кесарем и Онисифором. Однако в кратких синаксарных сказаниях, помещенных под 8 дек., нет сведений о месте служения К. (SynCP. Col. 290). К. включен в Собор всех апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 786); кроме того, память К. под 30 марта вместе с апостолами от 70 Аполлосом, Кесарем, Епафродитом и Сосфеном отмечена в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) (SynCP. Col. 574). В более поздних византийских синаксарях под 8 дек. не приводится никаких данных о К., в отличие от других апостолов от 70, и в примечании говорится, что о его жизни и служении ничего не известно. Только в службе ему посвящено двустишие: «Усердно старался Кифа подражать Петру, чтобы явиться исполняющим призвание в делах» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 265-267). Никаких других литургических текстов в православной традиции, посвященных К., не сохранилось. В древнерус. прологах в ВМЧ память К. указана под 8 дек., но о нем также не приводится никаких сведений (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 753). Память К. под 8 дек. и 30 марта закрепилась и в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 91, 379). В издании Житий свт. Димитрия Ростовского, как и в византийских источниках, память К. отмечена 8 дек. в том же составе апостолов; далее сообщается, что К.

http://pravenc.ru/text/1841163.html

Ап. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/Serbia Ап. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/Serbia О. представлен в большинстве византийских каталогов апостолов от 70: в списке V-VI вв., создание которого приписывают свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что О., о к-ром упоминает ап. Павел, стал епископом Коронеи (Κορνεια - Vitae prophetarum. Р. 125); эти же данные представлены в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 142), в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Ibid. Р. 170), в пространной редакции визант. хроники X в., атрибутируемой Симеону Логофету (Ibid. Р. 183), и в списке апостолов IX в. под авторством Епифания Саламинского (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 480). В сир. списке из груз. рукописей A-I 44 и A-9S (X в.) О. представлен как епископ Халкидона в Вифинии ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 130). О. упомянут среди апостолов от 70 в «Пасхальной хронике» (VI в.; Chron. Pasch. P. 402). В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 8 дек. память О. представлена вместе с апостолами от 70 Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Кесарем , однако среди кратких сказаний о месте служения О. ничего не сказано, притом что Сосфен и Тихик названы епископами Колофона, а Кесарь - епископом Коронеи (SynCP. Col. 289-290). Под 7 сент. память О. отмечена вместе с памятью ап. Евода в списке стишного Синаксаря XIV в. (Paris. gr. 1582), в к-ром сказано, что О. стал епископом Колофона (возможно, в районе совр. Дегирмендере, иль Измир, Турция), он был искусен в словах, мужественно стоял в вере «до самой крови» (SynCP. Col. 24). Также память этих апостолов встречается под 28 апр. в греч. минеях XII-XIV вв. (Vindob. Theol. Gr. 300; Paris. gr. 1575) и в отдельных рукописях Синаксарей XIII-XIV вв. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.; Paris. Suppl. 152 - SynCP. Col. 636-638). Под 17 янв. память О. встречается в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.). Кроме того, О. как епископ Коронеи включен в Собор святых апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787).

http://pravenc.ru/text/2578429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, ПОСТРАДАВШИЕ ОТ БОЛГАР [Греч. Μρτυρες, ο π τν Βουλγρων τελειωθντες] († 811) (пам. греч. 23, 24, 25 и 26 июля). В визант. календарях содержится воспоминание о поражении визант. войска имп. Никифора I (802-811, был убит и сам император) от болгарского хана Крума ( Theoph. Chron. Р. 489-491). Ночью, когда греки праздновали победу, болгары, видя отсутствие сторожей, окружили визант. войско. Тех, кто не были убиты на месте, болгары взяли в плен и принуждали отречься от Христа. Поражение греков произошло 26 июля 811 г. В греческих календарях кроме этой даты (SynCP. Col. 846-848) воспоминание о событии содержится также под 23 июля (SynCP. Col. 835-836, 837; PG. 117. Col. 556) и под 25 июля (SynCP. Col. 843). Прп. Никодим Святогорец , основывающийся при составлении «Синаксариста» преимущественно на датах стишного Синаксаря, изложил историю о поражении от болгар под 23 июля ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 96-97). В слав.-рус. агиографической традиции сказание об этих мучениках стало известно после перевода греч. нестишного и стишного синаксарей (кон. XI - нач. XII в., XIV в.). Сказание в нестишном Прологе помещено под 23 июля ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С 300-301), в стишном Прологе под 23 июля содержится двустишие, посвященное мученикам, а под 26 июля - сказание о них ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 49, 53-54). Сведения из обоих источников были включены в Великие Минеи-Четьи свт. Макария под 23 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 325 (2-я паг.)), но не вошли в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского и в совр. календарь РПЦ. Ист.: BHG, N 2263; ActaSS. Iul. T. 5. P. 484-486; SynCP. Col. 835-839, 843, 846-848. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 221, 223-224; Daniele I. Bulgaria, martiri di//BiblSS. T. 3. Col. 592; Beš evliev V. Eine nicht genügend anerkannte hagiographishe Quelle//Polychronion: F. S. F. Dölger zum 75. Geburtstag/Hrsg. von P. Wirth. Hdlb. 1966; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 309-310; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 261-262. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564482.html

Между 816 и 826 гг. П. состоял в переписке с прп. Феодором Студитом, среди писем к-рого сохранились по крайней мере 6 посланий, обращенных к нему. Несмотря на прежние разногласия, преподобный, по-видимому, в этот период состоял с П. в дружеских отношениях ( Theod. Stud. Ep. 82). В период между нояб. 823 и мартом 824 г. вместе с прп. Феодором Студитом П. принял участие во встрече иерархов в храме прор. Илии в метохе Агаврского мон-ря. Согласно Житию прп. Иоанникия Великого, встреча была посвящена беседе о том, какая добродетель является высшей (ActaSS. Nov. T. 2. P. 404-405). Т. Прач полагает, что главной целью этого собрания было обсуждение вопросов, относящихся к борьбе с иконоборчеством ( Pratsch. 1998. S. 284). Последние месяцы жизни П. находился в Керамейском мон-ре в Вифинии, был духовным наставником братии ( Theod. Stud. Ep. 544). Исповедник отошел ко Господу 10 или 11 сент. 826 г. (PBMZ, N 6067). Возглашение вечной памяти П. вошло в Синодик Православия ( Gouillard. Synodikon. P. 52-53, 143). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. указана под 11 сент., там он назван преподобным и исповедником (SynCP. Col. 36). Рукописный Синаксарь XIV в. (Paris. gr. 1582) содержит память П. под 10 сент. (SynCP. Col. 33-34), др. синаксарная рукопись (XII в.) (Paris. gr. 2485) - под 13 сент. (SynCP. Col. 37-38), на основании чего Р. Жанен предполагает, что П. скончался 13 сент. (см.: Janin R. Pietro, metropolita di Nicea//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 716). В результате ошибки переписчиков в нек-рых рукописях (напр., греч. Петров Пролог XI в.; РНБ. Греч. 240) П. под 10 сент. назван Павлом. Его память как Павла при переводе с греческого (XII в.) вошла в слав. нестишные Прологи (см.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 54). В то же время более поздние переводные славяно-рус. стишные Прологи содержат память П. как Петра ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 53). Вероятно, вслед. наличия 2 традиций Павел Никейский со временем стал восприниматься как отдельное лицо, так что в ВМЧ свт. Макария под соответствующей датой указана память уже 2 исповедников Никейских - Петра и Павла ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 28-29 паг.]). Архиеп. Сергий (Спасский) утверждает, что общая память П. и Павла Никейского впервые встречается в новгородском Прологе 1400 г. (ГИМ. Син. 240; см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 366-367), однако в рукописи данную память обнаружить не удалось. В совр. месяцеслове РПЦ под 10 сент. также указана память исповедников Петра и Павла, епископов Никейских.

http://pravenc.ru/text/2580284.html

Сведения о том, что Л. после ап. Петра был провозглашен епископом «великого Рима», приводятся в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 194), где его память отмечается 4 нояб. вместе с другими апостолами от 70: Патровом, Ермой, Гаием и Филологом. Память Л. включена в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 786). Кроме того, память Л. под 5 нояб. отмечена в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.,- SynCP. Col. 195) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596 - SynCP. Col. 198). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память Л. совершается 5 нояб. вместе с теми же апостолами; Л. посвящено двустишие: «Иисус, забросив вервь льняную (λνον) божественного ведения, уловил тебя, Лине, и освободил от жизни этой» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 43). Помимо этого сведения о Л. содержатся в сказаниях, относящихся к дням памяти других святых: Л. явился во сне мц. Пелагии Тарсийской (пам. 8 окт.) и сподвиг ее к принятию крещения (SynCP. Col. 119), крестил мч. Назария (пам. 14 окт.- SynCP. Col. 138). При переводе византийских Синаксарей память Л. под 5 нояб. и двустишие были включены в славяно-русские стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2009. Т. 3. С. 23), память под 4 нояб.- в нестишные (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 302). Поскольку при составлении ВМЧ использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них память Л. присутствует дважды - под 4 нояб. с кратким сказанием и с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 99, 178). Память Л. и апостолов Патрова, Ерма, Гаия и Филолога под 5 нояб. закрепилась и в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344). В соч. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память Л. отмечена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; о нем сказано, что он упомянут ап. Павлом в 2 Тим 4. 21 и назван епископом Рима после ап. Петра (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265). В дополненном издании Житий святых свт. Димитрия Ростовского память Л. отмечена под 5 нояб. в том же составе апостолов, как и в визант. источниках, и под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (ЖСв. Нояб. С. 111; Янв. Ч. 1. С. 164). В совр. календаре РПЦ его память как апостола от 70 и папы Римского упоминается под 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, хотя в указателе он указан и как священномученик; в совр. русской богослужебной традиции его память отмечается только 4 янв. вместе с др. апостолами от 70 (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 111, 128).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОМИД, ЕВЛАМПИЙ, АСКЛИПИОДОТ (АСКЛИПИАД) И ГОЛИНДУХА [греч. Διομδης, Ελμπιος, Ασκληπιοδτης (Ασκληπιδης) κα Γολινδοχ] († нач. II в.), мученики (пам. 3 июля; пам. визант. 30 июня, 7 июля). Под 3 июля упоминаются в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 86; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 330) и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 796) вместе с мучениками Феодотом и Феодотой. Поскольку известно, что эти святые пострадали одновременно с рим. мч. Иакинфом, то их мучение относят к времени правления имп. Траяна (98-117), а местом казни считают Рим. В греч. стишных синаксарях (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и в слав. стишных Прологах (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память Д., Е., А. и Г. указывается 30 июня и говорится, что Д. был родом из Тарса и был усечен мечом, А. утоплен в море (SynCP. Col. 790). В нек-рых визант. календарях их память встречается под 7 июля, напр. в Минее Vindob. Theol. Gr. 300, XIII-XIV вв. (SynCP. Col. 803), и в Типиконе мон-ря Пресв. Богородицы Мили, 1292 г. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Г. названа Долиндухой. Ист.: SynCP. Col. 790, 796, 803; ЖСв. Июль. С. 67; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 20-21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 196, 198, 204; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 114. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/178299.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010